Давно прошли те времена, когда люди полностью зависели от милостей изменчивой природы, когда не умели подчинить себе её силы, чтобы смело пользоваться всеми богатствами.
Своеобразным языком между человеком и природой стали особые ритуальные действия, которые выполнялись в строгой последовательности.
Обряд — совокупность действий, установленных обычаем, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции.
Словарь Сергея Ожегова
Обязательной составной частью обряда являлись обрядовые песни. Они исполнялись для достижения определённых целей: богатого урожая, исцеления от болезни, как обереги и так далее.
Календарно-обрядовые песни — вид фольклора, сопровождавший аграрные праздники и работу крестьянина в течение сельскохозяйственного года.
Календарно-обрядовые песни когда-то были неразрывно связаны с жизнью крестьян, с различными сельскохозяйственными работами.
Их содержание отразило все циклы народного сельскохозяйственного календаря — распорядка работ по временам года.
Календарно-обрядовые песни входили в зимние, весенние, летние обряды.
Календарные обряды должны были обеспечить урожайный год, который принесёт благополучие и радость в каждую семью. Поэтому и исполнять их начинали на Святки, длящиеся 12 дней между праздниками Рождества и Крещения Господня (с 7 января до 19 января).
Колядованием назывались праздничные обходы домов с пением величальных, то есть поздравительных песен — колядок.
Колядки (от греческого καλάνδαι и латинского calendae — название первого дня месяца) — это календарно-обрядовые песни, в которых восхвалялись хозяева дома, их семья, а также высказывались различные пожелания богатства, доброго здоровья и хорошего урожая.
Начинали колядовать вечером с 6 на 7 января,
с появлением первой звезды. Принято было надевать костюмы и ходить по домам.
Коза считалась символом достатка и плодородия. Остальные участники колядок также рядились в животных: котом, лисой, свиньёй, журавлём и т. д.
Впереди несли на шесте восьмиконечную звезду.
Эта звезда символизировала Вифлеемскую звезду,
загоревшуюся на небосводе в момент рождения Христа.
Коляда, коляда!
Подавай пирога,
Блин да лепёшку
В заднее окошко!
Новый год пришёл,
Старый угнал,
Себя показал!
Ходи, народ,
Солнышко встречать,
Мороз прогонять!
В ответ, добродушные хозяева одаривали колядовщиков конфетами, пирогами, колбасой, печеньем, деньгами.
Веселые проводы зимы, прощание с её холодом и ненастьем и трепетное ожидание тепла, весеннего обновления природы в России отмечались празднованием Масленицы.
«В праздничную неделю старались как можно больше съесть и выпить. По пословице, надо «есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсады, плясать до упаду».
Изалий Земцовский,
музыковед-фольклорист
Обряды масленичной недели должны были помочь солнцу продвинуться по кругу, а также помочь весне победить свою предшественницу зиму.
Simon Kozhin/ С.Л.Кожин
Блины имели ритуальное значение: круглые, румяные, золотистые, горячие, они являли собой символ солнца, которое всё ярче разгоралось, удлиняя дни.
Встречать Масленицу выезжали за околицу села, поставив чучело зимы в сани, торжественно возвращались и ездили по улицам с пением песен.
Schekinov Alexey Victorovich
Как на Масленой неделе
Со стола блины летели,
И сыр, и творог —
Всё летело под порог!
Как на Масленой неделе
Из печи блины летели,
Весело было нам,
Весело было нам!
Прошла Маслёна,
Кончилось гулянье,
Идём теперь
на отдыханье!
Масленичные песни должны были утвердить весёлую жизнь, тёплую весну, богатый урожай. Основная их тема — встреча и проводы Масленицы.
МАСЛЕНИЦА
«широкорожая», «курносая», «кривошеея», «голошеея», «кургузая» баба, грязнуля, обжора («блиноеда», «полизуха»), забияка («колотуха»), воровка («обируха»), врунья («обмануха»), «которую ждут».
Изалий Земцовский
Прощёное воскресенье – последний день Масленицы.
Schekinov Alexey Victorovich
С наступлением марта исполнялся обряд закликания весны. Весну закликали песнями-закличками — веснянками.
Взрослые пекли обрядовое печенье в виде птиц-жаворонков,
а дети несли их в поле или забирались на крыши, подбрасывали их вверх и выкрикивали веснянки, в которых закликали весну
прийти поскорее и прогнать холодную зиму.
Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью. С великою милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными.
В этот день принято было выпускать птиц из клеток
на волю, а к детям быть особенно доброжелательными.
Aelwyn
На конец мая и начала июня приходится Троицын день – 50-й день после Пасхи.
Дома и храмы украшали ветками, травой, цветами. Зелень, цветы символизируют жизнь. Больше всего почестей и календарных песен воздавали берёзе.
Троицкая песня связана с «завиванием» и «развиванием» берёзки.
Во поле берёза стояла, Во поле кудрявая стояла, Ах, люли, люли, стояла,
Ах, люли, люли, стояла.
Алыми цветами расцветала,
Ах, люли, люли, расцветала.
Молодицы водили вокруг берёзки хороводы и загадывали желание.
Так происходила встреча лета и проводы весны.
Осень — золотая пора для сбора урожая и «подведения итогов» своих трудов.
Празднично одетые молодые жнеи заплетали несжатые колосья в косу, украшали её лентами, затем сжинали, сворачивали в венок и клали в середину угощение: пироги, яйца, сладости, чтобы отблагодарить щедрую Матушку-Землю за урожай.
Жали мы, жали,
Жали, пожинали, —
Жнеи молодые,
Серпы золотые,
Нива долговая,
Постать широкая;
По месяцу жали,
Серпы поломали,
В краю не бывали,
Людей не видали.
В песне молодые и задорные жнеи рассказывают о том, как много приходилось им трудиться, чтобы собрать богатый урожай.
В песне используются и старинные
обозначения некоторых предметов и явлений:
«долговой» – длинный
«постать» — «обработанное поле».
Нива долговая, постать широкая…
В конце дожинок молодые парни с песнями носили венок по деревне, заходя в каждый двор и ссыпая по горсти зерна в закрома —
чтобы сохранить собранный урожай.
Обрядовые песни, посвящённые проводам зимы, встрече весны и лета, завершению уборки урожая и другим датам сельскохозяйственного календаря — это ценнейшая энциклопедия жизни нашего народа.
Песни не только веселили, ободряли и развлекали, но и радовали в добрый час и утешали в ненастье.
Песня — это душа народа, его радость и несчастье, победы и поражения, боль и утраты.
Календарно-обрядовые песни бытуют и сегодня, оставаясь духовной связью поколений, источником радости, творческого вдохновения, средством приобщения к настоящим ценностям.
Schekinov Alexey Victorovich