СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Калевала» – карело - финский мифологический эпос»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: дать представление о карело-финском эпосе; показать, как отражены в древних рунах представления северных народов о мироустройстве, о добре и зле; приоткрыть глубину идей и красоту образов древнего эпоса.

Методические приемы: чтение текста, аналитическая беседа, выявляющая понимание прочитанного.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Изучение новой темы.

1. Слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с карело-финским эпосом «Калевала», который занимает особое место среди мировых эпосов – столь своеобразно содержание поэмы. В ней повествуется не столько о военных походах и ратных подвигах, сколько об изначальных мифологических событиях: о происхождении вселенной и космоса, солнца и звезд, земной тверди и вод, всего сущего на земле. В мифах «Калевалы» все происходит впервые: строится первая лодка, рождается первый музыкальный инструмент и сама музыка. Эпос насыщен историями о рождении вещей, в нем много волшебства, фантазии и чудесных превращений.

2. Работа в тетради.

Народный эпос – поэтическая разновидность повествовательных произведений в прозе и стихах; как устное творчество эпос неотделим от исполнительского искусства певца, мастерство которого основано на следовании национальным традициям. Народный эпос отражает жизнь, быт, верования, культуру, самосознание людей.

3. Беседа по вопросам.

– «Калевала» – мифологический народный эпос. А что

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
««Калевала» – карело - финский мифологический эпос»»

ТЕМА: «Морфологические признаки глагола у причастия»

Цель урока: закрепить полученные знания о причастии; выяснить, какие грамматические глагольные признаки есть у при­частия; р/р. Составить текст по заданным словам.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания (взаимопроверка)

3. Новая тема

Запись текста под диктовку учителя.

Небесная стирка

Дождь — это небесная стирка.

Грязно-серые тучи прежде наполняются водой. Отмокают. Воды уже столько, что тучи опускаются низко над землёй. Тогда начинается стирка.

Прилетает ветер. Он надвигает друг на друга тучи, переворачивает их, выжи­мает. Постепенно тучи становятся серыми, потом молочными. Наконец, на сол­нечную просушку выплывают белыми облаками. И так до следующей стирки.

(Ф. Нестеров)

- Почему автор сравнивает дождь с небесной стиркой!

—Какие ассоциации возникают у вас при слове дождь?

— Объясните орфограммы.

— Произведите разбор первого предложения, объясните в нём по­становку тире.

— Определите вид, возвратность глаголов в тексте.

— От глаголов образуйте причастия. Рядом с каждым образованным причастием напишите возвратность и вид.

— С каким ещё характерным для глагола признаком, свойственным причастию, мы познакомились на предыдущем уроке? (Время)

— Над, каждым причастием надпишите время.

— Какой вывод мы можем сделать, говоря о глагольных признаках у причастия?

Запись в тетрадях

ПРИЧАСТИЕ ГЛАГОЛ 1. Вид — совершенный и несовершенный.

2. Возвратное и невозвратное.

3. Время — настоящее и прошедшее.

— Заметьте, что в каждой строчке у нас только по два общих при­знака; чего здесь, на ваш взгляд, не хватает? (будущего времени).

4.Закрепление

Задание 1. Запишите причастия, выделите в них основы, найди­те глаголы, от которых они образованы, определите глагольные призна­ки у причастия.

Крепнущий, взволнованный, зависимый, развёрнутый, развешанный, по­рванный, выдающийся, рассеянный, несший, опровергнувший, пронизанный, замечающий, предстоящий, околдованный, глохнущий, действовавший, сбере­гаемый.

Задание 2. К причастиям из предыдущего задания подберите существительные (устно).

Задание 3. Подберите как можно больше причастий к данным

существительным.

Лес, свет, небо, река, воздух, дорога, птицы.

Задание 4. Придумайте и запишите текст, используя получив­шиеся словосочетания из задания 3.

5. Выводы по уроку

— Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

6. Домашнее задание

Упр. 57.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!