№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы Обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Вид контроля | Д/з (по учебнику) | Дата |
Введение (1 час) |
1 | Введение. Знакомство со структурой учебников и особенностей УМК | 1 | Вводный | Географический взгляд на Россию: разнообразие территории, уникальность географических объектов. Знакомство со структурой учебников и с особенностями используемых компонентов УМК. | Знать: методы географических исследований | | | С. 5-6 | |
Раздел 1. Особенности географического положения России Тема 1. Географическое пространство России (10 часов) |
2 | Границы России | 1 | Урок изучения нового материала | Государственные границы и государственная территория России. Территориальные воды, исключительная экономическая зона. Морские и сухопутные границы, их протяжённость. Соседи России | Знать: Пограничные государства Протяжённость границ Уметь: характеризовать ГП страны вычислять географические координаты, протяжённость территории | Определять: границы РФ и приграничных государств по физической и политической картам, наносить их на к/к; наиболее разнообразные в природном отношении границы Сравнивать: морские и сухопутные границы по протяжённости и внешнеэкономическому значению; протяжённость границ со странами соседями | Фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос; | С. 8-9, вопросы, кроссворд «Страны-соседи России» | |
3 | Размеры территории. Часовые пояса | 1 | Комбинированный | Размеры и форма государственной территории России. Преимущества и недостатки размеров и формы территории. Отсчёт времени на территории России. | Знать: Уметь: определять по карте часовых поясов поясное время для различных пунктов определять разницу в поясном времени | Сравнивать размеры государственной территории РФ и других стран на основе анализа карт и статистических данных. Выявлять преимущества и недостатки больших размеров территории страны. Определять положение РФ на карте часовых поясов; поясное время для разных городов по карте часовых поясов. Решать задачи на определение поясного времени. | Фронтальный устный опрос | С. 10-11, составление схемы | |
4 | Практическая работа №1 «Определению поясного времени для разных городов России» | 1 | Урок формирования умений | | Практическая работа | С. 11, вопросы 3,4 | |
5 | Географическое положение России Пр. раб. № 2 «Сравнительная характеристика ГП России, США и Канады» | 1 | Комбинированный | Понятия «географическое положение», виды географического положения. Оценка северного географического положения России. | Знать: понятие «ГП» особенности ГП России Уметь: характеризовать ГП страны анализировать карты атласа, работать с текстом учебника, делать выводы | Анализировать карты и выявлять особенности разных видов ГП РФ. Показывать на карте объекты, характеризующие ГП РФ. Сравнивать ГП РФ и других стран. | Фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос; тест; практическая работа | С. 12-15, вопросы | |
6 | Россия в мире | 1 | Урок изучения нового материала | Жизненное пространство России. Роль России в экологическом будущем планеты. Оценка запасов минеральных и водных богатств. Понятия «ВВП» и «Национальное богатство «России и «СНГ», Россия и международные организации. | Знать: понятия «ВВП», «пространство» Уметь: анализировать карты атласа, работать с текстом учебника, делать выводы | Анализировать карты и статистические материалы и Выявлять место РФ в природно-ресурсном потенциале мира. Сравнивать страны по запасам основных видов природных богатств. Определять по картам соседние государства РФ, входящие в состав СНГ, называть их столицы. Анализировать статистические данные о величине ВВП и национального богатства РФ, решать учебные задачи. | Фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос | С. 16-19, анализ схем и диаграмм | |
7 | Освоение и изучение территории России | 1 | Комбинированный | Основание Европейского Севера. Роль Московского княжества в изучении России. Расширение Русского государство в 17-18 вв. Первые научные географические экспедиции. Русское географическое общество. | Знать: этапы освоения территории имена российских исследователей Уметь: работать с картами атласа, подготавливать сообщение | Выявлять особенности формирования государственной территории РФ, изменения её границ, заселения и хозяйственного освоения на разных этапах. Анализировать карты с маршрутами важнейших путешествий и экспедиций по территории РФ. Готовить и обсуждать сообщения и презентации о вкладе и результатах выдающихся отечественных географических открытий и путешествий. | Фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос; | С. 20-25, составление таблицы, сообщения | |
8 | Районирование - основной метод географических исследований | 1 | Урок изучения нового материала | Понятие «район». Предназначение районирования территории. Виды районирования и районов. | Знать: Уметь: анализировать карты атласа, работать с текстом учебника, делать выводы | Анализировать карты и приводить примеры разных видов районирования и районов | Фронтальный устный опрос; | С. 26-27, вопросы | |
9 | АТД России. | 1 | Урок изучения нового материала | Функция административно – территориального деления страны. Федерация и субъектов Федерации. Государственно- территориальные и национальные- территориальные образования. Федеральные округа. | Знать: Уметь: | Анализировать схему, отражающую функции АТД РФ. Выявлять специфику АТД устройства РФ. Определять субъекты и их столицы по карте АТД РФ. Определять состав и границы ФО по карте. | Фронтальный устный опрос | С. 28-29, вопросы | |
10 | Практическая работа № 3 «Анализ АТД России» | 1 | Урок формирования умений | Практическая работа | номенклатура, заполнение таблицы | |
11 | Обобщающий урок по теме «Географическое пространство России» | 1 | Обобщающий | | | | Проверочная работа | С. 30 | |
Раздел II. Природа России (45 часов) |
12 | Природные условия и ресурсы России | 1 | Урок изучения нового материала | Понятия «природные условия» и « природные ресурсы». Виды природных ресурсов по происхождению, признакам исчерпаемости, возможностям хозяйственного использования | Знать: понятия «природные условия», «природные ресурсы», «природная среда», «экстремальные природные условия» Уметь: работать с картами различного содержания, анализировать их, устанавливать ПСС | Сравнивать разные виды природных ресурсов по исчерпаемости и возобновимости. Оценивать обеспеченность России природными ресурсами; объяснять их значение для развития хозяйства страны. Определять особенности размещения разных видов природных ресурсов на территории страны. | Фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос; | С. 32 -33, составление схем, понятия | |
Тема 1. Рельеф и недра (7 часов) |
13 | Формирование ЗК на территории России | 1 | Урок изучения нового материала | Геологическое летосчисление. Процессы формирования и преобразования земной коры. Платформы России. Горообразование. | Знать: понятия «геохронологическая таблица», «эра» названия эр понятия «платформа», «плита», «щит», «складчатость» Уметь: | Определять основные этапы формирования ЗК на территории страны по тектонической карте, геохронологической таблице и рисункам. Наблюдать по электронной модели строение складок в ЗК и описывать особенности формирования складчатых структур. Определять способы изображения основных тектонических структур и сами структуры по тектонической карте. Сравнивать тематические карты и выявлять зависимость расположения структур от простирания границ литосферных плит. | Фронтальная письменная работа | С. 34-37, основные понятия | |
14 | Рельеф России Пр. раб. № 4 «Описание по картам крупных тектонических структур и форм рельефа России» | 1 | Урок формирования умений | Равнины России. Различие по высоте. По внешнему облику, заселённости и хозяйственной освоенности Восточно- Европейской, Западно- Сибирской равнин и Среднесибирского плоскогорья. Крупнейшие горные пояса и горные системы России. Наивысшие точки. | Знать: понятие «рельеф» различия равнин и гор по высоте причины формирования рельефа Уметь: | Определять особенности рельефа России по физической карте. Выявлять зависимость между тектоническим строением и рельефом на основе сопоставления тематических карт. Определять и объяснять особенности рельефа региона своего проживания. | Практическая работа; Тест | С. 38-39, вопросы, номенклатура | |
15 | Изменение рельефа под воздействием внутренних процессов | 1 | Комбинированный | Медленные тектонические движения. Землетрясения, вулканизм. Сейсмические пояса и области современного вулканизма | Знать: внутренние и внешние процессы, формирующие рельеф опасные природные явления в России Уметь: | Анализировать карту новейших тектонических движений и выявлять воздействие их направленности и интенсивности на рельеф. Определять по картам территории распространения землетрясений и вулканов. Показывать на карте сейсмические пояса, действующие и потухшие вулканы. | Фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос | С. 40-41, вопросы, подготовка сообщений | |
16 | Изменение рельефа под воздействием внешних процессов | 1 | Комбинированный | Воздействие на рельеф текучих вод. Созидательная работа рек. Древнее и современное оледенения. Ледниковый рельеф. Рельеф и деятельность моря. Воздействия на рельеф ветра. | Знать: внешние процессы, формирующие рельеф опасные природные явления в России Уметь: | Определять по тематическим картам границу древнего оледенения и по физической карте приводить примеры возвышенностей, созданных деятельностью древних ледников. Находить дополнительную информацию о причинах образования оврагов, об их географическом распространении, о влиянии на хозяйственную деятельность и способах борьбы с эрозией. | Фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос; тест | С. 42-45, вопросы, основные понятия | |
17 | Минеральные ресурсы и их использование Пр. раб. № 5 «Выявление взаимосвязи строения земной коры, рельефа и размещения полезных ископаемых» | 1 | Урок формирования умений | Размещение полезных ископаемых России в зависимости от тектонического строения. Виды минеральных ресурсов по агрегатному состоянию промышленному использованию. Способы добычи полезных ископаемых и проблемы их рационального использования. | Знать: классификацию ресурсов понятия «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн» Уметь: | Анализировать физическую и тектоническую карты и выявлять закономерности в размещении основных групп ПИ в соответствии с их происхождением. Обсуждать преимущества и недостатки разных способов добычи ПИ и проблему их рационального использования. | Практическая работа; тест | С. 46-47, вопросы | |
18 | Земная кора и человек | 1 | Комбинированный | Воздействие рельефа территории России на хозяйственную деятельность населения. Опасные природные явления, связные с литосферой. Воздействие хозяйственной деятельности на земную кору. Антропогенный рельеф. | Знать: стихийные природные явления и причины, их вызывающие | Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об опасных стихийных явлениях в литосфере и правилах безопасного поведения в ситуациях, связанных с их проявлением. Устанавливать особенности формирования и современного развития рельефа и закономерности размещения ПИ на примере своего региона. | Фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос. | С. 48-49, подготовка сообщений | |
19 | Обобщающий урок по теме «Рельеф и недра» | 1 | Обобщающий | | | | Проверочная работа | | |
Тема 2. Климат (11 часов) |
20 | Географическое положение и климат | 1 | Комбинированный | Зависимость климата от географической широты. Воздействие на климат положения территории по отношению к центрам действия атмосферы и по отношению к океанам. Показатели континентальности климата. | Знать: климатообразующие факторы действующие на территории России показатели континентальности Уметь: | Анализировать иллюстрации, схемы, модели и выявлять зависимость распределения солнечной энергии от географической широты. Анализировать климатическую карту мира и определять положение России к устойчивым сезонным максимумам и минимумам АД, Решать учебные задачи по определению воздействия на климат океанов и степени континентальности климата конкретных территорий России. | Фронтальная письменная работа; тест | С. 50-51, факторы - схема | |
21 | Солнечное излучение и климат | 1 | Урок изучения нового материала | Понятие о солнечной радиации и её видах. Распределение солнечной радиации на территории России и изменения её величины в течение года. Зависимость температуры от количества солнечной радиации | Знать: понятия «солнечная, прямая, рассеянная радиация» Уметь: | Анализировать иллюстрации, схемы, модели и выявлять зависимость распределения солнечной энергии от географической широты и температуры воздуха от количества солнечной радиации. Определять по картам показатели суммарной солнечной радиации и радиационного баланса для различных пунктов и территорий. | Фронтальный устный опрос; | С. 52-53, вопросы | |
22 | Земная поверхность и климат | 1 | Комбинированный | Воздействие на климат России рельефа. Формирование местного климата под влиянием разных типов земной поверхности и водоёмах | Знать: Уметь: работать с текстом учебника, схемами и картами атласа | Анализировать иллюстрации, схемы, тематические карты и выявлять зависимость климатических показателей конкретных территорий от особенностей рельефа. Находить на основе использования климатической карты подтверждения влияния на климат крупных озёр. | Фронтальный устный опрос; | С. 54-55, вопросы 1,2 | |
23 | Воздушные массы и их циркуляции | 1 | Урок изучения нового материала | Свойства воздушных масс разных типов, их повторяемость на территории России. Циркуляция воздушных масс, их воздействие на климатические показатели | Знать: понятие «ВМ» типы ВМ России свойства ВМ Уметь: работать с текстом учебника, схемами и картами атласа | Составлять схему «Типы воздушных масс на территории России и их свойства», составлять диаграмму повторяемости ВМ на каких-либо конкретных территориях. Сопоставлять карты давления воздуха и направления ветров в январе и июле с климатической картой и находить доказательства воздействия циркуляции атмосферы на температуру воздуха и количество осадков. | Уплотнённый опрос | С. 56-57, анализ рисунков, вопросы | |
24 | Атмосферные фронты | 1 | Урок изучения нового материала | Понятие «атмосферный фронт». Тёплые и холодные атмосферные фронты. Климатические фронты в России. | Знать: Уметь: | Определять по синоптической карте особенности погоды для различных пунктов, обусловленные фронтальной деятельностью. Прогнозировать по синоптической карте изменения погоды в связи с наступлением фронтов. | Фронтальная письменная работа | С. 58-59, вопросы | |
25 | Циклоны и антициклоны | 1 | Урок изучения нового материала | Понятия «циклон» и «антициклон». Влияние циклонов и антициклонов на погоду. Пути прохождения по территории России. | Знать: понятия «атмосферный фронт», «циклон», «антициклон» Уметь: | Составлять схему, отражающую особенности циклональной и антициклональной погоды в зимний и летний сезоны года. Описывать циклональную и антициклональную погоду зимой и летом в своей местности. Решать познавательные задачи на определение циклональных и антициклональных типов погоды. | Фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос | С. 60-61, вопросы | |
26 | Распределение температуры воздуха по территории России | 1 | Комбинированный | Температура воздуха как главный климатический показатель. Направление июльских и январских изотерм. Значение летних и зимних температур для природы и хозяйственной деятельности. | Знать: закономерности распределения тепла и влаги по сезонам года понятие «коэффициент увлажнения» Уметь: характеризовать ход июльских и январских изотерм по территории России устанавливать связи между элементами климата по карте | Определять по климатическим картам и климатограммам средние температуры января и июля для разных пунктов. Сравнивать ход температурных кривых на климатограммах различных пунктов и объяснять различия. | Фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос | С. 62-63,анализ карт | |
27 | Распределение осадков и увлажнения на территории России | 1 | Урок изучения нового материала | Годовое количество осадков и их распределение по сезонам года. Неравномерность распределения осадков по территории России. Значение снежного покрова. Испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения. | Определять по климатическим картам и климатограммам годовое количество осадков холодного и тёплого периодов года для различных пунктов. Строить по имеющимся данным диаграмму распределения осадков по месяцам года для какого-либо пункта. Решать учебные задачи по определению коэффициента увлажнения для различных территорий. | Фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос | С. 64-65,анализ карт | |
28 | Климатические пояса и области Пр. раб. № 6 «Составление макета климатической карты по заданным значениям» | 1 | Урок формирования умений | Арктический, субарктический, умеренный, субтропический пояса. Умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный и муссонный климаты умеренного пояса. | Знать: климатические пояса и климатические области страны влияние климата на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность Уметь: | Определять районы распространения разных типов климата на территории страны по карте климатических поясов и областей. Сопоставлять климатическую карту с картой климатических поясов и областей для выявления основных показателей разных типов климата. Описывать разные типы климатов. Составлять сравнительную характеристику разных типов климата по основным климатическим показателям в табличной форме. Устанавливать соответствие между климатограммами и типами климата. Определять особенности климата СПб и Ленинградской области. | Практическая работа; тест | С. 66-67, заполнение таблицы | |
29 | Климат и человек Пр. раб. № 7 «Оценка климата региона России как фактора хозяйства и условий жизни людей» | 1 | Урок формирования умений | Благоприятность (комфортность) природных условий для проживания людей. Агроклиматические ресурсы. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Воздействие хозяйственной деятельности на атмосферу и климат. | Знать: неблагоприятные климатические явления (засуха, суховей, пыльная буря, ураган) Уметь: вычислять коэффициент увлажнения определять по синоптической карте особенности погоды для разных пунктов составлять прогнозы погоды | Подготавливать и обсуждать сообщения (презентации) о воздействии климатических условий на человека (быт, жилище, одежда, способы передвижения, здоровье) и способах адаптации человека к разным климатическим условиям нашей страны. Определять районы распространения неблагоприятных климатических явлений на территории страны по тематическим картам. Оценивать условия жизни и хозяйственной деятельности населения одной из территорий страны. | Практическая работа | С. 68-69, подготовка сообщений | |
30 | Обобщающий урок по теме «Климат» | 1 | Обобщающий | | | | Проверочная работа | | |
Тема 3. Внутренние воды и моря (7 часов) |
31 | Моря России | 1 | Комбинированный | Моря бассейнов разных океанов, омывающих территорию России. Общие черты природы морей каждого из бассейнов. Полуострова и острова России. | Знать: местоположение и названия морей России природные условия и ресурсы морей экологические проблемы морей Уметь: характеризовать природные условия и ресурсы морей, пользуясь картами и планом работать с текстом учебника, схемами и картами атласа | Показывать на карте моря, заливы, проливы, крупнейшие острова и полуострова. Анализировать карты и описывать ГП морей, ранжировать их по глубине, площади, характеру береговой линии. Находить информацию об истории изучения и освоения российского сектора Арктики. | Фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос; сообщения | С. 70-71, описание моря по плану, подготовка сообщений | |
32 | Особенности природы морей | 1 | Урок изучения нового материала | Моря Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого океанов: глубины, климат, биологические и минеральные ресурсы, хозяйственное использование. | Составлять характеристику одного из морей на основе анализа карт. Показывать на карте крупнейшие порты морей. Находить информацию, подготавливать и обсуждать сообщения (презентации) о роли морей в жизни населения и развитии хозяйства России. | Фронтальная письменная работа | С. 72-75, подготовка сообщений, презентации | |
33 | Внутренние воды России. Реки Пр. раб. № 8 «Сравнительная характеристика рек европейской и азиатской частей страны» | 1 | Урок формирования умений | Обеспеченность России внутренними водами. Годовой водный баланс. Количество и размеры рек. Падение и уклон рек. Сток рек как показатель полноводности рек. Питание и режим рек. | Знать: крупнейшие речные системы страны, их бассейны, режимы, питание понятия «падение реки», «уклон реки», «половодье», «межень», «паводок», «годовой сток» Уметь: определять по картам и статистическим материалам особенности главных речных систем прогнозировать изменение рек под влиянием хозяйственной деятельности человека | Определять по физической карте реки, относящиеся к бассейнам разных океанов. Показывать на карте водоразделы океанских бассейнов, обозначать крупные реки. Решать учебные задачи на определение падения и уклона рек. Составлять характеристику одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. | Практическая работа | С. 76-79, описание реки по плану | |
34 | Озёра, водохранилища, болота | 1 | Комбинированный | Озёра России, их различие по происхождению котловин и наличию стока. Водохранилища: цели создания, последствия строительства. Болота. | Знать: основные понятия происхождение озерных котловин типы болот и причины их происхождения области распространения подземных вод и ледников, их влияние на природу Уметь: | Определять типы озёр по происхождению озёрных котловин, солёности, размерам. Показывать на карте разные по типу озёра России. Определять по картам крупнейшие водохранилища | Фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос; | С. 80-81, номенклатура | |
35 | Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота | 1 | Комбинированный | Подземные воды, их хозяйственное использование. Современное оледенение на территории России. Многолетняя мерзлота, её распространение, воздействие на природу и хозяйственную деятельность. | Определять по картам основные районы распространения горного и покровного оледенения, многолетней мерзлоты. Определять по карте границу максимального распространения многолетней мерзлоты. Определять по картам районы распространения сплошной, прерывистой и островной мерзлоты. | Фронтальная письменная работа; тест | С. 82-83, заполнение таблицы | |
36 | Вода и человек | 1 | Комбинированный | Обеспеченность России и иеё крупных регионов водными ресурсами. Использование водных ресурсов. Опасные стихийные явления и их предупреждение. Рост загрязнения вод. Ресурсы морей и проблемы их использования. | Знать: понятие «водные ресурсы» роль воды в природе и хозяйстве опасные явления, связанные с водами Уметь: | Оценивать обеспеченность водными ресурсами страны и её отдельных территорий. Обсуждать проблемы, связанные с использованием водных ресурсов, предлагать пути их охраны и рационального использования. Подготавливать и обсуждать сообщения (презентации) о влиянии разных видов внутренних вод и стихийных природных явлений на жизнь населения и особенности развития хозяйства страны. | Фронтальный устный опрос, сообщения | С. 84-87, подготовка сообщений | |
37 | Обобщающий урок по теме «Внутренние воды и моря» | 1 | Обобщающий | | | | Проверочная работа | | |
Тема 4. Растительный и животный мир (3 часа) |
38 | Растительный мир России | 1 | Комбинированный | Флора России. Особенности растительного покрова. Растительные сообщества. Зональные и незональные типы растительности. | Знать: Уметь: | Выявлять факторы, определяющие состав и разнообразие растительности России. Определять на основе сопоставления тематических карт показатели климата территорий, где широко распространены характерные представители зональных типов растительности (тундровой, лесной, степной). | Фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос | С. 88-89, вопросы | |
39 | Животный мир. Пр. раб. № 9 «Прогнозирование изменений органического мира при изменениях компонентов природного комплекса» | 1 | Урок формирования умений | Фауна и особенности животного мира России. Эндемичные виды животных. Зональность в распространении животного мира. Приспособление животных к конкретным природным условиям. | Выявлять факторы, определяющие состав и разнообразие животного мира России. Находить информацию и готовить и обсуждать сообщения (презентации) о животных России, занесённых в Красную книгу, и мерах по их охране (о животном мире региона своего проживания). | Практическая работа | С. 90-91, подготовка сообщений | |
40 | Биологические ресурсы и человек | 1 | Комбинированный | Ресурсы растительного мира. Ресурсы животного мира, промысловые животные. Охрана редких и исчезающих представителей органического мира. | Знать: Уметь: | Оценивать место России в биологических ресурсах мира, долю в мировых запасах древесины. Определять основные биологические ресурсы лесных и безлесых территорий. | Подготовка сообщений; тест | С. 92-93, 130, подготовка сообщений | |
Тема 5. Почвы (4 часа) |
41 | Почвы и факторы их образования | 1 | Урок изучения нового материала | Почва как особое природное тело. Состав почвы. Плодородие почвы и определяющие его факторы: содержание гумуса, состав минеральной части, структура, влажность. Почвообразующие факторы. В.В. Докучаев – основоположник почвоведения. | Знать: понятие «почва» почвообразующие факторы структуру почвенного профиля типы почв России понятие «почвенные ресурсы» причины развития эрозии почв и методы борьбы с эрозией Уметь: раскрывать значение почв в природе и жизни людей анализировать почвенную карту объяснять взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью | Наблюдать образцы почв, выявлять их состав. Составлять таблицу «Состав почв». Анализировать схему почвообразующих факторов и конкретизировать её примерами проявления каждого фактора на почву. | Фронтальная письменная работа; тест | С. 94-97, задания на карточке | |
42 | Основные типы почв России | 1 | Урок изучения нового материала | Строение почвенного профиля, почвенные горизонты. Зависимость типов почв от климата и зональных типов растительности. Зональные почвы России, их размещение на территории России. | Определять по типовым схемам типы почв, почвенные горизонты и их названия, свойства главных типов почв, сравнивать их строение. Определять по карте главные зональные типы почв и закономерности их распространения на территории страны. Сопоставлять карту растительности (природных зон) с картой почв и выявлять взаимосвязь растительного и почвенного покрова. | Фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос | С. 98-99, задания на карточке | |
43 | Почвы и человек Пр. раб. № 10 «Характеристика почвенных ресурсов своей местности» | 1 | Урок формирования умений | Почвенные ресурсы и их использование. Оценка плодородия почв. Эрозия почв, антропогенные причины развития эрозии, методы борьбы с эрозией. Мелиорация земель. Охрана почв и меры по сохранению их плодородия. | Определять структуру земельного фонда России. Оценивать почвенные ресурсы страны. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) о неблагоприятных изменениях почв в результате хозяйственной деятельности | Практическая работа | С. 100-103, основные понятия | |
44 | Обобщающий урок по теме «Почвы» | 1 | Обобщающий | | | | Проверочная работа | | |
Тема 6. Природно-хозяйственные зоны (12 часов) |
45 | Природные районы и природно-хозяйственные зоны | 1 | Урок изучения нового материала | Разнообразие ПТК России. Принципы выделения ПК. Зональные и незональные природные комплексы. Взаимообусловленность их компонентов. Преобразование природных зон в природно-хоз. зоны. | Знать: понятия «ПТК», «природная зона», «природный район» природные зоны России закономерности в размещении зон | Определять по картам и схема особенности ГП природных районов и природно-хозяйственных зон на территории страны. Сравнивать природную зональность крупных природных районов, используя тематические карты. | Фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос | С. 104-105, составление схемы, номенклатура | |
46 | Природа арктических пустынь, тундр и лесотундр | 1 | Комбинированный | ГП, климат. Воздействие многолетней мерзлоты. Растительность и животный мир. | Уметь: прогнозировать изменение ПТК под влиянием естественных причин и хозяйственной деятельности сопоставлять тематические карты составлять комплексные характеристики природных зон | Определять по картам особенности ГП зоны. Выявлять взаимозависимости м/у компонентами природы зоны на основе анализа физической и тематических карт. Составлять характеристику природной зоны по типовому плану. | Фронтальная письменная работа; тест | С. 106-109, заполнение таблицы | |
47 | Население и хозяйство в Арктике и тундре | 1 | Комбинированный | Население. Хозяйственная деятельность. Экологические проблемы. | Уметь: прогнозировать изменение ПТК под влиянием естественных причин и хозяйственной деятельности сопоставлять тематические карты составлять комплексные характеристики природных зон | Сопоставлять карты природных зон, благоприятности природных условий для ж/д населения и выявлять причины соответствующие плотности населения. Определять на основе анализа тематических карт особенности хозяйственной деятельности и выявлять экологические проблемы зоны, связанные с основными видами хозяйственной деятельности | Фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос | С. 110-111, пересказ | |
48 | Природа лесных зон | 1 | Комбинированный | ГП, климат. Зоны таёжных и смешанных и широколиственных лесов. Почвенный покров. Животный мир. | Уметь: прогнозировать изменение ПТК под влиянием естественных причин и хозяйственной деятельности сопоставлять тематические карты составлять комплексные характеристики природных зон | Определять по картам особенности ГП зоны. Выявлять взаимозависимости м/у компонентами природы зоны на основе анализа физической и тематических карт. Составлять характеристику природной зоны по типовому плану. | Фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос; тест | С. 112-115, заполнение таблицы | |
49 | Население и хозяйство лесных зон | 1 | Комбинированный | Население. Хозяйственная деятельность. Экологические проблемы. | Уметь: прогнозировать изменение ПТК под влиянием естественных причин и хозяйственной деятельности сопоставлять тематические карты составлять комплексные характеристики природных зон | Сопоставлять карты природных зон, благоприятности природных условий для ж/д населения и выявлять причины соответствующие плотности населения. Определять на основе анализа тематических карт особенности хозяйственно йдеятельности и выявлять экологические проблемы зоны, связанные с основными видами хозяйственной деятельности | Индивидуальный устный опрос | С. 116-117, пересказ | |
50 | Природа лесостепей и степей | 1 | Комбинированный | Климатические особенности зоны. Естественная растительность зоны. Почвенный покров. Животный мир. | Уметь: прогнозировать изменение ПТК под влиянием естественных причин и хозяйственной деятельности сопоставлять тематические карты составлять комплексные характеристики природных зон | Определять по картам особенности ГП зоны. Выявлять взаимозависимости м/у компонентами природы зоны на основе анализа физической и тематических карт. Составлять характеристику природной зоны по типовому плану. | Фронтальная письменная работа, фронтальный устный опрос | С. 118-121, заполнение таблицы | |
51 | Население и хозяйство лесостепной и степной зон Пр. раб. № 11 «Характеристика особенностей размещения населения в разных природно-хозяйственных зонах» | 1 | Урок формирования умений | Население. Хозяйственная деятельность. Экологические проблемы. | Уметь: прогнозировать изменение ПТК под влиянием естественных причин и хозяйственной деятельности сопоставлять тематические карты составлять комплексные характеристики природных зон | Сопоставлять карты природных зон, благоприятности природных условий для ж/д населения и выявлять причины соответствующие плотности населения. Определять на основе анализа тематических карт особенности хозяйственно й деятельности и выявлять экологические проблемы зоны, связанные с основными видами хозяйственной деятельности | Практическая работа | С. 122-123, вопросы | |
52 | Засушливые территории России | 1 | Комбинированный | ГП, климат и воды. Органический мир. Хозяйственная деятельность и экологические проблемы | Уметь: прогнозировать изменение ПТК под влиянием естественных причин и хозяйственной деятельности сопоставлять тематические карты составлять комплексные характеристики природных зон | Определять по картам особенности ГП зоны. Выявлять взаимозависимости м/у компонентами природы зоны на основе анализа физической и тематических карт. Составлять характеристику природной зоны по типовому плану. Выявлять экологические проблемы зон, связанные с основными видами хоз. деятельности. | Фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос | С. 124-125, заполнение таблицы, вопрос 2 | |
53 | Практическая работа № 12 «Сравнительная характеристика природно-хозяйственных зон» | 1 | Урок формирования умений | | | | Практическая работа | заполнение таблицы | |
54 | Горные области | 1 | Комбинированный | Характер высотной поясности в горах России. Население и хозяйственная деятельность в горах. | Знать: особо охраняемые территории России Экологически нестабильные районы страны Уметь: объяснять в чём различие рационального использования исчерпаемых и неисчерпаемых ресурсов работать с картами различного содержания, анализировать их, устанавливать ПСС Объекты Всемирного и культурного наследия, их расположение на карте находить и показывать данные объекты на карте | Выявлять ПСС между ГП и характером высотной поясности территории. Выявлять особенности проявления высотной поясности в различных горных системах России. Выявлять воздействие горного рельефа на расселение людей и хоз. деятельность. | Фронтальный устный опрос | С. 126-127, вопросы | |
55 | Охрана природы и особо охраняемые территории Пр. раб. № 13 «Определение особо охраняемых природных территорий своего района» | 1 | Урок формирования умений | Понятие «рациональное природопользование». Территории с неблагоприятной экологической ситуацией. Особо охраняемые природные территории, их количество, виды и размещение по территории России. | Определять виды ООПТ и особенности их распространения на территории по тематической карте. Находить информацию об ООПТ и памятниках Всемирного природного наследия, подготавливать и обсуждать сообщения. | Практическая работа | С. 128-129, подготавливать сообщения | |
56 | Обобщающий урок по теме «Природно-хозяйственные зоны» | 1 | Обобщающий | | | | Проверочная работа | С. 130 | |
Раздел III. Население России Тема 1. Население России (11 часов) |
57 | Численность населения России. Почему снижается численность населения? | 1 | Урок изучения нового материала | Численность и динамика населения России. Геодемографическое положение. Современное состояние естественного и механического движения населения. | Знать: численность населения страны и место в мире понятие «естественный прирост» показатели, характеризующие население страны Уметь: работать с тематическими картами атласа составлять таблицы, схемы, диаграммы | Определять место России по численности населения на основе статистических данных. Анализировать графики изменения численности населения во времени. Сравнивать традиционный и современный тип воспроизводства. Определять и сравнивать по статистическим данным ЕП в разных частях страны, в своём регионе. | Фронтальный устный опрос; | С. 132-135, анализ схем и диаграмм | |
58 | Мужчины и женщины | 1 | Урок изучения нового материала | Своеобразие в соотношении мужчин и женщин и определяющее это своеобразие факторы. Численность мужского и женского населения и его динамика. | Знать: Уметь: работать с текстом учебника, анализировать схемы, графики, диаграммы, анализировать тематические карты атласа | Выявлять факторы, определяющие соотношение мужчин и женщин разных возрастов. Определять половой состав населения, соотношение мужского и женского населения в разных районах страны по статистическим данным. Решать учебные задачи по получению информации на основе анализа таблиц, диаграмм и графиков. | Фронтальный устный опрос; | С. 136-137, анализ диаграмм | |
59 | Молодые и старые Пр. раб. № 14 «Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России» | 1 | Урок формирования умений | Возрастной состав населения России и определяющие его факторы. Средняя продолжительность жизни. Половозрастная пирамида. | Уметь: анализировать половозрастные пирамиды населения разных регионов России, делать выводы и простейшие прогнозы | Определять возрастной состав населения по статистическим данным. Анализировать и сравнивать половозрастные пирамиды населения для начала и конца 20-х вв. для разных территорий, для региона своего проживания. Сравнивать среднюю продолжительность жизни в России и др. странах по статистическим данным. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) о факторах, влияющих на среднюю продолжительность жизни населения. | Практическая работа | С. 138-139, анализ половозрастных пирамид | |
60 | Народы | 1 | Урок изучения нового материала | Расовый и национальный состав населения России. Наиболее многонациональные районы страны. | Знать: крупнейшие народы, проживающие на территории РФ языковые семьи и группы. религии народов страны. Уметь: работать с тематическими картами атласа составлять таблицы, схемы, диаграммы работать с текстом учебника. выполнять конспект параграфа | Определять крупнейшие по численности народы по статистическим данным. Определять особенности размещения народов России и сравнивать по тематическим картам географию крупнейших народов с АТД РФ. | Самостоятельная работа | С. 140-141, подготавливать сообщения | |
61 | Языки | 1 | Урок изучения нового материала | Языковые семьи народов России. Языки индоевропейской семьи. Язык межнационального общения. Крупнейшие языки мира. | Определять по карте основные языковые семьи (и группы), территории России, где они наиболее широко распространены. Исследовать по картам особенности языкового состава отдельных регионов. | Самостоятельная работа | С. 142-143, вопросы | |
62 | Религии | 1 | Урок изучения нового материала | Число верующих в России. Исповедуемые религии. Основные районы распространения разных религий. | Определять современный религиозный состав по статистическим данным. Определять главные районы распространения христианства, ислама, буддизма и другие религии по тематической карте. Определять по картам крупнейшие религиозные центры религий. | Фронтальный устный опрос; | С. 144-145, подготавливать сообщения | |
63 | Размещение населения | 1 | Комбинированный | Средняя плотность населения. Основная зона расселения. Размещение населения в зоне Севера. Географические особенности размещения российского населения. | Знать: Уметь: | Выявлять факторы влияющие на размещение населения страны. Выявлять закономерности размещения населения по тематическим картам. Показывать на карте основную зону расселения и хоз. освоения зоны Севера | Фронтальная письменная работа; | С. 146-147, вопрос 2 | |
64 | Города России. Урбанизация | 1 | Комбинированный | Городские поселения. Размещение городов по территории страны. Различия городов по численности и функциям. Городские агломерации. Урбанизация | Знать: понятие «город», «урбанизация» основные проблемы городов Уметь: | Определять виды городов по численности, функциям, роли для страны. Определять по карте крупнейшие города и городские агломерации. Обсуждать социально-экономические и экологические проблемы кр. городов. Обсуждать современные социальные проблемы малых городов. Выявлять особенности урбанизации по статистическим данным. Определять по тематической карте территории с разными показателями урбанизации. | Географический диктант; | С. 148-151, вопросы, основные понятия | |
65 | Сельские поселения и сельское население Пр. раб. № 15 Разработка проекта «Мой населённый пункт» | 1 | Урок формирования умений | Сельские поселения и сельская местность. Отличие сельских поселений от городских. Размещение сельских поселений по территории страны. Зональные типы сельских поселений. | Знать: Уметь: | Определять виды сельских населённых пунктов по числу жителей, внешнему облику, роли в хозяйстве. Выявлять ПСС между природными условиями и ресурсами и формированием зональных типов сельских поселений. Определять зональные типы сельских поселений. Определять и сравнивать показатели соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным. | Фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос; практическая работа | С. 152-153, вопросы 1,3 | |
66 | Миграции населения. География миграций Пр. раб. № 16 «Характеристика особенностей движения населения России» | 1 | Урок формирования умений | Понятия «миграция». Виды миграций. Влияние миграций на жизнь страны. Внутренние и внешние миграции. | Знать: Уметь: работать с тематическими картами атласа составлять и анализировать таблицы, схемы, диаграммы формулировать выводы и составлять прогнозы по имеющимся данным | Определять на основе анализа схем разные виды миграций и вызывающие их причины. Готовить и обсуждать сообщения об основных направлениях миграционных потоках на разных этапах исторического развития страны. Определять основные направления современных миграционных потоков на территории страны. Определять по статистическим данным и тематической карте территории с наиболее высокими показателями миграционного прироста и убыли населения. | Практическая работа | С. 154-157, составление схемы | |
67 | Обобщающий урок по теме «Население России» | 1 | Обобщающий | | | | Проверочная работа | С. 158 | |
Обобщение и повторение пройденного материала за учебный год (1 час) |
68 | Обобщающий урок по курсу | 1 | Обобщающий | | | | Тест | | |