СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по русской литературе 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по русской литературе в 10 классе

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по русской литературе 10 класс»


Календарное планирование по русской литературе

(10 класс, естественно-математическое направление)

на 2018 - 2019 учебный год



Программный материал

Часы

Дата

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся



1

1. Введение. Понятие о границах классического периода русской литературы. Понятия «автор» и «читатель», активное читательское сознание, диалог автора и читателя.



1 ч.



5.09

лекция с элементами беседы

составление конспекта

лекции

2.Особенности поэзии середины 19 века в сравнении с поэзией «золотого века». Жанровые особенности, направления и стили.

1 ч.

7.09

лекция с элементами беседы

лекция с элементами беседы

2

3. Ф.И.Тютчев (1 ч.). Очерк жизни и творчества. Философская лирика. Продолжение в поэзии Тютчева традиций русской философской мысли. Место и назначение человека в мире, загадки бытия.

Мотив одиночества в лирике Ф.И.Тютчева. Важнейшая особенность образного мира поэта – постоянный параллелизм «человек и природа». Особенности любовной лирики («Денисьевский» цикл). Символичность, предельная обобщенность образного строя поэзии Тютчева.


1 ч.


12.09

чтение и анализ стихотворений

чтение и анализ стихотворений,

выполнение заданий, ответы на вопросы учебника

4. А.А.Фет (1 ч.). Беседа о жизни. Фет в отзывах и воспоминаниях современников. Основные мотивы и образы. «Мир как красота» в поэзии Фета. Поэтика времени. Роль художественной детали.

1 ч.

14.09

чтение и анализ стихотворений

чтение и анализ стихотворений, ответы на вопросы учебника, сообщение о романсах на стихи Фета, сопровождаемое прослушиванием их в записи или в исполнении учащихся

3

5. Н.А.Некрасов (4 ч.). Очерк жизни и творчества. Основные мотивы лирики. Социальный взгляд на мир. Стихи о народной жизни («В дороге», «На улице», «Влас» и др.)

1 ч.



19.09

слово учителя,

чтение и анализ стихотворений

сообщения

учащихся,

чтение и анализ стихотворений

6. Художественное и стиховое новаторство Некрасова. «Стиль, отвечающий теме». Гражданские мотивы, тема поэта и поэзии. Любовная лирика. Близость произведений поэта к фольклору. Язык Некрасова.

1 ч.

21.09

чтение и анализ стихотворений

работа в группах,

чтение и анализ стихотворений

4

7.Лирический герой в поэзии Н.А.Некрасова. Поэма «Мороз, Красный нос»: фольклоризм поэмы, образы-персонажи, социально-бытовая реальность и волшебно-сказочная фантастика, лирическое и трагическое в поэме, мотив сна, проблема истолкования финала.


1 ч.



26.09



чтение и анализ стихотворений

сообщения

учащихся,

работа в группах,

чтение и анализ стихотворений

8. Обзор поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

1 ч.

28.09


чтение и анализ стихотворений

домашнее

сочинение по творчеству Н.А.Некрасова.

сообщения

учащихся,

работа в группах,

чтение и анализ стихотворений

5

9. Внеклассное чтение. Поэзия 2-й половины XIX века (А.К.Толстой, А.Майков, Ап.Григорьев, Козьма Прутков).

1 ч.




3.10


Выступления учащихся с рефератами

10. А.Н.Островский (3 ч.). Жизнь и творчество. Своеобразие его драматургии. Постановки пьес Островского, их интерпретации в кино

1 ч.

5.10

Рассказ учителя

работа с учебником , выступления учащихся с рефератами

6

11. «Гроза». Система действующих лиц. Основной конфликт. Катерина как трагическая героиня. Полемика о «Грозе»

1 ч.


10.10

Беседа

чтение по ролям, составление характеристик действующих лиц, запись в тетрадь

12. Интерпретация образа Катерины. Женские судьбы в пьесах Островского «Гроза» и «Бесприданница». Психологический анализ в «Бесприданнице»

1 ч.

12.10

Беседа

ответы на вопросы учебника

письменная работа

7

13. Внеклассное чтение. Актуальные аспекты пьес Островского в современной жизни.

1 ч.



17.10


Выступления учащихся с рефератами

14. Н.С.Лесков (4 ч.). Н.С.Лесков – тонкий мастер и природный стилист. Творческая индивидуальность. Личность автора в оценках современников.

1 ч.

19.10

Лекция – беседа

сообщения

учащихся,

индивидуальное задание

8

15. «Леди Макбет Мценского уезда»: творческая история повести; тема любви и преступления; композиция и сюжет.

1 ч.


24.10

Беседа

анализ текста,

работа по учебнику

16. Повесть Лескова и трагедия Шекспира «Макбет». Образы главных героев.

1 ч.

26.10



9

17. Классное

сочинение на тему «Две Катерины (Кабанова и Измайлова)

1 ч.


7.11



18. «Жемчужное ожерелье», «Тупейный художник». Лесков – мастер остросюжетного рассказа. Рассказ в рассказе. Судьба крепостного человека. История любви Любови Онисимовны и Аркадия. Святочные рассказы: показ борьбы добра и зла, победа светлого начала в сердце человека, пробуждение совести в самом жестоком человеке.

1 ч.

9.11


анализ по вопросам учебника


10

19. Ф.М.Достоевский (6 ч.). Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Личность Достоевского.

Образ каторги в «Записках из Мертвого дома». Композиция книги, образ Мертвого дома.

1 ч.



14.11

Лекция

с элементами беседы,

рассказ учителя

учебник,

раздел «Хронология», разделы II и III.

Чтение заранее подготовленными учениками отдельных эпизодов (индивидуальное задание)

20. Образ Петербурга. Отличие Петербурга Достоевского от Петербурга Пушкина и Гоголя: город, где человеку «не хватает воздуха».

1 ч.

16.11

Беседа

анализ текста,

индивидуальные задания,

ответы на вопросы учебника

11

21. «Преступление и наказание». Преступление Раскольникова (идея Раскольникова, его теория деления людей на два разряда, приведшая к убийству).

1 ч.

21.11


анализ текста, индивидуальные задания,

ответы на вопросы учебника

22. Наказание Раскольникова (муки совести после убийства и одновременно муки от того, что он не относится к высшему разряду). Раскольников до и после преступления: изменения, которые с ним произошли.

1 ч.

23.11


анализ текста, ответы на вопросы учебника,

индивидуальные задания

12

23. Жанр романа. Система образов – персонажей. Поэтика сновидений и их значение в контексте романа.

1 ч.


28.11


анализ текста,

индивидуальные задания

24.Образ Сонечки. Христианские мотивы в романе. Идея страдания и очищения.

1 ч.

30.11

подготовка к домашнему сочинению по роману «Преступление и наказание».

выбор темы из творческих заданий учебника,

составление сложного плана, тезисов

13

25. Внеклассное чтение.

Романы Достоевского. Пророческие откровения писателя о судьбе России, о человеке.

1 ч.




Индивидуальные задания, защита рефератов.

26. М.Е. Салтыков – Щедрин (3 ч.). Жизнь и творчество писателя. «Господа Головлевы». Творческая история романа. Семейная тема.

1 ч.


Лекция

Учителя

чтение отдельных глав, ответы на вопросы учебника

14

27 .Образы – персонажи, композиция и сюжет. Нравственный и социальный аспекты в изображении дворянской семьи.

1 ч.



Беседа

индивидуальные задания,

работа по вопросам и заданиям учебника

28. . Образ Иудушки Головлева, его библейские источники. Щедринские типы в современной жизни.

1 ч.



индивидуальные задания,

работа по вопросам и заданиям учебника

15

29. Л.Н.Толстой (9 ч.). Личность и духовные искания писателя. Нравственный кодекс Толстого: «Чтобы жить честно…». Педагогическая деятельность писателя.

1 ч.



Лекция - беседа


30. Человек и война: от «Севастопольских рассказов» к «Войне и миру». Взгляды Толстого на войну. Истинный героизм и патриотизм в понимании Толстого.

1 ч.



чтение и анализ эпизодов из рассказов,

беседа по вопросам учебника

16

31. «Война и мир». Творческая история романа. Смысл заглавия. Изменение замысла (от романа «Декабрист» к «Войне и миру»). Многозначность понятий «война» и «мир» как выражение идейного замысла писателя. Особенности жанра. Отказ Толстого от привычных жанровых определений.

Судьба отдельного человека в неразрывной связи с историческими событиями. Многоликость произведения, широта охвата действительности в романе – эпопее.

1 ч.



лекция учителя,

беседа

конспект лекции


32.Система образов. «Мысль семейная» в романе. Картины жизни русского дворянства.

1 ч.


Беседа

Ответы на вопросы, индивидуальные задания.

17

33.Духовные искания Андрея Болконского

1 ч.


Беседа

Ответы на проблемные вопросы

34.Духовные искания Пьера Безухова

1 ч.


Беседа

Ответы на проблемные вопросы

18

35.Женские образы в романе. Наташа Ростова как идеал Толстого.

1 ч.


Беседа

Ответы на проблемные вопросы

36.Осуждение войны в романе. Батальные сцены и изображение войны 1812 года. Развенчивание идей наполеонизма.

1 ч.


Беседа

Ответы на проблемные вопросы

19

37.Мастерство Толстого-романиста. «Диалектика души» человека в произведении писателя. Особенности стиля Толстого.

1 ч.


Беседа

Конспект

38. Классное сочинение по роману Толстого «Война и мир»

1 ч.




20

39.Внеклассное чтение. Поздние романы Л.Толстого

1 ч.



Защита рефератов

40.А.П.Чехов (5 часов).

Биографические сведения. Эволюция прозы писателя. Сюжетное мастерство. Своеобразие стиля и прозы.

1 ч.


Лекция

Конспектирование

21

41.Система образов в произведениях «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Особенность тематики.

1 ч.


Беседа

Индивидуальные задания

42.Деградация человека в повести «Ионыч»

1 ч.


Беседа

Ответы на проблемные вопросы

22

43.Трагическое, драматическое и комическое в пьесе «Вишневый сад».

1 ч.


Беседа


44.Система образов-персонажей. Символика в пьесе.

1 ч.


Беседа

Ответы на проблемные вопросы

23

45.Литературный процесс конца 19 – начала 20 века. «Серебряный век» русской литературы. Реализм и модернизм.

1 ч.


Лекция

Конспектирование

46.А.И.Куприн (3 часа)

Жизнь и судьба писателя. Личность писателя в воспоминаниях современников. Основные темы и жанры. Герой и антигерой.

1 ч.


Лекция

Конспект

24

47.Поиск смысла жизни и проблемы армии в повести «Поединок»

1 ч.


Беседа

Ответы на вопросы, работа с учебником и текстом

48.Любовь в произведениях Куприна. Повесть «Гранатовый браслет»

1 ч.


Беседа

Ответы на вопросы, работа с учебником и текстом

25

49.И.А.Бунин (3 часа)

Личность и судьба писателя. Искусство композиции. Особенности лирической поэзии

1 ч.


чтение и анализ стихотворений

сообщения

учащихся,

работа в группах,

чтение и анализ стихотворений

50.Крушение мира в повести «Господин из Сан-Франциско»

1 ч.


Беседа

Работа с текстом

26

51.Тема любви и страсти в произведениях Бунина. Сборник «Темные аллеи»

1 ч.


Беседа

Домашнее сочинение

«Любовь в произведениях Куприна и Бунина»

Индивидуальные задания.

52.Л.Н.Андреев (2 часа)

Личность писателя и его творческая позиция. Андреев как классик и модернист

1 ч.


Лекция

Кноспект

27

53.Евангельские мотивы в творчестве Андреева. «Иуда Искариот»

1 ч.


Беседа

Работа с учебником

54.М.Горький (4 часа)

Личность и судьба поэта. Романтический пафос раннего творчества. «Старуха Изергиль»

1 ч.


Лекция, беседа

Конспект, сообщения учащихся

28

55.Пьеса «На дне» как философская драма. Основные типы.

1 ч.


Беседа

Работа с текстом

56.Тематика и система образов пьесы «На дне».

1 ч.


Беседа

Работа с текстом

29

57.Современное прочтение творчества Горького. «Несвоевременные мысли»

1 ч.


Лекция

Конспект, сообщения учащихся

58. Классное сочинение по произвед. писателей-реалистов рубежа веков

1 ч.




30

59.Модернизм (1 час)

Значение модернизма в истории русской литературы и культуры. Направления модернизма.

1 ч.


Лекция

конспект

60.Символизм (1 час)

Философия и эстетика символизма.

1 ч.


Лекция

конспект

31

61.А.А.Блок (3 часа)

Личность и творческий путь Блока. Основные мотивы и образы. Образ «страшного мира»

1 ч.


Лекция, анализ стихов

Конспект, чтение и анализ стихотворений

62.Россия в стихах Блока. Тема революции в творческой биографии поэта. «Интеллигенция и революция»

1 ч.



Сообщения учащихся, анализ стихотворений

32

63.Поэма «Двенадцать». Система образов и символов.

1 ч.


Беседа

Анализ поэмы

64.Акмеизм (1 час)

Литературные манифесты акмеистов. Ориентация на мировую культуру.

1 ч.


Лекция

конспект

33

65.Н.С.Гумилев (1 час)

Трагическая судьба поэта. Романтический герой. Стихотворные книги Гумилева.

1 ч.


чтение и анализ стихотворений

сообщения

учащихся,

работа в группах,

чтение и анализ стихотворений

66.Футуризм (1 час).

Манифесты и сборники футуристов. Поиск новых форм и словотворчество.

1 ч.


Лекция + самостоятельная работа

Работа с учебником, анализ стихотворений

34

67.Внеклассное чтение.

Поэзия поэтов-модернистов

1 ч.


чтение и анализ стихотворений

сообщения

учащихся,

работа в группах,

чтение и анализ стихотворений

68.Заключение (1 час)

Значение русской классической литературы для мировой культуры 20 века.

1 ч.


Лекция

Конспект




Нормы письменных работ по литературе (2005 – 2006 учебный год)

классы

классное сочинение

домашнее сочинение

5

2

-

6

2

2

7

3

3

8

4

3

9

4

4

10

4

4

11

4

4