СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематический план по литературе 6 классс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП к рабочей программе по литературе для 6 класса (ФГОС), 3 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«календарно-тематический план по литературе 6 классс»

Календарно – тематический план по литературе, 6 класс

(приложение к рабочей программе)


Календарно – тематический план по литературе, 6 класс ориентирован на использование учебника: Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 1 / Авт.-сост. Г. С. Меркин. – М.: «Русское слово», 2016г.

Учебный план предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования, в том числе в 6 классе – 105 часов (3 урока в неделю).


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Содержание урока

Вид контроля

дата

план

факт

1

Книга и ее роль в жизни человека. 

1

Урок систематизации знаний

Стихотворения, посвященные книге, читателю, писателям. Художественное произведение и автор. Литературные знания как основа квалифицированного чтения.

Выявление уровня литературного развития учащихся

тест



ЗАРУБЕЖНЫЙ ФОЛЬКЛОР (3ч)

2

Миф «Пять веков». Отражение в древнегреческих мифах представлений о времени.

1

Урок усвоения новых знаний

Расширение понятия «миф». Знакомство с древнегреческими мифами, их тематикой, героями, способами отражения представлений о времени.

Тестирование. Викторина



3

Миф «Прометей». Отражение в древнегреческих мифах представлений о человеческой истории.

1

Урок усвоения новых знаний.

Расширение понятия «миф». Знакомство с древнегреческими мифами, их тематикой, героями

Цитатный план.

Контрольные вопросы



4

Миф «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме.

1

Урок усвоения новых знаний.

Жизнь мифа в литературе нового времени. Подвиги Геракла. Геракл как мифологический герой. Люди и боги в древнегреческой мифологии

Сжатый пересказ



Русский фольклор (4 ч)

5

Предание и легенда, их художественные особенности. «Солдат и смерть».

1

Урок усвоения новых знаний.

Предание и его художественные особенности. Народные представления о добре и зле; краткость, образность. Противопоставление коварства, жестокости, хитрости великана великодушию, бескорыстию, честности.

Творческие индивидуальные задания



6

Из эпоса народов России.

Легенда «Как Бадыноко победил одноглазого великана».

1

Урок усвоения новых знаний.

Предание и его художественные особенности. Народные представления о добре и зле; краткость, образность.

Художественный пересказ



7

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

Народные представления о добре и зле.

1

Урок усвоения новых знаний.

Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, Народные представления о добре и зле; краткость, образность.


Художественный пересказ Индивидуальные задания



8

Сказочный фестиваль

1

Урок внеклассного чтения

Богатство отражения мира и утверждение нравственных идеалов в сказках

Сочинение сказок



ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3 часа)

9

Отражение исторических событий и вымысел в «Сказании о белгородских колодцах»

1

Урок усвоения новых знаний.

Особенности древнерусской литературы, отражение в ней истории Древней Руси и представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы

Выборочный пересказ на тему «Как белгородцы перехитрили печенегов»



10

«Повесть о разорении Рязани Батыем».

Гимн в честь воинского подвига.

1

Урок усвоения новых знаний.

«Повесть о разорении Рязани Батыем» как воинская повесть (1-я половина XIV в.). События и герои на страницах повести. Народные представления о событиях и людях. Евпатий Коловрат как подлинный народный герой.

Самостоятельная

исследовательская работа с

текстом



11

«Поучение Владимира Мономаха». Поучительный характер древнерусской литературы.

1

Урок усвоения новых знаний.

«Поучение» Владимира Мономаха- правила жизни. Сопоставительный анализ «Поучения» и Нагорной проповеди Христа. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие

и др.).

Составление плана для письменного ответа на один из предложенных вопросов



Русская литература ХIХ века (53ч.)

12

И. А. Крылов: страницы биографии. Басни «Осел и Соловей», «Листы и Корни», «Ларчик»

1

Урок усвоения новых знаний.

Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства (басня, аллегория, мораль)

Выразительное чтение басен Словарная работа



13

А.С. Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии поэта.

1

Урок усвоения новых знаний.

Лицеист Пушкин в литературной жизни Петербурга.

Чтение стихов, воспоминаний, посвященных Пушкину Викторина



14

Тема природы в элегии

А.С. Пушкина. «Деревня»

1

Урок усвоения новых знаний.

Тема природы и «барства дикого» в стихотворении.

Анализ стихотворения



15

А.С.Пушкин. Лирика природы: «Редеет облаков летучая гряда...»

1

Урок усвоения новых знаний.

Родная природа в лирике поэта. Одухотворенность природы в произведениях. Изящество, тонкость и глубина стихотворений. Точность пейзажных зарисовок, их лиричность и музыкальность.

Выразительное чтение наизусть стихотворения.



16

А.С.Пушкин. Лирика природы: «Зимнее утро», «Зимний вечер»

2

Урок развития речи

Родная природа в лирике поэта. Одухотворенность природы в произведениях. Изящество, тонкость и глубина стихотворений. Точность пейзажных зарисовок, их лиричность и музыкальность.

Защита мини-проектов «Пушкинские строки и живопись»



17

Конкурс выразительного чтения

1

Урок развития речи

Приемы выразительного чтения

Конкурс



18

«Чародейкою зимою...» («Зимний» цикл стихотворений в поэзии Х1Хв)

1

Урок внеклассного чтения

А. Пушкин «Вот север, тучи наго-няя...», «И вот уже трещат морозы...».

И. Никитин «Зимняя ночь в деревне»,
И. Суриков «Зима».

Одухотворенность природы в произведениях. Изящество, тонкость и глубина стихотворений. Точность пейзажных зарисовок, их лиричность и музыкальность.

Выразительное чтение наизусть. Анализ стихотворений



19

А.С. Пушкин. Роман «Дубровский». История создания. Прототипы. Историческая правда и художественный вымысел в романе.

1

Урок усвоения новых знаний.

Интерес Пушкина к истории России.

Социальные законы и человеческие чувства в их противостоянии. Картины жизни русского барства

Составление цитатного плана



20

Основной конфликт романа. Ссора Дубровского с Троекуровым.

1

Урок усвоения новых знаний.

Конфликт Андрея Дубровского и Кирилла Троекурова. Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотии.

Составление сравнительной хар-ки героев



21

Владимир Дубровский — доблестный гвардейский офицер,

Необыкновенный учитель и

благородный разбойник.

1

Урок усвоения новых знаний.

Понятие верности дружбе, любви, искренности в романе. Честь и бесчестие как нравственная коллизия произведения. Вопрос о совместимости офицерской чести и разбоя. Образ «благородного разбойника»

Пересказ эпизода от

лица героев, пересказ- анализ



22

Дубровский и Маша

Троекурова.

1

Урок усвоения новых знаний.

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Любовь, дружба, доброта, побеждающие сословную разделенность людей

Анализ эпизода

«Дубровский в Кистеневской роще»



23

Мастерская творческого письма. Продолжение романа А.С. Пушкина «Дубровский»

1

Урок развития речи

Формулирование письменного ответа на вопрос, создание диалога с героем на основе предложенных вопросов.

Сочинение



24

Анализ письменных работ


1

Урок коррекции знаний

Выявление речевых, фактических, логических ошибок, редактирование.

Редактирование работ



25

Н.М.Языков. Один из ярких поэтов пушкинской эпохи. «Пловец»

1

Урок усвоения новых знаний

Личность поэта. Своеобразие творчества поэта.

Анализ стихотворения



26

М.Ю. Лермонтов. Личность и судьба поэта.

1

Урок усвоения новых знаний.

Личность поэта. Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике


Чтение наизусть
выученных стихотворений поэта



27

М.Ю.Лермонтов. «Тучи».

Родина и свобода как высшие ценности бытия.

1

Урок усвоения новых знаний.

Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость).

Многозначность художественного образа. Особенности поэтических интонаций


Анализ стихотворения



28

М.Ю. Лермонтов «Парус». Мятежность и чувство одиночества в стихотворении

1

Урок усвоения новых знаний.

Символический образ паруса в стихотворении. Отношение поэта к окружающему миру в стихотворении

Выразительное чтение наизусть стихотворения, анализ стихотворения



29

М.Ю. Лермонтов «Листок». Трагическое одиночество человека в мире

1

Урок усвоения новых знаний.

Антитеза как основной композиционный прием в стихотворении. Многозначность художественного образа

Анализ стихотворения



30

М.Ю. Лермонтов.

«На севере диком…»

Трагическая непреодолимость одиночества при общей родственности судьбы в стихотворении

1

Урок усвоения новых знаний.

Антитеза как основной композиционный прием в стихотворении. Многозначность художественного образа

Анализ стихотворения



31

Защита проектов «Живопись и музыка в творчестве М.Ю.Лермонтова», «Сопоставительный анализ стихотворения Гете «Горные вершины», М.Ю.Лермонтова «На севере диком стоит одиноко» и

картины Шишкина «На севере диком…»

1

Урок развития речи.

Чтение творческих работ и защита

своей точки зрения, комментарии собственных

иллюстраций и обоснование выбора иллюстраций

художников, чьи картины созвучны по тематике.

Защита проектов




32

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба» История создания повести, историческая основа и народнопоэтические истоки.

1

Урок усвоения новых знаний.

Историческая основа и народно-поэтические истоки повести. Русь XVI века в повести Гоголя. Тема и проблематика повести (любовь к родине, товарищество, свободолюбие, честь).

Патриотический пафос произведения

Составление плана указанных глав



33

Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества. Степь как образ

Родины в повести

Гоголя.


1

Урок усвоения новых знаний.

Родные места, степь, Родина – источник силы героев.

Нравы и обычаи Запорожской Сечи. Запорожская Сечь как воплощение вольнолюбивого духа украинского народа, духа борьбы за попранные права. Изображение смелых, весёлых, сильных духом людей, сплочённых чувством товарищества, безграничной любви к родине.

Связь повести с фольклорным эпосом .

Составление цитатного плана, беседа



34

Героическая цельность натуры Тараса и Остапа.


1

Урок усвоения новых знаний

Центральные образы и приемы их создания. Герои. Сложность и многогранность характеров героев. Благородство, справедливость, чувство долга, храбрость, доблесть, самоотверженность, внутренняя готовность к подвигу Тараса и Остапа.

Богатство внутренних сил Андрия. Остап и Андрий - «могучие сыновья» Тараса Бульбы, принадлежащие эпическому миру могучего, свободного, прекрасного человека.

Составление таблицы «Остап и Андрий»



35

Сложность и неоднозначность характера и судьбы Андрия в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

1

Урок усвоения новых знаний



36

Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя.

1


Тарас Бульба - выразитель национальных интересов русского народа.

Анализ эпизодов




37

Мастерская творческого письма. Подготовка к написанию сочинения-повествования о событиях от лица их участника

1

Урок развития речи

Собирание материалов для сочинения

Сочинение



38

И. С. Тургенев. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции.

1

Урок усвоения новых знаний

Творческая история и своеобразие композиции «Записок охотника».

Составление цитатного плана, беседа




39

И. С. Тургенев «Бирюк»: служебный и человеческий долг, общечеловеческое в рассказе.

1

Урок усвоения новых знаний

Изображение тягот народных в рассказе «Бирюк». Человеческий порыв и норма подневольного существования. Служебный долг и человеческий долг. Общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта. Образ лесника. Позиция писателя

Составление цитатного плана, характеристика героя



40

И.С. Тургенев. «В дороге».

Тема любви в лирике

1

Урок усвоения новых знаний

Выразительность и точность поэтического звучания. Размышления о любви вечности, человеческой доброте.

Вопросы и задания из учебника



Поэзия второй половины XIX в

41

Ф. И. Тютчев. Стихотворения «Неохотно и несмело...», «Листья»

1

Урок усвоения новых знаний

Страницы биографии Ф. И. Тютчева. Стихотворение «Неохотно и несмело...»: передача сложных, переходных состояний природы. «С поляны коршун поднялся...»: реальный и символический планы стихотворения. Стихотворение «Листья»: листья — символический образ яркой, но краткой жизни

Анализ стихотворений



42

А. А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила...»

1

Урок усвоения новых знаний

А. А. Фет: страницы биографии. «Ель рукавом мне тропинку завесила...»: жизнеутверждающее начало в стихотворении. Гармоничность и музыкальность поэтической речи

Анализ стихотворения



43

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».

2

Урок усвоения новых знаний

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». Страницы биографии поэтов

Анализ стихотворений



44

Н. А. Некрасов. Гражданская позиция поэта. Тема народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта

1

Урок-практикум

Гражданская позиция Н.Е. Некрасова в 60-70-е гг. Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Способ создания образа женщины - труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям

Составить тезисный план статьи учебника, посвященной Некрасову



45

Н. А. Некрасов Стихотворения «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Разоблачение социальной несправедливости.

1

Урок усвоения новых знаний

Основной пафос стихотворений. Выразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания народных образов.

Отношение автора к героям и событиям.

Анализ стихотворения



46

Н.С. Лесков

«Левша»

1

Урок усвоения новых знаний

Жизненный опыт Н. С. Лескова — основа его творчества. «Левша». Сказ как форма повествования. Изображение Александра I и атамана Платова




47

Изображение Александра I и атамана Платова. Платов у Николая I. Секрет тульских мастеров

1

Урок усвоения новых знаний

Характеристика героев. Изображение Александра I и атамана Платова

Характеристика героев



48

Едкая насмешка над царскими чиновниками (ирония) и гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм.

1

Урок усвоения новых знаний

Едкая насмешка над царскими чиновниками (ирония). Образ атамана Платова (обобщение). Образ левши. Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от униженности и бесправия народа




48

Приемы сказочного повествования. Образ левши. Лесков — «писатель будущего»

1

Урок усвоения новых знаний

Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Приемы сказочного повествования. Образ левши. Лесков — «писатель будущего»




49

Творческая работа по произведению Лескова «Левша»

1

Урок развития речи

письменный ответ на один из вопросов :

    -   Лесков говорил: «...там, где стоит „левша“, надо читать „русский народ“». Имея это в виду, подумайте, почему косой левша в сказе не имеет имени и даже пишется с маленькой буквы.

     -  Л. Н. Толстой называл Н. С. Лескова «писателем будущего». Какой, по-вашему, смысл вкладывал великий писатель в эти слова?




50

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Повесть «Детство».  Взаимоотношения в семье. Главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н.Толстого

1

Урок усвоения новых знаний

Слово о писателе. Повесть «Детство». Детство как открытие мира

Викторина



51

Л.Н. Толстой. «Детство». Общее настроение внутренней неустроенности и беспокойства, присущее герою повести.


3

Урок- размышление

Самосознание ребенка, любовь к родителям, драматическое познание им противоречий жизни Состояние внутренней неустроенности и беспокойства как показатель духовного роста человека. Умение любить как результат неустанного самосовершенствования человека, которое продолжается всю жизнь

Анализ глав

«Мамап»

«Детство», «Что за

человек был мой отец?», «Папа», «Юродивый»



52

Рассказ «Бедные люди».

Уроки доброты Л.Н. Толстого.

1

Урок развития речи.

Проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).

Домашнее сочинение-размышление «Какие мысли и чувства вызвал у меня рассказ Л.Н.Толстого?»



53

В.Г.Короленко. Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»

2

Урок внеклассного чтения

Слово о писателе. Изображение города и его жителей.

Картины нищеты и страданий бедных людей в изображении рассказчика.

Протест против социального неравенства и унижения человеческого достоинства. Чуткость к чужому горю, отзывчивость, ранимость Васи; отчаяние, затмившее чувство сострадания

Составление цитатного плана



54

Классное сочинение «Мой друг Вася (от имени Валека)».

1

Урок развития речи.

Сбор материалов к сочинению.

Сочинение



55

А.П. Чехова. Сатирические и

Юмористические рассказы

Рассказ «Налим».

1

Урок-исследование

Слово о писателе. Особенности раннего творчества А.П. Чехова. Юмористическое видение жизни, неотделимое от иронии, трагической усмешки писателя.

Темы, приемы создания характеров персонажей.

Пересказ от лица героя



56

А.П. Чехов. «Толстый и тонкий» Чинопочитание, угодливость в рассказе.

1

Урок-исследование

Приемы создания характеров персонажей. Причины разочарования, апатии, склонности к рефлексии героев рассказов А.П. Чехова.

Пересказ истории от лица Толстого



57

А.П. Чехов. «Шуточка».

Юмор в рассказе

1

Урок усвоения новых знаний

Темы, приемы создания характеров персонажей.

Юмор и ирония в рассказе.

Индивидуальные сообщения



58

Мастерская творческого письма.

Смешной случай из жизни.

1

Урок развития речи.

Самостоятельная исследовательская работа с текстом,

подготовка к созданию письменного рассказа, лексическая работа.

Рассказ



Русская литература ХХ века (27 ч.)

59

И.А. Бунин. Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина («Не видно птиц. Покорно чахнет…»)

2

Урок усвоения новых знаний.

Урок-исследование

Сведения о писателе. Детские и юношеские годы. Жизнь Бунина-гимназиста в Ельце. Мир воспоминаний и мир творчества. Тема и поэтическая идея стихотворения. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем. Лирический образ живой природы

Анализ стихотворения



60

И.А.Бунин. «Лапти»: душа крестьянина в изображении писателя.

1

Урок усвоения новых знаний

Душа крестьянина в изображении писателя.

Отношение автора к герою.

Устное сочинение «Главный герой и его поступок»



61

А.И. Куприн. Личность писателя. Повесть «Белый пудель».

2

Урок усвоения новых знаний

Сведения о писателе.

Детские годы писателя. Основные темы его произведений для детей. Характеристика образов.

Озаглавливание частей рассказа



62

А.И. Куприн. «Белый пудель». Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказе

1

Урок усвоения новых знаний

Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия. Судьба бродячих артистов в рассказе.

Анализ эпизода рассказа.



63

А.И. Куприн. «Тапер». Основная тема рассказа и характеристика образов.

1

Урок усвоения новых знаний

Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия. Талант и труд, проблемы

взаимоотношений детей и взрослых. Музыка в рассказе А. Куприна «Тапер». Особое восприятие прекрасного.

Поиск ключевых слов, характеризующих героев и деталей, передающих атмосферу дома Рудневых



64

С.А. Есенин. Слово о поэте. «Песнь о собаке»: творческая история; автор и его герои.

2

Урок-практикум

Краткие сведения о поэте.

Пафос и тема стихотворения, тропы.

Анализ стихотворения. Чтение наизусть



65

«Разбуди меня завтра рано…»: пафос и тема стихотворения С.А. Есенин

1

Урок-практикум

Одухотворенная природа - один из основных образов в стихотворении С. Есенина.

Пафос и тема стихотворения, тропы.

Чтение наизусть; индивидуальные сообщения



66

«Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»

2

Урок- практикум

Родная природа в творчестве: А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»;

Ф. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»;

Б.Л. Пастернак. «После дождя»;

Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;

А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»;

А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре»

Анализ стихотворений. Чтение наизусть



67

М.М.Пришвин. Слово о писателе-натуралисте.

1

Урок усвоения новых знаний

Слово о писателе: знакомство с личностью
М. Пришвина, родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, любви к природе. Родственность мира природы и мира человека

Викторина



68

М.М.Пришвин. «Кладовая

солнца» — сказка-быль. Особенности жанра.

1

Урок усвоения новых знаний

Родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, любви к природе. Родственность мира природы и мира человека

Составление цитатного плана,



69

М.М.Пришвин. «Кладовая

солнца». Настя и Митраша.

1

Урок-исследование

Смысл ссоры, приключений, бедствий и примирения Насти и Митраши в сказке-были «Кладовая солнца» . Стремление человека к познанию окружающего мира на основе опыта, накопленного многими поколениями Осуждение эгоизма и самолюбия.

Анализ эпизодов.



70

М.М.Пришвин. «Кладовая

солнца». Смысл названия сказки-

были


1

Урок обобщения

Родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, любви к природе. Родственность мира природы и мира человека

Самостоятельная

исследовательская работа с текстом



71

В мастерской художника М.М.Пришвина

1

Урок развития речи.

Вклад писателя в дело охраны природы.

Викторина



72

Сочинение-зарисовка по сказке-были «Кладовая солнца»

1

Урок развития речи

Сбор материала для сочинения.

Сочинение-зарисовка



73

Н.Рубцов. Краткие сведения о поэте. Стихотворение "Звезда полей".

1

Урок усвоения новых знаний

Человек и природа в стихотворении.

Выразительное чтение наизусть



74

Н.М.Рубцов «Тихая моя родина». Образный строй. 

1

Урок-практикум

Человек и природа в стихотворении.

Чтение наизусть



75

Из поэзии о Великой Отечественной войне

2

Урок-конкурс

Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине:

М.В. Исаковский «В прифронтовом лесу»; С.С.Орлов «Его зарыли в шар земной…»; К.М.Симонов «Жди меня, и я вернусь…» Р.Г.Гамзатов «Журавли»; Д.С.Самойлов «Сороковые».

Конкурс чтецов., анализ стихотворений



76

В.П. Катаев «Сын полка»

1

Урок внеклассного чтения

Военная тема в русской литературе

Анализ фрагментов произведения В. Катаева



77

В.П. Астафьев.

Краткие

сведения о писателе.

Рассказ "Конь с розовой гривой".

1

Урок усвоения новых знаний

Знакомство с биографическими сведениями.

Картины жизни и быта русской деревни в послевоенные годы.

Заочная экскурсия «Овсянка – малая родина В.П.Астафьева».



78

Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Бабушка Екатерина Петровна, ее роль в рассказе. Герой рассказа Санька Леонтьев

2

Урок-исследование

Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы произведения.

Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении

Устное сочинение «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»



79

Изложение с элементами описания внешности человека, его характера по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

1

Урок развития речи.

Собирание материала для изложения

Изложение



Литература народов России (2ч.)

80

Кайсын Кулиев: слово о балкарском поэте. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...»

2


Знакомство с биографическими сведениями поэта.

Основные поэтические образы, символизирующие родину в стихотворениях балкарского поэта. Тема бессмертия народа, его языка, поэзии, обычаев. Поэт как вечный должник своего народа.

Анализ стихотворений



Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов (2ч.)

81

Н. Назаркин «Мандариновые острова»

2

Урок усвоения новых знаний

Биографические сведения автора. Тема сопереживания людям с особыми физическими возможностями. Повествование о ребятах, их шалостях, фантазиях

Анализ повести



Зарубежная литература (9 ч)

82

Краткие сведения о братьях Гримм. Литературная сказка «Снегурочка»

1

Урок усвоения новых знаний

Краткие сведения о писателях. Сходство и различия между народной и литературной сказкой. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.

Викторина



83

Сказка братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка

о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.

1

Урок-исследование

Выявление сходства и

различий между сказками братьев Гримм и А.С.Пушкина


Сравнительная характеристика



84

Краткие сведения о писателе
О. Генри. «Вождь краснокожих». О детстве - с улыбкой и всерьёз. Языковые средства создания комического.ождь краснокожих"й и всерьёз.

2

Урок усвоения новых знаний

Сведения о писателе и его гуманистическом творчестве Дети и взрослые в рассказе. Языковые средства создания комического эффекта

Викторина



85

Дж. Лондон. Краткие сведения

о жизни и творчестве. «Северные рассказы»

1

Урок усвоения новых знаний

Краткие сведения о писателе. Жизнеутверждающий пафос произведений сборника «Северные рассказы», гимн мужеству и отваге, Воспитательный смысл произведений.

Сжатый и выборочный пересказы прочитанного



86

Д.Лондон «Любовь к жизни» Сюжет и основные образы. Смысл названия.

1

Урок усвоения новых знаний

Сюжет и основные образы рассказа Д. Лондона «Любовь к жизни». Изображение силы человеческого духа, беспредельности возможностей, победы нравственных начал.

Воспитательный смысл произведения.

Характеристика героев Анализ поступков героев





87

Творческая работа по рассказу Д.Лондона «Любовь к жизни»

1

Урок развития речи.

Жизнеутверждающий пафос произведения. Нравственные проблемы рассказа, его воспитательный смысл

Письменный ответ на вопрос



88

Современная зарубежная проза. Даниэль Пеннак «Глаза волка»


2

Урок усвоения новых знаний

Краткие сведения о писателе. Проблема взаимоотношений человека и животных. Нравственные проблемы рассказа, его воспитательный смысл

Письменный ответ на вопрос



89

Подведение итогов года. Контрольный тест. Рекомендации для летнего чтения.

1

Урок обобщения изученного

Тестирование. Рекомендательный список для летнего чтения.

Тест