СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно- тематическое планирование уроков литературы в 7 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование по литературе для 7 класса к УМК В.Я.Коровиной и др., составленное с опорой на материал учебника и требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)

Просмотр содержимого документа
«Календарно- тематическое планирование уроков литературы в 7 классе»

0

Тематический план

по литературе для 7 класса к УМК В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение), составленное с опорой на материал учебника и требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).


Учитель: Якушкина Н.В.

Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часа.

Плановых контрольных уроков – 8 ч.

Планирование для 7 класса общеобразовательной школы составлено в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и на основе Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012).


Распределение учебных часов по разделам программы


Содержание

Всего часов

Контрольные работы

Развитие речи

Введение

1

-

-

Устное народное творчество

6

-

1

Из древнерусской литературы

2

1

-

Из русской литературы XVIII века

2

-

-

Из русской литературы XIX века

28

4

6

Из русской литературы XX века

22

2

3

Из литературы народов России

1

-

-

Из зарубежной литературы

5

-

-

Урок итогового контроля

1

1

-

ИТОГО

68

8

10


Тесты и контрольные работы1


п/п

Темы контрольных и проверочных работ


Источник

Кол-во часов

Контрольная работа №1 по теме «Древнерусская литература»

Стр. 8-11

1

Контрольная работа № 2 по произведениям А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

Стр. 23

1

Контрольная работа № 3 по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Стр. 30

1

Контрольная работа № 4 по произведениям Н.В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е Салтыкова-Щедрина

Стр. 45

1

Контрольная работа № 5 по стихотворениям поэтов XIX в

Стр. 73

1

Контрольная работа № 6 по произведениям писателей XX в.

Стр. 60

1

Контрольная работа № 7 по произведениям Б.Л. Пастернака

Стр. 73

1

Итоговый тест

Стр. 78

1

ИТОГО

8


Развитие связной речи учащихся


п/п

Темы уроков развития связной речи

Кол-во часов

Сочинение по одной из пословиц (на выбор).

1

Составление очерка в школьную газету «Произведения А.С. Пушкина и иллюстрации к ним в учебнике для 7 класса»

1

Подготовка плана Вечера, посвященного произведениям Пушкина (стихотворение, поэма, повесть)

1

Подготовка Вечера, посвященного произведениям Лермонтова

1

Художественный пересказ текста И.С. Тургенева (описание портрета Бирюка или одного дня жизни лесника – на выбор)

1

Рассказ «Русская женщина» (по материалам поэмы Н.А. Некрасова)

1

Написание сказки на одну из школьных тем в духе сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина

1

Сочинение по повести М. Горького «Детство» (темы по выбору) Ч.2, стр. 88

1

Написание рассказа «В лесу весной» с использованием слов из стихотворения А.Т. Твардовского «Июль – макушка леса»

1

Организация и проведение вечера, посвященного произведениям о войне

1

ИТОГО

10


Содержание тем учебного предмета


ВВЕДЕНИЕ (1ч)

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (6 ч)

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник».


Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Афористические жанры фольклора.

Теория литературы. Устная народная проза. Предания (начальные представления). Афористические жанры фольклора (развитие представлений).

Развитие речи (далее - P.P.). Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану. Различные виды пересказов.


Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила.


Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Одна былина по выбору). (Для внеклассного чтения).

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения).


Карело-финский мифологический эпос. «Калевала». Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен. (Для внекл. чт.).

«Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета песни о Роланде. Обобщенное общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя.

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Героический эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления).

P.P. Выразительное чтение, рецензирование выразительного чтения (фонохрестоматия). Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.


Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).


Теория литературы. Героический эпос. Афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану. Различные виды пересказов.


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)

«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести.

Теория литературы: Поучение (начальные представления). Житие (начальные представления).


«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. Проект.

Теория литературы: Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).


Контрольная работа (далее - К.Р.). Контрольная работа № 1 по теме « Древнерусская литература».

P.P. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч)

М.В. Ломоносов «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747года» (отрывок).

Г.Р. Державин «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку», «Признание».

Теория литературы. Понятие о жанре оды. Особенности литературного языка XVJII столетия.

P.P. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев. Участие в коллективном диалоге.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (28 ч)

Александр Сергеевич Пушкин (3 ч)

«Полтава» (отрывок), «Песнь о вещем Олеге», «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре), «Повести Белкина»: «Станционный смотритель». Проект.

Теория литературы. Развитие понятия о балладе. Развитие представлений о повести.

P.P. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос. Составление плана устного и письменного рассказа о герое, сравнительной характеристики героев.


Михаил Юрьевич Лермонтов (4 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI в., их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Зашита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. Проект.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Ангел», «Молитва». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную... ») - готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

К.Р. Контрольная работа № 2 по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

P.P. Выразительное чтение отрывков поэмы, стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений.

Николай Васильевич Гоголь (5 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли.

Противопоставление Остапа Андрию. Смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Проект.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие представлений). Литературный герой (развитие понятия).

К.Р. Контрольная работа № 3 по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

P.P. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев (в том числе сравнительная). Составление анализа эпизода.


Иван Сергеевич Тургенев (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственные и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления).

Р.Р. Устный и письменный анализ текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.


Николай Алексеевич Некрасов (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Н.А. Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для внеклассного чтения и обсуждения).

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления).

P.P. Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ отрывков. Устное рецензирование выразительного чтения.


Алексей Константинович Толстой (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Василий Шибанов» и «Князь Михаил Репнин» как исторические баллады. Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Теория литературы. Историческая баллада (развитие представления).

P.P. Выразительное чтение исторических баллад. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.


Смех сквозь слезы, или Уроки Щедрина (2 ч)

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...». Проект.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Ирония (развитие представлений).

К.Р. Контрольная работа № 4 по произведениям Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина.

P.P. Решение тестов. Устная и письменная характеристика героев. Составление викторины на знание текстов. Составление плана письменного высказывания.


Лев Николаевич Толстой (3 ч)

Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества).

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

P.P. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение фрагментов повести. Различные виды пересказов. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента эпического произведения.


Смешное и грустное рядом, или Уроки Чехова (3 ч)

Антон Павлович Чехов

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

P.P. Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев.


«Край ты мой, родимый край...» (обзор) (2 ч)

Стихотворения русских поэтов XIX в. о родной природе

В. Жуковский «Приход весны»; И.А. Бунин «Родина»; А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

К.Р. Контрольная работа № 5 по стихотворениям поэтов.

P.P. Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализ стихотворений.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (22 ч)

Иван Алексеевич Бунин (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.


Максим Горький (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»), «Челкаш». (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.


Владимир Владимирович Маяковский (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

P.P. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.


Леонид Николаевич Андреев (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения. Проект.

Теория литературы. Герой эпического произведения (развитие представлений). Средства характеристики героя (развитие представлений).

P.P. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода.


Андрей Платонович Платонов (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающего героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. Проект.

Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

К. Р. Контрольная работа № 6 по произведениям писателей XX в.

P.P. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.


Борис Леонидович Пастернак (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений).

К. Р. Контрольная работа № 7 по произведениям Б.Л. Пастернака.

P.P. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.


На дорогах войны (обзор) (1ч)

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов: А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А Суркова, А.Т. Твардовского, Н.С. Тихонова и др. (Дня внеклассного чтения). Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

P.P. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений.


Федор Александрович Абрамов (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Р. Р. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.


Евгений Иванович Носов (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.


Юрий Павлович Казаков (1ч)

Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути).

«Тихое утро». Взаимоотношение детей, взаимопомощь и взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие понятий). Герой повествования (развитие понятия).

P.P. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализы эпизода.


«Тихая моя Родина» (обзор) (1ч)

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В.Я. Брюсов, Ф.К. Сологуб, С.А. Есенин, Н.А. Заболоцкий, Н.М. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Теория литературы: Изобразительно-выразительные средства (развитие понятий).

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.


Александр Трифонович Твардовский (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представления).

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устный и письменный анализ. Рецензирование выразительного чтения.


Дмитрий Сергеевич Лихачев (1ч)

«Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

P.P. Выразительное чтение. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.


Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко (1ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Теория литературы. Юмор. Приемы комического (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.


Песни на слова русских поэтов XX века (1ч)

А.Н. Вертинский «Доченьки»; И.А. Гофф «Русское поле»; Б.Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний. Проект.

Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления).


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (1 ч)

Расул Гамзатов

Краткий рассказ о жизни и творчестве аварского поэта.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта.

Теория литературы. Мировосприятие. Лирический герой. Средства выразительности (развитие представлений).


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч)

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джорж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна...» Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Дж.Г. Байрона. Дж.Г. Байрон и русская литература.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя стихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе «Дары волхвов».

Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представлений).

Р. Р. Устный анализ эпизодов. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.

Рей Дуглас Брэдбери «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗА ГОД (1 ч)

К. Р. Итоговый тест

Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 7 класса


Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе:

  • жанры фольклора (предания, былины, пословицы, поговорки - развитие представлений);

  • летопись (развитие представлений);

  • роды литературы (эпос - развитие понятия);

  • повесть (развитие представления),

  • литературный герой (развитие понятия);

  • тема и идея произведения (начальные представления);

  • герой-повествователь (развитие понятия);

  • портрет как средство характеристики;

  • художественное автобиографическое произведение (развитие понятия);

  • баллада (развитие представлений);

  • стихотворение в прозе;

  • лирический герой (начальные представления);

  • поэма (развитие понятия); трехсложные размеры стиха (развитие понятия);

  • тоническое стихосложение (начальные представления);

  • гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как

  • формы комического (развитие представлений);

  • публицистика (развитие представлений);

  • мемуары как публицистический жанр (начальные представления);

  • литературные традиции.


Учащиеся должны уметь:

  • видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

  • различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения

  • авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

  • видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

  • объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в

  • собственном жизненном опыте;

  • видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся

  • портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев

  • пьесы;

  • передавать динамику чувств при выразительном чтении лирического стихотворения, пейзажа

  • и описания в эпическом произведении, монологов героев пьесы;

  • видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий,

  • формулировать вопросы к произведению;

  • аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения - от

  • отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах

  • произведения;

  • выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно

  • прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

  • сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

  • оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;

  • сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать ее с точки зрения

  • выражения авторской позиции;

  • стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художника к нему.


Используемый учебно-методический комплекс


  1. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2 / В.Я. Коровина. – 20-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

  2. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2 / авт.-сост. В.Я. Коровина. – 17-е изд. - М.: Просвещение, 2009.

  3. Тесты по литературе: 7 класс: к учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 7 кл.» / Е.Л. Ляшенко. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.


Календарно-тематическое планирование

по литературе для 7 класса к УМК В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение), составленное с опорой на материал учебника и требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).


Раздел/темы

Характеристика деятельности учащихся, планируемые результаты


Домашняя работа

Дата

ИКТ

Предметные результаты (ЗУН)

Метапредметные результаты (УУД)


ВВЕДЕНИЕ (1ч)


1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

Научиться определять основные идейно-нравственные проблемы литературы

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе

Личностные: формирование «стартовой» мотивации к обучению




Устное народное творчество (6 ч)


2

Предания. «Воцарение Ивана Грозного». Поэтическая автобиография народа

Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, составлять пересказы былин


Научиться находить цитатные примеры из эпоса, иллюстрирующие понятия «героический пафос»


Научиться определять жанровое своеобразие преданий

Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать деятельность.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения чувств, мыслей и потребностей, владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Личностные: формирование этических чувств, доброжелательности и

эмоционально-нравственной отзывчивости.


Подготовить пересказ преданий


Презентация №1 «Предания»

3

Предания «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник»

Стр. 7-10



4

Народная мудрость пословиц и поговорок. Афористичные жанры фольклора

Сочинение по одной из пословиц.



5

Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович»

Стр. 17-24



6

Киевский цикл былин. Новгородский цикл былин.

Стр.11-15 (пересказ)



7

Французский и карело-финский мифологический эпос. Сборники пословиц. Проект

Проект


Материал для проекта

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)



8

«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок).

«Повесть временных лет» («О пользе книг»).

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Проект.

Научиться понимать смысл произведения древнерусской литературы; применять навыки проектной деятельности на практике.


Научиться самодиагностике.

Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам).

Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: формировать навыки коллективного взаимодействия при самодиагностике.

Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию.

Стр. 51-54


Составление словарной статьи

9

Контрольная работа №1 по теме «Древнерусская литература»

Опереж. зад.: факт из жизни Ломоносова


Сбор материала, составление презентации

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII века (2 ч)


10

М.В. Ломоносов. Оды.

«К статуе Петра Великого». Ода «На день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок)

Научиться анализировать текст стихотворения


Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста.

Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст.

Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Стр.64-67 (читать)


Презентация №2 «Ломоносов М.В.»

11

Г. Р. Державин. Стихотворения «Река времен в своем стремленьи...» «На птичку», «Признание»

Стр. 68-70 (учить, выбор)



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (28 ч)





Александр Сергеевич Пушкин (3 ч)




12

А.С. Пушкин. Поэма «Полтава» (отрывок). Сопоставительный анализ портретов Петра I и Карла XII

Научиться понимать, выразительно читать текст и выполнять устное рецензирование выразительного чтения.


Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

Стр.72-74 (пересказ) Стр.82-86 (читать)


Презентация №3 «Пушкин – наше всё»

13

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»

Составление очерка



14

А.С. Пушкин. Драма «Борис Годунов»; цикл «Повести Белкина». Проект

Подготовка плана Вечера






Михаил Юрьевич Лермонтов (4 ч)




15

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем.

Научиться сопоставлять литературных героев

Научиться анализировать поэтический текст


Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.


Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.


Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи.


Личностные: формирование навыков исследовательской и творческой деятельности.

Подготовка плана Вечера


Презентация №4 «М.Ю. Лермонтов»

16

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Защита Калашниковым человеческого достоинства

Стр.118-136



17

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...», «Ангел», «Молитва»

Стр.138-139 (учить по выбору)



18

Контрольная работа № 2 по произведениям А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

1 вопрос для Викторины






Николай Васильевич Гоголь (5 ч)




19

Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства

Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи


Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах


Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель.


Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.


Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности


Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию

Стр.144-165


Презентация №5 «Великий Гоголь»

20

Героизм и самоотверженность Тараса и товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Стр.166-194


Просмотр отрывков фильма

21

Противопоставление Остапа Андрию в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Стр.195-209



22

Патриотический пафос повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя

Стр.210-211 (вопросы)



23

Контрольная работа № 3 по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Стр.214-223






Иван Сергеевич Тургенев (2 ч)




24

Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным в рассказе И.С. Тургенева «Бирюк»


Научиться определять авторское отношение к героям


Научиться понимать смысл произведения и видеть главное

Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию

Личностные: формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи

Пересказ: описание портрета Бирюка


Презентация №6 «Родное гнездо Тургенева»

25

И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык». Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача»

Учить «Русский язык»






Николай Алексеевич Некрасов (3 ч)




26

Н.А. Некрасов. Поэма

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы

Научиться выполнять индивидуальное задание в проектной деятельности группы

Научиться выявлять художественные особенности поэмы


Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт.

Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму, выполнения задачи при консультативной помощи учителя.

Инд. задание + стр.229-229


Презентация №7 «Н.А. Некрасов»

27

Художественные особенности поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины»

Сочинение «Русская женщина»



28

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда».

Боль Н.А. Некрасова за судьбу народа

Учить стихотворение






Алексей Константинович Толстой (1ч)




29

А.К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады

Научиться анализировать текст баллады

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: уметь формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства.

Личностные: формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности

Стр.251-253 (персказ). Стих учить.






Смех сквозь слезы, или Уроки Щедрина (2 ч)




30

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина

Научиться характеризовать средства выразительности в сказке.


Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.

Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию

Личностные: формирование навыков самодиагностики по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

Повторение и подг. к контрольной


Просмотр сказки

31

Контрольная работа № 4 по произведениям Н.В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е Салтыкова-Щедрина

Написание сказки






Лев Николаевич Толстой (3 ч)




32

Л.Н. Толстой. Главы из повести «Детство». «Классы». Взаимоотношения детей и взрослых.

Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи


Научиться аргументировать свои ответы


Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Личностные: формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности

Стр.276-279 (пересказ)


Презентация №8 «Ясная поляна Толстого»

33

«Наталья Саввишна». Проявление чувств героя в повести Л.Н. Толстого.

Стр. 280-295



34

Л.Н. Толстой «Детство» «Maman». Анализ собственных поступков героя в повести.

Анализ своих поступков






Смешное и грустное рядом, или Уроки Чехова (3 ч)




35

А.П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов

Научиться выполнять индивидуальное задание в коллективной проектной деятельности


Научиться составлять литературный портрет поэта


Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста.

Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст.

Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Личностные: формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой

деятельности

Инсценировка «Злоумышленника»


Просмотр отрывков из спектакля и фильма

36

Многогранность комического в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник»

Любой юмористический рассказ



37

Средства юмористической характеристики в рассказе А.П. Чехова «Размазня»

Опережающее: задание: стр.313-317






«Край ты мой, родимый край...» (2 ч)




38

В.А. Жуковский. «Приход весны». И.А. Бунин. «Родина».

А. К. Толстой «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Научиться выразительно читать текст по образцу из фонохрестоматии


Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию

Личностные: формирование навыков самодиагностики по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

Подготовиться к контрольной


Презентация №9 «Родная природа»

39

Контрольная работа № 5 по стихотворениям поэтов

Стр.5-8



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (22 ч)





Иван Алексеевич Бунин (2 ч)




40

Воспитание детей в семье в рассказе И.А. Бунина «Цифры»

Научиться выявлять особенности повествования И.А. Бунина


Научиться анализировать текст

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.

Регулятивные: отвечать на вопросы, планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание.

Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию

Составление характеристики



41

Душевное богатство простого крестьянина в рассказе

И.А. Бунина «Лапти»

Стр.22-51






Максим Горький (2 ч)




42

Автобиографический характер повести М. Горького «Детство»

Научиться анализировать текст повести


Научиться определять тему и идею романтических рассказов

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника.

Регулятивные: выбирать способ действия.

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе

Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию

Стр.52-83



43

Романтические рассказы

М. Горького «Старуха Изергиль» (легенда о Данко), Челкаш»

Сочинение по выбору


Просмотр и обсуждение Легенды




Владимир Владимирович Маяковский (2 ч)




44

В.В. Маяковский. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Научиться выявлять ритмико-метрические особенности стихотворения


Научиться определять языковые и композиционные особенности стихотворения


Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме.

Регулятивные: формировать ситуацию peфлексии.

Коммуникативные: уметь проявлять

активность для решения коммуникативных и познавательных задач

Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

Стр.106-110


Рисунок в Power Paint

45

Два взгляда на мир в стихотворении В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

Стр.91-100






Леонид Николаевич Андреев (2 ч)




46

Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев в рассказе Л.Н. Андреева «Кусака»


Научиться определять особенности повествования Л.Н. Андреева


Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе

Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию

Сочинение о животном «Мой друг»



47

Гуманистический пафос рассказа Л.Н. Андреева «Кусака». Проект

Стр.115-123






Андрей Платонович Платонов (2 ч)




48

Главный герой рассказа А.П. Платонова «Юшка».

Проект.

Научиться аргументировать свой ответ

Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать точку зрения на события и поступки героев

Личностные: формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности

Создание проекта


Презентация №10 «А.А. Платонов»

49

Контрольная работа № 6

по произведениям писателей XX в

Опережающее задание: стр. 141-142






Борис Леонидович Пастернак (2 ч)




50

Стихотворения «Июль», «Никого не будет в доме...».

Картины природы, преображенные поэтическим зрением Б.Л. Пастернака


Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с со держанием.

Регулятивные: формировать ситуацию

саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт.

Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное

Личностные: формирование навыков диагностической деятельности

Стр.143 (вопросы)



51

Контрольная работа № 7 по произведениям Б.Л. Пастернака

Подготовка к Вечеру






На дорогах войны (обзор) (1ч)




52

Интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм грозных лет войны в стихотворениях А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А. Суркова, А.Т. Твардовского, Н.С. Тихонова

Научиться выполнять индивидуальное задание в составе проектной группы


Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного текста..

Регулятивные: уметь анализировать текст и соотносить нравственные принципы со своими.

Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения

Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию

Подготовка к Вечеру


Рисунок в Power Paint




Федор Александрович Абрамов (1ч)




53

Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе

Научиться характеризовать проблему в рассказе


Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты.

Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения.

Личностные: формирование мотивации к деятельности

Стр.159-167






Евгений Иванович Носов (2 ч)




54

Сила внутренней духовной красоты человека в рассказе

Е.И. Носова «Кукла» («Акимыч»)

Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы


Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию.

Регулятивные: уметь определять меры усвоения материала.

Коммуникативные: уметь делать анализ текста.

Личностные: формирование мотивации к деятельности

Стр.168-176



55

Протест против равнодушия. Взаимосвязь природы и человека в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя»

Стр.176-179






Юрий Павлович Казаков (1 ч)




56

Взаимоотношение детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро».

Научиться применять алгоритм проведения анализа текста

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.

Регулятивные: уметь работать самостоятельно.

Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения.

Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

Стр.180-186


Презентация №10 «ВОВ»




«Тихая моя Родина» (обзор) (1 ч)




57

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего В.Я. Брюсов, Ф.К. Сологуб, С.А. Есенин, Н.А. Заболоцкий, Н.М. Рубцов

Научиться определять особенности пейзажной лирики

Познавательные: уметь определять понятия, создавать обобщения.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: уметь ставить вопросы.

Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию

Стр.212-222 (учить по выбору)


Рисунок в Power Paint




Александр Трифонович Твардовский (1ч)




58

А.Т. Твардовский.

«Снега потемнеют синие...»,

«Июль — макушка лета...»,

«На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи судьбы человека и народа.

Научиться выявлять характерные особенности лирики А.Т. Твардовского


Познавательные: уметь строить сообщение.

Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии.

Коммуникативные: уметь проявлять активность.

Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию

Сочинение «В лесу весной»






Дмитрий Сергеевич Лихачев (1ч)




59

Д.С. Лихачев. Духовное напутствие молодежи в главах книги «Земля родная»

Научиться определять жанрово-стилистические черты публицистики

Познавательные: самостоятельно делать выводы.

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения.

Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе.

Стр.197-204


Презентация №11 «Наше село»




Писатели улыбаются, Или Смех Зощенко (1ч)




60

Смешное и грустное в рассказах М. Зощенко. Рассказ «Беда»

Научиться определять идейно-эмоциональное содержание рассказа


Познавательные: выделять и формулировать цель.

Регулятивные: применять метод информационного поиска.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения.

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности.

Один из рассказов пересказ






Песни на слова русских поэтов XX века (1ч)




61

А.Н. Вертинский «Доченьки»,

И.А. Гофф «Русское поле».

Лирические размышления о жизни. Б.Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний.

Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи

Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные: уметь оценивать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание.

Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию

Подготовка Вечера о ВОВ



ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (1ч)

62

Расул Гамзатов. Стихотворения «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...», (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни.

Научиться определять жанрово-композиционные особенности лирики Р. Гамзатова


Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из текста.

Регулятивные: уметь анализировать текст.

Коммуникативные: уметь читать вслух.

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности

Стр.225-227



ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч)

63

Представления народа о справедливости и честности в стихотворении «Честная бедность» Роберта Бёрнса

Научиться выразительно читать и анализировать текст


Научиться выразительно читать текст по образцу из

фонохрестоматии, навыкам проектной деятельности


Научиться определять идейно-художественное своеобразие текста

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.


Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт.


Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное


Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

Учить стихотворение


Презентация №12«Слово о Бёрнсе»

64

Ощущение трагического разлада героя с жизнью в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой!..» Дж. Г. Байрона

Учить стихотворение



65

Японские трехстишия (хокку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года

Сочинение хокку



66

Сила любви и преданности в рассказе О. Генри «Дары волхвов»

Стр.241-248


Презентация №13 «Дары волхвов»

67

Фантастические рассказы

Р.Д. Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. «Каникулы»

Стр.249-254



ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗА ГОД (1 ч)

68

Итоговый тест

Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий.

Коммуникативные: строить монологические высказывания в письменной форме

Личностные: формирование навыков исследовательской и диагностической деятельности

Стр.265 (список литературы на лето)






1 Тесты по литературе: 7 класс: к учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 7 кл.» / Е.Л. Ляшенко. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!