по учебному предмету «Русская литература» для V класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания, утверждённой Постановлением Министерства образования
№ урока | Четверть Дата | Раздел Тема урока по программе | Кол-во часов |
1 | 04.09 | Введение Художественная литература как искусство слова; воссоздание в ней мира и человека | 1 |
Устное народное творчество и литература Эпические произведения |
2 | 07.09 | Эпические произведения и их особенности. Русская народная сказка «Царевна-лягушка». | 3 ч 1 |
3 | 11.09 | Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Герои волшебной сказки, их душевная красота | 1 |
4 | 14.09 | Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Вера в победу добра и справедливости | 1 |
5 | 18.09 | А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Слово об А. С. Пушкине. Близость сказки А. С. Пушкина к народному поэтическому творчеству | 3 ч 1 |
6 | 21.09 | А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Внутренняя красота, душевное богатство царевны. Зависть, черствость, жестокость царицы-мачехи | 1 |
7 | 25.09 | А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Стихотворная форма сказки. Понятие о ритме, рифме, интонации | 1 |
8 | 28.09 | X. К. Андерсен. «Снежная королева». Слово о Х. К. Андерсене. Два отношения героев к миру: способность видеть прекрасное и нравственная слепота | 4 ч 1 |
9 | 02.10 | X. К. Андерсен. «Снежная королева». Мужество и стойкость Герды | 1 |
10 | 05.10 | X. К. Андерсен. «Снежная королева». Торжество любви, верности, дружбы | 1 |
11 | 09.10 | X. К. Андерсен. «Снежная королева». Победа добра над злом, равнодушием, эгоизмом. | 1 |
12 | 12.10 | Внеклассное чтение. В гостях у сказки | 1 |
13 | 16.10 | Урок обучения литературному творчеству | 1 |
14 | 19.10 | Мифы Древней Греции. Мифы о богах. «Олимп». | 2 ч 1 |
15 | 23.10 | Мифы о героях. «Подвиги Геракла»: «Немейский лев», «Лернейская гидра», «Авгиевы конюшни» | 1 |
16 | 26.10 | Внеклассное чтение. Учимся читать мифы Древней Греции | 1 |
Лирические произведения |
17 | 30.10 | Лирические произведения. Особенности лирических произведений. А. Н. Майков. «Колыбельная песня» | 1 |
18 | | А. В. Кольцов. «Косарь» (отрывок из стихотворения), И. С. Никитин. «Ярко звезд мерцанье...». | 1 |
Драматические произведения |
19 | | Драматические произведения и их особенности. С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». Слово о С. Я. Маршаке. Пьеса-сказка о братьях-месяцах | 3 ч 1 |
20 | | С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». Утверждение в пьесе ценности труда, разума, справедливости | 1 |
21 | | С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». Одухотворение природы | 1 |
Писатели о детстве |
22 | | Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Слово о писателе. Отношение поэта к крестьянским детям, тревога за их судьбу | 2 ч 1 |
23 | | Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Особенности построения произведения. Понятие о сравнении | 1 |
24 | | В. Г. Короленко. «Дети подземелья». Слово о писателе. Семейная трагедия, ее переживание Васей и отцом | 5 ч 1 |
25 | | В. Г. Короленко. «Дети подземелья». Социальные контрасты и их восприятие детьми. | 1 |
26 | | В. Г. Короленко. «Дети подземелья». Дружба и привязанность детей как душевная потребность и спасение от одиночества | 1 |
27 | | В. Г. Короленко. «Дети подземелья». Влияние пережитой трагедии и дружбы с детьми подземелья на формирование характера Васи | 1 |
28 | | В. Г. Короленко. «Дети подземелья». Тональность повествования. Рассказчик в повести | 1 |
29 | | Внеклассное чтение. Мир детства в произведениях зарубежных писателей | 1 |
30 | | А. П. Чехов. «Мальчики». Слово о писателе. Романтический мир детства в рассказе | 2 ч 1 |
31 | | А. П. Чехов. «Мальчики». Любознательность героев, их увлеченность мечтой. Юмор в рассказе | 1 |
32 | | В. И. Белов. «Скворцы». Болезнь Павлуни. Характер мальчика, его самоотверженность | 2 ч 1 |
33 | | В. И. Белов. «Скворцы». Любовь к «меньшим братьям» как основа нравственности, доброго отношения к миру, формируемого с детства в семье. | 1 |
| | Писатели о природе | |
34 | | Русские поэты XIX века о природе. А. С. Пушкин. «Осень» (отрывки) | 4 ч 1 |
35 | | А. С. Пушкин. «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...» (отрывок из романа «Евгений Онегин») | 1 |
36 | | Ф. И. Тютчев. «Листья», «Как весел грохот летних бурь...». Выразительность и образность стихотворений | 1 |
37 | | А. А. Фет. «Зреет рожь над жаркой нивой». Пейзажная лирика. Понятие об олицетворении | 1 |
38 | | М. М. Пришвин. «Кладовая солнца». Особенности характеров Насти и Митраши, дружба детей | 5 ч 1 |
39 | | М. М. Пришвин. «Кладовая солнца». Одухотворение сил природы в повести, их участие в судьбе человека | 1 |
40 | | М. М. Пришвин. «Кладовая солнца». Значение истории Травки для понимания смысла повести | 1 |
41 | | М. М. Пришвин. «Кладовая солнца». Правда Антипыча | 1 |
42 | | М. М. Пришвин. «Кладовая солнца». Сказка и быль в повести. Смысл названия. | 1 |
43 | | Урок обучения литературному творчеству. Наши четвероногие друзья | 1 |
44 | | Русские поэты XX века о природе. С. А. Есенин. «С добрым утром!», «Мелколесье. Степь и дали...». Человек и природа. Выражение любви ко всему живому, к жизни, к родине | 5 ч 1 |
45 | | Д.Б.Кедрин. «Аленушка». Одухотворение природы в стихотворениях русских поэтов XX века | 1 |
46 | | Д.Б.Кедрин. «Скинуло кафтан зеленый лето...»; М. В. Исаковский. «Попрощаться с теплым летом...» | 1 |
47 | | А. Я. Яшин. «Орел». Призыв к защите природы. | 1 |
48 | | Н. И. Рыленков. «Всё в тающей дымке...». Углубление понятия о метафоре | 1 |
49 | | Урок обучения литературному творчеству (в сочетании с выразительным чтением). Человек и природа в стихотворениях русских поэтов XX века | 1 |
50 | | К. Г. Паустовский. Очерки из «Мещерской стороны» («Обыкновенная земля») | 3 ч 1 |
51 | | К. Г. Паустовский. Очерки из «Мещерской стороны» (“Леса”) | 1 |
52 | | К. Г. Паустовский. Очерки из «Мещерской стороны» (“Мой дом”, “Бескорыстие”) | 1 |
53 | | Внеклассное чтение. К.Г. Паустовский. “Тёплый хлеб”, “Стальное колечко”. П.П. Бажов. “Серебряное копытце”, “Таткино зеркальце”, “Огневушка-поскакушка” | 1 |
Историческое прошлое в литературных произведениях |
54 | | М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Слово о поэте. Патриотические чувства автора, его восхищение подвигом народа в войне 1812 года | 3 ч 1 |
55 | | М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Роль рассказчика в стихотворении. Изобразительность языка | 1 |
56 | | М. Ю. Лермонтов. «Бородино».. Диалог и монолог в стихотворении. Начальное понятие о строфе, о звукописи | 1 |
57 | | И. С. Тургенев. «Муму». Непримиримое отношение писателя к деспотизму и несправедливости | 5 ч 1 |
58 | | И. С. Тургенев. «Муму». Привязанность Герасима к Муму | 2 |
59 | | И. С. Тургенев. «Муму». Привязанность Герасима к Муму | |
60 | | И. С. Тургенев. «Муму». Возвращение в деревню как нравственная победа героя | 1 |
61 | | И. С. Тургенев. «Муму». Сравнение как художественный прием в рассказе | 1 |
62 | | Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Слово о писателе. | 4 ч 1 |
63 | | Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Нравственная стойкость, жизненная активность, человеческое достоинство главного героя. | 1 |
64 | | Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Взаимосвязь событий и их значение в раскрытии характеров Жилина и Костылина | 1 |
65 | | Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Углубление понятия о сюжете | 1 |
66 | | Внеклассное чтение. В.П. Катаев. “Сын полка” | 1 |
Мир приключений, фантастики в литературных произведениях |
67 | | Особенности приключенческой и научно-фантастической литературы. Кир Булычев. «Миллион приключений»: «Джинн в корабле» | 2 ч 1 |
68 | | Кир Булычев. «Миллион приключений»: «Джинн в корабле». Образ будущего в рассказе. Герои научно-фантастического произведения | 1 |
69 | | Внеклассное чтение. Е. С. Велтистов. «Электроник – мальчик из чемодана». | 1 |
70 | | Повторение Эпические, лирические и драматические произведения. Изобразительно-выразительные средства художественной речи | 1 |
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по учебной работе _____________Ревинская О.И. _____________ 2020г. |