ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
«АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6
Утверждаю
Руководитель ОУ
________/Малюкина О. Н./
Приказ № 278 от 31.08.2016 г.
Согласовано методическим советом
Протокол № 1 от «30» августа 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
8-9 классы
Срок реализации программы 2016-2019 г.
Авторы рабочей программы:
Русских Константин Анатольевич,
Нестеров Иван Валерьевич.
г. Александровск-Сахалинский.
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с комплексной программой ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ учащихся 1-11 классов 2008 г. (под редакцией доктора педагогических наук В. И. Ляха, кандидата педагогических наук А. А. Зданевича) и на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 306 учебных часа из расчёта 3 учебных часа в неделю.
1.Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности по средствам формирования физической культуры личности школьника.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач:
-укреплять здоровье, способствовать гармоническому физическому развитию;
-обучать жизненноважные двигательным умениям и навыкам;
-развивать двигательные (кондиционные и координационные) способности;
-способствовать приобретению необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
-воспитывать потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
-воспитывать нравственные и волевые качества, развивать психические процессы и свойства личности.
Задачи физического воспитания учащихся 8-9 классов:
содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
обучение основам базовых видов двигательных действий;
дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей;
формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
выработку представлений о физической культуре личности и
приемах самоконтроля;
углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
выработку организаторских навыков про ведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
2.Расширение целей и задач изучения предмета по сравнению с комплексной программой нет, т. к. предмет изучается за счёт федерального компонента.
3. Указание.
В программе В.И. Ляха, А.А. Зданевича программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, который выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал, связанный с региональной особенностью. В связи с этим в рабочей учебной программе произошло увеличение количества часов на изучение разделов программы.
Программный материал усложняется по разделам каждый год за счёт увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.
- с учетом климатогеографических условий региона и отсутствием материально- технического оснащения в тематическое планирование не включена тема «Плавательные упражнения» из раздела спортивно-оздоровительная деятельность.
Из вариативной части на раздел лыжной подготовки добавлено 2 часа, на спортивные игры 16 часов, на гимнастику 6 час., на лёгкую атлетику 3 час.
-Срок реализации рабочей учебной программы 2016-1019 учебный год.
В своей работе с учащимися я использую:
-формы обучения: уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия);
-методы обучения: фронтальный, поточный, посменный, групповой, индивидуальный;
-технологии обучения: игровые технологии, здоровьесберегающие.
- Проверка и оценка успеваемости являются важным звеном учебно-воспитательного процесса по физической культуре. Их значимость обусловлена, с одной стороны, повышением активности учащихся на уроках, ответственности за освоение разделов школьной программы, а с другой - возможностью анализировать качество учебно-воспитательного процесса, своевременно корректировать содержание материала уроков, менять характер педагогических воздействий. Однако оценка успеваемости несет положительный эффект только в том случае, когда она объективна и не зависит от поведения ученика или его прилежания. Основным критерием успеваемости учеников по физической культуре является выполнение требований школьной программы. В них входят требования к технике владения двигательными действиями и требования к физической подготовленности.
В практике физического воспитания выделяют три взаимосвязанных вида учета успеваемости: предварительный, текущий и итоговый.
4. Для успешного обучения учащихся мной был выбран УМК (Физическая культура: учеб. для учащихся 5-7 кл., 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Я. Виленский,2012), рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации, при использования которого:
• Облегчается труд учителя с использованием УМК
- в УМК заложено достаточное количество наглядности (нет необходимости
что-либо искать, придумывать);
- готовый материал для разноуровневого обучения с учётом индивидуальных
способностей каждого ученика
• Эстетическое оформление учебников выделяет этот УМК среди других.
• Подробно рассмотрены вопросы по сохранению здоровья ребёнка, его зрения, двигательной активности,
• Построение учебников и рабочих тетрадей позволяет легко ориентироваться в них (дана нумерация уроков), несложные и понятные условные обозначения помогают детям формулировать задания самостоятельно
• эффективность УМК подтверждается качеством знаний учащихся.
Тематический план 8 класс.
Разделы программы | Всего часов | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
Базовая часть. | 81 ч | | | | |
Основы знаний о физической культуре. | В процессе уроков |
Легкая атлетика | 21 ч | 12 | | | 12 |
Лыжная подготовка | 18 ч | | | 18 | |
Гимнастика с элементами акробатики. | 18 ч | 12 | | | 6 |
Спортивные игры: а) баскетбол б) волейбол | 18 ч | | 18 | | |
Вариативная часть. | 21 ч | | | | |
Лыжная подготовка | 2 ч | | | 2 | |
Легкая атлетика | 3 ч | | | | 3 |
Спортивные игры (баскетбол) | 16 ч | | 6 | 10 | |
Итого всего часов: | 102 ч | 24 | 24 | 30 | 24 |
Тематический план 9 класс.
Разделы программы | Всего часов | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
Базовая часть. | 81 ч | | | | |
Основы знаний о физической культуре. | В процессе уроков |
Легкая атлетика | 21 ч | 12 | | | 12 |
Лыжная подготовка | 18 ч | | | 18 | |
Гимнастика с элементами акробатики. | 18 ч | 12 | | | 6 |
Спортивные игры: а) баскетбол б) волейбол | 18 ч | | 18 | | |
Вариативная часть. | 21 ч | | | | |
Лыжная подготовка | 2 ч | | | 2 | |
Легкая атлетика | 3 ч | | | | 3 |
Спортивные игры (баскетбол) | 16 ч | | 6 | 10 | |
Итого всего часов: | 102 ч | 24 | 24 | 30 | 24 |
Раздел «Содержание» не разрабатывается, (приложение к пр.№703-ОД от 09.09.08.)
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения физической культуры ученик должен:
Знать:
-основы истории развития физической культуры России (СССР);
-особенности развития избранного вида спорта;
-педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;-биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
-физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
-возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
-психофункциональные особенности собственного организма;
- индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
-способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью,
-правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
-правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
Уметь:
• технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
-проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
-разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
-контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
-управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
-соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
- пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
Демонстрировать:
Физические способности | Физические упражнения | Мальчики | Девочки |
Скоростные | Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с | 9,2 | 10,2 |
Силовые | Прыжки в длину с места, см Лазание по канату на расстояние 6 м, с Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, кол-во раз | 12 180 -- | -- 165 18 |
К выносливости | Кроссовый бег 2 км Передвижение на лыжах 2 км | 8 мин 50с 16 мин 30 с | 10 мин 20 с 21 мин 00 с |
К координации | Последовательное выполнение пяти кувырков, с Бросок малого мяча в стандартную мишень, м | 10.0 12.0 | 14.0 10.0 |
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.
Оценка успеваемости - одно из средств повышения эффективности учебного процесса. Она помогает контролировать освоение программного материала, информирует о двигательной подготовленности учеников, стимулирует их активность на занятиях физическими упражнениями.
При выполнении минимальных требований к подготовленности учащиеся получают положительную оценку по предмету «Физическая культура». Градация положительной оценки («3», «4», «5») зависит от полноты и глубины знаний, правильности выполнения двигательных действий и уровня физической подготовленности. Оценка ставится за технику движений и теоретические знания.
Устный ответ
учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями.
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
Оценку «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
С целью проверки знаний используются различные методы.
Метод опроса применяется в устной и письменной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после выполнения заданий. Не рекомендуется использовать данный метод после значительных физических нагрузок.
Программированный метод заключается в том, что учащиеся получают карточки с вопросами и с несколькими ответами на них. Учащийся должен выбрать правильный ответ. Метод экономичен в проведении.
Весьма эффективным методом проверки знаний является демонстрация их учащимися в конкретной деятельности. Например, изложение знаний упражнений по развитию силы с выполнением конкретного комплекса и т. п.
По технике владения двигательными действиями (умениями, навыками).
Оценка «5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно, в надлежащем темпе, легко и четко.
Оценка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.
Оценка «3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.
Основными методами оценки техники владения двигательными действиями являются методы наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный.
Метод открытого наблюдения заключается в том, что учащиеся знают, кого и что будет оценивать учитель. Скрытое наблюдение состоит в том, что учащимся известно лишь то, что учитель будет вести наблюдение за определенными видами двигательных действий. Вызов как метод оценки используется для выявления достижений отдельных учащихся в усвоении программного материала и демонстрации классу образцов правильного выполнения двигательного действия.
Метод упражнений предназначен для проверки уровня владения отдельными умениями и навыками, качества выполнения домашних заданий.
Суть комбинированного метода состоит в том, что учитель одновременно с проверкой знаний оценивает качество освоения техники соответствующих двигательных действий.
Данные методы можно применять и индивидуально, и фронтально, когда одновременно оценивается большая группа или класс в целом.
Уровень физической подготовленности учащихся 11-15 лет
№ п/п | Физические способности | Контрольное упражнение (тест) | Возраст, лет | Уровень |
Мальчики | Девочки |
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий |
1 | Скоростные | Бег 30 м, с | 11 12 13 14 15 | 6,3 и выше 6,0 5,9 5,8 5,5 | 6,1-5,5 5,8-5,4 5,6-5,2 5,5-5,1 5,3-4,9 | 5,0 и ниже 4,9 4,8 4,7 4,5 | 6,4 и выше 6,3 6,2 6,1 6,0 | 6,3-5,7 6,2-5,5 6,0-5,4 5,9-5,4 5,8-5,3 | 5,1 и ниже 5,0 5,0 4,9 4,9 |
2 | Координационные | Челночный бег 3*10 м, с | 11 12 13 14 15 | 9,7 и выше 9,3 9,3 9,0 8,6 | 9,3-8,8 9,0-8,6 9,0-8,6 8,7-8,3 8,4-8,0 | 8,5 и ниже 8,3 8,3 8,0 7,7 | 10,1 и выше 10,0 10,0 9,9 9,7 | 9,7-9,3 9,6-9,1 9,5-9,0 9,4-9,0 9,3-8,8 | 8,9 и ниже 8,8 8,7 8,6 8,5 |
3 | Скоростно-силовые | Прыжки в длину с места, см | 11 12 13 14 15 | 140 и ниже 145 150 160 175 | 160-180 165-180 170-190 180-195 190-205 | 195 и выше 200 205 210 220 | 130 и ниже 135 140 145 155 | 150-175 155-175 160-180 160-180 165-185 | 185 и выше 190 200 200 205 |
4 | Выносливость | 6-минутный бег, м | 11 12 13 14 15 | 900 и менее 950 1000 1050 1100 | 1000-1100 1100-1200 1150-1250 1200-1300 1250-1350 | 1300 и выше 1350 1400 1450 1500 | 700 и ниже 750 800 850 900 | 850-1000 900-1050 950-1100 1000-1150 1050-1200 | 1100 и выше 1150 1200 1250 1300 |
5 | Гибкость | Наклон вперед из положения сидя, см | 11 12 13 14 15 | 2 и ниже 2 2 3 4 | 6-8 6-8 5-7 7-9 8-10 | 10 и выше 10 9 11 12 | 4 и ниже 5 6 7 7 | 8-10 9-11 10-12 12-14 12-14 | 15 и выше 16 18 20 20 |
6 | Силовые | Подтягивание: на высокой перекл. из виса (мальчики), кол-во раз; на низкой перекл. из виса лежа(девочки), кол-во раз | 11 12 13 14 15 | 1 1 1 2 3 | 4-5 4-6 5-6 6-7 7-8 | 6 и выше 7 8 9 10 | 4 и ниже 4 5 5 5 | 10-14 11-15 12-15 13-15 12-13 | 19 и выше 20 19 17 16 |
Список литературы.
1. Физическая культура: учеб. для учащихся 5-7 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Я. Виленский,2012 .
2.Комплексная программа ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ учащихся 1-11 классов 2008 г. (под редакцией доктора педагогических наук В. И. Ляха, кандидата педагогических наук А. А. Зданевича) и на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;
3.Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе (Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы). О.В. Белоножкина и др.— Волгоград: Учитель, 2007.;
4. Внеклассные мероприятия по физкультуре в средней школе. М. В. Видякин.— Волгоград: Учитель, 2004.
5. Физическое воспитание в школе. Е. Л. Гордияш и др. – Волгоград: Учитель. 2008.
6. Поурочные разработки по физкультуре: 5-9 классы.— М.: ВАКО, Ковалько В. И., 2007.
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
«АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6
Утверждаю
Руководитель ОУ
________/Малюкина О. Н./
Приказ № 278 от 31.08.2016 г.
Согласовано методическим советом
Протокол № 1 от «30» августа 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
10-11 классы
Срок реализации программы 2016-2018 г.
Авторы рабочей программы:
Русских Константин Анатольевич,
Нестеров Иван Валерьевич.
г. Александровск-Сахалинский.
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с комплексной программой ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ учащихся 1-11 классов 2008 г. (под редакцией доктора педагогических наук В. И. Ляха, кандидата педагогических наук А. А. Зданевича) и на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 204 учебных часа из расчёта 3 учебных часа в неделю.
1.Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности по средствам формирования физической культуры личности школьника.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:
-укреплять здоровье, способствовать гармоническому физическому развитию;
-обучать жизненноважные двигательным умениям и навыкам;
-развивать двигательные (кондиционные и координационные) способности;
-способствовать приобретению необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
-воспитывать потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
-воспитывать нравственные и волевые качества, развивать психические процессы и свойства личности.
Задачи физического воспитания учащихся 10-11 классов
направлены на:
содействие гармоничному физическому развитию, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам;
формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности;
расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;
дальнейшее развитие кондиционных (силовых, скоростно-силовых, выносливости, скорости и гибкости) и координационных (быстроты перестроения двигательных действий, согласования, способностей к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости и др.) способностей;
формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовку к службе в армии;
закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;
формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания;
дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.
2.Расширение целей и задач изучения предмета по сравнению с комплексной программой нет, т. к. предмет изучается за счёт федерального компонента.
3. Указание.
В программе В.И. Ляха, А.А. Зданевича программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, который выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал, связанный с региональной особенностью. В связи с этим в рабочей учебной программе произошло увеличение количества часов на изучение разделов программы.
Из вариативной части на раздел лыжной подготовки добавлено 2 часа, на спортивные игры 13 часов.
- с учетом климатогеографических условий региона и отсутствием материально- технического оснащения в тематическое планирование не включена тема «Плавательные упражнения» из раздела спортивно-оздоровительная деятельность.
Программный материал усложняется по разделам каждый год за счёт увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.
-Срок реализации рабочей учебной программы 2016-2018 учебные года.
В своей работе с учащимися я использую:
-формы обучения: уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия);
-методы обучения: фронтальный, поточный, посменный, групповой, индивидуальный;
-технологии обучения: игровые технологии, здоровьесберегающие.
- Проверка и оценка успеваемости являются важным звеном учебно-воспитательного процесса по физической культуре. Их значимость обусловлена, с одной стороны, повышением активности учащихся на уроках, ответственности за освоение разделов школьной программы, а с другой - возможностью анализировать качество учебно-воспитательного процесса, своевременно корректировать содержание материала уроков, менять характер педагогических воздействий. Однако оценка успеваемости несет положительный эффект только в том случае, когда она объективна и не зависит от поведения ученика или его прилежания. Основным критерием успеваемости учеников по физической культуре является выполнение требований школьной программы (тестирование). В них входят требования к технике владения двигательными действиями и требования к физической подготовленности.
В практике физического воспитания выделяют три взаимосвязанных вида учета успеваемости: предварительный, текущий и итоговый.
4. Для успешного обучения учащихся был выбран УМК (Физическая культура: учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ В.И. Лях, А.А.Зданевич. 2007 г.), рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации, при использования которого:
• Облегчается труд учителя с использованием УМК
- в УМК заложено достаточное количество наглядности (нет необходимости
что-либо искать, придумывать);
- готовый материал для разноуровневого обучения с учётом индивидуальных
способностей каждого ученика
• Эстетическое оформление учебников выделяет этот УМК среди других.
• Подробно рассмотрены вопросы по сохранению здоровья ребёнка, его зрения, двигательной активности,
• Построение учебников позволяет легко ориентироваться в них (дана нумерация уроков), несложные и понятные условные обозначения помогают детям формулировать задания самостоятельно
• эффективность УМК подтверждается качеством знаний учащихся.
Тематический план 10 класс.
Разделы программы | Всего часов | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
Базовая часть. | 87 ч | | | | |
Основы знаний о физической культуре. | В процессе уроков |
Легкая атлетика | 21 ч | 12 | | | 9 |
Лыжная подготовка | 18 ч | | | 20 | |
Гимнастика с элементами акробатики. | 18 ч | 12 | | | 6 |
Спортивные игры: а) баскетбол б) волейбол | 21 ч | | 24 | 10 | |
Элементы единоборств. | 9 ч. | | | | 9 |
Вариативная часть. | 15 ч | | | | |
Баскетбол | 13 ч | | 3 | 10 | |
Лыжная подготовка | 2 ч | | | 2 | |
Итого всего часов: | 102 ч | 24 | 24 | 30 | 24 |
Тематический план 11 класс.
Разделы программы | Всего часов | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
Базовая часть. | 87 ч | | | | |
Основы знаний о физической культуре. | В процессе уроков |
Легкая атлетика | 21 ч | 12 | | | 9 |
Лыжная подготовка | 18 ч | | | 20 | |
Гимнастика с элементами акробатики. | 18 ч | 12 | | | 6 |
Спортивные игры: а) баскетбол б) волейбол | 21 ч | | 24 | 10 | |
Элементы единоборств. | 9 ч. | | | | 9 |
Вариативная часть. | 15 ч | | | | |
Баскетбол | 13 ч | | 3 | 10 | |
Лыжная подготовка | 2 ч | | | 2 | |
Итого всего часов: | 102 ч | 24 | 24 | 30 | 24 |
Раздел «Содержание» не разрабатывается, (приложение к пр.№703-ОД от 09.09.08.)
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения физической культуры ученик должен:
Знать:
-основы истории развития физической культуры России (СССР);
-особенности развития избранного вида спорта;
-педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
-биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
-физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
-возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
-психофункциональные особенности собственного организма;
- индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
-способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью,
-правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
-правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
Уметь:
• технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
-проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
-разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
-контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
-управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
-соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
- пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
Демонстрировать:
Физические способности | Физические упражнения | Мальчики | Девочки |
Скоростные | Бег 30 м Бег 100 м | 5,0 с 14,3 с | 5,4 с 17,5 с |
Силовые | Подтягивание из виса на высокой перекладине Подтягивание в висе лежа на низкой перекладине, раз Прыжок в длину с места, см | 10 раз - 215 см | - 14 раз 170 см |
К выносливости | Кроссовый бег на 3 км Кроссовый бег на 2 км | 13 мин 50 с - | - 10 мин 00 с |
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.
Оценка успеваемости - одно из средств повышения эффективности учебного процесса. Она помогает контролировать освоение программного материала, информирует о двигательной подготовленности учеников, стимулирует их активность на занятиях физическими упражнениями.
При выполнении минимальных требований к подготовленности учащиеся получают положительную оценку по предмету «Физическая культура». Градация положительной оценки («3», «4», «5») зависит от полноты и глубины знаний, правильности выполнения двигательных действий и уровня физической подготовленности. Оценка ставится за технику движений и теоретические знания.
По основам знаний.
Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями.
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
Оценку «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
С целью проверки знаний используются различные методы.
Метод опроса применяется в устной и письменной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после выполнения заданий. Не рекомендуется использовать данный метод после значительных физических нагрузок.
Программированный метод заключается в том, что учащиеся получают карточки с вопросами и с несколькими ответами на них. Учащийся должен выбрать правильный ответ. Метод экономичен в проведении.
Весьма эффективным методом проверки знаний является демонстрация их учащимися в конкретной деятельности. Например, изложение знаний упражнений по развитию силы с выполнением конкретного комплекса и т. п.
По технике владения двигательными действиями (умениями, навыками).
Оценка «5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно, в надлежащем темпе, легко и четко.
Оценка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.
Оценка «3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.
Основными методами оценки техники владения двигательными действиями являются методы наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный.
Метод открытого наблюдения заключается в том, что учащиеся знают, кого и что будет оценивать учитель. Скрытое наблюдение состоит в том, что учащимся известно лишь то, что учитель будет вести наблюдение за определенными видами двигательных действий. Вызов как метод оценки используется для выявления достижений отдельных учащихся в усвоении программного материала и демонстрации классу образцов правильного выполнения двигательного действия.
Метод упражнений предназначен для проверки уровня владения отдельными умениями и навыками, качества выполнения домашних заданий.
Суть комбинированного метода состоит в том, что учитель одновременно с проверкой знаний оценивает качество освоения техники соответствующих двигательных действий.
Данные методы можно применять и индивидуально, и фронтально, когда одновременно оценивается большая группа или класс в целом.
Уровень физической подготовленности учащихся 16-17 лет
№ п/п | Физические способности | Контрольное упражнение (тест) | Возраст | Уровень |
Юноши | Девушки |
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий |
1 | Скоростные | Бег 30 м, с | 16 17 | 5,2 и ниже 5,1 | 5,1-4,8 5,0-4,7 | 4,4 и выше 4,3 | 6,1и ниже 6,1 | 5,9-5,3 5,9-5,3 | 4,8 и выше 4,8 |
2 | Координационные | Челночный бегЗх Юм, с | 16 17 | 8,2 и ниже 8,1 | 8,0-7,7 7,9-7,5 | 7,3 и выше 7,2 | 9,7 и ниже 9,6 | 9,3-8,7 9,3-8,7 | 8,4 и выше 8,4 |
3 | Скоростно-силовые | Прыжки в длину с места, см | 16 17 | 180и ниже 190 | 195-210 205-220 | 230 и выше 240 | 160 и ниже 160 | 170-190 170-190 | 210 и выше 210 |
4 | Выносливость | 6-минутный бег, м | 16 17 | 1100иниже 1100 | 1300-1400 1300-1400 | 1500 и выше 1500 | 900 и ниже 900 | 1050-1200 1050-1200 | 1300и выше 1300 |
5 | Гибкость | Наклон вперед из положения стоя, см | 16 17 | 5 и ниже 5 | 9-12 9-12 | 15 и выше 15 | 7 и ниже 7 | 12-14 12-14 | 20 и выше 20 |
6 | Силовые | Подтягивание: на выс. перекладине из виса, кол-во раз (юноши), на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз (девушки) | 16 17 | 4 и ниже 5 | 8-9 9-10 | 11 и выше 12 | 6 и ниже 6 | 13-15 13-15 | 18 и выше 18 |
Список литературы.
1. Физическая культура: учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ В.И. Лях, А.А.Зданевич. 2007 г.;
2.Физическая культура: учеб. для учащихся 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ В.И. Лях, А.А.Зданевич. 2009 г;
3.Комплексная программа ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ учащихся 1-11 классов 2008 г. (под редакцией доктора педагогических наук В. И. Ляха, кандидата педагогических наук А. А. Зданевича) и на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;
4.Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе (Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы). О.В. Белоножкина и др.— Волгоград: Учитель, 2007.;
5. Внеклассные мероприятия по физкультуре в средней школе. М. В. Видякин.— Волгоград: Учитель, 2004.
6. Физическое воспитание в школе. Е. Л. Гордияш и др. – Волгоград: Учитель. 2008.
7. Поурочные разработки по физкультуре: 5-9 классы.— М.: ВАКО, Ковалько В. И., 2007.