СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование уроков по предмету "Родная литература" в 7 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование уроков по предмету "Родная литература" для 7 класса с использованием УМК В.Я.Коровиной и др.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование уроков по предмету "Родная литература" в 7 классе»

Календарно-тематическое планирование уроков по курсу «Родная литература» для 9 класса

УМК В. Я. Коровиной (68 часов, 2 урока в неделю) 2018-2019 учебный год

уро-ка

Дата

Тема урока

Тип урока

Планируемые виды деятельности

Планируемые виды деятельности

(содержание, контроль)

Вид

контроля

Домашнее задание

План

Факт

А.С.Пушкин (17 часов)

1



А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина

Урок изучения нового материала

Слово об А.С.Пушкине (сообщения учащихся). Михайловское в судьбе поэта. Обзор творчества А.С.Пушкина. Лицейская лирика. Друзья и дружба в лирике поэта.

Знать сведения о жизни и творчестве А.С.Пушкина, его поэтические и прозаические произведения.

Уметь строить аргументированные высказывания.

Беседа. Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений.

Выразительное чтение стихотворений А.С.Пушкина «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар», вопросы и задания (с.175,178,184).


2



Лирика петербургского периода. Проблема свободы, служения Родине в лирике Пушкина.

Урок изучения нового материала

Лирика А.С.Пушкина петербургского периода. Сочетание личной и гражданской тем в дружеском послании «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Отчизне. Стихотворение «К морю». Образ моря как символ свободы. Трагические противоречия бытия и общества в стихотворении «Анчар». Осуждение деспотизма, бесчеловечности.

Знать основные периоды творчества поэта, прослеживать смену настроений лирического героя, находить тропы

Уметь строить анализировать стихотворение, выразительно читать поэтический текст.

Анализ лирики.


Выразительное чтение стихотворений А.С.Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я Вас любил…», вопросы и задания (с.188)

Наизусть стихотворение из лирики петербургского периода.

3



Любовь как гармония душ в любовной лирике А.С.Пушкина.

Урок изучения нового материала

Обзор любовной лирики А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики поэта. Искренность, непосредственность, чистота, глубина чувства, выраженные в лирических стихотворениях. («На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…»


Знать основные периоды творчества поэта, прослеживать смену настроений лирического героя, находить тропы и фигуры.

Уметь строить анализировать стихотворение, выразительно читать поэтический текст.

Анализ любовной лирики. Чтение наизусть.


Выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина («Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»), вопросы и задания 1-3 (с.180), 1-4,7 (с.194-195).

Наизусть стихотворение из любовной лирики.

4



Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.

Урок изучения нового материала

Стихотворение «Пророк» - программное произведение А.С.Пушкина. Служение поэзии, родственное служению Пророка. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Знать основные темы и содержание лирических произведений поэта.

Уметь анализировать стихотворения, определять тему и идею произведения.

Чтение и анализ стихотворений. Выразительное чтение наизусть.

Наизусть стихотворение из лирики о назначении поэта и поэзии.

5



Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения.

Практикум

Размышления о смысле жизни, назначении поэта, сути поэзии.

Знать основные темы и содержание лирических произведений поэта.

Уметь анализировать стихотворения, определять тему и идею произведения.

Чтение и анализ стихотворений. Выразительное чтение наизусть.

Выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина «Бесы», вопросы и задания 1-3 (с.192), 5-6,9,11 (с.195).

6



Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, лирике А.С.Пушкина.

Урок контроля знаний

Обучение анализу стихотворения. Общественно-философский и исторический смысл стихотворения «Бесы». Роль образа дороги в композиции стихотворения. Тема заблудшего человека в произведении.

Уметь применять полученные теоретические знания на практике.

Письменный анализ стихотворений.

Чтение поэмы А.С.Пушкина «Цыганы», вопросы и задания 1-8 (с.198-199).

7



А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко

Урок внеклассного чтения

«Цыганы» как романтическая поэма. Обобщенный характер молодого человека начала XIX века. Герои поэмы. Темы свободы и любви в произведении.

Знать историю создания, сюжет и героев поэмы.

Уметь воспринимать сюжет и образы героев в традиции романтизма. Определять тему, идею, элементы композиции.

Чтение и анализ.

Чтение «маленькой трагедии» А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери», вопросы и задания 1-4 (с.214).

8



История создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментированное чтение 1 главы.

Урок изучения нового материала

Понятие о реализме. История создания романа «Евгений Онегин». Замысел и композиция романа. Сюжет и жанр. Особенности романа в стихах. Онегинская строфа. Система образов романа.

Знать историю создания, сюжет и героев романа

Уметь воспринимать текст романа. Определять его тему, идею, элементы композиции.

Лекция. Комментирован-ное чтение

Рассказ «День Онегина»

Сравнительная характеристика Евгения Онегина и Владимира Ленского, вопросы и задания 1-3, 7 (с.247-248).

9



Онегин и Ленский. Типическое и индивидуальное в судьбах Онегина и Ленского

Комбинированный урок

Типическое и индивидуальное в образах Евгения Онегина и Владимира Ленского. Юность героев. «Русская хандра» Онегина. Противоречивость образа Ленского. Вера Ленского в идеалы. Любовь Онегина и любовь Ленского. Роль эпизода дуэли в романе.

Знать и понимать противоречивость характеров героев

Уметь составлять устный рассказ о героях и давать нравственную оценку их поступкам.

Монологический ответ. Цитирование.

Сравнительная характеристика.


Характеристика Татьяны, вопросы и задания 5 (1), 8(1), 9 (с.248).

Наизусть отрывок «Письмо Татьяны» или «Письмо Онегина».

10



Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

Урок изучения нового материала

Татьяна – «милый идеал» А.С.Пушкина. «Русская душа» Татьяны, ее естественность, близость к природе. Роль фольклорных образов. Роль образа няни. Соединение в образе Татьяны народной традиции с высокой дворянской культурой. Сопоставительная характеристика Татьяны и Ольги.

Знать и понимать значение образа Татьяны романе.

Уметь создавать словесные портреты героев.

Беседа.

Вопросы и задания 8(2), 5(2-3) (с.248)

11



Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.

Комбинированный урок

Анализ писем Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне. Значение писем в раскрытии внутреннего мира героев. Непосредственность чувств в письме Татьяны.

Знать содержание писем Татьяны и Онегина.

Уметь выразительно читать наизусть тексты писем, давать их сравнительную характеристику.

Чтение наизусть.

Беседа.

Вопросы 4, 6, 15 (с.248-249).

12



Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Комбинированный урок

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Язык романа. Простота языка, искренность и глубина чувств и мыслей в лирических отступлениях. Роль лирических отступлений в придании повествованию достоверности.

Уметь прослеживать развитие образа автора в романе; составлять устный рассказ о героях и давать нравственную оценку их поступкам.

Беседа.

Поиск примеров отображения пушкинской эпохи в романе, вопросы и задания

10,16 (c. 248-249)

13



«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни.

Урок обобщения

Отражение исторической эпохи в романе «Евгений Онегин». Своеобразие романа (необычность композиции, отсутствие романных штампов, реализм, саморазвитие характеров). Реальное и условное пространство романов.

Уметь выделять приметы пушкинской эпохи и давать их сравнительные характеристики (Петербург – Москва; Петербург – деревня).

Составление цитатного или тезисного плана.

Чтение статьи В.Г.Белинского «Сочинения Александра Пушкина», статьи «В творческой лаборатории Пушкина» (с.242-247), вопросы и задания рубрики


14



Пушкинский роман в зеркале критики. Подготовка к сочинению по роману А.Пушкина «Евгений Онегин».

Урок развития речи

Цели и задачи критической литературы. Статья В.Г.Белинского «Сочинения Александра Пушкина». В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, Ф.М.Достоевский, Роман А.С.Пушкина и опера П.И.Чайковского.

Знать оценку романа в критике.

Уметь определять ключевые идеи критических работ, аргументировать свою точку зрения.

Конспект критической статьи. Сочинение.

Прочитать «Моцарт и Сальери»,

вопросы и задания 1-4, с. 214.

15



Проблема «гения и злодейства» в трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери».

Урок внеклассного чтения

«Маленькие трагедии» А.С.Пушкина. Условность образов Моцарта и Сальери. Противопоставление образов героев: «сын гармонии» Моцарт и «чадо праха» Сальери. Проблема «гения и злодейства».

Знать сюжет и героев трагедии; понимать позицию автора.

Сочинение

Сочинение


16-17



Классное сочинение по творчеству А. С. Пушкина

Урок контроля



Сочинение

чтение вступительной статьи о М.Ю.Лермонтове

(с.250-251), задания (с.252), сообщение о жизни и творчестве поэта




М.Ю.Лермонтов- 12 часов

18



Мотив вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова («Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно»).

Урок изучения нового материала

Слово о М.Ю.Лермонтове. Конфликт поэта с миропорядком, Мотивы вольности и одиночества в стихотворениях «Парус», «И скучно, и грустно…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва»

Знать сведения о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, основные мотивы его лирики

Лекция. Анализ и выразительное чтение стихотворений.

Чтение статьи «Два поэтических мира» (с.252-253), фрагмента статьи «В творческой лаборатории М.Ю.Лермонтова» (с.252-267, 282-283).

Вопросы и задания (с.254,260,283).

Наизусть стихотворение (по выбору учащегося).

19



Образ поэта-пророка в лирике поэта. «Смерть поэта», «Пророк», «Я жить хочу…»

Урок изучения нового материала

Конфликт поэта с окружающим миром в стихотворении «Смерть поэта». Образ поэта-пророка в стихотворении «Пророк»

Знать и понимать философский смысл стихотворения, позицию автора.

Уметь анализировать стихотворение, определять его идею и тему, находить художественно –изобразительные средства в тексте.

Чтение стихотворения наизусть.

Выразительное чтение стихотворений.

Анализ стихотворения «Дума» по вопросам.

20



Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова («Дума», Предсказание», «Родина»). Подготовка к домашнему сочинению по лирике Лермонтова М. Ю.

Урок изучения нового материала

Развитие речи

Тема России и ее своеобразие. Характер лирического героя и его поэзии. «Странная» любовь к Отчизне в стихотворении «Родина».

Знать и понимать философский смысл стихотворения, позицию автора.

Уметь анализировать стихотворение, определять его идею и тему, находить художественно –изобразительные средства в тексте.

Анализ и выразительное чтение стихотворений.

Чтение романа «Герой нашего времени», фрагмента статьи «В творческой лаборатории М.Ю.Лермонтова» (с.315-317). Написать домашнее сочинение

Наизусть стихотворение «Родина».

21



«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания

Урок изучения нового материала

«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания романа. Особенности жанра романа. Традиции романтической повести. Своеобразие композиции, ее роль в раскрытии характера Печорина. Незаурядная личность героя

Знать сюжет и героев романа;понимать роль психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя, роль второстепенных героев

Чтение стихотворения наизусть.

Чтение статьи «О романе «Герой нашего времени» (с.288-315), вопросы 6,11-12 (с.317).

22



Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч».

Урок изучения нового материала

Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». Отношение горцев к Печорину. Значение образов Казбича, Азамата, Бэлы. Неискушенный взгляд на Печорина Максимы Максимыча. Образ странствующего офицера

Знать сюжет и героев романа; понимать роль психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя, роль второстепенных героев.

Уметь пересказывать и анализировать эпизоды романа.

Выборочное комментированное чтение. Беседа.

Характеристика Грушницкого и Вернера, пересказ эпизодов, вопросы и задания 7,9-10,12,17 (с.317-318).

23



«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

Урок изучения нового материала

Печорин как представитель «портрета поколения». «Журнал Печорина» как средство раскрытия характера героя. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

Знать сюжет и героев романа; понимать роль психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя, роль второстепенных героев.

Уметь пересказывать и анализировать эпизоды романа.

Выборочное комментированное чтение. Беседа.

Характеристика женских образов романа, вопросы и задания 14,18 (с.317-318).

24



Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина

Урок изучения нового материала

Значение дружбы в жизни человека. Печорин о дружбе. Отношения Печорина с Максимом Максимычем, Грушницким, доктором Вернером. Неспособность Печорина к дружбе

Знать сюжет и героев романа; понимать роль психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя, роль второстепенных героев.

Уметь пересказывать и анализировать эпизоды романа.

Выборочное комментированное чтение. Беседа.

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина.

Наизусть фрагмент из дневника Печорина.

25



Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина

Урок изучения нового материала

Значение любви в жизни человека. Печорин и его взаимоотношения с ближними. Любовь-приключение (девушка-контрабандистка), любовь-игра (Мери), любовь-надежда (Бэла). Неспособность Печорина к любви

Знать определение понятий двойник, фаталист.

Уметь пересказывать и анализировать эпизоды романа.

Выборочное комментированное чтение. Беседа.

Сообщения о роли в романе портрета, пейзажа, художественных средств, романтизма и реализма, задания 8,16 (с.317-318)

26



«Душа Печорина не каменистая почва…»

Обобщающий урок

Основные черты личности Печорина. Идейно-композиционные особенности романа, способствующие пониманию образа Печорина.

Знать сюжет и героев романа; понимать роль психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя, роль второстепенных героев.

Уметь пересказывать и анализировать эпизоды романа.

Выборочное комментированное чтение. Беседа.

Подготовиться к контрольной работе по роману.

27



Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».




Практикум

Потрет и пейзаж как средства раскрытия психологии личности. Изобразительно-выразительные средства, их роль в романе. Черты романтизма и реализма в произведении. В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов о романе (сопоставление мнений критиков)

Знать сюжет и героев романа; понимать роль психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя, роль второстепенных героев.

Уметь пересказывать и анализировать эпизоды романа.

Конспект критической статьи.

Вопросы и задания 1-5,15 (с317-318).

28-29



Классное сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова.

Урок контроля знаний.

Развитие речи

Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Значение романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Уметь анализировать прозаические и поэтические произведения

Контрольная работа

Чтение вступительной статьи В.И.Коровина о Н.В.Гоголе (с.319-323), поэмы «Мертвые души», сообщение о жизни и творчестве писателя




Ф.М.Достоевский (2 часа)

30



Ф.М.Достоевский. Тип петербургского мечтателя в повести «Белые ночи».

Урок изучения нового материала

Слово о Ф.М.Достоевском. Обзор творчества писателя. Роман «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя». Развития понятия о жанре романа. Внутренний мир мечтателя

Знать и понимать внутренний мир героев, значение символов в романе.

Уметь анализировать эпизоды прозаического произведения.

Лекция. Аналитическое чтение. Беседа.

Вопросы и задания 4-6 (с.389), 1-3 (с.390, рубрика «Обогащайте свою речь»)

31



Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи».

Комбинированный урок

Смена рассказчиков в романе. Время и пространство романа. Роль истории Настеньки в романе. Роль письма Настеньки в раскрытии авторского замысла. Символические образы в романе

Уметь анализировать эпизоды прозаического произведения.

Аналитическое чтение. Беседа. Сравнительный анализ произведений (домашнее задание) и аналитическое чтения текста.


Чтение статей о Л.Н.Толстом (с.3-13), сообщение о жизни и творчестве писателя, вопросы и задания (с.10, 13-14).

(индивид) Главный герой трилогии Л.Н.Толстого.




ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА (30 часов)

32



Пути русской литературы ХХ века.

Урок изучения нового материала

Обзор русской литературы XX века: богатство и разнообразие жанров и направлений. Исторические потрясения XX века и их отражение в литературе и искусстве. Влияние исторических событий на судьбы русских писателей. Эмиграция. Трагическое разделение русской литературы. Тема Великой Отечественной войны и ее переосмысление в 50-70-е гг.

Знать произведения русских писателей ХХ века, влияние исторических событий на литературный процесс.

Конспект лекции.

Чтение вступительной статьи об А.П.Чехове (с.15-29), сообщение о жизни и творчестве писателя, чтение рассказов «Смерть чиновника», «Тоска», задание 1 (с.40, рубрика «Обогащайте свою речь»)




А.П.Чехов (3 часа)

33



Эволюция образа главного героя в рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника».

Урок изучения нового материала

Слово об А.П.Чехове. Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Образ «маленького человека» в творчестве А..Чехова. Смысл названия рассказа. Соединение низкого и высокого, комического и трагического в рассказе

Знать сведения о жизни и творчестве А.П.Чехова, понимать смысл названия «футлярность».

Уметь характеризовать героев и их поступки, прослеживать эволюцию образа «маленького человека».

Конспект лекции.

Аналитическое чтение. Беседа.

Чтение статьи «В творческой лаборатории А.П.Чехова» (с.35-38), вопросы и задания 1-2, 5-11 (с.38-39), 2-5 (с.40).

34



Тема одиночества человека в мире в рассказе А.П.Чехова «Тоска».

Комбинированный урок

Тема одиночества человека в мире в рассказе «Тоска». Причина одиночества героя. Образ многолюдного города и его роль в рассказе

Знать содержание рассказа.

Уметь характеризовать героев и их поступки.

Беседа

Повторениека изученного по произведениям А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова

35



Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века»

Урок развития речи

Обсуждение темы сочинения «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века» (на примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова). Составление плана, подбор материала

Уметь раскрывать тему сочинения, аргументировать свою точку зрения

Сочинение-рассуждение

Чтение Статьи «Русская литература XX века» (с.41-43), вопросы и задания (с.43). Чтение статей об И.А.Бунине (с.44-54), сообщение о жизни и творчестве писателя, чтение рассказа «Темные аллеи», вопросы и задания 1-6 (с.59-60), 2-4 (с.60), рубрика «Совершенствуйте свою речь»)




И.А.Бунин (2 часа)

36



История любви Надежды и Николая Алексеевича в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи».


Урок изучения нового материала

Слово об И.А.Бунине. Обзор творчества писателя. История создания рассказа «Темные аллеи». Повествование о любви Надежды и Николая Алексеевича.


Знать сведения о жизни и творчестве И.А.Бунина, понимать роль деталей, пейзажа, портрета, звуковых образов в рассказе.

Лекция. Беседа.

Вопросы и задания 7-9 (с.60), 1,5 (с.60, рубрика «Совершенствуйте свою речь»).


37



Поэзия и проза русской усадьбы в рассказе «Темные аллеи».

Урок изучения нового материала

Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Мастерство писателя в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования. Психологизм прозы писателя. Драматизм, лаконизм рассказа. Художественные средства создания образов.

Знать сведения о жизни и творчестве И.А.Бунина, понимать роль деталей, пейзажа, портрета, звуковых образов в рассказе.

Уметь анализировать произведение, определять его идею и тему, находить художественно–изобразительные средства в тексте.

Беседа.

Прочитать статью об А.А.Блоке (с.61-73), сообщение о жизни и творчестве поэта, вопросы и задания (с.74-75)




Русская поэзия Серебряного века – (8 часов)

38



Русская поэзия Серебряного века (обзор)


Урок изучения нового материала

Многообразие направлений, новаторские идеи, богатство образных средств в поэзии Серебряного века.


Знать определение понятия Серебряный век русской поэзии.

Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворения

Лекция

Чтение статей об А.А.Блоке (с.61-73), сообщение о жизни и творчестве поэта, вопросы и задания (с.74-75).


39



Личность и творчество А.А.Блока.

Урок изучения нового материала

Слово об А.А.Блоке. Отражение взглядов, чувств, настроений поэта в его лирике. «Ветер принес издалека..», «О, весна без конца и без краю..», «О, я хочу безумно жить…».

Знать определение понятия Серебряный век русской поэзии.


Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений.

Наизусть стихотворение (по выбору).

40



Высокие идеалы и предчувствие перемен в лирике А.А.Блока.

Урок изучения нового материала

Образы и ритмы поэта. Своеобразие лирических интонаций Блока. Понятие о символах.

Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворения.

Чтение наизусть.


Вопросы 7-9, 12 (с.96).


41



Тема Родины в лирике С.А.Есенина.

Урок изучения нового материала

Слово о С.А.Есенине. Россия – главная тема поэзии С.А.Есенина. Неразрывность судьбы поэта с родным домом. «Вот уж вечер», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…»

Знать сведения о жизни и творчестве С.А.Есенина .

Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворения

Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений.

Наизусть стихотворение о Родине (по выбору).

42



Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.Есенина.

Комбинированный урок

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. Народно-песенная основа, напевность лирики С.А.Есенина. Элегическая грусть в стихотворении «Отговорила роща золотая…» Судьба поэта в эпоху исторических потрясений в стихотворении «Письмо к женщине». Ностальгические мотивы в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» Народно-песенная основа лирика С.Есенина.

Знать и понимать своеобразие темы Родины в стихотворениях поэта, настроения и чувства поэта, искренность, простоту, эмоциональность.

Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений.

Наизусть стихотворение (по выбору).


Сообщение (индивид.) о жизни и творчестве В.В.Маяковского, вопросы и задания (с.110).

43



Слово о поэте. В.Маяковский.

Урок изучения нового материала

Слово о В.В.Маяковском. Понятие о футуризме. Новаторство поэзии В.В.Маяковского. «Послушайте», «А вы могли бы?», «Люблю».

Знать сведения о жизни и творчестве В.В.Маяковского, содержание его стихотворения, особенности художественного метода поэта

Уметь объяснять неологизмы, создавать словесные иллюстрации к стихотворениям.

Чтение наизусть.

Лекция.



44



Слово о поэте. В.Маяковский. «Послушайте», «А вы могли бы?», «Люблю». Своеобразие стиха. Словотворчество

Урок изучения нового материала

В.В.Маяковский о труде поэта. Своеобразие стиха, ритма, рифмы, интонаций

Знать сведения о жизни и творчестве В.В.Маяковского, содержание его стихотворения, особенности художественного метода поэта

Уметь объяснять неологизмы, создавать словесные иллюстрации к стихотворениям

Чтение наизусть.

Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений.

Вопросы и задания 1-6 (с.117-118)

45



Подготовка к домашнему сочинению по произведениям поэтов Серебряного века





Написание сочинения. Чтение статей о М.А.Булгакове (с.111-117), пересказ




М.А.Булгаков (3 часа)

46



М.А.Булгаков «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество

Урок изучения нового материала

Слово о М.А.Булгакове. История создания и судьба повести «Собачье сердце». «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Идея переделки человеческой природы. Система образов повести

Знать сведения о жизни и творчестве М.А.Булгакова, теоретическое определение социально – философской сатиры.

Беседа. Аналитическое чтение.

Вопросы и задания рубрики «Поразмышляем над прочитанным» (с.118), озаглавливание глав повести цитатами

47



Поэтика повести, гуманистическая позиция автора. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести

Комбинированный урок

Поэтика повести. Мифологические и литературные источники сюжета. Смысл названия произведения. Мотив превращения, оборотничества в повести. Символика имен, названий, художественных деталей. Шариковы и швондеры как социальные типы, их живучесть

Знать нравственную проблематику и сатирический пафос пьесы, роль речевых характеристик героев.

Беседа. Тест. Работа по карточкам.

Чтение вступительной статьи о М.И.Цветаевой (с.119-124), вопросы и задания 3,6 (с.129), 2 (с.129, рубрика «Обогащайте свою речь»)





М.И.Цветаева (2 часа)

48



М.И.Цветаева. Слово о поэте. Слово о поэзии, любви и жизни. Особенности поэзии Цветаевой


Урок изучения нового материала

Слово о М.И.Цветаевой. Мотивы и настроения лирики. Своеобразие стиха, ритма, рифмы, интонаций. Беспощадная искренность и свежесть чувства в стихотворениях. «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…».

Знать определение понятия Серебряный век русской поэзии.

Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворений.

Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений.

Вопросы и задания 1-2, 4-5,7 (с.128-129), 1 (с.129, рубрика «Обогащайте свою речь»).

Наизусть стихотворение (по выбору).


49



Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве».

Развитие речи

Тема Родины, острое чувство России, ее природы, истории, национального характера в стихотворениях о Москве. Мотивы странничества, восхищение столицей, ощущение Москвы как святыни Отечества в «Стихах о Москве». Образ России в лирическом цикле «Родина». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта

Знать и понимать своеобразие лирической героини

Чтение наизусть.

Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений.

Чтение статей об Ахматовой (с.130-1410, вопросы и задания 1,3,5 (с.146-147), 2-3 (с.147, рубрика «Совершенствуйте свою речь»)




А.А.Ахматова (2 часа)

50



Слово о поэте. А.А.Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике поэта

Урок изучения нового материала

Слово о поэте. А.А.Ахматова о себе. Сюжетность, балладность лирики А.А.Ахматовой. Фольклорные мотивы в стихотворениях

Знать сведения о жизни и творчестве А.А.Ахматовой, основные мотивы ее лирики

Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений.

Вопросы и задания 2,4,6-7 (с.146-147), 1 (с.147, рубрика «Совершенствуйте свою речь»).


51



Стихи Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэзии А.А.Ахматовой.



Комбинированный урок

Особенности поэтики А.А.Ахматовой. Масштабность поэтической мысли, гармоническая точность стиха, афористичность, многообразие лирических тем в творчестве А.А.Ахматовой. Образ города Петра в «Стихах о Петербурге». Особенности поэтики А.А.Ахматовой.

Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворений.



Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений.

Наизусть стихотворение (по выбору). Вопросы и задания (с.165-166)





Н.А.Заболоцкий (1 час)

52



Н. А. Заболоцкий. Жизнь и творчество. Тема гармонии человека с природой, любви и смерти в лирике Н.А.Заболоцкого. Стихотворения «О красоте человеческих лиц», «Завещание».

Урок изучения нового материала

Слово о Н.А.Заболоцком. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Традиции русской поэзии в творчестве поэта. Философский характер, метафоричность лирики.

Знать сведения о жизни и творчестве Н.А. Заболоцкого.

Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворения.

Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений.

Наизусть стихотворение (по выбору).

Чтение вступительной статьи о М.А.Шолохове (с.167-170), рассказа «Судьба человека», вопросы и задания 1-4 (с.193).




М.А.Шолохов (2 часа)

53



Судьба человека и судьба Родины в рассказе М.А.Шолохова.

Урок изучения нового материала

Слово о М.А.Шолохове. Смысл названия рассказа «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. Тема народного подвига, непобедимости человека. Образ главного героя. Особенности национального характера

Знать и понимать смысл названия рассказа, идейно – художественный смысл произведения, позицию автора, его нравственные идеалы


Вопросы 5-7 (с.193).

54



Автор и рассказчик в рассказе «Судьба человека».

Комбинированный урок

Особенности композиции. Сказовая манера повествования. Противопоставление жизни и весны смерти и войне, добра и справедливости, жестокости и бесчеловечности.

Уметь выборочно пересказывать текст, определять его тему и идею, характеризовать героя и его поступки


Чтение статей о Б.Л.Пастернаке (с.194-207), вопросы и задания (с.207).




Б.Л.Пастернак (1 часа)

55



Вечность и современность в стихах Б.Л.Пастернака о любви и природе.

Урок изучения нового материала

Слово о Б.Л.Пастернаке. Многообразие талантов Б.Л.Пастернака. Вечность и современность в стихах о природе и любви. Стремление проникнуть в существо и тайны бытия в стихотворении «Во всем мне хочется дойти…»

Уметь прослеживать изменения в настроении, интонации, ритме стихотворения

Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений.

Чтение вступительной статьи об А.Т.Твардовском (с.208-221), сообщение о жизни и творчестве поэта (рубрика «Развивайте свою речь», с.230-232), вопросы и задания 3-6 (с.230).

Наизусть стихотворение (по выбору).




А.Т.Твардовский (2 часа)

56



Раздумья о Родине в лирике А.Т.Твардовского.

Урок изучения нового материала

Слово об А.Т.Твардовском. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Одухотворение природы, ощущение радости бытия в стихотворениях «Урожай», «Весенние строчки». Философские размышления об истинных жизненных ценностях в стихотворении «О сущем».

Знать сведения о жизни и творчестве А.Т.Твардовско-го.

Понимать своеобразие темы Родины в стихотворениях поэта, настроения и чувства поэта, искренность, простоту, эмоциональность.

Рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворений, их анализ.

Чтение рубрики «Поразмышляем над прочитанным» (с.226-229), выразительное чтение стихотворения А.Т.Твардовского «Я убит подо Ржевом…», вопросы и задания 1-2,7 (с. 230)

57



Проблемы и интонации стихотворений А.Т.Твардовского о войне.

Комбинированный урок

Проблемы и интонации стихотворений А.Т.Твардовского о войне. История создания стихотворения «Я убит подо Ржевом…». Историческая справка о боях подо Ржевом летом 1942г. Незатихающая боль утраты, чувство вины, ответственности в стихотворении «Я знаю, никакой моей вины…»

Уметь анализировать

стихотворения, определять его идею и тему, находить художественно –изобразительные средства в тексте

Выразительное чтение стихотворений, их анализ.

Наизусть стихотворение (по выбору).

Отзыв о прочитанной повести (к внекл.чтению).

58-59



Внеклассное чтение «А зори здесь тихие» или В.В.Быков. «Сотников», «Обелиск».

Урок внеклассного чтения

«Лейтенантская» проза. Будни войны. Нравственный выбор героев.

Знать и понимать смысл названия повестей, их гуманистический и патриотический пафос.

Уметь высказывать свое мнение о самостоятельно прочитанном произведении.

Беседа

Прочитать рассказ «Матренин двор».

(индивид.) Жизненный и творческий путь А.И.Солженицына.

60-61



Сочинение по произведениям о Великой Отечественной войне









А.И.Солженицын (2 часа)

62



Картины послевоенной деревни в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор».

Урок изучения нового материала

Слово об А.И.Солженицыне. Обзор творчества писателя. Картины послевоенной деревни. Разрушение советской деревни, деградация крестьянства. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. Нравственная проблематика в рассказе

Знать и понимать смысл названия рассказа, его гуманистический пафос

Аналитическое чтение рассказа. Беседа.

Чтение статьи «В творческой лаборатории А.И.Солженицына (с.226-229), вопросы и задания 1-8,10 (с.280-281).

63



Образ праведницы в рассказе «Матренин двор».

Комбинированный урок

Прототип образа Матрены – характерный народный тип русской крестьянки. Самоотверженность, подвижничество Матрены, трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи. Смысл финала рассказа.

Знать и понимать идейный смысл рассказа, определение рассказа - притчи

Беседа. Тест.

Подготовить групповые выступления по теме «Песни и романсы»(семинар), прочитать статьи в учебнике (с.297-301).




Внеклассное чтение (2 часа)

64-65



Внеклассное чтение. Рассказы Ф.Абрамова («Пелагея», «Алька») или повесть В.Г.Распутина «Женский разговор».

Урок внеклассного чтения

Нравственный выбор героев.

Знать и понимать смысл названия повестей, их гуманистический пафос.

Уметь высказывать свое мнение о самостоятельно прочитанном произведении.

Беседа

Написать рецензию на прочитанный рассказ.




Романсы и песни на слова русских писателей ХIХ -ХХ веков (1 часа)

66



Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков

Развитие речи

Понятие о жанре романса. История русского романса, его особенности. Поэтическая основа романса. Разновидности русского романса

Уметь анализировать произведение, определять его идею и тему, находить художественно –изобразительные средства в тексте

Конспект выступлений творческих групп

Чтение раздела «Романсы и песни на слова русских писателей XIX – XX веков (с.282-302), вопросы и задания (с.286, 297,300,302)




ОБОБЩАЮЩИЕ УРОКИ, РЕКОМЕНДАЦИЯ КНИГ НА ЛЕТО (2 часа)

67



Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоговое тестирование

Урок контроля знаний

Обобщение изученного за год. Сквозные темы и гуманистические идеи русской литературы. Типы «лишних людей». Русская литература в мировом процессе.

Знать содержание и героев прочитанных произведений

Итоговый тест по программе 9 класса.

Читательский дневник.

68



Подведение итогов года. Литература для чтения летом.

Комбинированный урок

Обобщение изученного за год. Сквозные темы и гуманистические идеи русской литературы. Русская литература в мировом процессе. Рекомендации для летнего чтения.

Уметь строить развернутые высказывания на основе прочитанного текста.

Беседа

Читательский дневник.


14