СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Календарно-тематическое планирование. Русский язык 1класс. УМК"Перспектива"
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» в 1 «Г» классе
Пояснительная записка.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык».
Содержание учебного предмета «Русский язык».
Календарно-тематическое планирование по предмету «Русский язык».
I.Пояснительная записка
Составитель: Хрулева Вера Викторовна,учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ст.2 п.9, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373; в ред. приказа № 1576 от 31.12.2015 г., с учетом Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №3», положения о рабочей программе учебных предметов, курсов внеурочной деятельности МБОУ «Гимназия №3» от 30.08.2018.
Рабочая программа по русскому языку ориентирована на учащихся 1-ых классов. Уровень изучения предмета – базовый. Тематическое планирование рассчитано на 5 учебных часов в неделю, что составляет 165 учебных часов в год.
В системе предметов начальной школы курс русского языка представлен в предметной области «Русский язык и литературное чтение». Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
Познавательная - ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления;
Социокультурная – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:
Развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к языку, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры.
Осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге ( через язык и созданные на нем тексты) с миром и самим собой.
Формирование у детей чувства языка.
Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой.
Сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач в МБОУ «Гимназия №3» выбрана содержательная линия УМК «Перспектива» для 1-х классов. Главные особенности учебно-методического комплекта по русскому языку состоят в том, что они обеспечивают преемственность курсов русского языка в начальной школе и в последующих классах основной и средней школы, а также в полной мере реализуют принципы деятельностного подхода, что полностью соответствует миссии и целям гимназии и образовательным запросам обучающихся.
Учебно-методическое сопровождение обеспечено УМК «Перспектива»:
Климанова Л. Ф., Бабушкина Т. В. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1 – 4 классы. – Москва «Просвещение», 2017 год
Климанова Л.Ф., Макеева С. Г. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс. – Москва «Просвещение», 2018 год
Климанова Л.Ф., Макеева С. Г. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс. – Москва «Просвещение», 2018 год
Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 частях. – Москва «Просвещение», 2017 год
Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Русский язык. Учебник. 1 класс. – Москва «Просвещение», 2017 год
6.Русский язык. 1 класс. Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой (1CD) (В комплекте с учебником) – М.: Просвещение, 2015.
7.Азбука. 1 класс. Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой /1CD/ (В комплекте с учебником). – М.: Просвещение, 2015.
Технические средства обучения
Компьютер;
Мультимедийный проектор.
3.Документ- камера.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» в 1 «Г» классе.
Предметные:
Развитие речи. Речевое общение.
Обучающийся научится:
• первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, сознакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
• выслушивать вопросы, понимать их, отвечать на поставленные вопросы;
• пересказывать сюжет известной сказки по рисунку;
• составлять текст из набора предложений;
• выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.
Обучающийся получит возможность научиться:
• различать устную и письменную речь;
• различать диалогическую речь;
• отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
• анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
• определять тему и главную мысль текста;
• соотносить заголовок и содержание текста;
• составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
• составлять текст по его началу и по его концу, по вопросам;
• составлять небольшие монологические высказывания по результатамнаблюдений за фактами и явлениями языка.
Лексика
Обучающийся научится:
• различать слово и предложение, слово и слог;
• различать слово как двустороннюю единицу языка;
• разбираться в значении слова и его звуко-буквенной форме на основе наглядно-образных моделей;
• различать слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы и отвечающие на вопросы «кто?», «что?»;
• определять имена собственные и правильно их записывать;
• определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
• выделять слова с общим значением (члены семьи, предметы одежды, виды транспорта и др.);
Обучающийся получит возможность научиться:
• осознавать слово как единство звучания и значения;
• первоначальному представлению о знаковой функции слова как заместителя, «представителя» реальных предметов, их свойств и действий;
• первоначальному представлению о словах со сходным и противоположным значением, с прямым и переносным значением слова и многозначных словах;
• составлять тематические группы слов по определённым темам.
Фонетика, графика, орфография
Обучающийся научится:
• различать звуки речи;
• понимать различие между звуками и буквами;
• устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
• различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;
• определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
• различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
• различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
• различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [й’], [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
• различать слово и слог;
• определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
• обозначать ударение в слове;
• правильно называть буквы в алфавитном порядке;
• различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
• переносить слова по слогам на письме;
• раздельно писать слова в предложении;
• верно писать буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу— щу в словах;
• употреблять прописную (заглавную) букву в начале предложения, в именах собственных;
• верно писать непроверяемые гласные и согласные в словах (перечень слов в учебнике);
• списывать текст с доски и учебника;
• писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 12—15 слов;
• самостоятельно составлять и записывать текст из 2—3 предложений на определённую тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
• наблюдать за образованием звуков речи;
• находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем;
• произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
• различать два способа обозначения мягкости согласных: с помощью гласных е, ё, и, ю, я и мягкого знака;
• находить безударные гласные в словах, подбирать проверочные слова;
• писать мягкий и твёрдый знаки в словах на основе анализа их звучания;
• пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля.
Морфология
Обучающийся получит возможность научиться:
• распределять слова по группам в зависимости от их основного значения и вопросов;
• находить в тексте слова — названия предметов, названия признаков предметов и названия действий.
Синтаксис и пунктуация
Обучающийся научится:
• различать текст и предложение; предложение и слова, не составляющие предложения;
• выделять предложения из речи;
• соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
• соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
• составлять предложения из слов;
• составлять предложения по схеме, по рисунку;
• писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы;
• правильно оформлять предложения на письме: употреблять прописную (заглавную) букву в начале предложения и ставить необходимые знаки препинания вконце.
Обучающийся получит возможность научиться:
• определять существенные признаки предложения: смысловую и интонационную законченность;
• устанавливать смысловую связь слов в предложении по вопросам;
• осмысливать роль предложения в речевом общении, его интонационное и пунктуационное оформление в речи.
Личностные
Обучающийся научится:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно познавательные и внешние мотивы;
учебно познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность научиться:
осмыслить собственную позицию на уровне положительного отношения к школе;
осмыслить значение общения для передачи и получения информации;
осмыслить сформированное уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа и как к государственному языку;
осмыслить сформированный интерес к языковой и речевой деятельности, освоить правила общения;
приобрести представление о многообразии окружающего мира и духовных традициях русского народа;
приобрести представление об этических чувствах (доброжелательности, сочувствии, сопереживании, миролюбии, терпении и т. д.);
приобрести первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
осмыслить сформированную потребность к творческой деятельности.
Метапредметные
Обучающийся научится:
Регулятивные:
осваивать способы ориентировки в пространстве (учебника, тетради) и способы сравнения;
принимать учебную задачу;
осваивать способы написания и соединения письменных букв;
проверять написанное слово, исправлять ошибки;
Познавательные:
систематизиривать знания о форме предметов;
осваивать элементы письменных букв;
осмысливать соответствие звука букве;
осмысливать разницу между печатным и письменным шрифтами;
Коммуникативные.
формировать умения объяснить свой выбор;
отвечать на вопросы учителя;
объяснять свои действия (способ написания);
работать в паре;
оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
объяснять достоинства и недостатки своей работы;
систематизировать знания о языке как средстве отражения действительности.
Обучающийся получит возможность научиться
Регулятивные:
осваивать способы сравнения своей работы с эталоном, способы нахождения и исправления ошибок;
осваивать способы речевого общения;
осваивать способы написания имён собственных;
регулировать деятельность в соответствии с заданным образцом и по алгоритму.
Познавательные:
осваивать умения записывать и списывать слова и предложения письменным шрифтом;
осмысливать различия между именами собственными и нарицательными;
осваивать нормы и правила письма;
систематизировать знания о значении слов русского языка.
Коммуникативные.
формировать культуру речевого общения, речевого этикета;
формировать умения аргументировать.
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,
активно использовать речь для решения разнообразных коммуникативных задач.
формировать ценностное отношение к русскому языку как богатому и выразительному.
Содержание учебного предмета «Русский язык» в 1 «Г» классе.
Обучение грамоте и развитие речи
Добуквенный период (25 ч).
Задачи добуквенного периода – развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котёнок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т.д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы.
В добуквенный период ведётся подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв).
Букварный период (80 ч).
В букварный период ведётся работа по обучению чтению и письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению. Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией при чтении на буквы согласных звуков, с другой стороны, учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков н, к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, и, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ).
В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звукобуквенному анализу слов, который даёт возможность наблюдать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.
В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца.
Языковая пропедевтика в период обучения грамоте
В период обучения грамоте происходит ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии.
Из области фонетики – это звук в сопоставлении с буквой; звуки гласные и согласные; гласные звуки: ударные и безударные; слог; слогообразующая роль гласных звуков; ударение: ударный и безударный слог; согласные звуки: звонкие и глухие; согласные твёрдые и мягкие; парные и непарные обозначения мягкости согласных на письме (с помощью ь, букв е, ё, ю, я, и); ь и ъ разделительные знаки.
Проводится наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу).
Из области лексики – дети знакомятся с тем, что каждое слово что-то обозначает (имеет лексическое значение), в ходе наблюдения устанавливают, что в языке есть слова, у которых несколько значений; наблюдают над сочетаемостью слов в русском языке; тренируются в правильном словоупотреблении.
Из области морфемики – дети получают первоначальное представление о составе слова, о родственных словах.
Из области морфологии – происходит предварительное знакомство с частями речи без введения понятий: слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?; слова, которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?) что делает? как? (как делает?); наблюдают за ролью в речи местоимений он, она, оно, они; за словами в единственном и множественном числе (называют один предмет – много предметов); знакомятся с ролью предлогов, учатся различать предлоги и приставки.
Из области синтаксиса и пунктуации – дети получают сведения о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу, предложение – законченная мысль); об интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной и её коммуникативной значимости; знакомятся с точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком и многоточием в конце предложения. В ходе чтения текстов происходит практическое знакомство с обращением; даётся общее понятие о тексте.
Из области орфографии – в ходе обучения чтению и письму дети осваивают написание заглавной буквы в начале предложения; в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу; начинается формирование орфографической зоркости в ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания.
Работа с текстом
На материале текстов «Азбуки» начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности – системы приёмов понимания текста. В работе с текстом выделяются три этапа:
1. Работа с текстом до чтения.
1. Самостоятельное чтение детьми ключевых слов и словосочетаний, которые выделены учителем и записаны на доске (на плакатах, на наборном полотне). Эти слова и словосочетания особенно важны для понимания текста.
2. Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. На основании ключевых слов, заглавия и иллюстрации дети высказывают предположения о содержании текста. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения.
2. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение (самостоятельное чтение детей про себя, или чтение учителя, или комбинированное чтение).
2. Выявление первичного восприятия (короткая беседа).
3. Перечитывание текста. Словарная работа по ходу чтения. Учитель ведёт «диалог с автором», включая в него детей; использует приём комментированного чтения.
3.Работа с текстом после чтения.
1. Обобщающая беседа, включающая смысловые вопросы учителя ко всему тексту.
2. Возвращение к заглавию и иллюстрации на новом уровне понимания.
3. Творческие задания (иллюстрирование, словесное рисование, придумывание продолжения, составление диафильма, инсценирование и др.).
Послебукварный период (10 ч)
Устная и письменная речь. Слово, его звуковая (буквенная) форма и значение (содержание).
Звуко-слоговой состав слов. Слово и предложение. Знаки препинания в конце предложения. Заглавная буква в начале предложения; точка, вопросительный или восклицательный знак. Простейший анализ предложений. Порядок слов и смысл в прредложении, их взаимосвязь. Правила орфографии и пуекуации. Словарные слова.
Русский язык и развитие речи
Повторение и систематизация пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходило в курсе обучения грамоте.
Слово. (43 ч)
Звуки речи (гласные – ударные и безударные), согласные (звонкие и глухие, парные и непарные; твёрдые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Алфавит. Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу. Заглавная буква в именах, фамилиях, географических названиях.
Однокоренные слова. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая ? какое? какие? что делает? что сделал?
Предложение. Текст. (7 ч)
Признаки предложения, оформление предложения на письме. Отличие текста от набора предложений, записанных как текст.
Каллиграфия.
Закрепление навыков письма, обучение работе в тетрадях по русскому языку. Совершенствование навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели, ситуации и результата устного общения с помощью наглядно-образных моделей. Адекватное восприятие звучащей речи. Восприятие на слух информации, содержащейся в предлагаемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Развитие умения слушать речь собеседника (анализировать её, поддерживать диалог репликами, задавать вопросы). Наблюдение за ролью слова, жестов, мимики, интонации в устном общении.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Умение отчётливо произносить слова, чётко артикулируя их. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать и закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Усвоение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение. Чтение вслух и про себя. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных рисунков, серий рисунков, просмотренного фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образносимволических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков. Понимание фонемных противопоставлений: твёрдых и мягких фонем, знаково-символическое их обозначение на схемах. Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Перенос слов. Ударение. Определение места ударения в слове, различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы ъ, ь, не обозначающие звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я; их двойная роль (в зависимости от места в слове). Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью букв и, е, ё, ю, я и мягкого знака. Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление ъ и ь как разделительных знаков. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Значение алфавита. Сравнение алфавитного письма (обозначение звуков буквами) и письма с помощью рисунков, символов (пиктография). Понимание ценности современного звукобуквенного письма.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей дивидуальному темпу речи ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое
чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Выработка разборчивого, аккуратного почерка. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Освоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Практическое различение значения и звучания слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, называющих отдельные предметы (роза, ландыш, осока), и слов с обобщающим значением (цветы, растения).
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография и пунктуация. Знакомство с правилами правописания и их применение:
● раздельное написание слов;
● обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи —ши);
● употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных;
● употребление ъ и ь как разделительных знаков;
● прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
● перенос слов по слогам без стечения согласных;
● знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понятие о речи и речевом общении. Различение устной и письменной речи, ее значение в жизни человека. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Первоначальное представление о речевом общении с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Культура речевого общения. Знакомство с речевой этикой. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику.
Систематический курс русского языка
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости/мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости/мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами
Лексика. Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова как единства звучания и значения. Различение внешней (звуко-буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью нагляднообразных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств). Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира). Слова — имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов). Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба — одежда). Знакомство со словарями. Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова».
Морфология. Общее представление о частях речи. Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы общее значение).
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных,отвечающих на вопросы «кто?» и «что?».
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Связь слов в предлжении по смыслу.
Синтаксис. Различение предложения, слова (осознаниеих сходства и различия). Выделение признаков предложения. Виды предложений по интонационным особенностям.
Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция.
Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу;
перенос слов;
заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;
ударные и безударные гласные звуки, обозначение их буквами;
парные звонкие и глухие согласные звуки, обозначение их буквами;
непроверяемые гласные и согласные в слове (на ограниченном перечне слов);
разделительные ъ и ь;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.).
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русскимязыком. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Освоение позитивной духовно-нравственной модели общения, основанной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании к иному мнению.
Оценка освоения знаний учащихся 1 «Г» класса по предмету «Русский язык»
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в МБОУ «Гимназия №3» разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся.
Объектом оценки предметных результатов «Русский язык» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. В 1 классе безотметочная система оценивания. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме «Портфеля достижений» и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности. В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговых работ.
Формы организации учебных занятий: уроки разных видов (комбинированный, контрольный, открытие новых знаний, обобщение и систематизация новых знаний и пр.), экскурсия.
Основные виды учебной деятельности на уроке :«Русский язык» соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, и используются по усмотрению учителя в соответствии с возможностями и потребностями обучающихся.
IV.Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 1 «Г» классе
Обучение грамоте и развитие речи
№ урока | Тема урока | Дата | |
план | факт | ||
1. | Вводный инструктаж по технике безопасности в общеучебном кабинете ИОТ-47-2015 «Твои новые друзья». «Дорога в школу». Гигиенические требования. Раскрашивание, обведение. |
|
|
2. | Повторный инструктаж по ИОТ – 75 – 2015 «Что в центре?» Ориентировка на листе. Текст на списывание. Обведение фигур по образцу. |
|
|
3. | «Сравни». Форма и количество фигур. Прямые и наклонные линии. |
|
|
4. | «Сравни». Форма и количество фигур. Прямые и наклонные линии. |
|
|
5. | «Определи направление». Определение направления с помощью жеста. Замена жеста стрелкой |
|
|
6. | «Найди пару». «Лото». Классификация. Рабочая строка. Письмо наклонных и прямых линий. Усвоение последовательности действий при письме с образца. |
|
|
7. | «Целое и часть» (анализ графической формы). Параллельные линии. Обведение образца. |
|
|
8. | «Целое и часть» (анализ графической формы). Параллельные линии. Обведение образца |
|
|
9. | «Головоломки». «Овал». Развитие фонематического слуха. Упражнения на развитие воображения. Письмо элементов печатных букв. |
|
|
10. | «В квартире». «Веселые превращения». Развитие фонематического слуха. Упражнения на развитие воображения. Письмо элементов печатных букв. |
|
|
11. | «Сравни дома». «В магазине одежды». Тематическая классификация. Развитие фонематического слуха. Письмо элементов печатных букв. |
|
|
12. | «В походе». «На привале». Тематическая классификация. Развитие фонематического слуха. Письмо элементов печатных букв. |
|
|
13. | «На коньках». «Контуры и силуэты». Развитие фонематического слуха. Прямые и наклонные линии. |
|
|
14. | «На волнах». «Морское путешествие». Развитие фонематического слуха. Прямые и наклонные линии. Классификация слов-названий морских и речных судов |
|
|
15. | «На лугу». «Мы рисуем». Тематическая классификация. Развитие воображения. Развитие фонематического слуха. Письмо элементов печатных букв. |
|
|
16. | «Под грибом». Развитие воображения. Нахождение закономерностей. Развитие фонематического слуха. Письмо элементов печатных букв. |
|
|
17. | «Мы – спортсмены». Обведение по пунктиру. Лексическая работа: спортивный инвентарь. Классификация: виды спорта. Элементы звукового анализа. |
|
|
18. | «Домики трех поросят». Штриховка, обведение. Устный диалог по сказке. Звуковая ориентировка в слове; элементы печатных букв. |
|
|
19. | «В гостях у бабушки». Слова – названия предметов. Логические упражнения. Звуковой анализ: определение последовательности звуков в слове. |
|
|
20. | «Мы – художники». Звуковой анализ слов. Печатание элементов букв. Усвоение последовательности действий при письме с образца; контроль |
|
|
21-22. | «Прогулка в парке». «Знаки в городе». Классификация, обобщение. Письмо элементов печатных букв. Усвоение последовательности действий при письме с образца, контроль. |
|
|
23-24. | «Подумай и сравни». Классификация. Звуковой анализ слов. Письмо элементов письменных букв. |
|
|
25. | «Проверь себя». Классификация. Из истории орудий письма. Звуковой анализ. Письмо элементов письменных букв. |
|
|
26. | Вводный урок «Мой алфавит». |
|
|
27. | Звуковой анализ слов. Строчная и заглавная буквы Аа. |
|
|
28. | Строчная и заглавная буквы Оо. |
|
|
29. | Строчная и заглавная буквы Уу. |
|
|
30. | Строчная и заглавная буквы Ии. |
|
|
31. | Письмо буквы ы. |
|
|
32. | Строчная и заглавная буквы Ээ. |
|
|
33. | Повторение изученных букв. Буквенная мозаика. |
|
|
34. | «Пиши, да не спеши!». Запись коротких слов. |
|
|
35. | Строчная и заглавная буквы Мм. |
|
|
36. | Строчная и заглавная буквы Сс. |
|
|
37. | Строчная и заглавная буквы Нн. |
|
|
38. | Строчная и заглавная буквы Лл. |
|
|
39. | Повторение изученных букв М, С, Н, Л. |
|
|
40. | Закрепление изученных букв. Самостоятельный звуковой анализ слов по выбору. Составление и запись предложений. |
|
|
41. | Строчная и заглавная буквы Тт |
|
|
42. | Строчная и заглавная буквы Тт. |
|
|
43. | Строчная буква к. |
|
|
44. | Заглавная буква К. |
|
|
45. | Письмо слов и предложений. |
|
|
46. | Письмо слов и предложений с изученными буквами. |
|
|
47. | Буквенная мозаика. |
|
|
48. | Строчная и заглавная буквы Рр. |
|
|
49. | Строчная и заглавная буквы Вв. |
|
|
50. | Письмо слов и предложений с изученными буквами. |
|
|
51. | Письмо строчной буквы п. |
|
|
52. | Письмо заглавной буквы П. |
|
|
53. | Письмо строчной буквы г. |
|
|
54. | Письмо заглавной буквы Г. |
|
|
55. | Письмо слов и предложений с изученными буквами. |
|
|
56. | Письмо слов и предложений с изученными буквами. |
|
|
57. | Строчная и заглавная буквы Ее. Запись слогов, слов и предложений. |
|
|
58. | Строчная и заглавная буквы Ёё. Запись слогов, слов и предложений. |
|
|
59. | Буквы е и ё после согласных. |
|
|
60. | Письмо слов и предложений с изученными буквами. |
|
|
61. | Письмо слов и предложений с изученными буквами. |
|
|
62. | Строчная и заглавная буквы Бб. Парные звуки [б] — [п]. |
|
|
63. | Строчная и заглавная буквы Зз. |
|
|
64. | Сравнение звуков [з] и [с] |
|
|
65. | Упражнение в написании слов с изученными буквами |
|
|
66. | Списывание с печатного текста. Запись предложений |
|
|
67. | Строчная и заглавная буквы Дд. Сравнение звуков [д] — [т] |
|
|
68. | Строчная и заглавная буквы Жж. Слог «жи». |
|
|
69. | Упражнение в написании слов с изученными буквами. |
|
|
70. | Упражнение в написании слов с изученными буквами. |
|
|
71. | Буквенная мозаика. Письмо слов и предложений с изученными буквами |
|
|
72. | Буквы Яя в начале слова и после гласных |
|
|
73. | Упражнение в написании слов с изученными буквами |
|
|
74. | Письмо слов с буквой я после согласной. |
|
|
75. | Письмо слов и предложений с изученными буквами |
|
|
76. | Письмо слов и предложений с изученными буквами. |
|
|
77. | Строчная и заглавная буквы Хх. |
|
|
78. | Буква ь – показатель мягкости согласных |
|
|
79. | Письмо слов и предложений с мягким знаком. |
|
|
80. | Строчная и заглавная буквы Йй. |
|
|
81. | Повторение. Письмо слов с буквой й. |
|
|
82. | Буквы Юю в начале слова и после гласных. |
|
|
83. | Буква Ю после согласных. Письмо слогов и слов, имеющих мягкие и твердые согласные звуки. |
|
|
84. | Письмо слогов и слов, имеющих мягкие и твердые согласные звуки. Буквенная мозаика. |
|
|
85. | Повторение изученного материала. Письмо слов и предложений с изученными буквами. |
|
|
86. | Строчная и заглавная буквы Шш. |
|
|
87. | Правописание сочетаний жи-ши. Парные согласные [ж] — [ш]. |
|
|
88. | Строчная и заглавная буквы Чч. |
|
|
89. | Строчная и заглавная буквы Щщ |
|
|
90. | Правописание буквосочетаний ча-ща, чу-щу. |
|
|
91. | Повторение изученного материала. Письмо слов и предложений с изученными буквами. |
|
|
92. | Строчная и заглавная буквы Цц. |
|
|
93. | Строчная и заглавная буквы Фф. |
|
|
94. | Повторение изученного материала |
|
|
95. | Разделительные ь и ъ. Списывание слов с предварительным проговариванием. |
|
|
96. | Разделительные ь и ъ. Списывание слов с предварительным проговариванием. |
|
|
97. | Буквенная мозаика. Повторение изученного материала. Письмо слов и предложений с изученными буквами |
|
|
98. | Секреты письма. Элементы букв щ, ц. |
|
|
99. | Отработка элементов букв щ, ц, л, м, я, ч. |
|
|
100. | Отработка элементов букв г, п, р, т. Письмо слов и предложений. |
|
|
101. | Списывание слов, предложений. Отработка элементов букв г, к. |
|
|
102. | Отработка элементов букв у, д, з. |
|
|
103. | Упражнения по чистописанию. Отработка элементов букв о, с, б. |
|
|
104. | Отработка элементов буквы ю. Упражнения по чистописанию. |
|
|
105. | Отработка элементов букв э, ж, ф. Написание жи, ши. |
|
|
106. | Отработка обобщенных элементов букв Ее. Упражнения по чистописанию. |
|
|
107. | Соединения букв. Списывание слов и предложений. |
|
|
108. | Отработка обобщенных элементов букв ь, ъ, ы, в. Восстановление текста. |
|
|
109. | Отработка обобщенных элементов букв А, Л. Упражнения по чистописанию. |
|
|
110. | Отработка обобщенных элементов букв Г, П, Т, Р, У, Ф. Письмо слов и предложений. |
|
|
111. | Закрепление первоначальных орфографических навыков. Отработка обобщенных элементов букв Б, В, З. |
|
|
112. | Отработка обобщенных элементов букв Б, В, З, Ю, Н. Чистописание. |
|
|
113. | Отработка обобщенных элементов букв К, Д. Списывание предложений. |
|
|
114. | Закрепление первоначальных орфографических навыков. Отработка обобщенных элементов букв. |
|
|
115. | Закрепление первоначальных орфографических навыков. Отработка обобщенных элементов букв. |
|
|
Русский язык
№ урока | Тема урока | Дата | |
план | факт | ||
1. | Вводный урок по курсу русского языка. В мире общения. Цели и формы общения. |
|
|
2. | Родной язык – главное средство общения. Русский язык как национальный язык русского народа, России. |
|
|
3. | Смысловая сторона русской речи. |
|
|
4. | Слово, его роль в нашей речи. |
|
|
5. | Слово и его значение |
|
|
6. | Слово как «заместитель» реальных предметов, их свойств и действий. |
|
|
7. | Знакомство с именами собственными. Отличие имени собственного от нарицательного. |
|
|
8. | Имя собственное. Правописание имен собственных. |
|
|
9. | Имя собственное. Правописание имен собственных. |
|
|
10. | Р/р. Составление рассказа-описания «Мой котик». |
|
|
11. | Слова с несколькими значениями. |
|
|
12. | Слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы). |
|
|
13. | Роль слов, близких и противоположных по значению, в речи. |
|
|
14. | Знакомство с разными группами слов. |
|
|
15. | Знакомство с разными группами слов. Слова – названия предметов. |
|
|
16. | Знакомство с разными группами слов. Слова-признаки. |
|
|
17. | Знакомство с разными группами слов. Слова-действия. |
|
|
18. | Звуки и буквы. |
|
|
19. | Звуки и буквы. |
|
|
20. | Звуки и буквы. Алфавит. |
|
|
21. | Гласные звуки. Обозначение их буквами) |
|
|
22. | Согласные звуки. Обозначение их буквами. |
|
|
23. | Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами. |
|
|
24. | Слоги. Деление слов на слоги. |
|
|
25. | Слоги. Деление слов на слоги. |
|
|
26. | Перенос слов. |
|
|
27. | Ударение. |
|
|
28. | Ударение. |
|
|
29. | Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами. |
|
|
30. | Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами. |
|
|
31. | Обозначение мягкости согласных звуков на письме. |
|
|
32. | Обозначение мягкости согласных звуков на письме. |
|
|
33. | Обозначение мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака и букв е, ё, и, ю, я. |
|
|
34. | Обозначение мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака и букв е, ё, и, ю, я. |
|
|
35. | Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. |
|
|
36. | Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. |
|
|
37. | Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. |
|
|
38. | Разделительный мягкий знак |
|
|
39. | Разделительный мягкий знак. |
|
|
40. | Разделительный твердый знак. |
|
|
41. | Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами. |
|
|
42.
| Наблюдение за произношением и обозначением на письме парных звонких и глухих согласных на конце слова и перед гласными. |
|
|
43.
| Наблюдение за произношением и обозначением на письме парных звонких и глухих согласных на конце слова и перед гласными. |
|
|
44.
| Наблюдение за произношением и обозначением на письме парных звонких и глухих согласных на конце слова и перед гласными. |
|
|
45. | Предложение. Отличие предложения от слова |
|
|
46. | Предложение. Отличие предложения от слова. |
|
|
47. | Оформление предложения на письме. Знаки препинания в конце предложения. |
|
|
48. | Списывание текста. |
|
|
49. | Обобщающий урок «Знаки препинания в конце предложения.» |
|
|
50. | Обобщающий урок «Составление текстов и предложений.» |
|
|
Лист корректировки календарно-тематического планирования
2018-2019 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
По плану | Дано | ||||
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|