7 8 | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова Морфология и орфография (практикум). | 2 | Урок формирования знаний, умений и навыков | Предмет изучения морфологии. Самостоятельные и служебные части речи, морфологический и орфографический разборы, беседа, анализ текста, составление таблицы, коррекция предложений. Словарный диктант | | |
9 | Р.Сочинение по картине И.Бродского «Летний сад осенью» | 1 | Урок развития речи | | | |
10 | Р. Текст. Средства связи предложений в тексте.Типы речи | 1 | Урок развития речи | Беседа по вопросам учебника, работа с текстами: составление плана, выделение смысловых частей | | |
11 | Р.Диалог. Виды диалога. | | Урок развития речи | | | |
12 | Р.Стили литературного языка | 1 | Урок развития речи | Работа с текстом: чтение, выделение основных компонентов, анализ, составление таблицы | | |
13 | Р.Публицистический стиль | 1 | Урок развития речи | Беседа о назначении публицистического стиля, анализ текстов; составление таблицы, работа с учебником. | | |
14 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах» | 1 | Урок контроля | Проверка знаний, полученных в 5-6 классах. Диктант с грамматическим заданием | | |
15 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками | 1 | Урок работы над ошибками | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками | | |
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. |
ПРИЧАСТИЕ (27 ч, к.д-1, р/р-4) |
16 | Причастие как часть речи | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Вопрос о причастии в системе частей речи. Причастие, его грамматические признаки. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Синтаксическая роль. Подбор существительных к прилагательным и причастиям, сравнение предложений, вывод о роли причастий в речи | | |
17 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Осложнённое списывание | | |
18 19 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми | 2 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Причастный оборот, выделение запятыми причастного оборота. Объяснительный, срезовый словарный диктанты | | |
20 | Р. Описание внешности человека. | 1 | Урок развития речи | Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности («портретные» слова). Описание по картине В. И. Хабарова «Портрет Милы». Наблюдение над фрагментами художественных произведений, составление миниатюр: описание внешности человека в минуты радости, огорчения, за интересным занятием и др. | | |
21 | Действительные и страдательные причастия | 1 | Урок сообщения новых знаний | Действительные и страдательные причастия. Нормы употребления. Словарный диктант | | |
22 | Краткие и полные страдательные причастия | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Понятие о кратких причастиях, их синтаксической роли в предложении. Свободный диктант. | | |
23 24 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | 2 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Образование действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Работа по карточкам. Тест. Составить словосочетания с причастиями, которые можно использовать при описании внешности человека. | | |
25 | Действительные причастия прошедшего времени. | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Образование действительных причастий прошедшего времени. Орфоэпические нормы. Творческое списывание | | |
26 27 | Р. Вопросный план. Изложение от 3-го лица с употреблением причастий, которые являются ключевыми словами отрывка Анализ изложения | 2 | Урок развития речи | Развитие речи учеников. Закрепление знаний о причастии. Обсуждение плана. Пересказ. Письмо изложения. 1.С какими чувствами вспоминает Т.Л.Сухотина своё детство? 2.В какой атмосфере выросла дочь Л.Толстого? 3.Кому она особенно благодарна за своё детство? 4.Какую роль сыграл отец в жизни дочери? 5.За что Т.Сухотина благодарна своей матери? 6.Что дала детям семьи Толстых Ханна, английская воспитательница? | | |
28 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Образование страдательных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Синтаксическая синонимия. Объяснительный диктант, дополнить таблицу «Суффиксы причастия». | | |
29 | Страдательные причастия прошедшего времени | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Способы образования страдательных причастий прошедшего времени. Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени. Тренировочные упражнения, работа с учебником, работа по карточкам. Словарный диктант | | |
30 | Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора гласных перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. Словарный диктант. | | |
31 32 | Н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных | 2 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Одна и две буквы Н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глагола. Тест. Объяснительный диктант | | |
33 34 | Н и нн в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных | 2 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных. Ответ на вопрос: чем отличаются по форме краткие и полные причастия и прилагательные? | | |
35 | Р. Выборочное изложение по рассказу М.Шолохова «Судьба человека» | 1 | Урок развития речи | Отбор материала, составление плана изложения. Приемы описания предмета. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания внешности человека | | |
36 | Морфологический разбор причастия. Анализ изложений. | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Общее значение причастия, морфологические признаки, синтаксическая роль. Комплексный анализ текста | | |
37-38 | Контрольный диктант с грамматическим заданием и его анализ | 2 | | | | |
39 40 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | 2 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Составление таблицы «НЕ с причастием» | | |
41 | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора Е, Ё в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, правильно писать орфограмму, обобщать и систематизировать знания о правописании гласных после шипящих в изученных частях речи; обозначать условия выбора орфограмм; правильно ставить ударение, сопоставлять с другими случаями правописания О-Е-Ё после шипящих. Контрольный словарный диктант. Выборочный диктант | | |
42 | Р.Сочинение – описание внешности по личным наблюдениям | 1 | Урок развития речи. | | | |
43-44 | Повторение изученного. Зачёт по теме «Причастие» | 1 | Урок повторения и закрепления изученного материала | Обобщение сведений о причастии. Морфологические признаки причастия, орфография причастия. Применение изученных орфографических правил на практике. Зачёт | | |
45 | Контрольная работа по теме «Причастие» | 1 | Урок контроля | Проверка знаний о причастии. Контрольный диктант с грамматическим заданием. | | |
46 | Работа над ошибками. Повторение изученного о причастии | 1 | Урок работы над ошибками | Работа над ошибками. Повторение изученного о причастии. Значение, морфологические признаки, синтаксическая роль полных и кратких причастий. Правописание причастий. Работа с текстами разных стилей и жанров | | |
ДЕЕПРИЧАСТИЕ (8 ч, к.р-1, р/р-1) |
47 | Деепричастие как часть речи | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Вопрос о деепричастии в системе частей речи. Глагольные и наречные признаки деепричастия, синтаксическая роль деепричастий. Объяснительный диктант | | |
48 49 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | 2 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми. Словарный диктант | | |
50 | Раздельное написание НЕ с деепричастиями | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Правило правописания НЕ с деепричастиями. Выбор написания НЕ с деепричастиями, сопоставление написания НЕ с причастиями и глаголами, составление связного рассказа на грамматическую тему. Работа по карточкам | | |
51 | Деепричастия несовершенного вида | 1 | | Деепричастия несовершенного вида и их образование. Диктант «Проверь себя». | | |
52 | Деепричастия совершенного вида | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Деепричастия совершенного вида и их образование. Словарный диктант с обозначением деепричастных оборотов | | |
53 | Р. Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь» | 1 | Урок развития речи | Особенности текста – описания действий, повествования; главная мысль. Сочинение | | |
54 | Морфологический разбор деепричастия | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Способы образования деепричастий. Правописание НЕ с деепричастиями. Знаки препинания при деепричастном обороте. Редактирование текста, осложнённое списывание | | |
55 | Повторение изученного по теме «Деепричастие» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Закрепление и обобщение знаний и умений о деепричастии. Морфологические признаки, орфография, применение знаний на практике. Словарный диктант. Тест | | |
56 | Контрольная работа по теме «Деепричастие» | 1 | Урок контроля | Систематизация знаний. Контрольный диктант с грамматическим заданием | | |
НАРЕЧИЕ (28 ч, к.д-1, р/р-6) |
57 | Наречие как часть речи | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Наречие как самостоятельная неизменяемая часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Выписать словосочетания глаголов с наречиями, проанализировать их структуру, определить, чем наречие отличается от других частей речи. Работа с текстом | | |
58 | Смысловые группы наречий | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Разряды наречий по значению. Употребление наречий. Составить таблицу, распределить наречия по группам в зависимости от значения | | |
59 | Р. Сочинение по картине И.Попова «Первый снег» | 1 | Урок развития речи | Составление плана, написание сочинения. Формировать навык построения связного текста, рассказа, умение подбирать материал на предложенную тему, используя особенности текста (дневниковую запись) | | |
60 | Степени сравнения наречий | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Способы образования степеней сравнения (сравнительной, превосходной), критерии разграничения простой сравнительной и составной превосходной степеней прилагательных и наречий, приемы распознавания морфологических омонимов. Рассказать по плану о степенях сравнения наречия, подобрать к глаголам различные наречия, образовать степени сравнения | | |
61 | Морфологический разбор наречия | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Морфологические признаки наречия. Разграничение наречий и других частей речи. Диктант. Устный ответ: что общего у наречия с другими частями речи и чем они отличаются? | | |
62 | Р.Сочинение-рассуждение | 1 | Урок развития речи | | | |
63 64 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и -е | 2 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е. Подобрать к наречиям синонимы с приставкой НЕ, затем антонимы | | |
65-66 | Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий | 2 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Правописание отрицательных наречий. Условия выбора на письме букв Е-И в приставках НЕ-/НИ-, опознавание наречий с орфограммой, различение приставки НЕ-/НИ- в отрицательных наречиях и отрицательных местоимениях. Словарный диктант. Ответить на вопрос: что общего в написании НЕ-/НИ - в отрицательных наречиях и местоимениях? | | |
67 68 | Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е Р. Описание действий | 1 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков Урок развития речи | Правило написания н и нн в наречиях на -о и –е. Значение наречий при описании действий. Условия выбора написания н и нн в наречиях на –о и –е, совершенствование навыков монологической речи. Анализировать текст, исправлять речевые ошибки. Словарная работа. Тренировочные упражнения | | |
69 | Анализ сочинений | 1 | | | | |
70 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Правило выбора и написания букв О-Е после шипящих на конце наречий, опознавание наречий с этой орфограммой, определение общего в написании разных частей речи с Распределительный диктант. Заменить наречия синонимами, имеющими после шипящих на конце -0/-Е | | |
71 | Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора букв о и а на конце наречий. «Четвертое лишнее». Определить роль наречий в тексте | | |
72-73 | Р.Сочинение по картине Е.И.Широкова «Друзья» и его анализ | 2 | Урок развития речи | Особенности описания внешности и действий человека; композиция рассказа по картине. Беседа, сочинение по картине. | | |
74 | Дефис между частями слова в наречиях | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Правила дефисного написания наречий. Распознавать наречия с этой орфограммой, безошибочно писать, конструировать словосочетания с наречием. Образовать наречия по схемам, подобрать к ним однокоренные слова других частей речи | | |
75-76 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | 2 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия выбора слитного и раздельного написания приставок в наречиях. Диктант. Составить таблицу «Слитное и раздельное написание наречий» | 6.02 | |
77 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Формирование умений опознавать наречия с орфограммой, правильно писать, определять синтаксическую функцию предложения, различать и безошибочно писать части речи с шипящей на конце. Выборочный диктант | 8.02 | |
78-79 | Повторение изученного по теме «Наречие» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Морфологические признаки, синтаксическая роль, правописание наречий. Обобщение сведений о наречии как части речи. Повторение орфограмм по теме. Редактирование текста. Привести примеры на каждый случай правописания наречий, используя таблицы. Диктант | 9.02 | |
80 | Контрольный диктант по теме «Наречие» | 1 | Урок контроля | Диктант с дополнительными заданиями | 10.02 | |
81 | Анализ диктанта и работа над ошибками | 1 | Урок работы над ошибками | Работа над ошибками, работа по карточкам, тестирование | 13.02 | |
82 | Р.Отзыв | 1 | | | | |
83-84 | Р.Учебный доклад | 2 | | | | |
КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ (4 ч, р/р-1) |
85 86 | Категория состояния как часть речи Морфологический разбор категории состояния | 1 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Знакомство с основными значениями слов категории состояния. Выделение грамматической основы односоставного предложения Морфологический разбор слов категории состояния. Тренировочные упражнения | 15.02 | |
87 | Р.Сжатое изложение по тексту К.Паустовского «Обыкновенная земля» | 1 | Урок развития речи | Элементы анализа текста. Сжатое изложение. Цель текста – привлечь внимание к красоте родной земли, научить видеть необыкновенное в обыкновенном | | |
88 | Анализ сочинений. Повторение изученного по теме «Слова категории состояния» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знакомство с основными заслугами А.Х.Востокова. Составление плана статьи. Рассуждение на тему: «Правомерно ли выделять слова категории состояния в самостоятельную часть речи?» | | |
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (37 ч, к.д-3, р/р -) |
89 | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Служебные части речи. Служебные слова и их отличия от самостоятельных частей речи. Основная роль служебных частей речи. Работа с текстом | | |
ПРЕДЛОГ (9 ч, р/р -1) |
90 | Предлог как часть речи | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Предлог как служебная часть речи. Роль предлогов в словосочетании и предложении. Определить роль предлогов в предложении. Сгруппировать словосочетания по значению предлога | | |
91 | Употребление предлогов | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Предлоги однозначные и многозначные. Употребление предлогов с существительными, числительными, местоимениями. Предлог перед прилагательными, порядковыми числительными и причастиями. Диктант. Редактирование текста | | |
92 | Непроизводные и производные предлоги | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Отличие производных предлогов от непроизводных. Неморфологический способ образования производных предлогов. Проверочная работа: заменить непроизводные предлоги производными | | |
93 | Простые и составные предлоги Морфологический разбор предлога | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Простые и составные предлоги. Предлог как служебная часть речи и средство связи слов в словосочетании и предложении. Употребление предлога с одним или несколькими падежами. Основное грамматическое значение предлога. Разряды предлогов по происхождению и составу. Правописание производных предлогов. Различение на письме производных предлогов и созвучных словосочетаний. Работа по карточкам. Из словаря фразеологизмов выписать 4-5 устойчивых выражений, куда входили бы производные предлоги, записать с ними предложения, разобрать синтаксически | | |
94-95 | Р.Рассказ-репортаж на основе увиденного по картине А.В.Сайкина «Детская спортивная школа». и его анализ | 2 | Урок развития речи | | | |
96-97 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 2 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Условия слитного, раздельного, дефисного написания предлогов. Формирование умения отличать производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно писать их, обосновывая свой выбор; употреблять в речи. Осложнённое списывание. Объяснительный диктант. Составить таблицу «Различайте предлоги и существительные» | | |
СОЮЗ (12 ч, к.д-1, р/р -1) |
98 99 | Союз как часть речи Простые и составные союзы | 2 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Союз как служебная часть речи, как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения. Синтаксическая роль союзов в предложениях. Союзы-синонимы. Простые и составные союзы. Объяснительный диктант. Графический диктант. Составление предложений по схемам | | |
100 | Сочинительные и подчинительные союзы | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзами в простом и сложном предложении. Употребление сочинительных и подчинительных союзов. Разряды союзов по значению, особенности каждой группы союзов, их назначение; разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, правильно ставить знаки препинания. Закончить начатое предложение. Синтаксический разбор | | |
101 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Формирование умений разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, правильно ставить знаки препинания, выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями. Конструировать предложения по схеме. Создавать текст, используя осложненное простое предложение и сложное | | |
102 | Сочинительные союзы | 1 | Урок формирования знаний, умений и навыков | Группы сочинительных союзов, их назначение, выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями. Диктант | | |
103 | Подчинительные союзы | 1 | Урок формирования знаний, умений и навыков | Группы подчинительных союзов по значению. Конструирование предложений | | |
104 | Морфологический разбор союза | 1 | Урок формирования знаний, умений и навыков | Порядок морфологического разбора. Разряды союзов по строению и значению. Комплексный анализ текста. Найти ошибки в построении предложений, исправить их | | |
105 | Р.Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему | 1 | Урок развития речи | | | |
106-107 108 | Анализ сочинений. Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ Повторение изученного о союзах и предлогах | 2 1 | Урок формирования знаний, умений и навыков Урок повторения, обобщения изученных знаний | Слитное написание союзов. Отличие написания союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогами и частицами и союза также от наречия так с частицей же. Союз как средство связи предложений в тексте. Употребление союзов. Составить таблицу «Отличайте союзы от других частей речи». Ответы на теоретические вопросы. Работа с текстом. Распределить союзы по группам | | |
109-110 | Контрольный диктант по теме «Союз и предлог» и его анализ | 2 | Урок контроля | Диктант с грамматическим заданием | | |
ЧАСТИЦА (14 ч, к.р-1, р/р -3) |
111 | Частица как часть речи. | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Работа над ошибками. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в предложении. Определить значение частиц в тексте. | | |
112 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Разряды частиц. Формообразующие частицы. Составить связный текст «Мир и дружба», употребить глаголы в повелительном наклонении с частицами «пусть», «да», «давайте», используя обращения. | | |
113-114 | Смысловые частицы. | 2 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Разнообразие и функции смысловых частиц, их функционирование в определённых стилях речи. Словарная работа. Тренировочные упражнения. | | |
115 | Раздельное и дефисное написание частиц. | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Правила раздельного и дефисного написания частиц. Формирование умения выделять их среди других частей речи; определять стилистическую роль частиц; употреблять их в своей речи, безошибочно писать местоимения, прилагательные, наречия с частицами. Свободный диктант. Работа с текстом. | | |
116-117 | Р.Сочинение-рассказ с использованием сюжета картины К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень» и его анализ | 2 | Урок развития речи | | | |
118 | Морфологический разбор частиц. | 1 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Порядок морфологического разбора частицы. Общее значение, правописание частиц. Формирование умения определять морфологические признаки частиц, безошибочно их писать. Составить тексты (3-4 предложения), которые бы заканчивались восклицательными частицами («Как чудесно в лесу!») или начинались вопросительными частицами («Разве это лето?»). Составить и записать предложения, включив в них функциональные омонимы ДА (союз-частица), ЛИ (частица-союз). | | |
119 120 | Отрицательные частицы не и ни. | 2 | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Отрицательные частицы. Положительный смысл предложения при наличии в нем двойного отрицания. Предупредительный диктант. Заменить личные формы глагола синонимами с частицей НЕ. | | |
121 122 | Различение частицы и приставки НЕ- | 2 | Урок формирования знаний, умений и навыков | Формирование умений применять правила написания НЕ с различными частями речи, опознавать части речи, обосновывать выбор написания, используя алгоритм рассуждения, различать на письме частицу НЕ и приставку НЕ, применять правило написания НЕ в отрицательных местоимениях и наречиях, неопределенных местоимениях. Объяснительный диктант. Записать по 3 слова разных частей речи с НЕ – приставкой, частью корня и частью приставки. | | |
123 | Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ – НИ. | 1 | Урок формирования знаний, умений и навыков | Правописание НИ с разными частями речи. Осложнённое списывание. Работа с перфокартами. Объяснительный диктант. | | |
124 | Р.Сочинение- рассказ по данному сюжету | 1 | Урок развития речи | | | |
125 | Обобщение и систематизация по теме «Частица» | 1 | Урок повторения и обобщения изученного материала | Использование частиц для передачи различных оттенков значения и для образования форм глагола. Разряды частиц по значению и составу. Смысловые различия частиц НЕ - НИ. Употребление частиц с разными частями речи. Объяснить, как вы понимаете высказывание лингвиста Т. Николаева о том, что частицы - «это слова, максимально ответственные за передачу общения». | | |
126-127 | Контрольная работа по теме «Частица» и ее анализ | 2 | Урок контроля | Диктант с грамматическим заданием | | |
МЕЖДОМЕТИЕ (2 ч) |
128 | Междометие как часть речи | 1 | Урок формирования знаний, умений и навыков | Классификация и исправление допущенных ошибок. Междометие как особый разряд слов. Разряды междометий. Составить таблицу «Использование междометий для выражения эмоций, некоторых форм общения, команд, приказов». Конструирование предложений с междометиями | | |
129 | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях | 1 | Урок формирования знаний, умений и навыков | Правописание дефиса в междометиях. Знаки препинания при междометиях. Составление диалога с включением в него междометий | | |
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5 – 7 классах (9 ч, к.р-1, р/р-2) |
130-131 | Разделы науки о языке. Р. Текст. Стили речи. Учебно-научная речь. | 2 | Урок повторения и закрепления изученного | Повторение разделов науки о языке. Текст. Стили и типы речи. Прямой и обратный порядок слов. Способы и средства связи предложений в тексте. Анализ текстов разных типов и стилей | | |
132 | Р.Контрольное сочинение на предложенную тему. | 1 | Урок контроля | | | |
133 | Фонетика. Графика | 1 | Урок повторения и закрепления изученного | Основные виды языковых и речевых норм. Орфоэпические нормы. Соблюдать в речи орфоэпические нормы, уметь исправлять их. Работа с текстом, с отдельными предложениями. Пользуясь орфоэпическим словарем, составить упражнение: определить цель выполнения, сформулировать задание, после этого подобрать материал из словарика | | |
134 | Лексика и фразеология | 1 | Урок повторения и закрепления изученного | Повторение лексики и фразеологии. Лексические нормы (повтор слова, неуместное употребление слов, употребление слова в несвойственном ему значении). Редакторская правка. Объяснить причину появления ошибок. | | |
135 | Морфемика. Словообразование. | 1 | Урок повторения и закрепления изученного | Повторение морфем. Способы образования слов. Правописание морфем. Работа с перфокартами, объяснительный диктант, диктант «Проверь себя». | | |
136 | Морфология. Орфография. | 1 | Урок повторения и закрепления изученного | Повторение системы частей речи. Принципы выделения: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Соблюдение основных морфологических норм русского языка. Работа по карточкам, диктант. | | |
137 | Синтаксис и пунктуация. | 1 | Урок повторения и закрепления изученного | Повторение синтаксиса и пунктуации. Отличие словосочетания от предложения. Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложений. Синтаксический и пунктуационный разборы. Словарно-орфографическая работа. Графический, объяснительный диктанты, составление схем, конструирование по схемам. Тренировочные упражнения. | | |
138-139 | Контрольная работа за курс 7 класса и ее анализ | 2 | Урок контроля | | | |
140 | Заключительный урок . Повторение. | 1 | Урок повторения и закрепления изученного | | | |
1. Современные открытые уроки 7 класс. Е. А. Полежаева. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
2. Предметные недели в школе. Русский язык и литература. Л. И. Косивцева.- Волгоград: «Учитель», 2003.
3. Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла 5 – 7 класс. А. Б. Малюшкина.- М.: ТЦ «Сфера», 2003.
4. Как написать сочинение? (справочник школьника).- Москва, 1997.
5.Тесты по русскому языку 7 класс. Е. М. Сергеева.- М.: «Экзамен», 2012.
6. Репродукции картин по развитию речи (русский язык и литература) 5 – 7 класс. Л. М. Зельманова, Е. И. Колокольцев, 1998.
7. Русский язык для 5 – 8 классов ( основные правила, образцы разбора, словарные слова и др.). Л. А. Орлова. – Волгоград: «Учитель – АСТ».
8. Обучение сочинениям. 5 – 8 класс. А. М. Гринина – Земскова.- Волгоград: «Учитель».
9. Сочинения по русскому языку и литературе для 5 – 8 классов. Л. Н. Ситникова. – Волгоград: «Учитель – АСТ».
10. Нестандартные уроки русского языка 5 – 7 класс. Л. В. Булгакова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
11. Диктанты и изложения. 5 – 8 класс. В. О. Зюба. – Волгоград: «Учитель – АСТ».
12. Рабочая тетрадь по русскому языку 7 класс. Г. А. Богданова.
13. Русский язык. 5-11классы: диктанты. Г. П. Попова, 2015.