Календарно – тематический план по литературе, 6 класс ориентирован на использование учебника: Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 1 / Авт.-сост. Г. С. Меркин. – М.: «Русское слово», 2016г.
Учебный план предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования, в том числе в 6 классе – 105 часов (3 урока в неделю).
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Содержание урока | Вид контроля | дата |
план | факт |
1 | Книга и ее роль в жизни человека. | 1 | Урок систематизации знаний | Стихотворения, посвященные книге, читателю, писателям. Художественное произведение и автор. Литературные знания как основа квалифицированного чтения. Выявление уровня литературного развития учащихся | тест | | |
ЗАРУБЕЖНЫЙ ФОЛЬКЛОР (3ч) |
2 | Миф «Пять веков». Отражение в древнегреческих мифах представлений о времени. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Расширение понятия «миф». Знакомство с древнегреческими мифами, их тематикой, героями, способами отражения представлений о времени. | Тестирование. Викторина | | |
3 | Миф «Прометей». Отражение в древнегреческих мифах представлений о человеческой истории. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Расширение понятия «миф». Знакомство с древнегреческими мифами, их тематикой, героями | Цитатный план. Контрольные вопросы | | |
4 | Миф «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Жизнь мифа в литературе нового времени. Подвиги Геракла. Геракл как мифологический герой. Люди и боги в древнегреческой мифологии | Сжатый пересказ | | |
Русский фольклор (4 ч) |
5 | Предание и легенда, их художественные особенности. «Солдат и смерть». | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Предание и его художественные особенности. Народные представления о добре и зле; краткость, образность. Противопоставление коварства, жестокости, хитрости великана великодушию, бескорыстию, честности. | Творческие индивидуальные задания | | |
6 | Из эпоса народов России. Легенда «Как Бадыноко победил одноглазого великана». | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Предание и его художественные особенности. Народные представления о добре и зле; краткость, образность. | Художественный пересказ | | |
7 | «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Народные представления о добре и зле. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, Народные представления о добре и зле; краткость, образность. | Художественный пересказ Индивидуальные задания | | |
8 | Сказочный фестиваль | 1 | Урок внеклассного чтения | Богатство отражения мира и утверждение нравственных идеалов в сказках | Сочинение сказок | | |
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3 часа) |
9 | Отражение исторических событий и вымысел в «Сказании о белгородских колодцах» | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Особенности древнерусской литературы, отражение в ней истории Древней Руси и представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы | Выборочный пересказ на тему «Как белгородцы перехитрили печенегов» | | |
10 | «Повесть о разорении Рязани Батыем». Гимн в честь воинского подвига. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | «Повесть о разорении Рязани Батыем» как воинская повесть (1-я половина XIV в.). События и герои на страницах повести. Народные представления о событиях и людях. Евпатий Коловрат как подлинный народный герой. | Самостоятельная исследовательская работа с текстом | | |
11 | «Поучение Владимира Мономаха». Поучительный характер древнерусской литературы. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | «Поучение» Владимира Мономаха- правила жизни. Сопоставительный анализ «Поучения» и Нагорной проповеди Христа. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). | Составление плана для письменного ответа на один из предложенных вопросов | | |
Русская литература ХIХ века (53ч.) |
12 | И. А. Крылов: страницы биографии. Басни «Осел и Соловей», «Листы и Корни», «Ларчик» | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства (басня, аллегория, мораль) | Выразительное чтение басен Словарная работа | | |
13 | А.С. Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии поэта. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Лицеист Пушкин в литературной жизни Петербурга. | Чтение стихов, воспоминаний, посвященных Пушкину Викторина | | |
14 | Тема природы в элегии А.С. Пушкина. «Деревня» | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Тема природы и «барства дикого» в стихотворении. | Анализ стихотворения | | |
15 | А.С.Пушкин. Лирика природы: «Редеет облаков летучая гряда...» | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Родная природа в лирике поэта. Одухотворенность природы в произведениях. Изящество, тонкость и глубина стихотворений. Точность пейзажных зарисовок, их лиричность и музыкальность. | Выразительное чтение наизусть стихотворения. | | |
16 | А.С.Пушкин. Лирика природы: «Зимнее утро», «Зимний вечер» | 2 | Урок развития речи | Родная природа в лирике поэта. Одухотворенность природы в произведениях. Изящество, тонкость и глубина стихотворений. Точность пейзажных зарисовок, их лиричность и музыкальность. | Защита мини-проектов «Пушкинские строки и живопись» | | |
17 | Конкурс выразительного чтения | 1 | Урок развития речи | Приемы выразительного чтения | Конкурс | | |
18 | «Чародейкою зимою...» («Зимний» цикл стихотворений в поэзии Х1Хв) | 1 | Урок внеклассного чтения | А. Пушкин «Вот север, тучи наго-няя...», «И вот уже трещат морозы...». И. Никитин «Зимняя ночь в деревне», И. Суриков «Зима». Одухотворенность природы в произведениях. Изящество, тонкость и глубина стихотворений. Точность пейзажных зарисовок, их лиричность и музыкальность. | Выразительное чтение наизусть. Анализ стихотворений | | |
19 | А.С. Пушкин. Роман «Дубровский». История создания. Прототипы. Историческая правда и художественный вымысел в романе. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Интерес Пушкина к истории России. Социальные законы и человеческие чувства в их противостоянии. Картины жизни русского барства | Составление цитатного плана | | |
20 | Основной конфликт романа. Ссора Дубровского с Троекуровым. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Конфликт Андрея Дубровского и Кирилла Троекурова. Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотии. | Составление сравнительной хар-ки героев | | |
21 | Владимир Дубровский — доблестный гвардейский офицер, Необыкновенный учитель и благородный разбойник. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Понятие верности дружбе, любви, искренности в романе. Честь и бесчестие как нравственная коллизия произведения. Вопрос о совместимости офицерской чести и разбоя. Образ «благородного разбойника» | Пересказ эпизода от лица героев, пересказ- анализ | | |
22 | Дубровский и Маша Троекурова. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Любовь, дружба, доброта, побеждающие сословную разделенность людей | Анализ эпизода «Дубровский в Кистеневской роще» | | |
23 | Мастерская творческого письма. Продолжение романа А.С. Пушкина «Дубровский» | 1 | Урок развития речи | Формулирование письменного ответа на вопрос, создание диалога с героем на основе предложенных вопросов. | Сочинение | | |
24 | Анализ письменных работ | 1 | Урок коррекции знаний | Выявление речевых, фактических, логических ошибок, редактирование. | Редактирование работ | | |
25 | Н.М.Языков. Один из ярких поэтов пушкинской эпохи. «Пловец» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Личность поэта. Своеобразие творчества поэта. | Анализ стихотворения | | |
26 | М.Ю. Лермонтов. Личность и судьба поэта. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Личность поэта. Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике | Чтение наизусть выученных стихотворений поэта | | |
27 | М.Ю.Лермонтов. «Тучи». Родина и свобода как высшие ценности бытия. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость). Многозначность художественного образа. Особенности поэтических интонаций | Анализ стихотворения | | |
28 | М.Ю. Лермонтов «Парус». Мятежность и чувство одиночества в стихотворении | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Символический образ паруса в стихотворении. Отношение поэта к окружающему миру в стихотворении | Выразительное чтение наизусть стихотворения, анализ стихотворения | | |
29 | М.Ю. Лермонтов «Листок». Трагическое одиночество человека в мире | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Антитеза как основной композиционный прием в стихотворении. Многозначность художественного образа | Анализ стихотворения | | |
30 | М.Ю. Лермонтов. «На севере диком…» Трагическая непреодолимость одиночества при общей родственности судьбы в стихотворении | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Антитеза как основной композиционный прием в стихотворении. Многозначность художественного образа | Анализ стихотворения | | |
31 | Защита проектов «Живопись и музыка в творчестве М.Ю.Лермонтова», «Сопоставительный анализ стихотворения Гете «Горные вершины», М.Ю.Лермонтова «На севере диком стоит одиноко» и картины Шишкина «На севере диком…» | 1 | Урок развития речи. | Чтение творческих работ и защита своей точки зрения, комментарии собственных иллюстраций и обоснование выбора иллюстраций художников, чьи картины созвучны по тематике. | Защита проектов | | |
32 | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба» История создания повести, историческая основа и народнопоэтические истоки. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Историческая основа и народно-поэтические истоки повести. Русь XVI века в повести Гоголя. Тема и проблематика повести (любовь к родине, товарищество, свободолюбие, честь). Патриотический пафос произведения | Составление плана указанных глав | | |
33 | Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества. Степь как образ Родины в повести Гоголя. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Родные места, степь, Родина – источник силы героев. Нравы и обычаи Запорожской Сечи. Запорожская Сечь как воплощение вольнолюбивого духа украинского народа, духа борьбы за попранные права. Изображение смелых, весёлых, сильных духом людей, сплочённых чувством товарищества, безграничной любви к родине. Связь повести с фольклорным эпосом . | Составление цитатного плана, беседа | | |
34 | Героическая цельность натуры Тараса и Остапа. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Центральные образы и приемы их создания. Герои. Сложность и многогранность характеров героев. Благородство, справедливость, чувство долга, храбрость, доблесть, самоотверженность, внутренняя готовность к подвигу Тараса и Остапа. Богатство внутренних сил Андрия. Остап и Андрий - «могучие сыновья» Тараса Бульбы, принадлежащие эпическому миру могучего, свободного, прекрасного человека. | Составление таблицы «Остап и Андрий» | | |
35 | Сложность и неоднозначность характера и судьбы Андрия в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» | 1 | Урок усвоения новых знаний | | |
36 | Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя. | 1 | | Тарас Бульба - выразитель национальных интересов русского народа. | Анализ эпизодов | | |
37 | Мастерская творческого письма. Подготовка к написанию сочинения-повествования о событиях от лица их участника | 1 | Урок развития речи | Собирание материалов для сочинения | Сочинение | | |
38 | И. С. Тургенев. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Творческая история и своеобразие композиции «Записок охотника». | Составление цитатного плана, беседа | | |
39 | И. С. Тургенев «Бирюк»: служебный и человеческий долг, общечеловеческое в рассказе. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Изображение тягот народных в рассказе «Бирюк». Человеческий порыв и норма подневольного существования. Служебный долг и человеческий долг. Общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта. Образ лесника. Позиция писателя | Составление цитатного плана, характеристика героя | | |
40 | И.С. Тургенев. «В дороге». Тема любви в лирике | 1 | Урок усвоения новых знаний | Выразительность и точность поэтического звучания. Размышления о любви вечности, человеческой доброте. | Вопросы и задания из учебника | | |
Поэзия второй половины XIX в |
41 | Ф. И. Тютчев. Стихотворения «Неохотно и несмело...», «Листья» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Страницы биографии Ф. И. Тютчева. Стихотворение «Неохотно и несмело...»: передача сложных, переходных состояний природы. «С поляны коршун поднялся...»: реальный и символический планы стихотворения. Стихотворение «Листья»: листья — символический образ яркой, но краткой жизни | Анализ стихотворений | | |
42 | А. А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила...» | 1 | Урок усвоения новых знаний | А. А. Фет: страницы биографии. «Ель рукавом мне тропинку завесила...»: жизнеутверждающее начало в стихотворении. Гармоничность и музыкальность поэтической речи | Анализ стихотворения | | |
43 | Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». | 2 | Урок усвоения новых знаний | Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». Страницы биографии поэтов | Анализ стихотворений | | |
44 | Н. А. Некрасов. Гражданская позиция поэта. Тема народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта | 1 | Урок-практикум | Гражданская позиция Н.Е. Некрасова в 60-70-е гг. Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Способ создания образа женщины - труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям | Составить тезисный план статьи учебника, посвященной Некрасову | | |
45 | Н. А. Некрасов Стихотворения «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Разоблачение социальной несправедливости. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Основной пафос стихотворений. Выразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания народных образов. Отношение автора к героям и событиям. | Анализ стихотворения | | |
46 | Н.С. Лесков «Левша» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Жизненный опыт Н. С. Лескова — основа его творчества. «Левша». Сказ как форма повествования. Изображение Александра I и атамана Платова | | | |
47 | Изображение Александра I и атамана Платова. Платов у Николая I. Секрет тульских мастеров | 1 | Урок усвоения новых знаний | Характеристика героев. Изображение Александра I и атамана Платова | Характеристика героев | | |
48 | Едкая насмешка над царскими чиновниками (ирония) и гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Едкая насмешка над царскими чиновниками (ирония). Образ атамана Платова (обобщение). Образ левши. Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от униженности и бесправия народа | | | |
48 | Приемы сказочного повествования. Образ левши. Лесков — «писатель будущего» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Приемы сказочного повествования. Образ левши. Лесков — «писатель будущего» | | | |
49 | Творческая работа по произведению Лескова «Левша» | 1 | Урок развития речи | письменный ответ на один из вопросов : - Лесков говорил: «...там, где стоит „левша“, надо читать „русский народ“». Имея это в виду, подумайте, почему косой левша в сказе не имеет имени и даже пишется с маленькой буквы. - Л. Н. Толстой называл Н. С. Лескова «писателем будущего». Какой, по-вашему, смысл вкладывал великий писатель в эти слова? | | | |
50 | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Повесть «Детство». Взаимоотношения в семье. Главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н.Толстого | 1 | Урок усвоения новых знаний | Слово о писателе. Повесть «Детство». Детство как открытие мира | Викторина | | |
51 | Л.Н. Толстой. «Детство». Общее настроение внутренней неустроенности и беспокойства, присущее герою повести. | 3 | Урок- размышление | Самосознание ребенка, любовь к родителям, драматическое познание им противоречий жизни Состояние внутренней неустроенности и беспокойства как показатель духовного роста человека. Умение любить как результат неустанного самосовершенствования человека, которое продолжается всю жизнь | Анализ глав «Мамап» «Детство», «Что за человек был мой отец?», «Папа», «Юродивый» | | |
52 | Рассказ «Бедные люди». Уроки доброты Л.Н. Толстого. | 1 | Урок развития речи. | Проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание). | Домашнее сочинение-размышление «Какие мысли и чувства вызвал у меня рассказ Л.Н.Толстого?» | | |
53 | В.Г.Короленко. Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе» | 2 | Урок внеклассного чтения | Слово о писателе. Изображение города и его жителей. Картины нищеты и страданий бедных людей в изображении рассказчика. Протест против социального неравенства и унижения человеческого достоинства. Чуткость к чужому горю, отзывчивость, ранимость Васи; отчаяние, затмившее чувство сострадания | Составление цитатного плана | | |
54 | Классное сочинение «Мой друг Вася (от имени Валека)». | 1 | Урок развития речи. | Сбор материалов к сочинению. | Сочинение | | |
55 | А.П. Чехова. Сатирические и Юмористические рассказы Рассказ «Налим». | 1 | Урок-исследование | Слово о писателе. Особенности раннего творчества А.П. Чехова. Юмористическое видение жизни, неотделимое от иронии, трагической усмешки писателя. Темы, приемы создания характеров персонажей. | Пересказ от лица героя | | |
56 | А.П. Чехов. «Толстый и тонкий» Чинопочитание, угодливость в рассказе. | 1 | Урок-исследование | Приемы создания характеров персонажей. Причины разочарования, апатии, склонности к рефлексии героев рассказов А.П. Чехова. | Пересказ истории от лица Толстого | | |
57 | А.П. Чехов. «Шуточка». Юмор в рассказе | 1 | Урок усвоения новых знаний | Темы, приемы создания характеров персонажей. Юмор и ирония в рассказе. | Индивидуальные сообщения | | |
58 | Мастерская творческого письма. Смешной случай из жизни. | 1 | Урок развития речи. | Самостоятельная исследовательская работа с текстом, подготовка к созданию письменного рассказа, лексическая работа. | Рассказ | | |
Русская литература ХХ века (27 ч.) |
59 | И.А. Бунин. Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина («Не видно птиц. Покорно чахнет…») | 2 | Урок усвоения новых знаний. Урок-исследование | Сведения о писателе. Детские и юношеские годы. Жизнь Бунина-гимназиста в Ельце. Мир воспоминаний и мир творчества. Тема и поэтическая идея стихотворения. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем. Лирический образ живой природы | Анализ стихотворения | | |
60 | И.А.Бунин. «Лапти»: душа крестьянина в изображении писателя. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Душа крестьянина в изображении писателя. Отношение автора к герою. | Устное сочинение «Главный герой и его поступок» | | |
61 | А.И. Куприн. Личность писателя. Повесть «Белый пудель». | 2 | Урок усвоения новых знаний | Сведения о писателе. Детские годы писателя. Основные темы его произведений для детей. Характеристика образов. | Озаглавливание частей рассказа | | |
62 | А.И. Куприн. «Белый пудель». Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказе | 1 | Урок усвоения новых знаний | Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия. Судьба бродячих артистов в рассказе. | Анализ эпизода рассказа. | | |
63 | А.И. Куприн. «Тапер». Основная тема рассказа и характеристика образов. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия. Талант и труд, проблемы взаимоотношений детей и взрослых. Музыка в рассказе А. Куприна «Тапер». Особое восприятие прекрасного. | Поиск ключевых слов, характеризующих героев и деталей, передающих атмосферу дома Рудневых | | |
64 | С.А. Есенин. Слово о поэте. «Песнь о собаке»: творческая история; автор и его герои. | 2 | Урок-практикум | Краткие сведения о поэте. Пафос и тема стихотворения, тропы. | Анализ стихотворения. Чтение наизусть | | |
65 | «Разбуди меня завтра рано…»: пафос и тема стихотворения С.А. Есенин | 1 | Урок-практикум | Одухотворенная природа - один из основных образов в стихотворении С. Есенина. Пафос и тема стихотворения, тропы. | Чтение наизусть; индивидуальные сообщения | | |
66 | «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе» | 2 | Урок- практикум | Родная природа в творчестве: А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»; Ф. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»; Б.Л. Пастернак. «После дождя»; Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»; А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»; А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре» | Анализ стихотворений. Чтение наизусть | | |
67 | М.М.Пришвин. Слово о писателе-натуралисте. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Слово о писателе: знакомство с личностью М. Пришвина, родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, любви к природе. Родственность мира природы и мира человека | Викторина | | |
68 | М.М.Пришвин. «Кладовая солнца» — сказка-быль. Особенности жанра. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, любви к природе. Родственность мира природы и мира человека | Составление цитатного плана, | | |
69 | М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Настя и Митраша. | 1 | Урок-исследование | Смысл ссоры, приключений, бедствий и примирения Насти и Митраши в сказке-были «Кладовая солнца» . Стремление человека к познанию окружающего мира на основе опыта, накопленного многими поколениями Осуждение эгоизма и самолюбия. | Анализ эпизодов. | | |
70 | М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Смысл названия сказки- были | 1 | Урок обобщения | Родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, любви к природе. Родственность мира природы и мира человека | Самостоятельная исследовательская работа с текстом | | |
71 | В мастерской художника М.М.Пришвина | 1 | Урок развития речи. | Вклад писателя в дело охраны природы. | Викторина | | |
72 | Сочинение-зарисовка по сказке-были «Кладовая солнца» | 1 | Урок развития речи | Сбор материала для сочинения. | Сочинение-зарисовка | | |
73 | Н.Рубцов. Краткие сведения о поэте. Стихотворение "Звезда полей". | 1 | Урок усвоения новых знаний | Человек и природа в стихотворении. | Выразительное чтение наизусть | | |
74 | Н.М.Рубцов «Тихая моя родина». Образный строй. | 1 | Урок-практикум | Человек и природа в стихотворении. | Чтение наизусть | | |
75 | Из поэзии о Великой Отечественной войне | 2 | Урок-конкурс | Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: М.В. Исаковский «В прифронтовом лесу»; С.С.Орлов «Его зарыли в шар земной…»; К.М.Симонов «Жди меня, и я вернусь…» Р.Г.Гамзатов «Журавли»; Д.С.Самойлов «Сороковые». | Конкурс чтецов., анализ стихотворений | | |
76 | В.П. Катаев «Сын полка» | 1 | Урок внеклассного чтения | Военная тема в русской литературе | Анализ фрагментов произведения В. Катаева | | |
77 | В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ "Конь с розовой гривой". | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знакомство с биографическими сведениями. Картины жизни и быта русской деревни в послевоенные годы. | Заочная экскурсия «Овсянка – малая родина В.П.Астафьева». | | |
78 | Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Бабушка Екатерина Петровна, ее роль в рассказе. Герой рассказа Санька Леонтьев | 2 | Урок-исследование | Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы произведения. Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении | Устное сочинение «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» | | |
79 | Изложение с элементами описания внешности человека, его характера по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». | 1 | Урок развития речи. | Собирание материала для изложения | Изложение | | |
Литература народов России (2ч.) |
80 | Кайсын Кулиев: слово о балкарском поэте. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...» | 2 | | Знакомство с биографическими сведениями поэта. Основные поэтические образы, символизирующие родину в стихотворениях балкарского поэта. Тема бессмертия народа, его языка, поэзии, обычаев. Поэт как вечный должник своего народа. | Анализ стихотворений | | |
Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов (2ч.) |
81 | Н. Назаркин «Мандариновые острова» | 2 | Урок усвоения новых знаний | Биографические сведения автора. Тема сопереживания людям с особыми физическими возможностями. Повествование о ребятах, их шалостях, фантазиях | Анализ повести | | |
Зарубежная литература (9 ч) |
82 | Краткие сведения о братьях Гримм. Литературная сказка «Снегурочка» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Краткие сведения о писателях. Сходство и различия между народной и литературной сказкой. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки. | Викторина | | |
83 | Сказка братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. | 1 | Урок-исследование | Выявление сходства и различий между сказками братьев Гримм и А.С.Пушкина | Сравнительная характеристика | | |
84 | Краткие сведения о писателе О. Генри. «Вождь краснокожих». О детстве - с улыбкой и всерьёз. Языковые средства создания комического.ождь краснокожих"й и всерьёз. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Сведения о писателе и его гуманистическом творчестве Дети и взрослые в рассказе. Языковые средства создания комического эффекта | Викторина | | |
85 | Дж. Лондон. Краткие сведения о жизни и творчестве. «Северные рассказы» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Краткие сведения о писателе. Жизнеутверждающий пафос произведений сборника «Северные рассказы», гимн мужеству и отваге, Воспитательный смысл произведений. | Сжатый и выборочный пересказы прочитанного | | |
86 | Д.Лондон «Любовь к жизни» Сюжет и основные образы. Смысл названия. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Сюжет и основные образы рассказа Д. Лондона «Любовь к жизни». Изображение силы человеческого духа, беспредельности возможностей, победы нравственных начал. Воспитательный смысл произведения. | Характеристика героев Анализ поступков героев | | |
87 | Творческая работа по рассказу Д.Лондона «Любовь к жизни» | 1 | Урок развития речи. | Жизнеутверждающий пафос произведения. Нравственные проблемы рассказа, его воспитательный смысл | Письменный ответ на вопрос | | |
88 | Современная зарубежная проза. Даниэль Пеннак «Глаза волка» | 2 | Урок усвоения новых знаний | Краткие сведения о писателе. Проблема взаимоотношений человека и животных. Нравственные проблемы рассказа, его воспитательный смысл | Письменный ответ на вопрос | | |
89 | Подведение итогов года. Контрольный тест. Рекомендации для летнего чтения. | 1 | Урок обобщения изученного | Тестирование. Рекомендательный список для летнего чтения. | Тест | | |