| Программный материал | Часы | Дата | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| |
1 | 1. Введение. Понятие о границах классического периода русской литературы. Понятия «автор» и «читатель», активное читательское сознание, диалог автора и читателя. | 1 ч. | 5.09 | лекция с элементами беседы | составление конспекта лекции |
2.Особенности поэзии середины 19 века в сравнении с поэзией «золотого века». Жанровые особенности, направления и стили. | 1 ч. | 7.09 | лекция с элементами беседы | лекция с элементами беседы |
2 | 3. Ф.И.Тютчев (1 ч.). Очерк жизни и творчества. Философская лирика. Продолжение в поэзии Тютчева традиций русской философской мысли. Место и назначение человека в мире, загадки бытия. Мотив одиночества в лирике Ф.И.Тютчева. Важнейшая особенность образного мира поэта – постоянный параллелизм «человек и природа». Особенности любовной лирики («Денисьевский» цикл). Символичность, предельная обобщенность образного строя поэзии Тютчева. | 1 ч. | 12.09 | чтение и анализ стихотворений | чтение и анализ стихотворений, выполнение заданий, ответы на вопросы учебника |
4. А.А.Фет (1 ч.). Беседа о жизни. Фет в отзывах и воспоминаниях современников. Основные мотивы и образы. «Мир как красота» в поэзии Фета. Поэтика времени. Роль художественной детали. | 1 ч. | 14.09 | чтение и анализ стихотворений | чтение и анализ стихотворений, ответы на вопросы учебника, сообщение о романсах на стихи Фета, сопровождаемое прослушиванием их в записи или в исполнении учащихся |
3 | 5. Н.А.Некрасов (4 ч.). Очерк жизни и творчества. Основные мотивы лирики. Социальный взгляд на мир. Стихи о народной жизни («В дороге», «На улице», «Влас» и др.) | 1 ч. | 19.09 | слово учителя, чтение и анализ стихотворений | сообщения учащихся, чтение и анализ стихотворений |
6. Художественное и стиховое новаторство Некрасова. «Стиль, отвечающий теме». Гражданские мотивы, тема поэта и поэзии. Любовная лирика. Близость произведений поэта к фольклору. Язык Некрасова. | 1 ч. | 21.09 | чтение и анализ стихотворений | работа в группах, чтение и анализ стихотворений |
4 | 7.Лирический герой в поэзии Н.А.Некрасова. Поэма «Мороз, Красный нос»: фольклоризм поэмы, образы-персонажи, социально-бытовая реальность и волшебно-сказочная фантастика, лирическое и трагическое в поэме, мотив сна, проблема истолкования финала. | 1 ч. | 26.09 | чтение и анализ стихотворений | сообщения учащихся, работа в группах, чтение и анализ стихотворений |
8. Обзор поэмы «Кому на Руси жить хорошо». | 1 ч. | 28.09 | чтение и анализ стихотворений домашнее сочинение по творчеству Н.А.Некрасова. | сообщения учащихся, работа в группах, чтение и анализ стихотворений |
5 | 9. Внеклассное чтение. Поэзия 2-й половины XIX века (А.К.Толстой, А.Майков, Ап.Григорьев, Козьма Прутков). | 1 ч. | 3.10 | | Выступления учащихся с рефератами |
10. А.Н.Островский (3 ч.). Жизнь и творчество. Своеобразие его драматургии. Постановки пьес Островского, их интерпретации в кино | 1 ч. | 5.10 | Рассказ учителя | работа с учебником , выступления учащихся с рефератами |
6 | 11. «Гроза». Система действующих лиц. Основной конфликт. Катерина как трагическая героиня. Полемика о «Грозе» | 1 ч. | 10.10 | Беседа | чтение по ролям, составление характеристик действующих лиц, запись в тетрадь |
12. Интерпретация образа Катерины. Женские судьбы в пьесах Островского «Гроза» и «Бесприданница». Психологический анализ в «Бесприданнице» | 1 ч. | 12.10 | Беседа | ответы на вопросы учебника письменная работа |
7 | 13. Внеклассное чтение. Актуальные аспекты пьес Островского в современной жизни. | 1 ч. | 17.10 | | Выступления учащихся с рефератами |
14. Н.С.Лесков (4 ч.). Н.С.Лесков – тонкий мастер и природный стилист. Творческая индивидуальность. Личность автора в оценках современников. | 1 ч. | 19.10 | Лекция – беседа | сообщения учащихся, индивидуальное задание |
8 | 15. «Леди Макбет Мценского уезда»: творческая история повести; тема любви и преступления; композиция и сюжет. | 1 ч. | 24.10 | Беседа | анализ текста, работа по учебнику |
16. Повесть Лескова и трагедия Шекспира «Макбет». Образы главных героев. | 1 ч. | 26.10 | | |
9 | 17. Классное сочинение на тему «Две Катерины (Кабанова и Измайлова) | 1 ч. | 7.11 | | |
18. «Жемчужное ожерелье», «Тупейный художник». Лесков – мастер остросюжетного рассказа. Рассказ в рассказе. Судьба крепостного человека. История любви Любови Онисимовны и Аркадия. Святочные рассказы: показ борьбы добра и зла, победа светлого начала в сердце человека, пробуждение совести в самом жестоком человеке. | 1 ч. | 9.11 | | анализ по вопросам учебника |
|
10 | 19. Ф.М.Достоевский (6 ч.). Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Личность Достоевского. Образ каторги в «Записках из Мертвого дома». Композиция книги, образ Мертвого дома. | 1 ч. | 14.11 | Лекция с элементами беседы, рассказ учителя | учебник, раздел «Хронология», разделы II и III. Чтение заранее подготовленными учениками отдельных эпизодов (индивидуальное задание) |
20. Образ Петербурга. Отличие Петербурга Достоевского от Петербурга Пушкина и Гоголя: город, где человеку «не хватает воздуха». | 1 ч. | 16.11 | Беседа | анализ текста, индивидуальные задания, ответы на вопросы учебника |
11 | 21. «Преступление и наказание». Преступление Раскольникова (идея Раскольникова, его теория деления людей на два разряда, приведшая к убийству). | 1 ч. | 21.11 | | анализ текста, индивидуальные задания, ответы на вопросы учебника |
22. Наказание Раскольникова (муки совести после убийства и одновременно муки от того, что он не относится к высшему разряду). Раскольников до и после преступления: изменения, которые с ним произошли. | 1 ч. | 23.11 | | анализ текста, ответы на вопросы учебника, индивидуальные задания |
12 | 23. Жанр романа. Система образов – персонажей. Поэтика сновидений и их значение в контексте романа. | 1 ч. | 28.11 | | анализ текста, индивидуальные задания |
24.Образ Сонечки. Христианские мотивы в романе. Идея страдания и очищения. | 1 ч. | 30.11 | подготовка к домашнему сочинению по роману «Преступление и наказание». | выбор темы из творческих заданий учебника, составление сложного плана, тезисов |
13 | 25. Внеклассное чтение. Романы Достоевского. Пророческие откровения писателя о судьбе России, о человеке. | 1 ч. | | | Индивидуальные задания, защита рефератов. |
26. М.Е. Салтыков – Щедрин (3 ч.). Жизнь и творчество писателя. «Господа Головлевы». Творческая история романа. Семейная тема. | 1 ч. | | Лекция Учителя | чтение отдельных глав, ответы на вопросы учебника |
14 | 27 .Образы – персонажи, композиция и сюжет. Нравственный и социальный аспекты в изображении дворянской семьи. | 1 ч. | | Беседа | индивидуальные задания, работа по вопросам и заданиям учебника |
28. . Образ Иудушки Головлева, его библейские источники. Щедринские типы в современной жизни. | 1 ч. | | | индивидуальные задания, работа по вопросам и заданиям учебника |
15 | 29. Л.Н.Толстой (9 ч.). Личность и духовные искания писателя. Нравственный кодекс Толстого: «Чтобы жить честно…». Педагогическая деятельность писателя. | 1 ч. | | Лекция - беседа | |
30. Человек и война: от «Севастопольских рассказов» к «Войне и миру». Взгляды Толстого на войну. Истинный героизм и патриотизм в понимании Толстого. | 1 ч. | | | чтение и анализ эпизодов из рассказов, беседа по вопросам учебника |
16 | 31. «Война и мир». Творческая история романа. Смысл заглавия. Изменение замысла (от романа «Декабрист» к «Войне и миру»). Многозначность понятий «война» и «мир» как выражение идейного замысла писателя. Особенности жанра. Отказ Толстого от привычных жанровых определений. Судьба отдельного человека в неразрывной связи с историческими событиями. Многоликость произведения, широта охвата действительности в романе – эпопее. | 1 ч. | | лекция учителя, беседа | конспект лекции |
32.Система образов. «Мысль семейная» в романе. Картины жизни русского дворянства. | 1 ч. | | Беседа | Ответы на вопросы, индивидуальные задания. |
17 | 33.Духовные искания Андрея Болконского | 1 ч. | | Беседа | Ответы на проблемные вопросы |
34.Духовные искания Пьера Безухова | 1 ч. | | Беседа | Ответы на проблемные вопросы |
18 | 35.Женские образы в романе. Наташа Ростова как идеал Толстого. | 1 ч. | | Беседа | Ответы на проблемные вопросы |
36.Осуждение войны в романе. Батальные сцены и изображение войны 1812 года. Развенчивание идей наполеонизма. | 1 ч. | | Беседа | Ответы на проблемные вопросы |
19 | 37.Мастерство Толстого-романиста. «Диалектика души» человека в произведении писателя. Особенности стиля Толстого. | 1 ч. | | Беседа | Конспект |
38. Классное сочинение по роману Толстого «Война и мир» | 1 ч. | | | |
20 | 39.Внеклассное чтение. Поздние романы Л.Толстого | 1 ч. | | | Защита рефератов |
40.А.П.Чехов (5 часов). Биографические сведения. Эволюция прозы писателя. Сюжетное мастерство. Своеобразие стиля и прозы. | 1 ч. | | Лекция | Конспектирование |
21 | 41.Система образов в произведениях «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Особенность тематики. | 1 ч. | | Беседа | Индивидуальные задания |
42.Деградация человека в повести «Ионыч» | 1 ч. | | Беседа | Ответы на проблемные вопросы |
22 | 43.Трагическое, драматическое и комическое в пьесе «Вишневый сад». | 1 ч. | | Беседа | |
44.Система образов-персонажей. Символика в пьесе. | 1 ч. | | Беседа | Ответы на проблемные вопросы |
23 | 45.Литературный процесс конца 19 – начала 20 века. «Серебряный век» русской литературы. Реализм и модернизм. | 1 ч. | | Лекция | Конспектирование |
46.А.И.Куприн (3 часа) Жизнь и судьба писателя. Личность писателя в воспоминаниях современников. Основные темы и жанры. Герой и антигерой. | 1 ч. | | Лекция | Конспект |
24 | 47.Поиск смысла жизни и проблемы армии в повести «Поединок» | 1 ч. | | Беседа | Ответы на вопросы, работа с учебником и текстом |
48.Любовь в произведениях Куприна. Повесть «Гранатовый браслет» | 1 ч. | | Беседа | Ответы на вопросы, работа с учебником и текстом |
25 | 49.И.А.Бунин (3 часа) Личность и судьба писателя. Искусство композиции. Особенности лирической поэзии | 1 ч. | | чтение и анализ стихотворений | сообщения учащихся, работа в группах, чтение и анализ стихотворений |
50.Крушение мира в повести «Господин из Сан-Франциско» | 1 ч. | | Беседа | Работа с текстом |
26 | 51.Тема любви и страсти в произведениях Бунина. Сборник «Темные аллеи» | 1 ч. | | Беседа Домашнее сочинение «Любовь в произведениях Куприна и Бунина» | Индивидуальные задания. |
52.Л.Н.Андреев (2 часа) Личность писателя и его творческая позиция. Андреев как классик и модернист | 1 ч. | | Лекция | Кноспект |
27 | 53.Евангельские мотивы в творчестве Андреева. «Иуда Искариот» | 1 ч. | | Беседа | Работа с учебником |
54.М.Горький (4 часа) Личность и судьба поэта. Романтический пафос раннего творчества. «Старуха Изергиль» | 1 ч. | | Лекция, беседа | Конспект, сообщения учащихся |
28 | 55.Пьеса «На дне» как философская драма. Основные типы. | 1 ч. | | Беседа | Работа с текстом |
56.Тематика и система образов пьесы «На дне». | 1 ч. | | Беседа | Работа с текстом |
29 | 57.Современное прочтение творчества Горького. «Несвоевременные мысли» | 1 ч. | | Лекция | Конспект, сообщения учащихся |
58. Классное сочинение по произвед. писателей-реалистов рубежа веков | 1 ч. | | | |
30 | 59.Модернизм (1 час) Значение модернизма в истории русской литературы и культуры. Направления модернизма. | 1 ч. | | Лекция | конспект |
60.Символизм (1 час) Философия и эстетика символизма. | 1 ч. | | Лекция | конспект |
31 | 61.А.А.Блок (3 часа) Личность и творческий путь Блока. Основные мотивы и образы. Образ «страшного мира» | 1 ч. | | Лекция, анализ стихов | Конспект, чтение и анализ стихотворений |
62.Россия в стихах Блока. Тема революции в творческой биографии поэта. «Интеллигенция и революция» | 1 ч. | | | Сообщения учащихся, анализ стихотворений |
32 | 63.Поэма «Двенадцать». Система образов и символов. | 1 ч. | | Беседа | Анализ поэмы |
64.Акмеизм (1 час) Литературные манифесты акмеистов. Ориентация на мировую культуру. | 1 ч. | | Лекция | конспект |
33 | 65.Н.С.Гумилев (1 час) Трагическая судьба поэта. Романтический герой. Стихотворные книги Гумилева. | 1 ч. | | чтение и анализ стихотворений | сообщения учащихся, работа в группах, чтение и анализ стихотворений |
66.Футуризм (1 час). Манифесты и сборники футуристов. Поиск новых форм и словотворчество. | 1 ч. | | Лекция + самостоятельная работа | Работа с учебником, анализ стихотворений |
34 | 67.Внеклассное чтение. Поэзия поэтов-модернистов | 1 ч. | | чтение и анализ стихотворений | сообщения учащихся, работа в группах, чтение и анализ стихотворений |
68.Заключение (1 час) Значение русской классической литературы для мировой культуры 20 века. | 1 ч. | | Лекция | Конспект |