Основные задачи периода:
расширять представления о культурно-исторических событиях малой родины и Отечества, развивать интерес к достопримечательностям родной страны, её традициям и праздникам;
воспитывать бережное, заботливое отношение к здоровью и человеческой жизни, развивать стремление к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих людей;
продолжать формировать интерес к полезной деятельности в свободное время (отдых, творчество, самообразование), развивать желание участвовать в подготовке и участию в развлечениях, соблюдать культуру общения (доброжелательность, отзывчивость, такт, уважение);
закреплять у детей навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу;
развивать умения детей применять некоторые цифровые средства для познания окружающего мира, соблюдая правила их безопасного использования.
Даты февраля: 8 февраля – День российской науки, 21 февраля – Международный день родного языка, 23 февраля – День защитника Отечества.
4 неделя
Тематическая неделя «Декоративно-прикладное искусство»
Тематическая неделя «Декоративно-прикладное искусство»
Содержание беседы 4-ая неделя февраля
№ | Название | стр |
1 | Проблемная ситуация «Если сделаю так». | |
2 | Творческое задание «Если бы я очутился в картине...». | |
3 | Викторина «Что мы знаем о птицах». | |
4 | Отгадывание загадок о спортивном инвентаре. | |
5 | Беседа «Рукотворный мир». | |
6 | Домашние заготовки «Обычаи традиции нашего края». | |
7 | Волонтёрская акция «Поможем бездомным животным» (сбор кормов для животных из приюта). | |
8 | Беседа «Как лечились на Руси». | |
9 | Беседа «Кто щедрый – тот в дружбе первый, кто жадный, тот в дружбе не ладный». | |
10 | Беседа о труде кузнеца | |
11 | Экспериментальная деятельность «Лавовая лампа» | |
№1 Проблемная ситуация «Если сделаю так».
Цели: обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один – опасный для здоровья, другой – ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.
Оборудование: набор поощрительных предметов: фишек, звёздочек.
Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающий и не угрожающий жизни и здоровью) предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю…» , или «Опасности не будет, если я сделаю…» дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, белую, если опасности нет. Дети должны выслушать ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряют фишкой, звездочкой.
№2 Творческое задание «Если бы я очутился в картине...».
Цель: развивать воображение, умение эмоционально воспринимать содержание картины. «Если бы я очутился в картине...» — творческое задание, которое помогает развивать воображение и умение эмоционально воспринимать содержание картины.
Суть задания: выбрать картину и представить, что ребёнок попал в то время, когда происходит то, что нарисовано. Затем поразмышлять, что бы он сделал, что бы изменил.
№3 Викторина «Что мы знаем о птицах».
Цель: уточнить представления детей о зимовье птиц и роли человека в их жизни.
Ход:
Воспитатель: Здравствуйте, дети. Сегодня мы с вами проведём викторину, а вот о ком эта викторина, вы отгадаете, прослушав запись. (звучат разнообразные голоса птиц).
Молодцы, догадались, что речь пойдет о птицах, наша викторина называется «Что мы знаем о птицах». В нашей викторине примут участие две команды: команда «Снегири» и команда «Ласточки». (дети проходят за свои столы)
Сейчас я хочу вам представить членов жюри. Жюри будет следить за правильностью ответов и назовет победителя. За каждый правильный ответ команда будет получать фишки, чья команда наберет больше фишек, та и будет победителем (представляю жюри).
Напоминаю правила поведения: выслушивать вопрос ведущего до конца, поднимать сигнальную карточку, если готов ответ, не выкрикивать.
Воспитатель: Прежде чем начать викторину мы немножко с вами разомнемся и поиграем в игру «Хлопни, если услышишь название птицы».
- Прилетели птицы:
голуби, синицы,
мухи и стрижи.
Голуби, синицы,
аисты, вороны,
галки, макароны.
Голуби, куницы.
Голуби, синицы,
чибисы, чижи,
галки и стрижи,
комары, кукушки.
Совы и ватрушки.
Воспитатель: Ну что, начинаем нашу викторину. Первое задание: игра «Собери картинку» (детям предлагаются картинки с изображением птиц, название команды)
Воспитатель: Прошу членов жюри проверить правильность выполнения задания.
Воспитатель: Наша викторина продолжается. Следующее задание «Узнай по описанию»
Задание команде «Снегири»
«Вся жизнь его проходит на деревьях. Здесь он добывает себе корм, из-под коры деревьев, так как ему пищей служат личинки насекомых. Как внимательный врач осматривает, выстукивает выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено – принимается долбить его».
«У этой птицы черная шапочка, желтая грудка и острый клюв. Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Зимой в поисках еды часто прилетают на балконы и расклевывают завернутые в бумагу продукты. Любят они несоленое сало».
Задание команде «Ласточки»
«Окраска оперенья у этой птицы оранжево-красная, крылья и хвост буро-черные, клюв скрещенный, им удобно щелкать орешки. Выводит птенцов зимой».
«Еще наряднее становится зимняя природа, когда на деревьях появляются эти птицы. Это красногрудая птичка с черной головкой. Это доверчивая и общительная птица».
Воспитатель: В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним некоторые из них. Я буду называть первую часть пословицы, а вы – их заканчивать. Правильность ответов будет оценивать жюри. Каждой команде предлагается по 3 пословицы.
Третье задание «Пословица не даром молвится».
Задание команде «Ласточки»
Соловей поет месяц, а ворона… каркает круглый год.
Где птица ни летает, а свое гнездо… знает.
Каждый кулик в своем болоте… велик.
Задание команде «Снегири»
Лучше синица в руках… чем журавль в небе.
У каждой птицы…своя песня.
Здоровое дерево дятел… не долбит.
Воспитатель: Давайте послушаем жюри. (после выступления жюри, предлагаю детям отдохнуть).
Подвижная игра «Голуби и кот». Считалочкой выбираем водящего.
Среди белых голубей скачет шустрый воробей,
Воробушек — пташка, серая рубашка.
Откликайся, воробей, вылетай-ка, не робей!
(В зале раскладываются несколько больших обручей — «домиков для голубей». По сигналу педагога «Голуби, летите!» «голуби» вылетают из гнезд-домиков и летают по всей площадке, «кот» в это время старается поймать как можно больше «голубей». По второму сигналу педагога «Голуби, домой!» «птицы» летят в свои домики. Педагог вместе с детьми подсчитывает, сколько «голубей» поймал «кот»).
Воспитатель: Четвертое задание «Да-нет». Сейчас командам я буду задавать вопросы, и если команда отвечает первой и правильно, то получает фишку.
Правда ли, что голубь почтовая птица? (Да)
Правда ли, что у синицы имеется черный галстук на желтой манишке? (Да)
Правда ли, что сова ночью спит, а днем летает? (нет)
Правда ли, что дятел питается корой деревьев? (нет)
Правда ли, что кукушка не вьет своих гнезд? (Да)
Правда ли, что птицы, которые улетают на юг, называются кочующими? (нет)
Правда ли, что птичий дом называется кормушкой? (нет)
Правда ли, что пингвины не умеют летать, но хорошо плавают? (да)
Правда ли, что соловей – самый лучший певец? (Да)
Воспитатель: Молодцы. Быстро и правильно отвечали. А сейчас послушайте стихотворение о птицах.
Т. Евдошенко «Берегите птиц».
«О птицах много знаем мы
И в то же время мало,
И нужно всем: и вам, и нам, -
Чтоб их побольше стало.
Для этого побережём
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведём
Певцов наших крылатых.
Съедят деревья и плоды
Личинки насекомых,
И поредеют все сады
Без наших птиц знакомых.
Зимой поставь кормушку им,
Синицам дай ты сала;
Пшено едят все воробьи,
Подсыпь, как станет мало.
Они вознаградят труды,
И зацветут кругом сады.
Среди зелёной той листвы
Их песенку услышишь ты».
Воспитатель: Следующее задание «Угадай птицу по голосу». Для каждой команды будут звучать голоса птиц, ваша задача определить, что это за птица. (звучит аудиозапись)
Команда «Снегири» (ворона, сова, кукушка)
Команда «Ласточки» (воробей, сорока, утка)
Воспитатель: Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безвыходных песках, и над безбрежными просторами океанов. Послушайте внимательно следующее задание «Кто где живет». Каждая команда должна расселить птиц по месту обитания (горы, лес, водоём).
У вас в конвертах находятся иллюстрации птиц, а на наборном полотне места обитания птиц.
Команда «Снегири» (орлы, лебеди, глухарь, тетерев, поползень, синица, воробей).
Команда «Ласточки» (ястребы, утки, дятел, филин, сова, ворона, голуби).
Воспитатель: Давайте послушаем жюри. А у нас осталось последнее задание «Дорисуй так, чтобы получилась птица». Каждой команде предлагается лист бумаги, где нарисованы различные фигуры. Ваша задача, превратить фигуры в птиц. (дети выполняют, жюри оценивает)
Воспитатель: Вот и закончилась наша викторина. Вы показали хорошие знания о птицах. Давайте послушаем жюри и узнаем команду победителей.
(награждение команд)
№4 Отгадывание загадок о спортивном инвентаре.
Цель: вспомнить, в каком виде спорта какие атрибуты используются.
В воздухе два кувырка! Что за чудо-сетка тут? Для прыжков снаряд — … (батут).
Две подружки — кожаные подушки, На руки одеваются, на ринге сражаются. (Боксёрские перчатки).
Палка в виде запятой Гонит мяч перед собой. (Клюшка).
Если бросить, он подскочит. Бросишь снова, мчится вскачь, Ну, конечно — это… (мяч).
Этот конь не ест овса, Вместо ног — два колеса. Сядь верхом и мчись на нём, Только лучше правь рулём… (велосипед).
Вот полозья, спинка, планки — А всё вместе это — … (санки).
Воздух режет ловко–ловко, Палка справа, слева палка, Ну а между них верёвка. Это длинная… (скакалка).
Дырявое сито На ручку прибито, Мячи отбивает. Кто его не знает?.. (ракетка).
№5 Беседа «Рукотворный мир».
Цель: учить понимать назначение и особенности народного искусства, дать представления о том, что для каждой местности характерны свои образцы народного прикладного искусства.
Ход
— Ребята, Незнайка прислал нам письмо:
«Дорогие ребята! Приехать к вам не могу напишите мне в письме, что такое рукотворный мир.
Обратный адрес: Цветочный город, ул. Ромашковая, д. 5, Незнайке
— Да, трудное задание задал нам Незнайка. Трудное потому, что очень длинное письмо надо писать. Разве можно на одном листе бумаги написать что такое «рукотворный мир»? Это нужен лист длиною в 1 километр.
— Ребята, мы не будем писать такое длинное письмо. Предлагаю вам поехать к Незнайке в Цветочный город и рассказать ему о рукотворном мире. Кто готов отправиться в дорогу? (дети соглашаются.) для этого нужно нам собраться в далекое путешествие...
Детская игра «Собери рюкзак в дорогу».
На столе лежат карточки изображением различных предметов. Дети выбирают и рассказывают, зачем чем нужны эти предметы.
—Что мы возьмем с собой в дорогу? (Теплую одежду)
—Для чего нужна теплая одежда? (Чтобы не замерзнуть, спрятаться от холода, не заболеть.)
—Что еще возьмем с собой в дорогу? (Легкую одежду)
—Для чего нужна легкая одежда? (Вдруг в дороге будет жарко, душно можно переодеться, чтобы было прохладно.)
—Из чего сделана одежда? (Из различных видов ткани.) (Дети раскладывают карточки: брюки, свитер, рубашка, носки, футболка, шорты, платье подбирают к ним карточки с изображением различных материалов: шелк, хлопок, синтетика.)
—Что еще понадобится нам в дороге? (Посуда: кастрюля, миска, чашка, тарелка, ложка и т.д.)
—Для чего нужна посуда? (Есть, пить, варить обед.)
—Из какого материала изготовлена посуда? (Из стекла, металла, пластмассы и т.д.)
—Почему кастрюли делают из металла? (Прочные, удобные.)
—Почему тарелки, чашки делают из стекла? (Из этого материала они получаются красивыми и легкими.)
Дети раскладывают карточки с изображением посуды.
—Ребята, а если в дороге нас застанет дождь, что нам нужно взять в дорогу (резиновые сапоги, плащ, зонт.)
—Из чего сделаны эти предметы? (Из искусственных тканей, которые получаются химическим путем: резина, полиэтилен и др.)
—Ребята, дорога длинная, трудно в путешествии, когда устают ноги. Что мы должны взять с собой, чтобы удобно было ногам? (Обувь: ботинки, кроссовки, кеды, тапочки и т.д.)
—Ребята, из какого материала шьют удобную обувь? (Из кожи.)
Дети раскладывают карточки с изображением обуви.
—Ребята а как вы думаете, стоит ли брать в дорогу стулья, кровати, кресло, стол?
Дети выбирают карточки с изображением мебели. (Нет, в дороге не нужна мебель
—А может, без мебели вообще можно обойтись? (Нет, мебель придумали для удобства: сидеть, спать, складывать вещи в шкаф.)
—Из кого материала изготавливают мебель? (Из дерева, из пластмассы из металла и др.)
—Ребята как вы думаете, а нужны ли нам в дороге такие предметы, )как магнитофон, видеокамера, альбом, краски? (Конечно же, нужны. Магнитофон необходим: будем записывать песни, звуки, а потом слушать. Видеокамера - чтобы записать на пленку, как мы собирались, как ехали и все интересное по пути. Альбом и краски — чтобы нарисовать все увиденное и услышанное в окружающем мире.)
Дети раскладывают карточки с изображением видео— и аудиотехники, предметов изотворчества.
— Рюкзак мы собрали, а теперь надо решить, на каком виде транспорта нам удобнее отправиться в дорогу. (Предложения детей)
— Молодцы, вы вспомнили много видов транспорта. Но какой же удобнее? Давайте подумаем!
Если мы полетим на самолете, то мы с высоты не увидим много интересного. Если поедем на велосипеде, у нас много вещей и ехать будем медленно. Если поплывем на корабле, то будем любоваться только морем. Самый подходящий транспорт — это поезд. Давайте придумаем модель нашего поезда и сами построим его.
Дети становятся изобретателями, рисуют модель, строят поезд.
— Наш поезд готов, можно ехать.
Дети исполняют песню «Мы едем, едем, едем...»
— А вот и Цветочный город. Вот улица Ромашковая, дом 5.
— Здравствуй, Незнайка! Мы долго собирались в дорогу ехали к тебе и все события записали на видеопленку. Вот что у нас получилось.
Воспитатель с детьми раскладывают карточки, рассказывают о предметах, о их назначении, показывают зарисовки пейзажей. И вдруг Незнайка радуется и говорит:
— Теперь я понял: все, что вы мне показали, это и есть рукотворны мир. Это мир, созданный руками человека. Сколько вокруг сделано человеком интересного и полезного! Я все понял: человек творит руками всё то что облегчает и улучшает его жизнь. Предметы нужны, чтобы питаться, одеваться, спать, ухаживать за собой, чтобы работать, отдыхать, учиться. Спасибо, ребята! Теперь я знаю, что такое «рукотворный мир»!
№6 Домашние заготовки «Обычаи традиции нашего края».
Цель: учить выступать перед сверстниками.
Как и в принципе на всем Кавказе, в Кабардино-Балкарии царит культ вежливости. Вежливость касается всех социальных структур: для кабардинца важно уважение к старшим, почитание женщин и гостей в доме, соблюдение этикета во всех его проявлениях. Люди руководствуются сводом моральных принципов под названием Адыгэ Хабзэ: этот свод неписанных правил руководит повседневной жизнью человека, и включает в себя такие истины, как добропорядочность, честность, внимательность, уважение к собеседнику и умение вести себя в любой ситуации.
Семья свято и нерушимо почитается. Власть старшего, как говорят, равна власти Бога, и это значит, что уважение к старшим членам коллектива - одна из основополагающих заповедей. Семейная иерархия крайне важна: совет старшего может наставить на верный путь, его жизненный опыт незаменим, а также, старший более близок к предкам. Настолько же важны и брачные узы в семье: несмотря на то, что муж имеет право на развод без уточнения причины, жениться по-настоящему можно лишь один раз, ведь только тогда сохраняются семейные ценности. В народе говорят: «муж творит жену, а жена творит мужа». Женщина дает начало жизни, и уважение к ней - удел настоящего мужчины. Женщина может давать советы, а мужчина к ним прислушивается, хотя итоговое решение всегда остается за ним. Продолжение рода также чрезвычайно важно для кабардинца, и по случаю появления новых членов семьи устраиваются многочисленные торжества: Лъэтеувэ - праздник в честь первых шагов ребенка, соревнования в честь рождения сына, обычаи "завязывания в люльку" и т.д.
Свадьба - ключевой момент в жизни каждого кабардинца. Саму церемонию предвосхищали традиционные этапы: сватовство, обручение со смотринами, выплата калыма, «укрытие» невесты от жениха и ее последующий вывод из родного дома. Празднество растягивается на несколько дней, что связано с обязательными церемониями знакомства с новыми родственниками.
Еще одна интересная семейная традиция - это аталычество, по-иному - прием мальчиков в семейство. И это вовсе не означает усыновление - достигнув 18-летия, выросший и воспитанный в семье мальчик, возвращался домой. Он возвращался обеспеченный оружием, одеждой и воспитанием, аталык же в ответ получал щедрые дары от родителей ребенка.
Гостеприимство - обязательный атрибут любого дома. Любой гость, переступивший порог жилища имеет защиту, а надругание над гостем, его оскорбление влечет за собой значительные штрафы, которые исчисляются порой десятками голов скота. Самая богатая комната в доме кабардинца - это гостевая, в которой может расположиться даже злейший враг. На столе при приеме гостей стоят самые лучшие блюда, которые можно только найти в доме. И к совместной трапезе одновременно приступают лишь люди, равные по положению, гостю же всегда дается преимущество.
Смерть неизбежна, и отношение к ней, согласно Адыгэ Хабзэ, должно быть довольно равнодушным. В первую очередь, о смерти думают, как о неотвратимом явлении, и самым важным является то, что человек оставит после себя. Похороны проводятся в соответствие с мусульманскими правилами: памятники украшаются фигурами вещей, дорогих умершему, которые могут пригодиться в загробной жизни. Обязательно организовываются поминки, а в годовщину смерти - состязания в скачках и стрельбе. В течение года после кончины родственника, его одежда продолжает храниться в доме, вывернутая наизнанку - это означает, что человека всегда ждут обратно.
№7 Волонтёрская акция «Поможем бездомным животным» (сбор кормов для животных из приюта).
Цель: воспитывать чувство ответственности за животных, пробуждать чувство жалости к брошенному существу.
Актуальность:
Помощь бездомным животным. Как часто на прогулке дети обращают внимание на брошенных животных и какие разные чувства возникают у них к братьям нашим меньшим! Одни хотят погладить, другие пройдут мимо, но мало кто задумывается о реальной помощи. Поэтому в нашем учреждении при помощи родителей воспитанников проводилась социальная акция: «Поможем бездомным животным».
Участники: воспитанники, воспитатели, родители.
Длительность: среднесрочная (2 недели)
Цель акции: Формировать у детей чувство ответственности и со-
чувствия к братьям нашим меньшим.
Акция проводилась в несколько этапов.
На I этапе – организационном
– осуществлялось знакомство с понятием «домашнее животное» – какое животное считается бездомным и какая помощь ему нужна:
– в совместно организованной деятельности дети рисовали животных, которые остались без хозяев;
– составляли рассказ по схемам-моделям «Животные – кто они и
– читали стихи про животных: С.Я. Маршак «Котята», «Пожар»;
В. Сутеев «Кто сказал мяу»;
– смотрели мультфильмы «Котенок Гав»;
– составляли модели «Чем помочь брошенному животному»;
– вместе с родителями составляли энциклопедию «Наши домашние животные» с фотографиями своих любимцев;
– изготавливали семейные мини-проекты «Мой домашний питомец», где каждый представлял своего домашнего любимца;
– составляли рассказы «Как мы помогли бы домашним животным, оставшимся без хозяев»?
– провели беседу с детьми по теме: «Животные – наши друзья»;
– обыграли проблемную ситуацию: «Трудна жизнь брошенного
животного»;
– проигрывали образовательные ситуации по предложенной теме: наблюдение на прогулке за собаками и кошками, которые
гуляют около детского сада;
– провели беседы на темы «Если вдруг ты потерялся», «Мы в
ответе за тех, кого приручили», «Как понять, что животное
осталось без хозяев».
После того, как дети познакомились с понятием «животные» и
получили знания о том, как животным можно помочь, начался
II-й этап нашей акции – практический
Ребятам было дано задание вместе с родителями покормить бездомных животных. Родители вместе с детьми с радостью откликнулись на участие в данной акции.
Образовательные ситуации к акции «Поможем животным»
Ситуация «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Задачи:
1 Воспитывать у детей чувство ответственности перед братьями
нашими меньшими.
2 Пробуждать у детей чувство жалости к брошенному существу.
Дети вместе с игрушечными животными отправляются в путешествие.
Воспитатель: «Ребята, мы с вами пришли на красивую полянку,
и я предлагаю вам немного поиграть, а наши любимые животные
пока подождут нас под деревом!»
Вдруг раздается сигнал поезда, и все уезжают! По дороге домой
воспитатель вместе с детьми вспоминают, что там, на поляне,
остались наши «меньшие братья».
– «Ребята, как же сейчас плохо нашим друзьям! Как вы думаете,
что они сейчас чувствуют и думают про нас?» Воспитатель выслушивает ответы детей (скучают без нас, голодают, пытаются
найти дорогу домой, плачут, обижаются на нас).
– «Дети, а что вы сейчас испытываете без друзей?! (тревожимся, расстраиваемся). Как же нам с вами быть? Вернемся и заберем их!»
Путешествие завершается беседой на тему «Мы в ответе за тех кого, приручили».
№8 Беседа «Как лечились на Руси».
Цель: вспомнить лекарственные растения, расширять знания об укреплении здоровья.
Первым известным нам врачом на Руси считается грек Иоанн Смер, которого пригласил в Киев князь Владимир. В Средние века были весьма популярны травники и зелейники – книги о лечебных травах или «простых снадобьях». Этот жанр восходил к трактату Диоскорида и трудам Галена, подвергшимся переработкам и переводам в Византии и на исламском Востоке.
По всей видимости, именно византийские травники оказывали влияние на медицину на Руси – как правило, ей занимались монахи, собиравшие лекарственные травы. Целый ряд святых (Пантелеимон, Косьма и Дамиан) почитались как покровители врачевания. При этом существовала и народная славянская традиция, зачастую связанная с языческими практиками.
Не сохранилось старославянских травников этого периода, хотя вполне возможно, что они существовали. Но описания врачеваний можно встретить в житиях, например, в «Повести о Петре и Февронии» дочь бортника Феврония, исцеляет муромского князя князя Петра медом. В крупных русских монастырях существовали лечебницы. Позже в Московском государстве появились прототипы аптек — «зелейные лавки», в которых «зелейники» торговали различными травами и приготовленными из них лекарствами. При Иване IV в Москве открывается аптека с «немцем», т. е. иностранцем.
Считается, что один из врачей, служивших на Строгановских солеварнях, некто Кайбышев, перевел с греческого лечебник, получивший на Руси известность под названием «Лечебника Строгановских лекарств о врачевании от всяких болезней и о всяких зелейных спусках». Травник до нас не дошел, но ссылки на него присутствуют в более поздних рукописях.
В середине XV века появился старославянский перевод комментариев Галена на сочинения Гиппократа — «Галиново на Ипократа». Переводились также «псевдоаристотелевы» книги (арабские и европейские средневековые комментарии на сочинения Аристотеля), которые на Руси называли – однако православная церковь сочла «Аристотелевы врата» еретическими, и в 1551 году их запретил Стоглавый собор. Тем не менее, «Аристотелевы врата» довольно долго имели хождение, переписывались и оказали значительное влияние на русских врачей того времени.
В это же время на Руси получили распространение многочисленные лечебники и сборники фармацевтического содержания (травники, зелейники, «прохладные вертограды»), в которых описываются не только приемы изготовления лекарств, но и некоторые химические операции, в частности операции «перепускания», т. е. дистилляции, фильтрования, мацерации, кристаллизации и пр. Сохранились сотни рукописей «вертоградов». В основном это переводы двух европейских травников: польского перевода с латинского подлинника и немецкого, нижнесаксонского травника, изданного в Любеке в 1492 году немецким книгопечатником, именуемым в русском переводе «Стефаном Андреевым сыном».
Польский «вертоград» был переведен на русский язык поляком Станчевским по предложению серпуховского воеводы Фомы Афанасьевича Бутурлина в 1588 году. Немецкий травник был переведен ранее, в 1534 году, Николаем Булевым, родом из немецкого Любека, но прожившим почти всю свою жизнь на Руси,— сначала в Новгороде, а затем в Москве, где он был придворным врачом Василия III.
Использование лекарственных трав в России приняло особо широкий размах в середине XVII века, когда царем Алексеем Михайловичем был создан специальный «Аптекарский приказ», ведавший снабжением лекарственными травами не только царского двора, но и армии. В 1654 году в Москве была организована первая в России медицинская школа, где готовили и аптекарей. Были созданы «аптекарские огороды» — сады, где разводили лекарственные растения. В Москве их было несколько, например, у Кремля, за Мясницкими воротами и в Немецкой слободе.
Готовили лекарства из растений на особых «поварнях»; при этом руководствовались специальным наставлением «о пропущении вод» (дистилляции), заимствованным из немецкой книги Иеронима Брауншвейгского. При этом русский переводчик, имя которого до сих пор точно не выяснено, внес в свой перевод очень много оригинальных данных.
Одним из исследователей, впервые занявшихся историей русской медицины, был филолог Николай Саввич Тихонравов (1832-1893). Он изучал старославянский «Зелейник», в котором средства лечения основывались, как правило, на прикладывании к больному месту различных смесей. В том числе с использованием молока кобыльего, капустного корня (при икоте), «землицы морския» (при кровотечении), желтка яичного, «с камецом съ вередным смятши» (при заражении или падении с лошади).
В отдельных случаях рекомендовалось писать молитвы на хартиях и привязывать их к челу. Для лечения использовали тесто и инстинкт животных, чувствующих болезнь хозяина: «Аще кто болитъ, то тестомъ всего помажи теплымъ, лице руце и нозъ и псу дай: аще ясть, то живъ будетъ больный… а, не ясть, то умретъ; аще ли чашу пьетъ больный, останется и возлий на пса, аще вострясется песъ, то умретъ…». Вряд ли стоит в наше время пытаться использовать такие рецепты (более того, это может быть опасно). Но приятно знать, что наши предки заботились о своем здоровье.
№9 Беседа «Кто щедрый – тот в дружбе первый, кто жадный, тот в дружбе не ладный». Цель: формировать моральные качества личности, закрепить представления о дружбе.
Ход: - Сегодня, ребята, мы поговорим о нас, о том, какие мы, т.е. о нашем характере, о нашем поведении. Вот вы уже не первый год вместе друг с другом. Вы вместе трудитесь, вместе отдыхаете, наблюдаете друг за другом. Т.е. я с уверенностью могу продолжить, что многое знаете друг о друге, можете рассказать друг о друге, кто как поведет себя в данной ситуации.
- Какие вы знаете черты характера? (упрямство, трудолюбие, ленность, лживость, доброта, равнодушие, трусость, скромность, правдивость, эгоизм, жесткость, зависть).
Что мы можем сказать про щедрого человека? Какой он, этот щедрый человек?
Да, щедрый человек готов поделиться тем, что у него есть с друзьями. Он дарит подарки совершенно бескорыстно, не рассчитывая получить что – то взамен. Как в стихотворении
Мы купили самокат,
Я позвал во двор ребят.
Взял сестру и братца –
Будем все кататься.
Мы играли очень дружно
Радостью делиться нужно.
- Как вы думаете, получилась бы у ребят веселая игра, если бы мальчик катался на нем один и никому не давал?
- А какие синонимы, т.е. слова, похожие по смыслу, подходят к слову щедрость? (доброта, забота, внимание).
- Да, щедрый человек радуется, когда делает подарки другим. Он счастлив, когда у друга появляется что – то хорошее в жизни. Он не ждет ответной благодарности, он всегда желает добро другим людям.
- А сейчас, ребята, давайте встанем в круг. У нас это не просто круг, а круг радости. Будем передавать эту палочку и говорить хорошее пожелание друг другу.
- Я желаю счастья и добра
Всем детям с самого утра.
(радости, красоты, хороших отметок, улыбок, друзей).
(сели)
- Вы сказали очень хорошие и добрые пожелания. А знаете один секрет?
- Когда человек говорит друг другу пожелания искренне, от всей души желает щедр, то пожелания обязательно исполняются. Но есть три условия, которые соблюдает человек, который щедр по – настоящему.
Делиться всем, не думая о своей щедрости.
Не ждать ничего взамен.
Доверять, не питать в душе подозрений.
А вот какое противоположное чувство, как оно называется, вы скажете после того, как послушаете стихотворение
Кто держит конфету свою в кулаке,
Чтоб съесть ее жадно от всех в уголке.
Кто, выйдя во двор никому из соседей
Не даст прокатиться на велосипеде.
Кто мелом, резинкой, любою безделицей
В классе ни с кем, ни за что не поделится?
Имя тому подходящее дадено,
Даже не имя, а прозвище – жадина.
Как вы думаете, кто такой жадина?
В словаре Ожегова жадность – неудержимое стремление удовлетворить какое – либо желание.
- К чему человек проявляет жадность? (к деньгам, к еде, к игрушкам, т.е. ко всему, чем человек может поделиться с другими).
Конечно, люди не любят жадных людей. Русский народ сложил о них пословицы. Например:
Жаден, как волк,
И труслив, как заяц.
- Давайте вместе объясним смысл этой пословицы: (мы ведь знаем, что волк порой заглатывает огромные куски добычи, ну а зайца всегда считают трусливым).
Жадный богач беднее нищего.
(говорят дети)
Да, здесь говорится о том, что у богатого, но жадного человека нет друзей. А ведь именно друзьями мы с вами богаты. А как еще называют жадных людей? (жмот, жмотина, скряга, скупой, скряга).
- Как вы думаете, легко ли жить жадному человеку?( одиноко, жадный человек думает об одном, чтобы еще побольше получить).
Я уже говорила, что русский народ сложил много пословиц не только о жадности, но и о щедрости. И вы много таких пословиц знаете. У вас на столе карточки. Я буду говорить начало пословицы, а у кого продолжение – тот прочтет.
Жадность – всякому горю начало.
Глаза завидущие, руки загребущие.
Не тем богат, что есть, а тем богат, чем поделиться рад.
Не будь щедр на слова, будь щедр на боевые дела.
От мяса желудок сыт, от внимания – душа.
Кто щедрый, тот в дружбе первый.
Жадный плачет от зависти, а добрый от жалости.
Жадный богач беднее нищего.
Давайте рассмотрим 2 ситуации: внимательно слушайте и запоминайте:
Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка поставила на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Мальчик подошел к ней и предложил свою помощь – донести пакет в дом. Мальчик помог донести пакет, хотя ему было не по пути. Только бабушка собралась мальчика поблагодарить, угостить его, как мальчика возле нее не оказалось.
Как – то старушка – соседка попросила мальчика купить для нее в магазине буханку хлеба. Он согласился, но сказал, что за это она должна его поблагодарить.
Проанализируйте ситуацию и скажите, как совершались эти поступки.
(1 случай – бескорыстно, а во 2 – ом – с выгодой для себя).
А как бы вы поступили на месте мальчиков?
- Творите добро ради самого добра!
Вспомните, пожалуйста, как называется сказка о волшебном цветке и кто ее автор? Как звали девочку?
Кому и как помогла девочка в этой сказке? (дети говорят). А на что бы вы потратили лепестки волшебного цветка, если бы такой оказался у вас? (ответы детей). А какими качествами должен обладать человек, про которого можно сказать, что он щедрый? (ответы детей).
Вот как раз, о щедрости души, о дружбе и наш танец.
Внимание! На столе синие и красные кружки. Я буду называть действие, а вы будете поднимать кружки. Если действие щедрого человека – красный, если нет – синий.
Начинаем!
Является ли щедрым человек, который:
Всегда делится тем, что имеет? (красный)
Ждет ответной благодарности.
Радуется, когда дарит подарки.
Подсчитывает, сколько добра он сделал другим людям.
Счастлив, когда у другого появляется что – то хорошее.
Всегда напоминает о том, что кому – то что – то подарил.
А бывают случаи, когда человек не дает другому свою вещь, а на просьбу дай, пожалуйста отвечает словом нет! И при этом этого человека не назовешь жадиной. В каких случаях такое бывает? (рассуждения детей).
Ситуация:
Таня пришла в гости к Оле. Когда они играли, с ее косички слетела резинка. Таня попросила: «Дай мне, пожалуйста, расческу». «Извини, Таня, расческу я тебе дать не могу» - ответила Оля. «Жадина» - обиделась Таня. Права ли была Оля? А почему? Если кто – то из друзей просит ваше полотенце, зубную щетку, кружку, тапки, то вы вправе сказать ему «Нет». Ведь это ваши личные вещи, они должны быть у каждого человека свои, индивидуальные. Через полотенце могут передаваться глазные болезни, через зубную щетку – болезни рта, носа, уха. А надеть чужую обувь – можно подцепить грибок. Чтобы вас не сочли жадным, объясните друзьям. Подумайте еще, когда можно еще ответить отказом на просьбу и не проявлять при этом жадность.
Твой одноклассник просит списать с тебя задание. Как вы поступите? (нет, списать я тебе не дам, а на перемене объясню решение этой задачи).
Понятно, что ответить другу «нет» - непросто, но нужно уметь отвечать так в определенных случаях.
А скажите, пожалуйста, какая бы пословица подошла к теме нашего разговора? (кто щедрый, тот в дружбе первый, а кто жаден, тот в дружбе неладен). Как вы ее понимаете? Какой же человек годится для дружбы? С каким человеком вы хотели бы дружить?
- А каким человеком вы назвали бы себя? Не спешите отвечать. Подумайте. И если кто – то считает себя немного жадным, но вам стыдно признаться – не беда. Знаете почему? Потому что любой человек, если захочет, может стать другим, и жадный превратится в щедрого. Такие чудеса в ваших силах.
Согласитесь, народ мудр, сказал нескладен, т.е.жадный человек для дружбы не годится.
Заканчивая наш разговор, скажите, каким человеком надо быть, что бы и тебе, и тем, кто рядом, было хорошо? (добрым).
Да, чтобы хорошо жилось среди людей, не надо жить только для себя.
Никто не знает наперед,
Кого и с кем судьба сведет.
Кто будет друг, а кто будет враг,
А кто знакомый просто так.
Кто осчастливит, кто предаст
Кто обретет, кто все отдаст.
Кто пожалеет дел и слов,
А кто разделит хлеб и кров.
(слова Л.Н.Толстого)
№10 Беседа о труде кузнеца.
Цель: расширять знания о профессиях, поддержать интерес к промыслам родного края.
Это одна из древнейших и необычных профессий. Для работы кузнецом необходимы физическая сила, умелые руки, осторожность, внимательность, организованность и терпение.
О кузнице. Это мастерская, в которой проводится ручная обработка железа (ковка). Опорным инструментом является наковальня, на ней выполняются основные работы.
О инструментах кузнеца. Основным инструментом является молоток-ручник, с помощью него кузнец куёт изделия. Для изготовления головок гвоздей, болтов и заклёпок используется гвоздильня, которая устанавливается на наковальню. Для работы с раскалённым железом используются клещи или щипцы. К вспомогательным инструментам относят кочергу, совок и метёлку.
О том, какие предметы изготавливает кузнец. Это топоры, мечи, подковы, заборы, украшения, проволока и ключи, замки, изделия, украшающие дом, сад.
О том, что в наше время кузнечное дело не пропало. На металлургических заводах горн заменила огромная доменная печь, вместо ручного молота и наковальни — сложные машины. Ручная ковка и художественная ковка также востребованы, как и в старые времена.
№11 Экспериментальная деятельность «Лавовая лампа».
Цель: поддержать познавательный интерес и желание экспериментировать.
Для проведения эксперимента понадобятся:
прозрачная ёмкость;
вода;
растительное масло;
краситель;
шипучие таблетки.
Ход эксперимента:
В ёмкость налить небольшое количество воды.
Добавить несколько капель красителя любого цвета по желанию.
Добавить растительное масло, чем больше масла, тем эффект «путешествия пузырьков» интереснее.
Добавить шипучую таблетку и наблюдать за процессом образования пузырьков в двух жидкостях, то есть за эффектом «Лавовой лампы».
Объяснение эксперимента: масло и вода не смешиваются, так как имеют различную плотность. Когда в бокал с маслом добавляют немного воды, она опускается на дно бокала. После добавления шипучей таблетки таблетка вступает в реакцию с водой, образуя пузырьки углекислого газа, которые начинают подниматься на поверхность. Эти пузырьки перемешивают воду и масло, и получается эффект «Лавовой лампы».