СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно- тематическое планирование проведения занятий с детьми старшего возраста группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (2–й год обучения)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно- тематическое планирование проведения занятий с детьми старшего возраста группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (2–й год обучения)»

Приложение 7. Календарно- тематическое планирование проведения занятий с детьми старшего возраста группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (2–й год обучения)

Образовательная область «Речевое развитие» грамматический строй речи, развитие речи.

Количество ООД в год – . 31 Запланировано ООД -31

В неделю ООД – 1. Проведено –

Длительность ООД – 25 минут.



тема

Грамматический строй речи и др.

Мелкая моторика

физминутка

Формы, методы работы

оборудование

1.

СЕНТЯБРЬ

Детский сад профессии в детском саду

1. Развитие мелкой моторики.

2. Словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

3. Совершенствование навыка слогового анализа.

4. Согласование прилагательных с существительными.

5. Пополнение активного словаря наречиями с противоположным значением.

6. Активизация глагольного словаря.

7. Составление сложноподчиненных предложений со словами потому что.

8.Составлениерассказа о нашем детском саде. по плану.(Нищева)

П.г.»Наша группа»

1.«Кто что делает»

2.»Цепочка»

3 «Кто лишний!

Иллюстрации профессий, фото, презентация и др

2.

Овощи. Огород.. работа людей в огороде. Огород в детском саду.

1.Образование существительных единственного и множественного числа (помидор-помидоры, огурец-огурцы..).

2. Словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (огурец-огурчик, помидор-помидорчик..).

3. Согласование количественных числительных один, одна с существительными в роде (один огурец, одна репа..).

4. Активизация глагольного словаря (Какие овощи срезают, выкапывают, срывают, выдёргивают).

5. Развитие общей, мелкой моторики, артик.м.

П.и «В огород пойдем»

П.г. «Солим капусту»

Обведи по контуру овощ

Игры:

1.Игра «Один-много».

2. Игра «Что в корзине?».

3.Игра«Какие овощи».

4. Игра «Назови ласково».

5.Игра«Сложи

картинку».

П.и «В огород пойдем»

П.г. «Солим капусту»

Обведи по контуру овощ

Картинки овощей, огород, картинки фруктов, ящик, муляжи овощей, задания обведи по контуру, Сюжет картинки Работа в огороде.

3.

ОКТЯБРЬ

Сад. Фрукты. Работа людей в саду в нашем селе.

1.Составление описательного рассказа о фруктах

2. Закрепление формы творительного падежа существительных, отвечающих на вопрос с чем? (С чем лукошко? С апельсинами).

3. Согласование существительных с прилагательными (лимон – желтый, овальный).

4. Словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (яблоко-яблочко, апельсин-апельсинчик..).

5. Употребление существ. с наречием много (много яблок, банан..).

6. Развитие общей, мелкой моторики., арт.г

П.и. «Ветер дует нам в лицо»

П.г. «Компот»

Графическое задание «Положи яблоки в корзинки»

1. Игра «Один-много».

2. Игра «Подбирай, называй, запоминай».

3. Игра «Назови ласково».

4. Игра «Подбери пару».

5. Игра «Сложить картинки».

6. П/и «Яблоня».

Картинки фруктов, овощей, сада, работ людей, графич. задания, чудо-дерево,

4.

Лесные и садовые ягоды Сибири

1. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

3. Развитие общего внимания и понимания речи.

4. Развитие мелкой моторики.

5.составление рассказов по картинке

6.Артик.г


П.г «В лес за ягодой»

Игры: «Чего не стало», «»В лес за ягодой», «Какое варенье»

Картинки ягод лесных, садовых, леса, паровозик, ежик

5.

Грибы в нашем лесу.

1.Согласование числит и сущ.

2.образование множ. числа

3.Развитие мелкой моторики

4.развитие логич .мышления

5.развивать умения анализировать названия, подбирать однокоренные слова

6.составление рассказа по сюжетной картинке «За грибами»(Гофмана. Стр 87,89. Нищева)

7.графические задания. Артик г.

П.г «Грибы»

П.и «Собери грибы»

Игры: П.г «Грибы»

П.и «Собери грибы», «Что лишнее», «Один- много», «Почему так называется?»

Картинки грибов, леса, Грибовичок, корзинка, грибы для игры, мячик, графич. Задания

6.

Я живу в селе Тесь.

1. Согласование прилагательных с существительными.

2. Антонимы (широкий – узкий, далеко – близко, вверху – внизу, старый – новый).

3. Образование существительных единственного и множественного числа.

4. Обогащение экспрессивной речи словами-синонимами.

5. Согласование существительных с числительными один, три, пять.


П/и «Летний сад»

Обвести по точкам

1. Упражнение «Какой? Какая? Какие?».

2. Игра «Скажи наоборот».

3. Игра «Один-много».

4. Игра «Словарик».

5. Игра «Посчитаем».

6. Упражнение «Составь предложение».

7. Упражнение «Мы читаем».

8. Игра «Раздели на слоги».


Фотографии села Тесь.

Изображение отдельных зданий.

Цветные карандаши.

Схема предложений.

Мяч.

Слоговые дорожки для чтения.

7.

НОЯБРЬ

Животные жарких стран. Условия обитания.

1. Образование существительных мн.ч. от ед.ч.(верблюжонок – верблюжата, бегемот – бегемоты, жираф – жирафы).

2. Образование существительных в разных падежах (В Африке много жирафов, леопардов. Буду наблюдать за жирафами, кенгуру, леопардами, бегемотами).

3. Образование притяжательных прилагательных (морда – верблюжья, львиная).

4. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

5. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных.

7.Развитие общей моторики.

П.и «Повторяем без запинки»

1. Игра «Кто живёт в Африке?».

2. Игра «Один-много».

3. Игра «Назови ласково».

4. Игра «Чей, чья, чьё, чьи?».

5. Игра «Назови семью».

6. П \и «Жираф».

Предметные картинки по теме «Животные жарких стран».

Цветные карандаши, листочки с изображением

животных

8

Животные севера. Условия обитания.

1. Образование существительных ед. и мн.ч., обозначающих детенышей: олененок – оленята, моржонок – моржата.

2. Согласование числительных с существительным в роде и числе: один моржонок, два моржонка, пять моржат.

3. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных.

4. Составление сложносочинённых предложений с союзом а

5. Антонимы.

6.составл.рассказа по сюжетной картинке

7. Развитие общей моторики

П.и.»Животные севера»

1. Игра «Один-много».

2. Игра «Назови семью».

3. Игра «Считай и называй».

4. Игра «Скажи наоборот».

5.П\и «Белый медведь».


Картинки животных севера, мяч, бурый медведь, графич. Хадания, сюжетнее картинки

9.

Домашние животные и птицы.

1. Образование существительных мн.ч. от ед.ч. (жеребенок – жеребята, конь – кони, кот – коты).

2. Притяжательные прилагательные (морда (чья?) – лошадиная, коровья, собачья).

3. Образование существительных ед.ч. и мн.ч. в разных падежах:

Р.п.: Нет коня – много коней, нет щенка – много щенят.

Т.п.: Лошадь кормят сеном, а собаку мясом.

4. Образование глаголов с помощью приставок (собака – прибежала, подбежала).

5. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (кот-котик).

6.Составление описательного рассказа

П.г «Домашние животные»

«Имитация дом. животных

1. Игра «Назови ласково».

2. Игра «Один-много».

3. Игра «Чей дом?».

4. Игра «Назови детёнышей».

5 Игра «Что у кого?»

6. Игра «Запомни и

назови»

7. П\и «Кролики».


Картинки и игрушки домашних животных, для игры 4-лишний, мячик, графические задания . схем предлож., табл.для составления рассказа

10

Дикие животные наших лесов.

1. Обобщение и систематизация знаний о диких животных и их образе жизни.

2. Составление сложноподчиненных предложений.

3. Образование существительных с суффиксами –онок-, -енок-, -их-, -иц-.

4. Употребление предлогов.

5. Употребление существительных в форме множественного числа в родительном падеже.

6. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

7. Совершенствование навыка слогового анализа.

8. Составление и анализ деформированных предложений с опорой на картинки.

9. Развитие фонематического слуха.

10 описательный рассказ о диком животном.

П.и. «Повторяем без запинки»

1. Игра «Словарик».

2. Упражнение «Составь предложение».

3. Игра «Назови семью».

4. Игра «Кто откуда?».

5. Игра «Есть-нет».

6. Игра «Угости животных».

7. Игра «Раздели на слоги».

8. Игра «Найди дом для животных».

9. Игра «Один-много».


Предметные картинки по теме «Дикие животные».

Рассказ «Медведь» А. Клыкова.

Схема предложений

Карточки для каждого ребенка.

Мяч

11

ДЕКАБРЬ

Зима. Зимующие птицы.

1. Употребление предлогов в, на, под, за, над, с.

2. Упражнение в подборе глаголов к существительному (ветердует, воет, завывает; снег – кружится, падает, укрывает, покрывает, скрипит, сверкает).

3. Употребление имен существительных в форме винительного падежа единственного и множественного числа.

4. Согласование имён существительных с прилагательными.

5. Активизация глагольного словаря: Кто как голос подает? Составление описат. рассказа о птицах.

6. Антонимы (летом дни жаркие, а зимой холодные).

7. Образование притяжательных прилагательных (перья ворона (чьи?) - вороньи).

П.г. «Зимующие птиц».

1. Игра «Подбирай, называй, запоминай».

2. Игра «Скажи наоборот».

3. Игра «Из чего- какой?».

4. Игра «Кто как голос подаёт?

5. Игра «Чьи перья?».

6. Игра «Узнай птицу».

7. П/и «Снегири

Мяч, картинки птиц, ежик, зимние картинки, графич. Задания. Схема для составл. рассказа

12

Зимние забавы. Рассказ из личного опыта. «Чем я люблю заниматься зимой»

1.Глагольнй словарь, уменьш ласкат.

2. развивать умения подбирать и анализировать слова (Снеговик, снежинка), подбирать однокоренные слова

3. Отвечать на вопросы по картинке.

4 Рассказ из личного опыта. «Чем я люблю заниматься зимой»

5.Мелкая и артик. моторика, дыхательная

П.г «Снежки»

Игры: «Снежки», «4-лишний», «Назови ласково»

Картинки зимних забав, для игры 4 лишний, графич. задания, снежинки для сдувания

13

Дом. Украшение дома к новому году.

1. Совершенствование навыка слогового анализа.

2. Развитие мелкой моторики.

3. Образование относительных прилагательных.

4. Активизация словаря по теме «Части мебели».

5. Совершенствование предложно-падежные конструкции существительных.

6. Составление и анализ предложений.

7. Образование прилагательных в сравнительной степени.

8. Развитие зрительного внимания, восприятия, связной речи.



П.г «мебель»

1.Игра «назови ласково»

2. Игра «Один- много»

3.»назови часть и целое»

4.»из чего? Какой?»

5.»считай и называй2

6. «четвертый лишний»

Картинки мебели, схемы предложений, сюжет .карт «Дом»., новог.игрушки

14

Новый год. Традиции.

1. Предлоги на, под, в, из.

2. Образование прилагательных и существительных с уменьшительными суффиксами.

3. Образование относительных прилагательных.

4. Согласование имён существительных с прилагательными.

5. Составление и анализ предложений.

6. Развитие мелкой моторики

П.и. «Снеговик»

1. Игра «Прятки».

2. Игра «Продолжи предложение»

3. Игра «Из чего- какой?».

4. Игра «Скажи наоборот».

5. Игра «Украсим елки».


Шаблон елки, графич. задания. сюжетнее картинки на елке, елочные игрушки, схем предложений, сюжетные картинки.

15

ЯНВАРЬ

Мальчики и девочки

1. Образование глаголов с помощью приставок

2Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами .

3.Составление описательного рассказа о себе

4.. Развитие общей моторики


И.»Угадай чей голосок»

1. Игра «Назови ласково».

2. Игра «Один-много».

3. Игра «Чей голос?».

4 Игра «Что у кого?»

5. Игра «Запомни и

назови»

6 «Угадай по описанию»

мячик, графические задания . схем предлож., табл.для составления рассказа.

16

Здоровый образ жизни.

1.Составление сложноподчиненных предложений.

2.Раскрытие понятия здоровый образ жизни, составление совместного плана «Что нужно делать, чтоб быть здоровым»

3. Образование существительных множественного числа в родительном падеже, согласование прилагательных с существительными.

Эстафета «Правильно-неправильно»

1.игра «Что не так»

2.»Правильно- неправильно»

3. «Почему так?»

4.»Запомни и назови»

Иллюстрации видов спорта, продуктов, закаливание, витамины, режим дня, зарядка и др.

17.

ФЕВРАЛЬ

Мужская и женская одежда.

1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласов. с местоим.

2. Совершенствование навыков ориентировки в пространстве.

3. Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, тонкой моторики.

4 игра в обувном магазине (Нищева стр. 119)

4.Артик.г.

П.г «Перчатки»

Игры:»Какая бывает одежда», «Один- много». «Мой, моя, мои, мое», «Перчатки

Зайчик, картинки вещей, перчатка, графич. задания, картинки шкафов. Картинка Ателье

18

Полезные и вредные продукты

1. Составление сложноподчиненных предложений.

2. Образование существительных с суффиксами –онок-, -енок-, -их-, -иц-.

3. Употребление предлогов.

4. Употребление существительных в форме множественного числа в родительном падеже.

5. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

6. Совершенствование навыка слогового анализа.

7. Составление и анализ деформированных предложений с опорой на картинки.

8. Развитие фонематического слуха

Й. «Съедобное- несъедобное»

1. Игра «Словарик».

2. Упражнение «Составь предложение».

3. Игра «Раздели на слоги».

4. Игра «Один-много».

5.»Съедобное несъедобное»


Предметные картинки по теме «Продукты».

Схема предложений

Карточки для каждого ребенка.

Мяч

19

23 февраля. Профессии пап . Рассказ о папе.

1. Образование существительных Р.п. ед и мн.ч.: много (кого?) – моряков, солдат, летчиков, штурманов; много (чего?) – оружия, ракет, снарядов, обмундирования.

2. Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже (одно орудие, два орудия, пять орудий).

3. Образование названий профессий с помощью суффиксов –чик, -ист (летчик, ракетчик, танкист).

4. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных

5.Составление рассказа о папе

5. Развитие общей, мелкой моторики.

Физм. «Будем мир мы защищать»

1. Игра «Один-много».

2. Игра «Кто служит в Армии?».

3. Игра «Считай и называй».

4. Игра «Исправь предложение».

5.П\и «Пограничники».



Картинки военных профессий, флаг России, принадлежности профессий, мяч, графич. задания

20

Моя семья

1.Развитие связной речи- составление рассказа о своей семье.

2.Обогащение экспрессивной речи словами-глаголами.

3. Образование глаголов движения с приставками, употребление предлогов.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Образование существительных единственного и множественного числа, уменьшительноласкат.


Физм «Помощники»

1.»Один- много»

2.Упражнение «Составь предложение»

3.»Раздели на слоги»

4.»Назови ласково»

Фото семьи, картинки семейных традиций. Праздников, путешествий и др.

21

МАРТ

Комнатные растения для мамы

1. Развитие связной речи (описат рассказ)

2. Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

3. Согласование имени существительных с прилагательными, уменьш.ласк.

4Рассказ из личного опыта.

5 Развитие тонкой моторики., артик .м


П.и «На окне в горшочках», п.г «Цветы»

Игры: «Назови ласково», «На окне в горшочках» ,»Цветы»

Картинки комнатных растений, фиалка цветущая в горшке, графич. зад.

22

8 марта. Женские профессии

1. Развитие связного высказывания о профессиях мам.

2. Употребление имён существительных в косвенных падежах.

3. Развитие творческого воображения, подражательности, общей моторики.


Физм. «Мама»

Игры: «Подбери признак», «Назови ласково», »Кто что делает», «Кому что нужно для работы»

Картинки женск. профессий, графич. задания

23

Вода на нашей планете. Обитатели воды

1.ознакомление с глобусом, развивать умение составлять предложения.

2.составление рассказа по плану о рыбах.

3.образование относительных прилагательных

4.употребление предлогов.

Развитие внимания, логического мышления

П.г «Рыбки»

1. упр. «Кто живет в пруду»

2. Игра «Назови ласково».

3. Игра «Какой? Какая? Какие?».

4. Игра «Скажи наоборот».

5. Упражнение «Составь предложение».


Глобус, иллюстрации обитателей воды, графические задании, схемы предложений

24

Весна. Признаки весны. Перелетные птицы

1. Образование существительных ед. и мн.ч. в разных падежах.

Р.п.: В весенний день много света, луж, ручьев.

Д.п.: Мы радуемся свету, лучам, теплу.

Т.п.: Сходить в лес за березовыми ветками, березовым соком.

П.п.: Мы жалеем зимой о весенних ручейках, цветах, теплом солнышке.

2. Подбор глаголов к существительному, согласовывая их в единственном и множественном числе (весна идет, спешит, торопится, наступает, приближается; ручьи бегут, журчат, спешат).

3. Антонимы.

4. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

5. Развитие мелкой моторики

Физм «Собирайся детвора»

1. Игра «Подбирай, называй, запоминай».

2. Игра «Скажи наоборот».

3. Игра «Назови ласково».

4. Игра «Какой? Какие?».

5.П\и «Кап, кап, Веснянка».


Картинки всех времен года., мяч, графич .зад.. сюжет .картинки Весной.

25

АПРЕЛЬ

Дикие животные весной. Животные- часть природы.

1.Развитие речи

2.Беседа по картинкам, предлоги.

3.образ ед и множ. ч.

4. Артик. г., мелк .мотор.

П.и «Лесной переполох»

Игры « У кого кто», «Кто лишний» «Один- много»

Картинки животных весной, детенышей жив., графич .з.

26

Космос.

1. Употребление предлогов.

2. Согласование числительных с прилагательными.

3. Активизация приставочных глаголов.

4. Антонимы.

5. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных.

6.Развитие общей моторики

П/и « Ракета »


1. Игра «Один-много».

2. Игра «Доскажи слово».

3. Игра «Считай и называй».

4. Игра «Скажи наоборот».

5. П\и «Ракета».


Предметные картинки по теме «Космос».

Разрезные картинки., графич .зад.

27

Почта. Профессия почтальон.

1.рассматривание картины «На почте». Беседа по ней.

2.согласование числительных и сущ-х

3. .Образование существительных единственного и множественного числа.

4. Употребление родительного падежа существительного.

5. Совершенствование навыка слогового анализа.

6. Развитие внимания, логического мышления

П.г «Почтальон»

1.игра «Подскажи словечко» стих. Маршака «Почта»

2.Игра «Волшебная посылка»

3.»Чего не хватает»

4.упр.»Получи письмо»

5.игра «Вам письмо»


Иллюстрации «На почте», почтальона, письма, посылки, бандероли

28

Мы живем в России

1.закрепление знаний о флаге, президенте, столице России и др.

2.Составление рассказа о родине по плану.

3.развивать умение отвечать на вопросы, логического мышления.

4. Образование существительных единственного и множественного числа.

5. Употребление родительного падежа существительного.


П.и «Передай флажок»

1.Игра «передай флажок»

2.»Один-много»

3.упр «Составь предложение»

4.»Бывает – не бывает»

.Иллюстрации флаг, фото президента, глобус и др

29

МАЙ

9 мая. Герои войны.

. Антонимы.

2. Подбор родственных слов (герой- геройский, героический..).

3. Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже (Один танк, два танка, три танка).

4. Называть части целого предмета (у самолета корпус, крылья, пропеллер, кабина, мотор, хвост).

5. Образование существительных единственного и множественного числа.

6. Употребление родительного падежа существительного.

П.и «Мы сильные»

1. Игра «Скажи наоборот».

2. Игра «Один-много».

3. Игра «Считай и называй».

4. Игра «Назови, какой?».

5. П\и «Мы сильные».


Сюжетные картинки, игрушки военной тематики.

30

Лето. Цветы на лугу

1. Употребление простых предлогов.

2. Образование родительного падежа существительных.

3. Согласование числительных с существительными.

4. Образование существительных единственного и множественного числа.

5. Называть части целого предмета (стебель, лепесток, лист).

6.Развитие общей мотто.

.

.

П/и «На лужайке»

1. Игра «Назови части и целое».

2. Игра «Один-много».

3. Игра «Считай и называй».

4. Игра «Назови, какой?».

5. П\и «На лужайке».


Картинки цветов, графич. зад, для игры 4-лишний

31

Насекомые

1. Образование существительных в разных падежах.

Р.п. ед.ч. и мн.ч.: В поле много кузнечиков, бабочек, муравьев.

Т.п. мн.ч.: Птицы питаются насекомыми: жуками и комарами.

П.п. ед. и мн.ч.: Энтомолог рассказал о редкой бабочке и больших осах.

2. Образование глаголов с помощью приставок (ползать - уползти, переползти, выползти, отползти, заползти).

3. Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже

4. Образование существительных единственного и множественного числа.

5. Употребление родительного падежа

существительного.

6.Составление описательного рассказа

П. и «Гусеница»

1. Игра «Закончи предложение».

2. Игра «Один-много».

3. Игра «Узнай, чьё крылышко».

4. Игра «Считай и называй».

5. Игра «Бывает –не бывает».

6. П/и «Гусеница»


Картинки насекомых, схема для составления рассказа,








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!