Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 посёлка Фряново
Щёлковского муниципального района Московской области
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ№1 п. Фряново
________ Л.А.Деньгова
27 августа 2019г.№175д
Рабочая программа по технологии
основного общего образования (ФГОС)
для 5А,Б,В классов.
( базовый уровень)
Составитель
Попов Александр Валентинович,
учитель технологии
2019
Рабочая программа по технологии составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №1 п. Фряново ЩМР МО;
- примерной программы по учебному предмету «Технология»
Преподавание ведется по учебник «Индустриальные технологии» 5 класс. Тищенко А.Т Симоненко В.Д . Вариант для мальчиков. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва. «Просвещение».2015
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Обучающиеся научатся:
осознанию роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формированию целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификации видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентации в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
Обучающиеся получат возможность научиться
планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстника ми и учителями;
сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности
Личностные
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
осознанный вы бор и построение даль ней шей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
формирование основ экологической культуры, соответствую щей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
Метапредметные:
Познавательные:
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
Регулятивные:
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Коммуникативные
осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных
Содержание программы учебного предмета «Технология» 5 класс.
1. Творческий проект.
(2 ч)
1Что такое творческий проект
2 Этапы выполнения проекта
2.Технология ручной обработки древесины и древесных материалов(26 часов)
Древесные материалы. Пиломатериалы и древесные материалы
Графическое изображение деталей и изделий
Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины
Последовательность изготовления изделий из древесины
Разметка заготовок из древесины
Пиление заготовок из древесины
Строгание заготовок из древесины
Сверление отверстий
Соединение деталей гвоздями и шурупами
Соединение деталей шурупами и саморезами
Соединение деталей изделия на клей.
Зачистка поверхностей деталей из древесины
Защитная и декоративная отделка изделия
3.Технология художественно-прикладной обработки материалов(6 часов)
Работа над творческим проектом
Выпиливание лобзиком
Выжигание по дереву. Творческий проект «Стульчик для отдыха на природе»
4.Технология ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов(30 часов)
Понятие о машине и механизме
Тонколистовой металл и проволока
Рабочее место для ручной обработки металла
Графическое изображение деталей
Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов
Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки
Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы
Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы
Зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы
Гибка заготовок из тонколистового металла, проволоки
Получение и сверление отверстий.
Устройство настольного сверлильного станка
Сборка изделий из тонколистового металла
Отделка изделий из металла
Творческий проект «Подставка для рисования»
5.Технологии домашнего хозяйства(6 часов)
Интерьер жилого помещения
Эстетика и экология жилища
Технологии ухода за жилым помещением, одеждой, обувью
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс
№ урока | Наименования разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1.Творческий проект(2 часа) |
1 | Что такое творческий проект | 03.09-07.09 | |
2 | Этапы выполнения проекта | 03.09-07.09 | |
Технология ручной обработки древесины и древесных материалов(26 часов) |
3 | Древесные материалы. Пиломатериалы и древесные материалы | 10.09-14.09 | |
4 | Древесные материалы. Пиломатериалы и древесные материалы | 10.09-14.09 | |
5 | Графическое изображение деталей и изделий | 17.09-21.09 | |
6 | Графическое изображение деталей и изделий | 17.09-21.09 | |
7 | Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины | 24.09-28.09 | |
8 | Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины | 24.09-28.09 | |
9 | Последовательность изгот.изделий из древесины | 01.10-05.10 | |
10 | Последовательность изгот.изделий из древесины | 01.10-05.10 | |
11 | Разметка заготовок из древесины | 08.10-12.10 | |
12 | Разметка заготовок из древесины | 08.10-12.10 | |
13 | Пиление заготовок из древесины | 15.10-19.10 | |
14 | Пиление заготовок из древесины | 15.10-19.10 | |
15 | Строгание заготовок из древесины | 22.10-26.10 | |
16 | Строгание заготовок из древесины | 22.10-26.10 | |
17 | Сверление отверстий | 05.11-09.11 | |
18 | Сверление отверстий | 05.11-09.11 | |
19 | Соединение деталей гвоздями и шурупами | 12.11-16.11 | |
20 | Соединение деталей гвоздями и шурупами | 12.11-16.11 | |
21 | Соединение деталей шурупами и саморезами | 19.11-23.11 | |
22 | Соединение деталей шурупами и саморезами | 19.11-23.11 | |
23 | Соединение деталей изделия на клей. | 26.11-30.11 | |
24 | Соединение деталей изделия на клей. | 26.11-30.11 | |
25 | Зачистка поверхностей деталей из древесины . | 03.12-07.11 | |
26 | Зачистка поверхностей деталей из древесины | 03.12-07.12 | |
27 | Защитная и декоративная отделка изделия | 10.12-14.12 | |
28 | Защитная и декоративная отделка изделия | 10.12-14.12 | |
3.Технология художественно-прикладной обработки материалов(6 часов) |
29 | Работа над творческим проектом | 17.12-21.12 | |
30 | Работа над творческим проектом | 17.12-21.12 | |
31 | Выпиливание лобзиком | 24.12-28.12 | |
32 | Выпиливание лобзиком | 24.12-28.12 | |
33 | Выжигание по дереву. Творческий проект «Стульчик для отдыха на природе» | 14.01-18.01 | |
34 | Выжигание по дереву. Творческий проект«Стульчик для отдыха на природе» | 14.01-18.01 | |
Технология ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов(30 часов) |
35 | Понятие о машине и механизме | 21.01-25.01 | |
36 | Понятие о машине и механизме | 21.01-25.01 | |
37 | Тонколистовой металл и проволока | 28.01-01.02 | |
38 | Тонколистовой металл и проволока | 28.01-01.02 | |
39 | Рабочее место для ручной обработки металла | 04.02-08.02 | |
40 | Рабочее место для ручной обработки металла | 04.02-08.02 | |
41 | Графическое изображение деталей | 11.02-15.02 | |
42 | Графическое изображение деталей | 11.02-15.02 | |
43 | Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов | 18.02-22.02 | |
44 | Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов | 18.02-22.02 | |
45 | Правка заготовок из тонколистного металла и проволоки | 25.02-01.03 | |
46 | Правка заготовок из тонколистного металла и проволоки | 25.02-01.03 | |
47 | Разметка заготовок из тонколистового металла,проволоки,пластмассы | 04.03-07.03 | |
48 | Разметка заготовок из тонколистового металла,проволоки,пластмассы | 04.03-07.03 | |
49 | Резание заготовок из тонколистового металла,проволоки,пластмассы | 11.03-15.03 | |
50 | Резание заготовок из тонколистового металла,проволоки,пластмассы | 11.03-15.03 | |
51 | Зачистка заготовок из тонколистового металла,проволоки,пластмассы | 18.03-22.03 | |
52 | Зачистка заготовок из тонколистового металла,проволоки,пластмассы | 18.03-22.03 | |
53 | Гибка заготовок изтонколистового металла,проволоки | 01.04-05.04 | |
54 | Гибка заготовок изтонколистового металла,проволоки | 01.04-05.04 | |
55 | Получение и сверление отверстий. | 08.04-12.04 | |
56 | Получение и сверление отверстий | 08.04-12.04 | |
57 | Устройство настольного сверлильного станка | 15.04-19.04 | |
58 | Устройство настольного сверлильного станка | 15.04-19.04 | |
59 | Сборка изделий из тонколистного металла | 22.04-26.04 | |
60 | Сборка изделий из тонколистного металла | 22.04-26.04 | |
61 | Отделка изделий из металла | 29.04-30.04 | |
62 | Отделка изделий из металла | 29.04-30.04 | |
63 | Творческий проект «Подставка для рисования» | 06.05-08.05 | |
64 | Творческий проект «Подставка для рисования» | 06.05-08.05 | |
Технологии домашнего хозяйства(6 часов) |
65 | Интерьер жилого помещения | 13.05-17.05 | |
66 | Интерьер жилого помещения | 13.05-17.05 | |
67 | Эстетика и экология жилища | 20.05-24.05 | |
68 | Эстетика и экология жилища | 20.05-24.05 | |
69 | Технология ухода за жилым помещением,одеждой,обувью | 27.05-31.05 | |
70 | Технология ухода за жилым помещением,одеждой,обувью | 27.05-31.05 | |
Итого: 70 часов.
Согласовано.
Протокол заседания МО
учителей_____________
от 26.08.2018г №1
Согласовано.
Зам.директора по УВР
__________(____________)
26.08.2018г.