Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Клюковенская средняя общеобразовательная школа»
Навлинского района Брянской области
Одобрено методическим советом школы Председатель методического совета _________/Романова Т.В./ Протокол ШМС № 1 от 30.08.2017 | Утверждаю: Директор школы _______/Утриванов В.В./ Приказ № 32/1 от 31.08.2017 |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Русский язык» для обучающихся 7 класса
Учитель русского языка и литературы Носорева Маргарита Ивановна
2017 – 2018 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса разработана на основе требований Федерального закона от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобнауки России от 29.12.2014 г. №1644); в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897» с учетом Примерной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» 5-9 класс (рук. проекта А.А.Кузнецов, В.М.Рыжаков, А.М.Кондаков. М, «Просвещение», 2010) и Авторской рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» 5-9 классы («Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Л.М.Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и других. М.: Просвещение, 2012), в соответствии с реализуемым базисным учебным планом Брянской области 2017-2018 учебного года (приказ Департамента образования и науки Брянской области от 12.04.2017 г. № 680 «О базисном учебном плане общеобразовательных организаций Брянской области на 2017-2018 учебный год»), учебным планом МБОУ «Клюковенская СОШ» на 2017 – 2018 учебный год.
В соответствии с ФГОС и Примерной программой содержание разработанного курса направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности: развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивном, диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими обшеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка: развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Примерная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса разработана в объеме 210 часов. Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализуемый учебный план МБОУ «Клюковенская СОШ» на 2017 – 2018 учебный год предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в 7 классе в объёме — 157 часов (140 ч. + 17 ч. – компонент образовательного учреждения) (4,5 часа в неделю).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации); создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге; развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности; овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения; умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи; умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.);
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования; осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей; соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи; стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка: распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развёрнутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи; уместное использование фразеологических оборотов в речи; корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций, этикетных формул; использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;
4) расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики: идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по значению и основным грамматическим признакам; распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий разных разрядов и их морфологических признаков, умение различать слова категории состояния и наречия; распознавание глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических признаков; распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков частиц; распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей междометий;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста; проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов; проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении; анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста; определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова; определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов; деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования; проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи; характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных частей речи, определение их синтаксической функции; опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого слова в словосочетании, определение его вида; определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске; определение грамматической основы предложения; распознавание распространённых и нераспространённых предложений, предложений осложнённой и неосложнённой структуры, полных и неполных; распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения, обособленных членов предложения; обращений; вводных и вставных конструкций; опознавание сложного предложения, типов сложного предложения, сложных предложений с различными видами связи, выделение средств синтаксической связи между частями сложного предложения; определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из них и к функциональной разновидности языка, а также создание текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения; определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их использования;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения; умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов; пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего - для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления; пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова; использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов; использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов; использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;
7) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка; поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами; освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме; применение правильного переноса слов; применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге; соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами; выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с учётом значения, смыслового различия, стилистической окраски; нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов; соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении, при употреблении несклоняемых имен существительных и аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной соотнесённости глаголов-сказуемых в связном тексте;
8) для слепых, слабовидящих обучающихся: формирование навыков письма на брайлевской печатной машинке;
9) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся формирование и развитие основных видов речевой деятельности обучающихся - слухозрительного восприятия (с использованием слуховых аппаратов и (или) кохлеарных имплантов), говорения, чтения, письма;
10) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой и альтернативной коммуникативной практике при создании устных, письменных, альтернативных высказываний; стремление к возможности выразить собственные мысли и чувства, обозначить собственную позицию; видение традиций и новаторства в произведениях; восприятие художественной действительности как выражение мыслей автора о мире и человеке.
11) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
12) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
13) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
14) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
15) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
16) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
17) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
18) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Введение (10 ч.)
Русский язык в современном мире. Знакомство с учебником. Роль языка в жизни общества и государства, современном мире. Развитие представления о литературном языке, нормах, культуре речи.
Речь. Знакомство с понятием «речь». Разновидности речи. Разъяснение понятий «диалог» и «монолог».
Речевое общение. Разработка речевых ситуаций. Анализ условий и целей речевого общения.
Речевой этикет. Знакомство с понятием «речевой этикет». Практическое использование речевого этикета на уроке. Исправление ошибок.
Р.Р. Сочинение-рассуждение «Как наше слово отзовется…». Работа с упр. 24. Выбор темы для написания сочинения. Создание тезиса. Подбор аргументов. Написание сочинения-рассуждения на черновике. Самопроверка. Переписывание готового сочинения-рассуждения в тетрадь.
Работа над ошибками. Функциональные разновидности языка. Развитие имеющихся представлений о функциональных разновидностях языка их внеязыковых и языковых особенностях
Текст. Основная и дополнительная информация текста. Развитие представлений о тексте. Основные признаки текста. Тема. Основная мысль, ключевые слова и микротема. Последовательность предложений в тексте. Разновидности информации, которую несет в себе текст.
Тезисы. Сокращение текста. Тезисы как способ сокращения текста.
Контрольный диктант (входной контроль) №1 с грамматическим заданием. Написание контрольного диктанта.
Причастие (37 ч.)
Работа над ошибками. Система частей речи русского языка. Написание работы над ошибками. Дополнение знаний о системе русского языка.
Понятие о причастии. Морфология. Причастие. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки причастий. Признаки глагола и прилагательного у причастия. Морфологический разбор глаголов и прилагательных
Признаки глагола и прилагательного в причастии. Рассмотрение причастия как гибридной формы глагола и прилагательного.
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Склонение причастий. Условия выбора гласных в безударных падежных окончаниях причастий. Употребление причастий в речи. Грамматические разборы.
Причастный оборот. Причастный оборот. Место причастного оборота по отношению к определяемому слову.
Выделение причастного оборота запятыми. Пунктуация в предложениях с причастным оборотом. Орфоэпические нормы. Синтаксический разбор предложений.
Причастный оборот. Практикум. Конструирование предложений с причастными оборотами. Синтаксический разбор предложений.
Действительный и страдательные причастия. Действительные и страдательные причастия. Значение и употребление действительных и страдательных причастий.
Действительные и страдательные причастия. Практикум. Создание действительных и страдательных причастий. Составление словосочетаний и предложений.
Р.Р. Сжатое изложение. Упр. 72. составление плана. Применение приемов сжатия текста. Написание текста сжатого изложения на черновике. Самопроверка. Перенесение текста сжатого изложения в тетрадь
Работа над ошибками. Полные и краткие формы причастий. Страдательные причастия. Полная и краткая форма страдательных причастий. Изменение и синтаксическая роль кратких страдательных причастий. Орфоэпические нормы.
Причастия настоящего и прошедшего времени. Выражение временных значений в причастиях. Материальное и лексическое выражение времени в причастиях.
Образование действительных причастий настоящего времени. Действительные причастия настоящего времени. Образование действительных причастий настоящего времени.
Образование действительных причастий прошедшего времени. Действительные причастия прошедшего времени. Образование действительных причастий прошедшего времени.
Образование страдательных причастий настоящего времени. Страдательные причастия настоящего времени. Образование страдательных причастий настоящего времени.
Образование страдательных причастий прошедшего времени. Страдательные причастия прошедшего времени. Образование страдательных причастий прошедшего времени.
Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях. Правописание гласных перед н в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени.
Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных. Способы различения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. Правописание н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных. Различение кратких страдательных причастий и кратких прилагательных. Условия правописания суффиксов в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных.
Р.Р. Работа с информацией, представленной в различном виде. Работа с раздаточным материалом (с. 50 поурочных разработок к учебнику по русскому языку Рыбченковой). Работа с текстом. Анализ текста с точки зрения различных школьных предметов.
Морфологический разбор причастия. Морфологические и синтаксические признаки причастия. Порядок морфологического разбора причастия.
Правописание НЕ с причастиями. Виды орфограмм, связанных со слитным и раздельным написанием не.
Правописание НЕ с причастиями. Проверочная работа. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Повторений правила. Написание проверочной работы.
Р.Р. Изложение. Работа с текстом упр. 139. Составление плана. Написание текста изложения на черновике. Самопроверка. Перенесение текста изложения в тетрадь.
Работа над ошибками. Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдальных причастий прошедшего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Повторение теоретического материала по теме «Причастие». Повторение правил по теме «Причастие».
Закрепление практических навыков по теме «Причастие». Проработка упражнений различной степени сложности по теме «причастие».
Зачет по теме «причастие». Выполнение тестовых заданий по теме «причастие». Монологический ответ на теоретический вопрос по теме «причастие».
Подготовка к контрольному диктанту по теме «Причастие». Подготовка к написанию контрольного диктанта по теме «причастие».
Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по теме «Причастие». Написание контрольного диктанта по теме «причастие».
Работа над ошибками. Анализ диктанта. Написание работы над ошибками.
Деепричастие (22 ч.)
Понятие о деепричастии. Деепричастие. Основное и добавочное действие. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Употребление деепричастий.
Деепричастный оборот. Деепричастный оборот. Деепричастный оборот как член предложения.
Выделение деепричастного оборота на письме запятыми. Выделение деепричастных оборотов и одиночных деепричастий на письме запятыми. Конструирование предложений с деепричастными оборотами.
Р.Р. Тезисный план текста (упр. 165). Анализ текста упр. 165. составление тезисного плана текста.
Правописание НЕ с деепричастиями. Правило правописания не с деепричастиями. Не с разными частями речи (повторение).
Правописание НЕ с деепричастиями. Практикум. Выполнение упражнений на правописание НЕ с деепричастиями и другими частями речи.
Способы образования деепричастий. Способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида.
Деепричастия совершенного вида. Гласные перед суффиксами -в и -вш деепричастий совершенного вида.
Деепричастия несовершенного вида. Употребление деепричастий несовершенного вида.
Различение деепричастия и наречия. Сравнение деепричастия и наречия. Различения в предложении.
Р.Р. Сочинение-описание картины Б.Кустодиева «Сирень». Рассмотрение картины. Анализ текста упр. 182. составление плана. Составление словарика опорных слов. Написание текста сочинения на черновике. Самопроверка. Перенесение текста сочинения в тетрадь.
Работа над ошибками. Рассуждение и его виды. Знакомство с различными видами текста- рассуждения. Повторение понятий «тезис», «аргумент». Составление текстов различного вида.
Р.Р. Сочинение-рассуждение. Рассмотрение текста упр. 193. Выполнение заданий к тесту. Выбор музейного предмета для написания сочинения. Составление плана сочинения-рассуждения. Написание сочинения-рассуждения на черновике. Самопроверка. Перенесения текста в тетрадь.
Работа над ошибками. Морфологический разбор деепричастия. Морфологические и синтаксические признаки деепричастия. Порядок морфологического разбора деепричастия.
Повторение теоретического материала по теме «деепричастие». Деепричастие. Морфологические и синтаксические признаки деепричастия. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастии и деепричастном обороте.
Закрепление практических навыков по теме «деепричастие». Выполнение упражнений различной степени сложности по изученным в разделе «деепричастие» орфограммам и пунктограммам.
Зачет по теме «деепричастие». Выполнение тестовых заданий по теме «деепричастие». Монологический ответ на теоретический вопрос по теме «деепричастие».
Повторение и обобщение изученного о деепричастии. Повторение материала, изученного в разделе «деепричастие». Подготовка к контрольному диктанту.
Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием по теме деепричастие. Написание контрольного диктанта по теме «деепричастие»
Работа над ошибками. Анализ диктанта. Выполнение работы над ошибками.
Наречие (29 ч.)
Наречие как часть речи. Наречие. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки наречий.
Разряды наречий по значению. Обстоятельственные и определительные наречия, их значения.
Р.Р. Сочинение-рассуждение «Как растения-иностранцы Россию осваивали». Работа с раздаточным материалом (с. 80 «Поурочные разработки к учебнику русского языком Рыбченковой). Составление плана. Написание черновика сочинения-рассуждения. Самопроверка. Перенесение текста в тетрадь.
Работа над ошибками. Степени сравнения наречий. Сравнительная и превосходная степень сравнения наречий, способы их образования. Простая и составная форма сравнительной степени сравнения наречий.
Степени сравнения наречий. Практикум. Синтаксическая роль наречий в сравнительной степени. Учебное исследование.
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о(-е). Правописание не с различными частями речи. Условия слитного и раздельного написания не с наречиями на –о и –е.
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о(-е). практикум. Грамматические разборы. Выполнение упражнений на заданную тему.
Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. Отрицательные наречия. Способы образования отрицательных наречий. Правописание гласных е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.
Морфологический разбор наречия. Морфологические и синтаксические признаки наречия. Порядок морфологического разбора наречия.
Одна и две буквы Н в наречиях на –о(-е). Правописание одной и двух букв н в наречиях на -о и -е.
Одна и две буквы Н в наречиях на –о(-е). Практикум. Различение наречий, кратких прилагательных и кратких причастий.
Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Условия выбора гласных о и е после шипящих на конце наречий. Гласные после шипящих в корне, суффиксе и окончании в разных частях речи.
Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Практикум. Выполнение разноуровневых заданий по теме.
Буквы О и А на конце наречий. Образование наречий. Условия выбора гласных о и а на конце наречий. Орфоэпические нормы.
Дефис между частями слова в наречиях. Способы образования наречий. Условия написания дефиса между частями слова в наречиях. Наречия и омонимичные им прилагательные и местоимения. Орфоэпические нормы. Конструирование предложений с наречиями. Учебное исследование.
Р.Р. Подробное изложение. Работа с текстом упр. 241. Составление плана. Составление словарика опорных слов. Написание текста подробного изложения на черновике. Самопроверка. Перенесения текста в тетрадь.
Работа над ошибками. Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. Способы образования наречий. Орфоэпические нормы.
Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. Практикум. Условия слитного и раздельного написания наречий, образованных от существительных и количественных числительных. Наречия и омонимичные им слова других частей речи.
Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Орфограммы, связанные с правописанием мягкого знака после шипящих на конце слова. Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий.
Проверочная работа «Правописание наречий». Выполнение письменной проверочной работы.
Р.Р. Сжатое изложение. Речевая характеристика героя. Работа с текстом упр. 252. составление плана. Применение различных способов сжатия текста. Написание текста сжатого изложения на черновике. Самопроверка. Перенесение текста в тетрадь.
Работа над ошибками. Повторение теоретического материала по теме «Наречие. Повторение теоретической информации по теме «наречие».
Закрепление практических навыков по теме «Наречие». Выполнение разноуровневых заданий по теме «наречие».
Подготовка к контрольному диктанту по теме «Наречие». Подготовка к контрольному диктанту по теме «наречие».
Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием по теме «Наречие». Написание контрольного диктанта по теме «наречие».
Работа над ошибками. Анализ диктанта. Написание работы над ошибками.
Предлог (15 ч.)
Предлог как часть речи. Предлог. Морфологические признаки предлога. Роль предлогов в словосочетаниях и предложениях. Предлоги и омонимичные приставки. Раздельное написание предлогов со словами. Выражение различных смысловых отношений с помощью предлогов.
Предлоги производные и непроизводные. Производные и непроизводные предлоги. Образование производных предлогов.
Предлоги производные и непроизводные. Практикум. Употребление производных и непроизводных предлогов. Приемы различения предлогов и омонимичных частей речи.
Р.Р. Сочинение заданного жанра. Написание сочинение о необычно жарком лете/ необычно холодной зиме с выбором жанра (с. 90 поурочных разработок по русскому языку по программе Рыбченковой). Написание сочинения о необычно жарком лете/ необычно холодной зиме с выбором жанра.
Работа над ошибками. Предлоги простые и составные. Простые и составные предлоги. Образование и потребление.
Правописание предлогов. Правописание различных групп предлогов.
Правописание предлогов. Проверочная работа. Написание проверочной работы.
Употребление предлогов в речи. Многозначные предлоги. Употребление предлогов в речи. Морфологические и лексические нормы русского языка. Раздельное написание предлогов со словами.
Употребление предлогов в речи. «Как сказать правильно?». Конструирование предложений и словосочетаний. Речевые и грамматические ошибки в употреблении предлогов.
Морфологический разбор предлога. Порядок морфологического разбора предлогов.
Повторение теоретического материала по теме «Предлог». Повторение и обобщение теоретического материала по теме «предлог».
Закрепление практических навыков по теме «предлог». Выполнение разноуровневых заданий по теме «предлог».
Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием по теме «предлог». Написание контрольного диктанта по теме «предлог».
Работа над ошибками. Анализ диктанта. Написание работы над ошибками.
Союз (20 ч.)
Союз как часть. Союз. Морфологические признаки союза. Функции союзов. Союзы и предлоги. Союзные конструкции в речевой практике. Запятые между частями сложных предложений.
Разряды союзов. Простые и составные союзы. Запятые между частями сложных предложений.
Сочинительные союзы. Сочинительные союзы в синтаксических конструкциях разного вида. Группы сочинительных союзов по значению. Запятые в сложносочиненных предложениях.
Подчинительные союзы. Подчинительные союзы в синтаксических конструкциях разного вида. Группы подчинительных союзов по значению. Запятые в сложноподчиненных предложениях.
Сочинительные и подчинительные союзы. Практикум. Конструирование предложений с союзами всех разрядов.
Правописание союзов. Правописание союзов также, тоже, чтобы, зато. Различение союзов также, тоже, чтобы, зато и омонимичных наречий и местоимений с частицами.
Правописание союзов. Практикум. Составление синтаксических конструкций с союзами и омонимичыми частями речи.
Правописание союзов. Проверочная работа. Написание проверочной работы.
Р.Р. Сочинение-рассуждение. Анализ текста упр. 316, выделение основной мысли текста для написания сочинения. Составление плана. Написание текста сочинения-рассуждения на черновике. Самопроверка. Перенесение текста в тетрадь.
Работа над ошибками. Союзы и союзные слова. Различение союзов и союзных слов.
Союзы и союзные слова. Практикум. Составление синтаксических конструкций с союзами и союзными словами.
Проверочная работа «Союзы и союзные слова». Написание проверочной работы (с. 106 поурочных разработок по русскому языку по программе Рыбченковой).
Союзы в простых и сложных предложениях. Использование союзов в простых и сложных предложениях. Смысловые отношения между частями сложного предложения.
Союзы в простых и сложных предложениях. Практикум. Составление синтаксических конструкций.
Морфологический разбор союза. Порядок морфологического разбора союза.
Повторение теоретического материала по теме «Союз». Повторение теоретического материала по теме «Союз».
Закрепление практических навыков по теме «Союз». Выполнение разноуровневых заданий по теме «Союз».
Контрольный диктант №6 с грамматическим заданием по теме «Союз». Написание контрольного диктанта.
Работа над ошибками. Анализ диктанта. Написание работы над ошибками.
Частица (15 ч.)
Частица как часть речи. Частица. Функции частиц.
Разряды частиц. Разряды частиц. Грамматические разборы.
Разряды частиц. Практикум. Составление синтаксических конструкций частицами всех разрядов.
Правописание частиц. Правила раздельного и дефисного написания частиц. Состав слова. Различение частиц и омонимичных частей речи.
Различение частицы не и приставки не-. Частица не и приставка не-.
Правописание частицы НЕ. Правописание частицы НЕ с разными частями речи.
Правописание частицы НЕ. Практикум. Составление синтаксических конструкций с реализацией различных ситуаций правописания частицы НЕ.
Разграничение частиц НЕ и НИ. Отрицательные частицы, их Функции. Употребление частиц не и ни.
Частица ни, приставка ни-, союз ни-ни. Частица ни, приставка ни-, союз ни-ни. Условия слитного и раздельного написания ни с разными частями речи.
Морфологический разбор частиц. Общее значение и разряды частиц. Порядок морфологического разбора частицы.
Повторение теоретического материала по теме «частица». Повторение теоретического материала по теме «Частица».
Закрепление практических навыков по теме «частица». Выполнение разноуровневых заданий по теме «Частица».
Повторение и обобщение материала по теме «Частица». Подготовка к контрольному диктанту по теме «частица».
Контрольный диктант №7 с грамматическим заданием по теме «Частица». Написание контрольного диктанта по теме «частица».
Работа над ошибками. Анализ диктанта. Написание работы над ошибками.
Междометие (1 ч.)
Междометие как часть речи. Междометие. Производные и непроизводные междометия. Употребление междометий в значении других частей речи. Использование междометий в устной речи и в художественных произведениях.
Повторение (7 ч.)
Повторение темы «Служебные части речи». Повторение теоретического материала по темам «Предлог», «Союз», «Частица», «Междометие». Подготовка к зачету.
Урок-зачёт по теме «Служебные части речи». Служебные слова, их отличие от самостоятельных частей речи. Основная роль служебных частей речи.
Повторение теоретического материала за курс 7 класса. Повторение теоретического материала по темам «Причастие», «Деепричастие», «Наречие», «Предлог», «Союз», «Частица», «Междометие».
Закрепление практических навыков за курс 7 класса. Выполнение разноуровневых заданий по темам «Причастие», «Деепричастие», «Наречие», «Предлог», «Союз», «Частица», «Междометие».
Подготовка к итоговому контрольному диктанту за курс 7 класс. Подготовка к итоговому контрольному диктанту за курс 7 класс.
Итоговый контрольный диктант №8 с грамматическим заданием. Написание итогового контрольного диктанта.
Анализ диктанта. Работа над ошибками. Написание работы над ошибками.
Резервные уроки – 4 часа.
Тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Содержание материала | Дата проведения урока | Домашнее задание |
| |
Введение (10 ч.) |
1 | Русский язык в современном мире. | Знакомство с учебником. Роль языка в жизни общества и государства, современном мире. Развитие представления о литературном языке, нормах, культуре речи. | | | П. 1, упр. 3 |
2 | Речь. | Знакомство с понятием «речь». Разновидности речи. Разъяснение понятий «диалог» и «монолог». | | | П. 2, упр. 9 |
3 | Речевое общение | Разработка речевых ситуаций. Анализ условий и целей речевого общения. | | | П. 2, упр. 16 |
4 | Речевой этикет | Знакомство с понятием «речевой этикет». Практическое использование речевого этикета на уроке. Исправление ошибок. | | | П. 3, упр. 23 |
5 | Р.Р. Сочинение-рассуждение. | Работа с упр. 24. Выбор темы для написания сочинения. Создание тезиса. Подбор аргументов. | | | |
6 | Р.Р.Написание сочинения-рассуждения. | Написание сочинения-рассуждения на черновике. Самопроверка. Переписывание готового сочинения-рассуждения в тетрадь. | | | Повторение словарных слов, п. 1-3 |
7 | Работа над ошибками. Функциональные разновидности языка. | Развитие имеющихся представлений о функциональных разновидностях языка их внеязыковых и языковых особенностях | | | П. 4, упр. 31 |
8 | Текст. Основная и дополнительная информация текста. | Развитие представлений о тексте. Основные признаки текста. Тема. Основная мысль, ключевые слова и микротема. Последовательность предложений в тексте. Разновидности информации, которую несет в себе текст | | | П. 5, упр. 34 |
9 | Тезисы. | Сокращение текста. Тезисы как способ сокращения текста. | | | П. 5, упр. 36 |
10 | Контрольный диктант (входной контроль) №1 с грамматическим заданием. | Написание контрольного диктанта. | | | Повторение словарных слов, повторение теоретического материала п. 1-5. |
Причастие (34 ч.) |
11 | Работа над ошибками. Система частей речи русского языка | Написание работы над ошибками. Дополнение знаний о системе русского языка. | | | П. 6, упр. 40 |
12 | Понятие о причастии | Морфология. Причастие. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки причастий. Признаки глагола и прилагательного у причастия. Морфологический разбор глаголов и прилагательных | | | П. 7, упр. 46 |
13 | Признаки глагола и прилагательного в причастии. | Рассмотрение причастия как гибридной формы глагола и прилагательного. | | | П.8, упр. 52 |
14 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | Склонение причастий. Условия выбора гласных в безударных падежных окончаниях причастий. Употребление причастий в речи. Грамматические разборы | | | П. 8, упр. 57 |
15 | Причастный оборот. | Причастный оборот. Место причастного оборота по отношению к определяемому слову. | | | П. 9, упр. 64 |
16 | Выделение причастного оборота запятыми | Пунктуация в предложениях с причастным оборотом. Орфоэпические нормы. Синтаксический разбор предложений. | | | П. 9, упр. 67 |
17 | Причастный оборот. Практикум | Конструирование предложений с причастными оборотами. Синтаксический разбор предложений. | | | П. 9, упр. 69 |
18 | Действительный и страдательные причастия. | Действительные и страдательные причастия. Значение и употребление действительных и страдательных причастий | | | П. 10, упр. 71 |
19 | Действительные и страдательные причастия. Практикум. | Создание действительных и страдательных причастий. Составление словосочетаний и предложений. | | | П. 10, карточки. |
20 | Р.Р. Сжатое изложение. | Упр. 72. составление плана. Применение приемов сжатия текста. | | | |
21 | Р.Р. Написание сжатого изложения | Написание текста сжатого изложения на черновике. Самопроверка. Перенесение текста сжатого изложения в тетрадь | | | Повторение словарных слов, повторение теоретического материала п. 1-10 |
22 | Работа над ошибками. Полные и краткие формы причастий. | Страдательные причастия. Полная и краткая форма страдательных причастий. Изменение и синтаксическая роль кратких страдательных причастий. Орфоэпические нормы. | | | П. 11, упр.80 |
23 | Причастия настоящего и прошедшего времени. | Выражение временных значений в причастиях. Материальное и лексическое выражение времени в причастиях. | | | П. 12, упр. 84 |
24 | Образование действительных причастий настоящего времени. | Действительные причастия настоящего времени. Образование действительных причастий настоящего времени. | | | П. 13, упр. 88 |
25 | Образование действительных причастий прошедшего времени. | Действительные причастия прошедшего времени. Образование действительных причастий прошедшего времени. | | | П. 13, упр. 94 |
26 | Образование страдательных причастий настоящего времени. | Страдательные причастия настоящего времени. Образование страдательных причастий настоящего времени. | | | П. 14, упр. 97 |
27 | Образование страдательных причастий прошедшего времени. | Страдательные причастия прошедшего времени. Образование страдательных причастий прошедшего времени. | | | П. 14, упр. 102 |
28 | Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях. | Правописание гласных перед н в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени. | | | П. 15, упр. 110 |
29 | Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных. | Способы различения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. Правописание н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | | | П. 16, упр. 118 |
30 | Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных. | Различение кратких страдательных причастий и кратких прилагательных. Условия правописания суффиксов в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных. | | | П. 17, упр. 125 |
31 | Р.Р. Работа с информацией, представленной в различном виде | Работа с раздаточным материалом (с. 50 поурочных разработок к учебнику по русскому языку Рыбченковой). | | | |
32 | Р.Р. Работа с информацией, представленной в различном виде. Анализ текстов. | Работа с текстом. Анализ текста с точки зрения различных школьных предметов. | | | Повторение правил п. 6-17, словарные слова |
33 | Морфологический разбор причастия. | Морфологические и синтаксические признаки причастия. Порядок морфологического разбора причастия. | | | П. 18, упр. 128 |
34 | Правописание НЕ с причастиями. | Виды орфограмм, связанных со слитным и раздельным написанием не. | | | П. 19, упр. 136 |
35 | Правописание НЕ с причастиями. Проверочная работа. | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Повторений правила. Написание проверочной работы. | | | П. 19, упр. 138 |
36 | Р.Р. Изложение | Работа с текстом упр. 139. Составление плана. | | | |
37 | Р.Р. Написание изложения | Написание текста изложения на черновике. Самопроверка. Перенесение текста изложения в тетрадь. | | | Повторение правил п. 6-19, словарные слова |
38 | Работа над ошибками. Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдальных причастий прошедшего времени. | Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | | | П. 20, упр. 145 |
39 | Повторение теоретического материала по теме «Причастие» | Повторение правил по теме «Причастие» | | | П. 21, упр. 3 |
40 | Закрепление практических навыков по теме «Причастие». | Проработка упражнений различной степени сложности по теме «причастие». | | | Подготовка к зачету по теме «причастие» |
41 | Зачет по теме «причастие». | Выполнение тестовых заданий по теме «причастие». Монологический ответ на теоретический вопрос по теме «причастие» | | | Повторение правил, карточки |
42 | Подготовка к контрольному диктанту по теме «Причастие» | Подготовка к написанию контрольного диктанта по теме «причастие» | | | Подготовка к диктанту |
43 | Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по теме «Причастие» | Написание контрольного диктанта по теме «причастие». | | | Повторение словарных слов. |
44 | Работа над ошибками. | Анализ диктанта. Написание работы над ошибками. | | | Повторение правил |
Деепричастие (22 ч.) |
45 | Понятие о деепричастии | Деепричастие. Основное и добавочное действие. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Употребление деепричастий | | | П. 22, упр. 153 |
46 | Деепричастный оборот. | Деепричастный оборот. Деепричастный оборот как член предложения. | | | П. 23, упр. 157 |
47 | Выделение деепричастного оборота на письме запятыми. | Выделение деепричастных оборотов и одиночных деепричастий на письме запятыми. Конструирование предложений с деепричастными оборотами | | | П. 23, упр. 164 |
48 | Р.Р. Тезисный план текста (упр. 165) | Анализ текста упр. 165. составление тезисного плана текста. | | | П. 23, упр. 165 (А2,А3) |
49 | Правописание НЕ с деепричастиями. | Правило правописания не с деепричастиями. Не с разными частями речи (повторение) | | | П. 24, упр. 169 |
50 | Правописание НЕ с деепричастиями. Практикум. | Выполнение упражнений на правописание НЕ с деепричастиями и другими частями речи. | | | П.24, упр. 172 |
51 | Способы образования деепричастий. | Способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида. | | | карточки |
52 | Деепричастия совершенного вида. | Гласные перед суффиксами -в и -вш деепричастий совершенного вида. | | | П. 25, упр. 175 |
53 | Деепричастия несовершенного вида. | Употребление деепричастий несовершенного вида. | | | П. 25, упр. 178 |
54 | Различение деепричастия и наречия. | Сравнение деепричастия и наречия. Различения в предложении. | | | карточки |
55 | Р.Р. Сочинение-описание картины Б.Кустодиева «Сирень». | Рассмотрение картины. Анализ текста упр. 182. составление плана. Составление словарика опорных слов. | | | |
56 | Р.Р. Написание сочинения-описания картины Б.Кустодиева «Сирень» | Написание текста сочинения на черновике. Самопроверка. Перенесение текста сочинения в тетрадь. | | | Повторение правил п. 22-25, словарные слова |
57 | Работа над ошибками. Рассуждение и его виды | Знакомство с различными видами текста-рассуждения. Повторение понятий «тезис», «аргумент». Составление текстов различного вида. | | | П. 26, упр. 188 |
58 | Р.Р. Сочинение-рассуждение | Рассмотрение текста упр. 193. Выполнение заданий к тесту. Выбор музейного предмета для написания сочинения. Составление плана сочинения-рассуждения. | | | |
59 | Р.Р. Написания сочинения-рассуждения | Написание сочинения-рассуждения на черновике. Самопроверка. Перенесения текста в тетрадь. | | | Повторение правил п. 22-26, словарные слова |
60 | Работа над ошибками. Морфологический разбор деепричастия | Морфологические и синтаксические признаки деепричастия. Порядок морфологического разбора деепричастия. | | | П. 27, упр. 194 |
61 | Повторение теоретического материала по теме «деепричастие» | Деепричастие. Морфологические и синтаксические признаки деепричастия. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастии и деепричастном обороте. | | | П. 28, упр. 4 |
62 | Закрепление практических навыков по теме «деепричастие» | Выполнение упражнений различной степени сложности по изученным в разделе «деепричастие» орфограммам и пунктограммам. | | | Подготовка к зачету по теме «деепричастие» |
63 | Зачет по теме «деепричастие». | Выполнение тестовых заданий по теме «деепричастие». Монологический ответ на теоретический вопрос по теме «деепричастие». | | | Повторение правил, карточки |
64 | Повторение и обобщение изученного о деепричастии. | Повторение материала, изученного в разделе «деепричастие». Подготовка к контрольному диктанту. | | | Подготовка к контрольному диктанту |
65 | Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием по теме деепричастие. | Написание контрольного диктанта по теме «деепричастие» | | | Повторение словарных слов |
66 | Работа над ошибками | Анализ диктанта. Выполнение работы над ошибками. | | | Повторение правил и словарных слов |
Наречие (29 ч.) |
67 | Наречие как часть речи | Наречие. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки наречий | | | П. 29, упр. 202 |
68 | Разряды наречий по значению | Обстоятельственные и определительные наречия, их значения. | | | П. 30, упр. 207 |
69 | Р.Р. Сочинение-рассуждение «Как растения-иностранцы Россию осваивали» | Работа с раздаточным материалом (с. 80 «Поурочные разработки к учебнику русского языком Рыбченковой). Составление плана. | | | |
70 | Р.Р. Написание сочинения-рассуждения «Как растения-иностранцы Россию осваивали» | Написание черновика сочинения-рассуждения. Самопроверка. Перенесение текста в тетрадь. | | | Словарные слова |
71 | Работа над ошибками. Степени сравнения наречий | Сравнительная и превосходная степень сравнения наречий, способы их образования. Простая и составная форма сравнительной степени сравнения наречий. | | | П. 31, упр. 211 |
72 | Степени сравнения наречий. Практикум. | Синтаксическая роль наречий в сравнительной степени. Учебное исследование. | | | П. 31, упр. 215 |
73 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о(-е). | Правописание не с различными частями речи. Условия слитного и раздельного написания не с наречиями на –о и –е. | | | П. 32, упр. 219 |
74 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о(-е). Практикум. | Грамматические разборы. Выполнение упражнений на заданную тему. | | | П. 32, упр. 220 |
75 | Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий | Отрицательные наречия. Способы образования отрицательных наречий. Правописание гласных е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. | | | карточки |
76 | Морфологический разбор наречия. | Морфологические и синтаксические признаки наречия. Порядок морфологического разбора наречия. | | | П. 33, упр. 222 |
77 | Одна и две буквы Н в наречиях на –о(-е). | Правописание одной и двух букв н в наречиях на -о и -е. | | | П. 34, упр. 225 |
78 | Одна и две буквы Н в наречиях на –о(-е). Практикум. | Различение наречий, кратких прилагательных и кратких причастий. | | | П. 34, упр. 227 |
79 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. | Условия выбора гласных о и е после шипящих на конце наречий. Гласные после шипящих в корне, суффиксе и окончании в разных частях речи | | | П. 35, упр. 231 |
80 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Практикум. | Выполнение разноуровневых заданий по теме. | | | П. 35, индивидуальные задания |
81 | Буквы О и А на конце наречий. | Образование наречий. Условия выбора гласных о и а на конце наречий. Орфоэпические нормы | | | П. 36, упр. 235 |
82 | Дефис между частями слова в наречиях. | Способы образования наречий. Условия написания дефиса между частями слова в наречиях. Наречия и омонимичные им прилагательные и местоимения. Орфоэпические нормы. Конструирование предложений с наречиями. Учебное исследование | | | П. 37, упр. 240 |
83 | Р.Р. Подробное изложение | Работа с текстом упр. 241. Составление плана. Составление словарика опорных слов. | | | |
84 | Р.Р. Написание подробного изложения. | Написание текста подробного изложения на черновике. Самопроверка. Перенесения текста в тетрадь. | | | Повторение правил и словарных слов |
85 | Работа над ошибками. Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. | Способы образования наречий. Орфоэпические нормы. | | | П. 38, упр. 245 |
86 | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. Практикум. | Условия слитного и раздельного написания наречий, образованных от существительных и количественных числительных. Наречия и омонимичные им слова других частей речи. | | | П. 38, упр. 247 |
87 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | Орфограммы, связанные с правописанием мягкого знака после шипящих на конце слова. Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий | | | П. 39, упр. 252 (2) |
88 | Проверочная работа «Правописание наречий» | Выполнение письменной проверочной работы. | | | Повторение словарных слов |
89 | Р.Р. Сжатое изложение. Речевая характеристика героя | Работа с текстом упр. 252. составление плана. Применение различных способов сжатия текста. | | | |
90 | Р.Р. Написание сжатого изложения. Речевая характеристика героя. | Написание текста сжатого изложения на черновике. Самопроверка. Перенесение текста в тетрадь. | | | Повторение правил п. 29-39 |
91 | Работа над ошибками. Повторение теоретического материала по теме «Наречие. | Повторение теоретической информации по теме «наречие». | | | П.40, упр. 4 |
92 | Закрепление практических навыков по теме «Наречие». | Выполнение разноуровневых заданий по теме «наречие». | | | П. 40, упр. 10. |
93 | Подготовка к контрольному диктанту по теме «Наречие». | Подготовка к контрольному диктанту по теме «наречие». | | | Повторение правил п.29-39, карточки |
94 | Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием по теме «Наречие». | Написание контрольного диктанта по теме «наречие» | | | Повторение правил п.29-39 и словарных слов |
95 | Работа над ошибками. | Анализ диктанта. Написание работы над ошибками. | | | Повторение правил п.29-39 и словарных слов |
Предлог (15 ч.) |
96 | Предлог как часть речи | Предлог. Морфологические признаки предлога. Роль предлогов в словосочетаниях и предложениях. Предлоги и омонимичные приставки. Раздельное написание предлогов со словами. Выражение различных смысловых отношений с помощью предлогов | | | П. 41, упр. 256 |
97 | Предлоги производные и непроизводные. | Производные и непроизводные предлоги. Образование производных предлогов. | | | П. 42, упр. 259 |
98 | Предлоги производные и непроизводные. Практикум. | Употребление производных и непроизводных предлогов. Приемы различения предлогов и омонимичных частей речи. | | | П. 42, упр. 263 |
99 | Р.Р. Сочинение заданного жанра | Написание сочинение о необычно жарком лете/ необычно холодной зиме с выбором жанра (с. 90 поурочных разработок по русскому языку по программе Рыбченковой). | | | |
100 | Р.Р. Написание сочинения заданного жанра | Написание сочинения о необычно жарком лете/ необычно холодной зиме с выбором жанра | | | Повторение правил и словарных слов |
101 | Работа над ошибками. Предлоги простые и составные. | Простые и составные предлоги. Образование и потребление. | | | П. 43, упр. 270 |
102 | Правописание предлогов. | Правописание различных групп предлогов. | | | П. 44, упр. 276 |
103 | Правописание предлогов. Проверочная работа. | Написание проверочной работы. | | | П. 44, упр. 278 |
104 | Употребление предлогов в речи. | Многозначные предлоги. Употребление предлогов в речи. Морфологические и лексические нормы русского языка. Раздельное написание предлогов со словами. | | | П. 45, упр. 287 |
105 | Употребление предлогов в речи. «Как сказать правильно?» | Конструирование предложений и словосочетаний. Речевые и грамматические ошибки в употреблении предлогов | | | П. 45, упр. 290 |
106 | Морфологический разбор предлога. | Порядок морфологического разбора предлогов. | | | П. 46, упр. 293 |
107 | Повторение теоретического материала по теме «Предлог» | Повторение и обобщение теоретического материала по теме «предлог». | | | П. 47, упр. 3 |
108 | Закрепление практических навыков по теме «предлог». | Выполнение разноуровневых заданий по теме «предлог». | | | Подготовка к зачету по теме «предлог». |
109 | Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием по теме «предлог». | Написание контрольного диктанта по теме «предлог». | | | Повторение правил и словарных слов |
110 | Работа над ошибками | Анализ диктанта. Написание работы над ошибками. | | | Карточки |
Союз (20 ч.) |
111 | Союз как часть. | Союз. Морфологические признаки союза. Функции союзов. Союзы и предлоги. Союзные конструкции в речевой практике. Запятые между частями сложных предложений. | | | П. 48, упр. 297 |
112 | Разряды союзов. | Простые и составные союзы. Запятые между частями сложных предложений | | | П. 49, упр. 302 |
113 | Сочинительные союзы. | Сочинительные союзы в синтаксических конструкциях разного вида. Группы сочинительных союзов по значению. Запятые в сложносочиненных предложениях | | | П. 50, упр. 306 |
114 | Подчинительные союзы. | Подчинительные союзы в синтаксических конструкциях разного вида. Группы подчинительных союзов по значению. Запятые в сложноподчиненных предложениях | | | П. 51, упр.309 |
115 | Сочинительные и подчинительные союзы. Практикум. | Конструирование предложений с союзами всех разрядов. | | | П. 50-51, карточки |
116 | Правописание союзов. | Правописание союзов также, тоже, чтобы, зато. Различение союзов также, тоже, чтобы, зато и омонимичных наречий и местоимений с частицами. | | | П. 52, упр. 313 |
117 | Правописание союзов. Практикум. | Составление синтаксических конструкций с союзами и омонимичыми частями речи. | | | П. 52, упр. 317 |
118 | Правописание союзов. Проверочная работа. | Написание проверочной работы. | | | Повторение правил и словарных слов |
119 | Р.Р. Сочинение-рассуждение | Анализ текста упр. 316, выделение основной мысли текста для написания сочинения. Составление плана. | | | |
120 | Р.Р. Написание сочинения-рассуждения | Написание текста сочинения-рассуждения на черновике. Самопроверка. Перенесение текста в тетрадь. | | | Повторение правил и словарных слов |
121 | Работа над ошибками. Союзы и союзные слова. | Различение союзов и союзных слов. | | | П. 53, упр.320 |
122 | Союзы и союзные слова. Практикум. | Составление синтаксических конструкций с союзами и союзными словами. | | | П. 53, упр. 323 |
123 | Проверочная работа «Союзы и союзные слова» | Написание проверочной работы (с. 106 поурочных разработок по русскому языку по программе Рыбченковой) | | | Повторение правил и словарных слов |
124 | Союзы в простых и сложных предложениях. | Использование союзов в простых и сложных предложениях. Смысловые отношения между частями сложного предложения. | | | П.54, упр. 327 |
125 | Союзы в простых и сложных предложениях. Практикум. | Составление синтаксических конструкций. | | | П. 54, упр. 332 |
126 | Морфологический разбор союза. | Порядок морфологического разбора союза. | | | П. 55, упр. 335 |
127 | Повторение теоретического материала по теме «Союз». | Повторение теоретического материала по теме «Союз» | | | карточки |
128 | Закрепление практических навыков по теме «Союз». | Выполнение разноуровневых заданий по теме «Союз». | | | Индивидуальны задания |
129 | Контрольный диктант №6 с грамматическим заданием по теме «Союз» | Написание контрольного диктанта. | | | Повторение правил и словарных слов |
130 | Работа над ошибками. | Анализ диктанта. Написание работы над ошибками. | | | Повторение правил и словарных слов |
Частица (15 ч.) |
131 | Частица как часть речи. | Частица. Функции частиц. | | | П. 57, упр. 338 |
132 | Разряды частиц. | Разряды частиц. Грамматические разборы | | | П. 58, упр. 342 |
133 | Разряды частиц. Практикум. | Составление синтаксических конструкций частицами всех разрядов. | | | П. 58, упр. 346, 347 |
134 | Правописание частиц. | Правила раздельного и дефисного написания частиц. Состав слова. Различение частиц и омонимичных частей речи. | | | П. 59, упр. 352 |
135 | Различение частицы не и приставки не- | Частица не и приставка не-. | | | Повторение правил, карточки |
136 | Правописание частицы НЕ. | Правописание частицы НЕ с разными частями речи. | | | П. 60, упр. 355 |
137 | Правописание частицы НЕ. Практикум. | Составление синтаксических конструкций с реализацией различных ситуаций правописания частицы НЕ | | | П. 60, упр. 360 |
138 | Разграничение частиц НЕ и НИ. | Отрицательные частицы, их Функции. Употребление частиц не и ни. | | | П. 61, упр. 365 |
139 | Частица ни, приставка ни-, союз ни-ни | Частица ни, приставка ни-, союз ни-ни. Условия слитного и раздельного написания ни с разными частями речи. | | | карточки |
140 | Морфологический разбор частиц. | Общее значение и разряды частиц. Порядок морфологического разбора частицы. | | | Индивидуальные задания |
141 | Повторение теоретического материала по теме «частица». | Повторение теоретического материала по теме «Частица». | | | П. 65, упр. 3 |
142 | Закрепление практических навыков по теме «частица». | Выполнение разноуровневых заданий по теме «Частица». | | | карточки |
143 | Повторение и обобщение материала по теме «Частица» | Подготовка к контрольному диктанту по теме «частица». | | | Подготовка к контрольному диктанту |
144 | Контрольный диктант №7 с грамматическим заданием по теме «Частица» | Написание контрольного диктанта по теме «частица». | | | Повторение правил и словарных слов. |
145 | Работа над ошибками | Анализ диктанта. Написание работы над ошибками. | | | Повторение правил и словарных слов. |
Междометие (1 ч.) |
146 | Междометие как часть речи. | Междометие. Производные и непроизводные междометия. Употребление междометий в значении других частей речи. Использование междометий в устной речи и в художественных произведениях | | | П. 63, 372 |
Повторение (7 ч.) |
147 | Повторение темы «Служебные части речи». | Повторение теоретического материала по темам «Предлог», «Союз», «Частица», «Междометие». Подготовка к зачету. | | | Подготовка к зачету по теме «служебные части речи» |
148 | Урок-зачёт по теме «Служебные части речи». | Служебные слова, их отличие от самостоятельных частей речи. Основная роль служебных частей речи | | | Повторение правил и словарных слов. |
149 | Повторение теоретического материала за курс 7 класса. | Повторение теоретического материала по темам «Причастие», «Деепричастие», «Наречие», «Предлог», «Союз», «Частица», «Междометие». | | | Индивидуальные задания, повторение правил за курс 7 класса |
150 | Закрепление практических навыков за курс 7 класса. | Выполнение разноуровневых заданий по темам «Причастие», «Деепричастие», «Наречие», «Предлог», «Союз», «Частица», «Междометие». | | | Карточки, повторение словарных слов |
151 | Подготовка к итоговому контрольному диктанту за курс 7 класс | Подготовка к итоговому контрольному диктанту за курс 7 класс | | | Подготовка к итоговому контрольному диктанту |
152 | Итоговый контрольный диктант №8 с грамматическим заданием. | Написание итогового контрольного диктанта. | | | Повторение словарных слов |
153 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | Написание работы над ошибками. | | | |
154-157 | Резервные уроки – 4 ч. | | | | |