№ уро-ка | Дата | Тема урока | Тип урока | Планируемые виды деятельности | Планируемые виды деятельности (содержание, контроль) | Вид контроля | Домашнее задание |
План | Факт |
А.С.Пушкин (17 часов) |
1 | | | А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина | Урок изучения нового материала | Слово об А.С.Пушкине (сообщения учащихся). Михайловское в судьбе поэта. Обзор творчества А.С.Пушкина. Лицейская лирика. Друзья и дружба в лирике поэта. | Знать сведения о жизни и творчестве А.С.Пушкина, его поэтические и прозаические произведения. Уметь строить аргументированные высказывания. | Беседа. Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. | Выразительное чтение стихотворений А.С.Пушкина «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар», вопросы и задания (с.175,178,184). |
2 | | | Лирика петербургского периода. Проблема свободы, служения Родине в лирике Пушкина. | Урок изучения нового материала | Лирика А.С.Пушкина петербургского периода. Сочетание личной и гражданской тем в дружеском послании «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Отчизне. Стихотворение «К морю». Образ моря как символ свободы. Трагические противоречия бытия и общества в стихотворении «Анчар». Осуждение деспотизма, бесчеловечности. | Знать основные периоды творчества поэта, прослеживать смену настроений лирического героя, находить тропы Уметь строить анализировать стихотворение, выразительно читать поэтический текст. | Анализ лирики. | Выразительное чтение стихотворений А.С.Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я Вас любил…», вопросы и задания (с.188) Наизусть стихотворение из лирики петербургского периода. |
3 | | | Любовь как гармония душ в любовной лирике А.С.Пушкина. | Урок изучения нового материала | Обзор любовной лирики А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики поэта. Искренность, непосредственность, чистота, глубина чувства, выраженные в лирических стихотворениях. («На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…» | Знать основные периоды творчества поэта, прослеживать смену настроений лирического героя, находить тропы и фигуры. Уметь строить анализировать стихотворение, выразительно читать поэтический текст. | Анализ любовной лирики. Чтение наизусть. | Выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина («Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»), вопросы и задания 1-3 (с.180), 1-4,7 (с.194-195). Наизусть стихотворение из любовной лирики. |
4 | | | Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. | Урок изучения нового материала | Стихотворение «Пророк» - программное произведение А.С.Пушкина. Служение поэзии, родственное служению Пророка. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» | Знать основные темы и содержание лирических произведений поэта. Уметь анализировать стихотворения, определять тему и идею произведения. | Чтение и анализ стихотворений. Выразительное чтение наизусть. | Наизусть стихотворение из лирики о назначении поэта и поэзии. |
5 | | | Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения. | Практикум | Размышления о смысле жизни, назначении поэта, сути поэзии. | Знать основные темы и содержание лирических произведений поэта. Уметь анализировать стихотворения, определять тему и идею произведения. | Чтение и анализ стихотворений. Выразительное чтение наизусть. | Выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина «Бесы», вопросы и задания 1-3 (с.192), 5-6,9,11 (с.195). |
6 | | | Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, лирике А.С.Пушкина. | Урок контроля знаний | Обучение анализу стихотворения. Общественно-философский и исторический смысл стихотворения «Бесы». Роль образа дороги в композиции стихотворения. Тема заблудшего человека в произведении. | Уметь применять полученные теоретические знания на практике. | Письменный анализ стихотворений. | Чтение поэмы А.С.Пушкина «Цыганы», вопросы и задания 1-8 (с.198-199). |
7 | | | А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко | Урок внеклассного чтения | «Цыганы» как романтическая поэма. Обобщенный характер молодого человека начала XIX века. Герои поэмы. Темы свободы и любви в произведении. | Знать историю создания, сюжет и героев поэмы. Уметь воспринимать сюжет и образы героев в традиции романтизма. Определять тему, идею, элементы композиции. | Чтение и анализ. | Чтение «маленькой трагедии» А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери», вопросы и задания 1-4 (с.214). |
8 | | | История создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментированное чтение 1 главы. | Урок изучения нового материала | Понятие о реализме. История создания романа «Евгений Онегин». Замысел и композиция романа. Сюжет и жанр. Особенности романа в стихах. Онегинская строфа. Система образов романа. | Знать историю создания, сюжет и героев романа Уметь воспринимать текст романа. Определять его тему, идею, элементы композиции. | Лекция. Комментирован-ное чтение | Рассказ «День Онегина» Сравнительная характеристика Евгения Онегина и Владимира Ленского, вопросы и задания 1-3, 7 (с.247-248). |
9 | | | Онегин и Ленский. Типическое и индивидуальное в судьбах Онегина и Ленского | Комбинированный урок | Типическое и индивидуальное в образах Евгения Онегина и Владимира Ленского. Юность героев. «Русская хандра» Онегина. Противоречивость образа Ленского. Вера Ленского в идеалы. Любовь Онегина и любовь Ленского. Роль эпизода дуэли в романе. | Знать и понимать противоречивость характеров героев Уметь составлять устный рассказ о героях и давать нравственную оценку их поступкам. | Монологический ответ. Цитирование. Сравнительная характеристика. | Характеристика Татьяны, вопросы и задания 5 (1), 8(1), 9 (с.248). Наизусть отрывок «Письмо Татьяны» или «Письмо Онегина». |
10 | | | Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. | Урок изучения нового материала | Татьяна – «милый идеал» А.С.Пушкина. «Русская душа» Татьяны, ее естественность, близость к природе. Роль фольклорных образов. Роль образа няни. Соединение в образе Татьяны народной традиции с высокой дворянской культурой. Сопоставительная характеристика Татьяны и Ольги. | Знать и понимать значение образа Татьяны романе. Уметь создавать словесные портреты героев. | Беседа. | Вопросы и задания 8(2), 5(2-3) (с.248) |
11 | | | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. | Комбинированный урок | Анализ писем Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне. Значение писем в раскрытии внутреннего мира героев. Непосредственность чувств в письме Татьяны. | Знать содержание писем Татьяны и Онегина. Уметь выразительно читать наизусть тексты писем, давать их сравнительную характеристику. | Чтение наизусть. Беседа. | Вопросы 4, 6, 15 (с.248-249). |
12 | | | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» | Комбинированный урок | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Язык романа. Простота языка, искренность и глубина чувств и мыслей в лирических отступлениях. Роль лирических отступлений в придании повествованию достоверности. | Уметь прослеживать развитие образа автора в романе; составлять устный рассказ о героях и давать нравственную оценку их поступкам. | Беседа. | Поиск примеров отображения пушкинской эпохи в романе, вопросы и задания 10,16 (c. 248-249) |
13 | | | «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. | Урок обобщения | Отражение исторической эпохи в романе «Евгений Онегин». Своеобразие романа (необычность композиции, отсутствие романных штампов, реализм, саморазвитие характеров). Реальное и условное пространство романов. | Уметь выделять приметы пушкинской эпохи и давать их сравнительные характеристики (Петербург – Москва; Петербург – деревня). | Составление цитатного или тезисного плана. | Чтение статьи В.Г.Белинского «Сочинения Александра Пушкина», статьи «В творческой лаборатории Пушкина» (с.242-247), вопросы и задания рубрики |
14 | | | Пушкинский роман в зеркале критики. Подготовка к сочинению по роману А.Пушкина «Евгений Онегин». | Урок развития речи | Цели и задачи критической литературы. Статья В.Г.Белинского «Сочинения Александра Пушкина». В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, Ф.М.Достоевский, Роман А.С.Пушкина и опера П.И.Чайковского. | Знать оценку романа в критике. Уметь определять ключевые идеи критических работ, аргументировать свою точку зрения. | Конспект критической статьи. Сочинение. | Прочитать «Моцарт и Сальери», вопросы и задания 1-4, с. 214. |
15 | | | Проблема «гения и злодейства» в трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери». | Урок внеклассного чтения | «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина. Условность образов Моцарта и Сальери. Противопоставление образов героев: «сын гармонии» Моцарт и «чадо праха» Сальери. Проблема «гения и злодейства». | Знать сюжет и героев трагедии; понимать позицию автора. | Сочинение | Сочинение |
16-17 | | | Классное сочинение по творчеству А. С. Пушкина | Урок контроля | | | Сочинение | чтение вступительной статьи о М.Ю.Лермонтове (с.250-251), задания (с.252), сообщение о жизни и творчестве поэта |
| | | М.Ю.Лермонтов- 12 часов |
18 | | | Мотив вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова («Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно»). | Урок изучения нового материала | Слово о М.Ю.Лермонтове. Конфликт поэта с миропорядком, Мотивы вольности и одиночества в стихотворениях «Парус», «И скучно, и грустно…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва» | Знать сведения о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, основные мотивы его лирики | Лекция. Анализ и выразительное чтение стихотворений. | Чтение статьи «Два поэтических мира» (с.252-253), фрагмента статьи «В творческой лаборатории М.Ю.Лермонтова» (с.252-267, 282-283). Вопросы и задания (с.254,260,283). Наизусть стихотворение (по выбору учащегося). |
19 | | | Образ поэта-пророка в лирике поэта. «Смерть поэта», «Пророк», «Я жить хочу…» | Урок изучения нового материала | Конфликт поэта с окружающим миром в стихотворении «Смерть поэта». Образ поэта-пророка в стихотворении «Пророк» | Знать и понимать философский смысл стихотворения, позицию автора. Уметь анализировать стихотворение, определять его идею и тему, находить художественно –изобразительные средства в тексте. | Чтение стихотворения наизусть. | Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворения «Дума» по вопросам. |
20 | | | Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова («Дума», Предсказание», «Родина»). Подготовка к домашнему сочинению по лирике Лермонтова М. Ю. | Урок изучения нового материала Развитие речи | Тема России и ее своеобразие. Характер лирического героя и его поэзии. «Странная» любовь к Отчизне в стихотворении «Родина». | Знать и понимать философский смысл стихотворения, позицию автора. Уметь анализировать стихотворение, определять его идею и тему, находить художественно –изобразительные средства в тексте. | Анализ и выразительное чтение стихотворений. | Чтение романа «Герой нашего времени», фрагмента статьи «В творческой лаборатории М.Ю.Лермонтова» (с.315-317). Написать домашнее сочинение Наизусть стихотворение «Родина». |
21 | | | «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания | Урок изучения нового материала | «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания романа. Особенности жанра романа. Традиции романтической повести. Своеобразие композиции, ее роль в раскрытии характера Печорина. Незаурядная личность героя | Знать сюжет и героев романа;понимать роль психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя, роль второстепенных героев | Чтение стихотворения наизусть. | Чтение статьи «О романе «Герой нашего времени» (с.288-315), вопросы 6,11-12 (с.317). |
22 | | | Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». | Урок изучения нового материала | Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». Отношение горцев к Печорину. Значение образов Казбича, Азамата, Бэлы. Неискушенный взгляд на Печорина Максимы Максимыча. Образ странствующего офицера | Знать сюжет и героев романа; понимать роль психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя, роль второстепенных героев. Уметь пересказывать и анализировать эпизоды романа. | Выборочное комментированное чтение. Беседа. | Характеристика Грушницкого и Вернера, пересказ эпизодов, вопросы и задания 7,9-10,12,17 (с.317-318). |
23 | | | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. | Урок изучения нового материала | Печорин как представитель «портрета поколения». «Журнал Печорина» как средство раскрытия характера героя. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». | Знать сюжет и героев романа; понимать роль психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя, роль второстепенных героев. Уметь пересказывать и анализировать эпизоды романа. | Выборочное комментированное чтение. Беседа. | Характеристика женских образов романа, вопросы и задания 14,18 (с.317-318). |
24 | | | Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина | Урок изучения нового материала | Значение дружбы в жизни человека. Печорин о дружбе. Отношения Печорина с Максимом Максимычем, Грушницким, доктором Вернером. Неспособность Печорина к дружбе | Знать сюжет и героев романа; понимать роль психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя, роль второстепенных героев. Уметь пересказывать и анализировать эпизоды романа. | Выборочное комментированное чтение. Беседа. | Сравнительная характеристика Онегина и Печорина. Наизусть фрагмент из дневника Печорина. |
25 | | | Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина | Урок изучения нового материала | Значение любви в жизни человека. Печорин и его взаимоотношения с ближними. Любовь-приключение (девушка-контрабандистка), любовь-игра (Мери), любовь-надежда (Бэла). Неспособность Печорина к любви | Знать определение понятий двойник, фаталист. Уметь пересказывать и анализировать эпизоды романа. | Выборочное комментированное чтение. Беседа. | Сообщения о роли в романе портрета, пейзажа, художественных средств, романтизма и реализма, задания 8,16 (с.317-318) |
26 | | | «Душа Печорина не каменистая почва…» | Обобщающий урок | Основные черты личности Печорина. Идейно-композиционные особенности романа, способствующие пониманию образа Печорина. | Знать сюжет и героев романа; понимать роль психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя, роль второстепенных героев. Уметь пересказывать и анализировать эпизоды романа. | Выборочное комментированное чтение. Беседа. | Подготовиться к контрольной работе по роману. |
27 | | | Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». | Практикум | Потрет и пейзаж как средства раскрытия психологии личности. Изобразительно-выразительные средства, их роль в романе. Черты романтизма и реализма в произведении. В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов о романе (сопоставление мнений критиков) | Знать сюжет и героев романа; понимать роль психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя, роль второстепенных героев. Уметь пересказывать и анализировать эпизоды романа. | Конспект критической статьи. | Вопросы и задания 1-5,15 (с317-318). |
28-29 | | | Классное сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова. | Урок контроля знаний. Развитие речи | Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Значение романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» | Уметь анализировать прозаические и поэтические произведения | Контрольная работа | Чтение вступительной статьи В.И.Коровина о Н.В.Гоголе (с.319-323), поэмы «Мертвые души», сообщение о жизни и творчестве писателя |
| | | Ф.М.Достоевский (2 часа) |
30 | | | Ф.М.Достоевский. Тип петербургского мечтателя в повести «Белые ночи». | Урок изучения нового материала | Слово о Ф.М.Достоевском. Обзор творчества писателя. Роман «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя». Развития понятия о жанре романа. Внутренний мир мечтателя | Знать и понимать внутренний мир героев, значение символов в романе. Уметь анализировать эпизоды прозаического произведения. | Лекция. Аналитическое чтение. Беседа. | Вопросы и задания 4-6 (с.389), 1-3 (с.390, рубрика «Обогащайте свою речь») |
31 | | | Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». | Комбинированный урок | Смена рассказчиков в романе. Время и пространство романа. Роль истории Настеньки в романе. Роль письма Настеньки в раскрытии авторского замысла. Символические образы в романе | Уметь анализировать эпизоды прозаического произведения. | Аналитическое чтение. Беседа. Сравнительный анализ произведений (домашнее задание) и аналитическое чтения текста. | Чтение статей о Л.Н.Толстом (с.3-13), сообщение о жизни и творчестве писателя, вопросы и задания (с.10, 13-14). (индивид) Главный герой трилогии Л.Н.Толстого. |
| | | ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА (30 часов) |
32 | | | Пути русской литературы ХХ века. | Урок изучения нового материала | Обзор русской литературы XX века: богатство и разнообразие жанров и направлений. Исторические потрясения XX века и их отражение в литературе и искусстве. Влияние исторических событий на судьбы русских писателей. Эмиграция. Трагическое разделение русской литературы. Тема Великой Отечественной войны и ее переосмысление в 50-70-е гг. | Знать произведения русских писателей ХХ века, влияние исторических событий на литературный процесс. | Конспект лекции. | Чтение вступительной статьи об А.П.Чехове (с.15-29), сообщение о жизни и творчестве писателя, чтение рассказов «Смерть чиновника», «Тоска», задание 1 (с.40, рубрика «Обогащайте свою речь») |
| | | А.П.Чехов (3 часа) |
33 | | | Эволюция образа главного героя в рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника». | Урок изучения нового материала | Слово об А.П.Чехове. Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Образ «маленького человека» в творчестве А..Чехова. Смысл названия рассказа. Соединение низкого и высокого, комического и трагического в рассказе | Знать сведения о жизни и творчестве А.П.Чехова, понимать смысл названия «футлярность». Уметь характеризовать героев и их поступки, прослеживать эволюцию образа «маленького человека». | Конспект лекции. Аналитическое чтение. Беседа. | Чтение статьи «В творческой лаборатории А.П.Чехова» (с.35-38), вопросы и задания 1-2, 5-11 (с.38-39), 2-5 (с.40). |
34 | | | Тема одиночества человека в мире в рассказе А.П.Чехова «Тоска». | Комбинированный урок | Тема одиночества человека в мире в рассказе «Тоска». Причина одиночества героя. Образ многолюдного города и его роль в рассказе | Знать содержание рассказа. Уметь характеризовать героев и их поступки. | Беседа | Повторениека изученного по произведениям А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова |
35 | | | Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века» | Урок развития речи | Обсуждение темы сочинения «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века» (на примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова). Составление плана, подбор материала | Уметь раскрывать тему сочинения, аргументировать свою точку зрения | Сочинение-рассуждение | Чтение Статьи «Русская литература XX века» (с.41-43), вопросы и задания (с.43). Чтение статей об И.А.Бунине (с.44-54), сообщение о жизни и творчестве писателя, чтение рассказа «Темные аллеи», вопросы и задания 1-6 (с.59-60), 2-4 (с.60), рубрика «Совершенствуйте свою речь») |
| | | И.А.Бунин (2 часа) |
36 | | | История любви Надежды и Николая Алексеевича в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи». | Урок изучения нового материала | Слово об И.А.Бунине. Обзор творчества писателя. История создания рассказа «Темные аллеи». Повествование о любви Надежды и Николая Алексеевича. | Знать сведения о жизни и творчестве И.А.Бунина, понимать роль деталей, пейзажа, портрета, звуковых образов в рассказе. | Лекция. Беседа. | Вопросы и задания 7-9 (с.60), 1,5 (с.60, рубрика «Совершенствуйте свою речь»). |
37 | | | Поэзия и проза русской усадьбы в рассказе «Темные аллеи». | Урок изучения нового материала | Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Мастерство писателя в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования. Психологизм прозы писателя. Драматизм, лаконизм рассказа. Художественные средства создания образов. | Знать сведения о жизни и творчестве И.А.Бунина, понимать роль деталей, пейзажа, портрета, звуковых образов в рассказе. Уметь анализировать произведение, определять его идею и тему, находить художественно–изобразительные средства в тексте. | Беседа. | Прочитать статью об А.А.Блоке (с.61-73), сообщение о жизни и творчестве поэта, вопросы и задания (с.74-75) |
| | | Русская поэзия Серебряного века – (8 часов) |
38 | | | Русская поэзия Серебряного века (обзор) | Урок изучения нового материала | Многообразие направлений, новаторские идеи, богатство образных средств в поэзии Серебряного века. | Знать определение понятия Серебряный век русской поэзии. Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворения | Лекция | Чтение статей об А.А.Блоке (с.61-73), сообщение о жизни и творчестве поэта, вопросы и задания (с.74-75). |
39 | | | Личность и творчество А.А.Блока. | Урок изучения нового материала | Слово об А.А.Блоке. Отражение взглядов, чувств, настроений поэта в его лирике. «Ветер принес издалека..», «О, весна без конца и без краю..», «О, я хочу безумно жить…». | Знать определение понятия Серебряный век русской поэзии. | Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. | Наизусть стихотворение (по выбору). |
40 | | | Высокие идеалы и предчувствие перемен в лирике А.А.Блока. | Урок изучения нового материала | Образы и ритмы поэта. Своеобразие лирических интонаций Блока. Понятие о символах. | Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворения. | Чтение наизусть. | Вопросы 7-9, 12 (с.96). |
41 | | | Тема Родины в лирике С.А.Есенина. | Урок изучения нового материала | Слово о С.А.Есенине. Россия – главная тема поэзии С.А.Есенина. Неразрывность судьбы поэта с родным домом. «Вот уж вечер», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…» | Знать сведения о жизни и творчестве С.А.Есенина . Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворения | Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. | Наизусть стихотворение о Родине (по выбору). |
42 | | | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.Есенина. | Комбинированный урок | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. Народно-песенная основа, напевность лирики С.А.Есенина. Элегическая грусть в стихотворении «Отговорила роща золотая…» Судьба поэта в эпоху исторических потрясений в стихотворении «Письмо к женщине». Ностальгические мотивы в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» Народно-песенная основа лирика С.Есенина. | Знать и понимать своеобразие темы Родины в стихотворениях поэта, настроения и чувства поэта, искренность, простоту, эмоциональность. | Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. | Наизусть стихотворение (по выбору). Сообщение (индивид.) о жизни и творчестве В.В.Маяковского, вопросы и задания (с.110). |
43 | | | Слово о поэте. В.Маяковский. | Урок изучения нового материала | Слово о В.В.Маяковском. Понятие о футуризме. Новаторство поэзии В.В.Маяковского. «Послушайте», «А вы могли бы?», «Люблю». | Знать сведения о жизни и творчестве В.В.Маяковского, содержание его стихотворения, особенности художественного метода поэта Уметь объяснять неологизмы, создавать словесные иллюстрации к стихотворениям. | Чтение наизусть. Лекция. | |
44 | | | Слово о поэте. В.Маяковский. «Послушайте», «А вы могли бы?», «Люблю». Своеобразие стиха. Словотворчество | Урок изучения нового материала | В.В.Маяковский о труде поэта. Своеобразие стиха, ритма, рифмы, интонаций | Знать сведения о жизни и творчестве В.В.Маяковского, содержание его стихотворения, особенности художественного метода поэта Уметь объяснять неологизмы, создавать словесные иллюстрации к стихотворениям | Чтение наизусть. Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. | Вопросы и задания 1-6 (с.117-118) |
45 | | | Подготовка к домашнему сочинению по произведениям поэтов Серебряного века | | | | | Написание сочинения. Чтение статей о М.А.Булгакове (с.111-117), пересказ |
| | | М.А.Булгаков (3 часа) |
46 | | | М.А.Булгаков «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество | Урок изучения нового материала | Слово о М.А.Булгакове. История создания и судьба повести «Собачье сердце». «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Идея переделки человеческой природы. Система образов повести | Знать сведения о жизни и творчестве М.А.Булгакова, теоретическое определение социально – философской сатиры. | Беседа. Аналитическое чтение. | Вопросы и задания рубрики «Поразмышляем над прочитанным» (с.118), озаглавливание глав повести цитатами |
47 | | | Поэтика повести, гуманистическая позиция автора. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести | Комбинированный урок | Поэтика повести. Мифологические и литературные источники сюжета. Смысл названия произведения. Мотив превращения, оборотничества в повести. Символика имен, названий, художественных деталей. Шариковы и швондеры как социальные типы, их живучесть | Знать нравственную проблематику и сатирический пафос пьесы, роль речевых характеристик героев. | Беседа. Тест. Работа по карточкам. | Чтение вступительной статьи о М.И.Цветаевой (с.119-124), вопросы и задания 3,6 (с.129), 2 (с.129, рубрика «Обогащайте свою речь») |
| | | М.И.Цветаева (2 часа) |
48 | | | М.И.Цветаева. Слово о поэте. Слово о поэзии, любви и жизни. Особенности поэзии Цветаевой | Урок изучения нового материала | Слово о М.И.Цветаевой. Мотивы и настроения лирики. Своеобразие стиха, ритма, рифмы, интонаций. Беспощадная искренность и свежесть чувства в стихотворениях. «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…». | Знать определение понятия Серебряный век русской поэзии. Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворений. | Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. | Вопросы и задания 1-2, 4-5,7 (с.128-129), 1 (с.129, рубрика «Обогащайте свою речь»). Наизусть стихотворение (по выбору). |
49 | | | Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». | Развитие речи | Тема Родины, острое чувство России, ее природы, истории, национального характера в стихотворениях о Москве. Мотивы странничества, восхищение столицей, ощущение Москвы как святыни Отечества в «Стихах о Москве». Образ России в лирическом цикле «Родина». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта | Знать и понимать своеобразие лирической героини | Чтение наизусть. Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. | Чтение статей об Ахматовой (с.130-1410, вопросы и задания 1,3,5 (с.146-147), 2-3 (с.147, рубрика «Совершенствуйте свою речь») |
| | | А.А.Ахматова (2 часа) |
50 | | | Слово о поэте. А.А.Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике поэта | Урок изучения нового материала | Слово о поэте. А.А.Ахматова о себе. Сюжетность, балладность лирики А.А.Ахматовой. Фольклорные мотивы в стихотворениях | Знать сведения о жизни и творчестве А.А.Ахматовой, основные мотивы ее лирики | Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. | Вопросы и задания 2,4,6-7 (с.146-147), 1 (с.147, рубрика «Совершенствуйте свою речь»). |
51 | | | Стихи Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэзии А.А.Ахматовой. | Комбинированный урок | Особенности поэтики А.А.Ахматовой. Масштабность поэтической мысли, гармоническая точность стиха, афористичность, многообразие лирических тем в творчестве А.А.Ахматовой. Образ города Петра в «Стихах о Петербурге». Особенности поэтики А.А.Ахматовой. | Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворений. | Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. | Наизусть стихотворение (по выбору). Вопросы и задания (с.165-166) |
| | | Н.А.Заболоцкий (1 час) |
52 | | | Н. А. Заболоцкий. Жизнь и творчество. Тема гармонии человека с природой, любви и смерти в лирике Н.А.Заболоцкого. Стихотворения «О красоте человеческих лиц», «Завещание». | Урок изучения нового материала | Слово о Н.А.Заболоцком. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Традиции русской поэзии в творчестве поэта. Философский характер, метафоричность лирики. | Знать сведения о жизни и творчестве Н.А. Заболоцкого. Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворения. | Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. | Наизусть стихотворение (по выбору). Чтение вступительной статьи о М.А.Шолохове (с.167-170), рассказа «Судьба человека», вопросы и задания 1-4 (с.193). |
| | | М.А.Шолохов (2 часа) |
53 | | | Судьба человека и судьба Родины в рассказе М.А.Шолохова. | Урок изучения нового материала | Слово о М.А.Шолохове. Смысл названия рассказа «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. Тема народного подвига, непобедимости человека. Образ главного героя. Особенности национального характера | Знать и понимать смысл названия рассказа, идейно – художественный смысл произведения, позицию автора, его нравственные идеалы | | Вопросы 5-7 (с.193). |
54 | | | Автор и рассказчик в рассказе «Судьба человека». | Комбинированный урок | Особенности композиции. Сказовая манера повествования. Противопоставление жизни и весны смерти и войне, добра и справедливости, жестокости и бесчеловечности. | Уметь выборочно пересказывать текст, определять его тему и идею, характеризовать героя и его поступки | | Чтение статей о Б.Л.Пастернаке (с.194-207), вопросы и задания (с.207). |
| | | Б.Л.Пастернак (1 часа) |
55 | | | Вечность и современность в стихах Б.Л.Пастернака о любви и природе. | Урок изучения нового материала | Слово о Б.Л.Пастернаке. Многообразие талантов Б.Л.Пастернака. Вечность и современность в стихах о природе и любви. Стремление проникнуть в существо и тайны бытия в стихотворении «Во всем мне хочется дойти…» | Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворения | Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. | Чтение вступительной статьи об А.Т.Твардовском (с.208-221), сообщение о жизни и творчестве поэта (рубрика «Развивайте свою речь», с.230-232), вопросы и задания 3-6 (с.230). Наизусть стихотворение (по выбору). |
| | | А.Т.Твардовский (2 часа) |
56 | | | Раздумья о Родине в лирике А.Т.Твардовского. | Урок изучения нового материала | Слово об А.Т.Твардовском. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Одухотворение природы, ощущение радости бытия в стихотворениях «Урожай», «Весенние строчки». Философские размышления об истинных жизненных ценностях в стихотворении «О сущем». | Знать сведения о жизни и творчестве А.Т.Твардовско-го. Понимать своеобразие темы Родины в стихотворениях поэта, настроения и чувства поэта, искренность, простоту, эмоциональность. | Рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворений, их анализ. | Чтение рубрики «Поразмышляем над прочитанным» (с.226-229), выразительное чтение стихотворения А.Т.Твардовского «Я убит подо Ржевом…», вопросы и задания 1-2,7 (с. 230) |
57 | | | Проблемы и интонации стихотворений А.Т.Твардовского о войне. | Комбинированный урок | Проблемы и интонации стихотворений А.Т.Твардовского о войне. История создания стихотворения «Я убит подо Ржевом…». Историческая справка о боях подо Ржевом летом 1942г. Незатихающая боль утраты, чувство вины, ответственности в стихотворении «Я знаю, никакой моей вины…» | Уметь анализировать стихотворения, определять его идею и тему, находить художественно –изобразительные средства в тексте | Выразительное чтение стихотворений, их анализ. | Наизусть стихотворение (по выбору). Отзыв о прочитанной повести (к внекл.чтению). |
58-59 | | | Внеклассное чтение «А зори здесь тихие» или В.В.Быков. «Сотников», «Обелиск». | Урок внеклассного чтения | «Лейтенантская» проза. Будни войны. Нравственный выбор героев. | Знать и понимать смысл названия повестей, их гуманистический и патриотический пафос. Уметь высказывать свое мнение о самостоятельно прочитанном произведении. | Беседа | Прочитать рассказ «Матренин двор». (индивид.) Жизненный и творческий путь А.И.Солженицына. |
60-61 | | | Сочинение по произведениям о Великой Отечественной войне | | | | | |
| | | А.И.Солженицын (2 часа) |
62 | | | Картины послевоенной деревни в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор». | Урок изучения нового материала | Слово об А.И.Солженицыне. Обзор творчества писателя. Картины послевоенной деревни. Разрушение советской деревни, деградация крестьянства. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. Нравственная проблематика в рассказе | Знать и понимать смысл названия рассказа, его гуманистический пафос | Аналитическое чтение рассказа. Беседа. | Чтение статьи «В творческой лаборатории А.И.Солженицына (с.226-229), вопросы и задания 1-8,10 (с.280-281). |
63 | | | Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». | Комбинированный урок | Прототип образа Матрены – характерный народный тип русской крестьянки. Самоотверженность, подвижничество Матрены, трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи. Смысл финала рассказа. | Знать и понимать идейный смысл рассказа, определение рассказа - притчи | Беседа. Тест. | Подготовить групповые выступления по теме «Песни и романсы»(семинар), прочитать статьи в учебнике (с.297-301). |
| | | Внеклассное чтение (2 часа) |
64-65 | | | Внеклассное чтение. Рассказы Ф.Абрамова («Пелагея», «Алька») или повесть В.Г.Распутина «Женский разговор». | Урок внеклассного чтения | Нравственный выбор героев. | Знать и понимать смысл названия повестей, их гуманистический пафос. Уметь высказывать свое мнение о самостоятельно прочитанном произведении. | Беседа | Написать рецензию на прочитанный рассказ. |
| | | Романсы и песни на слова русских писателей ХIХ -ХХ веков (1 часа) |
66 | | | Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков | Развитие речи | Понятие о жанре романса. История русского романса, его особенности. Поэтическая основа романса. Разновидности русского романса | Уметь анализировать произведение, определять его идею и тему, находить художественно –изобразительные средства в тексте | Конспект выступлений творческих групп | Чтение раздела «Романсы и песни на слова русских писателей XIX – XX веков (с.282-302), вопросы и задания (с.286, 297,300,302) |
| | | ОБОБЩАЮЩИЕ УРОКИ, РЕКОМЕНДАЦИЯ КНИГ НА ЛЕТО (2 часа) |
67 | | | Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоговое тестирование | Урок контроля знаний | Обобщение изученного за год. Сквозные темы и гуманистические идеи русской литературы. Типы «лишних людей». Русская литература в мировом процессе. | Знать содержание и героев прочитанных произведений | Итоговый тест по программе 9 класса. | Читательский дневник. |
68 | | | Подведение итогов года. Литература для чтения летом. | Комбинированный урок | Обобщение изученного за год. Сквозные темы и гуманистические идеи русской литературы. Русская литература в мировом процессе. Рекомендации для летнего чтения. | Уметь строить развернутые высказывания на основе прочитанного текста. | Беседа | Читательский дневник. |