СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематический план уроков биология 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии 5-9 классы, стандарты второго поколения, Москва «Просвещение» 2011 г. Примерная программа по биологии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематический план уроков биология 5 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тылгынинская средняя общеобразовательная школа им. И.Н.Ханды»







Рассмотрено на заседании Согласовано «____»_______ 2017 г Утверждаю «_____»______ 2017 г

МО «Тобул» Протокол №___ зам. директора по УВР:______(С.В.Иванова) Директор: ______(И.Г,Филиппов)

Рук МО ________(С.Д.Алексеева)















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии в 5 классе

на 2017-2018 учебный год

35 часов (1 час в неделю)






Учитель: Филиппова Анна Павловна

педстаж: 18 лет, категория 1

год аттестации: 2013 г





















с. Тылгыны 2017 г


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии 5-9 классы, стандарты второго поколения, Москва «Просвещение» 2011 г. Примерная программа по биологии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования.

Цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета «Биология»:

  • - освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • - овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • - воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • - использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Рабочая программа для 5 класса продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно является пропедевтической основой для изучения естественных наук. Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринимать картину мира, которая раскрывается перед ними в 5 классе. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


В результате изучения биологии в 5 классе учащиеся должны:


знать/понимать

  • многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;

  • строение живой клетки (главные части)

  • царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать)

  • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры представителей);

  • изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

  • важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать)

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;


уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности ( в том числе редкие и охраняемые виды);

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;


Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  • Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.


Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

  • Правильно использовать биологические терминологии и символики



УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Название темы

Количество часов

Лабораторная работа

Раздел 1. Биология – наука о живом мире


8

2

Раздел 2. Многообразие живых организмов


12

3

Раздел 3. Жизнь организмов на планете Земля


8


Раздел 4. Человек на планете Земля


7


Всего часов

35

5



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Раздел 1. Биология – наука о живом мире

Что такое живой организм. Науки о живой природе. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований. Из истории биологии. Великие естествоиспытатели. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами. Лабораторная работа №1 «Изучение устройства увеличительных приборов» Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений» Лабораторная работа № 3 «Определение физических свойств белков, жиров и углеводов»



Раздел 2. Многообразие живых организмов

Как развивалась жизнь на Земле. Разнообразие живого. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: бактерии, растения, животные и грибы. Существенные признаки представителей этих царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Лабораторная работа №4 «Знакомство с внешним строением побегов растения» Лабораторная работа №5 «Наблюдение за передвижением животных»



Раздел 3. Жизнь организмов на планете Земля

Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах.


Раздел 4. Человек на планете Земля

Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней. Здоровье человека и безопасность.


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Раздел. Тема уроков.

План дата

Факт дата

Виды и формы контроля

Примечание (корректировка выполнения программы)

Раздел 1. Биология – наука о живой природе (8 ч)

  1. Вводный инструктаж. Наука о живой природе

  2. Свойства живого

  3. Методы изучения природы

  4. Увеличительные приборы. Лабораторная работа №1 «Изучение устройства увеличительных приборов»

  5. Строение клетки. Ткани. Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений»

  6. Химический состав клетки Лабораторная работа № 3 «Определение физических свойств белков, жиров и углеводов»

  7. Процессы жизнедеятельности клетки

  8. Повторение Биология – наука о живом мире




06.09

13.09

20.09


27.09




04.10




11.10




18.10


25.10





Фронтальный опрос

Текущий опрос

Текущий опрос

Лабораторная работа




Лабораторная работа




Лабораторная работа





Фронтальный опрос


Тематический опрос



Раздел 2. Многообразие живых организмов (12 ч)

  1. Царства живой природы

  2. Бактерии: строение и жизнедеятельность

  3. Значение бактерий в природе и для человека

  4. Растения

  5. Лабораторная работа №4 «Знакомство с внешним строением побегов растения»

  6. Животные

  7. Лабораторная работа №5 «Наблюдение за передвижением животных»

  8. Грибы

  9. Вводный инструктаж. Многообразие и значение грибов

  10. Лишайники

  11. Значение живых организмов в природе и жизни человека

  12. Повторение




08.11

15.11


22.11


29.11

06.12



13.12

20.12



27.12

17.01



24.01

31.01


07.02





Фронтальный опрос

Тестовый опрос


Текущий опрос


Фронтальный опрос

Лабораторная работа



Фронтальный опрос

Лабораторная работа



Фронтальный опрос

Тестовый опрос



Фронтальный опрос

Текущий опрос


Тематический опрос


Раздел 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч)

  1. Среды жизни планеты Земля

  2. Экологические факторы среды

  3. Приспособление организмов к жизни в природе

  4. Природные сообщества

  5. Природные зоны России

  6. Жизнь организмов на разных материках

  7. Жизнь организмов в морях и океанах

  8. Повторение



14.02

21.02

28.02


07.03

14.03

21.03


04.04


11.04




Фронтальный опрос

Текущий опрос

Тестовый опрос


Фронтальный опрос

Текущий опрос

Индивидуальный


Текущий опрос


Тематический опрос


Раздел 4. Человек на планете Земля (7 ч)

  1. Как появился человек на Земле

  2. Как человек изменил природу

  3. Важность охраны живого мира планеты

  4. Сохраним богатство живого мира

  5. Повторение

  6. Экскурсия

  7. Итоговой урок за курс 5-го класса



18.04

25.04

02.05


09.05


16.05

28.05

30.05



Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Текущий опрос


Фронтальный опрос


Тематический опрос


Индивидуальный




ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


- Учебник. 5 класс. Авторы: Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.; Москва.

Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.
- Рабочая тетрадь. 5 класс. Авторы: Корнилова О.А., Николаев И.В., Симонова Л.В.;

- И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев , О.А.Корнилова Биология 5 кл Методическое пособие М.:

Вентана-Граф , 2013 г

- демонстрационные таблицы

- увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторные оборудования

- гербарии растений, муляжи, коллекции насекомых, готовые микропрепараты







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!