ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Программа разработана на основе программы начального общего образования МБОУ СОШ №11 Гиагинского района в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе авторской программы Роговцевой Н.И., Анащенковой С.В., УМК «Школа России», планируемых результатов начального общего образования.
Общая характеристика курса
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Программа направлена на решение следующих задач:
Развитие моторных способностей через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на психофизиологические функции ребенка;
Знакомство с видами материалов, их свойствами;
Формирование умений выполнения заданий на воспроизведение образа;
Формирование умений выстраивать последовательность создания поделки;
Знакомство с народными ремеслами, видами декоративно-прикладного творчества;
Развитие творческих способностей учащихся, элементов технического и художественного мышления, конструкторских способностей.
Развитие способностей ориентироваться в информации разного вида;
Овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни.
Воспитание трудолюбия, уважительного отношения к окружающему миру, людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности
Место предмета в учебном плане:
Программа по предмету рассчитана на 34 часа. Базисный учебный план и региональный учебный план рассчитан на 34 часа. В 3 классе на обучение по предмету «Технология» отводится 34 недели ( в неделю 1 час).
Тематическое планирование учебного материала
№ п/п | Раздел | кол-во часов | экскурсии | Практическая работа | Проектная работа | Региональный компонент |
Авторская программа | Рабочая программа | | | | |
1 | Как работать с учебником. | 1 | 1 | | | | 1 |
2 | Человек и земля | 21 | 21 | | 4 | 1 | 4 |
3 | Человек и вода | 4 | 4 | | 1 | 1 | 1 |
4 | Человек и воздух | 3 | 3 | | | | |
5 | Человек и информация | 5 | 5 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| ИТОГО | 34 | 34 | 1 | 6 | 3 | 7 |
Содержание программы
Особенностью данного курса является тесная связь материала с предметом «Окружающий мир». За основу взята идея постепенного освоения человеком природы, частью которой он является. Учащиеся знакомятся:
— с основными сферами: земным, водным, воздушным и информационным пространствами;
— с особенностями технологического процесса в прошлом и настоящем в России и мире;
— с логикой развития культуры труда;
— с основными профессиями, обеспечивающими жизнедеятельность человека, развитие общества;
— с различными видами народно-прикладного искусства России.
Дети также изучают и учатся работать с природными материалами и материалами, являющимися результатом труда человека, — от примитивного доисторического каменного топора до современного компьютера и последних новинок техники, используемых на земле, в воде и воздухе.
Планируемые результаты освоения предмета:
Личностные результаты
1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств, представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
2. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
3. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.
4. Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и
организационных задач.
5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно- познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
По итогам обучения в 3 классе учащиеся должны добиться следующих результатов:
— знать свойства изучаемых материалов, освоить приёмы сравнительного анализа изучаемых свойств, уметь применять эти знания на практике, в
работе над проектом, при изготовлении изделия; знать варианты использования таких материалов, как полиэтилен, синтепон, проволока (металлы)
в повседневной жизни;
— соотносить по форме реальные объекты и предметы быта (одежды), анализировать изделие, сравнивая его с реальным объектом, заменять
используемые материалы при создании реальных объектов на доступные для моделирования изделия по образцу;
— различать виды мягких игрушек, уметь применять правила работы над мягкой игрушкой, знать последовательность работы над мягкой игрушкой;
— оперировать знаниями о видах швов и правильно применять их при изготовлении изделий;
— овладеть алгоритмом работы над стебельчатым и петельным швами; уметь свободно работать иглой, использовать пяльцы в практической работе;
— осмыслить понятие «развёртка», усвоить правила построения развёртки;
— знать приёмы составления композиции;
— освоить понятия «масштаб», «чертёж», «эскиз», «технический рисунок», «схема»;
— уметь читать простые чертежи, различать линии чертежа и использовать их;
— уметь выполнять эскиз, технический рисунок, чертёж, соотносить знаковые обозначения с выполняемыми операциями, выполнять работу по схеме;
— знать профессии людей, занятых в основных видах городского хозяйства и производства;
— освоить новые виды работ: конструирование из проволоки (каркас); обработка мягкой проволоки; шитьё мягких игрушек на основе использованных
ранее материалов (старые перчатки, варежки); создание пальчиковой куклы; создание объёмной модели по заданному образцу; составление
композиции из воздушных шариков; вязание крючком; соединение различных технологий в работе над одним изделием;
— освоить технологию ручного ткачества, конструирования костюмов из ткани, бисероплетение;
- уметь сочетать в композиции различные виды материалов: пластилин, природные материалы (крупы и засушенные листья), бумагу и т. д., а также
сочетать цвета;
- уметь сочетать, изготавливать и красиво упаковывать подарки;
- уметь самостоятельно готовить простую пищу (холодные закуски, бутерброды), починить одежду.
Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся:
Учебно-методическое обеспечение для учителя:
1.Рабочие программы. 1-4 классы, Роговцева Н.И.,Анащенкова С.В.- - М.: Просвещение, 2011г
2.Поурочные разработки: технологические карты уроков, 3 кл, Чернышова Н.С., Данилина В.М.- М.: СПБ.: Просвещение, 2013.
3. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012.
Учебно-методическое обеспечение для учащихся:
1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012
Календарно – тематическое планирование
по технологии 3 класс
№ п\п | Тема урока | К-во часов | д/з | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Здравствуй дорогой друг. Путешествуем по городу. Город Майкоп – столица республики Адыгея. Презентация. | 1 | Закончить схему своего города села. | | |
Человек и земля(21 ч.) |
2 | Архитектура. Изделие «Дом» | 1 | С.12-19 | | |
3 | Городские постройки. Изделие «Телебашня». | 1 | С.20-23 | | |
4 | Парк. Макет городского парка. | 1 | С.23-27 | | |
5 | Проект «Детская площадка». Изделия «Качалка, песочница, игровой комплекс, качели» | 1 | С.28-29 | | |
6 | Проект «Детская площадка». Изделия «Качалка, песочница, игровой комплекс, качели». Продолжение. | 1 | С.30-33 | | |
7 | Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Практическая работа «Коллек-ция тканей» Изделия «Строчка стебельчатых стежков», «Строчка петельных стежков». | 1 | С.44-45 | | |
8 | Украшение платочка монограммой», «Украшение фартука». «Адыгейский орнамент». | | С.47-48 | | |
9 | Изготовление тканей. Изделие «Гобелен». Национальные костюмы адыгов | 1 | Выполнить рисунок | | |
10 | Вязание. Воздушные петли. | 1 | Закрепить полученные навыки. | | |
11 | Одежда для карнавала. Изделие «Кавалер», «Дама» | 1 | Рисунок п теме | | |
12 | Бисероплетение. Изделие Браслетик «Цветочки», брас-летик «Подковки» Практическая работа «Крос-сворд «Ателье мод» | 1 | Творческая работа | | |
13 | Кафе. Изделие весы. Практическая работа. Тест «Кухонные принадлежности» | 1 | С.49-51 | | |
14 | Фруктовый завтрак. Изделие: «Фруктовый завтрак», «Солнышко в тарелке» (по выбору учителя). Практическая работа: «Таблица «Стоимость завтрака» | 1 | С.64 таблица | | |
15 | Колпачок- цыплёнок. | 1 | С.76-77 | | |
16 | Бутерброды. «Радуга на шпажке» . НРК «Адыгейская кухня». | 1 | С.78-79 | | |
17 | Салфетница. Изделия: «Салфетница», «Способы складывания салфеток» | 1 | Сообщение о профессиях | | |
18 | Магазин подарков. Изделия: «Солёное тесто», «Брелок для ключей» | 1 | Творческая работа | | |
19 | Золотистая соломка. Изделие: «Золотистая соломка" | 1 | Творческая работа | | |
20 | Упаковка по- дарков. Изделие: «Упаковка подарков" | 1 | Подготовить заготовки для изделия | | |
21 | Автомастерская. Изделие: «Фургон «Мороженое» | 1 | Подготовить загадки о трнспорте | | |
22 | Грузовик. Изделия: «Грузовик», «Автомобиль». Транспорт Адыгеи. | 1 | Рисунок «Транспорт будущего» | | |
Человек и вода (4 часа) |
23 | Мосты. Изделие, модель «Мост» | 1 | С.100-101 | | |
24 | Водный транспорт Изделия: «Яхта», «Баржа» (по выбору учителя). «Реки Адыгеи, воспетые в стихах». | 1 | С04-106 | | |
25 | Проект «Океанариум». Изделие: «Осьминоги и рыбки». | 1 | Творческая работа | | |
26 | Фонтан. Изделие: «Фонтан». | 1 | Подготовить шаблон для изделия «Фонтан» | | |
Человек и воздух ( 3 часа.) |
27 | Зоопарк Изделие: «Птицы». Практическая работа: «Тест «Условные обозначения техники оригами» Птицы Адыгеи. | 1 | Сообщение по теме | | |
28 | Вертолётная площадка. Изделие: «Вертолёт «Муха» | 1 | Подготовить шаблон для изделия «Вертолет» | | |
29 | Воздушный шар. Украшаем город Изделие: «Композиция «Клоун». | 1 | Оставить план работы и собрать изделие «Клоун» | | |
Человек и информация (5 часов) |
30 | Переплётная мастерская. Изделие: «Переплётные работы» | 1 | Выполнение рисунка | | |
31 | Почта. Изделие «Заполняем бланк» Экскурсия. | 1 | Творческая работа | | |
32 | Кукольный театр. | 1 | Подготовиться к проекту | | |
33 | Проект «Готовим спектакль» | 1 | Наблюдение за окружающей действительностью | | |
34 | Афиша. Обобщающий урок | 1 | | | |