2. | Исторические песни. Ист. песни 16 в. «Иван Грозный молится по сыне». Исторические, бунтарские и разбойничьи песни как вид устного народного творчества. | 1 | Уметь выразительно читать поэтический текст, определять жанр произведения. Уметь находить средства выразительности в исторических песнях, формулировать проблему, затронутую в произведении. | Найти устоявшиеся поэтические формулы в песнях Найти признаки жанра исторической песни | 1. Прочитать статью «Темы и герои. XVII век. Песня-плач» (с.10). 2. Заполнить вторую часть таблицы «Исторические песни XVII века». 3. Подготовить выразительное чтение песни «Плач Ксении», «Возвращение Филарета». 4. Индивидуальное задание: Подготовить сообщение о символическом значении образов песни «Плач Ксении» (зажечь сырой дуб, перепелка). 5. Сообщение «историка» об исторических лицах и реалиях, нашедших отражение в песне «Возвращение Филарета». 6. Ответить на вопросы уч.с.18 | | |
3 | Исторические песни XVII века. «Плач Ксении» «Возвращение Филарета». Солдатские песни 18-19 вв. Песни о Степане Разине | 1 | | | | | |
Из древнерусской литературы – 3 ч. | |
4 | «Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. «Житие Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе». Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость. «Житие Сергия Радонежского». Готовность к подвигу во имя Руси – основные нравственные проблемы житийной литературы. | 1 | Владение различными видами чтения и пересказа. Уметь наблюдать над лексическим составом произведения . Уметь находить средства выразительности в художественном произведении. | Найти эпизоды, характерные для воинской повести | 1. Прочитать «Житие Александра Невского». 2. Составить словарь слов и словосочетаний, в которых дается характеристика враждебных для Руси сил. 3. Составить цитатный план к теме «Личность Александра Невского в «Житии...» (военные и дипломатические походы князя), заполнив вторую часть таблицы цитатами. 4. Индивидуальное задание: Сообщение «историка» об Александре Невском. 5. Подготовить художественный пересказ вставного эпизода (рассказ Пелгуя о видении и сцены, свидетельствующие о том, что Творец способствует победам князя Александра). 6. Подготовить рассказ о шести помощниках Александра. 7. Сообщения об Иосифе, Самсоне, Веспасиане. | | |
5. | «Житие Сергия Радонежского». Житийный жанр в древнерусской литературе. "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное". Протопоп Аввакум, его личность, несгибаемость убеждений, величие духа. | 1 | Уметь различать жанры древнерусской литературы, формулировать проблемы, затронутые в произведении. | Составить словарик слов, характерных для текстов ДРЛ, употребляемых и сейчас. | 1. Прочитать "Житие Сергия", сост. цитатный план. 2. Составить вопросы к статье учебника «Из древнерусской литературы» (с.19). 3. Подготовить выразительное чтение (художественный пересказ) фрагментов «Жития Сергия Радонежского». 4. Индивидуальное задание: 1) Сообщение «искусствоведа» о картине М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». 2) Сообщение учащегося о фрагменте покрова на раку. «Преподобный Сергий игумен Радонежский». 1420-е годы (иллюстрация в учебнике). 5. Сообщение «историка» о Куликовской битве, Сергии Радонежском и Дмитрии Донском | | |
6. | Сергий Радонежский – патриот и духовный деятель. Житийный жанр в древнерусской литературе. Рассказ о расколе в русской православной церкви 17 века. | 1 | Уметь различать жанры древнерусской литературы, формулировать проблемы, затронутые в произведении. | | Стр.38-39 (в.1,2,5) устно | | |
Из литературы XVIII века – 3 ч. | |
7. | Державин Г.Р. - поэт и государственный чиновник. Ода «Вельможа». «Памятник». | 1 | Уметь выразительно читать лирический текст. Владеть анализом лирического произведения. Находить ключевые слова и словосочетания из текста при ответе на вопрос. | Выразительное чтение стихотворений | 1. «Гаврила Романович Державин» (глава «Чтец и пономарь Фемиды»). 2. Сообщение о портрете князя А. Куракина работы В.Л. Боровиковского. 3. Сообщение о символическом значении орла, держащего в клюве весы. 4. Подготовить выразительное чтение стихотворения «Вельможа» 5. Стихотворение «Памятник» выучить наизусть 6. Инд. сообщ. Гораций - Ломоносов - Державин 7. Сост. тезисный план ст. о биографии Карамзина | | |
8. | Карамзин Н.М. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность. | 1 | Исследовательская работа с текстом и оформление результатов исследования в виде таблиц; выразительное чтение эпизодов повести; работа с репродукциями картин художников | Выяснить, что такое «пейзаж души», особенности речи героев | 1. Составить тезисный план части статьи учебника, посвященной биографии Н.М. Карамзина. 2. Заполнить третью часть сравнительной таблицы «Основные особенности классицизма и сентиментализма» по материалам статьи учебника. 3. Индивидуальные задания: 1) Сообщение о портретах Н.М. Карамзина работы В.А.Тропинина и П.Ф. Соколова. 2) Подготовить сообщение и вопросы классу по статье учебника «Для вас, любознательные!» (с.68) | | |
9. | Карамзин Н.М. «Бедная Лиза». Основная проблематика и тематика, новый тип героя. | 1 | Исследовательская работа с текстом и оформление результатов исследования в виде таблиц; выразительное чтение эпизодов повести; работа с репродукциями картин художников | Составлять рассказ о герое, цитатный план; художественный пересказ; исследовательская работа с текстом. | 1) Подготовить сообщение об имени Лиза. 2) Подготовить сообщение о Симоновом монастыре в Москве. | | |
Из литературы XIX века – 32 ч | |
10 | Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники. В.А.Жуковский «Лесной царь», «Море», «Невыразимое». | 1 | Владеть анализом лирического произведения. Уметь составлять цитатный или тезисный план, выразительно читать лирическое произведение. | Запись положений лекции, выразительное чтение стихотворений, сообщение о поэтах пушкинского круга, наизусть 1 стихотворение | 1. Прочитать статью учебника «Из литературы XIX века». 2. Заполнить вторую часть таблицы. 3. Составить вопросы к статье учебника «Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники» (С.74). 4. Заполнить часть « Романтизм» сравнительной таблицы «Классицизм — сентиментализм - романтизм». 5. Выучить наизусть стихотворение Н.М.Языкова «Пловец». Индивидуальные задания: 1. Подготовить сообщение по материалам статьи учебника «Для вас, любознательные!» о декабризме. 2. Подготовить сообщения об альманахе «Полярная звезда», 3. Подготовить сообщения о картинах художников Эжена Делакруа, Ореста Кипренского и Карла Брюллова | | |
11 | К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин», «Смерть Ермака». | 1 | Владеть анализом лирического произведения. Уметь составлять цитатный или тезисный план, выразительно читать лирическое произведение. Уметь находить признаки думы в лирическом произведении. | Выразительное чтение, беседа по вопросам. | 1. Составить план статьи учебника, посвященной К.Ф. Рылееву. 2. Подготовить выразительное чтение думы «Смерть Ермака». 3. Подготовить сообщение о картине В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», 4. Подготовить сообщение об увековечивании памяти Ивана Сусанина | | |
12 | Пушкин А.С. Тематическое богатство поэзии поэта. « И.И. Пущину», « 19 октября 1825 года». | 1 | Владеть навыками выразительного чтения стихотворения, элементами анализа поэтического текста. Знать основные мотивы лирики А.С. Пушкина. | Конструирование вопросов к статье учебника, выразительное чтение, лексическая работа, анализ лирического произведения | Стр.115, вопросы 1-5 устно | | |
13 | А.С. Пушкин - историк и создатель повести "Капитанская дочка". Историческая основа повести. Особенности композиции. | 1 | Владение навыками выразительного чтения и навыками сжатого пересказа текста. | Пересказ статьи учебника, эпизода, выразительное чтение, лексическая работа, анализ произведения, работа с репродукциями | 1. Подобрать пословицы, поговорки, афоризмы, включающие слово честь. 2. Подготовить сообщение «Представление о чести Андрея Гринева» (комментарий «историка» о событиях и именах исторических личностей, упомянутых в замечаниях о семействе Гриневых: граф Миних Бурхард Христофор. 3. Подготовить художественный пересказ эпизода проигрыша 4. Чтение глав 3—5. 5. Составить цитатный план главы «Поединок» и художественный пересказ главы. 6. Индивидуальное задание: Подготовить сообщение «историка» о восстании под предводительством Е. Пугачева. | | |
14 | «Береги честь смолоду». Тема семейной чести в романе (анализ 1-2 глав). Формирование характера и взглядов Петра Гринёва. | 1 | Знать основных героев повести, уметь давать им характеристику, высказывать свое отношение к ним. | Составлять рассказ о герое, цитатный план; художественный пересказ; исследовательская работа с текстом. | Индивидуальные задания: 1. Выписать из текста детали, воссоздающие облик Белогорской крепости. Какой предстает перед героем Белогорская крепость? 2. Выписать из текста реплики Василисы Егоровны. Как речь характеризует героиню? 3. Подготовить рассказ о Швабрине по материалам 3 главы (внешность, образование, отношение к семье Мироновых, отношение к Гриневу). | | |
15 | Порядки в Белогорской крепости. Гринёв в Белгородской крепости. Пётр Гринёв в испытаниях любовью и «дружбой» (анализ 3-5 глав). | 1 | Уметь выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку. Уметь выражать и обосновывать свое мнение о герое. | Составлять рассказ о герое, цитатный план; художественный пересказ; исследовательская работа с текстом. | 1. Составить сложный план главы «Приступ». 2. Подготовить выразительное чтение по ролям фрагмента главы «Незваный гость» от слов «Необыкновенная картина мне представилась...» до конца. На основании письма Маши Мироновой к Гриневу охарактеризуйте внутреннее состояние девушки. 3. Составьте рассказ о судьбе Маши Мироновой в плену у Швабрина, вводя слова и обороты, передающие ее чувства, надежду. 4. Подробно передайте содержание сцены суда по заранее намеченному плану. 5. Составить выборочный пересказ о Пугачеве с введением цитат | | |
16 | Нравственная красота Маши Мироновой. | 1 | Уметь выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку. Уметь выражать и обосновывать свое мнение о герое. | Составлять рассказ о герое, цитатный план; художественный пересказ; исследовательская работа с текстом. | 1. На основании письма Маши Мироновой к Гриневу охарактеризуйте внутреннее состояние девушки. 2. Составьте рассказ о судьбе Маши Мироновой в плену у Швабрина, вводя слова и обороты, передающие ее чувства, надежду. | | |
17 | Пугачёв. Четыре встречи Гринёва и Пугачёва. | 1 | Уметь выражать и обосновывать свое мнение о герое, а также сравнивать с реальным историческим лицом (Пугачев Пушкина и настоящий Пугачев в истории) | Анализ произведения, работа с иллюстрациями и статьями учебника, составление сложного и тезисного планов эпизодов произведения, выразительное чтение по ролям, пересказ. | 1.. Подготовить устный отзыв о повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 2. Выписать крылатые выражения и афоризмы, найти образно-выразительные средства в повести 3. Подготовить выразительное чтение по ролям фрагмента главы «Незваный гость» от слов «Необыкновенная картина мне представилась...» до конца. | | |
18 | «…этот страшный – ещё и добрый, этот изверг – ещё и любит». Образ Е.Пугачёва. Мотивы народного творчества в повести «Капитанская дочка». | 1 | Уметь пересказывать художественное произведение с использованием цитат из текста, анализировать события, давать им оценку. Уметь выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку. | Анализ произведения, работа с иллюстрациями и статьями учебника, составление сложного и тезисного планов эпизодов произведения, выразительное чтение по ролям, пересказ. | 1. Подготовиться к сочинению по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»: 1) Сравнительная характеристика Швабрина и Гринева 2) Любовь на страницах повести 3) Образ Пугачева 4) Отношение А.С.Пушкина к изображаемым событиям и героям | | |
19 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»: тема, идея, план, работа над словом. | 1 | Знать особенности написания сочинения по литературному произведению. | Построение развёрнутого высказывания на литературную тему, обоснование своей точки зрения | 1. Прочитать статью учебника «Лермонтов и Кавказ». 2. Составить тезисный план статьи. 3. Подготовить рассказ о роли Кавказа в жизни М.Ю. Лермонтова | | |
20 | М.Ю. Лермонтов - певец Родины и свободы. Многообразие тем поэзии Лермонтова. «Кавказ», «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание» | 1 | Знать биографию поэта, выделять основные периоды его творчества, называть тематику стихотворений. Уметь выразительно читать стихотворение. | Составление тезисного плана статьи учебника, выразительное чтение произведения. | 1. Подготовить выразительное чтение поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». 2. Подготовить сообщение об исторических событиях и реалиях, нашедших отражение в поэме (присоединение Грузии к России). 3. Групповое задание: Подготовить выставку рисунков и картин М.Ю. Лермонтова 4. Выучить наизусть отрывки из 16,17 глав | | |
21 | Композиция и художественные особенности поэмы Лермонтова М.Ю. «Мцыри». Поэма «Мцыри». «А душу можно ль рассказать?». Идейное содержание поэмы. | 1 | Уметь определять тему и идею лирического произведения, знать средства художественной выразительности. | Построение развёрнутого высказывания на литературную тему, обоснование своей точки зрения | Подготовить выразительное чтение наизусть глав поэмы (по вариантам): 6,7, 8, 11, 13, 18,19,21,23,26. | | |
22 | Мцыри – «любимый идеал нашего поэта» (В.Белинский) | 1 | Уметь выражать свое мнение о произведении и герое, делать выводы, используя знания по теории литературы. | Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом | Стр.269 (в.9 письменно), выучить наизусть отрывок из поэмы (по выбору). | | |
23 | Р.Р. «Упругость и энергия стиха». Композиция и художественные особенности стиха: роль вступления, лирического монолога, пейзажа в поэме. Анализ отрывка из поэмы «Мцыри» по плану. | 1 | Уметь выражать свое мнение о произведении и герое, делать выводы, используя знания по теории литературы. Уметь анализировать произведение по плану, находить в тексте необходимые цитаты. | Построение развёрнутого высказывания на литературную тему, обоснование своей точки зрения | 1. РР Домашнее сочинение «Что такое счастье в представлении Мцыри?»; «Тема свободы в поэме «Мцыри» 2. Подготовить пересказ статьи учебника, посвященной Н.В. Гоголю. 3. Подготовить сообщение о творческой истории комедии (по материалам статьи учебника). 4. Подготовить сообщение о сценической истории комедии (по материалам статьи «Для вас, любознательные!») | | |
24 | Н.В.Гоголь. «Ревизор». История создания комедии. Сюжет и конфликт пьесы. Комментированное чтение 1-го действия. | 1 | Знать биографию писателя, основные его произведения, уметь определять их жанровое своеобразие. | Работа с учебником, лексическая работа, работа с портретом писателя. | 1. Подготовить сообщение о портрете Н.В. Гоголя работы Ф. Моллера. 2. Подготовить сообщение о М.С. Щепкине и И.И. Сосницком в роли городничего. 3. Прочитать второе действие комедии. 3. Заполнить наиболее показательными цитатами 2 часть таблицы «Сборный город всей темной стороны». | | |
25 | «Ну и пьеса! Всем досталось…» Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества. | 1 | Уметь давать характеристику образам комедии. | Выразительное чтение по ролям, художественный пересказ. | 1. Составить цитатный план рассказа о Хлестакове (д. 2, явл. 1—7) и рассказ о герое. 2. Индивидуальное задание: 3. Сообщение «историка» о правлении Николая I. 4. Групповое задание : Выразительное чтение явления 8, д. 2 | | |
26 | «…И лгунишка, и подляшка, и трусишка, и щелкопёр во всех отношениях». Характеристика Хлестакова. | 1 | Уметь характеризовать литературного героя с использованием цитат из текста произведения. Знать жанровые особенности комедии, уметь анализировать комедию. | Составление цитатного плана, выразительное чтение по ролям. | 1. Подготовить пересказ событий явл. 1—3, д. 3. 2. Пересказ сцен с купцами, слесаршей, унтер-офицершей. 3. Выучить наизусть монолог городничего со слов «..Вот смотрите, смотрите..» до «Эх, вы!» 4. Групповое задание: 1) Выразительное чтение по ролям явл. 5-7, д.3 2) Выразительное чтение по ролям явлений 3—7, д. 4 3) Пересказ явл. 2, д. 5. 4) Выразительное чтение по ролям явл. 7,8, д. 5 | | |
27 | «Ну что за разговорный язык?» («Театральный отъезд»). Мастерство речевых характеристик. | 1 | Уметь характеризовать литературного героя с использованием цитат из текста произведения, делать выводы об особенностях речи героев. | Построение развёрнутого высказывания на литературную тему, обоснование своей точки зрения | Подготовиться к сочинению по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» по темам: О чем говорят «говорящие фамилии?» «Прошлое в рассказах Хлестакова и в реальности» Купечество в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» | | |
28 | Р.р. Обобщающий урок- беседа по комедии Гоголя «Ревизор».Подготовка к домашнему сочинению. Характеристика литературного героя (Хлестакова или городничего). | 1 | Уметь делать выводы по изученному произведению.Знать композицию сочинения. Уметь давать характеристику литературному герою по плану. | Построение развёрнутого высказывания на литературную тему, обоснование своей точки зрения | Ответить на вопросы учебника (в. 13-14 стр.379) | | |
29 | Вн.чт. Н.В.Гоголь «Петербургские повести», «Женитьба». | 1 | Уметь анализировать произведение по плану | Исследовательская работа с текстом. | 1. Индивидуальное задание: сообщение о Тургеневе. 2. Прочитать повесть И.С. Тургенева «Ася». | | |
30 | И.С.Тургенев. «Ася». Образ «тургеневской» девушки: скромность, обаяние, самоотверженность. | 1 | Знать, что такое повесть, уметь давать характеристику героям повести, уметь анализировать эпизоды. Знать, что такое сюжет, экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог, психологизм повести. Владеть разными видами пересказа | Выразительное чтение, составление цитатного портрета героя, исследовательская работа с текстом. | 1. Озаглавить части повести, заполнив вторую часть таблицы «Главы. Названия. Элементы фабулы». 2. Составить цитатный портрет Аси (глава 2). 3. Подготовить сообщение «Мотив смерти в изображении героини». 4. Индивидуальное задание: Составить художественный пересказ 8 главы. 5. Групповое задание: Подготовить выразительное чтение по ролям 9 главы | | |
31 | «Ася». Драма рассказчика, обречённого на одиночество. | 1 | Уметь давать характеристику героям повести, уметь анализировать эпизоды. | Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом. | 1. Подготовить пересказ статей учебника «Поговорим о прочитанном» и «Повесть в оценке писателей и критики» 2. Подготовить ответы на вопросы 1, 2 учебника. 3. Выписать из текста фрагменты, воссоздающие картины природы, заполнив первые две части таблицы, от слов «Мы нашли Асю у берега: она разговаривала с перевозчиком» до конца второй главы и от слов «Мы проболтали часа два...» до слов «в стаканах заблестел таинственным блеском...» | | |
32 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению | 1 | Знать композицию сочинения | Построение развёрнутого высказывания на литературную тему, обоснование своей точки зрения. | 1. Прочитать статью учебника, посвященную Н.А. Некрасову. 2. Составить тезисный план рассказа о Некрасове по изученному ранее и по материалам статьи учебника. | | |
33 | Н.А. Некрасов. Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…» | 1 | Уметь выразительно читать стихотворения, анализировать их. | Работа с учебником, лексическая работа, работа с портретом писателя. | Выучить стихотворение «Внимая ужасам войны...» наизусть. | | |
34 | «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении. | 1 | Уметь анализировать лирическое произведение, находить ХВС | Анализ лирического стихотворения | 1. Подготовить сообщение о художнике А.А. Рылове. Сообщение о березе —символе России 2. К вн. чтению Выучить наизусть стихотворения о Родине и родной природе поэтов XIX века ( Н.И.Гнедич «Осень», А.Н.Плещеев «Отчизна», Н.П.Огарев «Весною», «Осенью», И.З.Суриков «После дождя») по выбору | | |
35 | А. А. Фет. Краткие сведения о Фете. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», | 1 | Уметь по характерным признакам узнавать поэзию Фета, выразительно читать стихотворения, анализировать их. Чтение наизусть 6 А.А. Фет. «Учись у них: у дуба, у березы...» | | Выучить наизусть стихотворение А.А. Фета «Учись у них: у дуба, у березы..» | | |
36 | «Целый мир от красоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета. | 1 | Уметь по характерным признакам узнавать поэзию Фета, выразительно читать стихотворения, анализировать их. | | 1. Стр.73-74 прочитать, в.1-3 устно. 2. Стр. 75, вопрос 7 устно | | |
37 | А. Н. Островский. Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Пьесы Островского на сцене Калининградского областного драматического театра | 1 | Знать, какой вклад внес А.Н.Островский в развитие русского театра. | Найти народные обряды, элементы фольклора в сказке. Работа с учебником, лексическая работа. Работа с иллюстрациями | 1. «Краткая характеристика героев»: Бобыль и Бобылиха, Мураш, царь Берендей, Лель, Мизгирь, Купава (см. урок). 2. Подготовить сообщения о Снегурочке, Леле, Мизгире (по материалам статьи учебника). | | |
38 | Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. | 1 | Определять жанр «Снегурочки». Определять, какие события пьесы составляют ее композицию: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку. | Найти народные обряды, элементы фольклора в сказке. | 1. Из монолога Весны в Прологе выписать словосочетания, воссоздающие картину царства берендеев. 2. Сравнить сказку А.Н.Островского «Снегурочка» с произведениями фольклора. 3. Выразительное чтение по ролям эпизодов. 4. Прочитать вступительную статью в учебнике, посвященную Л.Н. Толстому. 5. Составить рассказ о Толстом | | |
39 | Л.Н. Толстой. Основные вехи биографии Л. Н. Толстого. «Отрочество» (главы из повести) | 1 | Уметь определять проблемы, затронутые в рассказе, знать жанровые признаки рассказа. | Работа с учебником, лексическая работа, работа с портретом писателя. | 1. Ответить на вопросы с. 117 2. Читать «Отрочество» 3. Вопросы для анализа с. 117 № 2,3,4,7,8,11. 4. Прочитать рассказ «После бала». 5. Заполнить таблицу цитатами | | |
40 | Л.Н.Толстой «После бала». История создания рассказа. Контраст как приём, полагающий раскрыть идею рассказа. Автор и рассказчик в произведении. Приемы создания образов. Художественная идея произведения. | 1 | Понять главную мысль рассказа, уметь находить художественные детали в тексте, характеризующие образы героев. | Исследовательская работа с текстом, выразительное чтение | 1. Заполнить таблицу «Полковник на балу и после бала». 2. Вопросы для анализа 1 части с. 127 № 1-8. 3. Анализ 2 части, вопросы. с. 127-128 № 9-14 4. Составить план сочинения на тему «Полковник на балу и после бала» | | |
41 | Р.р. Сочинение по рассказу «После бала». | 1 | Знать композицию сочинения | Построение развёрнутого высказывания на литературную тему, обоснование своей точки зрения | 1. Прочитать статьи «Из литературы XX века» и «Русские писатели ХХ в. о времени , лит, искусстве» (с.131-136) 2. Сост. план статьи о Горьком (с.138-140). 3. Подготовить сообщение о музеях Маяковского в Багдади и в Москве | | |
Из литературы XX века - 20 ч. | |
42 | М. Горький Основные вехи биографии М. Горького. Рассказ «Мой спутник» | 1 | Определять художественные средства, которые использованы в рассказе. Уметь находить черты романтизма в описании природы. | Исследовательская работа с текстом, художественный пересказ, работа со статьёй учебника, иллюстрациями. | 1. Прочитать рассказ М. Горького «Мой спутник». 2. Сравнить взгляды на социальное устройство общества, проблему религии, нравственности Шакро и рассказчика, заполнив таблицу. 3. Пересказ легенды о Лойко и Радде. | | |
43 | «Макар Чудра». Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького. | 1 | Уметь наблюдать над композицией рассказа. | Исследовательская работа с текстом | 1. Повторить особенности романтизма. 2. Выписать цитаты - размышления Макара о труде, смысле жизни, вере. 3. Заполнить таблицу. | | |
44 | В. В. Маяковский. Краткие сведения о В.В. Маяковском. «Я» и «вы», поэт и толпа в его стихах. | 1 | Уметь находить отличительные признаки поэзии Маяковского, владеть навыками выразительного чтения его стихотворений. | Выразительное чтение, анализ поэтического текста. | 1. Выучить наизусть стихотворение В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», 2. Прочитать рассказ Тэффи «Свои и чужие». | | |
45 | «Хорошее отношение к лошадям». Рифма и ритм в лирическом стихотворении. | 1 | Чтение наизусть В.В. Маяковский. Стихотворение — по выбору. | Выразительное чтение, анализ поэтического текста. | 1. Подготовить рассказ о Тэффи по статье учебника с.191. 2. Прочитать рассказ Н. А. Тэффи «Свои и чужие». | | |
О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века) | |
46 | Н. А. Тэффи «Свои и чужие». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство. | 1 | Уметь находить авторскую позицию в рассказах Тэффи, видеть за смешным драматизм человеческой жизни. | Художественный пересказ, лексическая работа. | 1. Выполнить задания 2-4 с.197 учебника. 2. Подготовить выразительное чтение рассказа по ролям. 3. Повторить определения видов комического. 4. Прочитать рассказ М. Зощенко «Обезьяний язык». | | |
47 | М.М. Зощенко. «Обезьяний язык». Художественное своеобразие рассказов. | 1 | Отличать юмор от сатиры, выявлять средства создания автором сатирического или юмористического произведения. | Составление плана статьи учебника, художественный пересказ, письменное высказывание на заданную тему. | Прочитать рассказы М.М.Зощенко «Счастливый случай», «Аристократка», составить словарь лексики персонажей | | |
48 | Н. А. Заболоцкий. Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе…», | 1 | Выразительное чтение стихотворения, уметь выполнять сравнительный анализ стихотворений. | Составление плана статьи учебника, выразительное чтение наизусть | 1. Выучить наизусть стихотворение Н.А.Заболоцкого « Я не ищу гармонии в природе». 2. Подготовиться к рассуждению на тему «Что есть красота?» 3. Подготовить пересказ сюжета повести А Грина «Алые паруса» | | |
49 | «Некрасивая девочка». Поэт труда, красоты, духовности. | 1 | Выразительное чтение стихотворения, уметь выполнять сравнительный анализ стихотворений. | Анализ лирического произведения | Подготовить сообщение об Исаковском. 2. Прочитать статью «Катюша» с.218-222 | | |
50 | М. В. Исаковский. Основные вехи биографии поэта. Стихотворения «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы». | 1 | Выразительное чтение стихотворений. | Анализ лирического произведения | 1. Выучить наизусть стихотворение «Катюша». 2. Подготовить сообщение о Будапештской операции во время войны | | |
51 | Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века. | 1 | Знать основные направления творчества поэта, уметь приводить примеры из текстов, подтверждающие народность лирики поэта. | Анализ лирического произведения | 1. Подготовить сообщение о Твардовском. 2. Подготовить сообщение об истории создания поэмы «Василий Тёркин». 3. Прочитать «Автобиографию» А.Т. Твардовского, ответить на вопросы 1 —4 с.236 учебника 4. Прочитать поэму «Василий Тёркин». | | |
52 | А.Т.Твардовский. «Василий Тёркин». Автор и его герой. Композиция поэмы. | 1 | Знать основные направления творчества поэта, уметь приводить примеры из текстов, подтверждающие автобиографичность произведения. | Комментированное чтение текста, анализ отдельных эпизодов | 1. Перечитать главы «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два бойца», «Кто стрелял», «Смерть и воин» | | |
53 | «Василий Тёркин». Утверждение жизнестойкости, оптимизма, лучших и светлых черт русского национального характера в поэме. Народно-поэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме. | 1 | Уметь анализировать главы поэмы по плану. | Комментированное чтение текста, анализ отдельных эпизодов | 1. Подготовить (письменно) характеристику главного героя поэмы — Василия Теркина. | | |
54 | Р.р. Подготовка к сочинению по поэме «Василий Тёркин». | 1 | Знать композицию сочинения | Построение развёрнутого высказывания на литературную тему, обоснование своей точки зрения | 1. Составление рабочих планов сочинений. 2. Написать сочинение. | | |
55 | Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль» | 1 | Понимать, какое место занимали в жизни поэта родные места, свое мнение уметь аргументировать примерами из поэмы. Уметь анализировать главы поэмы по плану. | Работа с учебником, выразительное чтение, лексическая работа | 1. Составить характеристику главы поэмы «Две кузницы». 2. Вопросы с. 248, № 1-5 3. Выучить наизусть отрывок из поэмы А.Т.Твардовского «За далью-даль». | | |
56 | Россия на страницах поэмы. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав. | 1 | Уметь анализировать главы поэмы по плану. | Комментированное чтение текста, анализ отдельных эпизодов | 1. Подготовить сообщение об Астафьеве, ответить на вопросы № 1-3 с. 254 2. Прочитать рассказ Астафьева «Фотография, на которой меня нет» | | |
57 | В. П. Астафьев. Краткие сведения о В.П.Астафьеве. Человек и война, литература и история в его творчестве. | 1 | Уметь объяснять своеобразие произведений Астафьева о детях и детстве в сравнении с произведениями других писателей на эту тему. | Составление вопросов к статье учебника, выразительное чтение, художественный пересказ. | 1. Подготовить пересказ эпизодов о катании на увале, учитель в гостях у Вити. 2. Подобрать русские пословицы со словом память. | | |
58 | «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Образ рассказчика. | 1 | Уметь пересказывать эпизоды рассказа, используя цитаты из рассказа. Уметь находить художественные детали при описании образов бабушки и учителя. | Исследовательская работа с текстом, составление цитатного плана произведения. | Стр. 270, вопросы 6-11 | | |
59 | Р/р. Подготовка к написанию домашнего сочинения «Фотография из семейного архива». | 1 | Знать композицию сочинения | Построение развёрнутого высказывания на литературную тему, обоснование своей точки зрения | 1. Составление рабочих планов сочинений. 2. Написать сочинение. | | |
60 | В. Г. Распутин. Основные вехи биографии В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». | 1 | Уметь находить в тексте произведения детали, подтверждающие автобиографичность рассказа | Исследовательская работа с текстом, составление цитатного плана произведения. | 1. Подобрать цитаты для заглавий частей рассказа. 2. Индивидуальное задание: 3. Выписать из текста фразы, воссоздающие образ послевоенного времени. 3. Подготовить комментарии «историка». 4. Подготовить выразительное чтение фрагмента интервью В.Г. Распутина (Учительская газета, 1983, декабрь). 5. Подготовить художественный пересказ третьей части рассказа. 6. Подготовить художественный пересказ эпизодов с посылкой и приглашением к обеду | | |
61 | Новое раскрытие темы детей на страницах повести. | 1 | Уметь описывать литературного героя. | Исследовательская работа с текстом, выразительное чтение, художественный пересказ. | Составить словарь понятий, характеризующих различные нравственные представления (по повести В.Г.Распутина «Уроки французского».) | | |
62 | Центральный конфликт и основные образы повествования. | 1 | Уметь сопоставлять образы литературного героя. | Исследовательская работа с текстом, выразительное чтение, художественный пересказ. | Подготовиться к итоговой контрольной работе за курс литературы 8 класса | | |
Из зарубежной литературы – 4 ч. | |
63 | У. Шекспир. Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». | 1 | Знать жанры драматургии. | Выразительное чтение по ролям | 1. Составить план статьи учебника, посвященной Шекспиру с. 307 2. Прочитать пьесу У.Шекспира «Ромео и Джульетта». | | |
64 | Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене. | 1 | Уметь находить в тексте пьесы художественные средства выразительности. | Исследовательская работа с текстом, выразительное чтение, художественный пересказ. | Стр. 345, вопросы 1,3,6 устно. | | |
65 | М. Сервантес. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика. | 1 | Какие сюжеты в «Дон Кихоте» напоминают черты рыцарского романа. | Составление плана рассказа о писателе, художественный пересказ | 1. Составить план статьи учебника, посвященной М. Сервантесу. 2. Ответить на вопросы 1-3 учебника с.. 3. Подготовить художественный пересказ главы 8 части I романа. 4. 4. Индивидуальное задание: Подготовить художественный пересказ главы 4 части I; главы 53, главы 74 5. Выразительное чтение фрагментов главы «Два портрета: Дон Кихот и Санчо Панса», «Дульсинея Тобосская» | | |
66 | Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство. | 1 | Понимать термин «донкихотство». Есть ли оно в нашей жизни и нужно ли оно человечеству? При рассуждении уметь приводить примеры из жизни. | Исследовательская работа с текстом, выразительное чтение, художественный пересказ. | Подготовить вопросы викторины по изученным в 8 классе художественным произведениям | | |
67 | Подведение итогов года. Итоговое тестирование. ВН. | 1 | Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм). Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении. | Тестовая работа | | | |
68 | Рекомендации для летнего чтения | 1 | | | | | |
69 | Резервный урок | 2 | | | | | |