СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 3 классе по учебнику О. В. Кубасовой с упражнениями для "творческих минуток"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 3 классе по учебнику О. В. Кубасовой с упражнениями для "творческих минуток"

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 3 классе по учебнику О. В. Кубасовой с упражнениями для "творческих минуток"»

Календарно - тематическое планирование

к курсу «Литературное чтение» Кубасовой О.В.

3 класс


Тема, кол-во уроков




Изучаемый материал



Упражнения для

«творческих минуток»




ТРУД ЧЕЛОВЕКА КОРМИТ, А ЛЕНЬ ПОРТИТ

(8 ч)

1.

Р.Сеф «Лопата», Е.Карганова «Лекарство без рецепта».

1.Объясни пословицу и изобрази ее пантомимой.

  • «Скучен день до вечера, коли делать нечего»

2. Составь небольшой рассказ с этой пословицей.

2.

К.Ушинский «Как рубашка в поле выросла», Е.Благинина «В ненастные деньки», «Не мешайте мне трудиться»*, С.Баруздин «Бревно».

1. Отгадай загадки и объясни, как догадался.

По деревянной речке Я одноухая старуха

плывет кораблик новый, Я прыгаю по полотну

свивается в колечки И нитку длинную из уха

дымок его сосновый. Как паутину я тяну.

(Рубанок) (Игла)

2.Игра «Картинки-загадки» :

(Ведущий берет картинки с орудиями труда. Не показывая ее детям, он описывает предмет. Дети предлагают свои версии).

3.

Русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С.Маршак «Старуха, дверь закрой!»

1.Подбери синонимы:

  • Лень (бездействие, безделье, покой)

2.Сочини сказочную историю про ежика, который искал лекарство от лени.

4.

Е.Шварц «Сказка о потерянном времени».

1. Составьте юмористическое объявление для тех, кто теряет время.

5.

И.Крылов «Стрекоза и Муравей»*

1. Поймай рифму (Дети по цепочке встают и бросают мяч, называя слова, кто поймал - подбирает рифму).

2.Игра «Буриме»

  • Муравей-скорей- детей-быстрей.

6.

Р.Киплинг «Отчего у Верблюда горб».

1. Подумай:

  • Почему у аиста длинные ноги?

  • Почему у носорога такой нос?

  • Почему у слона длинный хобот?

7.

Африканская сказка «Лентяйка»; Грузинская сказка «Голубой ковёр».

1.Игра «Доскажи словечко» (Из сборника)

2.Игра «Подбери рифму» к этим отгадкам.

8.

Р.Сеф «Странное дело»; тема «Книги о тех, кто любит труд».

1.Бином фантазий (Берем два произвольных слова далёкие друг от друга по смыслу. Соединяя эти слова с помощью предлогов, находим осмысленную сюжетную связь между ними, в результате получается сказка)

  • книжка и голубь (по группам)

МУДРЕЦ ОТЛИЧЕН ОТ ГЛУПЦА ТЕМ, ЧТО ОН МЫСЛИТ ДО КОНЦА

(4 ч)

9.

Итальянская сказка «Новая юбка»; С.Маршак «Не так»; Русская народная сказка «Как мужик гусей делил».

1.Сказка шиворот-навыворот:

  • Маша стала командовать в избушке у медведя. Он

исполнял всю работу по дому за нее, и не знал. Как ему избавиться от Маши....

10.

Русская народная сказка «Дочь-семилетка».

1. Отгадай предмет по определению:

  • Гражданский, технический, заграничный - …

  • Кокосовая, финиковая, банановая - …

2.Составь такую загадку про клей, магазин.


11.

Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая».

1.Сочини чистоговорку

  • Арь-арь-арь-…

  • Ре-ре-ре…

2.Сочини свою чистоговорку.


12.

Армянская сказка «Золотое яблоко»; Ш.Перро «Мальчик-с-пальчик».

1.Составь небылицу для царя.

МНОГО ХВАТАТЬ – СВОЁ ПОТЕРЯТЬ

(2 ч)

13.

Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке»; Я.Аким «Жадина».

1.Как ты понимаешь высказывание мудреца?

  • Жадный беден всегда.

2.Дай совет жадине.


14.

В.Зотов «Бабушкин халат»; Д.Родари «Солнце и туча».

1.Сочини загадку

  • Про солнце

  • Про тучку

ТАЙНОЕ ВСЕГДА СТАНОВИТ-

СЯ ЯВНЫМ

(4ч)

15.

В.Драгунский «Тайное становится явным»;

Н.Носов «Огурцы».

1. Создание диафильма.

  • В.Драгунский «Тайное становится явным»


16.

В.Осеева «Почему?»

1. Объясни фразеологизм:

  • Обвести вокруг пальца

2.Составь с ним предложение.


17.

Шведская сказка «Принцесса-лгунья».

1.Нарисуй словами портрет Девушки-звезды.





18.


Л.Пантелеев «Честное слово».


1.Объясни пословицу:

  • «Дал слово – держи»

2.Вспомни случай из своей жизни, к которому можно применить эту пословицу.

«УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРО-

ВАНЬЕ!»

(4 ч)

19.

К.Бальмонт«Осень»*; И.Соколов-Микитов «Листопадничек».

1. Игра «Звук заблудился»

Пугал крестьян окрестных сел

Паривший в воздухе осел (орел).

Сидит на грядке крепко

Желтенькая кепка (репка).

У печки (речки) с удочкой сижу,

От рыбы глаз не отвожу.

2. Подбери рифму к найденным словам.

20.

Ф.Тютчев «Листья»; А.Фет «Ласточки пропали…»; К.Паустовский «Барсучий нос».

1. Ассоциации:

  • Осень

2.Продолжи стихотворение:

  • «Шла лесной тропинкой

бабушка с корзинкой…».

21.

А.Пушкин «Осень» (Отрывок); М.Лермонтов «Осень»; А.К.Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад…»; Н.Некрасов «Славная осень! Здоровый, ядрёный…»; А.Майков «Осень».

1.Продолжи стихотворение:

  • Опустел скворечник.

Улетели птицы…



22.

Обобщение по теме.

Урок-проект «Унылая пора! Очей очарованье!..»

«ЕЖЕЛИ ВЫ ВЕЖЛИ-

ВЫ…»

(2 ч)

23.

С.Маршак «Урок вежливости»; И.Пивоварова «Вежливый ослик»; Б.Заходер «Очень вежливый индюк».

1.Объясни пословицу:

На добрый привет – добрый ответ.

Вежливости открываются все двери.

2. Фантограмма:

«Что было бы, если бы люди перестали быть вежливыми»


24.

В.Осеева «Волшебное слово».

1.Придумай рассказ об одном из волшебных слов.


КАЖДЫЙ СВОЁ ПОЛУЧИЛ

(11 ч)

25.

Эстонская сказка «Каждый своё получил»; латышская сказка «Два брата».

1.Придумай сказку, похожую на эти две сказки.

26.

Ю.Ярмыш «Добрый Клён», «Озеро»; узбекская сказка «Черепаха и скорпион».

1.Объясни пословицу:

  • Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.

  • Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.

  • Легко друзей найти, да трудно сохранить.



27.

И.Крылов «Чиж и Голубь» *; Л.Толстой «Белка и волк», «Комар и лев».

1. Инсценировка басен.

28.

Индийская сказка «Мак».

1.Закончи предложения:

  • Если употреблять мак в меру, то…

  • Если зелье из мака курить или пить без меры, то…


29.

Г.Ладонщиков «В старой сказке»; русская народная сказка «Баба-Яга».

1.Придумай сказку:

Кот в сапогах попал в сказку«Гуси- лебеди». Как он помог героям сказки уберечься от Бабы-Яги?



30.

Русская народная сказка «Падчерица и мачехина дочка».

1.Опиши словами, как ты представляешь себе избушку на курьих ножках.


31.

Б.Заходер «Серая звёздочка».

1.Подбери метафоры к словам:

  • Скворец, снегирь, мороз, месяц, сосулька.


32.

Английская сказка «Хромая Молли».

1.Придумай название сказочного цветка из семи слогов, которым эльф вылечил Молли.


33.

Чешская сказка «Златовласка».

1.Фантограмма:

«Что было бы, если бы человек понимал все, о чем говорят друг другу звери».


34.

Итальянская сказка «Дары феи Кренского озера».

1.Если бы у вас был волшебный мешок и волшебная дубинка, которые делали только добро, что бы вы приказали им?


35.

Л.Чарская «Живая перчатка»; Ю.Мориц «Песенка про сказку».

1.Фантограмма:

  • "Что было бы, если бы всегда побеждало зло?"


ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА

(4ч)

36.

Ю.Мориц «Разговаривали вещи»; Х.К.Андерсен «Пятеро из одного стручка».

1.Придумай продолжение сказки «Пятеро из одного стручка»

37

Х.К.Андерсен «Ель».

1.Создание диафильма.


38.

Е.Пермяк «Некрасивая ёлка».

1.Придумай свое продолжение сказки:

  • Ёлку распилили и она думала, что стала дровами. Но судьба повернулась самым неожиданным образом…



39.


Е.Клюев «Сказки Простого Карандаша».


1. Придумай сказку о Принце и Принцессе – такую, какую мог придумать Простой Карандаш.

«СНЕГ ЛЕТАЕТ

И СВЕР-КАЕТ…»

(7ч)

40.

С.Есенин «Берёза» *; М.Пришвин «Деревья в лесу»; И.Никитин «Весело сияет…»; А.Пушкин «Зимний вечер».

1. Допиши стихотворение по началу:

  • Как прекрасен зимний лес!

В нем полно красивых мест…

41.

Х.К.Андерсен «Девочка со спичками»; А.Блок «Ветхая избушка».

1. Игра «Соревнование с поэтом»

Я помню, как детьми, с румяными щеками,

По снегу хрупкому мы бегаем с тобой –

Нас добрая зима косматыми руками

Ласкала и к огню сгоняла нас клюкой;

А поздним вечером твои сияли глазки

И на тебя глядел из печки огонек,

А няня старая нам сказывала сказки,

О том, как жил да был на свете дурачок…


42.

И.Суриков «Детство»; З.Александрова «Снежок» *; С.Чёрный «На коньках»; В.Драгунский «Кот в сапогах».

1.Составь синквейн:

  • «Детство»

ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА

(4ч)

38.

Тема «Волшебные литературные сказки»; Ю.Мориц «Разговаривали вещи»; Х.К.Андерсен «Пятеро из одного стручка»

43.

Н.Носов «Бенгальские огни».

1.Игра «Театр» по любому фрагменту рассказа.



39.

Х.К.Андерсен «Ель»

44.

К.Бальмонт «Снежинка».

Урок-проект

К.Бальмонт «Снежинка»



40.

Е.Пермяк «Некрасивая ёлка»

45.

С.Дрожжин «Снег летает и сверкает…»*; С.Есенин «Пороша», «Поёт зима, аукает».

1. Поймай рифму (Дети по цепочке встают и бросают мяч, называя слова, кто поймал - подбирает рифму).


41.

Е.Клюев «Сказки простого карандаша»

46.

Урок обобщение.

Урок-проект

«И вот сама идёт волшебница зима»





ЗА ДОБРОЕ ДЕЛО СТОЙ СМЕЛО»

(3 часа)

47.

Русская народная сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо».

1.Составь загадку

  • Про змея Горыныча, про шестиголовое чудо- юдо.










«СНЕГ ЛЕТАЕТ

И СВЕР-КАЕТ…»

(5ч)

42.

С.Есенин «Берёза» *; М.Пришвин «Деревья в лесу»; И.Никитин «Весело сияет…»; А.Пушкин «Зимний вечер»

48.

Н.Артюхова «Трусиха»; Э.Киселёва «Мальчик-Огонёк»; Б.Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»

1. Представь себя на месте мальчика-Огонька, когда он увидел тонущего мальчика. Как бы ты поступил?

2.Придумай свой конец сказки.

49

В.Высоцкий «Он не вернулся из боя»; С.Баруздин «Страшный клад»; С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое».

1. Какая из пословиц подходит к этим произведениям и почему?

  • Трус на словах храбр.

  • У страха глаза велики.

  • Возможное сделает каждый, невозможное - только отважный.

  • Герой в бою думает не о смерти, а о победе.

2.Вспомни историю из жизни или произведения, к которой можно

применить эту пословицу.


КТО РОДИ-ТЕЛЕЙ ПОЧИ-ТАЕТ, ТОТ ВО ВЕК НЕ ПОГИ-БАЕТ

(9ч)

50.

В.Осеева «Печенье», «Лекарство»; Б.Емельянов «Мамины руки»; Л.Яковлев «Альбом фотографий»; Л.Квитко «Бабушкины руки» *; О.Дриз «Книга».

1. Допиши стихотворение по началу:

  • Шла лесною тропинкой

Бабушка с корзинкой…

2.Игра «Буриме»

  • Дедушка-седой-дедушка-бородой


43.

Х.К.Андерсен «Девочка со спичками»; А.Блок «Ветхая избушка»

51.

Г.Фаллада «История про мамину сказку»; В.Драгунский «…Бы».

1. Фантограмма:

«Что было бы, если дети были бы во всех делах главные?»


44.

И.Суриков «Детство»; З.Александрова «Снежок» *; С.Чёрный «На коньках»; В.Драгунский «Кот в сапогах»

52.

Н.Артюхова «Трудный вечер».

1.«Составь предложение» (Берутся наугад три слова, не связанные по смыслу, например, «поезд», «собака» и «часы». Необходимо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы все эти 3 слова (можно менять падеж этих слов, а также использовать другие слова).



45.

Н.Носов «Бенгальские огни»

53.

М.Зощенко «Золотые слова»; черногорская сказка «Милош находит мать».

1. Игра «Буриме»

  • Мила-разбила-Иван-стакан


46.

Н.Носов «Бенгальские огни», С.Дрожжин «Снег летает и сверкает…»*; К.Бальмонт «Снежинка»; С.Есенин «Пороша», «Поёт зима, аукает»; тема «Книги о зиме»

54.

Адыгейская сказка «Девочка-птичка»; испанская сказка «Птица-Правда».

1.Придумай счастливый конец сказки «Девочка-птичка»




55.

Испанская сказка «Птица-Правда».

1. Отгадай предмет по определению:

  • Рисовая, перловая, гречневая - …

  • Любимая, родная, добрая - …

2.Составь такую загадку про лист, друга.





56.


А.Платонов «Разноцветная бабочка».


1.Составь загадку про бабочку.





57.

Л.Петрушевская «Сказка о часах».

1. Составь загадку про часы.




58.

Русская народная сказка «Подземные царства»;Г.Виеру «Мамин день».

1.Игра «Буриме»

  • Зима-весна-петь-зеленеть.




ВЕСНА ИДЁТ, ВЕСНЕ ДОРОГУ!

(6 ч)

59.

Ф.Тютчев «Зима недаром злится…»*; М.Пришвин «Капля и камень»; В.Железников «Три ветки мимозы»; И.Северянин «Отчего?»; Г.Новицкая «Подснежник»; В.Берестов «Мать-и-мачеха».

1. Допиши стихотворение по началу:

  • Я сосульку съела,

Горло заболело…





60.

Н.Гоголь «Весна, долго задерживаемая холодами…»; А.Плещеев «Уж тает снег, бегут ручьи…», «Песни жаворонков снова…».

1. Допиши стихотворение по началу:

  • Прошла суровая зима.

Настала красная весна…





61.

К.Паустовский «Стальное колечко».

1.Сочини сказочную историю о весеннем ручье.

  • Весело бежит по земле весенний ручей. Он многое видит на своем пути, радуется солнышку, друзьям ручейкам, которые бегут с ним рядом, ребятам, которые пускают по нему кораблики. У него на пути много приключений. Нарисуй словами своего героя и придумай какой-нибудь случай из его жизни…

(9ч)

50.

В.Осеева «Печенье», «Лекарство»; Б.Емельянов «Мамины руки»; Л.Яковлев «Альбом фотографий»; Л.Квитко «Бабушкины руки» *; О.Дриз «Книга»

62.

А.Майков «Ласточки примчались…»; А.К.Толстой «Звонче жаворонка пенье…»*; А.Фет «Я пришёл к тебе с приветом…»; А.Чехов «Весной»; Н.Сладков «Ивовый пир».


1.Отгадай загадку:

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла ...(весна)

2.Сочините свою загадку про каждый весенний месяц (по группам), используя рифмы:

_______ бегут быстрее, ________из берлоги,

________теплее. ________ на дороге,

________погоде рад - ________ трель –

________март. ________апрель.

________ белый цвет,

________ поет сонет,

________ оделся край –

_________май.



51.

Г.Фаллада «История про мамину сказку»; В.Драгунский «…Бы»

63.

Я.Аким «Апрель»; А.Блок «Вербочки»; Л.Чарская «Дивные звуки»; Е.Благинина «Черёмуха».

1. Допиши стихотворение по началу:

  • Весна идет! Весна идет!

Уже растаял толстый лед…


52.

Н.Артюхова «Трудный вечер»

64.

Обобщающий урок.

Урок - проект

«Весна идет — весне дорогу!»


53.

М.Зощенко «Золотые слова»; черногорская сказка «Милош находит мать»

ЛЮБОВЬ –

ВОЛШЕ-БНАЯ СТРАНА

(7ч)










































ЧУДЕСНОЕ–

РЯДОМ

(6 ч.)

65.

В.Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник…»; Н.Вагнер «Сказка».

1.Придумай конец сказки Н.Вагнера «Сказка»


54.

Адыгейская сказка «Девочка-птичка»; испанская сказка «Птица-Правда»

66.

Братья Гримм «Рапунцель».

  1. Игра «Узнай по описанию»: Раздаются картинки с изображением страуса, крокодила, обезьяна, черепаха. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя называть свое слово и жестикулировать руками.


55.

Испанская сказка «Птица-Правда»

67.

Французская сказка «Красавица и чудовище».

1.Бином фантазий (Берем два произвольных слова далёкие друг от друга по смыслу. Соединяя эти слова с помощью предлогов, находим осмысленную сюжетную связь между ними, в результате получается сказка).

  • Обезьяна и очки (по группам)

68.

Х.К. Андерсен «Ромашка»;

Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево».

1.Игра «Буриме»:

  • Глаза-коза-кровать-вставать


56.

А.Платонов «Разноцветная бабочка»

69.

Русская народная сказка «Пёрышко Финиста-ясна сокола».

1.Игра «Лотерея загадок»

Методом лотереи группа выбирает слово, с которым необходимо придумать загадку. Загадки пишутся на отдельных листочках, сворачиваются и помещаются в мешочек, откуда и достаются играющими.



57.

Л.Петрушевская «Сказка о часах»

70.

Польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца».

1.Игра «Звук заблудился»

  • Лежит лентяй на раскладушке,

Грызет, похрустывая, пушки (сушки).

  • Роет землю старый кот (крот),

Под землею он живет.

2.Подбери рифму к найденным словам – чей ряд больше.



58.

Рнск «Подземные царства»;Г.Виеру «Мамин день»;тема О семье


71.


А.Фет «Облаком волнистым…»*; Я.Полонский «Песня»; И.Тургенев «Воробьи».


1. Допиши стихотворение по началу:

  • Жил на свете воробей –

Серенький комочек...




72.

Р.Сеф «Чудо»; А.Прокофьев «Люблю берёзку русскую…»К.Паустовский «Заботливый цветок».

1.Составь синквейн «Берёза»

(Пример: Береза,

Кудрявая, плакучая.

Зеленеет, расцветает, улыбается.

Береза - моя светлая подруга.

Чудо.)




73.

В.Жуковский «Родного неба милый свет…»; С.Маршак «О том, как хороша природа»; Н.Абрамцева «Радуга»; Ю.Могутин «Берег бродячих камешков»; М.Пришвин «Дятел».

1.Отгадайте загадку:

Что за чудо-коромысло

После дождика повисло?

Очень яркое, цветное,

А красивое какое!

Разноцветная дуга

Солнечная..

2.С чем сравним радугу? (Чудо-мостик подвесной, семицветный мост, чудо-коромысло, цветной мостик). Составьте свою загадку про радугу (по группам)




74.

В.Астафьев «Стрижонок Скрип».

1.Игра «Буриме»:

  • Летала-устала-села-спела-полетела.





75.

О.Дриз «Счастье»; Б.Заходер «Что красивей всего?»; Б.Бианки «Музыкант»; белорусская сказка «Музыка-чародейник».

1. Допиши стихотворение по началу:

  • Однажды я из школы

С портфелем возвращался…




76.

И.Пивоварова «Волшебная палочка»; Итальянская сказка «Тайна Флорио».

1.Порассуждай:

  • «Что было бы, если в мои руки попала волшебная палочка…»




77.

И.Мазнин «Давайте дружить»; Ю.Ким «Летучий ковёр».

1.Творческий день

(чтение собственных стихов, рассказов, выставка рисунков, рисованных диафильмов, спектакли, сценки)