№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
Раздел1.Технологии, профессии и производства. |
1.1 Природное и техническое окружение человека. Мир профессий. Профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами(4ч) |
1 | Мир вокруг нас (природный и рукотворный) | 1 | | | 5.09 | Наблюдают и учатся различать мир природы и техническое окружение человека (рекомендуется прогулка, экскурсия). Называют наблюдаемые объекты техники, строительства и другие окружающие предметы. Осознают хрупкость природы, роль и место человека в среде его обитания. Получают первичное представление o мире техники, об освоении человеком сфер природы. Называют основной материал, из которого изготавливаются технические устройства (металл), объясняют причину его использования как основного. Получают представление о значении природы, растений для творчества мастеров-художников. Наблюдают разнообразие природныхматериалов в творческих работах мастеров; использование растительных сюжетов в росписях художественных изделий. Осваивают организацию рабочего места в зависимости от вида работы, поддержание порядка во время работы, уборку по окончании работы. Обсуждают профессии сферы обслуживания, профессии родных и знакомых | |
2 | Техника на службе человека (в воздухе, на земле и на воде) | 1 | | | 12.09 | |
3 | Традиции и праздники народов России, ремёсла, обычаи | 1 | | | 19.09 | |
4 | Профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами. Профессии сферы обслуживания | 1 | | | 26.09 | |
Раздел 2. Технологии ручной обработки материалов. Конструирование и моделирование. |
2.1 Природные материалы. Свойства.Технологии обработки. Способы соединения природных материалов 4ч |
5 | Природа и творчество. Природные материалы. Сбор листьев и способы их засушивания | 1 | | | 3.10 | Наблюдают красоту и разнообразие природных форм, возможность их передачи в изделиях из природных материалов. Собирают природные материалы (листья, семена-крылатки, желуди, каштаны и другие). Получают представление o разнообразии форм семян растений. Осваивают способы засушивания листьев. Осваивают организацию рабочего места при работе с природными материалами, поддержание порядка во время работы, уборку по окончании работы. Осваивают приемы работы с природными материалами: подбор материалов в соответствии с замыслом, составление композиции, соединение деталей (склеивание с помощью прокладки, соединение с помощью пластилина). Изготавливают изделие по образцу, рисунку. Осваивают способы соединения деталей из желудей, каштанов, шишек (с помощью прокладки, пластилина) | |
6 | Семена разных растений. Составление композиций из семян | 1 | | | 10.10 | |
7 | Объемные природные материалы (шишки, жёлуди, каштаны). Конструирование объемных изделий из них | 1 | | | 17.10 | |
8 | Способы соединения природных материалов | 1 | | | 24.10 | |
2.2 Композиция в художественно- декоративных изделиях 2ч |
9 | Понятие «композиция». Центровая композиция. Точечное наклеивание листьев. | 1 | | | 7.11 | Знакомятся с понятиями «композиция», «орнамент», «центровая композиция». Рассматривают возможности использования изучаемых природных материалов для изготовления композиций. Отбирают листья, продумывают образ, составляют композицию. Размечают центр композиции и направления выкладывания листьев по линейке. Осваивают точечный способ наклеивания листьев на основу. Осваивают приемы аккуратной работы с клеем, пользования кисточкой. Изготавливают изделие с опорой на графическую инструкцию. Осваивают организацию рабочего места при работе с природными материалами, поддержание порядка во время работы, уборку по окончании работы | |
10 | «Орнамент». Разновидности композиций, Композиция в полосе | 1 | | | 14.11 | |
2.3 Пластические массы. Свойства.Технология обработки. Получение различных форм деталей изделия из пластилина.Мир профессий 4ч |
11 | Материалы для лепки (пластилин, пластические массы). Свойства пластических масс | 1 | | | 21.11 | Знакомятся с профессиями, связанными с изготовлением изделий из пластических масс, связанными с ними народными традициями, ремеслами. Расширяют знания о пластических массах, их видах (пластилин, пластика и другое). Сравнивают их свойства. Используют в практической работе инструмент стеку. Выполняют основные технологические операции обработки пластических масс: разметка деталей на глаз, выделение деталей (отрезание, отрывание), формообразование деталей (сминание, скатывание, скручивание и др.), сборка изделия. Комбинируют разные материалы с пластическими массами. Получают общее представление o конструкции изделия: основа, детали изделия, их взаимное расположение в общей конструкции. С помощью учителя учатся анализировать конструкции образцов изделий и изготавливать изделия по рисункам и графической инструкции (инструкционным картам). Изготавливают изделие из пластилина по образцу и рисункам. Выполняют работу по группам. С помощью учителя обсуждают сюжет и детали будущих композиций. Осваивают приемы получения усложненных, комбинированных форм деталей из пластилина по цвету, форме, соединению частей (налеп). Изготавливают объемные фигурки из нескольких цветов пластических масс. Рассматривают и обсуждают рисунки деталей, вариант композиции. Осознают необходимость экономного использования обрабатываемых материалов, безопасного использования и хранение стек | |
12 | Изделие. Основа и детали изделия. Понятие «технология» | 1 | | | 28.11 | |
13 | Формообразование деталей изделия из пластилина | 1 | | | 5.12. | |
14 | Объемная композиция. Групповая творческая работа – проект | 1 | | | 12.12 | |
2.4 Бумага. Ее основные свойства. Виды бумаги. Мир профессий 1ч |
15 | Бумага. Ее основные свойства. Виды бумаги | 1 | | | 19.12 | Знакомятся с несколькими названиями профессий, связанных с бумажной промышленностью (например, работников типографии). Обобщают и расширяют знания о бумаге, свойствах бумаги. Знакомятся с названиями распространенных видов бумаги (писчая, рисовальная, книжная, газетная и др.). Практически исследуют свойства 2–3 видов бумаги, сравнивают их, находят общее и различия. Делают выводы | |
2.5 Картон. Его основные свойства. Виды картона. 1ч |
16 | Картон. Его основные свойства. Виды картона | 1 | | | 26.12 | Обобщают и расширяют знания o картоне как материале, изобретенном человеком: сырье, технология изготовления (общее представление), сферы применения. Знакомятся с названиями распространенных видов картона (толстый, тонкий, гофрированный). Практически исследуют свойства2–3 видов картона, сравнивают их, находят общее и различия. Делают выводы | |
2.6 Сгибание и складывание бумаги 3ч |
17 | Сгибание и складывание бумаги. (Cоставление композиций из несложной сложенной детали) | 1 | | | 9.01 | Знакомятся с творчеством мастеров, использующих бумажный материал. Расширяют знания и практические умения по формообразованию бумажных деталей – осваивают приемы получения объемных форм сгибанием и складыванием. Выполняют разметку деталей: на глаз. С помощью учителя учатся читать условные изображения – простейшую схему. | |
18 | Сгибание и складывание бумаги (Основные формы оригами и их преобразование) | 1 | | | 16.01 | |
19 | Складывание бумажной детали гармошкой | 1 | | | 23.01 | |
2.7 Ножницы – режущий инструмент. Резание бумаги и тонкого картона ножницами. Понятие «конструкция». Мир профессий 3ч |
20 | Режущий инструмент ножницы. Их назначение, конструкция. Правила пользования | 1 | | | 30.01 | Знакомятся с профессиями, связанными с изучаемыми материалами. Расширяют знания о ножницах как режущем инструменте. Знакомятся с их видами и общей конструкцией. Получают общее представление о понятии «конструкция». Опытным путем выводят правила безопасной работы, передачи и хранения ножниц. При необходимости с помощью учителя корректируют наиболее рациональную хватку ножниц (в кольца вставлюется большой и средний пальцы). Практическим путем устанавливают прием рационального резания ножницами (средней частью лезвий). Осваивают приемы резаниябумаги ножницами по прямой, кривой, ломаной линии. Закрепляют полученные знания и умения в практической работе. Изготавливают изделия с использованием ножниц как приспособления для формообразования деталей (например, вытягивание). Совершенствуют умение аккуратной работы клеем. Изготавливают изделие с опорой на рисунки, графическую инструкцию | |
21 | Приемы резания ножницами по прямой, кривой и ломаной линиям | 1 | | | 6.02 | |
22 | Резаная аппликация | 1 | | | 13.02 | |
2.8 Шаблон – приспособление. Разметка бумажных деталей по шаблону 5ч |
23 | Шаблон – приспособление для разметки деталей. Разметка по шаблону | 1 | | | 27.02 | Знакомятся с орнаментальными традициями у народов России (в одежде, росписях). Получают представление о шаблоне как приспособлении для разметки деталей. Знакомятся с правилами разметки деталей по шаблону (на изнаночной стороне заготовки, экономно). Осваивают приемы разметки (удержание, обведение карандашом). Осваивают разметку по шаблону и вырезание нескольких одинаковых деталей из бумаги. Осваивают приемы получения неправильных форм из правильных (например, преобразование круга). Совершенствуют умение наклеивать детали точечно, за фрагмент, за всю поверхность. С помощью учителя осваивают умение подбирать соответствующие инструменты и способы обработки материалов в зависимости от их свойств и видов изделий, правильно, рационально и безопасно их использовать. Осваивают умение конструировать простые и объемные изделия из разных материалов. С помощью учителя читают условные графические изображения и выполняют работу по ним с опорой на готовый план работы. С помощью учителя устанавливают взаимосвязь выполняемого действия и результата; осваивают элементарное прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого (необходимого) результата, выбор способа работы в зависимости от требуемого результата (замысла) | |
24 | Разметка по шаблону и вырезание нескольких деталей из бумаги | 1 | | | 6.03 | |
25 | Преобразование правильных форм в неправильные | 1 | | | 13.03 | |
26 | Составление композиций из деталей разных форм | 1 | | | 20.03 | |
27 | Изготовление деталей по шаблону из тонкого картона | 1 | | | 3.04 | |
2.9 Общее представление о тканях и нитках. Мир профессий 1ч |
28 | Общее представление о тканях и нитках | 1 | | | 10.04 | Знакомятся с профессиями, связанными с изучаемыми материалами и производствами. Приводят примеры традиций и праздников народов России, ремесел, обычаев, связанных с изучаемыми материалами. Расширяют представления о тканях; о швейных нитках. Практически исследуют 2–3 вида ткани, наблюдают их строение, основные свойства (гладкость, шероховатость, сминаемость, эластичность и другие). С помощью учителя осваивают приемы резания ткани ножницами. Осваивают организацию рабочего места при работе с тканями | |
2.10 Швейные иглы и приспособления 1ч |
29 | Швейные иглы и приспособления. Назначение. Правила обращения. Строчка прямого стежка | 1 | | | 17.04 | Получают представление о швейных приспособлениях для ручной швейной работы. Осваивают приемы отмеривания нитки оптимальной длины, вдевания в иголку, завязывания узелка. Знакомятся со строчкой прямого стежка и упражняются в ее выполнении | |
2.11 Варианты строчки прямого стежка (перевивы). Вышивка 3ч |
30 | Вышивка – способ отделки изделий. Мережка (осыпание края заготовки из ткани) | 1 | | | 24.04 | Знакомятся с традициями отделки одежды вышивкой у разных народов России. Наблюдают, рассуждают и открывают сходство основой строчки прямого стежка и ее вариантов – перевивов. Упражняются в их выполнении. | |
31 | Строчка прямого стежка, ее варианты – перевивы | 1 | | | 15.05 | |
32 | Отделка швейного изделия (салфетки, закладки) строчками прямого стежка | 1 | | | 22.05 | |
2.12 Выставка работ. Итоговое занятие 1ч |
33 | Выставка работ. Итоговое занятие | 1 | | | 29.05 | Анализируют свои достижения за учебный год | |
Промежуточная аттестация | | | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | 0 | 0 | | |