СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование уроков географии в 8 классе УМК "Сферы"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование уроков географии в 8 классе УМК "Сферы"

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование уроков географии в 8 классе УМК "Сферы"»

Календарно-тематическое планирование учебного материала 

ГЕОГРАФИЯ. РОССИЯ: ПРИРОДА, НАСЕЛЕНИЕ, ХОЗЯЙСТВО

в  8 классе 68 часов (2 часа в неделю)


п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы

Обязательного минимума образования

Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Характеристика

основных видов

деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Вид

контроля

Д/з

(по учебнику)

Дата

Введение

(1 час)

1

Введение. Знакомство со структурой учебников и особенностей УМК

1

Вводный

Географический взгляд на Россию: разнообразие территории, уникальность географических объектов.

Знакомство со структурой учебников и с особенностями используемых компонентов УМК.

Знать:

методы географических исследований



С. 5-6


Раздел 1. Особенности географического положения России

Тема 1. Географическое пространство России

(10 часов)

2

Границы России

1

Урок изучения нового материала

Государственные границы и государственная территория России.

Территориальные воды, исключительная экономическая зона.

Морские и сухопутные границы, их протяжённость. Соседи России

Знать:

  • Пограничные государства

  • Протяжённость границ

  • Уметь:

  • характеризовать ГП страны

  • вычислять географические координаты, протяжённость территории

Определять: границы РФ и приграничных государств по физической и политической картам, наносить их на к/к; наиболее разнообразные в природном отношении границы

Сравнивать: морские и сухопутные границы по протяжённости и внешнеэкономическому значению; протяжённость границ со странами соседями


Фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос;


С. 8-9, вопросы, кроссворд «Страны-соседи России»



3

Размеры территории. Часовые пояса


1

Комбинированный

Размеры и форма государственной территории России.

Преимущества и недостатки размеров и формы территории.

Отсчёт времени на территории России.

Знать:

  • понятие «часовые пояса»

Уметь:

  • определять по карте часовых поясов поясное время для различных пунктов

  • определять разницу в поясном времени


Сравнивать размеры государственной территории РФ и других стран на основе анализа карт и статистических данных.

Выявлять преимущества и недостатки больших размеров территории страны.

Определять положение РФ на карте часовых поясов; поясное время для разных городов по карте часовых поясов.

Решать задачи на определение поясного времени.

Фронтальный устный опрос

С. 10-11, составление схемы



4

Практическая работа №1 «Определению поясного времени для разных городов России»

1

Урок формирования умений


Практическая работа


С. 11, вопросы 3,4


5

Географическое положение России Пр. раб. № 2 «Сравнительная характеристика ГП России, США и Канады»

1

Комбинированный

Понятия «географическое положение», виды географического положения.

Оценка северного географического положения России.

Знать:

  • понятие «ГП»

  • особенности ГП России

Уметь:

  • характеризовать ГП страны

  • анализировать карты атласа, работать с текстом учебника, делать выводы

Анализировать карты и выявлять особенности разных видов ГП РФ.

Показывать на карте объекты, характеризующие ГП РФ.

Сравнивать ГП РФ и других стран.


Фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос;

тест;

практическая работа

С. 12-15, вопросы


6

Россия в мире

1

Урок изучения нового материала

Жизненное пространство России.

Роль России в экологическом будущем планеты.

Оценка запасов минеральных и водных богатств.

Понятия «ВВП» и «Национальное богатство

«России и «СНГ», Россия и международные организации.

Знать:

  • понятия «ВВП», «пространство»

Уметь:

  • анализировать карты атласа, работать с текстом учебника, делать выводы


Анализировать карты и статистические материалы и Выявлять место РФ в природно-ресурсном потенциале мира.

Сравнивать страны по запасам основных видов природных богатств.

Определять по картам соседние государства РФ, входящие в состав СНГ, называть их столицы.

Анализировать статистические данные о величине ВВП и национального богатства РФ, решать учебные задачи.

Фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос

С. 16-19, анализ схем и диаграмм



7

Освоение и изучение территории России

1

Комбинированный

Основание Европейского Севера.

Роль Московского княжества в изучении России.

Расширение Русского государство в 17-18 вв.

Первые научные географические экспедиции. Русское географическое общество.

Знать:

  • этапы освоения территории

  • имена российских исследователей

Уметь:

  • работать с картами атласа, подготавливать сообщение

Выявлять особенности формирования государственной территории РФ, изменения её границ, заселения и хозяйственного освоения на разных этапах.

Анализировать карты с маршрутами важнейших путешествий и экспедиций по территории РФ.

Готовить и обсуждать сообщения и презентации о вкладе и результатах выдающихся отечественных географических открытий и путешествий.

Фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос;


С. 20-25, составление таблицы, сообщения


8

Районирование - основной метод географических исследований

1

Урок изучения нового материала

Понятие «район». Предназначение районирования территории. Виды районирования и районов.

Знать:

  • понятие «район»

Уметь:

  • анализировать карты атласа, работать с текстом учебника, делать выводы


Анализировать карты и приводить примеры разных видов районирования и районов

Фронтальный устный опрос;

С. 26-27, вопросы


9


АТД России.


1

Урок изучения нового материала

Функция административно – территориального деления страны.

Федерация и субъектов Федерации.

Государственно- территориальные и национальные- территориальные образования.

Федеральные округа.

Знать:

  • административно-территориальный состав страны (количество субъектов)

Уметь:

  • работать с картами атласа


Анализировать схему, отражающую функции АТД РФ.

Выявлять специфику АТД устройства РФ.

Определять субъекты и их столицы по карте АТД РФ.

Определять состав и границы ФО по карте.

Фронтальный устный опрос

С. 28-29, вопросы


10

Практическая работа № 3 «Анализ АТД России»

1

Урок формирования умений

Практическая работа


номенклатура, заполнение таблицы


11

Обобщающий урок по теме «Географическое пространство России»

1

Обобщающий




Проверочная работа

С. 30


Раздел II. Природа России

(45 часов)

12

Природные условия и ресурсы России

1

Урок изучения нового материала

Понятия «природные условия» и « природные ресурсы».

Виды природных ресурсов по происхождению, признакам исчерпаемости, возможностям хозяйственного использования

Знать:

  • понятия «природные условия», «природные ресурсы», «природная среда», «экстремальные природные условия»

Уметь:

  • работать с картами различного содержания, анализировать их, устанавливать ПСС

Сравнивать разные виды природных ресурсов по исчерпаемости и возобновимости.

Оценивать обеспеченность России природными ресурсами; объяснять их значение для развития хозяйства страны.

Определять особенности размещения разных видов природных ресурсов на территории страны.

Фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос;


С. 32 -33, составление схем, понятия


Тема 1. Рельеф и недра

(7 часов)

13

Формирование ЗК на территории России

1

Урок изучения нового материала

Геологическое летосчисление. Процессы формирования и преобразования земной коры. Платформы России. Горообразование.

Знать:

  • понятия «геохронологическая таблица», «эра»

  • названия эр

  • понятия «платформа», «плита», «щит», «складчатость»

Уметь:

  • работать с тематическими картами


Определять основные этапы формирования ЗК на территории страны по тектонической карте, геохронологической таблице и рисункам.

Наблюдать по электронной модели строение складок в ЗК и описывать особенности формирования складчатых структур.

Определять способы изображения основных тектонических структур и сами структуры по тектонической карте.

Сравнивать тематические карты и выявлять зависимость расположения структур от простирания границ литосферных плит.

Фронтальная письменная работа


С. 34-37, основные понятия


14

Рельеф России Пр. раб. № 4 «Описание по картам крупных тектонических структур и форм рельефа России»

1

Урок формирования умений

Равнины России. Различие по высоте. По внешнему облику, заселённости и хозяйственной освоенности Восточно- Европейской, Западно- Сибирской равнин и Среднесибирского плоскогорья. Крупнейшие горные пояса и горные системы России. Наивысшие точки.

Знать:

  • понятие «рельеф»

  • различия равнин и гор по высоте

  • причины формирования рельефа

Уметь:

  • работать с картами атласа


Определять особенности рельефа России по физической карте.

Выявлять зависимость между тектоническим строением и рельефом на основе сопоставления тематических карт.

Определять и объяснять особенности рельефа региона своего проживания.

Практическая работа;

Тест


С. 38-39, вопросы, номенклатура


15

Изменение рельефа под воздействием внутренних процессов

1

Комбинированный

Медленные тектонические движения. Землетрясения, вулканизм. Сейсмические пояса и области современного вулканизма

Знать:

  • внутренние и внешние процессы, формирующие рельеф

  • опасные природные явления в России

Уметь:

  • работать с тематическими картами

Анализировать карту новейших тектонических движений и выявлять воздействие их направленности и интенсивности на рельеф.

Определять по картам территории распространения землетрясений и вулканов.

Показывать на карте сейсмические пояса, действующие и потухшие вулканы.

Фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос

С. 40-41, вопросы, подготовка сообщений


16

Изменение рельефа под воздействием внешних процессов

1

Комбинированный

Воздействие на рельеф текучих вод. Созидательная работа рек.

Древнее и современное оледенения. Ледниковый рельеф.

Рельеф и деятельность моря. Воздействия на рельеф ветра.

Знать:

  • внешние процессы, формирующие рельеф

  • опасные природные явления в России

Уметь:

  • работать с тематическими картами

Определять по тематическим картам границу древнего оледенения и по физической карте приводить примеры возвышенностей, созданных деятельностью древних ледников.

Находить дополнительную информацию о причинах образования оврагов, об их географическом распространении, о влиянии на хозяйственную деятельность и способах борьбы с эрозией.

Фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос; тест

С. 42-45, вопросы, основные понятия


17

Минеральные ресурсы и их использование Пр. раб. № 5 «Выявление взаимосвязи строения земной коры, рельефа и размещения полезных ископаемых»

1

Урок формирования умений

Размещение полезных ископаемых России в зависимости от тектонического строения. Виды минеральных ресурсов по агрегатному состоянию промышленному использованию.

Способы добычи полезных ископаемых и проблемы их рационального использования.


Знать:

  • классификацию ресурсов

  • понятия «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»

Уметь:

  • работать с тематическими картами


Анализировать физическую и тектоническую карты и выявлять закономерности в размещении основных групп ПИ в соответствии с их происхождением.

Обсуждать преимущества и недостатки разных способов добычи ПИ и проблему их рационального использования.

Практическая работа; тест

С. 46-47, вопросы


18


Земная кора и человек






1


Комбинированный

Воздействие рельефа территории России на хозяйственную деятельность населения.

Опасные природные явления, связные с литосферой. Воздействие хозяйственной деятельности на земную кору. Антропогенный рельеф.

Знать:

  • стихийные природные явления и причины, их вызывающие


Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об опасных стихийных явлениях в литосфере и правилах безопасного поведения в ситуациях, связанных с их проявлением.

Устанавливать особенности формирования и современного развития рельефа и закономерности размещения ПИ на примере своего региона.

Фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос.



С. 48-49, подготовка сообщений


19

Обобщающий урок по теме «Рельеф и недра»

1

Обобщающий




Проверочная работа



Тема 2. Климат

(11 часов)

20

Географическое положение и климат

1

Комбинированный

Зависимость климата от географической широты. Воздействие на климат положения территории по отношению к центрам действия атмосферы и по отношению к океанам.

Показатели континентальности климата.

Знать:

  • климатообразующие факторы действующие на территории России

  • показатели континентальности

Уметь:

  • работать с тематическими картами

Анализировать иллюстрации, схемы, модели и выявлять зависимость распределения солнечной энергии от географической широты.

Анализировать климатическую карту мира и определять положение России к устойчивым сезонным максимумам и минимумам АД,

Решать учебные задачи по определению воздействия на климат океанов и степени континентальности климата конкретных территорий России.

Фронтальная письменная работа; тест

С. 50-51, факторы - схема


21

Солнечное излучение и климат

1

Урок изучения нового материала

Понятие о солнечной радиации и её видах.

Распределение солнечной радиации на территории России и изменения её величины в течение года. Зависимость температуры от количества солнечной радиации


Знать:

  • понятия «солнечная, прямая, рассеянная радиация»

Уметь:

  • работать с тематическими картами


Анализировать иллюстрации, схемы, модели и выявлять зависимость распределения солнечной энергии от географической широты и температуры воздуха от количества солнечной радиации.

Определять по картам показатели суммарной солнечной радиации и радиационного баланса для различных пунктов и территорий.

Фронтальный устный опрос;

С. 52-53, вопросы


22

Земная поверхность и климат

1

Комбинированный

Воздействие на климат России рельефа.

Формирование местного климата под влиянием разных типов земной поверхности и водоёмах

Знать:

  • особенности влияния рельефа на климат

Уметь:

  • работать с текстом учебника, схемами и картами атласа

Анализировать иллюстрации, схемы, тематические карты и выявлять зависимость климатических показателей конкретных территорий от особенностей рельефа.

Находить на основе использования климатической карты подтверждения влияния на климат крупных озёр.

Фронтальный устный опрос;

С. 54-55, вопросы 1,2


23

Воздушные массы и их циркуляции

1

Урок изучения нового материала

Свойства воздушных масс разных типов, их повторяемость на территории России.

Циркуляция воздушных масс, их воздействие на климатические показатели

Знать:

  • понятие «ВМ»

  • типы ВМ России

  • свойства ВМ

Уметь:

  • работать с текстом учебника, схемами и картами атласа


Составлять схему «Типы воздушных масс на территории России и их свойства», составлять диаграмму повторяемости ВМ на каких-либо конкретных территориях.

Сопоставлять карты давления воздуха и направления ветров в январе и июле с климатической картой и находить доказательства воздействия циркуляции атмосферы на температуру воздуха и количество осадков.

Уплотнённый опрос

С. 56-57, анализ рисунков, вопросы


24

Атмосферные фронты

1

Урок изучения нового материала

Понятие «атмосферный фронт». Тёплые и холодные атмосферные фронты.

Климатические фронты в России.

Знать:

  • понятие «атмосферный фронт»

Уметь:

  • работать с синоптической картой


Определять по синоптической карте особенности погоды для различных пунктов, обусловленные фронтальной деятельностью.

Прогнозировать по синоптической карте изменения погоды в связи с наступлением фронтов.

Фронтальная письменная работа

С. 58-59, вопросы


25

Циклоны и антициклоны

1

Урок изучения нового материала

Понятия «циклон» и «антициклон».

Влияние циклонов и антициклонов на погоду.

Пути прохождения по территории России.

Знать:

  • понятия «атмосферный фронт», «циклон», «антициклон»

Уметь:

  • работать с тематическими картами


Составлять схему, отражающую особенности циклональной и антициклональной погоды в зимний и летний сезоны года.

Описывать циклональную и антициклональную погоду зимой и летом в своей местности.

Решать познавательные задачи на определение циклональных и антициклональных типов погоды.

Фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос

С. 60-61, вопросы


26

Распределение температуры воздуха по территории России

1

Комбинированный

Температура воздуха как главный климатический показатель.

Направление июльских и январских изотерм.

Значение летних и зимних температур для природы и хозяйственной деятельности.

Знать:

  • закономерности распределения тепла и влаги по сезонам года

  • понятие «коэффициент увлажнения»

Уметь:

  • характеризовать ход июльских и январских изотерм по территории России

  • устанавливать связи между элементами климата по карте

Определять по климатическим картам и климатограммам средние температуры января и июля для разных пунктов.

Сравнивать ход температурных кривых на климатограммах различных пунктов и объяснять различия.

Фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос

С. 62-63,анализ карт


27

Распределение осадков и увлажнения на территории России

1

Урок изучения нового материала

Годовое количество осадков и их распределение по сезонам года. Неравномерность распределения осадков по территории России.

Значение снежного покрова.

Испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения.

Определять по климатическим картам и климатограммам годовое количество осадков холодного и тёплого периодов года для различных пунктов.

Строить по имеющимся данным диаграмму распределения осадков по месяцам года для какого-либо пункта.

Решать учебные задачи по определению коэффициента увлажнения для различных территорий.

Фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос

С. 64-65,анализ карт


28

Климатические пояса и области Пр. раб. № 6 «Составление макета климатической карты по заданным значениям»

1

Урок формирования умений

Арктический, субарктический, умеренный, субтропический пояса.

Умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный и муссонный климаты умеренного пояса.

Знать:

  • климатические пояса и климатические области страны

  • влияние климата на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность

Уметь:

  • составлять характеристики климатическим областям по картам и плану

Определять районы распространения разных типов климата на территории страны по карте климатических поясов и областей.

Сопоставлять климатическую карту с картой климатических поясов и областей для выявления основных показателей разных типов климата.

Описывать разные типы климатов.

Составлять сравнительную характеристику разных типов климата по основным климатическим показателям в табличной форме.

Устанавливать соответствие между климатограммами и типами климата.

Определять особенности климата СПб и Ленинградской области.

Практическая работа; тест

С. 66-67, заполнение таблицы


29

Климат и человек Пр. раб. № 7 «Оценка климата региона России как фактора хозяйства и условий жизни людей»

1

Урок формирования умений

Благоприятность (комфортность) природных условий для проживания людей.

Агроклиматические ресурсы.

Опасные и неблагоприятные климатические явления.

Воздействие хозяйственной деятельности на атмосферу и климат.

Знать:

  • неблагоприятные климатические явления (засуха, суховей, пыльная буря, ураган)

Уметь:

  • вычислять коэффициент увлажнения

  • определять по синоптической карте особенности погоды для разных пунктов

  • составлять прогнозы погоды

Подготавливать и обсуждать сообщения (презентации) о воздействии климатических условий на человека (быт, жилище, одежда, способы передвижения, здоровье) и способах адаптации человека к разным климатическим условиям нашей страны.

Определять районы распространения неблагоприятных климатических явлений на территории страны по тематическим картам.

Оценивать условия жизни и хозяйственной деятельности населения одной из территорий страны.

Практическая работа

С. 68-69, подготовка сообщений


30

Обобщающий урок по теме «Климат»

1

Обобщающий




Проверочная работа



Тема 3. Внутренние воды и моря

(7 часов)

31

Моря России

1

Комбинированный

Моря бассейнов разных океанов, омывающих территорию России.

Общие черты природы морей каждого из бассейнов.

Полуострова и острова России.

Знать:

  • местоположение и названия морей России

  • природные условия и ресурсы морей

  • экологические проблемы морей

  • Уметь:

  • характеризовать природные условия и ресурсы морей, пользуясь картами и планом

  • работать с текстом учебника, схемами и картами атласа


Показывать на карте моря, заливы, проливы, крупнейшие острова и полуострова.

Анализировать карты и описывать ГП морей, ранжировать их по глубине, площади, характеру береговой линии.

Находить информацию об истории изучения и освоения российского сектора Арктики.

Фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос;

сообщения

С. 70-71, описание моря по плану, подготовка сообщений


32

Особенности природы морей

1

Урок изучения нового материала

Моря Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого океанов: глубины, климат, биологические и минеральные ресурсы, хозяйственное использование.

Составлять характеристику одного из морей на основе анализа карт.

Показывать на карте крупнейшие порты морей.

Находить информацию, подготавливать и обсуждать сообщения (презентации) о роли морей в жизни населения и развитии хозяйства России.

Фронтальная письменная работа

С. 72-75, подготовка сообщений, презентации


33

Внутренние воды России. Реки Пр. раб. № 8 «Сравнительная характеристика рек европейской и азиатской частей страны»

1

Урок формирования умений

Обеспеченность России внутренними водами. Годовой водный баланс.

Количество и размеры рек. Падение и уклон рек. Сток рек как показатель полноводности рек. Питание и режим рек.

Знать:

  • крупнейшие речные системы страны, их бассейны, режимы, питание

  • понятия «падение реки», «уклон реки», «половодье», «межень», «паводок», «годовой сток»

Уметь:

  • определять по картам и статистическим материалам особенности главных речных систем

  • прогнозировать изменение рек под влиянием хозяйственной деятельности человека

Определять по физической карте реки, относящиеся к бассейнам разных океанов.

Показывать на карте водоразделы океанских бассейнов, обозначать крупные реки.

Решать учебные задачи на определение падения и уклона рек.

Составлять характеристику одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм.

Практическая работа

С. 76-79, описание реки по плану


34

Озёра, водохранилища, болота

1

Комбинированный

Озёра России, их различие по происхождению котловин и наличию стока.

Водохранилища: цели создания, последствия строительства.

Болота.

Знать:

  • основные понятия

  • происхождение озерных котловин

  • типы болот и причины их происхождения

  • области распространения подземных вод и ледников, их влияние на природу

Уметь:

  • прогнозировать изменение вод под влиянием хозяйственной деятельности

Определять типы озёр по происхождению озёрных котловин, солёности, размерам.

Показывать на карте разные по типу озёра России.

Определять по картам крупнейшие водохранилища



Фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос;


С. 80-81, номенклатура


35

Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота

1

Комбинированный

Подземные воды, их хозяйственное использование.

Современное оледенение на территории России.

Многолетняя мерзлота, её распространение, воздействие на природу и хозяйственную деятельность.

Определять по картам основные районы распространения горного и покровного оледенения, многолетней мерзлоты.

Определять по карте границу максимального распространения многолетней мерзлоты.

Определять по картам районы распространения сплошной, прерывистой и островной мерзлоты.

Фронтальная письменная работа; тест

С. 82-83, заполнение таблицы


36

Вода и человек

1

Комбинированный

Обеспеченность России и иеё крупных регионов водными ресурсами. Использование водных ресурсов.

Опасные стихийные явления и их предупреждение.

Рост загрязнения вод.

Ресурсы морей и проблемы их использования.

Знать:

  • понятие «водные ресурсы»

  • роль воды в природе и хозяйстве

  • опасные явления, связанные с водами

Уметь:

  • составлять схему «Использование водных ресурсов в хозяйстве»


Оценивать обеспеченность водными ресурсами страны и её отдельных территорий.

Обсуждать проблемы, связанные с использованием водных ресурсов, предлагать пути их охраны и рационального использования.

Подготавливать и обсуждать сообщения (презентации) о влиянии разных видов внутренних вод и стихийных природных явлений на жизнь населения и особенности развития хозяйства страны.

Фронтальный устный опрос, сообщения

С. 84-87, подготовка сообщений


37

Обобщающий урок по теме «Внутренние воды и моря»

1

Обобщающий




Проверочная работа



Тема 4. Растительный и животный мир

(3 часа)

38

Растительный мир России

1

Комбинированный

Флора России. Особенности растительного покрова.

Растительные сообщества.

Зональные и незональные типы растительности.

Знать:

  • закономерности распространения представителей флоры и фауны на территории России

Уметь:

  • анализировать карту растительности и животного мира

Выявлять факторы, определяющие состав и разнообразие растительности России.

Определять на основе сопоставления тематических карт показатели климата территорий, где широко распространены характерные представители зональных типов растительности (тундровой, лесной, степной).

Фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос

С. 88-89, вопросы


39

Животный мир. Пр. раб. № 9 «Прогнозирование изменений органического мира при изменениях компонентов природного комплекса»

1

Урок формирования умений

Фауна и особенности животного мира России. Эндемичные виды животных.

Зональность в распространении животного мира. Приспособление животных к конкретным природным условиям.

Выявлять факторы, определяющие состав и разнообразие животного мира России.

Находить информацию и готовить и обсуждать сообщения (презентации) о животных России, занесённых в Красную книгу, и мерах по их охране (о животном мире региона своего проживания).

Практическая работа

С. 90-91, подготовка сообщений


40

Биологические ресурсы и человек

1

Комбинированный

Ресурсы растительного мира. Ресурсы животного мира, промысловые животные.

Охрана редких и исчезающих представителей органического мира.

Знать:

  • основные понятия

Уметь:

  • приводить примеры рационального и нерационального использования биологических ресурсов

Оценивать место России в биологических ресурсах мира, долю в мировых запасах древесины.

Определять основные биологические ресурсы лесных и безлесых территорий.

Подготовка сообщений; тест

С. 92-93, 130, подготовка сообщений


Тема 5. Почвы

(4 часа)

41

Почвы и факторы их образования

1

Урок изучения нового материала

Почва как особое природное тело. Состав почвы. Плодородие почвы и определяющие его факторы: содержание гумуса, состав минеральной части, структура, влажность.

Почвообразующие факторы.

В.В. Докучаев – основоположник почвоведения.

Знать:

  • понятие «почва»

  • почвообразующие факторы

  • структуру почвенного профиля

  • типы почв России

  • понятие «почвенные ресурсы»

  • причины развития эрозии почв и методы борьбы с эрозией

Уметь:

  • раскрывать значение почв в природе и жизни людей

  • анализировать почвенную карту

  • объяснять взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью

  • прогнозировать изменение почвенного плодородия в результате хозяйственной деятельности

Наблюдать образцы почв, выявлять их состав.

Составлять таблицу «Состав почв».

Анализировать схему почвообразующих факторов и конкретизировать её примерами проявления каждого фактора на почву.

Фронтальная письменная работа; тест

С. 94-97, задания на карточке


42

Основные типы почв России

1

Урок изучения нового материала

Строение почвенного профиля, почвенные горизонты.

Зависимость типов почв от климата и зональных типов растительности.

Зональные почвы России, их размещение на территории России.

Определять по типовым схемам типы почв, почвенные горизонты и их названия, свойства главных типов почв, сравнивать их строение.

Определять по карте главные зональные типы почв и закономерности их распространения на территории страны.

Сопоставлять карту растительности (природных зон) с картой почв и выявлять взаимосвязь растительного и почвенного покрова.

Фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос

С. 98-99, задания на карточке


43

Почвы и человек Пр. раб. № 10 «Характеристика почвенных ресурсов своей местности»

1

Урок формирования умений

Почвенные ресурсы и их использование.

Оценка плодородия почв.

Эрозия почв, антропогенные причины развития эрозии, методы борьбы с эрозией.

Мелиорация земель. Охрана почв и меры по сохранению их плодородия.

Определять структуру земельного фонда России.

Оценивать почвенные ресурсы страны.

Готовить и обсуждать сообщения (презентации) о неблагоприятных изменениях почв в результате хозяйственной деятельности

Практическая работа

С. 100-103, основные понятия


44

Обобщающий урок по теме «Почвы»

1

Обобщающий




Проверочная работа



Тема 6. Природно-хозяйственные зоны

(12 часов)

45

Природные районы и природно-хозяйственные зоны

1

Урок изучения нового материала

Разнообразие ПТК России. Принципы выделения ПК.

Зональные и незональные природные комплексы. Взаимообусловленность их компонентов.

Преобразование природных зон в природно-хоз. зоны.

Знать:

  • понятия «ПТК», «природная зона», «природный район»

  • природные зоны России

  • закономерности в размещении зон


Определять по картам и схема особенности ГП природных районов и природно-хозяйственных зон на территории страны.

Сравнивать природную зональность крупных природных районов, используя тематические карты.


Фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос

С. 104-105, составление схемы, номенклатура


46

Природа арктических пустынь, тундр и лесотундр

1

Комбинированный

ГП, климат. Воздействие многолетней мерзлоты.

Растительность и животный мир.

Уметь:

  • прогнозировать изменение ПТК под влиянием естественных причин и хозяйственной деятельности

  • сопоставлять тематические карты

  • составлять комплексные характеристики природных зон

Определять по картам особенности ГП зоны.

Выявлять взаимозависимости м/у компонентами природы зоны на основе анализа физической и тематических карт.

Составлять характеристику природной зоны по типовому плану.

Фронтальная письменная работа; тест

С. 106-109, заполнение таблицы


47

Население и хозяйство в Арктике и тундре

1

Комбинированный

Население.

Хозяйственная деятельность.

Экологические проблемы.

Уметь:

  • прогнозировать изменение ПТК под влиянием естественных причин и хозяйственной деятельности

  • сопоставлять тематические карты

  • составлять комплексные характеристики природных зон

Сопоставлять карты природных зон, благоприятности природных условий для ж/д населения и выявлять причины соответствующие плотности населения.

Определять на основе анализа тематических карт особенности хозяйственной деятельности и выявлять экологические проблемы зоны, связанные с основными видами хозяйственной деятельности

Фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос

С. 110-111, пересказ


48

Природа лесных зон

1

Комбинированный

ГП, климат.

Зоны таёжных и смешанных и широколиственных лесов.

Почвенный покров.

Животный мир.

Уметь:

  • прогнозировать изменение ПТК под влиянием естественных причин и хозяйственной деятельности

  • сопоставлять тематические карты

  • составлять комплексные характеристики природных зон

Определять по картам особенности ГП зоны.

Выявлять взаимозависимости м/у компонентами природы зоны на основе анализа физической и тематических карт.

Составлять характеристику природной зоны по типовому плану.

Фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос; тест

С. 112-115, заполнение таблицы


49

Население и хозяйство лесных зон

1

Комбинированный

Население.

Хозяйственная деятельность.

Экологические проблемы.

Уметь:

  • прогнозировать изменение ПТК под влиянием естественных причин и хозяйственной деятельности

  • сопоставлять тематические карты

  • составлять комплексные характеристики природных зон

Сопоставлять карты природных зон, благоприятности природных условий для ж/д населения и выявлять причины соответствующие плотности населения.

Определять на основе анализа тематических карт особенности хозяйственно йдеятельности и выявлять экологические проблемы зоны, связанные с основными видами хозяйственной деятельности

Индивидуальный устный опрос

С. 116-117, пересказ


50

Природа лесостепей и степей

1

Комбинированный

Климатические особенности зоны.

Естественная растительность зоны.

Почвенный покров.

Животный мир.

Уметь:

  • прогнозировать изменение ПТК под влиянием естественных причин и хозяйственной деятельности

  • сопоставлять тематические карты

  • составлять комплексные характеристики природных зон

Определять по картам особенности ГП зоны.

Выявлять взаимозависимости м/у компонентами природы зоны на основе анализа физической и тематических карт.

Составлять характеристику природной зоны по типовому плану.

Фронтальная письменная работа, фронтальный устный опрос

С. 118-121, заполнение таблицы


51

Население и хозяйство лесостепной и степной зон Пр. раб. № 11 «Характеристика особенностей размещения населения в разных природно-хозяйственных зонах»

1

Урок формирования умений

Население.

Хозяйственная деятельность.

Экологические проблемы.

Уметь:

  • прогнозировать изменение ПТК под влиянием естественных причин и хозяйственной деятельности

  • сопоставлять тематические карты

  • составлять комплексные характеристики природных зон

Сопоставлять карты природных зон, благоприятности природных условий для ж/д населения и выявлять причины соответствующие плотности населения.

Определять на основе анализа тематических карт особенности хозяйственно й деятельности и выявлять экологические проблемы зоны, связанные с основными видами хозяйственной деятельности

Практическая работа

С. 122-123, вопросы


52

Засушливые территории России


1

Комбинированный

ГП, климат и воды.

Органический мир.

Хозяйственная деятельность и экологические проблемы

Уметь:

  • прогнозировать изменение ПТК под влиянием естественных причин и хозяйственной деятельности

  • сопоставлять тематические карты

  • составлять комплексные характеристики природных зон

Определять по картам особенности ГП зоны.

Выявлять взаимозависимости м/у компонентами природы зоны на основе анализа физической и тематических карт.

Составлять характеристику природной зоны по типовому плану.

Выявлять экологические проблемы зон, связанные с основными видами хоз. деятельности.

Фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос

С. 124-125, заполнение таблицы, вопрос 2


53

Практическая работа № 12 «Сравнительная характеристика природно-хозяйственных зон»

1

Урок формирования умений




Практическая работа

заполнение таблицы


54

Горные области

1

Комбинированный

Характер высотной поясности в горах России.

Население и хозяйственная деятельность в горах.

Знать:

  • особо охраняемые территории России

  • Экологически нестабильные районы страны

Уметь:

  • объяснять в чём различие рационального использования исчерпаемых и неисчерпаемых ресурсов

  • работать с картами различного содержания, анализировать их, устанавливать ПСС

  • Объекты Всемирного и культурного наследия, их расположение на карте

  • находить и показывать данные объекты на карте


Выявлять ПСС между ГП и характером высотной поясности территории.

Выявлять особенности проявления высотной поясности в различных горных системах России.

Выявлять воздействие горного рельефа на расселение людей и хоз. деятельность.

Фронтальный устный опрос

С. 126-127, вопросы


55

Охрана природы и особо охраняемые территории Пр. раб. № 13 «Определение особо охраняемых природных территорий своего района»


1

Урок формирования умений

Понятие «рациональное природопользование». Территории с неблагоприятной экологической ситуацией.

Особо охраняемые природные территории, их количество, виды и размещение по территории России.

Определять виды ООПТ и особенности их распространения на территории по тематической карте.

Находить информацию об ООПТ и памятниках Всемирного природного наследия, подготавливать и обсуждать сообщения.

Практическая работа

С. 128-129, подготавливать сообщения


56

Обобщающий урок по теме «Природно-хозяйственные зоны»

1

Обобщающий




Проверочная работа

С. 130



Раздел III. Население России

Тема 1. Население России

(11 часов)

57

Численность населения России.

Почему снижается численность населения?

1

Урок изучения нового материала

Численность и динамика населения России.

Геодемографическое положение.

Современное состояние естественного и механического движения населения.

Знать:

  • численность населения страны и место в мире

  • понятие «естественный прирост»

  • показатели, характеризующие население страны

Уметь:

  • работать с тематическими картами атласа

  • составлять таблицы, схемы, диаграммы

Определять место России по численности населения на основе статистических данных.

Анализировать графики изменения численности населения во времени.

Сравнивать традиционный и современный тип воспроизводства.

Определять и сравнивать по статистическим данным ЕП в разных частях страны, в своём регионе.

Фронтальный устный опрос;

С. 132-135, анализ схем и диаграмм


58

Мужчины и женщины

1

Урок изучения нового материала

Своеобразие в соотношении мужчин и женщин и определяющее это своеобразие факторы.

Численность мужского и женского населения и его динамика.

Знать:

  • особенности половозрастного состава населения России

Уметь:

  • работать с текстом учебника, анализировать схемы, графики, диаграммы, анализировать тематические карты атласа

Выявлять факторы, определяющие соотношение мужчин и женщин разных возрастов.

Определять половой состав населения, соотношение мужского и женского населения в разных районах страны по статистическим данным.

Решать учебные задачи по получению информации на основе анализа таблиц, диаграмм и графиков.


Фронтальный устный опрос;

С. 136-137, анализ диаграмм


59

Молодые и старые Пр. раб. № 14 «Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России»

1

Урок формирования умений

Возрастной состав населения России и определяющие его факторы.

Средняя продолжительность жизни.

Половозрастная пирамида.

Уметь:

  • анализировать половозрастные пирамиды населения разных регионов России, делать выводы и простейшие прогнозы

Определять возрастной состав населения по статистическим данным.

Анализировать и сравнивать половозрастные пирамиды населения для начала и конца 20-х вв. для разных территорий, для региона своего проживания.

Сравнивать среднюю продолжительность жизни в России и др. странах по статистическим данным.

Готовить и обсуждать сообщения (презентации) о факторах, влияющих на среднюю продолжительность жизни населения.

Практическая работа

С. 138-139, анализ половозрастных пирамид


60

Народы

1

Урок изучения нового материала

Расовый и национальный состав населения России.

Наиболее многонациональные районы страны.

Знать:

  • крупнейшие народы, проживающие на территории РФ

  • языковые семьи и группы.

  • религии народов страны.

Уметь:

  • работать с тематическими картами атласа

  • составлять таблицы, схемы, диаграммы

  • работать с текстом учебника.

  • выполнять конспект параграфа


Определять крупнейшие по численности народы по статистическим данным.

Определять особенности размещения народов России и сравнивать по тематическим картам географию крупнейших народов с АТД РФ.


Самостоятельная работа

С. 140-141, подготавливать сообщения


61

Языки

1

Урок изучения нового материала

Языковые семьи народов России.

Языки индоевропейской семьи.

Язык межнационального общения.

Крупнейшие языки мира.

Определять по карте основные языковые семьи (и группы), территории России, где они наиболее широко распространены.

Исследовать по картам особенности языкового состава отдельных регионов.

Самостоятельная работа

С. 142-143, вопросы


62

Религии

1

Урок изучения нового материала

Число верующих в России.

Исповедуемые религии.

Основные районы распространения разных религий.

Определять современный религиозный состав по статистическим данным.

Определять главные районы распространения христианства, ислама, буддизма и другие религии по тематической карте.

Определять по картам крупнейшие религиозные центры религий.

Фронтальный устный опрос;

С. 144-145, подготавливать сообщения


63

Размещение населения

1

Комбинированный

Средняя плотность населения.

Основная зона расселения.

Размещение населения в зоне Севера.

Географические особенности размещения российского населения.

Знать:

  • основные особенности размещения населения по территории

Уметь:

  • работать с картами различного содержания и статистическими материалами

Выявлять факторы влияющие на размещение населения страны.

Выявлять закономерности размещения населения по тематическим картам.

Показывать на карте основную зону расселения и хоз. освоения зоны Севера

Фронтальная письменная работа;


С. 146-147, вопрос 2


64

Города России.

Урбанизация

1

Комбинированный

Городские поселения. Размещение городов по территории страны. Различия городов по численности и функциям.

Городские агломерации.

Урбанизация

Знать:

  • понятие «город», «урбанизация»

  • основные проблемы городов

Уметь:

  • работать с тематическими картами атласа


Определять виды городов по численности, функциям, роли для страны.

Определять по карте крупнейшие города и городские агломерации.

Обсуждать социально-экономические и экологические проблемы кр. городов.

Обсуждать современные социальные проблемы малых городов.

Выявлять особенности урбанизации по статистическим данным.

Определять по тематической карте территории с разными показателями урбанизации.

Географический диктант;

С. 148-151, вопросы, основные понятия


65

Сельские поселения и сельское население Пр. раб. № 15 Разработка проекта «Мой населённый пункт»

1

Урок формирования умений

Сельские поселения и сельская местность. Отличие сельских поселений от городских.

Размещение сельских поселений по территории страны.

Зональные типы сельских поселений.








Знать:

  • основные типы сельских поселений

Уметь:

  • работать с тематическими картами атласа


Определять виды сельских населённых пунктов по числу жителей, внешнему облику, роли в хозяйстве.

Выявлять ПСС между природными условиями и ресурсами и формированием зональных типов сельских поселений.

Определять зональные типы сельских поселений.

Определять и сравнивать показатели соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным.

Фронтальный устный опрос; индивидуальный устный опрос; практическая работа

С. 152-153, вопросы 1,3



66

Миграции населения. География миграций Пр. раб. № 16 «Характеристика особенностей движения населения России»

1

Урок формирования умений

Понятия «миграция».

Виды миграций.

Влияние миграций на жизнь страны.

Внутренние и внешние миграции.

Знать:

  • понятие «миграция»

  • виды миграций и основные причины

Уметь:

  • работать с тематическими картами атласа

  • составлять и анализировать таблицы, схемы, диаграммы

  • формулировать выводы и составлять прогнозы по имеющимся данным

Определять на основе анализа схем разные виды миграций и вызывающие их причины.

Готовить и обсуждать сообщения об основных направлениях миграционных потоках на разных этапах исторического развития страны.

Определять основные направления современных миграционных потоков на территории страны.

Определять по статистическим данным и тематической карте территории с наиболее высокими показателями миграционного прироста и убыли населения.

Практическая работа

С. 154-157, составление схемы


67




Обобщающий урок по теме «Население России»



1



Обобщающий




Проверочная работа

С. 158


Обобщение и повторение пройденного материала за учебный год

(1 час)

68

Обобщающий урок по курсу

1

Обобщающий




Тест










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!