Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование "Речевая практика" 3 класс (для детей ЗПР)»
Пояснительная записка
Нормативно – правовая база
Закон Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128-ІІ «Об образовании».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 28.02.2017 года № 82 « Об утверждении Типового положения о специальной (коррекционной) образовательной организации (учреждении) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Луганской Народной Республики».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 06.03.2017 №86 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 08.11.2016 года № 420 «Об утверждении Порядка организации индивидуальной формы обучения в общеобразовательных организациях (учреждениях), организациях (учреждениях) интернатного типа Луганской Народной Республики».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 17.07. 2017 года №463 «Об организованном начале 2017-2018 учебного года в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 11.08.2017 года № 542 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию учебных планов в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в 2017-2018 учебном году»
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 06.03.2017 №86 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики»
Настоящая программа разработана на основе Примерной программы для образовательных организаций ЛНР, которая составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального общего образования и служит ориентиром для разработки рабочей программы по предмету,определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования.При разработке данной программы учтены материалы, полученные в ходе реализации целевых программ развития образования последних лет.
Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы», под редакцией В. В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2017.
Цель учебного предмета «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.
Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение. При реализации программы принципиально важно, чтобы учитель выступил в роли собеседника и помощника при выполнении некоторых заданий. Устные ответы школьников должны быть направлены на установление взаимопонимания с окружающими и не могут являться постоянным объектом контроля со стороны учителя. Ученик не должен испытывать неуверенности при вступлении в общение: необходимо поощрять его стремление всеми имеющимися в распоряжении средствами реализовать коммуникативное намерение. С этой целью в виде тренировочных упражнений должны использоваться игры - театрализации, игровые задания на составление рассказов, обсуждения и другие виды деятельности, активизирующие живое общение школьников.
Исходя из этого, программа по устной речи реализует следующие коррекционно - обучающие задачи:
способствовать совершенствованию развития речевого опыта учащихся;
корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний;
формировать выразительную сторону речи;
учить строить связные устные высказывания;
воспитывать культуру речевого общения
улучшить качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;
Основные требования к знаниям учащихся:
К концу года учащиеся должны уметь:
передавать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в записи;
выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;
выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;
участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
правильно выражать свои просьбы, употребляя "вежливые" слова; здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
сообщать о себе: имя и фамилию, домашний адрес, имена и фамилии своих родственников;
принимать участие в коллективном составлении рассказов по темам речевых ситуаций;
объяснять как можно дойти (доехать) до школы (по вопросам учителя);
участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями.
Называть предметы и действия, соотносить их с картинками
Внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые слова
Соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании,
Сообщать свое имя, фамилию, имена родственников, имена и отчества учителей
Место учебного предмета «Речевая практика» в учебном плане
На изучение предмета «Речевая практика» в 3 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год).
В каждом классе учебный предмет «Речевая практика» включает в себя 4 раздела с постепенным расширением и усложнением учебного материала.
Содержание учебного предмета «Речевая практика» 3 классе
№ | Раздел | Содержание |
-
| Аудирование | Развитие у детей у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. Слушание и запоминание ряда речевых комплексов и слов (2 слога, 2 – 3 слова). Слоги и слова с рядом свистящих и шипящих звуков, дифференциация свистящих и шипящих звуков. Слоги и односложные слова со стечением двух – трех согласных. Слова, близкие по звучанию. |
-
| Дикция и выразительность речи | Отработка у школьников четкости произношения, эмоциональной выразительности речи. Голос, сила голоса. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса. Мимика и жесты. Лицо, выражение лица. Практическое использование мимики в речевых ситуациях. |
-
| Подготовка речевой ситуации и организация высказывания | В содержание раздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, их играми, взаимоотношениями с окружающими. Тематика речевых ситуаций: игры детей, моя семья, доктор Айболит, Мойдодыр, юный художник, разговор по секрету, я в зеркале, разговор с игрушкой, в гостях у бабушки, на школьной перемене, любимое занятие и др. Рассказ и не рассказ, тема рассказа, ее обсуждение. Заголовок к речевой ситуации. Активизация, обогащение, уточнение словаря по теме. Составление предложений с опорой на заданную синтаксическую конструкцию. Фиксация символами каждого предложения. Составление из символов связного высказывания из 3 – 5 предложений. Использование личных местоимении вместо существительного для связи предложений в тексте. Использование известных, новых слов в ролевой игре по теме. |
-
| Культура общения. | Проведение специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия. Выражение благодарности. Вежливые слова. Тон речи. Речевое внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе беседы. Тренировочные упражнения на готовом речевом материале. |
Календарно - тематическое планирование уроков по предмету «Речевая практика»
2 класс
17 часов (1урок в две недели)
№ | Тема урока | Количество часов | Цели и задачи урока | Дата проведения |
По плану | По факту |
1 | Прослушивание коротких сказок с последующим пересказом | 1 | Развитие способности воспринимать и понимать речь. Развитие способности воспринимать и понимать обращенную речь. Развитие фонематического слуха. Развитие вербальной памяти | | |
2 | Многообразие тона речи. Тренировочные упражнения в передаче радости, в передачи грусти, испуга, удивления, горя. | 1 | Развитие способности передавать интонацией чувства и эмоции. Развитие способности воспринимать и понимать обращенную речь | . | |
3 | Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств с помощью мимики и жестов. | 1 | Развитие способности использовать мимику и жесты при общении. Развитие способности воспринимать и передавать чувства и эмоции с помощью невербальных средств выразительности речи. Развитие воображения. Коррекция эмоционально - волевой сферы | | |
4 | Я готовлю уроки | 1 | Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь: уроки, домашнее задание, письменные принадлежности, учебные принадлежности. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации | | |
5 | На улице города. | 1 | Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь:улица, транспорт, магазин, пешеходы. | | |
6 | Общение: «В библиотеке» | 1 | Учить правилам поведения в библиотеке. Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации | | |
7 | Магазин. Культура общения в магазине. | 1 | Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь. Учить правильно и вежливо обращаться к продавцам и другим покупателям. | | |
8 | Общение: «Телефонный разговор». Игра "Телефонный разговор" | 1 | Учить формулам общения по телефону. Тренировать в использовании формул общения по телефону. Способствовать формированию умения участвовать в игре и соблюдать правила | | |
9 | Чистоговорки | 1 | Учить четко произносить слова в чистоговорках. Коррекция звукопроизношения | | |
10 | Упражнения в произнесении стихотворных диалогов | 1 | Учить строить диалог по принципу: вопрос – ответ. Развивать выразительность речи. | | |
11 | Культура общения: «Я иду в гости» | 1 | Учить использовать полученные умения вести беседу, рассказывать истории в ситуации общения в гостях. Способствовать формированию умения участвовать в коллективной игре и соблюдать правила | | |
12 | Учимся понимать животных | 1 | Расширить представления учащихся о способах коммуникации; закреплять умения составлять предложения, рассказы по теме | | |
13 | Составление различных предложений по теме: «Весна» | 1 | Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь | | |
14 | В зоопарке у зверей | 1 | Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь | | |
15 | Культура общения: «Я и взрослые». Составление диалогов по предложенной речевой ситуации | 1 | Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь. Способствовать формированию умения участвовать в коллективной игре и соблюдать правила. Учить строить диалог согласно заданной речевой ситуации | | |
16 | Общение: «Узнай меня». Культура общения с малознакомыми людьми | 1 | Учить внимательно относиться к окружающим людям; уточнять и обогащать словарный запас словами и выражениями, характеризующими человека, его внешность и внутренние качества | | |
17 | Составление предложений по теме «Лето». Лексическая тема: «Летние каникулы». | 1 | Расширение словарного запаса. Знать правила безопасного поведения | | |
Перечень учебно – методического обеспечения
Учебно – методическое обеспечение | Название, автор, издательство, год издания |
Программы | Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида. Подготовительный класс. 1—4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. – М. : Просвещение, 2013. — 176 с. Программы специальной (коррекционной) школы VIIвида 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой. М.: Просвещение, 2012. – 110 с. |
Учебная литература | С. В. Комарова Устная речь. 3 класс. - М.: Просвещение,2010. - 96 с |
Дополнительная литература | 1. Поле речевых чудес: Учебное пособие. Екатеринбург: ТОО "ГриК" 1997. - 180 с 2. И. А. Девина. Управляем эмоциями. – М. : «Ось – 89», 2004. - 48 с. 3. Н. В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС,2005. - 528 с. |
Согласовано Заместитель директора по УВР ____________________ Т. В. Евсюкова «_______» __________________ 2018 г. | Рассмотрено Протокол заседания методического объединения учителей коррекционного обучения от ______________ № __________ |