СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематический план по рисунку для 1 класса по дополнительной предпрофессиональной программе «Живопись

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематический план по рисунку для 1 класса по дополнительной предпрофессиональной программе "Живопись"

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематический план по рисунку для 1 класса по дополнительной предпрофессиональной программе «Живопись»

Календарно-тематический план

По рисунку для 1 класса

по дополнительной предпрофессиональной программе

«Живопись»

п/п

Название раздела,

темы урока

Кол-во

часов

Дата

проведения

Виды деятельности

учащихся

Полученные знания и умения

1

Раздел 1. Технические приемы в освоении учебного рисунка







1.1

Тема: Вводная беседа о рисунке.

Организация работы

Цель: приобретение знаний о выразительных средствах рисунка (линия, пятно, штрих).

Задачи:

-Ознакомление уч-ся с особенностями графических материалов (карандаш, соус, сангина, перо, цветной карандаш и пр.).

-Формирование навыка правильной посадки за мольбертом.

-Воспитание бережного отношения к изобразительным средствам.


1

1.09. 2015

Слушанье объяснения учителя

Организация рабочего места. Правильная посадка за мольбертом.

Усвоение понятий «линия», «штрих», «пятно».

1.2

Общая тема: Графические изобразительные средства

Цель: знакомство с общими закономерностями построения линии рисунка.

Задачи:

- Формирование правильно держать карандаш и отработка технических условий.

- Развитие глазомера посредством деления линий на равные отрезки.

- Воспитание усидчивости.

17





1 урок

Вертикальные и горизонтальные линии.

2

1.09.

Рисунок с таблиц горизонтальных и вертикальных линий.

Приёмы работы карандашом, постановка руки.



2 урок

Тон, тоновая растяжка, сила тона


3

8.09.

Выполнение тональных растяжек на усиление и ослабление тона.

Задание для самостоятельной работы: упражнение по выполнению тоновой растяжки.

Усвоение понятий «Тон», «тоновая растяжка», «сила тона».



3 урок

Деление вертикальных и горизонтальных линий на части.

3

15.09.

Рисунок прямых линий и деление отрезков на равные (четные и нечетные) части.

Приобретение навыков работы с карандашом, использование его как измерительного инструмента.


3 урок

Рисунок шахматной доски

3

22.09

Закрепление изученного материала по проведению прямых линий и делению отрезков на равные части, работы с тоном и штрихом. Выполняется упражнение «Шахматная доска».

Задание для самостоятельной работы: упражнения по выполнению штриховки.


Усвоение понятия «Штрих»


4 урок

Рисунок орнамента из геометрических фигур

3

29.09

Рисунок геометрического орнамента. Штриховка орнамента в два тона.

Задание для самостоятельной работы: рисунок геометрического орнамента.

Умение выполнять орнамент с использованием геометрических элементов (квадрат, окружность и т.д.).


5 урок

Проведение дугообразных линий.


3

6.10

Рисунок с таблиц наклонных (диагональных) линий.

Навыки проведения наклонных и дугообразных линий.


Общая тема: Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия

Цель: Понятие «Композиция», «Симметрия», «Асимметрия» в учебном рисунке.

Задачи:

- Формирование у учащихся эстетического, художественного вкуса при выполнении рисунка, способствовать развитию у учащихся пространственного мышления, фантазии, творческих способностей.

- Познакомить учащихся с понятием «орнамент», видами орнамента. Рассказать об особенностях орнамента, о связи композиции орнамента с формой, передаче выразительности и богатстве узора.

- Ознакомление с правилами последовательного ведения работы по рисунку (от общего к частному).

- Совершенствование техники работы штрихом.


18





1 урок

Рисунок листьев.

3

13.10

Выполнение рисунка листьев разных по форме.

Задание для самостоятельной работы: рисование простых плоских предметов.

Усвоение понятий «композиция», «Симметрия», «Асимметрия», «Ось симметрии»

Совершенствование техники работы штрихом.

Грамотная компоновка на формате листа.

Конструкция листьев.


2 урок

Рисунок перьев.

3

20.10

Выполнение рисунка перьев разных по форме и по тону.



3 урок

Рисунок бабочек.

3

27.10

Выполнение рисунка бабочек разных по форме.



4 урок

Рисунок коры деревьев.

3

10.11

Выполнение рисунка коры деревьев.



5 урок

Копирование рисунков тканей

3

17.11

Копирование рисунка тканей.



6 урок Копирование декоративного народного орнамента

3

24.11

Копирование декоративного народного орнамента.



Общая тема: Рисунок геометрических фигур и предметов быта. Пропорция. Силуэт

Цель: Сформировать у учащихся конкретное представление о геометрическом теле.

Задачи:

- Формировать умение и навыки владения графическим материалом. Дать представление о лини (напомнить).

- Развивать умение анализировать форму предметов.

- Развивать внимание, наблюдательность и усидчивость.



9





1 урок

Рисунок плоских геометрических фигур

3

1.12

Выработка штриха Выполнение тонального рисунка плоских геометрических фигур.

Задания для самостоятельной работы: силуэтные зарисовки предметов простой формы.


Усвоение понятия «Силуэт»

Знакомство со способами визирования карандашом. Правильная передача тональных отношений.


2 урок

Рисунок предметов быта

3

8.12

Выполнение тонального рисунка предметов быта.



3 урок

Зарисовка силуэта сухих растений и трав

3

15.12

Выполнение зарисовки силуэта сухих растений и трав



Зарисовка чучела птицы

Цель: Познакомить с приемами работы различных графических материалов и кисти.

Задачи:

- Формирование умения передавать в рисунке остроту характера изображаемого.

- Развитие глазомера.

- Воспитание чувства бережного отношения к птицам и окружающей среде.

3

22.12

Выполнение силуэтной зарисовки чучела птицы.


Самостоятельная работа: силуэтные зарисовки по памяти.



Навыки передачи пропорций строения птицы.

Навыки работы тушью при помощи кисти.


Раздел 2. Линейный рисунок

Зарисовки фигуры человека

Цель: Знакомство с основными пропорциями человека (взрослого, ребенка).

Задачи:

- Формирование умения видеть и уметь передавать пропорции человеческой фигуры.

- Развитие интереса к знаниям основ поверхностной анатомии человека.

- Воспитание «творческой смелости» и уверенности в своих силах



3


12.01.

Две схематичные зарисовки фигуры человека в статичном состоянии.


Самостоятельная работа: наброски фигуры человека.


Умение передавать пропорции человека (взрослого, ребенка)


Раздел 3. Законы перспективы. Светотень






Линейные зарисовки геометрических предметов. Наглядная перспектива

Цель:

Научить компоновке, построению простых геометрических тел пространстве с использованием перспективы.

Задачи:

-Формирование навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов.

- Развить композиционно-пространственное мышление.

-Воспитание способности к творческой работе.

3

19.01

Слушанье учителя беседы о перспективы.

На листе размещаются несколько фигур в различных положениях с использованием перспективы. Рисунки линейно-конструктивного исполнения без тональной проработки.

Конструкцию предметов прорисовывают полностью, намечая их невидимые части.

Усвоение понятия «перспектива»



Общая тема: Светотеневая зарисовка простых по форме предметов

Цель: развитие у учащихся художественно-образного восприятия реальной действительности.

Задачи:

-Формирование умения передавать объем при помощи светотени.

-Развитие целостного видения натуры.

-Воспитывать трудолюбие, самостоятельность.


6










1 урок

Светотеневая зарисовка предметов быта

3

26.01

Выполнение светотеневой зарисовки предметов быта.

Светотеневая прокладка тона по теням.

Усвоение понятия «светотень». Понятие о градациях светотени. Применение линий различного характера для выразительности рисунка предметов быта.


2 урок

Светотеневая зарисовка фруктов и овощей

3

2.02.

Передать объем формы при помощи светотени.

Выполнение светотеневой зарисовки фруктов и овощей

Закрепление понятия «светотень».

Применение линий различного характера для выразительности рисунка фруктов и овощей.


Общая тема: Зарисовка предметов простой формы с учетом тональной окрашенности

Цель:

Закрепление навыков и умения передачи формы предметов с учетом тональной окрашенности без фона.

Задачи:

-

6





1 урок

Зарисовка предметов простой формы (табурет)

3

9.02

Выполнение рисунка табурета



2 урок

3

16.02




Раздел 4. Живописный рисунок.

Фактура и материальность






Тональная зарисовка чучела животного (мягкий материал)

Цель: Выработка умения анализировать натуру, выработка навыков работы с мягким материалом.

Задачи:

- Знакомство с мягкими изобразительными средствами и формирование навыка передачи мягкости предмета при помощи графических материалов.

- Формирование умения передавать материальность меха.

-Воспитание любви к миру животных.

3

1.03

Выполнение зарисовки чучела животного.

Самостоятельная работа: зарисовки животных с натуры и по памяти.


Усвоение понятия «живописный рисунок».

Навыки работы мягким материалом (уголь, сангина) Пропорции. Выразительность силуэта.


Зарисовка мягкой игрушки

Цель: Знакомство с приемами работы мягким материалом.

Задачи:

- Закрепление навыков приемов работы с мягкими материалами.

- Развитие изобразительных навыков.

- Воспитание бережного отношения к игрушкам.


3

15.03

Выполнение зарисовок мягких игрушек, различных по характеру и пропорциям.


Самостоятельная работа: зарисовки игрушек с натуры и по памяти.


Закрепление навыков работы с мягким материалом.


Раздел 5. Тональный длительный рисунок






Общая тема: Рисунок предметов быта на светлом и темном фонах

Цель: Грамотно закомпоновать изображение в листе; поставить предметы на плоскость стола, построить их с учетом перспективных сокращений, передать объем предметов с помощью светотени (света, полутона, тени собственной, рефлекса, падающей тени).

Задачи:

- Формирование навыков выявление объема предмета и его пространственного расположения на предметной плоскости.

- Воспитание усидчивости при выполнении долгосрочных рисунков.

6





1 урок

Рисунок предметов быта на светлом фоне

3

22.03

Выполнение тональной зарисовки фруктов и овощей, предметов, простых по форме и светлых по тону, на сером светлом фоне. Передача материальности. Композиция листа.

Самостоятельная работа: зарисовки простых предметов с натуры.


Приобретение навыка работы над длительном рисунком.


2 урок

Рисунок предметов быта на темном фоне

3

5.04

Выполнение тональной зарисовки фруктов и овощей, предметов, простых по форме и светлых по тону, на сером темном фоне.



Зарисовки по памяти предметов предыдущего задания

Цель: активизация процессов пространственного мышления и памяти.

Задачи:

-Выполнение зарисовок предметов по памяти,

- Развитие умения композиционного размещения изображения на плоскости листа бумаги.

-

3

12.04

Выполнение по памяти зарисовок предметов, фруктов и овощей по памяти.


Самостоятельная работа: зарисовки фруктов и овощей.





Общая тема:

Натюрморт из двух предметов быта светлых по тону на сером фоне

Цель: Закрепление материала, пройденного в учебном году.

Задачи:

- Грамотно закомпоновать предметы быта в листе, построить с передачей пропорций.

- Передать объем предмета при помощи построения окружностей в перспективе, добиться выразительности линий тональной поддержкой.


9





1 урок

Рисунок натюрморта из двух предметов быта светлых по тону на сером фоне

3

19.04

Выполнение тонального рисунка натюрморта из двух предметов быта простой формы и светлых по тону на сером фоне. Особенности компоновки в листе группы предметов с учетом освещения. Тоновое решение. Передача пространства и взаимного расположения предметов на плоскости.


Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов.




2 урок

Тоновое решение натюрморта

3

26.04

Продолжение тональной работы над натюрмортом.



3 урок

Работа над передним планом

3

3.05

Завершение работы. Выявление переднего плана.



Общая тема: Натюрморт из двух предметов быта

Цель:

Выявление знаний, умений, навыков полученных в первом классе.

Задачи:

- Грамотно закомпоновать натюрморт в листе, построить предметы с учетом пропорций и перспективных сокращений, выявить большие тональные отношения, передать объемы предметов и пространство натюрморта.

-Побуждать учащихся к размышлениям, самоконтролю и самоанализу.


8


Натюрморт из двух предметов быта простой формы и контрастных по тону. Предметы расположены ниже уровня глаз.




1 урок

Линейно- конструктивный рисунок натюрморта

3

10.05

Закомпоновать изображение в листе, разобраться в конструкции предметов, построить их с учетом перспективных сокращений, передать их пропорции.



2 урок

Тональный рисунок натюрморта

3

17.05

Передать общие тональные отношения в натюрморте.

Передать объем предметов с помощью светотени (света, полутона, тени собственной, рефлекса, падающей тени).



3 урок

Передача объёма предметов


Контрольный урок


2



1

24.05

Выявить объем предметов и положение в пространстве.


Анализировать изображаемые предметы, выявляя при этом конструктивное строение, пространственное положение, локальный тон. Сравнивать рисунок с изображаемыми предметами.

Умение анализировать, размышлять.