СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Умелые ручки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Умелые ручки" для 1 класса.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Умелые ручки"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Глебовская средняя общеобразовательная школа»

Фатежского района Курской области






Рассмотрена Согласована

на заседании МО учителей начальных классов на заседании МС

Протокол № ___ от « ___» ___________20___г. Протокол № ___

от «___» _____________20___г.





Утверждена

Приказом по школе

№ ___ от «___»____________20___г.

Директор школы ________/В.Н. Михалёв/








Программа курса внеурочной деятельности

«Умелые ручки»

социального направления (НОО)

для учащихся 1 класса

Срок реализации 1 год









Разработала

учитель начальных классов

Крамаренко А. В.





2018 г.

Пояснительная записка

  1. Актуальность программы

Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.

Программа «Умелые руки» носит практико-ориентированный харак­тер, направлена на овладение учащимися основными приемами и техникой работы с природными материалами, с пластилином, с крупами и макаронными изделиями. Обучение по данной программе способствует создать условия для дальнейшего формирования ребенка, как всесторонне-развитой личности. Поэтому воспитание такого человека должно быть сопряжено с формированием высокой духовности, высокой нравственности, раскрытием творческих сил и способностей, с подготовкой к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению.

Программа актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.

Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Программа «Умелые руки» направлена на формирование представлений об эстетических ценностях (знакомство учащихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов), ценностное отношение к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.), ценностное отношение к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

  1. Режим и число занятий

В соответствии с учебным планом, расписанием занятий программа 1 класса рассчитана на 32 часа внеурочной деятельности. Количество часов в неделю – 1. Продолжительность занятия – 25 минут.

  1. Цели и задачи программы внеурочной деятельности

Цель программы: развитие интереса и любви к ручному творчеству, вовлечение детей в активную творческую деятельность, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

Задачи:

- научить детей основным техникам изготовления поделок;

- развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

- воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;

- привить интерес к народному искусству;

- обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;

- организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.

4) Методы и формы внеурочной деятельности:

Методы:

- словесные: рассказ, беседа;

- наглядные: демонстрация пособий, иллюстраций, показ технологических приемов,

использование алгоритмов и памяток;

- практические: выполнение творческих работ;

- частично-поисковые: выполнение заданий с элементами творчества;

- творческие: творческие задания по видам деятельности;

- работа под непосредственным руководством педагога;

- совместная работа;

- самостоятельная работа;

- проблемный: поиск путей решения проблемы, педагога вместе с детьми.

Формы обучения:

- практические занятия;

- урок презентация;

- беседы;

- творческая работа;

- выставки работ;

- индивидуальная работа;

- коллективная работа;

- групповая работа.

5) Формы подведения итогов освоения программы внеурочной деятельности:

- организация выставки поделок;

- презентация проектов;

- украшение класса, школьного помещения к праздникам;

- организация итоговой выставки поделок.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

- внутренняя позиция на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как

одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения художественной задачи с

использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном

пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- использовать методы и приёмы художественно-творческой деятельности в учебном

процессе и повседневной жизни;

- читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы).

Коммуникативные:

- учитывать позицию собеседника (соседа по парте);

- договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при

решение практических работ, реализации проектов;

- уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером

(соседом по парте);

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения

поставленной творческой задачи;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- контролировать действия партнёра.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Регулятивные:

- планировать последовательность практических действий для реализации поставленной

задачи;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- различать способ и результат действия.

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

- сравнивать результаты практической деятельности с эталоном (рисунком, схемой,

чертежом).

Предметные результаты:

- использование приобретенных знаний о видах и свойствах природных и текстильных

материалов, бумаги при изготовлении изделий;

- получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении

труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора

профессии;

- формирование первоначальных представлений о материальной культуре как предмете

предметно-преобразующей деятельности человека.

- приобретение навыков самообслуживания, овладения технологическими приемами ручной

обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;

- использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных

конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и

организационных задач.

Содержание курса внеурочной деятельности

Программа основана на принципах природосообразности, последовательности,

наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Содержание программы реализуется на занятиях следующих видов: учебные (теоретические и практические занятия, экскурсии);  контрольные (подготовка и проведение выставки). Итоговые занятия по изученной теме могут быть одновременно и учебными и контрольными.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Теория – организационные вопросы. Содержание и характер обучения в новом учебном году. Практика – организация рабочего места. Подготовка инструментов, материалов для занятий.

2. Аппликация из природного материала. Теория – обобщение сведений о природных материалах. Практика – поделки из различных природных материалов.

3. Секреты бумажного творчества. Теория – обобщение сведений о свойствах бумаги. Основные способы пластической разработки формы из бумаги, технические особенности формовки бумажной полосы и листа. Практика – отработка технических приёмов формовки бумажной полосы и листа на изгиб, излом, скручивание. Изготовление аппликаций и объёмных форм. Знакомство с техникой квиллинга. Мозаика из обрывных кусочков бумаги. Симметричное вырезание из листьев бумаги, сложенных пополам.

4. Работа со снегом. Теория - знакомство с правилами работы со снегом, обобщение сведений о свойствах снега.

5. Работа с пластилином. Теория - знакомство с правилами работы с пластическими материалами. Правила изготовления поделок из пластических материалов (пластилин). Практика - изготовление объёмных поделок и композиций.

6. Работа с разными материалами. Теория – обобщение сведений о различных материалах. Техника безопасности при работе с различными материалами. Практика - изготовление объемной композиции. Поделки из ракушек, камешков, карандашных стружек, крупы. Проектная работа «Аквариум ».

7. Итоговое занятие. Теория – подведение итогов года. Просмотр проекта.


Тематическое планирование


№ п/п


Раздел, тема программы

Число часов в разделе

Часы аудитор-ных занятий

Часы внеауди-торных занятий

Дата

плано-вая

факти-ческая

1-я четверть (9 часов)

1

Вводное занятие-инструктаж. Правила техники безопасности.

1

1


05.09

Аппликация из природного материала (сухие листья и цветы)

8

5,5

2,5



2

Т/б. Природа нашего края.



1

12.09

3

Сбор природного материала.



1

19.09

4

Из истории аппликации. Аппликация из листьев и цветов «Забавные животные».



1


26.09

5

Аппликация из листьев и цветов « Золотая осень».


2


03.10

6

10.10


7

Аппликация из листьев и цветов. Композиция «Букет в вазе».


1


17.10


8

Аппликация из опилок «Яблоко».


1

.

24.10

9

Аппликация из опилок «Гриб». Выставка поделок.


0,5

0,5

31.10


2-я четверть (7 часов)

Секреты бумажного творчества (работа с бумагой и картоном)

4

4


10

Т/б. «Из истории бумаги». Мозаика из обрывных кусочков бумаги «Щенок».


1


14.11


11

Мозаика из обрывных кусочков бумаги «Бабочка».


1

21.11

12

Из истории квиллинга. «Семейка улиток».

2

28.11

13

05.12

Скоро Новый год

3

2,5

0,5



14

Т/б. Изготовление гирлянд и фонариков.


1


12.12

15

Изготовление новогодних игрушек из различного материала.


1


19.12


16

Украшаем помещение к Новому году. Выставка поделок.


0,5

0,5

26.12

3-я четверть (9 часов)

Работа со снегом.

3


3


17

Т/б. Из истории снега и льда. Фигурки животных.



2

16.01


18

23.01


19

Строим снежную крепость.



1

30.01


Работа с пластилином

6

5,5

0,5



20

Т/б. Из истории лепки. Фрукты.

1

06.02


21

Овощи.


1


13.02


22

Игрушки.

1

27.02

23

Фигурки животных.


1


06.03

24

Лепка из целого куска вытягиванием. Композиция по сказке «Колобок»

1

13.03

25

Композиция по сказке «Колобок». Выставка поделок.


0,5

0,5

20.03


4-я четверть (7 часов)

Работа с разными материалами (крупа, ракушки, камешки, карандашная стружка)


7

6,5

0,5


26




Т/б. Немного из истории. Объемная  композиция с применением  ракушек и камешков «Аквариум».


1


03.04


27

Объемная  композиция с применением  ракушек и камешков «Аквариум».


1


10.04


28

Мозаика из карандашных стружек. «Цветочная полянка».


2


17.04


29

24.04


30

Аппликация из крупы «Совушка».


1


08.05


31

Работа с разными материалами (по выбору).


1


15.05


32

Подведение итогов за год. Выставка поделок.


0,5

0,5

22.05









Материально-техническое обеспечение:

Литература, используемая педагогом:

  1. Е. Немешаева «Фантазии из природных материалов» - М.: Айрис-пресс, 2011 г.

  2. Е. Румянцева «Простые поделки из пластилина» - М.: Айрис-пресс, 2013 г.

Литература, рекомендуемая для учащихся и родителей:

  1. Е. Немешаева «Фантазии из природных материалов» - М.: Айрис-пресс, 2011 г.

  2. Е. Румянцева «Простые поделки из пластилина» - М.: Айрис-пресс, 2013 г.



7