Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего среднего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009г. № 000 в ред. приказа от 01.01.2001г. № 000),
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса согласно требованиям ФГОС и одной из форм организации свободного времени. Такая программа создаёт условия для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Факультативный курс «Занимательный немецкий» носит предметно-ориентированный характер, предназначен для учащихся 5-х классов общеобразовательных учреждений и рассчитан на 34 часа.
Программа данного курса способствует развитию познавательного интереса к изучению немецкого языка. Данный предметный курс своим содержанием предназначен привлечь внимание учащихся 5 классов, заинтересовавшихся изучением немецкого языка, и направлен на расширение языковых и страноведческих знаний по предмету. Наряду с основной задачей этот курс предусматривает формирование устойчивого интереса к изучению данного предмета через социокультурный компонент обучения, значительно повышает учебную мотивацию, а, следовательно, и результативность обучения.
Планируемые результаты
Занятия внеурочной деятельностью «Занимательный немецкий» направлены на формирование четырёх видов УУД: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.
Личностные результаты - отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира. К личностным УУД относятся: положительное отношение к познавательной деятельности, приобретать новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе, осознание себя как индивидуальности, способность к самооценке своих поступков, общие представления о мире, как о многоязычном и поликультурном сообществе, осознания языка, иностранного также, как средств общения между людьми, знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием иностранного языка.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели - через планирование действия - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата.
К регулятивным УУД относятся умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем необходимые действия, контролировать процесс деятельности, вносить свои коррективы, оценивать свои достижения, искать пути преодоления трудностей.
Метапредметные результаты - развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей школьников, развитие коммуникативных способностей школьников, умения вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения., умения выбирать языковые и речевые средства для успешного решения коммуникативной задачи, готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации, способность осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в разных материалах, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы,
Предметные результаты - овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка (фонетических и лексических)
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
А. В коммуникативной сфере (во владении иностранным языком как средством общения):
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорение:
Вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения(3-5 реплик); диалог-расспрос (вопрос — ответ) и диалог — побуждение к действию (3-5 реплик); уметь на элементарном уровне рассказывать о себе, семье, домашнем животном, о третьем лице, хобби, любимом школьном предмете, школьных принадлежностях, покупке;(7-10 предложений); описывать предмет, картинку; кратко характеризовать персонаж;(7-10 предложений); вербально сигнализировать понимание или непонимание, переспросить, попросить повторить сказанное, говорить громче, сказать слово по буквам; уметь дать оценочное суждение / выразить своё мнение, кратко аргументировать его; выразить сожаление или радость, поблагодарить и ответить на благодарность.
Аудирование:
Понимать на слух речь учителя и одноклассников; основное содержание небольших доступных текстов с общим и выборочным пониманием в аудиозаписи, построенных на изученном языковом материале.
Чтение:
Читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию; читать про себя тексты, включающие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, и понимать их основное содержание; находить в тексте нужную информацию, пользоваться словарём.
Письменная речь:
Владеть техникой орфографически правильного письма; писать с опорой на образец короткое личное, в том числе электронное, письмо; заполнять формуляры; делать записи для устного высказывания; использовать письменную речь для творческого самовыражения (в общем постере).
Языковая компетенция (владение языковыми средствами):
Адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах; соблюдение особенностей интонации основных типов предложений; применение основных правил чтения и орфографии; распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, оценочной лексики, речевых клише) и грамматических явлений.
Социокультурная осведомлённость (межкультурная компетенция):
Знание названий стран и некоторых городов изучаемого языка; знание некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжетов некоторых популярных сказок, написанных на изучаемом языке, небольших произведений детского фольклора (стихов, песен); знание элементарных норм речевого и неречевого поведения, принятых в стране изучаемого языка; представление о некоторых особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка; представление о сходстве/различиях в традициях своей страны/стран изучаемого языка; понимание роли владения иностранными языками в современном мире на доступном учащимся уровне.
Б. В познавательной сфере (учебно-познавательная компетенция):
Овладение начальным представлением о нормах иностранного языка (фонетических, лексических, грамматических); владение общими и специальными учебными умениями на доступном уровне; развитие умения сравнивать языковые явления родного, первого и второго иностранных языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых предложений; умения действовать по образцу в процессе выполнения упражнений и составления собственных высказываний в пределах курса; совершенствование приёмов работы с текстом с опорой на умения, приобретённых на уроках родного языка и первого иностранного (прогнозировать содержание текста по заголовку, иллюстрациям и т. Д.); умение пользоваться справочным материалом, представленным в доступном данному возрасту виде (правила, таблицы); умение пользоваться словарём; умение осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных пределах.
Умения работать:
С информацией; с прослушанным и письменным текстом; с разными источниками информации; самостоятельно, рационально используя свой труд дома и в классе
Специальные учебные умения:
Находить ключевые слова и социокультурные реалии; семантизировать слова на основе языковой догадке; осуществлять словообразовательный анализ слов; выборочно использовать перевод; пользоваться двуязычным и толковым словарями.
Содержание учебного предмета
Глава 1. Знакомство/Kennenlernen (7 ч)
Ученики научатся:
Приветствовать людей; представляться и говорить, где живут; заполнять анкету; произносить имя по буквам; говорить, что они любят. Ролевая игра: «Мы пришли в гости».
Страноведение: географическое положение и политическое устройство ФРГ.
Проект : Сказки братьев Гримм..
Грамматика:
Личные местоимения: ich, du, Sie; глаголы: heißen, wohnen, mögen, sein; вопросы с вопросительным словом (wie, was, wo, woher) и ответы на них; порядок слов; интонация простого предложения.
Чтение, говорение, аудирование, письмо:
Ведут этикетный диалог в ситуации бытового общения (приветствуют, прощаются, узнают, как дела, знакомятся, расспрашивают о возрасте); воспроизводят графически и каллиграфически корректно все буквы немецкого алфавита и основные буквосочетания; различают на слух и адекватно произносят все звуки немецкого языка; соблюдают правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом; употребляют глаголы heißen, wohnen, mögen, sein в утвердительных и вопросительных предложениях в первом, втором лице и вежливой форме; заполняют анкету; читают и пишут по образцу сообщения в чате; знакомятся с достопримечательностями и формулами приветствия немецкоязычных стран.
Глава 2. Мой класс/Meine Klasse (6ч)
Ученики научатся: называть числа от 0 до 1000; диктовать телефонные номера; говорить о людях и предметах; говорить, что они любят делать, а что нет.
Страноведение: Рождество в Германии.
Проект : Рождество в Германии.
Грамматика, лексика, фонетика:
Личные местоимения: er/sie, wir, ihr; глаголы: kommen, heißen, mögen, sein; определённый и неопределённый артикли: der, das, die, ein, eine; притяжательные местоимения: mein, dein; предлоги: in, auf; числа; школьные принадлежности; названия некоторых школьных предметов; ударение в предложении; интонация; вопросительного предложения; словарное ударение.
Чтение, говорение, аудирование, письмо:
Ведут диалог-расспрос (о том, какие школьные предметы нравятся, какие нет); рассказывают о своём друге/своей подруге; оперируют активной лексикой в процессе общения; воспроизводят наизусть тексты рифмовок; понимают на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудио записи, построенные на изученном языковом материале: краткие диалоги, рифмовки, песни; вербально или невербально реагируют на услышанное; понимают на слух и произносят цифры и группы цифр; называют телефонные номера; произносят имена и фамилии по буквам; выразительно читают вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале; пишут небольшой рассказ о себе, своём друге/своей подруге с опорой на образец; соблюдают правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом; употребляют спряжение известных глаголов в утвердительных и вопросительных предложениях, определённые и неопределённые артикли в ед. числе, притяжательные местоимения mein, dein, числительные (количественные от 1 до 1000)
Глава 3. Животные/Tiere (6 ч)
Ученики научатся: говорить о животных; проводить интервью в классе; понимать текст о животных; описывать животных; называть цвета.
Страноведение: Берлин- столица Германии.
Проект : Моё любимое домашнее животное.
Грамматика, лексика, фонетика:
Спряжение глаголов haben, sein; вопросы без вопросительного слова; винительный падеж; множественное число существительных; названия животных, цветов, континентов и частей света; словарное ударение, краткие и долгие гласные.
Чтение, говорение, аудирование, письмо:
Ведут диалог-расспрос (о животных); рассказывают (о своих животных); оперируют активной лексикой в процессе общения; понимают на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи; выразительно читают вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале; пишут небольшой рассказ о себе, своих игрушках, о том, что они умеют делать, с опорой на образец; соблюдают правильное ударение в словах и предложениях, интонацию в целом; проводят интервью о любимых животных и сообщения на основе собранного материала; употребляют винительный падеж и множественное число существительных, вопросы без вопросительного слова.
Глава 4. Моя школа/Meinе Schulе (4ч)
Ученики научатся: называть дни недели и время суток; описывать свой распорядок дня; понимать и составлять тексты о школе.
Страноведение: Пасха в Германии.
Проект : «Школа моей мечты» (подготовка и презентация).
Грамматика, лексика, фонетика:
Указание времени; порядок слов в предложениях с указанием времени; предлоги: um, von ... bis, am; названия часов, времени суток, дней недели, школьных предметов; краткая и долгая гласная
Чтение, говорение, аудирование, письмо:
Рассказывают о себе, включая информацию о школьных уроках, с указанием времени; оперируют активной лексикой в процессе общения; пишут электронное письмо о себе по образцу; читают, понимают и составляют своё расписание уроков с указанием дней недели и времени; понимают на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале, находят запрашиваемую информацию; вербально или невербально реагируют на услышанное; соблюдают правильное ударение в словах и предложениях, интонацию в целом; слушают и выразительно читают стихотворение; потребляют предложения с указанием времени, соблюдая правильный порядок слов и временные предлоги; рассказывают о распорядке дня; знакомятся со страноведческой информацией о школе в немецкоязычных странах.
Глава 5. Времена года.\Jahrezeiten (4ч.) Ученики научатся: называть времена года и месяцы; описывать погоду; понимать и составлять тексты о разных временах года.
Страноведение: Города Германии. Виртуальная экскурсия.
Проект : Мои планы на лето.
Грамматика, лексика, фонетика:
Указание времени; порядок слов в предложениях с указанием времени, месяцев, описание погоды и погодных явлений, употребление указательных и притяжательных местоимений.
Чтение, говорение, аудирование, письмо:
Рассказывают о себе, включая информацию о дате рождения,описывают погоду за окном, ; оперируют активной лексикой в процессе общения; пишут электронное письмо о себе по образцу; читают, понимают и составляют рассказы о временах года и погоде в разное время; понимают на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале, находят запрашиваемую информацию; вербально или невербально реагируют на услышанное; соблюдают правильное ударение в словах и предложениях, интонацию в целом; слушают и выразительно читают стихотворение; потребляют предложения с указанием времени, соблюдая правильный порядок слов и временные предлоги; знакомятся со страноведческой информацией о крупных и значимых городах в немецкоязычных странах.
Глава 6. Из истории Германии. ( 6 ч)
Страноведение: Из истории Германии: о происхождении германцев, под властью Римской империи, разделение на два государства с разными политическими системами, объединение Германии. Великие люди Германии. Изобретения немцев, оказавшие значительное влияние на развитие науки и техники. Викторина «Что я знаю о Германии»
Проект: известные изобретения Германии.
Защита проекта. Делают учебные плакаты, рисунки, сообщения.
Составляют диалоги, оперируют активной лексикой в процессе общения.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата |
План | Факт |
| Знакомство/Kennenlernen (7 ч.) | | |
1 | Знакомство с предметом. Приветствие, прощание. Географическое положение и политическое устройство ФРГ. | | |
2 | Ситуация «Знакомство». Повторение немецкого алфавита. | | |
3. | Моя семья. Личные местоимения. | | |
4. | Рассказ о себе. Беседа о любимых занятиях. | | |
5. | Мой друг. Порядок слов в предложении. Сказки братьев Гримм. Проект. | | |
6. | Систематизация приобретённых умений и навыков. | | |
7. | Контроль умений и навыков пройденного материала. | | |
| Meine Klasse. Мой класс (6 ч.) | | |
8. | Мой класс. Спряжение слабых глаголов в настоящем времени в ед. числе. | | |
9. | Описание классной комнаты. Употребление слабых глаголов в настоящем времени в ед.числе в диалогической речи. | | |
10. | Моя школа. Знакомство с числительными до 100. | | |
11. | Школы в Германии. Знакомство с лексикой по теме «Школьные принадлежности». | | |
12. | Повторение по теме. Рождество в Германии. Проект. | | |
13. | Контрольная работа. | | |
| 3.Tiere. Животные (6 ч.) | | |
14 | Знакомство с лексикой по теме «Животные». Беседа о домашних животных. | | |
15. | Активизация речевых образцов в устной и письменной речи. | | |
16. | Множественное число имён существительных. | | |
17. | Рассказ о любимом домашнем животном. Проект. | | |
18. | Берлин- столица Германии. Повторение. | | |
19. | Контрольная работа по теме. | | |
| 4. Моя школа/Meinе Schulе (5ч.) | | |
20. | Введение лексики по теме «Мой день в школе». | | |
21. | Обучение трём видам чтения. Рассказ о любимых учебных предметах. | | |
22. | Рассказ о своём распорядке дня. | | |
23. | Чтение с полным пониманием прочитанного. Беседа по прочитанному. Пасха в Германии.. | | |
24. | Беседа о расписании уроков на неделю. Проект «Школа моей мечты» (подготовка и презентация). | | |
| 5.Времена года.\Jahrezeiten (4ч.) | | |
25. | Введение лексики по теме «Времена года» | | |
26. | Описание погоды. Итоговая контрольная работа. | | |
27. | Работа над ошибками. Города Германии. | | |
28. | Мои планы на лето. Проект. Прилагательные в немецком языке. | | |
| 6. Из истории Германии. (6ч.) | | |
29. | Происхождение германцев. Под властью Рима. | | |
30. | ФРГ и ГДР | | |
31 | Падение Берлинской стены. | | |
32 | Великие люди Германии. | | |
33 | Проектная работа. Известные изобретения Германии. | | |
34 | Защита проекта. | | |
35 | Викторина «Что я знаю о Германии» | | |
Учебно-методическое и материально-технического обеспечение образовательной деятельности
Печатные пособия |
| Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения) Пособие для учителя Как проектировать универсальные учебные действия в школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) Пособие для учителя | |
Карты ( политическая, физическая), словари. |
Технические средства обучения |
DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор; цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера); компьютеры (желательно, с выходом в Интернет) и т.д. Экранно – звуковые пособия DVD – диски Игры и игрушки Настольные, развлекательно – интеллектуальные игры, риторические игры. Оборудование класса |
DVD – плеер, компьютер, интерактивная доска |