№ | Д Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира 3 класс ата | Тема урока | Кол-во час. | Содержание | Характеристика деятельности учащихся | Оборудова-ние | Универсальная учебная деятельность |
п | ф | | | | | | |
| 3 | Раздел «Как устроен мир». | |
| | | Природа. Ценность природы для людей. Человек. | 1 | Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. Биология-наука о живой природе. Царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии). Ценность природы для людей. Человек – часть природы. Отличие человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира. | -Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»; -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -доказывать ,пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна, раскрывать ценность природы для людей; -работать в паре: анализировать текст ,извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты живой и неживой природы по известным признакам; предлагать задания одноклассникам и оценивать ответы, осуществлять самопроверку; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке -Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; -находить сходство человека и живых существ и отличия от животных; -различать внешность человека и его внутренний мир ,анализировать проявление внутреннего мира человека в его поступках , внешности, взаимоотношениях с людьми; оценивать богатство внутреннего мира человека -моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Энциклопе-дии, ИКТ Электронное приложение | Личностные: формирование личного отношения к окружающему миру Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос Познавательные: взаимосвязь природы и человека Коммуникативные способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке |
| | | Общество. Наши проекты: «Богатства, отданные людям». | 1 | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы Человек как член общества. Человечество. Семья как часть общества. Народ как часть общества, многообразие народов Земли. Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Представление о гражданстве. Мы -граждане России. | В ходе выполнения проекта дети учатся: -определять цель проекта; -распределять обязанности по проекту в группе; -собирать материал в дополнительных источниках; -оформлять стенд; -презентовать проект; -оценивать результаты работы -Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; -определять место человека в мире; -характеризовать семью, народ, государство как части общества; -обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества; -сопоставлять формы правления в государствах мира; -работать в группах: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы; -формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ИКТ, Электронное приложение, Энциклопе-дии | Личностные: формирование личного отношения к окружающему миру Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос Познавательные: взаимосвязь природы и человека Коммуникативные способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке |
| | | Что такое экология. Природа в опасности! Охрана природы. | 1 | Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, её роль в жизни человека и общества. Экологические связи и их разнообразие. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Морская корова, странствующий голубь- примеры животных, исчезнувших по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки - особо охраняемые территории. | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; -анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них опираясь на схемы; -работать в паре: анализировать схемы, приводить примеры взаимосвязей живого и неживого , растений и животных ,человека и природы ;описывать окружающую среду, моделировать связи организмов с окружающей средой, обсуждать и оценивать полученные модели; -формулировать выводы из изученного материала; , отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке -устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки; -работать в группе: составлять примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу; -моделировать схемы воздействия человека на природу; -работать со взрослыми: готовить сообщения о заповедниках и национальных парках; -формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ИКТ, Электронное приложение, Энциклопе-дии | Личностные: формирование личного отношения к окружающему миру Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос Познавательные: взаимосвязь природы и человека Коммуникативные способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке |
| 9 | Раздел « Эта удивительная природа». |
| | | Тела, вещества, частицы. Разнообра-зие веществ. | 1 | Знакомство с целями и задачами раздела. Тела ,вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твёрдые, жидкие, газообразные вещества. Разнообразие веществ в окружающем мире. Химия- наука о веществах. Наиболее распространённые в быту вещества(соль, сахар, крахмал, кислоты). Обнаружение крахмала в продуктах. Кислотные дожди. | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; -характеризовать понятия «тела», вещества», «частицы»; -классифицировать тела и вещества; -наблюдать опыты с растворением веществ, высказывать предположение, доказывать на основе опытов, что тела и вещества состоят из частиц; - формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке -наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, крахмала, сахара; -практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследований; -работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану, использовать информацию из текста для объяснения содержания рисунков; -работать со взрослыми: различать соль, сахар, крахмал по характерным признакам; - формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ИКТ, Электронное приложение, Энциклопе-дии, лаборатор-ное оборудова-ние для опыта | Личностные: формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей Регулятивные: умение выполнять домашние задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы Познавательные: Осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему Коммуникативные: умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослым. |
| | | Воздух и его охрана. Вода. | 1 | Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха. Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды. | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; -анализировать схему с целью определения состава воздуха; -исследовать с помощью опытов свойства воздуха, различать цель ход и вывод опыта; -работать в паре: объяснять свойства воздуха , осуществлять самопроверку ,извлекать информацию из текста; -работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе; - формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке -практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды; -работать в паре: находить главные мысли учебного текста, анализировать схемы, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников; -работать со взрослыми: проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье; - формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ИКТ, Электронное приложение, Энциклопе-дии, лаборатор-ное оборудова-ние для опыта | Личностные: формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей Регулятивные: умение выполнять домашние задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы Познавательные: Осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему Коммуникативные: умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослым. |
| | | Превраще-ние и круговорот воды. Берегите воду! | 1 | Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Использование воды человеком. Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и её экономичному использованию. | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; -высказывать предположения о состоянии воды в природе; различать три состояния воды; -наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадения дождя; - работать в паре: находить главные мысли учебного текста, анализировать схемы, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников; - формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке -высказывать предположение: почему надо беречь воду; - работать в паре: -извлекать из текста учебника необходимую информацию; -моделировать источники загрязнения воды; - работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воды в родном городе; - формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ИКТ, Электронное приложение, Энциклопе-дии | Личностные: формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей Регулятивные: умение выполнять домашние задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы Познавательные: Осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему Коммуникативные: умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослым. |
| | | Что такое почва. Как разрушаются камни. Разнообра-зие растений. | 1 | Процесс разрушения горных пород в природе, его причины и последствия. Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Животные почвы. Образование и разрушение почвы. Охрана почв. | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; - высказывать предположение: почему происходит разрушение горных пород в природе; -наблюдать процесс расширения твёрдых тел в ходе учебного эксперимента; -характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания и охлаждения, замерзания воды в трещинах; -работать со взрослыми: фотографировать в природе проявления разрушения горных пород; - формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке -анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям; -высказывать предположения(гипотезы): почему почва так плодородна; -практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента; -обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве; -характеризовать процессы разрушения почвы, меры по охране почвы от разрушения; - формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ИКТ, Электронное приложение, Энциклопе-дии, лабораторное оборудование для опыта | Личностные: формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей Регулятивные: умение выполнять домашние задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы Познавательные: Осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему Коммуникативные: умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослым. |
| | | Солнце, растения и мы с вами. Размноже-ние и развитие растений. | 1 | Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Виды растений. Ботаника - наука о растениях. Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека. | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; -доказывать , что растения очень разнообразны; -знакомиться с группами растений на основе материала учебника; -работать в группе; - формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке -моделировать процессы дыхания и питания; -выявлять роль листьев, корней и стебля в питании растений; -доказывать ,что без растений невозможна жизнь животных и человека; - формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ИКТ, Электронное приложение, Энциклопе-дии, фото, рисунки | Личностные: формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей Регулятивные: умение выполнять домашние задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы Познавательные: Осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему Коммуникативные: умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослым. |
| | | Охрана растений. Разнообра-зие животных. | 1 | Опыление. Роль насекомых в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения плодов и семян. Развитие растений из семян. Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения ,нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в природе. | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; -характеризовать условия, необходимые для размножения растений; -наблюдать в природе как распространяются семена деревьев; -выявлять роль животных в размножении и развитии растений; -характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени; - формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке -характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений; -обсуждать материалы книг; -оформлять памятку «Берегите растения!»; - формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ИКТ, Электронное приложение, Энциклопе-дии, фото, рисунки, атлас-определи-тель «От земли до неба» |
| | | Кто что ест? Наши проекты: «Разнообра-зие природы родного края». | 1 | Многообразие животного мира. Классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Виды животных. Зоология – наука о животных. Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные. Цепи питания. Приспособление животных к добыванию пищи. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; - актуализировать сведения, полученные в 1-2 классах; -классифицировать животных из списка ,предложенного одноклассниками; -приводить примеры животных разных групп; -работать с электронным приложением -работать с терминологическим словарём; - формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке - формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: -определять цель проекта; -распределять обязанности по проекту в группе; -собирать материал в дополнительных источниках; -презентовать проект; -оценивать результаты работы. | ИКТ, Электронное приложение, Энциклопе-дии, фото, рисунки, атлас-определитель «От земли до неба» | Личностные: формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей Регулятивные: умение выполнять домашние задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы Познавательные: Осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему Коммуникативные: умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослым. |
| | | Размноже-ние и развитие животных. Охрана животных. | 1 | Размножение и развитие животных разных групп. Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные, внесённые в Красную книгу России. Правила поведения в природе. Меры по охране животного мира. | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; - характеризовать животных по типу размножения; - моделировать стадии размножения животных разных групп; - рассказывать как заботятся домашние животные о своих питомцах; - формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; -- актуализировать сведения, полученные в 1-2 классах о редких и исчезающих животных; -характеризовать факторы воздействия человека на животный мир; -обсуждать меры по охране животных; -готовить сообщения о животных Красной книги; -создать книжку-малышку «Береги животных»; -формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ИКТ, Электронное приложение, Энциклопе-дии, фото, Красная книга | Личностные: формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей Регулятивные: умение выполнять домашние задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы Познавательные: Осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему Коммуникативные: умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослым. |
| | | В царстве грибов. Великий круговорот жизни. | 1 | Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Взаимодействие грибов с деревьями. Грибы из Красной книги. Съедобные и несъедобные, ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Лишайники. Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ. | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; -характеризовать строение шляпочных грибов; -различать виды грибов с помощью иллюстраций; -моделировать различия грибов-двойников; - формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ИКТ, Электронное приложение, Энциклопе-дии | Личностные: формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей Регулятивные: умение выполнять домашние задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы Познавательные: Осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему Коммуникативные: умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослым. |
| 5 | Раздел «Мы и наше здоровье». |
| | | Организм человека. Органы чувств. | 1 | Анатомия, физиология и гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов человека: нервная система, пищеварительная система, кровеносная система. Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира. Гигиена органов чувств. | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; - актуализировать сведения, полученные в 1-2 классах по анатомии человека; -характеризовать системы органов человека; -обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии, гигиены; -анализировать схемы расположения органов тела человека; -практическая работа в паре: измерение роста, массы тела человека; - работать с терминологическим словарём; - формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ИКТ, Электронное приложение, Энциклопе-дии, лабораторное оборудование для опыта | Личностные: конкретизировать представления о человеке и окружающем мире Регулятивные: Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: Характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья Коммуникативные: отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре |
| | | Надёжная защита организма. Опора тела и движение. | 1 | Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов. Первая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обморожения). Опорно-двигательная система, её роль в организме человека. Осанка. Важность выработки и сохранения осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц. | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; -практическая работа: изучать свойства кожи; -характеризовать средства гигиены и ухода за кожей; - характеризовать меры первой помощи при повреждениях; -работать в паре: оказывать первую помощь при повреждении; -подготовить рассказ об уходе за кожей; -работать с терминологическим словарём; - формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ИКТ, Электронное приложение, Энциклопедии лабораторное оборудование для опыта | Личностные: конкретизировать представления о человеке и окружающем мире Регулятивные: Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: Характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья Коммуникативные: отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре |
| | | Наше питание. Дыхание и кровообращение. Наши проекты: «Школа кулинаров». | 1 | Питательные вещества , необходимые организму (белки, жиры, углеводы, витамины), продукты, в которых они содержаться. Пищеварительная система, её строение и функционирование. Гигиена питания. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Пульс, его частота. | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; -практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах питания; -моделировать строение пищеварительной системы; -обсуждать правила рационального питания; -составлять меню здорового питания; - работать с терминологическим словарём; - формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; -готовиться к выполнению проекта «Школа кулинаров» - актуализировать сведения, полученные в 1-2 классах о лёгких и сердце; | ИКТ, Электронное приложение, Энциклопедии лабораторное оборудование для опыта | Личностные: конкретизировать представления о человеке и окружающем мире Регулятивные: Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: Характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья Коммуникативные: отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре |
| | | Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни. | 1 | Закаливание как фактор предупреждения заболеваний. Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных заболеваний. Правила поведения в случае заболевания. Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников. | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; -характеризовать факторы закаливания; -формулировать правила закаливания; -составлять памятку по закаливанию; -составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний; - работать с терминологическим словарём; - формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Электронное приложение, Энциклопедии ИКТ | Личностные: конкретизировать представления о человеке и окружающем мире Регулятивные: Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: Характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья Коммуникативные: отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре |
| | | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. (Проверочная работа) | 1 | Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выполнять тесты с выбором ответа; -оценивать правильность ответов; -адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами Выступать с подготовленными сообщениями; -обсуждать выступления учащихся; -оценивать свои достижения и достижения других учащихся | ИКТ (тесты) (презентации) | Личностные: конкретизировать представления о человеке и окружающем мире Регулятивные: Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: Характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья Коммуникативные: отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре |
| 3 | Раздел « Наша безопасность». |
| | | Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. | 1 | Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, в автомобиле, общественном транспорте Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; -актуализировать знания об опасностях в быту ,полученные в 1-2 классах; -характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода , утечке газа; -моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры; -называть наизусть телефоны родителей и соседей для экстренного вызова; -анализировать схему эвакуации в школе и моделировать её в ходе учебной тревоги; - формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; -актуализировать правила безопасного поведения на улице ,полученные в 1-2 классах; -работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения; -обсуждать опасные ситуации; -выполнять тесты с выбором ответа о правильном поведении на улице и в транспорте; - формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Электронное приложение, Энциклопе-дии , схемы эвакуации, таблицы ГО ЧС макеты дорожных знаков | Личностные: усвоение действий при пожаре, аварии водопровода и т.д. усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности Регулятивные: умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения Познавательные: усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу и т.д. Коммуникативные: уметь слаженно действовать в ситуациях опасности |
| | | Опасные места. Наши проекты: «Кто нас защищает». | 1 | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т.д. | В ходе выполнения проекта дети учатся: -находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС; -интервьюировать сотрудников данных служб; -оформлять собранные материалы в виде стендов и альбомов; -презентовать и оценивать результаты проектной деятельности Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; -актуализировать знания о потенциально опасных местах; -обсуждать опасности в доме и вне его; -работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест; - формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Электронное приложение, Энциклопеди таблицы ГО ЧС | Личностные: усвоение действий при пожаре, аварии водопровода и т.д. усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности Регулятивные: умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения Познавательные: усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу и т.д. Коммуникативные: уметь слаженно действовать в ситуациях опасности |
| | | Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность. | 1 | Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, кошки, собаки) Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности. | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; -актуализировать знания об опасностях природного характера; -находить в атласе-определителе информацию о ядовитых растениях и грибах; -характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными; - формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; -анализировать по схеме цепь загрязнения; -приводить примеры цепей загрязнения; -моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм; -практическая работа: знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды; - работать с терминологическим словарём; - формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ИКТ, Электронное приложение, Энциклопе-дии фото, рисунки, атлас-определитель «От земли до неба» | Личностные: усвоение действий при пожаре, аварии водопровода и т.д. усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности Регулятивные: умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения Познавательные: усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу и т.д. Коммуникативные: уметь слаженно действовать в ситуациях опасности |
| 6 | Раздел «Чему учит экономика». |
| | | Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. | 1 | Потребности людей. Удовлетворение потребностей - главная задача экономики. Товары и услуги. Использование природных богатств в экономике. Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике , труд умственный и физический. Роль образования в экономике. | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; -раскрывать понятия «экономика» , «потребности» , «товары» , «услуги»; -характеризовать роль труда в создании товаров и услуг; -работать со взрослыми: прослеживать какие товары и услуги были нужны семье в течении дня; - работать с терминологическим словарём; - формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; -раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике; -приводить примеры использования природных богатств и труда людей в процессе производства товаров; -прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий; -раскрыть роль науки в экономическом развитии; -работать со взрослыми: выяснять роль профессий родителей в экономике; работать с терминологическим словарём; - формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ИКТ, Электронное приложение, Энциклопе-дии фото, рисунки, атлас-определитель «От земли до неба» | Личностные: понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей, о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке |
| | | Полезные ископаемые. Растениеводс-тво. | 1 | Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Значение, способы добычи и охрана полезных ископаемых. Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Использование культурных растений при производстве продуктов питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кормовые , прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Труд растениеводов. | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; -актуализировать знания о полезных ископаемых , полученных в 1-2 классах; -определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя; -выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые; -характеризовать особенности добычи полезных ископаемых; -готовить сообщения о полезных ископаемых; -работать со взрослыми: выяснять какие полезные ископаемые добывают в регионе; -- формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; -актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, полученных в 1-2 классах; -практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану; -обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством; -различать и классифицировать культурные растения; -выявлять связь растениеводства с промышленностью; -работать со взрослыми: интервьюировать работников сельского хозяйства; -формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ИКТ, Электронное приложение, Энциклопе-дии лаборатор-ное оборудование для опыта | Личностные: понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей, о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке |
| | | Животноводств. Какая бывает промышленность. | 1 | Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние сельскохозяйственные животные: млекопитающие, птицы ,рыбы, насекомые. Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных, их роль в экономике. Труд животноводов. Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, электронная, химическая, лёгкая, пищевая промышленность. | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; -актуализировать знания о диких и домашних животных , полученных в 1-2 классах; -классифицировать домашних сельскохозяйственных животных -характеризовать роль разведения животных в экономике и труд животноводов; -выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности; - работать со взрослыми: интервьюировать работников сельского хозяйства; -формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; - характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве; -соотносить продукцию и отрасли промышленности; -выявлять взаимосвязь отраслей промышленности; -характеризовать труд работников отраслей промышленности; -работать со взрослыми; - формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Электронное приложение, энциклопедии | Личностные: понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей, о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке |
| | | Что такое деньги. Наши проекты: «Экономика родного края». | 1 | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Обмен товарами: бартер, купля-продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков (банкноты, монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения. | В ходе выполнения проекта дети учатся: -собирать информацию об экономике родного края; -оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома; -коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края»; -презентовать и оценивать результаты проектной деятельности Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; - характеризовать виды обмена товарами, моделировать ситуации бартера и купли-продажи; -раскрывать роль денег в экономике; -различать денежные единицы разных стран; -практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты по внешнему виду ,устно описывать их; - работать с терминологическим словарём; - формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ИКТ, Электронное приложение, Энциклопе-дии лаборатор-ное оборудование для опыта | Личностные: понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей, о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке |
| | | Государственный бюджет. Семейный бюджет. | 1 | Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи расходов государства. Понятие о семейном бюджете, расходах и доходах семьи. | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; - характеризовать государственный бюджет ,его доходы и расходы; -определять ,люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета; -выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства; -моделировать доходы и расходы в виде математических задач; - работать с терминологическим словарём; - формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; - характеризовать семейный бюджет его доходы и расходы; -выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь; -моделировать семейный бюджет; - работать с терминологическим словарём; - формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Электронное приложение, энциклопедии | Личностные: понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей, о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке |
| | | Экономика и экология. | 1 | Положительное и отрицательное влияние экономики на окружающую среду. Взаимосвязь экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику. | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; -актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду , полученных в 1-2 классах; -характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду; -раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией; -обсуждать , почему проводиться экологическая экспертиза; -приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов; -моделировать экологические прогнозы; -работать со взрослыми: выяснять , какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе; -работать с терминологическим словарём; - формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ИКТ, Электронное приложение, Энциклопе-дии, фото, рисунки | Личностные: понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей, о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке |
| 8 | Раздел «Путешествия по городам и странам». |
| | | Золотое кольцо России. | 1 | Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца. Сергиев-Посад. Переславль-Залесский. Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца. Ростов. Ярославль. Их достопримечательности. | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; -прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России; -рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца; -узнавать достопримечательности по фотографиям; -составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу; -моделировать маршрут Золотого кольца; -выполнять задания по электронному приложению учебника; -готовить сообщения о любом городе Золотого кольца с помощью Интернета; - формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ИКТ, Электронное приложение, Энциклопе-дии, фото, рисунки | Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов, Регулятивные: умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательные конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности |
| | | Золотое кольцо России. Наши проекты: «Музей путешествий». | 1 | Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца. Кострома. Иваново. Суздаль. Владимир. Их достопримечательности. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; -прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России; -рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца; -узнавать достопримечательности по фотографиям; -составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу; -моделировать маршрут Золотого кольца; -выполнять задания по электронному приложению учебника; -готовить сообщения о любом городе Золотого кольца с помощью Интернета; - формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке В ходе выполнения проекта дети учатся: -собирать экспонаты для музея; -составлять этикетки (кем, когда и где собран материал); -оформлять экспозицию музея; -готовить сообщения(экскурсию по музею); -презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов. | ИКТ, Электронное приложение, Энциклопе-дии, фото, рисунки (презентации) | Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов, Регулятивные: умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательные конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности |
| | | Наши ближайшие соседи. На севере Европы. | 1 | Государства, граничащие с Россией. Их столицы. Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия Дания, Исландия). Их столицы, государственные языки флаги, достопримечательности, знаменитые люди. | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; -показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы; -обсуждать , почему с государствами-соседями надо иметь добрососедские отношения; - выполнять задания по электронному приложению учебника; -с помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, граничащих с Россией; - работать с терминологическим словарём; - формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке -работать со взрослыми: в магазинах выяснить, какие товары поступают из этих стран; - формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ИКТ, Электронное приложение, Энциклопедии фото, рисунки | Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов, Регулятивные: умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательные конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности |
| | | Что такое Бенилюкс. В центре Европы. | 1 | Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Их столицы, государственные языки флаги, достопримечательности, знаменитые люди. Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить -работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса(каждой группе по одной стране); -подготовить сообщения о странах и выступающих от каждой группы; -соотносить государства и флаги; -описывать достопримечательности по фотографиям; - работать со взрослыми: в магазинах выяснить, какие товары поступают из этих стран; - формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ИКТ, Электронное приложение, Энциклопе-дии фото, рисунки | Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов, Регулятивные: умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательные: конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности |
| | | По Франции и Великобрита-нии. | 1 | Франция ,её местоположение на карте, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди. Великобритания ,её местоположение на карте, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди. | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить -работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции; -подготовить сообщения о странах и выступающих от каждой группы; -соотносить государства и флаги; -описывать достопримечательности по фотографиям; - работать со взрослыми: в магазинах выяснить, какие товары поступают из этих стран; - формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке самостоятельно изучить материал о Великобритании; -подготовить сообщения о странах и выступающих от каждой группы; -соотносить государства и флаги; -описывать достопримечательности по фотографиям; - работать со взрослыми: в магазинах выяснить, какие товары поступают из этих стран; - формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ИКТ, Электронное приложение, Энциклопе-дии, фото, рисунки | Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов, Регулятивные: умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательные: конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности |
| | | На юге Европы. По знаменитым местам мира. | 1 | Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города. Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран ,в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США , здание Сиднейской оперы). | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить -работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах юга Европы; -подготовить сообщения о странах и выступающих от каждой группы; -соотносить государства и флаги; -описывать достопримечательности по фотографиям; - работать со взрослыми: в магазинах выяснить, какие товары поступают из этих стран; - формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ИКТ, Электронное приложение, Энциклопе-дии, фото, рисунки (тесты) (презентации) | Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов, Регулятивные: умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательные: конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности |
| | | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. (Проверочная работа) | 1 | Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца. Сергиев-Посад. Переславль-Залесский. Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца. Ростов. Ярославль. Их достопримечательности. | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; -прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России; -рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца; -узнавать достопримечательности по фотографиям; -составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу; -моделировать маршрут Золотого кольца; -выполнять задания по электронному приложению учебника; -готовить сообщения о любом городе Золотого кольца с помощью Интернета; - формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ИКТ, Электронное приложение, Энциклопе-дии, фото, рисунки | |
| | | Презентация проектов. (Представле-ние результатов проектной деятельности за курс 3 класса). | 1 | Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца. Кострома. Иваново. Суздаль. Владимир. Их достопримечательности. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; -прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России; -рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца; -узнавать достопримечательности по фотографиям; -составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу; -моделировать маршрут Золотого кольца; -выполнять задания по электронному приложению учебника; -готовить сообщения о любом городе Золотого кольца с помощью Интернета; - формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке В ходе выполнения проекта дети учатся: -собирать экспонаты для музея; -составлять этикетки (кем, когда и где собран материал); -оформлять экспозицию музея; -готовить сообщения(экскурсию по музею); -презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов. | ИКТ, Электронное приложение, Энциклопе-дии, фото, рисунки (презентации) | |
Количество проверочных работ | 2 | |