Учебная программа учащейся 9 класса Муниципального общеобразовательного учреждения города Горловки «Школа « 35» Соболь Татьяны Дмитриевны, находящейся на индивидуальном обучении, на 2019 - 2020 учебный год составлен в соответствии со следующими нормативными документами:
В соответствии с требованиями п. 1.5, 1.6, 2.2, 2.9, 4.2 Положения об индивидуальной форме обучения в общеобразовательных организациях, утверждённого приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 24 сентября 2015 года № 570 «Об утверждении Положения об индивидуальной форме обучения в общеобразовательных организациях», Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2019 года № 1110 «Об организации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в 2019-2020 учебном году»;
Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25 июля 2019 года № 1060 «О подготовке и организованном начале 2019-2020 учебного года в образовательных организациях Донецкой Народной Республики»;заключением ПМПК от 29.08.2019 № 35-307 приказом Управления образования администрации города Горловка от ________ 2019 № ____ , приказом по МОУ г. Горловки «Школа № 35» от _______ 2019 № ____ , заявлением родителей учащейся 9 класса Соболь Татьяны Дмитриевны, ей организовано индивидуальное обучение.
Примерная адаптированная образовательная программа по курсу «Социально-бытовая ориентировка: 5-9 классы» для обучающихся с легкой умственной отсталостью. Автор Войтенко Н.Е. Донецк 2019
Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащихся, их потребностей и интересов, но и определяет необходимость создания в обучении условий для самоопределения их как личности. Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них универсальных учебных действий, способствующих социальной адаптации и улучшения уровня общего развития учащихся. Данная рабочая программа определяет, в целом, оптимальный объем знаний и умений по СБО, который доступен учащимся. Перечень наиболее доступных для выполнения учащимися работ, распределение учебного времени по видам деятельности сделаны, исходя из этих возможностей, и опираются на материал авторской программы.
Данный учебный предмет важен для девятиклассников, в связи с тем, что накопленный в процессе занятий СБО опыт учащихся обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями, учреждениями, в которые им придётся обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Настоящая программа составлена с учётом особенностей интеллектуального, психофизического развития учащихся, степени сформированности их эмоционально-волевой сферы и направлена на развитие мыслительных операций в процессе восприятия изображаемых предметов, развитие двигательной памяти, совершенствование мелкой и крупной моторики руки, развитие речи, обучение работе по инструкции, самостоятельно, планируя свою деятельность, формирование умения преодолевать трудности, адекватно оценивать свои возможности, просить и получать конструктивную помощь, развивать умение отражать в своей работе опыт различного характера. Что способствует коррекции недостатков психофизического развития, познавательных возможностей и интересов учащихся класса. Каждому из разделов соответствует ряд учебных задач, которые выстроены в определённой последовательности с усложнением и решаются на протяжении всех лет обучения предмету. Благодаря такому принципу построения учебного процесса имеется возможность на каждом занятии уделять внимание одной узко сформулированной задаче, что в конечном итоге приводит к социальной адаптации детей. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал по предмету расположен концентрически по принципу усложнения и увеличения объёма сведений.
чтение и развитие речи, русский язык, математика, ручной труд, биология, география, ИЗО, история, обществоведение, физическая культура, профессионально-трудовое обучение, музыка, внеклассные мероприятия широкого профиля.
Формы контроля: практические работы, анкетирование, тестирование, беседы по пройденному материалу, ответы на вопросы по результатам экскурсий, зарисовки и записи результатов практической деятельности.
Планируемые результаты: Коррекционная направленность особо значима в ОУ. На всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи ребёнка, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, цвето и пространственного восприятия, восприятия окружающего мира и общества в его многообразии. Уроки СБО активно содействуют формированию положительных качеств личности учащихся, социально адаптируют детей. Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе: благодаря этой работе повышается работоспособность, увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия, улучшается пространственное восприятие, развивается и совершенствуется наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности. К концу учебного года учащиеся должны получить достаточно прочные навыки социального самообслуживания, но с учётом своих потенциальных возможностей.
Исходя из возможностей большинства детей класса основные требования к знаниям и умениям обучающихся будут сохранены и аналогичны требованиям авторской программы. К знаниям и умения учеников с тяжёлыми осложнёнными формами развития (Дёминов М., Логинова Д.) требования будут снижены по всем разделам программы. Этим детям предусмотрены индивидуальные задания, отличные от предлагаемых учащимся основной группы класса.
общие правила выведения жирных, фруктовых пятен, пятен от масляной краски, крови, молока, мороженого, шоколада, кофе, следов от горячего утюга и др;
санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе со средствами для выведения пятен;
способы приготовления национальных блюд;
правила сервировки праздничного стола;
меню ребёнка ясельного возраста;
культуру поведения, нормы морали и этики в современном обществе, нормы поведения с соседями по коммунальной квартире и по площадке (приветствие, взаимоуважение, взаимопомощь);
правила приёма гостей (поведения хозяев при встрече, расставании, во время визита);
правила расстановки мебели в квартире (с учётом размера и особенностей площади, назначения комнат, наличия мебели);
требования к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера;
правила сохранения жилищного фонда;
основные маршруты самолётов;
службы аэровокзала;
порядок приобретения и возврата билетов;
правила посадки в самолёт;
отделы рынка;
цены на отдельные товары;
отличия цен на ярмарке, рынке и в магазинах;
правила сдачи вещей в скупку, комиссионный магазин;
правила получения денег за проданные вещи;
современные виды связи;
виды денежных переводов, их стоимость;
меры по предупреждению инфекционных заболеваний;
правила ухода за больными;
условия освобождения от работы (по болезни, для ухода за больными);
местонахождение предприятий бытового обслуживания;
виды оказываемых ими услуг;
правила пользования услугами предприятий бытового обслуживания;
профессии работников предприятий;
правила экономии (учёт реальных возможностей, контроль расходов, перелицовка и реставрация вещей, экономия электроэнергии);
виды и цели сбережений;
порядок помещения денег в сберкассу;
виды кредита, порядок его оформления;
виды страхования;
отвечают ли личностные данные требованиям выбранной профессии;
учреждения и отделы по трудоустройству;
местонахождение и названия предприятий, где требуются рабочие по специальностям, изучаемым в школе;
виды документов, необходимых для поступления на работу;
перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.
Темы уроков, содержание | Практическая работа, упражнения, игры | Словарь | Наглядные материалы и оборудование | Сопутствующее повторение | Вид контроля. Домашнее или дополнительное задание | Дата |
план | ф а к т |
Тема: «Личная гигиена» - 2 часа Цели: 1. Коррекционно-образовательная – формирование необходимого объема знаний, умений и навыков по теме «Личная гигиена». 2. Коррекционно-развивающая – коррекция и развитие психических процессов: восприятия, основных свойств внимания, памяти, мышления, применяя коррекционные упражнения. 3. Коррекционно-воспитательная – развитие личностных качеств: аккуратность, соблюдение гигиенических навыков. | | |
1. Здоровый образ жизни – одно из условий успеха в жизни человека. (Вред курения, алкоголя и наркотиков). | 1.Беседа о вреде курения, алкоголя. 2.Работа с таблицей «Вред курения и алкоголя». 3.Зарисовка в тетради «Это – опасно! Скажи наркотикам – нет!». 4. Проверка и оценка рисунков учащихся. | Алкоголь, деградация, токсичность, пассивное курение | Таблица «Вред курения и алкоголя», тест, работы учащихся по теме | Чем опасны алкоголь и курение для здоровья? | Опрос, поведение учащихся в беседе Расскажите о вреде курения своим товарищам. | 02.09 | |
2.Значение физических упражнений: в здоровом теле – здоровый дух. | 1.Работа в тетради: запись о современных спортивных увлечениях молодых людей (фитнес, шейпинг, бодибилдинг, ритмическая гимнастика) | Фитнес, шейпинг, бодибилдинг, ритмическая гимнастика | Фотографии спортивных состязаний | Комплексы физкультминуток | Текущий контроль. Где можно заниматься фитнесом, шейпингом? | 09.09 | |
Тема «Одежда» - 3 часов Цели: 1.Коррекционно-образовательная – формирование необходимого объема знаний о видах одежды, стилях, модных тенденциях. Дать общее представление о вариантах обновления одежды. 2.Коррекционно-развивающая – развитие объема памяти, зрительных анализаторов, пространственной координации, умения видеть красивое во внешнем виде. Развитие навыков самостоятельной работы, умения решить материально-бытовую проблему. 3. Коррекционно-воспитательная – развитие эмоционально-волевой сферы, чувства прекрасного. |
3. Стиль одежды, мода. Внешний вид молодого человека и средства выражения индивидуально-сти. | 1.Работа в тетради: -запись стиля одежды (авангардный, романтический фольклорный (кантри), классический, юнисекс); - составление памятки по выбору стиля одежды, - учитывай: время года, суток, цель визита, цвет, материальные возможности. 2.Выполнение задания на карточке «Стили одежды». | Стиль – это индивидуальность человека, которая проявляется во всех сферах его жизни. Стили: авангардный, фольклорный, классический. подшить, укоротить. | Виды одежды, ее назначение. Памятка «Правила ухода за одеждой из различных материалов». Журналы мод, Декоративная заплата, прихватки, фартуки. | Кого называют стильным человеком? | Фронтальный опрос. Текущий контроль. | 16.09 | |
4. Обновление одежды (замена мелких деталей). | Работа в тетради: - виды обновления одежды: дополнение некоторыми деталями, перешивание маленьких из больших, пошив изделий для кухни. - запись вариантов обновления одежды в таблице «Варианты обновления одежды». | Обновление, детали, прихватки, фартуки. | Образцы. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами, электроутюгом. | Значение продления срока служения одежды, | Текущий контроль. Как с минимальными расходами обновить одежду? | 23.09 | |
5. Выбор одежды и обуви при покупке. Практическая работа №1 | Практическая работа №1 1.Определение размеров одежды и обуви. 2. Примерка одежды и обуви. | Размер одежды и обуви, гарантийный срок, кассовый и товарный чек, ярлык, примерка | сантиметровая лента, образец ярлыка одежды | Правила определения размера одежды, умение пользоваться сантиметровой лентой и правильно снимать мерки (объем груди, бедер, талии). | Контроль действий учащихся. Оценка качества выполненной работы. Расскажите, как вы покупаете одежду и обувь с родителями. | 30.09 | |
Тема: «Питание» - 3 часа Цели: 1. Коррекционно-образовательная – дать основные сведения о здоровой и рациональной пище, значении диетического питания, формирование умений приготовить блюда и эстетически оформить их, формирование определенного уровня понятий, правил, расширение объема знаний, практических умений. 2. Коррекционно-развивающая – коррекция и развитие мелкой моторики, навыков пространственного ориентирования, умения готовить по рецепту, самостоятельно ориентироваться в задании, планировать свою деятельность, делать вывод о качестве работы. 3. Коррекционно-воспитательная – воспитание личностных качеств (аккуратность, трудолюбие, усидчивость); элементов трудовой культуры (организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии), развитие коммуникативных навыков, коррекция поведения. 4.Сформированность трудовых навыков – формирование навыков самостоятельной трудовой деятельности; развитие социальной ответственности; подготовка к общей средовой адаптации. |
6. Приготовление национальных блюд. Практическая работа №2 | Практическая работа №2 Приготовление национальных блюд. Украинское блюдо: борщ. 1.Чтение рецепта 2.Приготовление блюда 3.Снятие пробы 4.Обсуждение 5.Уборка помещения | Национальное блюдо, рецепт, продукты, способ приготовле-ния | Технологичес-кая карта приготовления блюда. | Применение современных электроприборов на кухне; Санитарно-гигиенические требования, правила ТБ в процессе приготовления пищи, технология приготовления блюда. | Контроль действий учащихся. Оценка качества выполненной работы. Контроль за уборкой помещения | 07.10 | |
7.Приготовление национальных блюд. Практическая работа №3 | Практическая работа №3 Приготовление национальных блюд Молдавское блюдо: рагу овощное 1.Чтение рецепта 2.Приготовление блюда 3.Снятие пробы 4.Обсуждение 5.Уборка помещения. | Рецепт, продукты, способ приготовле-ния | Технологичес-кая карта приготовления блюда. | Санитарно-гигиенические требования, правила техники безопасности в процессе приготовления пищи, технология приготовления блюда. | Контроль действий учащихся. Оценка качества выполненной работы. Контроль за уборкой помещения | 14.10 | |
8.Меню праздничного стола. Практическая работа №4 | Практическая работа №4 Составление меню праздничного стола. Подсчитывание стоимости меню. | Виды праздничного стола: традиционный, фуршет, Закуска. Горячее блюдо. Десерт | Знакомые блюда для праздничного меню, таблица «Блюда для праздника» | Столовые приборы, столовая посуда, культура поведения за столом, правила пользования столовыми приборами. | Текущий контроль. Проверка записи меню. | 21.10 | |
Тема: «Семья» - 2 часа Цели: 1. Коррекционно-образовательная – формирование представлений о российской семье, практических навыков и умений взаимодействия в семье. Формировать знания о семье в жизни человека и общества, как строятся взаимоотношения людей в семейной жизни. Формировать уважение к семье. 2. Коррекционно-развивающая – коррекция и развитие психических процессов: восприятия, основных свойств внимания, памяти, мышления, применяя коррекционные упражнения, выработка навыков общения с людьми в различных жизненных ситуациях. 3. Коррекционно-воспитательная – формирование морально-этических норм поведения, коррекция эмоционально-волевой сферы; формирование коммуникативных навыков, развитие личностных качеств, способствующих взаимопониманию и укреплению семьи. |
9.Основы семейного очага (условия для создания семьи). | 1.Работа в тетради: -функция семьи, -смена поколений, современная российская семья, -мотивы брака: экономический расчет, родительское принуждение, личный выбор супругов. | Семья - это люди, которые живут вместе и ведут общее хозяйство Брак, родство, венчание. | Энциклопедия для молодой семьи | Семейный кодекс, семейное право. | Фронтальный опрос. Контроль знаний учащихся. Напиши о своей семье. | 11.11 | |
10.Основы семейного очага (семейные отношения, семейные традиции) | 1.Упражнения в распределении обязанностей в семье. 2.Сюжетно-ролевая игра «Семейный портрет» (распределение хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи). 1.Сюжетно-ролевая игра «Вечер в твоей семье» - семейный досуг; -проведение праздников в семье | Семейные отношения – это отношения между супругами, их родителями и детьми. Моральные качества Привычки и обычаи, которые переходят от одного поколения к другому, превращаются в традиции. Семейный досуг. Праздники | Подбор проблемных ситуаций по теме (вырезки из газет, журналов) Календарь праздников: профессиональ-ные, календарные, бытовые, семейные, религиозные. | Правила поведения в семье. Основные календарные праздники в году | Опрос. Текущий контроль. Составьте рассказ «Моя семья». Расскажите, как можно устроить семейный праздник. Расскажите о традициях вашей семьи. | 18.11 | |
Тема: «Культура поведения» - 3 часа Цели: 1. Коррекционно-образовательная – формирование и закрепление у учащихся правил поведения в помещениях и на улице, в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, предприятиях и организациях; навыков культурного общения со знакомыми и незнакомыми людьми. Закрепление и расширение знаний о морально-этических нормах поведения в обществе. 2. Коррекционно-развивающая – формирование морально-этических норм поведения, выработка навыков общения с людьми в различных жизненных ситуациях, развитие лексико-грамматического строя речи. 3. Коррекционно-воспитательная – коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы, формирование социально значимых личностных качеств, культуры поведения, адекватности самооценки, развитие коммуникативных навыков. |
11.Традиции культуры поведения в современном обществе. | 1.Составление плана-конспекта урока. 2.Анализ проблемной ситуации. | Адекватность | Дидактический раздаточный материал | Культура поведения юноши и девушки, правила поведения в обществе. Поведение в театре, музее, библиотеке. | Ответы на вопросы. Текущий контроль. Тестирование учащихся психологом «Дайте правильную оценку поведению человека». | 25.11 | |
12. Соседи | 1.Рассказ о взаимоотношениях с соседями. 2.Работа с иллюстративным материалом (проблемно-диалогическое обучение). 3.Работа в тетради: - Нормы поведения с соседями по коммунальной квартире и по площадке | Общежитие, культура общения; Нормы поведения: приветствие, взаимоуважение, взаимопомощь | Иллюстрации по теме | Правила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми (материал 7-8 классов) | Ответы на вопросы. Текущий контроль. Составьте список людей, с которыми вам приятно общаться и объясните, почему. | 02.12 | |
13. Прием гостей. | 1.Сюжетно-ролевая игра «Я принимаю гостей» моделирование реальных ситуаций: -встреча гостей; -прием подарка; -за столом; -расставание | вежливый | Дидактический раздаточный материал, реквизит для сюжетно-ролевой игры, памятка | Правила поведения в обществе, способы ведения разговора со старшими, сверстниками, правила поведения при приеме подарка, поведения за столом. | Текущий контроль. | 09.12 | |
Тема: «Жилище» - 3 часа Цели: 1. Коррекционно-образовательная – познакомить учащихся с правилами расстановки мебели в квартире, требованиями к подбору различных деталей интерьера.. 2. Коррекционно-развивающая – Развитие двигательной активности, умения расставлять мебель в квартире, подбирать детали интерьера, решения материально-бытовых проблем. 3. Коррекционно-воспитательная – развитие эмоционального и волевого компонентов; развитие умения видеть красивое в организации быта, развитие творческих способностей. |
14. Рациональная расстановка мебели в квартире. | 1.Работа в тетради: -запись основных правил расстановки мебели (с учетом размера, особенностей площади, назначения комнат, наличия мебели); - заполнение таблицы «Рациональная расстановка мебели в квартире»; - подсчет суммы, необходимой для приобретения обстановки. | Благоустройство – сделать помещение удобным для жилья. Зонирование квартиры: хозяйственная зона, общие зоны отдыха, зоны сна, занятий. | Таблица «Рациональная расстановка мебели в квартире» | Помещения в жилых домах | Ответы на вопросы. | 16.12 | |
15. Рациональная расстановка мебели в квартире. Практическая работа №5 | Практическая работа №5 1.Упражнения в рациональной расстановке мебели. . | Жилищный фонд, площадь | Макет квартиры и мебели | Выполнение правил техники безопасности при расстановке мебели в квартире. | Текущий контроль. Оценка качества выполненной работы. | 23.12 | |
16.Повторительно-обобщающий урок. Зачетная работа за I полугодие. | Зачетная работа за I полугодие (приложение 9) Выполнение устных и письменных заданий по темам. | Термины и понятия по темам. | Наглядный материал, алгоритмы | Повторение изученного материала по темам. | Контроль знаний учащихся | 13.01 | |
Тема: «Транспорт» - 3 часа Цели: 1. Коррекционно-образовательная – формирование необходимого объема знаний о транспортных средствах, практических умений и навыков самостоятельной деятельности. Дать знания о назначении авиатранспорта, правилах пользования авиатранспортом. 2. Коррекционно-развивающая – коррекция и развитие внимания, наблюдательности, представлений об окружающем, навыков пространственного ориентирования, коммуникативных навыков, лексико-грамматического строя речи. 3. Коррекционно-воспитательная – развитие эмоционально-волевой сферы; формирование личностных качеств, способствующих общей средовой адаптации. |
17.АвиатранспортАэровокзал. Маршруты. | 1.Работа в тетради: - службы аэровокзала -порядок досмотра пассажира и его вещей -ограничения в перевозке багажа 2.Ориентироваться в расписании: определять маршрут и выбрать транспортные средства. | Воздушный транспорт, авиатранспорт, аэровокзал, аэропорт, маршрут; сервис, предоставляемый пассажиру авиакомпанией. | Образцы авиабилетов, перечень вещей, запрещенных к провозу в самолете, рекламные проспекты авиакомпании. | Основные транспортные средства для перевозки пассажиров, междугородние сообщения, основные службы вокзала. | Контроль действий. Отчет о проделанной работе. Результативность. | 13.01 | |
18. Порядок приобретения билетов. | Работа в тетради: 1.Порядок приобретения билетов. 2.Определить стоимость билета (в зависимости от класса, срока приобретения и количества билетов на один рейс). 3.Предварительная продажа билетов. 4.Порядок возврата билетов | Предварительная продажа, эконом-класс, стоимость, чартер, пункт назначения. | Расписание рейсов, образцы авиабилетов | Предварительная продажа билетов, возврат билетов | Контроль записи в тетради | 20.01 | |
19. Регистрация рейсов. Стоимость проезда. | Сюжетно-ролевая игра «На каникулы летим самолетом». 1.Выбор пункта назначения. 2. Уточнить свои возможности для приобретения билета «туда» и «обратно». 3.Рассчитать средства с учетом дополнительных затрат от аэропорта до города. 4.Обучение правилам посадки в самолет; поведения в аэропорту. | Расписание, рейс, эконом-класс, стоимость, чартер | Основные службы аэропорта. Таблицы с правилами безопасности во время полета самолетом, авиабилеты. | Стоимость билета зависит от класса, срока приобретения и количества билетов на один рейс). | Фронтальный опрос, контроль действий учащихся. Запись в тетради. Зайдите в кассу авиакомпании и узнайте, сколько раз в неделю совершаются самолетами рейсы до Москвы. | 27.01 | |
Тема: «Торговля» - 2 часа Цели: 1. Коррекционно-образовательная – развитие интеллектуального компонента: формирование определенного уровня понятий по теме, расширение объема знаний, практических умений, навыков. 2. Коррекционно-развивающая – коррекция и развитие высших психических функций: восприятия, основных свойств внимания, памяти, мышления, ориентировки в окружающей среде. 3. Коррекционно-воспитательная – формирование нравственно-этических представлений; выработка навыков общения с людьми в различных ситуациях |
20. Рынок. Роль рынка в обеспечении населения продуктами питания и реализации сельскохозяйственных продуктов. Отделы рынка | Составление плана-конспекта урока: -запись месторасположения рынков в городе; -право торговаться, право выбора товара; -правила поведения на рынке. | Рынок – торговое предприятие, опт. Виды рынков: продуктовые, вещевые, крытые, открытые, постоянно действующие, временные, оптовые, мелкооптовые, торговаться | Иллюстрации по теме урока, памятка. | Особенности рынка промышленных и продовольственных товаров Уральского региона. | Фронтальный опрос. Контроль знаний учащихся. | 03.02 | |
21.Комиссионные магазины, торговля уцененными товарами, скупка вещей у населения. | 1.Заполнение таблицы «Осведомленность в текущих ценах на товары». 2.Прием товаров у населения. | Уценённые товары (распродажа) | Таблица «Цены на товары» | Умения при покупке товаров на рынке, в магазинах перенести в новые условия – условия ярмарки, реклама | Контроль записи учащихся | 10.02 | |
Тема: «Средства связи» - 2 часа Цели: 1. Коррекционно-образовательная – развитие интеллектуального компонента: расширение представлений о средствах связи, формирование необходимого объема знаний, практических умений и навыков самостоятельной деятельности. 2. Коррекционно-развивающая – развитие умения получить и оформить сотовую и пейджинговую связи, развитие объема памяти, зрительно-слухового восприятия. 3. Коррекционно-воспитательная – коррекция и развитие эмоционального и волевого компонентов; развитие коммуникативных навыков, навыков самостоятельного решения проблем; формирование социально значимых качеств личности. |
22. Виды связи: пейджер, сотовая, автоответчик, факс, интернет. Практическая работа №6 | Практическая работа №6 1. Заполнение квитанции по оплате телефонных услуг. 2. Запись памятки по заполнению квитанции по оплате телефонных услуг. | Сотовая телефонная, компьютерная, радиотелефонная связь, абонент | Набор иллюстраций на тему «Виды связи», веб-камера | Основные средства связи: почта, телеграф, телефон; правила ведения телефонного разговора, | Оценка качества выполненной работы. Узнайте, где находятся Пункты продажи Интернет-карт и карт мобильной связи. | 17.02 | |
23. Денежные переводы. Виды переводов (почтовые, телеграфные). | Работа в тетради: -запись «Виды денежных переводов», их сходство и различие; -порядок отправления; -оплата за перевод. | Основные средства связи: почта, телефон, телеграф, перевод | Образцы заполнения бланков. | Виды почтовых отправлений. | Фронтальный опрос. Проверка качества знаний учащихся. | 02.03 | |
Тема «Медицинская помощь» - 3 часов Цели: 1. Коррекционно-образовательная – формирование необходимого объема знаний в области медицины, практических умений оказания первой медицинской помощи, навыков самостоятельной деятельности. 2. Коррекционно-развивающая – упражнения на увеличение объема памяти: зрительно-слуховой и тактильной, навыков самостоятельного решения проблем 3. Коррекционно-воспитательная – формирование положительных личностных качеств; развитие коммуникативных навыков; организация ситуаций успешной деятельности. |
24.Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению. | 1.Работа в тетради: -составление таблицы «Инфекционные заболевания и способы распространения». 2.Работа в словарике-справочнике: запись определений: - инфекция дыхательных путей, - кишечные инфекции, - кровяные инфекции, - инфекции наружных покровов. | Инфекционные заболевания, кишечная палочка, воздушно-капельный и контактный путь передачи инфекции, профилактика, дезинфекция, иммунитет, прививки. | Памятка, санбюллетень «Это надо знать!». | Соблюдение санитарно-гигиенических правил, признаки, особенности и способы распространения некоторых инфекционных заболеваний. Интеграционная связь с предметом «Биология» | Фронтальный опрос. Контроль записи в тетради. Узнайте и напишите, какие еще бывают инфекционные заболевания. Расскажите дома, как предупредить распространение гриппа. | 16.03 | |
25. Уход за больными. Практическая работа №7 | Практическая работа №7 Уход за больным. Сюжетная игра «Больной в доме»: -измерение температуры и запись, -постановка грелки, клизмы, горчичников, компресса холодного и согревающего; -уход за больным: переодеть, умыть, накормить больного (взрослого, ребенка), сменить постель лежачего больного. | Процедура, компресс холодный и согревающий | Инструкции показаний и применения лекарств. Современные средства и инструменты ухода за больным дома. Образец графика приема лекарств | Соблюдение санитарно-гигиенических правил, когда в доме больной человек. | Ответы на вопросы. Рефлексия. | 06.04 | |
26. Листок нетрудоспособности. | 1.Работа в тетради. - Заполнение таблицы: «Условия освобождения от работы и учебы», - документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и листок нетрудоспособности (больничный лист); - порядок оплаты листа нетрудоспособности. | Документы, подтверждающие нетрудоспособность: -справка из медицинского учреждения; -Листок нетрудоспо-собности (больничный лист). | Образец больничного листа, памятка. | Условие освобождения от работы: болезнь, уход за больным. | Текущий контроль | 06.04 | |
Тема: «Учреждения, организации и предприятия» - 2 часа Цели: 1. Коррекционно-образовательная – расширение представлений о профессиональной деятельности работников сферы бытового обслуживания; формирование необходимого объема знаний, практических умений, навыков самостоятельной деятельности. 2. Коррекционно-развивающая – развитие внимания, наблюдательности, представлений об окружающем. Развитие умения обратиться с просьбой, вопросом (моно- и диалогическая речь), коррекция и развитие психомоторной деятельности, наглядно-действенного мышления. 3. Коррекционно-воспитательная – развитие нравственно-этических представлений; развитие социальных эмоций и социальной ответственности; подготовка к общей средовой адаптации. |
27-28. Предприятия бытового обслуживания населения, их назначение (ремонтно-бытовые мастерские, пункты и т.п.). | 1.Работа в тетради: -заполнение таблицы «Предприятия бытового обслуживания» (название – адрес – виды услуг). 2.Работа в словарике-справочнике: -запись профессий работников предприятия»; -рисунки. | Прокат, ремонт квартир, ателье, химчистка-прачечная, фотоателье, парикмахерская. | Таблица «Профессии работников предприятий службы быта», памятка «Права потребителя», | Культура общения с работниками предприятий службы быта, режим работы предприятия, виды оказываемых услуг. | Текущий контроль. Узнайте, какие профессии у работников службы быта. Расскажите, какие виды услуг оказывают службы быта. | 13.04 | |
«Экономика домашнего хозяйства» - 2 часа Цели: 1. Коррекционно-образовательная – формирование экономических знаний, умений, навыков; разумных потребностей, умение соизмерять их с материальными возможностями. 2. Коррекционно-развивающая – развивать умения планировать, подсчитывать расходы с учетом бюджета семьи, соблюдать правила экономии 3. Коррекционно-воспитательная – воспитание стремления посредством трудовой деятельности удовлетворять свои потребности; воспитание положительных качеств личности: деловитость, бережливость, практичность, экономность, хозяйственность. |
29. Расходы на удовлетворение культурных потребностей и некоторые текущие расходы (билеты в кино, театры, проезд, предметы личной гигиены, ремонт обуви и одежды). Практическая работа №8 | Практическая работа №8 Упражнения в подсчете расходов на удовлетворение культурных потребностей. | Расходы, культурные потребности | Таблица «Бюджет семьи» | Повторение и закрепление материала 8 класса | Фронтальный опрос. Проверка качества знаний учащихся. | 27.04 | |
30. Экскурсия в сберкассу. | Выполнение заданий: 1.Порядок помещения сбережений в сбербанк. 2.Наблюдение за обслуживанием клиентов. Подведение итогов экскурсии. | Сбережение, сбербанк | Информацион-ный стенд в сберкассе. Образцы заполнения деловых бумаг. | Порядок помещения денег в сбербанк | Контроль за поведением учащихся на экскурсии. Запись необходимого материала в тетради по СБО. | 04.05 | |
Тема: «Профориентация и трудоустройство» - 4 часа Цели: 1. Коррекционно-образовательная – развитие интеллектуального компонента: формирование определенного уровня понятий и правил; расширение объема знаний, практических умений, навыков самостоятельной деятельности, профессиональная адаптация формирование умения составлять необходимые документы для оформления на работу. 2. Коррекционно-развивающая – коррекция и развитие навыков пользования услугами организаций, учреждений, ведение диалога с незнакомыми людьми. 3. Коррекционно-воспитательная – формирование морально-этических норм поведения, выработка навыков общения с людьми в различных ситуациях. |
31. Выбор профессии. Профессионально жизненная перспектива. Практическая работа №9 | Практическая работа №9 Определение качеств личности, необходимых для выбранной профессии. | Профессия, качества личности, требования к профессии. | Дидактический материал «Трудоустройство» | | Контроль за деятельностью учащихся. | 18.05 | |
32.Учреждения и отделы по трудоустройству | 1.Работа со словариком-справочником: - отдел кадров, функции; - комиссия по трудоустройству молодежи при префектуре, - временные работы: служба благоустройства (дворник малых предприятий, уборщик, озеленитель); - должностные обязанности; -биржа труда, ее адрес; - порядок обращения на биржу. | отдел кадров, бюро по трудоустройству населения, детская биржа труда | Памятка «Порядок обращения на биржу труда» | Временные работы для несовершеннолет-них | Фронтальный опрос. | 18.05 | |
33. Оформление на работу | 1.Ролевая игра «Обращение к работодателю» 2.Составление памятки «О чем надо помнить, когда идешь искать работу». 3.Работа в тетради: - временная работа, виды временных работ; - постоянная работа; - работа по договору; - норма рабочего времени; - прохождение медицинского обследования. | Назначенное время, вакансия, работник, работодатель, трудоустройство, испытательный срок, стаж, контракт | Бланки договоров | | Контроль действий учащихся. | 25.05 | |
34. Документы, необходимые для поступления на работу, их оформление. Деловые бумаги (заявление), правила их составления Практическая работа №10 | Тренировочные упражнения: - прочитать и осмыслить предлагаемый текст трудового договора, - ответить на поставленные вопросы, -сделать записи в тетради; - находить свои данные в паспорте, - переносить их в тот или иной бланк. Практическая работа №10 Составление деловых бумаг: заявление. | Трудовой договор (контракт) как официальный документ – соглашение между работником и работодателем, трудовой стаж. Деловые бумаги, заявление, автобиография, анкета, паспорт, документ об образовании, трудовая книжка. | Образец трудовой книжки Образцы заполнения деловых бумаг, памятка «Составление заявления о переходе с одной работы на другую» | Трудовой договор Необходимо знать: Ф.И.О., дату рождения, домашний адрес (с индексом), паспортные данные. Правила составления деловых бумаг (по образцу). | Контроль за выполнением упражнений. Проверка действий учащихся. Оценка качества выполненной работы. Напишите дома заявление на отпуск. | 25.05 | |