КАЖДЫЙ СВОЁ ПОЛУЧИЛ (11 ч) | 25. | Эстонская сказка «Каждый своё получил»; латышская сказка «Два брата». | 1.Придумай сказку, похожую на эти две сказки. |
26. | Ю.Ярмыш «Добрый Клён», «Озеро»; узбекская сказка «Черепаха и скорпион». | 1.Объясни пословицу: Нет друга, так ищи, а нашел, так береги. Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает. Легко друзей найти, да трудно сохранить. |
| 27. | И.Крылов «Чиж и Голубь» *; Л.Толстой «Белка и волк», «Комар и лев». | 1. Инсценировка басен. |
28. | Индийская сказка «Мак». | 1.Закончи предложения: Если употреблять мак в меру, то… Если зелье из мака курить или пить без меры, то… |
| 29. | Г.Ладонщиков «В старой сказке»; русская народная сказка «Баба-Яга». | 1.Придумай сказку: Кот в сапогах попал в сказку«Гуси- лебеди». Как он помог героям сказки уберечься от Бабы-Яги? |
| 30. | Русская народная сказка «Падчерица и мачехина дочка». | 1.Опиши словами, как ты представляешь себе избушку на курьих ножках. |
| 31. | Б.Заходер «Серая звёздочка». | 1.Подбери метафоры к словам: Скворец, снегирь, мороз, месяц, сосулька. |
| 32. | Английская сказка «Хромая Молли». | 1.Придумай название сказочного цветка из семи слогов, которым эльф вылечил Молли. |
| 33. | Чешская сказка «Златовласка». | 1.Фантограмма: «Что было бы, если бы человек понимал все, о чем говорят друг другу звери». |
| 34. | Итальянская сказка «Дары феи Кренского озера». | 1.Если бы у вас был волшебный мешок и волшебная дубинка, которые делали только добро, что бы вы приказали им? |
| 35. | Л.Чарская «Живая перчатка»; Ю.Мориц «Песенка про сказку». | 1.Фантограмма: "Что было бы, если бы всегда побеждало зло?" |
«СНЕГ ЛЕТАЕТ И СВЕР-КАЕТ…» (7ч) | 40. | С.Есенин «Берёза» *; М.Пришвин «Деревья в лесу»; И.Никитин «Весело сияет…»; А.Пушкин «Зимний вечер». | 1. Допиши стихотворение по началу: В нем полно красивых мест… |
41. | Х.К.Андерсен «Девочка со спичками»; А.Блок «Ветхая избушка». | 1. Игра «Соревнование с поэтом» Я помню, как детьми, с румяными щеками, По снегу хрупкому мы бегаем с тобой – Нас добрая зима косматыми руками Ласкала и к огню сгоняла нас клюкой; А поздним вечером твои сияли глазки И на тебя глядел из печки огонек, А няня старая нам сказывала сказки, О том, как жил да был на свете дурачок… |
42. | И.Суриков «Детство»; З.Александрова «Снежок» *; С.Чёрный «На коньках»; В.Драгунский «Кот в сапогах». | 1.Составь синквейн: | ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА (4ч) | 38. | Тема «Волшебные литературные сказки»; Ю.Мориц «Разговаривали вещи»; Х.К.Андерсен «Пятеро из одного стручка» |
43. | Н.Носов «Бенгальские огни». | 1.Игра «Театр» по любому фрагменту рассказа. | | 39. | Х.К.Андерсен «Ель» |
44. | К.Бальмонт «Снежинка». | Урок-проект К.Бальмонт «Снежинка» | | 40. | Е.Пермяк «Некрасивая ёлка» |
45. | С.Дрожжин «Снег летает и сверкает…»*; С.Есенин «Пороша», «Поёт зима, аукает». | 1. Поймай рифму (Дети по цепочке встают и бросают мяч, называя слова, кто поймал - подбирает рифму). | | 41. | Е.Клюев «Сказки простого карандаша» |
46. | Урок обобщение. | Урок-проект «И вот сама идёт волшебница зима» | | | |
ЗА ДОБРОЕ ДЕЛО СТОЙ СМЕЛО» (3 часа) | 47. | Русская народная сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». | 1.Составь загадку Про змея Горыныча, про шестиголовое чудо- юдо. | «СНЕГ ЛЕТАЕТ И СВЕР-КАЕТ…» (5ч) | 42. | С.Есенин «Берёза» *; М.Пришвин «Деревья в лесу»; И.Никитин «Весело сияет…»; А.Пушкин «Зимний вечер» |
48. | Н.Артюхова «Трусиха»; Э.Киселёва «Мальчик-Огонёк»; Б.Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» | 1. Представь себя на месте мальчика-Огонька, когда он увидел тонущего мальчика. Как бы ты поступил? 2.Придумай свой конец сказки. |
49 | В.Высоцкий «Он не вернулся из боя»; С.Баруздин «Страшный клад»; С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое». | 1. Какая из пословиц подходит к этим произведениям и почему? Трус на словах храбр. У страха глаза велики. Возможное сделает каждый, невозможное - только отважный. Герой в бою думает не о смерти, а о победе. 2.Вспомни историю из жизни или произведения, к которой можно применить эту пословицу. |
КТО РОДИ-ТЕЛЕЙ ПОЧИ-ТАЕТ, ТОТ ВО ВЕК НЕ ПОГИ-БАЕТ (9ч) | 50. | В.Осеева «Печенье», «Лекарство»; Б.Емельянов «Мамины руки»; Л.Яковлев «Альбом фотографий»; Л.Квитко «Бабушкины руки» *; О.Дриз «Книга». | 1. Допиши стихотворение по началу: Бабушка с корзинкой… 2.Игра «Буриме» | | 43. | Х.К.Андерсен «Девочка со спичками»; А.Блок «Ветхая избушка» |
51. | Г.Фаллада «История про мамину сказку»; В.Драгунский «…Бы». | 1. Фантограмма: «Что было бы, если дети были бы во всех делах главные?» | | 44. | И.Суриков «Детство»; З.Александрова «Снежок» *; С.Чёрный «На коньках»; В.Драгунский «Кот в сапогах» |
52. | Н.Артюхова «Трудный вечер». | 1.«Составь предложение» (Берутся наугад три слова, не связанные по смыслу, например, «поезд», «собака» и «часы». Необходимо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы все эти 3 слова (можно менять падеж этих слов, а также использовать другие слова). | | 45. | Н.Носов «Бенгальские огни» |
53. | М.Зощенко «Золотые слова»; черногорская сказка «Милош находит мать». | 1. Игра «Буриме» | | 46. | Н.Носов «Бенгальские огни», С.Дрожжин «Снег летает и сверкает…»*; К.Бальмонт «Снежинка»; С.Есенин «Пороша», «Поёт зима, аукает»; тема «Книги о зиме» |
54. | Адыгейская сказка «Девочка-птичка»; испанская сказка «Птица-Правда». | 1.Придумай счастливый конец сказки «Девочка-птичка» | | | |
55. | Испанская сказка «Птица-Правда». | 1. Отгадай предмет по определению: Рисовая, перловая, гречневая - … Любимая, родная, добрая - … 2.Составь такую загадку про лист, друга. | | | |
56. | А.Платонов «Разноцветная бабочка». | 1.Составь загадку про бабочку. | | | |
| 57. | Л.Петрушевская «Сказка о часах». | 1. Составь загадку про часы. | | | |
58. | Русская народная сказка «Подземные царства»;Г.Виеру «Мамин день». | 1.Игра «Буриме» | | | |
ВЕСНА ИДЁТ, ВЕСНЕ ДОРОГУ! (6 ч) | 59. | Ф.Тютчев «Зима недаром злится…»*; М.Пришвин «Капля и камень»; В.Железников «Три ветки мимозы»; И.Северянин «Отчего?»; Г.Новицкая «Подснежник»; В.Берестов «Мать-и-мачеха». | 1. Допиши стихотворение по началу: Горло заболело… | | | |
60. | Н.Гоголь «Весна, долго задерживаемая холодами…»; А.Плещеев «Уж тает снег, бегут ручьи…», «Песни жаворонков снова…». | 1. Допиши стихотворение по началу: Настала красная весна… | | | |
61. | К.Паустовский «Стальное колечко». | 1.Сочини сказочную историю о весеннем ручье. Весело бежит по земле весенний ручей. Он многое видит на своем пути, радуется солнышку, друзьям ручейкам, которые бегут с ним рядом, ребятам, которые пускают по нему кораблики. У него на пути много приключений. Нарисуй словами своего героя и придумай какой-нибудь случай из его жизни… | (9ч) | 50. | В.Осеева «Печенье», «Лекарство»; Б.Емельянов «Мамины руки»; Л.Яковлев «Альбом фотографий»; Л.Квитко «Бабушкины руки» *; О.Дриз «Книга» |
62. | А.Майков «Ласточки примчались…»; А.К.Толстой «Звонче жаворонка пенье…»*; А.Фет «Я пришёл к тебе с приветом…»; А.Чехов «Весной»; Н.Сладков «Ивовый пир». | 1.Отгадай загадку: Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса Значит, к нам пришла ...(весна) 2.Сочините свою загадку про каждый весенний месяц (по группам), используя рифмы: _______ бегут быстрее, ________из берлоги, ________теплее. ________ на дороге, ________погоде рад - ________ трель – ________март. ________апрель. ________ белый цвет, ________ поет сонет, ________ оделся край – _________май. | | 51. | Г.Фаллада «История про мамину сказку»; В.Драгунский «…Бы» |
63. | Я.Аким «Апрель»; А.Блок «Вербочки»; Л.Чарская «Дивные звуки»; Е.Благинина «Черёмуха». | 1. Допиши стихотворение по началу: Уже растаял толстый лед… | | 52. | Н.Артюхова «Трудный вечер» |
64. | Обобщающий урок. | Урок - проект «Весна идет — весне дорогу!» | | 53. | М.Зощенко «Золотые слова»; черногорская сказка «Милош находит мать» |
ЛЮБОВЬ – ВОЛШЕ-БНАЯ СТРАНА (7ч) ЧУДЕСНОЕ– РЯДОМ (6 ч.) | 65. | В.Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник…»; Н.Вагнер «Сказка». | 1.Придумай конец сказки Н.Вагнера «Сказка» | | 54. | Адыгейская сказка «Девочка-птичка»; испанская сказка «Птица-Правда» |
66. | Братья Гримм «Рапунцель». | Игра «Узнай по описанию»: Раздаются картинки с изображением страуса, крокодила, обезьяна, черепаха. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя называть свое слово и жестикулировать руками. | | 55. | Испанская сказка «Птица-Правда» |
67. | Французская сказка «Красавица и чудовище». | 1.Бином фантазий (Берем два произвольных слова далёкие друг от друга по смыслу. Соединяя эти слова с помощью предлогов, находим осмысленную сюжетную связь между ними, в результате получается сказка). |
68. | Х.К. Андерсен «Ромашка»; Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево». | 1.Игра «Буриме»: | | 56. | А.Платонов «Разноцветная бабочка» |
69. | Русская народная сказка «Пёрышко Финиста-ясна сокола». | 1.Игра «Лотерея загадок» Методом лотереи группа выбирает слово, с которым необходимо придумать загадку. Загадки пишутся на отдельных листочках, сворачиваются и помещаются в мешочек, откуда и достаются играющими. | | 57. | Л.Петрушевская «Сказка о часах» |
70. | Польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца». | 1.Игра «Звук заблудился» Лежит лентяй на раскладушке, Грызет, похрустывая, пушки (сушки). Роет землю старый кот (крот), Под землею он живет. 2.Подбери рифму к найденным словам – чей ряд больше. | | 58. | Рнск «Подземные царства»;Г.Виеру «Мамин день»;тема О семье |
71. | А.Фет «Облаком волнистым…»*; Я.Полонский «Песня»; И.Тургенев «Воробьи». | 1. Допиши стихотворение по началу: Серенький комочек... | | | |
72. | Р.Сеф «Чудо»; А.Прокофьев «Люблю берёзку русскую…»К.Паустовский «Заботливый цветок». | 1.Составь синквейн «Берёза» (Пример: Береза, Кудрявая, плакучая. Зеленеет, расцветает, улыбается. Береза - моя светлая подруга. Чудо.) | | | |
73. | В.Жуковский «Родного неба милый свет…»; С.Маршак «О том, как хороша природа»; Н.Абрамцева «Радуга»; Ю.Могутин «Берег бродячих камешков»; М.Пришвин «Дятел». | 1.Отгадайте загадку: Что за чудо-коромысло После дождика повисло? Очень яркое, цветное, А красивое какое! Разноцветная дуга Солнечная.. 2.С чем сравним радугу? (Чудо-мостик подвесной, семицветный мост, чудо-коромысло, цветной мостик). Составьте свою загадку про радугу (по группам) | | | |
74. | В.Астафьев «Стрижонок Скрип». | 1.Игра «Буриме»: | | | |
75. | О.Дриз «Счастье»; Б.Заходер «Что красивей всего?»; Б.Бианки «Музыкант»; белорусская сказка «Музыка-чародейник». | 1. Допиши стихотворение по началу: С портфелем возвращался… | | | |
76. | И.Пивоварова «Волшебная палочка»; Итальянская сказка «Тайна Флорио». | 1.Порассуждай: «Что было бы, если в мои руки попала волшебная палочка…» | | | |
77. | И.Мазнин «Давайте дружить»; Ю.Ким «Летучий ковёр». | 1.Творческий день (чтение собственных стихов, рассказов, выставка рисунков, рисованных диафильмов, спектакли, сценки) | | | |