№ | Тема | Кол-во часов | Содержание деятельности | Форма контро-ля | Учебно - методическое, информацион-ное сопровожде-ние | Дата | При-меча-ние |
по плану | по факту |
I четверть - 9 часов |
Восхитись вечно живым миром красоты (10 часов) |
1 | Целый мир от красоты Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно | 1 | Участвовать в обсуждении выразительных средства для передачи образа окружающего пространства в произведениях разных видов искусства и в живописном, графическом пейзаже. Творческое задание с использованием средств выразительности живописи и графики. Материалы: акварель, фломастеры, цветные карандаши и мелки, аппликация. Изображать пейзажную композицию по летним впечатлениям. Применять выразительные живописные и графические средства в работе. Выражать в творческой работе своё видение мира и отношение к нему.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | взаимо- контроль самоконтроль | презентация | 01.09 | | |
2 | Древо жизни — символ мироздания Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень | 1 | Наблюдать деревья разнообразных пород в природе своего родного края. Рассказывать о своих наблюдениях деревьев. Рассматривать произведения живописцев, графиков и мастеров декоративно-прикладного и народного искусства, в которых главным персонажем является образ дерева как древнейший символ-образ в искусстве, в устном народном творчестве.Определять, какими изобразительными средствами выражают художники своё отношение к дереву как наиболее почитаемому человеком явлению природы рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Пейзажи родной природы. в своих произведениях, относящихся к разным видам искусства. Объяснять значение понятия набросок в художественной деятельности. Участвовать в обсуждении цвета как основного выразительного средства живописи, его возможности в передаче своеобразия природы России разных географических широт, роли линии в различных видах изобразительного искусства, отражения в рисунке характерных особенностей формы.Творческое задание с использованием графических средств выразительности (линия, штрих, пятно, светотень). Материалы: уголь, фломастер. Выполнять зарисовки и наброски деревьев с натуры, по памяти, по представлению, передавая характерные признаки пород деревьев, особенности их конфигурации. Выражать в творческой работе своё отношение к природе. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | взаимо- контроль самоконтроль | Презентация Художест-венно-дидактичес-кая таблица «Наброски лиственных и хвойных деревьев» | 08.09 | | |
3 | Мой край родной. Моя земля Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет | 1 | Рассматривать пейзажи русских мастеров живописи и графики XIX—XX вв. Рассказывать об особенностях русского национального пейзажа. Приводить примеры. Называть главные средства выразительности в картинах художников-пейзажистов (пространство, цвет, свет, линия, штрихи, тон). Объяснять значения слов национальный пейзаж.Высказывать своё мнение об отличии понятия мотив в пейзаже от понятия мотив в декоративно-прикладном искусстве. Участвовать в обсуждении особенностей воссоздания родной природы в пейзажах живописцев и графиков, средств художественной выразительности, своеобразия композиции. Соотносить композиционные схемы с пейзажами, находить соответствия в передаче пространства. Творческое задание с использованием художественных выразительных средств живописи и графики в многоплановом пейзаже, в котором дерево — главный герой композиции. Материалы (по выбору): цветные мелки, пастель, уголь, акварель, гуашь. Выполнять композицию пейзажа на тему «Величие и красота могучего дерева» согласно теме и условиям творческого задания. Выражать в пейзаже своё отношение к образу дерева, к природе родного края.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | взаимо- контроль самоконтроль | Презентация Художест-венно-дидактичес-кая таблица «Варианты композици-онных схем пейзажа с деревьями» | 15.09 | | |
4 | Цветущее дерево — символ жизни Декоративная композиция: мотив дерева в народной росписи | 1 | Рассматривать изделия мастеров Городца, отображающих народное восприятие мира, связь человека с природой, родной землёй. Сопоставлять декоративные мотивы в изделиях городецких мастеров, выделять из них наиболее распространённые мотивы. Рассказывать о центрах народных промыслов, в которых цветы, цветущие ветки, букеты являются главными мотивами. Участвовать в обсуждении средств создания образов цветущей природы в городецкой росписи, её своеобразия в отличие от других школ народного мастерства.Различать приёмы городецкой росписи — «подмалёвка», «разживка чёрным цветом», «разживка белилами». Повторяя за народным мастером приёмы чёрной и белой «разживок», рисуя кистью.Творческое задание с применением последовательности и приёмов городецкой росписи кистью. Материалы: кисть, гуашь, бумага. Выполнять роспись цветущей ветки с помощью «разживки чёрным цветом и белилами». Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | взаимо- контроль самоконтроль | Презентация Художест-венно-дидактичес-кая таблица «Образцы декоратив-ных разживок для цветов» | 22.09 | | |
5 | Птица — символ света, счастья и добра Декоративная композиция: равновесие красочных пятен, узорные декоративные разживки, симметрия, ритм, единство колорита | 1 | Рассматривать декоративную композицию с птицами «у древа». Сопоставлять образы птиц в разных видах народного творчества. Рассказывать, что означает в народном искусстве образ птицы-света. Высказывать суждение о заполнении пространства в декоративной трёх-частной композиции в городецкой росписи прялочного донца.Участвовать в обсуждении символики мотива птицы в городецкой росписи и художественных выразительных средств решения этой декоративной композиции.Работать по художественно-дидактической таблице. Повторять за народным мастером ритм и форму «разживок белилами».Творческое задание с использованием приёмов работы кистью (силуэт, пятно, линия, «разживки белилами», выявляющие ритм оперения) в декоративном изображении птиц. Материалы: кисть, гуашь, бумага. Выполнить кистью свой вариант росписи птиц у цветущей ветки с использованием приёмов городецкой росписи. Выражать в творческой работе своё отношение к природе, к образу птицы-света.Обсуждатьтворческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | взаимо- контроль самоконтроль | Презентация Художест-венно-дидактичес-кие таблицы «Образцы декоратив-ных разживок для птиц» | 29.09 | | |
6 | Конь — символ солнца, плодородия и добра Декоративная композиция: линия, силуэт с вариациями городецких разживок | 1 | Различать, как образ-символ коня представлен в разных видах устного народного творчества в декоративно-прикладном и народном искусстве. Рассказывать, почему в народном искусстве мастера постоянно обращаются к образу коня, приводить примеры из разных видов народного творчества.Участвовать в обсуждении художественных средств в создании выразительного образа коня-символа в народном искусстве и называть их.Работать по художественно-творческой таблице. Овладевать живописными приёмами изображения коня. Осваивать приёмы белильных разживок для коня.Творческое задание с использованием средств выразительного языка народного декоративно-прикладного искусства. Материалы: кисть, гуашь, бумага. Выполнять кистью свой вариант росписи коня с использованием приёмов городецкой росписи и декоративного обобщения фигуры коня без карандашного рисунка.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | взаимо- контроль самоконтроль | Презентация Художест-венно-дидактичес-кая таблица «Образцы декоратив-ных разживок для коня» | 06.10 | | |
7 | Связь поколений в традициях Городца Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов: ритм, симметрия, динамика, статика | 1 | Рассматривать произведения народного искусства, выражать своё отношение к развитию традиций городецкой росписи в творчестве современных мастеров. Называть традиционные мотивы городецкой росписи в современных изделиях. Участвовать в обсуждении художественно-эстетической ценности изделий с городецкой росписью, преемственности живописных традиций в творчестве мастеров современного художественного промысла «Городецкая роспись».Творческое задание с использованием средств выразительного языка народного декоративно-прикладного искусства, с применением традиционных приёмов декоративных разделок для объединения разных цветовых сочетаний. Материалы: кисть, гуашь, бумага. Выполнять декоративную композицию по мотивам городецкой росписи для украшения изделий разнообразных по форме и назначению (декоративной тарелки, панно, разделочной доски, подставки для специй). Выражать в творческой работе своё отношение к искусству городецкой росписи.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | взаимо- контроль самоконтроль | презентация | 13.10 | | |
8 | Знатна Русская земля мастерами и талантами. Портрет: пропорции лица человека | 1 | Рассматривать портреты, выполненные живописцами и графиками. Рассказывать, по каким признакам можно определить, что на портрете изображён художник или народный мастер. Участвовать в обсуждении образов художников и народных мастеров в произведениях живописи и графики, особенностей передачи внешнего облика в лице, костюме, в предметном окружении; выбирать положение головы и передавать её поворот, движения фигуры.Работать по художественно-дидактической таблице. Читать пропорции лица человека во фронтальном положении и вполоборота. Творческое задание с использованием средств выразительности живописи и графики, соблюдением пропорции лица человека. Материалы: акварель, гуашь, пастель, фломастеры. Выполнять портрет народного мастера или художника в момент создания им художественного произведения. Выражать в творческой работе своё отношение к изображаемому герою.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | взаимо- контроль самоконтроль | Презентация Художест-венно-дидактиче-ская таблица «Композиционные схемы изображения лица человека в разных ракурсах» | 20.10 | | |
9 | Вольный ветер — дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет | 1 | Рассматривать живописные и графические пейзажи художников, в которых отражаются древние представления человека о природных стихиях. Высказывать, какие чувства вызывают поэтические строки о ветре и разнообразные образы воздушного пространства, созданные художниками. Сравнивать образы природных стихий в искусстве с собственными впечатлениями от наблюдений природы.Участвовать в обсуждении выразительных средств передачи состояния природы в пейзаже (чередование резких цветовых пятен, мазков, плавные и тонкие переходы цвета, разбивка пространства неба неравномерно расположенными формами облаков в живописных работах).Работать по художественно-дидактической таблице. Различать графические выразительные средства для передачи планов в пейзажах. Исследовать возможности графики при передаче ветреного состояния природы. Творческое задание с использованием средств выразительного языка графики (точка, линия, штрих, светотеневое пятно). Материалы: простой карандаш, цветные карандаши, гелиевая ручка, фломастеры. Выполнять по памяти или по представлению изображение неба с несущимися облаками в пейзаже и деревьев, гнущихся под ветром. Выражать в творческой работе своё отношение к разным состояниям в природе. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | взаимо- контроль самоконтроль | Презентация Художест-венно-дидактичес-кая таблица «Варианты графическо-го решения облачных масс» | 27.10 | | |
II четверть - 7 часов |
10. | Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция | | Наблюдать изменчивые состояния осенней природы. Называть особые приметы осенней природы в разные периоды, приводить примеры. Рассматривать произведения изобразительного искусства, в которых живописцы и графики отразили изменчивость природы, её различные состояния в осеннюю пору. Сопоставлять, как по-разному художники и поэты отражают жизнь природы и человека осенью. Называть приёмы, которые используют художники для передачи в картине движения, яркости и мажорности пейзажей. Участвовать в обсуждении колорита, динамики пейзажной картины, расположения и характера элементов композиции, гармоничного чередования цветовых пятен, многообразных графических и цветовых подвижных элементов. Работать по художественно-дидактической таблице. Прослеживать колористические приёмы передачи изменчивых состояний осенней природы. Осуществлять поиск нужных цветовых оттенков для выполнения мотива осеннего пейзажа. Творческое задание с использованием языка живописи для передачи движения в композициях. Материалы (по выбору): акварель, гуашь, обрывная бумажная мозаика, фломастеры. Изображать один и тот же уголок природы в пору золотой и поздней осени. Дополнить композицию изображениями домов, людей, техники. Выражать в творческой работе своё отношение к разным состояниям в осенней природе. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | взаимо- контроль самоконтроль | Презентация Художест-венно-дидактичес-кая таблица«Колористические приёмы отображения изменений в осенней природе» | 10.11 | | |
Любуйся ритмами в жизни природы и человека (12 часов) |
11. | Родословное дерево — древо жизни, историческая память, связь поколений. Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция | 1 | Рассматривать живописные групповые портреты разных семей. Высказывать своё мнение об этих произведениях и об отношении к средствам художественной выразительности, выбранным авторами. Объяснять смысл понятий индивидуальный портрет и групповой портрет. Представлять родословное древо своей семьи и гордиться своими близкими. Участвовать в обсуждении разнообразия тем и сюжетов в изображении семьи разными художниками, особенностей рисования характерных пропорций лица.Творческое задание с учётом композиционных особенностей группового портрета, особенностей пропорций лица человека, с использованием средств акварельной живописи. Материалы: кисть, акварель, бумага. Выполнять групповой портрет своих близких с передачей своего отношения к создаваемому портрету на тему «Я горжусь своей родословной». Выражать в творческой работе отношение к своей семье. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | взаимо- контроль самоконтроль | презентация | 17.11 | | |
12. | Двенадцать братьев друг за другом бродят... Декоративно-сюжетная композиция: приём уподобления, силуэт | 1 | Участвовать в чтении по ролям фрагмента сказки и обсуждении приёма уподобления при описании образов братьев-месяцев в сказке С. Маршака. Рассматривать поэтические произведения живописии книжной графики как яркие образы, выбирать разные сюжеты для иллюстрации. Представлять зрительно каждый из природных циклов (зима, весна, лето, осень) в образе человека, одетого в традиционную русскую одежду. Сопоставлять свои представления об образах героев сказки с изображениями в иллюстрациях художников-иллюстраторов. Объяснять значение понятий книжная графика, иллюстрация, эскиз. Участвовать в обсуждении роли художника-иллюстратора, развивающего и углубляющего мысль писателя, вносящего в иллюстрацию свою творческую мысль. Работать по художественно-дидактическим таблицам. Знакомиться с традиционной русской одеждой (кафтаном, платьем, шубой, ферезью и ферезеей), прослеживать гармоничное сочетание цветов и подбирать их на палитре. Выполнять поисковые эскизы композиции иллюстрации к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Выражать в творческой работе своё отношение к содержанию и персонажам сказки.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | взаимо- контроль самоконтроль | Презентация сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев» художественно-дидактичес-кие таблицы | 24.11 | | |
13. | Год не неделя — двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке: композиция, цвет | 1 | Рассматривать лаковые миниатюры и иллюстрации к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Вспомнить цветовой круг. Называть основные и составные цвета. Объяснять роль воздействия цвета в произведениях изобразительного искусства. Сопоставлять произведения художников и рассказывать, какую роль в них играет цвет в зависимости отсодержания выбранных сюжетов. Участвовать в обсуждении средств художественной выразительности — роли цвета в передаче настроения и признаков времён года, цветовой гармонии в произведениях на темы сказок. Работать по художественно-творческой таблице. Рассматривать примеры гармонического сочетания цветов и определять по цветовому кругу родственные и контрастные цвета. Исследовать возможности живописи, подбирать цвета и оттенки, передающие цветовую гамму разного состояния природы в январе, феврале, марте, апреле. Выполнить иллюстрацию к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев» на основе эскизов предыдущего урока с учётом особенностей состояния природы в костюме конкретного месяца года с помощью цвета и декора. Выражать в творческой работе своё отношение к содержанию, выбранным персонажам сказки. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | взаимо- контроль само контроль | Презентация сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев» | 01.12 | | |
14. | Новогоднее настроение. Колорит: гармоническое сочетание родственных цветов | 1 | Рассматривать произведения изобразительного искусства, воссоздающие новогоднее настроение. Называть, какими средствами и художественными приёмами передано праздничное настроение в картинах. Высказывать своё мнение, какую роль играет цвет в работаххудожников для передачи настроения новогоднегопраздника. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств различных жанров изобразительного искусства, отображающих новогодний праздник. Работать по художественно-дидактической таблице. Вспомнить художественные приёмы, с которыми знакомились во 2—3 классах. Осуществлять поиск праздничного цвета. Выполнять художественный приём «по-сырому» и художественный приём «мазок по восковому рисунку», применять разное гармоническое сочетание цветов — родственных и родственно-контрастных в соответствии со своим настроением. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе своё эмоционально-ценностное отношение к празднику. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | взаимо- контроль само контроль | Презентация художественно-дидактичес-кие таблицы | 08.12 | | |
15. | Административная контрольная работа за 2 четверть. Тест | 1 | | Тест | | 16.12 | | |
16. | Твои новогодние поздравления. Проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия | 1 | Рассматривать поздравительную открытку как про- изведение графического искусства малых форм. Рассказывать об основных элементах и атрибутах поздравительной открытки к Новому году, объяснять их значение. Приводить примеры современных конструкций новогодних открыток. Называть наиболее часто встречающуюся в новогодних поздравлениях цветовую гамму. Участвовать в обсуждении привлекательности новогодней открытки, приёмов, которыми пользуются художники для создания праздничного, весёлого настроения. Работать по художественно-дидактической таблице. Рассматривать конструкции современных новогодних открыток и приёмы их выполнения. Изготовить проект открытки-сюрприза с использованием элементов симметричного вырезывания, выполнения рисунка-отпечатка и разноцветного фона. Выражать в творческой работе своё отношение к новогоднему празднику. Выбирать художественные материалы, соответствующие замыслу творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Оформить выставку и пригласить на неё родителей | взаимо- контроль само контроль | Презентация конструкции современ-ных новогодних открыток художественно-дидактичес-кие таблицы | 22.12 | | |
III четверть –10часов |
17. | Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия | 1 | Рассматривать произведения изобразительного искусства, посвящённые зиме. Рассказывать о том, что художники, перед тем как написать картину, подолгу наблюдают природу, выполняют много зарисовок, эскизов будущей картины. Объяснять символическое значение зимы в природе, жизни и искусстве. Участвовать в обсуждении средств художественной выразительности, которыми художники передают приметы зимы в разные периоды в разных видах искусства, называть их.Описывать устно свои зимние впечатления и наблюдения и использовать их в зарисовках в дальнейшейработе. Подбирать цветовые оттенки для изображения зимнего неба, снега, передавать состояние зимней природы. Использовать в набросках собственные впечатления и наблюдения зимней природы. Выполнить быстрые наброски заснеженных деревьев, людей, домов по наблюдению и по памяти. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте зимней природы.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | взаимо- контроль само контроль | презентация | 12.01 | | |
18. | Зимние картины. Сюжетная композиция: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика | 1 | Рассматривать тематические произведения современных художников. Рассказывать о своих впечатлениях и наблюдениях от зимней природы, полученных во время зимних каникул, о том, как переживают зиму люди, животные, растения. Сопоставлять поэтические описания зимы с произведениями живописи и графики, сравнивать приёмы, которыми пользуются художники и поэты. Объяснять роль цветовой гаммы в создании определённого состояния природы, настроения в картине. Называть цветовые оттенки снега, зимнего неба, подмеченные в натуре, и находить их в произведениях художников.Участвовать в обсуждении композиции картин, выбора художником уровня горизонта и размещения композиционно-сюжетного центра.Рисовать картину зимней природы, включать в композицию улицы, дома людей, использовать в изображении их действий таблицу «Схемы фигуры человека в разнообразных движениях».Выражать в творческой работе своё отношение к красоте зимней природы.Участвовать в подведении итогов творческой работы и оформлении работ для зимнего вернисажа | взаимо- контроль само контроль | Презентация таблица «Схемы фигуры человека в разнообраз-ных движениях» | 19.01 | | |
19. | Ожившие вещи. Натюрморт: форма, объём предметов, их конструктивные особенности, композиция | 1 | Рассматривать предметы старины и современные бытовые вещи как предметный мир, окружающий человека. Понимать, что бытовые предметы отражают мир увлечений человека, его профессию, народные традиции, и объяснять это на примерах. Группировать предметы своего дома по их назначению, исторической и художественной ценности, месту их в повседневной жизни. Описывать их историю. Рассказывать о предметах декоративно-прикладного и народного искусства как вещах-реликвиях, имеющих историческую ценность.Участвовать в обсуждении выразительных средств создания художественного образа вещи в произведениях живописи и графики.Вспомнить последовательность изображения симметричных округлых предметов на основе работы по художественно-дидактической таблице и рисовать их. Выполнять упражнения на передачу пропорций, конструктивных особенностей формы и объёма отдельных предметов с натуры.Выполнять натюрморт, в котором предметы объединены одной темой (по выбору), — «Вещи из старого дома», «Старинные предметы из нашего школьного музея» или придумывать свой натюрморт. Выражатьв творческой работе своё отношение к задуманному натюрморту. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | взаимо- контроль само контроль | презентация | 26.01 | | |
20. | Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр(изучено дистанционно) | 1 | Рассматривать произведения портретного и батального жанра в искусстве как отражение героических событий Отечественной войны 1812 г. Рассказывать, что известно о Бородинском сражении, и высказывать своё мнение об образах конкретных героев сражения. Объяснять смысл понятия батальный жанр.Участвовать в обсуждении героических страниц Отечественной войны 1812 г., нашедших отражение в батальном жанре искусства и в стихотворении М. Лермонтова «Бородино», выразительных средств и композиционных приёмов, которые используют художники для передачи «славы чудесного похода» в портретах участников войны 1812 г., и называть их.Работать по художественно-дидактической таблице. Рассматривать фигуры воинов в движении.Выполнять по представлению зарисовки русских и французских воинов периода Отечественной войны1812 г. Выражать в творческой работе своё отношение к воинской доблести и героизму русских солдат.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | взаимо- контроль само контроль | Презентация Произведе-ния портретного и батального жанра в искусстве стихотворе-ние М. Лермонтова «Бородино» художественно-дидактичес кая таблица | 02.02 | | |
21. | «Недаром помнит вся Россия про день Бородина...» Сюжетная композиция: композиционный центр, колорит(изучено дистанционно) | 1 | Рассматривать произведения живописи, в которых художники отразили мужество и героизм всего русского народа. Рассказывать, какие строки из стихотворения М. Лермонтова передают героику и трагизм происходящих военных событий, отображённых на фрагменте панорамы «Бородинская битва» Ф. Рубо. Называть главных героев батальных композиций, их действия, детали воинского снаряжения, боевую ситуацию. Высказывать своё мнение о том, какое отношение к участникам войны передал в картинах художник В. Верещагин.Объяснять смысл понятий художник-баталист, круговая панорама.Участвовать в обсуждении средств выразительности языка живописи в представленных живописных произведениях, отображающих моменты Отечественной войны 1812 г.Работать по художественно-дидактической таблице. Рассматривать возможные сюжеты военных действий.Выполнять иллюстрацию к фрагменту стихотворения М. Лермонтова «Бородино», используя предварительные зарисовки, выполненные на прошлом уроке. Выражать в творческойработе своё отношение к героизму русского народа известными художественными приёмами и средствами. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | взаимо- контроль само контроль | Презентация стихотворе-ние М. Лермонтова «Бородино» фрагментпанорамы «Бородин ская битва» Ф. Рубо художественно-дидактичес кая таблица | 09.02 | | |
22. | Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Образы-символы. Орнамент: ритм, симметрия, символика | 1 | Рассматривать произведения народного декоративно-прикладного искусства, в которых нашло отражение многообразие картины мира, красота и разнообразие орнаментальных украшений. Рассказывать об орнаментальном оформлении народного жилища и костюма, предметов быта и игрушек. Раскрывать символический смысл конструкции и декора избы и костюма. Сравнивать орнаментальные элементы в резном декоре изб, домашней утвари, костюме.Высказывать своё мнение об их значении и местонахождении, находить в них общее и различия.Участвовать в обсуждении сходства орнаментальных композиций и их места в украшении крестьянского дома и народного костюма.Выполнять композицию «На деревенской улице праздник», работая в одной из творческих групп по изготовлению праздничного женского головного убора, основной части народного женского костюма, силуэтов фасада крестьянских домов, оконных наличников или кукол в народных костюмах. Выражать в творческой работе свои художественно-эстетические знания и художественные умения и навыки в рисунке, аппликации, бумагопластике, лоскутной технике. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | взаимо- контроль само контроль | презентация | 16.02 | | |
Восхитись созидательными силами природы и человека (8 часов) |
23. | Вода — живительная стихия. Проект экологического плаката: композиция, линия, пятно | 1 | Рассматривать произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, в которых отображена живительная сила природной стихии — воды. Рассказывать о своих наблюдениях за водой в родных местах, о необходимости бережного отношения к воде. Сравнивать произведения художников-пейзажистов и плакатистов, находить общее и различное в изображении природной стихии, в передаче цвета, света формы, объёма предметов. Называть художественные средства выразительности в плакате. Участвовать в обсуждении особенностей искусства плаката, его видов и языка, находить подтверждение этому в произведениях искусства. Подготовить материалы (вырезки из журналов, связанные с темой изображения, цветную бумагу, слова-заготовки) для выполнения на следующем уроке плаката в технике коллажа. Выполнять кистью, гуашью поисковые эскизы плаката на тему «Вода — жизнь», намечая яркими пятнами места размещения текста и общие очертания изобразительных элементов. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | взаимо- контроль само контроль | Презентация произведе ния живописи, графики, декоративно-прикладного искусства | 01.03 | | |
24. | Повернись к мирозданию. Проект экологического плаката в технике коллажа | 1 | Рассматривать разные варианты композиций плакатов, размещение, содержание призывов, величину текста и анализировать их. Высказывать свои впечатления, чувства, которые вызвали произведения художников-плакатистов. Объяснять смысл понятий экологический плакат,коллаж. Участвовать в обсуждении поисковых эскизов для выполнения их в технике коллажа, того, как можно использовать технику коллажа для создания проекта плаката. Создать проект плаката на тему «Вода — жизнь» в технике коллажа на основе предварительных эскизов, выполненных на прошлом уроке. Выражать в творческой работе своё отношение к природе средствами художественного образного языка плаката. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | Проект экологи-ческого плаката | презентация | 15.03 | | |
25 - 26. | Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство | 2 | Рассматривать произведения изобразительного искусства, в которых созданы образы русской весенней природы России разных географических широт. Рассказывать о своих наблюдениях и впечатлениях от восприятия произведений искусства и красоты весенней природы в родных местах, об их цветовой гамме. Называть оттенки цвета, которые используют живописцы в изображении лесных далей, и объяснять, как можно добиться нежных оттенков цвета в работе акварелью, гуашью. Участвовать в обсуждении того, какие моменты весенней природы заинтересовали художников, чем они любуются и восхищаются, находить общее и различное в передаче радостного обновления всего живого, природы, человека, сравнивать средства художественной выразительности в передаче особых примет весенней природы в разные периоды. Работать по художественно-дидактической таблице. Обращать внимание на приёмы заполнения пространства и передачи воздушной среды, находить различия в построении композиционных схем, определять, что меняется в изображении неба, моря при изменении уровня горизонта. Определять, на каких палитрах представлена цветовая гамма произведений вернисажа. Экспериментировать с художественными материалами в передаче определённого весеннего состояния. Выполнять по памяти или по наблюдению эскиз композиции весеннего пейзажа. Выполнять композицию«Русский мотив», выбрав художественные материалы для создания максимальной выразительности замысла. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | взаимо- контроль само контроль | презентация | 29.03 01.04 | | |
IV четверть –4часа |
27. | Всенародный праздник — День Победы. Патриотическая тема в искусстве: образы защитников Отечества | 1 | Рассматривать произведения живописцев, скульпторов, соотносить их с произведениями литературы о героях Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и о Дне Победы. Называть произведения искусства, посвящённые защите Отечества, из курса 1—3 классов.Высказывать своё мнение о средствах выразительности, которыми художники и скульпторы раскрывают в произведениях эстафету поколений и историческую перспективу подвига народа и памяти о нём. Объяснять смысл понятия монументальное искусство.Участвовать в обсуждении произведений искусства, посвящённых историческим событиям Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., подвигу народа.Выполнить эскиз памятной плакетки «Слава воину-победителю». Выполнять эскиз памятника, посвящённого Победе в Великой Отечественной войне. Выражать в творческой работе своё отношение к всенародномупразднику, ощущение радости и торжества.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | взаимо- контроль само контроль | Презентация произведе-ния литературы о героях Великой Отечествен-ной войны 1941—1945 гг. и о Дне Победы | 15.04 | | |
28. | «Медаль за бой, за труд из одного металла льют». Медальерное искусство: образы-символы | 1 | Рассматривать ордена и медали, которыми отмеченыподвиги народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Рассказывать, как каждое изображение связано со значением медали. Объяснять смысл понятий медаль, орден, медальерное искусство.Участвовать в обсуждении того, что изображено на медалях городов-героев «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы», «За оборону Севастополя», «За оборону Сталинграда».Выполнять памятную плакетку «Слава воину-победителю» согласно эскизу. Выражать в творческой работе своё отношение к наградам за защиту Отечества известными художественными приёмами и средствами выразительности. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | взаимо- контроль само контроль | презентация | 29.04 | | |
29. | Итоговая аттестация. Творческая работа | | | Творческая работа | | 18.05 | | |
30. | Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности | 2 | Рассматривать произведения мастеров народного и декоративно-прикладного искусства разных регионов России, стран Запада и Востока. Различать орнаменты известных регионов России. Рассказывать о значении знаков-символов в декоративном убранстве одежды и жилища русского человека. Находить отличия в орнаментах России, Италии, Франции, Турции и др.Приводить примеры соответствия орнамента форме, материалу и назначению изделий.Участвовать в обсуждении художественных закономерностей орнаментального образа в использовании различных выразительных средств разными народами мира.Готовить презентацию орнаментальных композиций на предметах, созданных в традициях народного искусства в разных странах мира. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте орнамента.Оценивать результаты творческой работы в соответствии с поставленной задачей.Выполнять задания творческого и поискового характера.Выполнять задания контрольного, творческого и поискового характера | взаимо- контроль само контроль | Презентация произведе ния мастеров народного и декоративно-прикладного искусства разных регионов России, стран Запада и Востока | 27.05 | | |