Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Глебовская средняя общеобразовательная школа»
Фатежского района Курской области
Рассмотрена Согласована
на заседании МО учителей начальных классов на заседании МС
Протокол № ___ от « ___» ____________2018 г. Протокол № ___
от «___» ____________2018 г.
Утверждена
Приказом по школе
№ ___ от «___»____________2018 г.
Директор школы ________/В.Н. Михалёв/
Программа курса внеурочной деятельности
«Учусь создавать проект»
общеинтеллектуального направления (НОО)
для учащихся 1 класса
Срок реализации 1 год
Разработала
учитель начальных классов
Крамаренко А. В.
2018 г
Пояснительная записка
Актуальность программы
Актуальность данной программы обосновывается необходимостью подготовки эрудированных учащихся, грамотных в широком смысле слова, вооруженных навыками пользования проектными технологиями в такой степени, в которой это им будет необходимо для активной творческой производственной и общественной деятельности, для дальнейшего самостоятельного изучения компьютерных технологий после окончания школы.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед независимой аудиторией, помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
2) Режим и число занятий
В соответствии с учебным планом, расписанием занятий программа 1 класса рассчитана на 31 час внеурочной деятельности. Количество часов в неделю – 1. Продолжительность занятия – 25 минут.
Цели и задачи программы внеурочной деятельности
Цель программы: создание условий для активизации личностного потенциала учащихся и развитие навыков использования разных источников информации для создания проектов.
Задачи:
1) развивать познавательные потребности младших школьников;
2) дать первоначальные представления о деятельности исследователя;
3) обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных
исследований, умению планировать свою работу;
4) развивать внимание, логику, творческое мышление, любознательность, память, способность к восприятию;
5) расширять кругозор и обогащать словарный запас новыми понятиями из мира проекта;
6) воспитывать самоуважение к позитивной самооценке автора проекта, чувства самоконтроля.
4) Методы и формы внеурочной деятельности
Методы:
- словесные: рассказ, беседа;
- наглядные: демонстрация пособий, иллюстраций, показ технологических приемов, использование алгоритмов и памяток;
- практические: выполнение творческих работ;
- частично-поисковые: выполнение заданий с элементами творчества;
- творческие: творческие задания по видам деятельности;
- работа под непосредственным руководством педагога;
- совместная работа;
- самостоятельная работа;
- проблемный: поиск путей решения проблемы, педагога вместе с детьми.
Формы обучения:
- практические занятия;
- урок презентация;
- беседы;
- творческая работа;
- выставки работ;
- индивидуальная работа;
- работа в парах;
- групповая работа.
5) Формы подведения итогов освоения программы внеурочной деятельности:
- выставки проектных, проектно-исследовательских работ учащихся по предметам и определенной теме;
- презентация проектов, участие в конкурсах с приглашением родителей, учащихся начальных классов, администрации школы.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи.
Коммуникативные:
- умение слышать и слушать партнёра;
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Регулятивные:
- умение классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под
руководством учителя;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку своей работы;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Предметные результаты:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- давать определение понятиям;
- наблюдать;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программа 1 класса предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.
Содержание курса внеурочной деятельности
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема программы | Число часов в разделе | Часы аудитор-ных занятий | Часы внеауди-торных занятий | Дата |
плано-вая | факти-ческая |
1-я четверть (9 часов) |
1 | Кто я? Моя семья. | | 1 | | 07.09 | |
2 | Чем я люблю заниматься. Хобби. | | 1 | | 14.09 | |
3 | О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. | | 1 | | 21.09 | |
4 | Как собирать материал? Твои помощники. | | 1 | | 28.09 | |
5 | Проблема. | | 1 | | 05.10 | |
6 | Проблема. Решение проблемы. | | 1 | | 12.10 | |
7 | Гипотеза. Предположение. | | 1 | | 19.10 | |
8 | Гипотеза. Играем в предположения. | | 1 | | 26.10 | |
9 | Цель проекта. | | 1 | | 02.11 | |
2-я четверть (7 часов) |
10 | Задача проекта. | | 1 | | 16.11 | |
11 | Выбор нужной информации. | | 1 | | 23.11 | |
12 | Интересные люди – твои помощники. | | 1 | | 30.11 | |
13 | Продукт проекта. | | 1 | | 07.12 | |
14 | Виды продукта. Макет. | | 1 | | 14.12 | |
15 | Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. | | 2 | | 21.12 | |
16 | 28.12 | |
3-я четверть (9 часов) |
17 | Мини-сообщение. | | 2 | | 18.01 | |
18 | | 25.01 | |
19 | Выступление перед знакомой аудиторией. | | 1 | | 01.02 | |
20 | Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно. | |
2 | | 08.02 | |
21 | 15.02 | |
22 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. | | 1 | | 01.03 | |
22 | Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. | | 2 | | 15.03 | |
23 | | |
24 | Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно. | | 1 | | 22.03 | |
4-я четверть (6 часов) |
25 | Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно. | | 1 | | 05.04 | |
26 | Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно. | | 1 | | 12.04 | |
27 | Тест «Чему я научился?» | | 1 | | 19.04 | |
28 | Памятка для учащегося-проектанта. | | 1 | | 26.04 | |
29 | Твои впечатления от работы над проектом. | | 1 | | 17.05 | |
30 | Ярмарка достижений. | | 1 | | 24.05 | |
|
Материально-техническое обеспечение:
Литература, используемая педагогом:
Р.Ф. Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 1 класса – М.: Издательство рост, 2014 г.
Литература, рекомендуемая для учащихся и родителей:
Р.Ф. Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 1 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012.
- Компьютер
- мультимедийный проектор
- экран
- прочее оборудование: доска, раздаточный материал для проектов, материалы на электронных носителях.
2