Окружающий мир
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой «Окружающий мир. 1-4 классы».
В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:
уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг.
Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг.
Содержание учебного предмета.
Программа включает разделы «Вселенная, время, календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето». В каждом разделе вначале рассматриваются сезонные изменения в неживой природе, затем — жизнь растений, животных различных групп (деревья и кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.). Наряду с этим дети знакомятся с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с соответствующими изменениями в природе. В процессе изучения проводятся экскурсии в природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно. В арсенале методов учителя должна быть также работа с учебной и научно-художественной книгой, рассказ, беседа, моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем, демонстрация наглядных пособий.
Вселенная, время, календарь.
Мы- союз народов России. Мы- жители Вселенной. Наш «космический корабль»-Земля. Глобус-модель Земли. Время. Сутки и неделя. Месяц и год. Времена года .Погода. Календарь-хранитель времени, страж памяти.Праздники для всех. Народный календарь. Экологический календарь.
Осень.
Осенние месяцы. Осень в неживой природе. Народные праздникив пору осеннего равноденствия.
Звёздное небо осенью. Трава у нашего дома.
Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год — проводы лета. Три встречи осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные праздники конца лета.
Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди, грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе.
Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние дни-погодоуказатели. Особая пора осеннего равноденствия в природе и культуре.
26 сентября — «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Части растения — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях.
Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья.
Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях и кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью животных и с помощью ветра. «Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Загадки о грибах.
Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного отношения к паукам. Наблюдение за поведениемпауков в осенних народных прогнозах погоды.
Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение продолжительности дня осенью — сигнал к началу перелета. 1 октября — день-погодоуказатель: «Арина — журавлиный лёт». Запасание корма зимующими птицами — одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц зимой; различные виды кормушек. День птиц-зимников по народному календарю.
Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях.
Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц.
Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов.
Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры.
Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка и озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью. Проводы осени.
Блок внеклассной, внешкольной работы: осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края.
Зима
Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья.
Зимние дни- погодоуказатели. «Анна Зимняя» — самый короткий день в году.
Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок.
Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде.
Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными.
Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни.
Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных).
Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнее гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки и др.).
Подкормка птиц зимой.
Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по выбору учителя). Следы зверей на снегу.
Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных.
Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса).
Культура поведения в природе зимой.
Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры. Профилактика инфекционных заболеваний.
Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные народные зимние праздники. Проводы зимы.
Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края.
Весна и лето
Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны.
Весенние приметы и присловья. Весенние дни-погодоуказатели. 1 (14) марта—«Авдотья Весновка»: весеннее новолетие.
Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега, ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода.
Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе.
Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям. Загадки о раннецветущих растениях.
Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним.
Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция закликания птиц.
Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей.
Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях. Необходимость бережного отношения к животным, которых люди не любят. Образ лягушки и ужа в народном искусстве.
Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей. Безопасность в общении с животными.
Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.).
Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры.
Народные весенние праздники. Проводы весны. Солнце ,воздух и вода- наши лучшие друзья.
Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние дни-погодоуказатели. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году. Летнееноволетие в календаре северных народов России.
Труд людей летом. Народные летние праздники.
Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека».
Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии для наблюдения над изменениями в природе своей местности и развития навыков экологически грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение весеннихпраздников по традициям народов своего края.
Экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края. ПДД при передвижении по улицам города.
Встречи с народными мастерами и исполнителями произведений народного музыкально-поэтического творчества.
Содержание национального регионального компонента интегрируется в содержании учебного предмета по темам: «Народные праздники в пору осеннего равноденствия», «Старинная женская работа», «Осенний труд» ,«Мы — союз народов России», «Календарь — хранитель времени, страж памяти», « Красные дни календаря», «В феврале зима с весной встречается впервой», «Зимний труд», «Зима — время науки и сказок», «Зимние праздники разных народов», «Старинные и современные обряды», «Весенний труд», «Старинные весенние праздники», «Летние праздники и труд».
Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
целостные, социально- ориентированные взгляды на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.
эстетические потребности, ценностей и чувств.
установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Учащийся получит возможность для формирования:
овладевать начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
принимать и осваивать социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
Личностные:
Обучающийся научится:
проявлять интерес кпознанию мира и мировой культуре, духовному наследию;
проявлять уважительное отношение к культурному многообразию человечества;
уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
оценивать результат собственной деятельности; - понимать значение любознательности в учебной деятельности, использовать правила проявления любознательности;
уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
уметь обсуждать и анализировать,
понимать роль математики в жизни человека
проверять себя, находить в собственной работе ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
уважительно относиться к культурному многообразию человечества, к природному и культурному наследию человечества, России, к Всемирному культурному и природному наследию человечества;
осознать успешности при изучении темы;
делать самостоятельные выводы;
воспитать уважительное отношение к языку и его традициям;
Регулятивные:
Обучающийся научится:
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом.
Обучающийся получит возможность научиться:
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
планировать свои действия в течение урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем);
объективно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные:
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы и поговорки с выделением отличительных признаков;
осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, загадок и пр.;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
сравнивать объекты по различным признакам;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении загадок
моделировать различные ситуации и явления природы.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов всех его участников.
формулировать ответы на вопросы.
Обучающийся получит возможность научиться:
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнера в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
Предметные результаты
Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Универсальные учебные действия
Личностные УУД | Коммуникативные УУД |
Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности). Смыслообразования («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него). Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор). | Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация) Управление поведением партнера точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнера умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) |
Познавательные УУД | Регулятивные УУД |
Общеучебные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; - знаково-символические - моделирование Логические - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятия, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей, - построение логической цепи рассуждений, - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование Действия постановки и решения проблем: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно) Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий) Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик) Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта) Оценка (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения) Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий) |
Календарно-тематическое планирование уроков по окружающему миру
во 2 классе УМК «Перспектива»
по учебнику «Окружающий мир» А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой.
68 часов ( 2 часа в неделю)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата |
План | Факт |
1 четверть (16 часов) Вселенная, время, календарь (16 ч) |
1 | Мы – союз народов России | 1 | | |
2 | Мы – жители Вселенной | 1 | | |
3 | Наш космический корабль – Земля | 1 | | |
4 | Наш космический корабль – Земля (практическая работа с компасом) | 1 | | |
5 | Время | 1 | | |
6 | Сутки и неделя | 1 | | |
7 | Месяц и год | 1 | | |
8 | Времена года | 1 | | |
9 | Погода. ОБЖ. Какие бывают чрезвычайные ситуации | 1 | | |
10 | Календарь – хранитель времени, страж памяти | 1 | | |
11 | Красные дни календаря (Праздники для всех) | 1 | | |
12 | Народный календарь | 1 | | |
13 | Экологический календарь | 1 | | |
14 | За страницами учебника | 1 | | |
15 | Осенние месяцы | | | |
Осень (18 ч) |
16 | Осень в неживой природе | 1 | | |
17 | Осенняя экскурсия | 1 | | |
2 четверть (16 часов) |
18 | Народные праздники в пору осеннего равноденствия | 1 | | |
19 | Звездное небо осенью | 1 | | |
20 | Трава у нашего дома ОБЖ. Ориентиры на местности | 1 | | |
21 | Старинная женская работа | 1 | | |
22 | Деревья и кустарники осенью | 1 | | |
23 | Осенняя прогулка (экскурсия) | 1 | | |
24 | Чудесные цветники осенью | 1 | | |
25 | Грибы ОБЖ. В волшебный лес за ягодами | 1 | | |
26 | Шестиногие и восьминогие | 1 | | |
27 | Птичьи секреты | 1 | | |
28 | Как разные животные готовятся к зиме | 1 | | |
29 | Невидимые нити в осеннем лесу | 1 | | |
30 | Осенний труд | 1 | | |
31 | Будь здоров! ОБЖ. Опасные игры | 1 | | |
32 | Охрана природы осенью | 1 | | |
3 четверть (20 часов) Зима (16 ч) |
33 | За страницами учебника | 1 | | |
34 | Зимние месяцы | 1 | | |
35 | Зима – время науки и сказок | 1 | | |
36,37 | Зима в неживой природе | 1 | | |
38 | Звездное небо зимой | 1 | | |
39 | Зимняя прогулка (экскурсия) | 1 | | |
40 | Зима в мире растений | 1 | | |
41 | Зимние праздники ОБЖ. Если ты потерялся | 1 | | |
42 | Растения в домашней аптечке | 1 | | |
43 | Зимняя жизнь птиц и зверей | 1 | | |
44 | Невидимые нити в зимнем лесу | 1 | | |
45 | В феврале зима с весной встречается впервой | 1 | | |
46 | Зимний труд | 1 | | |
47 | Будь здоров! ОБЖ. как вести себя на реке зимой. Опасные игры. | 1 | | |
48 | Охрана природы зимой | 1 | | |
49 | За страницами учебника. ОБЖ. Уроки Айболита. Первая медицинская помощь. Перевязываем рану. | 1 | | |
Весна и лето (18 ч) |
50 | Весенние месяцы. ОБЖ. Безопасность на улицах и дорогах. | 1 | | |
51 | Весна в неживой природе. ОБЖ. Какими бывают наводнения. | 1 | | |
52 | Весна – утро года | 1 | | |
4 четверть (16 ч) |
53 | Звездное небо весной | 1 | | |
54 | Весенняя прогулка (экскурсия) | 1 | | |
55 | Весеннее пробуждение растений | | | |
56 | Чудесные цветники весной | 1 | | |
57 | Весна в мире насекомых | 1 | | |
58 | Весна в мире птиц и зверей | 1 | | |
59 | Невидимые нити в весеннем лесу | 1 | | |
60 | Весенний труд | 1 | | |
61 | Старинные весенние праздники | 1 | | |
62 | Будь здоров! ОБЖ. встречи в волшебном лесу | 1 | | |
63 | Охрана природы весной | 1 | | |
64 | Лето красное ОБЖ. Как не заблудиться в лесу. Мы-следопыты. | 1 | | |
65 | Летние праздники и труд ОБЖ. Учимся плавать | 1 | | |
66-68 | За страницами учебника | 1 | | |