Программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, Примерной программы среднего общего образования по русскому языку (базовый уровень), Программы к учебнику по русскому языку для 10—11 классов Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной (М.: Русское слово), базисного учебного плана.
- основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса;
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся 11 класса. Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в профильном 11 классе.
На базовом уровне, прежде всего, решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, базовая школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
В содержании рабочей программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.
Рабочая программа состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения. Во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка, а также основы культуры речи, элементарные сведения по теории речевого воздействия, то есть целесообразного и оптимального использования языковых средств и речевых механизмов для достижения целей общения. Это содержание обучения является базой для развития речевой компетентности учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
В учебном процессе указанные блоки неразрывно взаимосвязаны или интегрированы, поскольку процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Курс русского языка в XI классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
В содержание основного курса «Русский язык» включены элементы содержания «Русский родной язык», которые направлены на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней.
Важнейшими задачами курса «Русский родной язык» являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
По программе Н.Г.Гольцовой на изучение предмета отводит 1 час в неделю, из компонента образовательного учреждения выделено дополнительно 3 часа, итого 136 часов за учебный год. Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, морфологии «малых частей речи», трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся.
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.
Синтаксический разбор словосочетания.
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Правильность речи.
Норма литературного языка. Типы норм литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические нормы.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.
Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
Составление руководства «Учусь говорить хорошо и правильно».
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства
Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль.
Особенности литературно-художественной речи.
Текст. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров
Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам.
Русский язык как объект научного изучения. Виднейшие учёные-лингвисты и их работы. М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов. Основные направления развития русистики в наши дни.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, М., Русское слово, 2017 г.
2. Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: книга для учителя / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. – М. : Русское слово, 2017.
3. Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. Профильный уровень: тематическое и поурочное планирование / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. – М. : Русское слово, 2017.
4. Гольцова, Н. Г. Русский язык. ЕГЭ: учебное пособие / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – М. : Русское слово, 2017.
Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мещерина. Москва «Русское слово»
Дата урока | № урока | Тема урока | Тип урока | Планируемый результат |
Общие сведения о языке (1 час) |
| 1 | Из истории русского языкознания. Групповая работа с текстами об ученых-лингвистах. Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. | Урок объяснения нового материала | Знать: основные единицы языка, их признаки: нормы русского речевого этикета, его особенности Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа |
Синтаксис и пунктуации. Повторение изученного в 5 - 10 классах |
| 2 | Основные принципы русской пунктуации | Урок систематизации ЗУН | Знать: строение словосочетаний, отношение между компонентами словосочетания; его отличие от слова и предложения; способы выражения. Уметь: вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний |
| 3 | Пунктуационный анализ | Урок систематизации ЗУН | Знать: строение словосочетаний, отношение между компонентами словосочетания; его отличие от слова и предложения; способы выражения. Уметь: вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний |
Словосочетание (2 часа) |
| 4 | Словосочетание. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания. | Урок систематизации ЗУН | Знать: основные разделы русского языка; особенности подчинительной и сочинительной связи Уметь: вычленять словосочетания из предложения; определять различие между сочинительной и подчинительной связью |
| 5 | Трудные случаи согласования и управления. Поиск грамматических ошибок в ЦТ и ЕГЭ | Урок систематизации ЗУН | Знать: основные разделы русского языка; особенности подчинительной и сочинительной связи Уметь: вычленять словосочетания из предложения; определять различие между сочинительной и подчинительной связью |
Простое предложение (54 часа) |
| 6 | Предложение. Понятие о предложении. | Комбинированный урок | Знать: основные единицы языка, их признаки. Уметь: осознавать предложения как минимальное речевое высказывание; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; работать с художественными текстами изучаемых литературных произведений |
| 7 | Простое предложение как синтаксическая единица. | Комбинированный урок | Знать: основные единицы языка, их признаки. Уметь: осознавать предложения как минимальное речевое высказывание; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; работать с художественными текстами изучаемых литературных произведений |
| 8 | Классификация предложений. | Комбинированный урок | Знать: основные единицы языка, их признаки. Уметь: осознавать предложения как минимальное речевое высказывание; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; работать с художественными текстами изучаемых литературных произведений |
| 9 | Виды предложений по цели высказывания. | Комбинированный урок | Знать: основные единицы языка, их признаки. Уметь: осознавать предложения как минимальное речевое высказывание; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; работать с художественными текстами изучаемых литературных произведений |
| 10 | Виды предложений по эмоциональной окраске | Комбинированный урок | Знать: основные единицы языка, их признаки. Уметь: осознавать предложения как минимальное речевое высказывание; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; работать с художественными текстами изучаемых литературных произведений |
| 11 | Предложения утвердительные и отрицательные | Комбинированный урок | Знать: основные единицы языка, их признаки. Уметь: осознавать предложения как минимальное речевое высказывание; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; работать с художественными текстами изучаемых литературных произведений |
| 12 | Двусоставные и односоставные предложения | Комбинированный урок | Знать: основные единицы языка, их признаки. Уметь: осознавать предложения как минимальное речевое высказывание; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; работать с художественными текстами изучаемых литературных произведений |
| 13 | Тире между подлежащим и сказуемым. | Комбинированный урок | Знать: основные единицы языка, их признаки. Уметь: осознавать предложения как минимальное речевое высказывание; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; работать с художественными текстами изучаемых литературных произведений |
| 14 | Распространенные и нераспространенные предложения | Комбинированный урок | Знать: основные единицы языка, их признаки. Уметь: осознавать предложения как минимальное речевое высказывание; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; работать с художественными текстами изучаемых литературных произведений |
| 15 | Полные и неполные предложения | Комбинированный урок | Знать: основные единицы языка, их признаки. Уметь: осознавать предложения как минимальное речевое высказывание; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; работать с художественными текстами изучаемых литературных произведений |
| 16 | Тире в неполном предложении | Комбинированный урок | Знать: основные единицы языка, их признаки. Уметь: осознавать предложения как минимальное речевое высказывание; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; работать с художественными текстами изучаемых литературных произведений |
| 17 | Соединительное тире. Интонационное тире. | Комбинированный урок | Знать: основные единицы языка, их признаки. Уметь: осознавать предложения как минимальное речевое высказывание; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; работать с художественными текстами изучаемых литературных произведений |
| 18 | Главные члены предложения. | Урок систематизации ЗУН | Знать: основные единицы языка, их признаки. Уметь: находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым, различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые; определять способы выражений именной части составного именного сказуемого; определять роль сказуемых различных типов в изучаемом произведении, находить и выписывать предложения с различными типами сказуемых. |
| 19 | Готовимся к ЕГЭ | Урок систематизации ЗУН | Знать: основные единицы языка, их признаки. Уметь: находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым, различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые; определять способы выражений именной части составного именного сказуемого; определять роль сказуемых различных типов в изучаемом произведении, находить и выписывать предложения с различными типами сказуемых. |
| 20 | Контрольный диктант № 1 по теме « Простое предложение». | Урок контроля ЗУН | Знать: основные нормы русского литературного языка Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации |
| 21 | Анализ контрольного диктанта | | |
| 22 | Порядок слов в предложении, логическое ударение. Интонация | Урок систематизации ЗУН | Знать: основные единицы языка, их признаки. Уметь: с помощью логического ударения и порядка слов выделять наиболее важное слово в предложении; выразительно читать текст |
| 23 | Простое осложненное предложение | Комбинированный урок | Знать: опознавательные признаки предложения; главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения; Уметь: правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи |
| 24 | Синтаксический разбор простого предложения | Комбинированный урок | Знать: опознавательные признаки словосочетания и предложения, средства синтаксической связи в словосочетаниях; главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения; Уметь: правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи |
| 25 | Р/р. Текст. Признаки текста. | Урок развития речи | Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение). Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в умственной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст |
| 26 | Р/р. Текст. Приемы сжатия текста. Развитие умений сжатия текста научного или публицистического стилей | Урок развития речи | Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение). Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в умственной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст |
| 27 | Р/р. Текст. Композиция авторского текста. Виды связи предложений в тексте | Урок развития речи | Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение). Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в умственной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст |
| 28 | Р/р. Виды связи предложений в тексте | Урок развития речи | Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение). Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в умственной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст |
| 29 | Предложения с однородными членами. Знаки препинания между однородными членами. | Урок систематизации ЗУН | Знать: правила постановки знаком препинания при однородных членах, связанных союзами Уметь: правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами |
| 30 | Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Согласование в предложениях с однородными членами. | Урок систематизации ЗУН | Знать: правила постановки знаком препинания при однородных членах, связанных союзами Уметь: правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами |
| 31 | Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях | Урок систематизации ЗУН | Знать: правила постановки знаком препинания при однородных членах, связанных союзами Уметь: правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами |
| 32 | Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами | Урок систематизации ЗУН | Знать: правила постановки знаком препинания при однородных членах, связанных союзами Уметь: правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами |
| 33 | Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами и парными союзами. | Урок систематизации ЗУН | Знать: правила постановки знаком препинания при однородных членах, связанных союзами Уметь: правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами |
| 34 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания в подобных предложениях | Урок систематизации ЗУН | Знать: правила постановки знаком препинания при однородных членах, связанных союзами Уметь: правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами |
| 35 | Готовимся к ЕГЭ | Урок контроля ЗУН | Знать: основные нормы русского литературного языка Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации |
| 36 | Р/р. Развитие умений самостоятельной работы с текстом. Определение темы, идеи, проблематики текста | Урок развития речи | Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение). Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в умственной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст |
| 37 | Р/р. Развитие умений самостоятельной работы с текстом. Определение темы, идеи, проблематики текста | Урок развития речи | Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение). Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в умственной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст |
| 38 | Р/р. Способы определения авторской позиции. | Урок развития речи | Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение). Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в умственной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст |
| 39 | Р/р. Выражение собственного отношения к авторской позиции в тексте и его аргументация. Типы аргументов | Урок развития речи | Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение). Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в умственной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст |
| 40 | Предложения с обособленными членами предложения. | Урок систематизации ЗУН | Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами. Уметь: применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи |
| 41 | Обособление определения. Построение оборотов с распространенными определениями, выраженными причастиями и прилагательными | Урок систематизации ЗУН | Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами. Уметь: применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи |
| 42 | Обособленные приложения. Знаки препинания при обособленных приложениях | Урок систематизации ЗУН | Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами. Уметь: применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи |
| 43 | Готовимся к ЕГЭ | Урок контроля ЗУН | Знать: основные нормы русского литературного языка Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации |
| 44 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями. Грамматическая норма. | Урок систематизации ЗУН | Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами. Уметь: применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи |
| 45 | Обособление обстоятельств, выраженных существительными. Грамматическая норма. | Урок систематизации ЗУН | Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами. Уметь: применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи |
| 46 | Обособленные дополнения. Знаки препинания | Урок систематизации ЗУН | Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами. Уметь: применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи |
| 47 | Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. | Урок систематизации ЗУН | Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами. Уметь: применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи |
| 48 | Знаки препинания при сравнительном обороте | Урок систематизации ЗУН | Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами. Уметь: применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи |
| 49 | Знаки препинания при сравнительном обороте (продолжение) | Урок систематизации ЗУН | Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами. Уметь: применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи |
| 50 | Готовимся к ЕГЭ | Урок контроля ЗУН | Знать: основные нормы русского литературного языка Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации |
| 51 | Р/р. Контрольное изложение | Урок развития речи | Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение). Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в умственной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст |
| 52 | Р/р. Написание изложения | Урок развития речи | Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение). Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в умственной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст |
| 53 | Слова, грамматически не связанные с предложением | Урок систематизации ЗУН | Знать: основные единицы языка, их признаки: вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания Уметь: находить в художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы, предложения с вводными словами, выписывать их, делать синтаксический и пунктуационный разбор данных предложений |
| 54 | Слова, грамматически не связанные с предложением (продолжение) | Урок систематизации ЗУН | Знать: основные единицы языка, их признаки: вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания Уметь: находить в художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы, предложения с вводными словами, выписывать их, делать синтаксический и пунктуационный разбор данных предложений |
| 55 | Знаки препинания при обращениях. | Урок систематизации ЗУН | Знать: основные единицы языка, их признаки: вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания Уметь: находить в художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы, предложения с вводными словами, выписывать их, делать синтаксический и пунктуационный разбор данных предложений |
| 56 | Вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции. | Урок систематизации ЗУН | Знать: основные единицы языка, их признаки: вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания Уметь: находить в художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы, предложения с вводными словами, выписывать их, делать синтаксический и пунктуационный разбор данных предложений |
| 57 | Междометия в составе предложения. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова. Слова-предложения да и нет. | Урок систематизации ЗУН | Знать: основные единицы языка, их признаки: вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания Уметь: находить в художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы, предложения с вводными словами, выписывать их, делать синтаксический и пунктуационный разбор данных предложений |
| 58 | Тест в формате ЕГЭ | Урок контроля ЗУН | Знать: основные нормы русского литературного языка Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации |
| 59 | Тест в формате ЕГЭ | Урок контроля ЗУН | Знать: основные нормы русского литературного языка Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации |
Сложное предложение (26 часов) |
| 60 | Сложное предложение как целостная синтаксическая структура, его виды | Урок систематизации ЗУН | Знать: признаки сложных предложений Уметь: различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаком препинания в них; создавать синонимичные конструкции сложных предложений и использовать их в речи |
| 61 | Сложное предложение как целостная синтаксическая структура, его виды (продолжение) | Урок систематизации ЗУН | Знать: признаки сложных предложений Уметь: различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаком препинания в них; создавать синонимичные конструкции сложных предложений и использовать их в речи |
| 62 | Готовимся к ЕГЭ | Урок контроля ЗУН | Знать: основные нормы русского литературного языка Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации |
| 63 | Сложносочиненное предложение (ССП). | Урок систематизации ЗУН | Знать: основные группы ССП по значению и союзам Уметь: объяснять постановку знаком препинания, находить в тексте ССП, производить их пунктуационный разбор |
| 64 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | Урок систематизации ЗУН | Знать: основные группы ССП по значению и союзам Уметь: объяснять постановку знаком препинания, находить в тексте ССП, производить их пунктуационный разбор |
| 65 | Трудные случаи пунктуации в ССП | Урок систематизации ЗУН | Знать: основные нормы русского литературного языка Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации |
| 66 | Трудные случаи пунктуации в ССП (продолжение) | Урок систематизации ЗУН | Знать: основные нормы русского литературного языка Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации |
| 67 | Синтаксический разбор сложносочиненного предложения | Урок систематизации ЗУН | Знать: основные нормы русского литературного языка Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации |
| 68 | Готовимся к ЕГЭ | Урок контроля ЗУН | Знать: основные нормы русского литературного языка Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации |
| 69 | Сложноподчиненное предложение (СПП). | Урок систематизации ЗУН | Знать: отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным. Уметь: правильно ставить знаки препинания и составлять схемы СПП; видеть в предложении указательные слова и определять в соответствии с этим вид придаточного, находить слово, к которому относится придаточное предложение, и задавать от него вопрос |
| 70 | Сложноподчиненное предложение с одним придаточным. | Урок систематизации ЗУН | Знать: отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным. Уметь: правильно ставить знаки препинания и составлять схемы СПП; видеть в предложении указательные слова и определять в соответствии с этим вид придаточного, находить слово, к которому относится придаточное предложение, и задавать от него вопрос |
| 71 | Синонимия сложноподчиненных предложений и предложений с причастными и деепричастными оборотами | Урок систематизации ЗУН | Знать: отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным. Уметь: правильно ставить знаки препинания и составлять схемы СПП; видеть в предложении указательные слова и определять в соответствии с этим вид придаточного, находить слово, к которому относится придаточное предложение, и задавать от него вопрос |
| 72 | Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным | Урок систематизации ЗУН | Знать: отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным. Уметь: правильно ставить знаки препинания и составлять схемы СПП; видеть в предложении указательные слова и определять в соответствии с этим вид придаточного, находить слово, к которому относится придаточное предложение, и задавать от него вопрос |
| 73 | Готовимся к ЕГЭ | Урок контроля ЗУН | Знать: основные нормы русского литературного языка Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации |
| 74 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. | Комбинированный урок | Уметь: различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор |
| 75 | Недочеты и ошибки в построении сложноподчиненных предложений | Комбинированный урок | Уметь: различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор |
| 76 | Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными | Комбинированный урок | Уметь: различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор |
| 77 | Тест в формате ЕГЭ | Урок контроля ЗУН | Знать: основные нормы русского литературного языка Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации |
| 78 | Бессоюзное сложное предложение (БСП). | Урок систематизации ЗУН | Знать: основные признаки БСП, правила постановки знаком препинания, выразительные возможности БСП |
| 79 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | Урок систематизации ЗУН | Знать: основные признаки БСП, правила постановки знаком препинания, выразительные возможности БСП |
| 80 | Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения | Урок систематизации ЗУН | Знать: основные признаки БСП, правила постановки знаком препинания, выразительные возможности БСП |
| 81 | Готовимся к ЕГЭ | Урок контроля ЗУН | Знать: основные нормы русского литературного языка Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации |
| 82 | Сложные предложения с разными видами связи. | Комбинированный урок | Знать: отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей Уметь: правильно ставить знаки препинания в подобных предложениях |
| 83 | Период. Знаки препинания в периоде. | Комбинированный урок | Знать: отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей Уметь: правильно ставить знаки препинания в подобных предложениях |
| 84 | Готовимся к ЕГЭ | Урок контроля ЗУН | Знать: основные нормы русского литературного языка Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации |
| 85 | Сложное синтаксическое целое и абзац. | Урок развития речи | Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение). Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в умственной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст |
Предложения с чужой речью (12 часов) |
| 86 | Способы передачи чужой речи. | Комбинированный урок | Знать: правила постановки знаков препинания. Уметь: находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания в них, конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции |
| 87 | Знаки препинания при прямой речи | Комбинированный урок | Знать: правила постановки знаков препинания. Уметь: находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания в них, конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции |
| 88 | Знаки препинания при диалоге | Комбинированный урок | Знать: правила постановки знаков препинания. Уметь: находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания в них, конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции |
| 89 | Знаки препинания при цитатах | Комбинированный урок | Знать: правила постановки знаков препинания. Уметь: находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания в них, конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции |
| 90 | Готовимся к ЕГЭ | Урок контроля ЗУН | Знать: основные нормы русского литературного языка Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации |
| 91 | Тест в форме ЕГЭ | Урок контроля ЗУН | Знать: основные нормы русского литературного языка Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации |
| 92 | Тест в форме ЕГЭ | Урок контроля ЗУН | Знать: основные нормы русского литературного языка Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации |
Употребление знаков препинания (19 часов) |
| 93 | Пунктуация как система правил постановки знаков препинания | Комбинированный урок | Знать: основные виды пунктограмм. Уметь: применять на практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка Уметь представление о системе правил постановки знаком препинания |
| 94 | Основы русской пунктуации | Комбинированный урок | Знать: теоретические основы русской пунктуации Уметь: применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка |
| 95 | Основы русской пунктуации (продолжение) | Комбинированный урок | Знать: теоретические основы русской пунктуации Уметь: применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка |
| 96 | Знаки препинания отделительные и выделительные | Комбинированный урок | Знать: основные виды пунктограмм. Уметь: применять на практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка |
| 97 | Знаки препинания отделительные и выделительные (продолжение) | Комбинированный урок | Знать: основные виды пунктограмм. Уметь: применять на практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка |
| 98 | Сочетания знаков препинания | Комбинированный урок | Знать: основные виды пунктограмм на стыке знаков препинания. Уметь: применять на практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка |
| 99 | Сочетания знаков препинания (продолжение) | Комбинированный урок | Знать: основные виды пунктограмм на стыке знаков препинания. Уметь: применять на практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка |
| 100 | Р/р. Сочинение на морально-этическую тему по заданному тексту | Урок развития речи | Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение). Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в умственной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст |
| 101 | Р/р. Написание сочинения | Урок развития речи | Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение). Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в умственной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст |
| 102 | Факультативные знаки препинания | Комбинированный урок | Знать: основные разделы русской пунктуации и системы правил, включенные в каждый из них. Уметь: применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка |
| 103 | Авторская пунктуация | Комбинированный урок | Знать: основные разделы русской пунктуации и системы правил, включенные в каждый из них. Уметь: применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка |
| 104 | Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них | Комбинированный урок | Знать: основные разделы русской пунктуации и системы правил, включенные в каждый из них. Уметь: применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка |
| 105 | Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них (продолжение) | Комбинированный урок | Знать: основные разделы русской пунктуации и системы правил, включенные в каждый из них. Уметь: применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка |
| 106 | Знаки препинания в связном тексте | Комбинированный урок | Знать: основные виды пунктограмм. Уметь: применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка; обогащать синтаксический строй речи через синтаксические конструкции и средства их выражения; схематически обозначать трудные случаи написания |
| 107 | Знаки препинания в связном тексте (продолжение) | Комбинированный урок | Знать: основные виды пунктограмм. Уметь: применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка; обогащать синтаксический строй речи через синтаксические конструкции и средства их выражения; схематически обозначать трудные случаи написания |
| 108 | Трудные случаи пунктуации | Комбинированный урок | Знать: основные виды пунктограмм. Уметь: применять на практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка |
| 109 | Трудные случаи пунктуации (продолжение) | Комбинированный урок | Знать: основные виды пунктограмм. Уметь: применять на практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка |
| 110 | Контрольный диктант № 2 по теме «Сложное предложение». | Урок контроля | Знать: основные нормы русского литературного языка Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации |
| 111 | Анализ контрольного диктанта | | |
Культура речи (8 часов) |
| 112 | Язык и речь | Комбинированный урок | Уметь: применять в практике речевого общения основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка |
| 113 | Правильность русской речи. Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение. | Комбинированный урок | Уметь: применять в практике речевого общения основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка |
| 114 | Типы норм литературного языка. О качествах хорошей речи. | Комбинированный урок | Уметь: применять в практике речевого общения основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка |
| 115 | Орфоэпические нормы современного русского языка. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём. | Комбинированный урок | Уметь: применять в практике речевого общения основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка |
| 116 | Лексические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. | Комбинированный урок | Уметь: применять в практике речевого общения основные лексические нормы современного русского литературного языка |
| 117 | Морфологические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. | Комбинированный урок | Уметь: применять в практике речевого общения основные лексические нормы современного русского литературного языка |
| 118 | Синтаксические нормы современного русского литературного языка Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. | Комбинированный урок | Уметь: применять в практике речевого общения основные лексические нормы современного русского литературного языка |
| 119 | Синтаксические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки в построении сложных предложений. | Комбинированный урок | Уметь: применять в практике речевого общения основные лексические нормы современного русского литературного языка |
Стилистика. Функциональные стили (10 часов) |
| 120 | Специфика научного стиля | Комбинированный урок | Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов ( повествование, описание, рассуждение); функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой); язык художественной литературы. Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с ситуацией речевого общения, задачами речи; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст |
| 121 | Признаки научного стиля. Особенности научно-популярного стиля. | Комбинированный урок | Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов ( повествование, описание, рассуждение); функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой); язык художественной литературы. Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с ситуацией речевого общения, задачами речи; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст |
| 122 | Специфика официально-делового стиля. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. | Комбинированный урок | Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов ( повествование, описание, рассуждение); функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой); язык художественной литературы. Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с ситуацией речевого общения, задачами речи; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст |
| 123 | Практическая работа по составлению документов. Этика и этикет в электронной среде общения. | Комбинированный урок | Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов ( повествование, описание, рассуждение); функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой); язык художественной литературы. Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с ситуацией речевого общения, задачами речи; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст |
| 124 | Особенности публицистического стиля. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. | Комбинированный урок | Знать: признаки научно-популярного, публицистического стилей. Уметь: находить в тексте признаки научно-популярного, публицистического стилей |
| 125 | Разговорный стиль. Разговорная речь. Анекдот, шутка в родном русском языке. | Комбинированный урок | Знать: признаки разговорного стиля; Уметь: находить в тексте признаки разговорного стиля. |
| 126 | Особенности стиля художественной литературы. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п. | Комбинированный урок | Знать: основные признаки художественного стиля, признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного языка Уметь: различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; Воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение) |
| 127 | Текст и его признаки. Типы речи. Анализ текста | Комбинированный урок | Знать: основные признаки художественного стиля, признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного языка Уметь: различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; Воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение) |
| 128 | Комплексный анализ текста с творческим заданием | Урок контроля ЗУН | Знать: особенность текстов по стилю и типу. Уметь: отмечать стилевые черты, языковые средства текста; аргументировано анализировать текст; проводить лингвистический анализ текстов различных стилей |
| 129 | Комплексный анализ текста с творческим заданием | Урок контроля ЗУН | Знать: особенность текстов по стилю и типу. Уметь: отмечать стилевые черты, языковые средства текста; аргументировано анализировать текст; проводить лингвистический анализ текстов различных стилей |
Из истории русского языкознания (1 час) |
| 130 | Из истории русского языкознания | Комбинированный урок | Знать: факты из истории русского языкознания |
Обобщение изученного по пунктуации в 11 классе (6 часов) |
| 131 | Практикум по пунктуации | Урок систематизации ЗУН | Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях, осложненных разными конструкциями. Уметь: выявлять условия обособления; анализировать предложения |
| 132 | Практикум по пунктуации (продолжение) | Урок систематизации ЗУН | Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях, осложненных разными конструкциями. Уметь: выявлять условия обособления; анализировать предложения |
| 133 | Практикум по пунктуации (продолжение) | Урок систематизации ЗУН | Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях, осложненных разными конструкциями. Уметь: выявлять условия обособления; анализировать предложения |
| 134 | Тест в формате ЕГЭ | Урок контроля ЗУН | Знать: основные нормы русского литературного языка Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации |
| 135 | Тест в формате ЕГЭ | Урок контроля ЗУН | Знать: основные нормы русского литературного языка Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации |
| 136 | Анализ теста в формате ЕГЭ | | |