№ п/п | Название раздела, темы урока | Кол-во часов | Дата проведения | Виды деятельности учащихся | Полученные знания и умения |
1 | Раздел 1. Технические приемы в освоении учебного рисунка | | | | |
1.1 | Тема: Вводная беседа о рисунке. Организация работы Цель: приобретение знаний о выразительных средствах рисунка (линия, пятно, штрих). Задачи: -Ознакомление уч-ся с особенностями графических материалов (карандаш, соус, сангина, перо, цветной карандаш и пр.). -Формирование навыка правильной посадки за мольбертом. -Воспитание бережного отношения к изобразительным средствам. | 1 | 1.09. 2015 | Слушанье объяснения учителя | Организация рабочего места. Правильная посадка за мольбертом. Усвоение понятий «линия», «штрих», «пятно». |
1.2 | Общая тема: Графические изобразительные средства Цель: знакомство с общими закономерностями построения линии рисунка. Задачи: - Формирование правильно держать карандаш и отработка технических условий. - Развитие глазомера посредством деления линий на равные отрезки. - Воспитание усидчивости. | 17 | | | |
| 1 урок Вертикальные и горизонтальные линии. | 2 | 1.09. | Рисунок с таблиц горизонтальных и вертикальных линий. | Приёмы работы карандашом, постановка руки. |
| 2 урок Тон, тоновая растяжка, сила тона | 3 | 8.09. | Выполнение тональных растяжек на усиление и ослабление тона. Задание для самостоятельной работы: упражнение по выполнению тоновой растяжки. | Усвоение понятий «Тон», «тоновая растяжка», «сила тона». |
| 3 урок Деление вертикальных и горизонтальных линий на части. | 3 | 15.09. | Рисунок прямых линий и деление отрезков на равные (четные и нечетные) части. | Приобретение навыков работы с карандашом, использование его как измерительного инструмента. |
| 3 урок Рисунок шахматной доски | 3 | 22.09 | Закрепление изученного материала по проведению прямых линий и делению отрезков на равные части, работы с тоном и штрихом. Выполняется упражнение «Шахматная доска». Задание для самостоятельной работы: упражнения по выполнению штриховки. | Усвоение понятия «Штрих» |
| 4 урок Рисунок орнамента из геометрических фигур | 3 | 29.09 | Рисунок геометрического орнамента. Штриховка орнамента в два тона. Задание для самостоятельной работы: рисунок геометрического орнамента. | Умение выполнять орнамент с использованием геометрических элементов (квадрат, окружность и т.д.). |
| 5 урок Проведение дугообразных линий. | 3 | 6.10 | Рисунок с таблиц наклонных (диагональных) линий. | Навыки проведения наклонных и дугообразных линий. |
| Общая тема: Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия Цель: Понятие «Композиция», «Симметрия», «Асимметрия» в учебном рисунке. Задачи: - Формирование у учащихся эстетического, художественного вкуса при выполнении рисунка, способствовать развитию у учащихся пространственного мышления, фантазии, творческих способностей. - Познакомить учащихся с понятием «орнамент», видами орнамента. Рассказать об особенностях орнамента, о связи композиции орнамента с формой, передаче выразительности и богатстве узора. - Ознакомление с правилами последовательного ведения работы по рисунку (от общего к частному). - Совершенствование техники работы штрихом. | 18 | | | |
| 1 урок Рисунок листьев. | 3 | 13.10 | Выполнение рисунка листьев разных по форме. Задание для самостоятельной работы: рисование простых плоских предметов. | Усвоение понятий «композиция», «Симметрия», «Асимметрия», «Ось симметрии» Совершенствование техники работы штрихом. Грамотная компоновка на формате листа. Конструкция листьев. |
| 2 урок Рисунок перьев. | 3 | 20.10 | Выполнение рисунка перьев разных по форме и по тону. | |
| 3 урок Рисунок бабочек. | 3 | 27.10 | Выполнение рисунка бабочек разных по форме. | |
| 4 урок Рисунок коры деревьев. | 3 | 10.11 | Выполнение рисунка коры деревьев. | |
| 5 урок Копирование рисунков тканей | 3 | 17.11 | Копирование рисунка тканей. | |
| 6 урок Копирование декоративного народного орнамента | 3 | 24.11 | Копирование декоративного народного орнамента. | |
| Общая тема: Рисунок геометрических фигур и предметов быта. Пропорция. Силуэт Цель: Сформировать у учащихся конкретное представление о геометрическом теле. Задачи: - Формировать умение и навыки владения графическим материалом. Дать представление о лини (напомнить). - Развивать умение анализировать форму предметов. - Развивать внимание, наблюдательность и усидчивость. | 9 | | | |
| 1 урок Рисунок плоских геометрических фигур | 3 | 1.12 | Выработка штриха Выполнение тонального рисунка плоских геометрических фигур. Задания для самостоятельной работы: силуэтные зарисовки предметов простой формы. | Усвоение понятия «Силуэт» Знакомство со способами визирования карандашом. Правильная передача тональных отношений. |
| 2 урок Рисунок предметов быта | 3 | 8.12 | Выполнение тонального рисунка предметов быта. | |
| 3 урок Зарисовка силуэта сухих растений и трав | 3 | 15.12 | Выполнение зарисовки силуэта сухих растений и трав | |
| Зарисовка чучела птицы Цель: Познакомить с приемами работы различных графических материалов и кисти. Задачи: - Формирование умения передавать в рисунке остроту характера изображаемого. - Развитие глазомера. - Воспитание чувства бережного отношения к птицам и окружающей среде. | 3 | 22.12 | Выполнение силуэтной зарисовки чучела птицы. Самостоятельная работа: силуэтные зарисовки по памяти. | Навыки передачи пропорций строения птицы. Навыки работы тушью при помощи кисти. |
| Раздел 2. Линейный рисунок Зарисовки фигуры человека Цель: Знакомство с основными пропорциями человека (взрослого, ребенка). Задачи: - Формирование умения видеть и уметь передавать пропорции человеческой фигуры. - Развитие интереса к знаниям основ поверхностной анатомии человека. - Воспитание «творческой смелости» и уверенности в своих силах | 3 | 12.01. | Две схематичные зарисовки фигуры человека в статичном состоянии. Самостоятельная работа: наброски фигуры человека. | Умение передавать пропорции человека (взрослого, ребенка) |
| Раздел 3. Законы перспективы. Светотень | | | | |
| Линейные зарисовки геометрических предметов. Наглядная перспектива Цель: Научить компоновке, построению простых геометрических тел пространстве с использованием перспективы. Задачи: -Формирование навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов. - Развить композиционно-пространственное мышление. -Воспитание способности к творческой работе. | 3 | 19.01 | Слушанье учителя беседы о перспективы. На листе размещаются несколько фигур в различных положениях с использованием перспективы. Рисунки линейно-конструктивного исполнения без тональной проработки. Конструкцию предметов прорисовывают полностью, намечая их невидимые части. | Усвоение понятия «перспектива» |
| Общая тема: Светотеневая зарисовка простых по форме предметов Цель: развитие у учащихся художественно-образного восприятия реальной действительности. Задачи: -Формирование умения передавать объем при помощи светотени. -Развитие целостного видения натуры. -Воспитывать трудолюбие, самостоятельность. | 6 | | | |
| 1 урок Светотеневая зарисовка предметов быта | 3 | 26.01 | Выполнение светотеневой зарисовки предметов быта. Светотеневая прокладка тона по теням. | Усвоение понятия «светотень». Понятие о градациях светотени. Применение линий различного характера для выразительности рисунка предметов быта. |
| 2 урок Светотеневая зарисовка фруктов и овощей | 3 | 2.02. | Передать объем формы при помощи светотени. Выполнение светотеневой зарисовки фруктов и овощей | Закрепление понятия «светотень». Применение линий различного характера для выразительности рисунка фруктов и овощей. |
| Общая тема: Зарисовка предметов простой формы с учетом тональной окрашенности Цель: Закрепление навыков и умения передачи формы предметов с учетом тональной окрашенности без фона. Задачи: - | 6 | | | |
| 1 урок Зарисовка предметов простой формы (табурет) | 3 | 9.02 | Выполнение рисунка табурета | |
| 2 урок | 3 | 16.02 | | |
| Раздел 4. Живописный рисунок. Фактура и материальность | | | | |
| Тональная зарисовка чучела животного (мягкий материал) Цель: Выработка умения анализировать натуру, выработка навыков работы с мягким материалом. Задачи: - Знакомство с мягкими изобразительными средствами и формирование навыка передачи мягкости предмета при помощи графических материалов. - Формирование умения передавать материальность меха. -Воспитание любви к миру животных. | 3 | 1.03 | Выполнение зарисовки чучела животного. Самостоятельная работа: зарисовки животных с натуры и по памяти. | Усвоение понятия «живописный рисунок». Навыки работы мягким материалом (уголь, сангина) Пропорции. Выразительность силуэта. |
| Зарисовка мягкой игрушки Цель: Знакомство с приемами работы мягким материалом. Задачи: - Закрепление навыков приемов работы с мягкими материалами. - Развитие изобразительных навыков. - Воспитание бережного отношения к игрушкам. | 3 | 15.03 | Выполнение зарисовок мягких игрушек, различных по характеру и пропорциям. Самостоятельная работа: зарисовки игрушек с натуры и по памяти. | Закрепление навыков работы с мягким материалом. |
| Раздел 5. Тональный длительный рисунок | | | | |
| Общая тема: Рисунок предметов быта на светлом и темном фонах Цель: Грамотно закомпоновать изображение в листе; поставить предметы на плоскость стола, построить их с учетом перспективных сокращений, передать объем предметов с помощью светотени (света, полутона, тени собственной, рефлекса, падающей тени). Задачи: - Формирование навыков выявление объема предмета и его пространственного расположения на предметной плоскости. - Воспитание усидчивости при выполнении долгосрочных рисунков. | 6 | | | |
| 1 урок Рисунок предметов быта на светлом фоне | 3 | 22.03 | Выполнение тональной зарисовки фруктов и овощей, предметов, простых по форме и светлых по тону, на сером светлом фоне. Передача материальности. Композиция листа. Самостоятельная работа: зарисовки простых предметов с натуры. | Приобретение навыка работы над длительном рисунком. |
| 2 урок Рисунок предметов быта на темном фоне | 3 | 5.04 | Выполнение тональной зарисовки фруктов и овощей, предметов, простых по форме и светлых по тону, на сером темном фоне. | |
| Зарисовки по памяти предметов предыдущего задания Цель: активизация процессов пространственного мышления и памяти. Задачи: -Выполнение зарисовок предметов по памяти, - Развитие умения композиционного размещения изображения на плоскости листа бумаги. - | 3 | 12.04 | Выполнение по памяти зарисовок предметов, фруктов и овощей по памяти. Самостоятельная работа: зарисовки фруктов и овощей. | |
| Общая тема: Натюрморт из двух предметов быта светлых по тону на сером фоне Цель: Закрепление материала, пройденного в учебном году. Задачи: - Грамотно закомпоновать предметы быта в листе, построить с передачей пропорций. - Передать объем предмета при помощи построения окружностей в перспективе, добиться выразительности линий тональной поддержкой. | 9 | | | |
| 1 урок Рисунок натюрморта из двух предметов быта светлых по тону на сером фоне | 3 | 19.04 | Выполнение тонального рисунка натюрморта из двух предметов быта простой формы и светлых по тону на сером фоне. Особенности компоновки в листе группы предметов с учетом освещения. Тоновое решение. Передача пространства и взаимного расположения предметов на плоскости. Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов. | |
| 2 урок Тоновое решение натюрморта | 3 | 26.04 | Продолжение тональной работы над натюрмортом. | |
| 3 урок Работа над передним планом | 3 | 3.05 | Завершение работы. Выявление переднего плана. | |
| Общая тема: Натюрморт из двух предметов быта Цель: Выявление знаний, умений, навыков полученных в первом классе. Задачи: - Грамотно закомпоновать натюрморт в листе, построить предметы с учетом пропорций и перспективных сокращений, выявить большие тональные отношения, передать объемы предметов и пространство натюрморта. -Побуждать учащихся к размышлениям, самоконтролю и самоанализу. | 8 | | Натюрморт из двух предметов быта простой формы и контрастных по тону. Предметы расположены ниже уровня глаз. | |
| 1 урок Линейно- конструктивный рисунок натюрморта | 3 | 10.05 | Закомпоновать изображение в листе, разобраться в конструкции предметов, построить их с учетом перспективных сокращений, передать их пропорции. | |
| 2 урок Тональный рисунок натюрморта | 3 | 17.05 | Передать общие тональные отношения в натюрморте. Передать объем предметов с помощью светотени (света, полутона, тени собственной, рефлекса, падающей тени). | |
| 3 урок Передача объёма предметов Контрольный урок | 2 1 | 24.05 | Выявить объем предметов и положение в пространстве. Анализировать изображаемые предметы, выявляя при этом конструктивное строение, пространственное положение, локальный тон. Сравнивать рисунок с изображаемыми предметами. | Умение анализировать, размышлять. |
| | | | | |