№ | Дата | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Формирование УУД |
Познавательные | Коммуникативные | Личностные | Регулятивные |
Тема 1-го полугодия: “Музыка и литература” (16часов) |
1 | | Что роднит музыку с литературой | Выразительно прочитать стихотворения, положенные в основу известных музыкальных произведений; спеть их мелодии | Выявление многосторонних связей музыки и литературы. | Работа с разными источниками информации. | Передать в исполнении особенности музыкального прочтения стихотворений композиторами. | Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. |
2 | | Вокальная музыка Россия, Россия, нет слова красивей… | Работа с отрывков из рассказа В. Белова (с.10) | Воспитание любви и уважения к родному краю. | Позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей. | Разыграть одну из песен с одноклассниками, сочитая пение с выразительными движениями. |
3 | | Вокальная музыка Песня русская в березах, песня русская в хлебах… | Работа со справочной литературой , интернет ресурсами. | Воспитание любви и уважения к родному краю. | Умение осушествлять познавательную деятельность с использованием различных средств информации. | Чувство гордости за Россию и российский народ. |
4 | | Вокальная музыка Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно… | Прочитать стихотворение М.Лермонтова «Из Гёте»и выполнить задания с.16 | Воспитание любви и уважения к родному краю. | Передавать свои впечатления в узкой форме | Если ты был композитором, то музыкой какого характера озвучил бы это стихотворение? | проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями. |
5 | | Фольклор в музыке русских композиторов «Стучит, гремит Кикимора…» | Послушать «Кикимору» А.Лядова.Прочитать волшебную сказку,подобрать к ней музыкальный ряд. | Познакомить обучающихся с произведениями программной инструментальной музыки и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников. | Обогашение индивидуального музыкального опыта. | Развитие духовно-нравственных и этических чувств , эмоциональной отзывчевости. | принимать и сохранять учебные цели и задачи, контролировать и оценивать собственные учебные действия. |
6 | | Фольклор в музыке русских композиторов «Что за прелесть эти сказки…» | Послушать темы Шахриара и Шехеразада из сюиты Н.Римского-Корсакова.Сочинить мелодии для каждого персонажа своей сказки. | Познакомить учащихся с произведениями программной инструментальной музыки и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников. | Понимать истоки музыки и её взаимосвязь с жизнью. | Общение со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе и музыкальных. | проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями |
7 | | Жанры инструментальной и вокальной музыки «Мелодией одной звучат печаль и радость…» «Песнь моя летит с мольбою» | Послушать одну из «Песен венецианских гондольеров» Ф.Мендельсона и «Баркаролу»из «Времён года» П.Чайковского. | Углубить представления обучающихся о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); продолжить знакомство с вокальной баркаролой. | Выражать собственные мысли, настроения речи в пении, движении. | Развивать мотивы музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. | выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки |
8 | | Вторая жизнь песни Живительный родник творчества. | Прослушивание музыкальных сочинений разных композиторов , в основу которых положены интонации народных песен и напевов. | Углубить представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки. | Владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. | Высказывать личностно- оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни. | прогнозировать содержание песни по её названию и жанру. |
9 | | Всю жизнь мою несу родину в душе... «Перезвоны» «Звучащие картины» | Послушать фрагменты симфонии-действа «Перезвоны»: «Весело на душе», «Вечерняя музыка», «Молитва». | Знакомство с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В. А. Гаврилина, сочиненной под впечатлением творчества писателя В. М. Шукшина и близкой по образному языку народной музыке, с кантатой «Снег идет» Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака. | Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. | Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить своё впечатление. | выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки |
10 | | «Гармонии задумчивый поэт». Ф.Шопен | Прочитать отрывок из рассказа В.Астафьева «Слово о Мастере». | Осознание обучающимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов. | Определять названия произведений и их авторов , в которых музыка рассказывает о русских защитниках. | Использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках. | прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру |
11 | | «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!» | Прослушать «Маленькую ночную серенаду» В.-А.Моцарта. | Осознание обучающимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф. Шопена, В. Моцарта. | Выделять отдельные признаки и объединять по общим признакам. | Развивать музыкально-эстетические чувства , проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству. | предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов |
12 | | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера | Выполни задания в творческой тетради по опере «Руслан и Людмила»М.Глинки. Прослушать песни Садко и колыбельную Волховы из оперы «Садко» | Более подробно ознакомить обучающихся с особенностями оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а так же с исполнителями (певцы, дирижеры и др.) | Выявлять характерные особенности оперы. | Структуровать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников. | выполнения, саморегуляция |
13 | | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет | Выполни задания в творческой тетради на разворотах «В музыкальном театре. Балет»Спящая красавица» | Более подробно ознакомить обучающихся с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; познакомить с именами лучших отечественных танцоров и хореографов (Г. Уланова, М. Плисецкая, Е. Максимова, В. Васильев) | Выявлять характерные особенности балета. | Структуировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников. | корректировать результаты своей исполнительской деятельности. |
14 | | Музыка в театре, кино, на телевидении | Вспомнить и спеть полюбившиеся песни из кинофильмов, телепередач. Запиши свои впечатления от просмотра новых спектаклей , фильмов, видеозаписей в творческую тетрадь. | Осознание роли литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. | Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через театр, кино, телепередачи . | Наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой. | оценивать музыкальную жизнь общества и видение своего предназначения в ней. |
15 | | Третье путешествие в музыкальный театр. | Мюзикл | | Прослушать фрагменты из мюзикла:»Песню Джелликл-кошек», «Песню Бастофера Джонса»-важного, солидного кота, «Песню Макэвити»-кота-разбойника и финальный хор «Как приручить кошек» | Познакомить обучающихся с жанром мюзикла, разучить отдельные номера мюзикла «Кошки» Э.Уэббера, | Выявлять характерные особенности мюзикла. | Формировать уважение к различным музыкальным произведениям. | договариваться о распределении ролей в совместной деятельности |
16 | | Мир композитора | Научиться понимать мировоззрение композитора. | Обобщение накопленного жизненно-музыкального опыта учащихся , закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики общности жанров этих видов искусств. | | Формировать уважение к личности композитора. | Предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитие и взаимодействию музыкального произведения. |
| Тема II полугодия: “Музыка и изобразительное искусство”-18ч. |
17 | | Что роднит музыку с изобразительным искусством | Рассмотреть произведения изобразительного искусства, подумать, можно ли услышать живопись, а вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку. | Выявить всевозможные связи музыки и изобразительного искусства. | Выделять отдельные признаки и объединять по общим признакам. | Воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности. | проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями. |
18 | | Небесное и земное в звуках и красках «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…» | Найдите в учебнике и творческой тетради другие картины, созвучные музыке С.Рахманинова, древним песнопениям. | Раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства; развить интонационно-слуховой опыт учащихся на основе метода интонационно-стилевого анализа, действие которого проявляется в намеренном соединении произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей. | Умение осушествлять познавательную деятельность с использованием различных средств информации. | Адекватно оценивать явления музыкальной культуры; эмоционально выражать свои впечатления о музыке | проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями. |
19 | | Звать через прошлое к настоящему | Найдите в Интернете Пословицы и поговорки о защитниках Отечества. «Песня об Александре Невском» хор «Вставайте, люди русские» | Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. | Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале | Формирование уважения к истории, культурным и историческим памятникам | проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями |
20 | | Звать через прошлое к настоящему Кантата «Александр Невский». | Узнайте у своих родственников и близких песни о подвигах. Спойте их вместе. «Ледовое побоище». «После побоища». | Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. | Формирование уважения к истории, культурным и историческим деятелям. | Проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями |
21 | | Музыкальная живопись и живописная музыка | Сравните язык произведений двух видов искусства: музыки и живописи. Какое состояние вызывают у тебя особенности композиции романса? картины? «Мои помыслы-краски , мои краски - напевы …» | Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления учащихся через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы; углубление знаний о выразительных возможностях собственно музыкального искусства; выяснение ответов на вопросы: «Можем ли мы услышать живопись?», «Можем ли мы увидеть музыку?» | работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | формировать уважение к природе. | проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями |
22 | | Выразительные возможности музыки и живописи | Вспомните музыкальные произведения других композиторов, написанные в форме вариации. Спойте их главные темы. Сравните выразительные средства- мелодию, аккомпанемент, ладовую окраску , динамику, форму, которые усиливают контраст этих двух образов. | Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные произведения С. Рахманинова и Ф. Шуберта) «Фореллен – квинтет» Дыхание русской песенности. | формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. | Формировать уважение к личности композитора. | Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности |
23 | | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве | Выполните в творческой тетради задания на разворотах «Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова», «И несётся над землёю колокольный звон…». | Расширение представлений обучающихся о жизненных прообразах и народных истоках музыки (на примере произведений отечественных композиторов – С. Рахманинова и В. Кикты. | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. | Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации. «Весть святого торжества». | Предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов |
24 | | Портрет в музыке и изобразительном искусстве | Найдите в Интернете информацию о знаменитых итальянских скрипичных мастерах Амати, Страдивари, Гварнери и подготовить сообщение для одноклассников. Выполните задания в творческой тетради на развороте «Волшебный смычок». «Звуки скрипки так дивно звучали…» | Осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «композитор – исполнитель – слушатель», расширение представлений обучающихся о выразительных возможностях скрипки, ее создателях и исполнительском мастерстве скрипачей; актуализация жизненно – музыкального опыта учащихся (повторение знакомых музыкальных произведений); сопоставление произведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников. | самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. | Формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании. | Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. |
25 | | Волшебная палочка дирижера. «Дирижеры мира» | Послушайте по телевизору выступление симфонического оркестра. Во время концерта понаблюдай за жестами дирижёра. Как они меняются с развитием музыки? | Раскрыть особое значение дирижера в исполнении симфонической музыки, выразительной роли различных групп инструментов, входящих в состав классического симфонического оркестра. | самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. | Формировать уважение к личности дирижёра. | |
26 | | Образы борьбы и победы в искусстве | Выполните задания в творческой тетради на разворотах «Симфонический оркестр» и «Дирижёр и оркестр -единое целое». | Раскрыть образный строй симфонии №5 Л. Бетховена, проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями ее симфонического развития. | задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Формировать уважение к личности композитора. | Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. |
27 | | Застывшая музыка | Обьясните смысл выражений: «Архитектура – застывшая музыка» и «Храм, как корабль огромный, несётся в пучине веков…». | Постижение обучающимися гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства; уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств по стилю. | объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. | Формирование и уважение к различным видам искусства. | Предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов |
28 | | Полифония в музыке и живописи | Послушайте органную музыку И. –С. Баха. Какие чувства она вызывает? | Продолжить знакомство обучающихся с творчеством И.С. Баха, его полифонической музыкой | формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. | Формировать уважение к личности композитора. | Прогнозировать содержание песни по её названию и жанру |
29 | | Музыка на мольберте | Всмотритесь в картины М. Чюрлёниса. Что новое, необычное увидел ты в них? | Расширить представления обучающихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества литовского композитора и художника М. Чюрлёниса | самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. | Формирование и уважение к различным видам искусства, композитору-художнику. | |
30 | | Импрессионизм в музыке и живописи | Выполни задания в творческой тетради на разворотах «Есть в красках отзвуки и звуки…» и «Художественное творчество. Рисуем музыку». | Раскрыть особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи на примере художников – импрессионистов и музыки К. Дебюсси. | работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрос. | Формирование и уважение к личности композитора. | |
31 | | О подвигах, о доблести, о славе... | Спойте известные тебе современные песни, которые звучат в День Победы 9 мая? Перечитайте рассказ К.Паустовского «Струна» из творческой тетради. Какой силой обладает музыка? Какую роль она играла в годы войны? | Способствовать развитию исторической памяти подростков на основе освоения различных видов искусств, раскрывающих тему защиты Родины; продолжить знакомство с жанром Реквиема. | адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание. | Формирование гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну. | Проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями |
32 | | В каждой мимолетности вижу я миры... | Выполните задания в творческой тетради на развороте «Программа урока – концерта». | Ввести обучающихся в образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского; расширить и углубить понимание учащимися своеобразия их творчества. | осуществлять сравнение; излагать содержание прочитанного текста выборочно. | Формирование и уважение к личности композиторов. | |
33 | | Мир композитора. С веком наравне | Научатся понимать мировоззрение композитора. | Обобщить представления обучающихся о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии | Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента. | Формирование уважения к различным видам искусства, к композиторам как к русским , так и зарубежным. | Проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями |
34 | | С веком наравне | Научиться обобщать музыкальные представления обучающихся. | Обобщение музыкальных представлений обучающихся. | осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи. | Формирование любви к музыке как к одному видов искусства. | Проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями |
СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО: зам. директора по УР на заседании МО учителей
МБОУ СОШ №7 естественнонаучного цикла с. Марьины Колодцы протокол № ___ от «___» ______________ 2015 г.
______ Н.Ю. Бурлуцкая _________________ Т. Н. Кораблёва