1 | Водное занятие | 1 | | 4.09 | | Знакомство с курсом внеурочной деятельности |
Тема 1. План и карта (5 ч.) |
Планируемые результаты: УУД: Предметные: понимать возрастающую зависимость состояния природы Земли от деятельности человека. Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе Регулятивные: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью; Познавательные: формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Личностные: осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях |
2 | Ориентирование на местности. Азимут. | 1 | | 11.09 | | Слушают, работают по заданному вопросу, обсуждают (оппонируют), доказывают своим выступлением, что умеют извлекать необходимую информацию из разных научных источников; уважительно относятся к ответам одноклассников |
3 | План местности. Составление плана. Определение расстояний на плане местности. | 1 | | 18.09 | | Вспоминают основные понятия. Определяют расстояние на плане местности. Составляют план местности «Путь от дома до школы» |
4 | Координатная сетка. Широта. Долгота | 1 | | 25.09 | | Вспоминают основные понятия. Работают картами атласа |
5 | Построение профиля рельефа местности по топографической карте. | 1 | | 2.10 | | Строят профиль местности по топографической карте. Вспоминают и оперируют понятиями: горизонтали, берг-штрихи. |
6 | Практическое решение заданий. | 1 | Практическая работа № 1 | 9.10 | | Решение практических заданий по разделу |
Тема 2. Путешествия и географические открытия (2 ч.) |
Планируемые результаты: УУД: Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом) Предметные: научиться прослеживать по картам маршруты путешествий Регулятивные: составлять план и последовательность действий, оценивать результат Познавательные: строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы Личностные: осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях |
7 | Эпоха Великих географических открытий. | 1 | | 16.10 | | Вспомнить великих первооткрывателей и их маршруты путешествий. Сделать обобщение |
8 | Путешественники, географы, которые внесли вклад в изучение России. | 1 | | 23.10 | | Проследить маршруты путешественников внесших вклад в изучение России. Составить обобщающую таблицу |
Тема 3. Природа Земли (10 ч.) |
Планируемые результаты: УУД: Коммуникативные: Участвовать в коллективном поиске, обмениваться информацией, уметь отстаивать свою точку зрения Предметные: углубление знаний по теме “Природа Земли”, формирование представлений об органическом мире материков и океанов Регулятивные: понимать учебную задачу, предлагать помощь и сотрудничество Познавательные: описывать и сравнивать объекты, делать выводы и умозаключения Личностные: уметь выразить свою точку зрения окружающим, не входить в конфликт с расхожими мнениями |
9 | Развитие земной коры. Земная кора на карте. | 1 | | 13.11 | | Рассмотреть карту тектонического строения Земли. Определить крупные тектонические структуры, сделать вывод об их расположении. Вспомнить как тектонические структуры меняли свой облик со временем |
10 | Крупные формы рельефа. Внешние и внутренние силы Земли | 1 | | 20.11 | | Определить крупнейшие формы рельефа Земли, описать внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные) силы, которые влияют на внешний облик планеты. Определить виды хозяйственной деятельности человека которые оказывают наибольшее влияние на внешний облик рельефа |
11 | Атмосфера. Температура воздуха. Ветер. «Роза ветров». | 1 | | 27.11 | | Вспомнить слои атмосферы. Как распределяется температура воздуха и от каких факторов она зависит. Построение графика «Роза ветров» по данным из таблицы. Устанавливать связи между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которой они формируются. Составлять характеристику воздушных масс с разными свойствами. |
12 | Атмосферное давление. Практикум | 1 | Практическая работа № 2 | 4.12 | | Рассмотреть пояса атмосферного давления, вспомнить как меняется атмосферное давление с изменением высоты. Решение задач |
13 | Климатические пояса Земли. Климатические области Земли. | 1 | | 11.12 | | Объяснять размещение на Земле климатических поясов. Составлять характеристику одного из климатических поясов. Выявлять причины выделения климатических областей в пределах поясов. |
14 | Работа с климатограмами | 1 | Практическая работа № 3 | 18.11 | | Читать климатограммы |
15 | Воды суши: состав, свойства, происхождение. | 1 | | 25.11 | | Устанавливать зависимость рек от рельефа и климата. Составлять характеристику одной из рек материка по плану. Объяснять появление заболоченных территорий и их зависимость от климата |
16 | Природные зоны Земли. Практикум | 1 | Практическая работа № 4 | 15.01 | | Описывать природные зоны Земли. Объяснять соотношение тепла и влаги в каждой из природных зон. Выявлять изменения природы зон под влиянием хозяйственной деятельности человека |
17 | Взаимосвязь природных компонентов | 1 | | 22.01 | | Вспомнить понятие «Природный комплекс». Сравнить территориальные и аквальные комплексы. Привести примеры различных природных комплексов |
18 | Практическое решение заданий | 1 | Практическая работа № 5 | 29.01 | | Выполнение практической работы |
Тема 4. Материки, океаны, народы и страны (9 ч.) |
Планируемые результаты: УУД: Коммуникативные: принимать активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения). Предметные: История исследования материков и океанов. Особенности природы, виды деятельности человека на материках. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу материка. Уметь описывать материки по плану. Основные расы и народы материков. Крупнейшие страны и их значение в развитии хозяйства. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Понимать учебную задачу; предлагать помощь и сотрудничество. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию Познавательные: описывать и сравнивать объекты; самостоятельно давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения. Личностные: умение выражать свою позицию, уметь отстаивать свое мнение |
19 | Особенности природы Африки. | 1 | | 5.02 | | Определять географическое положение материка и объяснять его влияние на природу. Оценивать результаты исследований Африки зарубежными и русскими путешественниками и исследователями. Описывать природные зоны материка. Объяснять соотношение тепла и влаги в каждой из природных зон. Выявлять изменения природы зон под влиянием хозяйственной деятельности человека |
20 | Особенности природы Южной Америки | 1 | | 12.02 | | Объяснять причины преобладания влажных типов климата, богатства материка поверхностными водами. Сравнивать климат Южной Америки и Африки. Оценивать климат материка в природе и жизни населения |
21 | Особенности природы Австралии. | 1 | | 19.02 | | Объяснять причины сухости климата на большей территории, бедности поверхностными водами. Читать климатограммы. Описывать реки материка. Объяснять причины эндемичности органического мира |
22 | Особенности природы Антарктиды. | 1 | | 26.02 | | Объяснять причины особенностей природы материка и его влияние на природу всей Земли. Анализировать климатограммы. Составлять описание климата внутренних и прибрежных районов материка. Оценивать природные ресурсы Антарктиды. Объяснять международный статус материка. Обсуждение подготовки проектов |
23 | Особенности природы Евразии. | 1 | | 4.03 | | Объяснять вязь между компонентами природы основных зон материка и особенности в расположении природных зон. Сравнение природных зон Северной Америки и Евразии. Устанавливать степень изменения природных зон человеком |
24 | Особенности природы Северной Америки. Практикум | 1 | Практическая работа № 6 | 11.03 | | Объяснять причины особого размещения природных зон. Составлять описания отдельных зон. Составлять на основе текста учебника определение понятий «тундра», «тайга», «степь». Оценивать степень изменения природы материка. Выявлять по карте расположение заповедников и национальных парков |
25 | Население мира. | 1 | | 18.03 | | Составление схемы «Основные и переходные человеческие расы». Работа с картами атласа и ответ на вопрос о самых густонаселенных странах мира. Выявление взаимосвязей исторического и современного заселения. Записать в тетрадь основные понятия: народ, нация, языковая семья, языковая группа. Схема в тетрадь «Религии мира». Рассуждение о разнице и схожести мировых религий |
26 | Страны мира. Классификация стран. Практикум. | 1 | Практическая работа № 7 | 1.04 | | Выявление признаков, по которым можно проклассифицировать все страны мира. Обзор крупнейших и карликовых государств. Сравнение государств по численности населения. Обозначение на к/к крупнейших по площади государств и их столиц |
27 | Океаны Земли, их особенности. | 1 | | 8.04 | | Определять по картам географическое положение океанов, глубины, крупнейшие поверхностные течения. Устанавливать по картам атласа особенности компонентов природы океанов. Выявлять характер хозяйственного использования океанов и влияние его на сохранение природы океанов. |
Тема 5. География России (7 ч.) |
УУД: Коммуникативные: принимать активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения). Предметные: История исследования России. Особенности природы, виды деятельности человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу России. Особенности населения России. Хозяйство России, отрасли специализации. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Понимать учебную задачу; предлагать помощь и сотрудничество. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию Познавательные: описывать и сравнивать объекты; самостоятельно давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения. Личностные: умение выражать свою позицию, уметь отстаивать свое мнение |
28 | ГП России. Административно-территориальное устройство РФ. Физико-географические районы России. Экономические районы России. | 1 | | 15.04 | | «Характеристика ГП России. Определение географических координат крайних точек. Анализировать и сопоставлять карты атласа. Работать с различными источниками географической информации. Сравнивать размеры и конфигурацию государственной территории России и других стран (Канады, США и т. п.) на основе анализа карт и статистических данных. Оценивать достоинства и недостатки размеров и конфигурации государственной территории России. Сопоставлять размеры территории благоприятной для ведения хозяйства России и других крупнейших стран мира. Обсуждать различные точки зрения по оценке государственной территории России. |
29 | Часовые пояса. Поясное время. Практикум | 1 | Практическая работа № 8 | 22.04 | | «Определение поясного времени для разных пунктов России. Решение задач» |
30 | Общая характеристика природы России. | 1 | | 29.04 | | Сопоставление физической и тектонической карт России. Анализировать внутренние и внешние современные процессы, которые влияют на развитие современного рельефа. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий. Анализировать климатические карты и диаграммы, сопоставлять их с физической картой. Характеризовать разные типы климата России. |
31 | Народы, населяющие Россию, их география. Демографическая ситуация в России. Практикум | 1 | Практическая работа № 9 | 6.05 | | Выявлять особенности формирования государственной территории России, изменения ее границ, заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах. Анализировать карты для определения исторических изменений границ Российского государства. Характеризовать изменения национального состава России, связанные с ростом ее территории. Подготавливать и обсуждать сообщения и презентации об основных этапах формирования Российского государства. Анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий. Сравнивать показатели воспроизводства население России с показателями других стран. Анализировать переход от одного типа воспроизводства к другому. Анализ по картам и стат. материалам особенностей размещения крупных народов России |
32 | Регионы России. Хозяйство Европейской части России. Заповедники | 1 | | 13.05 | | Выявлять на основе анализа карт особенности географического положения макрорегиона, специфику территориальной структуры расселения и хозяйства, этнического и религиозного состава населения |
33 | Регионы России. Хозяйство Азиатской части России. Заповедники | 1 | | 20.05 | | Выявлять на основе анализа карт особенности географического положения макрорегиона, специфику территориальной структуры расселения и хозяйства, этнического и религиозного состава населения |
34 | Итоговая практическая работа | 1 | Практическая работа № 10 | 23.05 | | Выполнение итоговой практической работы |