Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тылгынинская средняя общеобразовательная школа им. И.Н.Ханды»
Рассмотрено на заседании Согласовано «____»_______ 2017 г Утверждаю «_____»______ 2017 г
МО «Тобул» Протокол №___ зам. директора по УВР:______(С.В.Иванова) Директор: ______(И.Г,Филиппов)
Рук МО ________(С.Д.Алексеева)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии в 10 классе
на 2017-2018 учебный год
Учитель: Филиппова Анна Павловна
педстаж: 18 лет, категория 1
год аттестации: 2013 г
с. Тылгыны 2017 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 – 11 классы авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова //Программы для общеобразовательных учреждений. Примерная программа по биологии для среднего (полного) образования составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования. На изучение биологии в 10 м классе отводится 70 часов, 2 ч в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии:
освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науке в формировании современной естественно – научной картины мира; о методах научного познания;
овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитие современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющее адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественно- научной картины мира, ценностных ориентаций и реализующему гуманизацию биологического образования.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки» и полностью соответствуют стандарту. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения биологии в 10 классе учащиеся должны:
Знать:
основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
Уметь:
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно)
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать: глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы | Количество часов | Лабораторные работы |
Введение | 1 ч | |
Тема 1. Многообразие живого мира | 4 ч | |
Тема 2. Возникновение жизни на Земле | 5 ч | |
Тема 3. Химическая организация клетки | 8 ч | 1 ч |
Тема 4. Метаболизм – основа существования живых организмов | 3 ч | |
Тема 5. Строение и функции клеток | 9 ч | 2 ч |
Тема 6. Размножение организмов | 5 ч | 1 ч |
Тема 7. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) | 6 ч | |
Тема 8. Основные понятия генетики | 1 ч | |
Тема 9. Закономерности наследования признаков | 11 ч | 2 ч |
Тема 10. Закономерности изменчивости | 4 ч | 1 ч |
Тема 11. Основы селекции | 9 ч | |
Всего часов: | 66 + 4 резерв | 7 ч |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (1 час)
Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли. Общая биология — дисциплина, изучающая основные закономерности возникновения и развития жизни на Земле; общая биология как один из источников формирования диалектико-материалистического мировоззрения. Общебиологические закономерности — основа рационального природопользования, сохранения окружающей среды, интенсификации сельскохозяйственного производства и сохранения здоровья человека. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, географией, астрономией, историей и др.). Место биологии в формировании научных представлений о мире. Уровни организации живой материи; жизнь и живое вещество; косное и биокосное вещество биосферы; молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевой и органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный уровни организации живого.
Тема 1. Многообразие живого мира
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующих живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества, взаимоотношения части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.
Тема 2. Возникновение жизни на Земле
Мифологические представления. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. Опыты Реди, взгляды Гарвея, эксперименты Пастера. Теории вечности жизни. Материалистические представления о возникновении жизни на Земле. Предпосылки возникновения жизни на Земле: космические и планетарные предпосылки; первичная атмосфера и эволюция химических элементов, неорганических и органических молекул на ранних этапах развития Земли.
Тема 3. Химическая организация клетки
Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи. Макроэлементы, микроэлементы. Неорганические молекулы живого вещества: вода, соли; их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности и поддержании гомеостаза. Органические материи. Макроэлементы, микроэлементы. Неорганические молекулы живого вещества: вода, соли; их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности и поддержании гомеостаза. Органические молекулы. Биологические полимеры — белки, структура и свойства белков, функции белковых молекул. Биологические катализаторы — белки, их классификация и роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Структурно-функциональные особенности организации моно- и дисахаридов. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма. ДНК — молекулы наследственности; история изучения. Уровни структурной организации; биологическая роль ДНК; генетический код, свойства кода, РНК; структура и функции. Информационные (матричные), транспортные, рибосомные и регуляторные РНК. «Малые» молекулы и их роль в обменных процессах. Витамины: строение, источники поступления, функции в организме. Лабораторная работа «Каталитическая активность ферментов в живых тканях»
Тема 4. Метаболизм – основа существования живых организмов
ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген. Биосинтез белка. Обмен веществ и превращения энергии в клетке — основа всех проявлений ее жизнедеятельности. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Пластический и энергетический обмен. Биологический синтез органических молекул в клетке. Этапы энергетического обмена. Фотосинтез. Хемосинтез.
Тема 5. Строение и функции клеток
Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Основы систематики; место и роль прокариот в биоценозах. Цитоплазма эукариотической клетки. Мембранный принцип организации клеток; строение биологической мембраны, структурные и функциональные особенности мембран различных клеточных структур. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, их значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Кариоплазма. Дифференциальная активность генов; эухроматин. Клеточная теория строения организмов. Основные положения клеточной теории; современное состояние клеточной теории строения организмов многоклеточные водоросли). Эукариотическая клетка; многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клетки. Ядро и цитоплазма — главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы, их строение. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Кариотип. Жизненный цикл клетки. Митотический цикл, митоз. Биологический смысл митоза. Положения клеточной теории строения организмов. Вирусы — внутриклеточные паразиты на генетическом уровне. Открытие вирусов, механизм взаимодействия вируса и клетки, инфекционный процесс. Заболевания животных и растений, вызываемые вирусами. Бактериофаги. Лабораторная работа «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука» Лабораторная работа «Строение растительной клетки»
Тема 6. Размножение организмов
Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток простейших, спорообразование; почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов; вегетативное размножение. Эволюционное значение бесполого размножения. Половое размножение растений и животных. Половая система, органы полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Осеменение и оплодотворение. Наружное и внутреннее оплодотворение. Развитие половых клеток у высших растений; двойное оплодотворение. Эволюционное значение полового размножения. Урок - практикум «Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных»
Тема 7. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
Типы яйцеклеток; основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Регуляция эмбрионального развития; эмбриональная индукция. Роль нервной и эндокринной систем в обеспечении эмбрионального развития организмов. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный периоды. Старение и смерть; биология продолжительности жизни. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и Ф. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.
Тема 8. Основные понятия генетики
История развития генетики. Основные понятия генетики. Признаки и свойства, гены, алелльные гены. Генотип и фенотип организма, генофонд.
Тема 9. Закономерности наследования признаков
Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независимого комбинирования. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме; генетические карты хромосом. Генетическое определение пола; гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков. Урок практикум «Решение генетических задач 1 и 2 закон Менделя», Урок – практикум «Решение генетических задач 3 закон Менделя»
Тема 10. Закономерности изменчивости
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные, геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций, значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Уровни возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н. И. Вавилов). Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции. Управление доминированием. Урок – практикум «Выявление источников мутагенов в окружающей среде»
Тема 11. Основы селекции.
Центры происхождения культурных растений и их многообразие. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация; формы отбора (индивидуальный и массовый отбор). Отдаленная гибридизация; явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел. Тема уроков. | План дата | Факт дата | Виды и формы контроля | Примечание (корректировка выполнения программы) |
Введение биологию Вводный инструктаж. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого | 01.09 | | Фронтальный опрос | |
Раздел 1. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле Глава 1. Многообразие живого мира Уровни организации живой природы Основные свойства живого Многообразие живого мира Повторение «Многообразие организмов» | 07.09 08.09 14.09 15.09 | | Фронтальный опрос Текущий опрос Фронтальный опрос Тематический | |
Глава 2. Возникновение жизни на Земле История представлений о возникновении жизни Современные представления о возникновении жизни Теории происхождения протобиополимеров Эволюция протобионтов Начальные этапы биологической эволюции | 21.09 22.09 28.09 29.09 05.10 | | Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос | |
Раздел 2. Учение о клетке. Глава 3. Химическая организация клетки Неорганические вещества, входящие в состав клетки Органические вещества, входящие в состав клетки. Белки. Функции белков в клетке. Лабораторная работа «Каталитическая активность ферментов в живых тканях» Углеводы Жиры и липоиды Нуклеиновые кислоты. ДНК Нуклеиновые кислоты. РНК Повторение «Химическая организация клетки» | 06.10 12.10 13.10 19.10 20.10 26.10 27.10 09.11 | | Фронтальный опрос Фронтальный опрос Лабораторная работа Текущий опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Тематический | |
Глава 4. Метаболизм – основа существования живых организмов Анаболизм Энергетический обмен – катаболизм Автотрофный тип обмена веществ | 10.11 16.11 17.11 | | Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос | |
Глава 5. Строение и функции клеток Прокариотическая клетка Эукариотическая клетка. Лабораторная работа «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука» Органоиды клеток. Клеточное ядро Деление клеток. Митоз Особенности строения растительной клетки. Лабораторная работа «Строение растительной клетки» Повторение. Эукариотическая клетка. Клеточная теория строения организмов Неклеточные формы жизни. Вирусы | 23.11 24.11 30.11 01.12 07.12 08.12 14.12 15.12 21.12 | | Фронтальный опрос Лабораторная работа Тестовый опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Лабораторная работа Тестовый. Тематический Фронтальный опрос Фронтальный опрос | |
Раздел 3. Размножение и развитие организмов Глава 6. Размножение организмов Бесполое размножение Половое размножение. Мейоз Вводный инструктаж. Образование половых клеток. Оплодотворение. Урок - практикум «Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных» Повторение. Размножение организмов. | 22.12 28.12 29.12 11.01 12.01 | | Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Практическая работа Тематический | |
Глава 7. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) Краткие исторические сведения Эмбриональный период развития Постэмбриональный период развития Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков. Биогенетический закон. Развитие организмов и окружающая среда Повторение. Индивидуальное развитие организмов. | 18.01 19.01 25.01 26.01 01.02 02.02 | | Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Тематический | |
Раздел 4. Основы генетики и селекции Глава 8. Основные понятия генетики Основные понятия генетики | 08.02 | | Фронтальный опрос | |
Глава 9. Закономерности наследования признаков Гибридологический метод изучения наследования признаков (метод Г.Менделя) Первый закон Менделя Второй закон Менделя Урок практикум «Решение генетических задач 1 и 2 закон Менделя» Закон чистоты гамет Третий закон Менделя Урок – практикум «Решение генетических задач 3 закон Менделя» Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов Генетика пола. Наследование признаков. Сцепленных с полом Генотип как целостная система. Взаимодействие генов Повторение «Закономерности наследования признаков» | 09.02 15.02 16.02 22.02 23.02 01.03 02.03 08.03 09.03 15.03 16.03 | | Фронтальный опрос Текущий опрос Текущий опрос Практическая работа Фронтальный опрос Текущий опрос Практическая работа Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Тематический | |
Глава 10. Закономерности изменчивости Наследственная (генотипическая) изменчивость Зависимость проявления генов от условий внешней среды (фенотипическая изменчивость) Урок – практикум «Выявление источников мутагенов в окружающей среде» Наследственные заболевания у человека и их предупреждение. | 05.04 06.04 12.04 13.04 | | Фронтальный опрос Фронтальный опрос Практическая работа Индивидуальный | |
Глава 11. Основы селекции Создание пород животных и сортов растений Центры многообразие и происхождения культурных растений Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Методы селекции растений Методы селекции животных Селекция микроорганизмов Достижения и основные направления современной селекции Повторение «Основы селекции» Итоговой урок по курсу общая биология 10 класс | 19.04 20.04 26.04 27.04 03.05 04.05 10.05 11.05 17.05 | | Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Тестовый Тематический | |
Резерв | 18.05 24.05 25.05 31.05 | | | |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учебных заведений/ В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова - М.: Дрофа, 2005
Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод пособие к учебнику / В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень» - М.: Дрофа, 2006 – 140с.
Л.П.Анастасова Самостоятельные работы по общей биологии, М.«Просвещение», 2006
Т.А.Козлова, В.С.Кучменко, Биология в таблицах 6 -11 классы, Дрофа,2006
В.Ю.Крестьянинов, Г.Б.Вайнер Сборник задач по генетике. Саратов «Лицей», 2010
З.С.Киселева, А.Н.Мягкова. Генетика уч. пособие, М. «Просвещение», 2007
Г.И.Легнер. Общая биология. Поурочные тесты и задания. – М.: «Аквариум», 1998
Т.И.Чайка. Поурочные планы по учебнику В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, И.Н.Сонин, Е.Т.Захарова «Биология. Общая биология 10 класс» Издательство «Учитель»
Мультимедийное учебное издание CD-ROM «Биология. Общая биология 10 класс» М.; Дрофа 2008 г
Демонстрационные таблицы
Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторные оборудования
Гербарии растений, муляжи, коллекции насекомых, готовые микропрепараты