№ п/п | Тема раздела/ Кол-во занятий | Тема занятия (поурочное планирование) | Кол-во часов | Дата | Форма занятия, методы, оборудование | Домашнее Задание |
I ПОЛУГОДИЕ |
1 | Основы цветоведения. Характеристика цвета. Хроматические и ахроматические цвета./6 | Хроматические и ахроматические цвета. Тоновая растяжка. Цветовой круг. | 2 | | Беседа, просмотр таблица с цветовым спектром, таблицы с ахроматическими и хроматическими цветами . В нижней части формата А3 выполняется прямоугольник, высотой около 8-10 см, делится на 7-9 частей (в зависимости от уровня подготовки учащихся). Слева выполняется заливка белой гуашью, крайний правый прямоугольник – черной. Средний прямоугольник – промежуточного серого цвета. Условие: во сколько раз серый цвет темнее белого, во столько же раз он должен быть светлее черного – пропорции тона. По такому же принципу выполняется заливка остальных прямоугольников. В итоге должна быть получена равномерная тоновая растяжка. Шкала-растяжка может выполняться в любой творческой форме. Бумага (формат А-3), гуашь, палитра, кисти круглые (плоские), линейка. | Тональный этюд репродукции картины известного художника. Бумага (формат А-5), гуашь |
2 | | На верхней части бумаги вычерчиваем круг, делим на 12 секторов. Выполнить спектральную последовательность расположения цветов в круге. Бумага (формат А-3), гуашь, палитра, циркуль, черный маркер, кисти круглые (плоские), линейка. |
2 | | Завершение работы. Бумага (формат А-3), гуашь, палитра, кисти круглые (плоские), линейка. |
2 | Основы цветоведения. Характеристика цвета. Хроматические и ахроматические цвета./2 | Главные, составные и промежуточные цвета. | 2 | | Беседа, просмотр таблица с цветовым спектром, таблицы с ахроматическими и хроматическими цветами, таблицы по изменению цвета по насыщенности. На листе вычерчивается прямоугольник, состоящий из 21 одинаковых секторов. 3 прямоугольника по вертикали, 7 по горизонтали. В верхней части, в первой колонке по вертикали, выполняются заливки желтым, красным, синим колером– главные цвета. Рядом, во второй колонке по вертикали, соответственно заливаем три основных тона для смешивания - красный, синий, желтый. Затем выполняются заливки цветов, полученных от смешивании основных– составные цвета. Обращается внимание на пропорции главных хроматических цветов в новом составном цвете. Выполняем заливки промежуточных секторов, обращая внимание на пропорции основного цвета в новом составе – промежуточные цвета (оттенки). Насыщенность - наличие чистого пигмента в цвете, чистота цвета. Дается понятие теплых, холодных, нейтральных цветах – температура цвета. Работа выполняется в технике заливки, наведение колера. Бумага (формат А-4), гуашь (акварель), кисти круглые,( плоские), карандаш, линейка. | Получение составных и промежуточных цветов методом лессировки. Бумага (формат А-5), акварель. |
3 | Основы цветоведения. Характеристика цвета. Хроматические и ахроматические цвета./2 | Затемненные и разбеленные цвета. Светлота, Яркость. | 2 | | Продолжаем заполнение таблицы с основными и составными цветами. Выполняются заливки в 6 колонке смешением составного цвета с белым или водой, если это акварель. В 7 колонке смешение составного цвета уже с черным цветом, получая глухие цвета. Обязательное требование: пропорции хроматического и соответствующего ахроматического цвета в новом оттенке. Аккуратность и точность в выполнении работы. Добиться в итоге – четко выраженных ярких, разбеленных и затемненных оттенков цветов. Бумага (формат А-4), гуашь (акварель), кисти круглые,( плоские), карандаш, линейка. | Декоративно-плоскостное решение композиции с применением разбеленных и затемненных цветов. Бумага (формат А-5), гуашь. |
4 | Основы цветоведения. Характеристика цвета. Хроматические и ахроматические цвета./2 | Приемы и техники работы с акварелью. Лессировка. Составные цвета, полученные наложением одного цвета на другой. | 2 | | Беседа, просмотр таблица с цветовым спектром, таблицы по изменению цвета по насыщенности. Проведите кистью шесть горизонтальных полос шириной не менее 1 см, чередуя краски таким образом: красная, оранжевая, желтая, зеленая, синяя, фиолетовая. После высыхания этих разноцветных полос в том же порядке перекройте их вертикальными полосами. На пересечении полос будут образовываться новые цветовые оттенки. В отличие от механического смешивания изменение цвета путем наложения одного прозрачного слоя на другой основано на законе оптического сложения цветов. Бумага (формат А-4), акварель, кисти круглые (плоские). | Этюд с осенними листьями на темном фоне акварелью. Бумага (формат А-5), акварель. |
5 | Основы цветоведения. Характеристика цвета. Хроматические и ахроматические цвета./2 | Приемы и техники работы с акварелью. Алла-прима. Получение составных цветов. | 2 | | Беседа, просмотр таблица с цветовым спектром, таблицы по изменению цвета по насыщенности. Очертите 3 прямоугольника размером 7x15 см. В первом упражнении надо перекрывать один слой краски другим. Постарайтесь добиться плавного перехода от темного тона к светлому. Сделайте еще один вариант этого упражнения, только теперь покрывая прямоугольник снизу вверх. Следующее упражнение является усложненным вариантом предыдущего и выполняется приемом «по сырому», когда один прозрачный слой краски мы накладываем на еще не просохший другой. Бумага (формат А-4), акварель, кисти круглые (плоские). | Упражнения на получение растяжки составных цветов. Бумага (формат А-5),акварель |
6 | Основы цветоведения. Характеристика цвета. Хроматические и ахроматические цвета./4 | Теплые, холодные и нейтральные цвета. Эмоциональная выразительность цвета. | 2 | | Беседа, просмотр таблица с цветовым спектром. Познакомить с произведениями изобразительного искусства, выполненными в теплых, холодный и нейтральных цветовых сочетаниях. Выполнение упражнений на получение «теплых цветов» путем смешения. Выполнение упражнений на получение «холодных цветов» путем смешения. Бумага (формат А-4), гуашь. | Придумать сказочную историю о «теплом», «холодном», «нейтральном» цвете. |
2 | | Выполнение упражнений на закрепление темы. «Волшебные шарики» «Синие горы». Научить выполнять цветовую проработку рисунка в соответствии с законами построения светотени. Бумага (формат А-4), гуашь. |
7 | Основы цветоведения. Характеристика цвета. Хроматические и ахроматические цвета./3 | Нюанс родственных цветов. Теплая цветовая гамма. | 2 | | Беседа, просмотр таблица с цветовым спектром. Познакомить с произведениями изобразительного искусства, выполненными в теплых цветовых сочетаниях. На примере декоративной композиции «Осенний натюрморт» или «Осенний букет» изучаются гармоничные сочетания теплых оттенков спектра с использованием тонового контраста и применением гармонизатора – одного цвета, который входит в состав всех оттенков данной работы. Бумага (формат А-5), гуашь, (акварель), кисти круглые (плоские). | Плоскостной рисунок для живописного решения работы. Бумага (формат А-5) карандаш |
1 | | Аккуратность и точность в выполнении и завершении работы. Бумага (формат А-5), гуашь, (акварель), кисти круглые (плоские). |
8 | Основы цветоведения. Характеристика цвета. Хроматические и ахроматические цвета./3 | Нюанс родственных цветов. Холодная цветовая гамма. | 1 | | Беседа, просмотр таблица с цветовым спектром. Познакомить с произведениями изобразительного искусства, выполненными в холодных цветовых сочетаниях. На примере декоративной композиции «Зимний дуб» или «Букет Снегурочки» изучаются гармоничные сочетания холодных оттенков спектра с использованием тонового контраста и применением гармонизатора – одного цвета, который входит в состав всех оттенков данной работы. Бумага (формат А-5), гуашь, (акварель), кисти круглые (плоские). | Плоскостной рисунок для живописного решения работы. Бумага (формат А-5) карандаш. |
2 | | Аккуратность и точность в выполнении и завершении работы. Бумага (формат А-5), гуашь, (акварель), кисти круглые (плоские). |
9 | Основы цветоведения. Характеристика цвета. Хроматические и ахроматические цвета./4 | Колорит. Ассоциативная композиция. | 2 | | Беседа, просмотр таблица с цветовым спектром, таблицы с ахроматическими и хроматическими цветами, таблицы по изменению цвета по насыщенности. В большом прямоугольнике выделить 4 сектора. Их разделить по 32 ячейки для заполнения цветов в соответствии с заданием. Изобразить цветовые оттенки, характеризующие четыре времени года: зима, весна, лето, осень. Бумага формата А3, гуашь. | Подбор иллюстративного материала по теме. |
2 | | Завершение работы. Бумага (формат А-3), гуашь. |
10 | Основы цветоведения. Характеристика цвета. Хроматические и ахроматические цвета./4 | Психология цвета. Воздействие цвета на человека. | 2 | | Беседа, просмотр таблица с цветовым спектром, таблицы с ахроматическими и хроматическими цветами, таблицы по изменению цвета по насыщенности, репродукций художников. Познакомиться с классификацией цвета и определить влияние его на настроение человека. Бумага формата А5, гуашь. | Продолжить творческую работу по теме. |
2 | | Изобразить на бумаге с помощью цвета настроение: радость, страх, уныние и др. Бумага формата А5, гуашь. |
ИТОГО: 32 часа | | |
II ПОЛУГОДИЕ |
1 | Цветовые гармонии. Классификация цветовых гармоний./6 | Нюансные гармонии. Ахроматические цвета. Монохром. Гризайль. | 2 | | Беседа, просмотр таблица с цветовым спектром, таблицы с ахроматическими и хроматическими цветами, таблицы по изменению цвета по насыщенности, репродукций художников. Знакомство с нюансными (разбеленными и затемненными) гармониями на основе ахроматических цветов – гризайль, или ахроматических цветов с добавлением одного хроматического цвета - монохром. Компоновка изображения. Замес колера. В работе не могут быть использованы чистые ахроматические и хроматический цвета, а только их смеси в разных пропорциях. Бумага (формат А-3), гуашь. кисти плоские. | Композиционный рисунок для живописного решения работы. Бумага (формат А-5) карандаш. |
2 | | Аккуратность и точность в выполнении работы. Бумага (формат А-3), гуашь. кисти плоские. |
2 | | Завершение работы. Бумага (формат А-3), гуашь. кисти плоские. |
2 | Цветовые гармонии. Классификация цветовых гармоний./6 | Контрастные гармонии. Ахроматические цвета. Монохром. Гризайль. | 2 | | Беседа, просмотр таблица с цветовым спектром, таблицы с ахроматическими и хроматическими цветами, таблицы по изменению цвета по насыщенности, репродукций художников. Знакомство с контрастными гармониями на основе ахроматических цветов – гризайль, или ахроматических цветов с добавлением одного хроматического цвета - монохром. На примере декоративного стилизованного натюрморта изучаются контрастные ахроматические и монохромные гармонии. Компоновка изображения. Замес колера. В работе рекомендуется использовать как чистые ахроматические и хроматический цвета, так и их смеси в разных пропорциях. Бумага (формат А-3), гуашь. кисти плоские. | Композиционный рисунок для живописного решения работы. Бумага (формат А-5) карандаш. |
2 | | Главное внимание в натюрморте следует обратить на тоновой пограничный контраст, ритмы пятен и лаконичные цветовые сочетания (не более 4-5 градаций, включая черный и белый цвета). Аккуратность и точность в выполнении работы. Бумага (формат А-3), гуашь. кисти плоские. |
2 | | Завершение работы. Бумага (формат А-3), гуашь. кисти плоские. |
3 | Цветовые гармонии. Классификация цветовых гармоний./6 | Контрастные (полярные) цветовые гармонии. Контраст основных и промежуточных цветов. | 2 | | Беседа, просмотр таблица с цветовым спектром, таблицы с ахроматическими и хроматическими цветами, таблицы по изменению цвета по насыщенности, репродукций художников. На примере декоративной композиции изучаются парные контрастные цветовые гармонии на основе цветового круга. Основные контрастные пары: красный – зеленый, желтый – фиолетовый, синий – оранжевый. Дополнительные контрастные пары: фиолетовый – желто-оранжевый, красно-оранжевый – сине-зеленый, красно-фиолетовый – желто-зеленый. Компоновка изображения. Замес колера. Бумага (формат А-3), акварель, кисти круглые. | Композиционный рисунок для живописного решения работы. Бумага (формат А-5) карандаш. |
2 | | В работе рекомендуется применять различную насыщенность цвета в оттенках контрастных цветов, обращать внимание на ритм и количественное отношение цветовых пятен. Главное внимание в композиции следует обратить на тоновой и пограничный контраст. В зависимости от скорости выполняемой работы задания можно выполнить оба или на выбор – одно из двух. Аккуратность и точность в выполнении работы. Бумага (формат А-3), акварель, кисти круглые. |
2 | | Завершение работы. Бумага (формат А-3), гуашь. кисти круглые. |
4 | Цветовые гармонии. Классификация цветовых гармоний./4 | Многоцветные гармонии по общему цветовому тону. Родственные цвета. | 2 | | Беседа, просмотр таблица с цветовым спектром, таблицы с ахроматическими и хроматическими цветами, таблицы по изменению цвета по насыщенности, репродукций художников. Знакомство с родственными гармониями на основе одного цветового тона. На примере декоративно-силуэтного или декоративно-плоскостного пейзажа «Золотая осень», «Голубой дождь»», «Планета красных солнц», «Сиреневые сумерки» изучаются многоцветные гармонии на основе одного цветового тона – гармонизатора, который является одним из составляющих во всех цветовых оттенках в работе: оранжевый – в «Золотой осени», синий – в «Голубом дожде», фиолетовый – в «Сиреневых сумерках». Компоновка изображения. Замес колера. Бумага (формат А5), гуашь, акварель, кисти круглые, плоские. | Композиционный рисунок для живописного решения работы. Бумага (формат А-5) карандаш. |
2 | | Применение многоцветных нюансных гармоний по общему цветовому тону для решения композиционных и смысловых задач в работе усиливают эмоциональное воздействие основного цвета – гармонизатора. В работе рекомендуется применять различную насыщенность цветовых оттенков, обращать внимание на ритм и количественное отношение цветовых пятен. Завершение работы. Бумага (формат А5), гуашь, акварель, кисти круглые, плоские. |
5 | Цветовые гармонии. Классификация цветовых гармоний./4 | Многоцветные гармонии по общему цветовому тону с добавлением разбеленных и затемненных цветов. | 2 | | Беседа, просмотр таблица с цветовым спектром, таблицы с ахроматическими и хроматическими цветами, таблицы по изменению цвета по насыщенности, репродукций художников. На примере небольшой сюжетной композиции передать многоплановость пространства, выделить сюжетную группу, грамотно передать особенности эмоционального состояния работы через затемненные и разбеленные родственные гармонии по одному цветовому тону. Вариант повышенной сложности для особо одаренных детей или сильной группы: использовать в работе два контрастных цветовых тона с теми же задачами. Перед началом работы рекомендуется составить цветовую шкалу чистых разбеленных и затемненных оттенков одного цветового тона при смешении его с другими цветами (соседними в цветовом круге). | Композиционный рисунок для живописного решения работы. Бумага (формат А-5) карандаш. |
2 | | Завершение работы. Бумага (формат А5), гуашь, акварель, кисти круглые, плоские. |
6 | Цветовые гармонии. Классификация цветовых гармоний./3 | Многоцветные гармонии двух родственно-контрастных и одного контрастного к их общему цветовому тону цветов (метод равностороннего треугольника в цветовом круге). Триады основных и составных цветов. | 2 | | Беседа, просмотр таблица с цветовым спектром, таблицы с хроматическими цветами . На примере стилизованного растительного или геометрического орнаментов (рекомендуется использовать образцы классических орнаментов) передать лаконичность и красоту гармонии основных и составных цветов. В работе рекомендуется использовать различные по насыщенности оттенки цветов триады и их смешение друг с другом с преобладанием в композиции крупных объектов чистых насыщенных цветов основной гармоничной триады. Вариант повышенной сложности для особо одаренных детей или сильной группы: использовать в одной работе двух триад одновременно. Перед началом работы рекомендуется составить цветовую шкалу для каждой триады. Триада основных цветов: красный – желтый – синий; триада составных цветов: оранжевый зеленый фиолетовый. Бумага (формат А5), гуашь, акварель, кисти круглые, плоские. | Композиционный рисунок для живописного решения работы. Бумага (формат А-5) карандаш. |
1 | | Завершение работы. Бумага (формат А5), гуашь, акварель, кисти круглые, плоские. |
7 | Цветовые гармонии. Классификация цветовых гармоний./3 | Многоцветные гармонии двух родственных и одного контрастного цветов (метод равнобедренного треугольника в цветовом круге). Триады на основных и составных цветах. | 1 | | Беседа, просмотр таблица с цветовым спектром, таблицы с хроматическими цветами . На примере стилизованного растительного орнамента (рекомендуется использовать образцы стиля модерн) передать броскую праздничную гармонию триады равнобедренного треугольника. В работе рекомендуется использовать насыщенные оттенки цветов триады без их смешения друг с другом с преобладанием в композиции крупных объектов чистых насыщенных цветов. Вариант повышенной сложности для особо одаренных детей или сильной группы: использовать в одной работе двух-трех триад одновременно. Бумага (формат А5), гуашь, акварель, кисти круглые, плоские. | Композиционный рисунок для живописного решения работы. Бумага (формат А-5) карандаш. |
2 | | Перед началом работы рекомендуется составить цветовую шкалу для каждой триады с учетом удельного веса каждого цвета. Триада основных цветов (равнобедренный треугольник в цветовом круге): красный – желто-зеленый – сине-зеленый; триада составных цветов: оранжевый зеленый фиолетовый. Бумага (формат А5), гуашь, акварель, кисти круглые, плоские. |
8 | Цветовые гармонии. Классификация цветовых гармоний./4 | Контрольная работа. Многоцветная гармония (по выбранному типу). | 2 | | Значение цвета и тона в выделении смыслового центра, в создании цельной композиции. Роль колорита и раскрытии художественного замысла произведения. Бумага (формат А4), гуашь, акварель, кисти круглые, плоские. | |
2 | | Завершение работы. Бумага (формат А4), гуашь, акварель, кисти круглые, плоские. |
ИТОГО: 36 часа | |