Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Глебовская средняя общеобразовательная школа»
Фатежского района Курской области
Рассмотрена Согласована
на заседании МО учителей начальных классов на заседании МС
Протокол № ___ от « ___» ___________20___г. Протокол № ___
от «___» _____________20___г.
Утверждена
Приказом по школе
№ ___ от «___»____________20___г.
Директор школы ________/В.Н. Михалёв/
Программа курса внеурочной деятельности
«Умелые ручки»
социального направления (НОО)
для учащихся 1 класса
Срок реализации 1 год
Разработала
учитель начальных классов
Крамаренко А. В.
2018 г.
Пояснительная записка
Актуальность программы
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Программа «Умелые руки» носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение учащимися основными приемами и техникой работы с природными материалами, с пластилином, с крупами и макаронными изделиями. Обучение по данной программе способствует создать условия для дальнейшего формирования ребенка, как всесторонне-развитой личности. Поэтому воспитание такого человека должно быть сопряжено с формированием высокой духовности, высокой нравственности, раскрытием творческих сил и способностей, с подготовкой к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению.
Программа актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Программа «Умелые руки» направлена на формирование представлений об эстетических ценностях (знакомство учащихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов), ценностное отношение к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.), ценностное отношение к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Режим и число занятий
В соответствии с учебным планом, расписанием занятий программа 1 класса рассчитана на 32 часа внеурочной деятельности. Количество часов в неделю – 1. Продолжительность занятия – 25 минут.
Цели и задачи программы внеурочной деятельности
Цель программы: развитие интереса и любви к ручному творчеству, вовлечение детей в активную творческую деятельность, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи:
- научить детей основным техникам изготовления поделок;
- развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
- воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
- привить интерес к народному искусству;
- обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
- организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
4) Методы и формы внеурочной деятельности:
Методы:
- словесные: рассказ, беседа;
- наглядные: демонстрация пособий, иллюстраций, показ технологических приемов,
использование алгоритмов и памяток;
- практические: выполнение творческих работ;
- частично-поисковые: выполнение заданий с элементами творчества;
- творческие: творческие задания по видам деятельности;
- работа под непосредственным руководством педагога;
- совместная работа;
- самостоятельная работа;
- проблемный: поиск путей решения проблемы, педагога вместе с детьми.
Формы обучения:
- практические занятия;
- урок презентация;
- беседы;
- творческая работа;
- выставки работ;
- индивидуальная работа;
- коллективная работа;
- групповая работа.
5) Формы подведения итогов освоения программы внеурочной деятельности:
- организация выставки поделок;
- презентация проектов;
- украшение класса, школьного помещения к праздникам;
- организация итоговой выставки поделок.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
- внутренняя позиция на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как
одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения художественной задачи с
использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном
пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- использовать методы и приёмы художественно-творческой деятельности в учебном
процессе и повседневной жизни;
- читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы).
Коммуникативные:
- учитывать позицию собеседника (соседа по парте);
- договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при
решение практических работ, реализации проектов;
- уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером
(соседом по парте);
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения
поставленной творческой задачи;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- контролировать действия партнёра.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Регулятивные:
- планировать последовательность практических действий для реализации поставленной
задачи;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- различать способ и результат действия.
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
- сравнивать результаты практической деятельности с эталоном (рисунком, схемой,
чертежом).
Предметные результаты:
- использование приобретенных знаний о видах и свойствах природных и текстильных
материалов, бумаги при изготовлении изделий;
- получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении
труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора
профессии;
- формирование первоначальных представлений о материальной культуре как предмете
предметно-преобразующей деятельности человека.
- приобретение навыков самообслуживания, овладения технологическими приемами ручной
обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
- использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных
конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и
организационных задач.
Содержание курса внеурочной деятельности
Программа основана на принципах природосообразности, последовательности,
наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Содержание программы реализуется на занятиях следующих видов: учебные (теоретические и практические занятия, экскурсии); контрольные (подготовка и проведение выставки). Итоговые занятия по изученной теме могут быть одновременно и учебными и контрольными.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Теория – организационные вопросы. Содержание и характер обучения в новом учебном году. Практика – организация рабочего места. Подготовка инструментов, материалов для занятий.
2. Аппликация из природного материала. Теория – обобщение сведений о природных материалах. Практика – поделки из различных природных материалов.
3. Секреты бумажного творчества. Теория – обобщение сведений о свойствах бумаги. Основные способы пластической разработки формы из бумаги, технические особенности формовки бумажной полосы и листа. Практика – отработка технических приёмов формовки бумажной полосы и листа на изгиб, излом, скручивание. Изготовление аппликаций и объёмных форм. Знакомство с техникой квиллинга. Мозаика из обрывных кусочков бумаги. Симметричное вырезание из листьев бумаги, сложенных пополам.
4. Работа со снегом. Теория - знакомство с правилами работы со снегом, обобщение сведений о свойствах снега.
5. Работа с пластилином. Теория - знакомство с правилами работы с пластическими материалами. Правила изготовления поделок из пластических материалов (пластилин). Практика - изготовление объёмных поделок и композиций.
6. Работа с разными материалами. Теория – обобщение сведений о различных материалах. Техника безопасности при работе с различными материалами. Практика - изготовление объемной композиции. Поделки из ракушек, камешков, карандашных стружек, крупы. Проектная работа «Аквариум ».
7. Итоговое занятие. Теория – подведение итогов года. Просмотр проекта.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема программы | Число часов в разделе | Часы аудитор-ных занятий | Часы внеауди-торных занятий | Дата |
плано-вая | факти-ческая |
1-я четверть (9 часов) |
1 | Вводное занятие-инструктаж. Правила техники безопасности. | 1 | 1 | | 05.09 | |
Аппликация из природного материала (сухие листья и цветы) | 8 | 5,5 | 2,5 | | |
2 | Т/б. Природа нашего края. | | | 1 | 12.09 | |
3 | Сбор природного материала. | | | 1 | 19.09 | |
4 | Из истории аппликации. Аппликация из листьев и цветов «Забавные животные». | | 1 | | 26.09 | |
5 | Аппликация из листьев и цветов « Золотая осень». | | 2 | | 03.10 | |
6 | 10.10 | |
7 | Аппликация из листьев и цветов. Композиция «Букет в вазе». | | 1 | | 17.10 | |
8 | Аппликация из опилок «Яблоко». | | 1 | . | 24.10 | |
9 | Аппликация из опилок «Гриб». Выставка поделок. | | 0,5 | 0,5 | 31.10 | |
2-я четверть (7 часов) |
Секреты бумажного творчества (работа с бумагой и картоном) | 4 | 4 | | | |
10 | Т/б. «Из истории бумаги». Мозаика из обрывных кусочков бумаги «Щенок». | | 1 | | 14.11 | |
11 | Мозаика из обрывных кусочков бумаги «Бабочка». | | 1 | | 21.11 | |
12 | Из истории квиллинга. «Семейка улиток». | | 2 | | 28.11 | |
13 | 05.12 | |
Скоро Новый год | 3 | 2,5 | 0,5 | | |
14 | Т/б. Изготовление гирлянд и фонариков. | | 1 | | 12.12 | |
15 | Изготовление новогодних игрушек из различного материала. | | 1 | | 19.12 | |
16 | Украшаем помещение к Новому году. Выставка поделок. | | 0,5 | 0,5 | 26.12 | |
3-я четверть (9 часов) |
Работа со снегом. | 3 | | 3 | | |
17 | Т/б. Из истории снега и льда. Фигурки животных. | | | 2 | 16.01 | |
18 | 23.01 | |
19 | Строим снежную крепость. | | | 1 | 30.01 | |
Работа с пластилином | 6 | 5,5 | 0,5 | | |
20 | Т/б. Из истории лепки. Фрукты. | | 1 | | 06.02 | |
21 | Овощи. | | 1 | | 13.02 | |
22 | Игрушки. | | 1 | | 27.02 | |
23 | Фигурки животных. | | 1 | | 06.03 | |
24 | Лепка из целого куска вытягиванием. Композиция по сказке «Колобок» | | 1 | | 13.03 | |
25 | Композиция по сказке «Колобок». Выставка поделок. | | 0,5 | 0,5 | 20.03 | |
4-я четверть (7 часов) |
Работа с разными материалами (крупа, ракушки, камешки, карандашная стружка) | 7 | 6,5 | 0,5 | | |
26 | Т/б. Немного из истории. Объемная композиция с применением ракушек и камешков «Аквариум». | | 1 | | 03.04 | |
27 | Объемная композиция с применением ракушек и камешков «Аквариум». | | 1 | | 10.04 | |
28 | Мозаика из карандашных стружек. «Цветочная полянка». | | 2 | | 17.04 | |
29 | 24.04 | |
30 | Аппликация из крупы «Совушка». | | 1 | | 08.05 | |
31 | Работа с разными материалами (по выбору). | | 1 | | 15.05 | |
32 | Подведение итогов за год. Выставка поделок. | | 0,5 | 0,5 | 22.05 | |
|
Материально-техническое обеспечение:
Литература, используемая педагогом:
Е. Немешаева «Фантазии из природных материалов» - М.: Айрис-пресс, 2011 г.
Е. Румянцева «Простые поделки из пластилина» - М.: Айрис-пресс, 2013 г.
Литература, рекомендуемая для учащихся и родителей:
Е. Немешаева «Фантазии из природных материалов» - М.: Айрис-пресс, 2011 г.
Е. Румянцева «Простые поделки из пластилина» - М.: Айрис-пресс, 2013 г.
7