| | О языке и речи(2 ч.) | Условия, необходимые для речевого общения. Высказывания о русском языке | Лингвист, эпиграф, происхождение, увлекать, удивительный, человечество, утверждать, замечательный. | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Читать и устно воспроизводить тексты на лингвистические темы. Создавать небольшие высказывания на лингвистические темы, пользуясь планом и подборкой примеров. Иметь представление о языке как системе средств и о речи как использовании средств языка для общения людей, т. е. речевой деятельности. Знать условия, необходимые для речевого общения (собеседник — потребность в общении — общий язык). Знать основные требования к культуре устного общения. Овладевать чтением-пониманием, умением выделять в учебном тексте основную информацию. Учиться пересказывать и безошибочно списывать учебный текст |
| | Русский язык – национальный язык русского народа | 01.09 | |
| | Язык и речь | 02.09 | | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» |
Закрепление и углубление изученного в начальных классах. (7ч.) | | |
| | Звуки и буквы. | 05.09 | | Звук. | Знаменитый, недоразумение, предавать, разъединять, непреодолимый, препятствие, университет, грамматика, поколение. Россия, выразительный. Фонетика, рассказ, объяснять, отдаленный, разделить, колючий, запах. Разгадать, угодить, орфоэпия, алфавит | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Понимать различие между звуками и буквами. Знать наизусть русский алфавит, правильно произнося названия букв |
| | Состав слова | 06.09 | | Слог | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему. Различать изученные способы словообразования. |
| | Имя существительное | 07.09 | | Звуки речи | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Отрабатывать умение определять морфологические признаки слов данных частей речи. Знать, как изменяются слова данных частей речи. Не смешивать понятия «склонение» и «спряжение». Знать, что имена существительные имеют род, а имена прилагательные изменяются по родам. Тренироваться в умении определять слово как часть речи. Учиться опознавать слова некоторых частей речи по набору окончаний |
| | Имя прилагательное | 08.09 | | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» |
| | Местоимение | 09.09 | | | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» |
| | Глагол. | 12.09 | | Гласные и согласные звуки. | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Учиться строить устное и письменное рассуждение при определении слова как части речи. Тренироваться в умении устно и письменно определять слово как часть речи |
| | Предложение | 13.09 | | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Иметь представление о зависимых и независимых предложениях, о смысловых отношениях, которые передаются зависимыми предложениями, о словах-сигналах зависимости. |
Правописание (7 часов + 1 р.р. +3 культура речи.) | | |
| | Орфограммы и орфографические правила. | 14.09 | | | преподаватель, артист, иллюстрация, магнитофон, телевидение, транскрипция. Информация, расшифровать, жужжать, бинокль, инженер | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Иметь представление об орфографии как о системе правил. Знать, что такое орфограмма, и применять орфографические правила, если в слове есть орфограмма (орфограммы). Формировать и развивать орфографическую зоркость. Сопоставлять и противопоставлять произношение и написание слов для верного решения орфографических проблем Формировать понятие орфограмм проверяемых и непроверяемых гласных корня. Опознавать данные написания зрительно и на слух. Пользоваться способом подбора однокоренных слов с ориентацией на значение корня. Учиться грамотно писать слова 1й и 2й степени трудности (вдалеке, обвинять). Использовать орфографический словарь |
| | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова | 15.09 | | Звуки и буквы | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» |
| | Проверяемые и непроверяемые глухие и звонкие согласные в корне слова | 16.09 | | Алфавит | Облегчить, сверкать, безмятежный, отдаленный, чувствовать, территория, аллея, артиллерия, коллективный, отражать. | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Формировать понятие орфограмм согласных корня. Различать эти написания при письме и на слух. Овладеть способом определения верного написания согласных. Верно писать согласные корня слова. Использовать орфографический словарь |
| | Двойные согласные в корне слова | 19.09 | | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» |
| | Непроизносимые согласные. | 20.09 | | Удвоенные согласные. | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» |
| | Комплексное повторение материала главы 1. | 21.09 | | Правила, изученные в 1 – 4 классе | Побеждать, расстояние, достижение, необходимость, закреплять, знакомиться. | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Проверить продвижение учащихся в написании корней слов, а также других повторённых написаний. Безошибочно писать слова, предложенные для специального заучивания |
| | Вводная контрольная работа (Проверочный диктант) | 22.09 | | | | Проверить продвижение учащихся в написании корней слов, а также других повторённых написаний. Безошибочно писать слова, предложенные для специального заучивания |
| | Р. Р. Текст. Признаки текста. | 23.09 | | Повторение изученных орфограмм. | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Знать основные признаки текста (члени мость, смысловая цельность, формальная связанность, относительная законченность высказывания). Уметь отличать текст от предложения и от простого набора предложений, не связанных по смыслу и формально |
| | Культура речи. | 26.09 | | | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Владеть основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности. |
| | Анализ контрольной работы (О языке и речи) Русский литературный язык. | 27.09 | | | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Осознавать важность нормативного произношения для культурного человека. Овладеть основными правилами литературного произношения и ударения в рамках изучаемого словарного состава. |
| | Культура речи. Система русского литературного языка | 28.09 | | Речевая ситуация | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Анализировать и оценивать с орфоэпической точки зрения чужую и собственную речь; корректировать собственную речь. |
Система языка. Фонетика. Графика. (5 часов) | | |
| | Звуковой состав слова и транскрипция. Слог и ударение. | 29.09 | | Правописание Ь. | Морфология, междометие, увядать, гвоздика, ромашка, гладиолус. | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Овладевать основными понятиями фонетики. Осознавать (понимать) смыслоразличительную функцию звука. Понимать устройство речевого аппарата, способы образования звуков русского языка. |
| | Гласные и согласные звуки | 30.09 | | | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Распознавать гласные и согласные; ударные и безударные гласные; согласные шипящие звонкие/ глухие и сонорные, мягкие и твёрдые; пары согласных по мягкости/твёрдости, звонкости/глухости. |
| | Буквы русского алфавита. Обозначение звука [й] | 03.10 | | | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи; особенности произношения и написания слова устно и с помощью элементов транскрипции; звуки в речевом потоке, слово с точки зрения деления его на слоги . |
| | Фонетический разбор слова. | 04.10 | | | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Проводить фонетический анализ слова. Классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам; слова по заданным параметрам их звукового состава. |
| | Контрольная работа по теме «Фонетика» | 05.10 | | | | | Знать порядок фонетического разбора - от звука к букве. Уметь производить частичный и полный разбор конкретных слов с использованием детальной фонетической транскрипции |
Правописание (4 часа + 3 р. р. +1 культура речи) | | |
| | Гласные а, у, и, ы после шипящих и Ц. | 06.10 | | однокоренные слова. | Стилистика, лексика, этикетные слова. | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Овладевать навыками ориентировки при письме, опознавания данных сочетаний и верного их воспроизведения в практике письма |
| | Правописание букв Ъ и Ь | 07.10 | | Этикет | Желание, общество, вообразить, фантазия, здравствуйте, | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Верно писать слова этих частей речи с опорой на соответствующие орфографические правила. Использовать орфографический словарь. Знать условия употребления разделительных знаков и верно писать соответствующие слова. Использовать орфографический словарь |
| | Употребление прописных и строчных букв. | 10.10 | | Суффикс, приставка. | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. |
| | Р. Р. Обучающее сочинение | 11.10 | | | | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Определять тему и основную мысль сочинения, отбирать материал на тему, выражать основную мысль, передавать своё отношение к предмету речи, оформлять начало и конец сочинения. После проверки учителем сочинения анализировать его |
| | (Язык и культура речи) Нормы русского литературного языка. | 12.10 | | | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Осознавать важность нормативного произношения для культурного человека. Овладеть основными правилами литературного произношения и ударения в рамках изучаемого словарного состава. |
| | Комплексное повторение материала главы 2. | 13.10 | | Части слова, их роль и значение | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Формировать понятие орфограмм. Различать эти написания при письме и на слух. Овладеть способом определения верного написания слов. Верно писать орфограммы в корне слова. Использовать орфографический словарь |
| | Р. Р. Разговорная и книжная речь. | 14.10 | | | доброжелательный, раздражать, профессия. | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Иметь представление о стилистически значимой речевой ситуации как внеязыковой основе стиля речи; научиться анализировать с этих позиций любую конкретную речевую ситуацию; уметь «вычитывать» ситуацию из текста и фиксировать её в виде схемы Иметь представление о речевой ситуации, характерной для разговорной и книжной речи, и пользоваться этими представлениями как ориентировочной основой учебных действий при определении принадлежности текста к разговорной или книжной речи. Проводить стилистический анализ текстов разговорного стиля речи, выделяя в них языковые средства, способные передать непринуждённость и эмоциональность речи |
| | Р. Р. Обучающее изложение. | 17.10 | | | | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Работа проверяет умение пересказывать близко к тексту содержание отрывка, сохраняя основную мысль, последовательность изложения, выразительные средства языка. Анализ изложения, работа над ошибками |
Система языка. Морфемика. (11 часов) | | |
| | Морфемы – значимые части слова | 18.10 | | части речи, не с существ. и глаголами. Правописание предлогов со словами. | Миллион, продолжение, сражение, обогащать, убеждать. | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования. |
| | Образование форм слова. | 19.10 | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» |
| | Основа слова. | 20.10 | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав. Сопоставлять морфемную структуру слова и способ его образования. |
| | Корень и однокоренные слова. | 21.10 | | Повторить роль служебных частей речи. | Предлог, союз, частица | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Понимать, что корень, приставка, суффикс, окончание — значимые части слова, т. е. морфемы; что на письме они воспроизводятся единообразно, независимо от произношения. Определять в словах значение суффиксов и приставок, пользуясь словариком значения морфем учебника. Иметь представление о том, что морфема передаёт информацию о лексическом значении слова, его стилистической принадлежности, грамматической форме при написании. Усвоить последовательность разбора слова по составу, опираясь на значение морфем |
| | Суффиксы. | 24.10 | | Безуд. гласная в коне слова | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» |
| | Приставки. | 25.10 | | Части слова | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» |
| | Варианты морфем. | 26.10 | | Корень | | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Учиться опираться на значение приставок, суффиксов при определении значения слова, его принадлежности к определённой части речи, |
| | Образование слов с помощью приставок и суффиксов. | 27.10 | | Орфограммы корня | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему; различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов, составлять словообразовательные пары. |
| | Образование слов способом сложения. | 28.10 | | Морфема | | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» |
| | Морфемный разбор слова. | 31.10 | | Корень, суффикс, приставка | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов |
| | Обучающий лингвистический анализ текста (№1) | 01.11 | | | | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | |
Правописание (12 + 5 часов р. р. и 1 культура речи). | | |
| | Корни с чередованием А//О. Корни –гар-/-гор-, -зар-/-зор-. | 02.11 | | | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Знать условия (правила) употребления данных корней и уметь привести соответствующие примеры. Знать наиболее употребительные слова с данными корнями и верно их писать. Пользоваться орфографическим словарём |
| | Корень –лаг-/лож-. | 10.11 | | | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Знать условия (правила) употребления данных корней и уметь привести соответствующие примеры. Знать наиболее употребительные слова с данными корнями и верно их писать (расположиться — располагаться, предложить -предлагать, предложение, положение и т. д.). Пользоваться орфографическим словарём |
| | Корень –рос-/раст-/ращ-. | 11.11 | | Словосочетания | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Знать условия (правила) употребления данных корней и уметь привести соответствующие примеры. ( росли, расти, растение, растительность, выращивать, росток и т. д.). |
| | Корень –скак-/-скоч-. | 14.11 | | Эпитет | Синтаксис, пунктуация, лиловый, коричневый, серебристый, королевский, восхищаться, приглашать. | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Знать условия (правила) употребления данных корней и уметь привести соответствующие примеры. Пользоваться орфографическим словарём |
| | Беглые гласные. | 15.11 | | | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Опознавать слова (морфемы) с чередующимися звуками. Обобщить все сведения о морфемах: их основном свойстве (значимые части слова), функциях, месторасположении в слове. Пользоваться орфографическим словарём. |
| | Гласные и согласные в приставках. | 16.11 | | предложение. | | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Знать и различать при письме слова с указанными двумя группами приставок Верно писать слова, отобранные для специального заучивания (ЗСП). Пользоваться орфографическим словарём |
| | Буквы А и О в приставках раз-(рас-), роз-(рос-). | 17.11 | | Предложения по цели высказывания | | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Знать и различать при письме слова с указанными двумя группами приставок. Верно писать слова, отобранные для специального заучивания (ЗСП). Пользоваться орфографическим словарём |
| | Правописание приставок на –з,-с. | 18.11 | | | | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Понимать правописание и различать слова с приставками на з/с: 1) располагать разбросать и т. д.; 2) разжать, расщедриться и т. д. Владеть способом определения верного употребления приставок раз- или рас-, без- или бес- и т. д. В пределах положительных оценок писать слова с приставками |
| | Контрольный диктант. | 21.11 | | Члены предложения. | | | Проверить усвоение правил написания корней, а также приставок (неизменяемых и на з/с) |
| | Анализ контрольного диктанта. Р.Р. Строение текста. | 22.11 | | Тся и ться в глаголах | Свидетель, обвинять, порхать, пастух, как будто, искусство, ошеломить, гореть. Наслаждаться, поразительный, украшать, ослепительный, напряженный, непреодолимый.. | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Знать и находить в тексте композиционные элементы абзаца: зачин (начало), развитие мысли, конец (концовку). Строя абзац, правильно развивать мысль, выраженную в тематической фразе. Учиться сокращать текст, сжимая абзац, удаляя из его средней части второстепенную информацию. Исправлять ошибки в построении абзаца, совершенствовать собственные высказывания |
| | Р.Р. План текста. | 23.11 | | однородные члены предл. | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Уметь составлять и анализировать план текста: фиксировать порядок следования микротем, подбирать заголовки к абзацам. Грамотно оформлять пункты плана на письме |
| | Р.Р. Контрольное изложение. | 24.11 | | Подбор однокоренных слов Спряжение глаголов, орфограмма согласная в корне | | | Работа проверяет умение пересказывать близко к тексту содержание отрывка, сохраняя основную мысль, последовательность изложения, выразительные средства языка. Анализ изложения, работа над ошибками |
| | Анализ контрольного изложения. Культура речи. Речевой этикет. | 25.11 | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Иметь представление об особенностях русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни при проведении этикетных диалогов приветствия, прощания, поздравления с использованием обращений; уместно использовать правила речевого поведения в собственной речевой практике. |
| | Комплексное повторение материала главы 3. | 28.11 | | | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | На основе обобщения сведений из области словообразования и орфографии уметь рассказать о данных разделах лингвистики. Объяснять зависимость написания слова от его значения и строения |
| | Контрольный диктант № 2. | 29.11 | | | | | Проверить усвоение правил написания корней, а также приставок (неизменяемых и на з/с) |
| | Анализ контрольного диктанта. Р. Р. Разновидности русского языка. Стили литературного языка. | 30.11 | | | | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Иметь представление о стилистически значимой речевой ситуации как внеязыковой основе стиля речи; научиться анализировать с этих позиций любую конкретную речевую ситуацию; уметь «вычитывать» ситуацию из текста и фиксировать её в виде схемы Иметь представление о речевой ситуации, характерной для разговорной и книжной речи, и пользоваться этими представлениями как ориентировочной основой учебных действий при определении принадлежности текста к разговорной или книжной речи. Проводить стилистический анализ текстов разговорного стиля речи, выделяя в них языковые средства. |
| | Р.Р. Обучающее изложение | 01.12 | | | | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Работа проверяет умение пересказывать близко к тексту содержание отрывка, сохраняя основную мысль, последовательность изложения, выразительные средства языка. Анализ изложения, работа над ошибками |
Система языка. Лексикология. Фразеология. (10 часов) | | |
| | Слово – основная единица лексикологии. | 02.12 | | Лексика, Морфемика | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Толковать лексическое значение слова различными способами. Опознавать синонимы, антонимы. Знать в целом структуру словарной статьи в толковом словаре. Учиться пользоваться пометами в словаре. Самостоятельно брать справку в толковом словаре о том или ином слове |
| | Способы толкования слова. | 05.12 | | однокоренные слова | | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» |
| | Однозначные и многозначные слова. | 06.12 | | | | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Различать однозначные и многозначные слова с помощью толкового словаря. Анализировать использование многозначности слова в художественной речи |
| | Прямое и переносное значение слова | 07.12 | | Тропы, синонимы, антонимы и т. д. | | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Различать прямое и переносное значение слова с помощью толкового словаря. Опознавать основные виды тропов |
| | Тематические группы сов. Словари русского языка. | 08.12 | | Члены предл. | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Группировать слова по тематическим группам. Понимать смысл пословиц на основе адекватного восприятия переносного значения и метафоры. Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря) и использовать её в различных видах деятельности. |
| | Омонимы. | 09.12 | | Части речи | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Иметь представление о признаках разных видов омонимов (омофоны, омонимы лексические, омографы, омоформы) без введения терминов. Уметь сопоставлять значение, строение, написание разных видов омонимов (старая пил-а — жадно пил-а; обиж-а-ть друга — о-беж-а-ть вокруг дома). Наблюдать за экспрессивным использованием омонимов в художественной речи. Использовать словари омонимов |
| | Синонимы. | 12.12 | | грамматическая основа | Диалог, монолог, интонация, фразеологизм, олицетворение, коллекция, юный, паутина, муравей, | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Осознавать смысловые и стилистические различия синонимов. Сопоставлять прямое и переносное значения слова; синонимы в синонимических цепочках; пары антонимов, омонимов. |
| | Антонимы. | 13.12 | | Однородные члены предложения. | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Осознавать смысловые и стилистические различия антонимов. Использовать в собственной речи антонимы. |
| | Понятие о фразеологизмах | 14.12 | | | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Знакомство с фразеологизмом как лексической единицей. Знать значение фразеологизмов, уместно употреблять их в устной и письменной речи |
| | Понятие о фразеологизмах | 15.12 | | | | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» |
Правописание (4 + 3 р.р. +1 культура речи) | | |
| | Буквы о-ё после шипящих в корне. | 16.12 | | Правописание гласных и, у, а, после шипящих | | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Знать правила употребления букв о — ё в ударном положении после шипящих в корнях слов; уметь привести соответствующие примеры. Знать перечень наиболее употребительных слов на данное правило (капюшон, обжора, шорох, трущобы, чёрный, жёлудь, щёлкать; шоссе, шоколад, шофёр, жонглёр и т. д.) и верно их писать. Пользоваться орфографическим словарём |
| | Буквы Ы – И в корне после приставок | 19.12 | | Орфограммы корня | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Знать и различать при письме слова с указанными двумя группами приставок. Знать условия употребления в слове букв и или ы после приставок и уметь привести примеры. В пределах положительных оценок писать слова на данное правило с орфографическим словарём и без него |
| | Р. Р. Текст. Типы речи. | 20.12 | | Морфема | | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Иметь общее представление об основных типах речи: описании, повествовании, рассуждении. Разграничивать типы речи на основе их значения, используя при затруднении приём «фотографирования» |
| | Р. Р. Текст. Типы речи. | 21.12 | | | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» |
| | Р. Р. Контрольное сочинение. | 22.12 | | | | | |
| | Лексическое богатство русского языка и культура речи. | 23.12 | | Наблюдение за использованием в художественных текстах изучаемых конструкций, усиливающих образность в эмоциональность речи. | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной речевой культуры. Оценивать собственную и чужречь с точки зрения ее правильности, в случае необходимости корректировать речевые высказывания. |
| | Комплексное повторение материала главы 4. | 26.12 | | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | На основе обобщения сведений из области словообразования и орфографии уметь рассказать о данных разделах лингвистики. Объяснять зависимость написания слова от его значения и строения |
| | Контрольный лингвистический анализ текста № 2. | 27.12 | | | | Проверить усвоение правил написания корней, а также приставок |
Синтаксис (15 часов) | | |
| | Словосочетание и предложение. | 28.12 | | | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Понимать, чем отличается словосочетание от слова и предложения, как строится словосочетание. Вырабатывать умение устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании. Выделять словосочетания из предложений, разбирать их, составлять словосочетания по схемам. Учиться использовать для выражения одинакового смысла разные словосочетания |
| | Синтаксический разбор словосочетания | 13.01 | | | Территория, иллюстрация, артист, аллея, желание, достижение, огорчаться, обозначать, объяснение. | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» |
| | Виды предложений. | 16.01 | | | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Знать основные признаки предложений, стилистические особенности употребления разных видов простых предложений, виды предложений по цели высказывания и интонации, особенности интонации побудительных предложений. Интонационно правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения; использовать побудительные предложения с учётом речевой ситуации. Верно оформлять при письме соответствующие конструкции. Понимать роль интонации, логического ударения в более точной передаче смысла речи, чувства, настроения говорящего. Выразительно читать тексты (художественные, научные) |
| | Распространенные и нераспространенные предложения. | 17.01 | | | | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Находить второстепенные члены в предложении, распространять предложение второстепенными членами. Разграничивать и сопоставлять предложения распространённые и нераспространённые |
| | Главные члены предложения | 18.01 | | | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Знать способы выражения подлежащего, существительным, местоимением, сочетанием слов. Находить основу предложения, в котором подлежащее выражено первичными формами (существительным, местоимением). Знать способы выражения сказуемого глаголом, существительным, полным или кратким прилагательным. Находить основу предложения, в котором сказуемое выражено глаголом, существительным, полным или кратким прилагательным |
| | Второстепенные члены предложения | 19.01 | | | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Знать определение понятия второстепенного члена (что обозначает, на какие вопросы отвечает, чем может быть выражен); роль второстепенных членов предложения в более точной и выразительной передаче содержания высказывания. |
| | Второстепенные члены предложения | 20.01 | | Морфемный разбор | | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» |
| | Предложения с однородными членами | 23.01 | | | ЗСП 2 – 6 | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Знать характерные признаки однородных членов предложения, правила постановки знаков препинания при однородных членах. Употреблять в речи предложения с однородными членами; соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами |
| | Предложения с вводными словами | 24.01 | | | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Распознавать вводные конструкции в речи. Опознавать и правильно интонировать предложения с вводными словами, словосочетаниями |
| | Предложения с обращениями | 25.01 | | | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Находить обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего; составлять предложения с обращением с учётом речевой ситуации; использовать обращение как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью; выразительно читать предложения с обращением, соблюдая звательную интонацию. Верно ставить знаки препинания |
| | Синтаксический разбор простого предложения | 26.01 | | | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Уметь проводить синтаксический разбор (устный и письменный) простого предложения, конструировать простое предложение по заданной схеме |
| | Сложное предложение | 27.01 | | | | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Знать структурные различия между простыми и сложными предложениями. Определять количество основ в предложении, роль союза и в предложении (для связи однородных членов или частей сложного предложения), составлять сложные предложения с союзом и. Определять количество основ в предложении, границы частей в сложном предложении; правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения; «читать» схемы простых и сложных предложений; составлять предложения по указанным схемам |
| | Сложное предложение | 30.01 | | Части речи | | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» |
| | Способы передачи чужой речи. | 31.01 | | | | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Знать, что такое прямая речь и слова автора; определять слова автора и прямую речь; составлять предложения с прямой речью, выразительно читать их; составлять элементарные схемы предложений с прямой речью Знать, что такое диалог, реплика. Правильно ставить знаки препинания при диалоге; составлять диалоги на заданную тему; вести диалог; интонационно правильно читать диалоги. Правильно произносить и писать термины русского языка, связанные с синтаксисом и пунктуацией |
| | Способы передачи чужой речи. | 01.02 | | | Беззаботный, расширить, здесь, здание, здоровье. | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» |
Правописание (Синтаксис и пунктуация) 11 часов + 2 р.р. и 1 час культура речи | | |
| | Тире между подлежащим и сказуемым. | 02.02 | | Лексика | Изложение, располагать, выросли, растение, черный, желтый, щенок, шоколад, шоссе, шепот, шелк, суффикс, синтаксис. Профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы, знаки препинания. | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Знать способы выражения подлежащего и сказуемого, условия для постановки тире между подлежащим и сказуемым и применять соответствующие правила на практике |
| | Тире между подлежащим и сказуемым. | 03.02 | | | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» |
| | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 06.02 | | Ъ после прист., Неизменяем приставки. | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Знать характерные признаки однородных членов предложения, правила постановки знаков препинания при однородных членах. Употреблять в речи предложения с однородными членами; соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами |
| | Знаки препинания в предложениях с обращениями и вводными словами. | 07.02 | | Тропы | Цыган, цыпленок, цыкать, на цыпочках, цыц. | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Распознавать вводные конструкции в речи. Опознавать и правильно интонировать предложения с вводными словами, словосочетаниями Находить обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего; составлять предложения с обращением с учётом речевой ситуации; использовать обращение как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью; выразительно читать предложения с обращением, соблюдая звательную интонацию. Верно ставить знаки препинания |
| | Знаки препинания в предложениях с обращениями и вводными словами. | 08.02 | | Части речи | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» |
| | Знаки препинания в сложном предложении | 09.02 | | Корень, безударная гласная в корне | Профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы, знаки препинания. | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Определять количество основ в предложении, роль союза и в предложении (для связи однородных членов или частей сложного предложения), составлять сложные предложения с союзом и. Определять количество основ в предложении, границы частей в сложном предложении; правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения; «читать» схемы простых и сложных предложений; составлять предложения по указанным схемам |
| | Знаки препинания в сложном предложении | 10.02 | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» |
| | Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | 13.02 | | диалог, монолог | Изложение, располагать, выросли, растение, черный, желтый, | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Знать, что такое прямая речь и слова автора; определять слова автора и прямую речь; составлять предложения с прямой речью, выразительно читать их; составлять элементарные схемы предложений с прямой речью Знать, что такое диалог, реплика. Правильно ставить знаки препинания при диалоге; составлять диалоги на заданную тему; вести диалог; интонационно правильно читать диалоги. Правильно произносить и писать термины русского языка, связанные с синтаксисом и пунктуацией |
| | Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | 14ю02 | | Гласные после шипящих | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» |
| | Комплексное повторение материала главы 5. | 15.02 | | | Будущее Волнение Гуманизм Помощник | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Закреплять изученные ранее орфограммы, пунктограммы. Верно писать слова, отобранные для специального заучивания. Проводить анализ текста, расставлять необходимые знаки препинания. |
| | Контрольный диктант по теме «Правописание». | 16.02 | | | | | Проверка уровня сформированности умений в области орфографии, пунктуации и синтаксиса |
| | Р. Р. Текст. Повествование: рассказ | 17.02 | | | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Знать основные признаки понятия такого типа речи, как повествование. Строить по образцу устный связный ответ, обосновывая в нём принадлежность текста к тому или иному типу речи (владение научной речью) |
| | Формы обращения и речевой этикет. | 18.02 | | | Пропаганда Просвещение Эгоизм Удаленный Повреждение | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Иметь представление об особенностях русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни при проведении этикетных диалогов приветствия, прощания, поздравления с использованием обращений; уместно использовать правила речевого поведения в собственной речи |
| | 26. Р. Р. Речь устная и письменная. | 20.02 | | диалог, монолог | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Иметь представление о видах речи, зависящих от ролевого участия в общении собеседников (говорящий — слушающий) или от формы языка (звуковая, буквенная). Находить в текстах литературных произведений образцы монологов и диалогов. Овладевать культурой диалогического общения |
Морфология. Имя существительное (10 часов) | | |
| | Морфология как раздел грамматики | 21.02 | | Части речи, члены предложения | Знакомиться, здравствуй, чувствовать, воображать, непреодолимый | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Знать предмет изучения морфологии. Знать названия самостоятельных и служебных частей речи. Тренироваться в умении распознавать слово как часть речи и определять морфологические признаки имён существительных, прилагательных и глаголов. Понимать важность и необходимость грамматического анализа слова, в частности для правописания |
| | Имя существительное как часть речи | 22.02 | | Повторение изученного по теме: «Морфология». | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Рассказать (на основе изученного ранее) об имени существительном как части речи в форме научного описания. Доказать, что данное слово является именем существительным. Тренироваться в умении опознавать имена существительные, образованные от прилагательных и глаголов (признак и действие выражены через значение предметности). Тренироваться в умении составлять план к лингвистическому тексту в форме вопросов. |
| | Разряды имен существительных | 24.02 | | | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Работать над обогащением словаря с различными группами имён существительных, знать, на чём основываются различия между собственными и нарицательными именами существительными. Распознавать в тексте имена собственные и правильно их писать. Тренироваться в умении пересказывать лингвистический текст. Иметь представление о словаре Ф. Л. Агеенко «Собственные имена в русском языке» для предупреждения орфографических и орфоэпических ошибок |
| | Одушевленные и неодушевленные существительные | 27.02 | | Падеж имени существ. | | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Знать, на чём основываются различия между одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными. Иметь представление об использовании приёма олицетворения в художественной литературе. Распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные |
| | Род имен существительных. | 28.02 | | Способы образования. | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Знать способ определения рода имён существительных. Научиться использовать различные словари в случае сомнений в определении рода имён существительных. Образовывать и пра вильно употреблять в речи существительные общего рода. |
| | Род несклоняемых существительных | 01.03 | | Группы существительных по значению. | | |
Маэстро, мисс, досье, кафе, пальто, ателье. | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Знать, как определяется род несклоняемых имён существительных; тренироваться правильно употреблять в речи несклоняемые имена существительные. Приводить соответствующие примеры |
| | Склонение имен существительных | 02.03 | | | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Иметь представление о значении форм числа имени существительного. Тренироваться в умении правильно образовывать трудные формы множественного числа. Иметь представление о существительных, обладающих формами только единственного или только множественного числа. Учиться точно, уместно, стилистически целесообразно употреблять имена существительные в речи. Приводить соответствующие примеры |
| | Число имени существительного | 03.03 | | | | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Определять склонение и падеж имени существительного. Знать, как склоняются существительные среднего рода на -мя и существительное путь |
| | Падеж имени существительного | 06.03 | | | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Определять склонение и падеж имени существительного. Знать, как склоняются существительные среднего рода на -мя и существительное путь |
| | Морфологический разбор имени существительного | 07.03 | | | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Обобщить сведения о синтаксической роли имён существительных. Совершенствовать умения синтаксического разбора предложений и словосочетаний |
Правописание имен существительных (10 + 4 р. р. 1 час культура речи) | | |
| | Прописная буква в именах собственных | 09.03 | | Собственные им. сущ. | морфологические признаки, грамматические признаки. | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Знать, на чём основываются различия между собственными и нарицательными именами существительными. Распознавать в тексте имена собственные и правильно их писать. Тренироваться в умении пересказывать лингвистический текст. Иметь представление о словаре Ф. Л. Агеенко «Собственные имена в русском языке» для предупреждения орфографических и орфоэпических ошибок |
| | Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных | 10.03 | | Правописание тся и ться. | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Верно писать слова этой части речи с опорой на соответствующие орфографические правила. Использовать орфографический словарь |
| | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. | 11.03 | | | Осторожный, решительный, приду, правильный, огорчаться, обозначать. | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Распознавать в тексте имена существительные с безуд. окончанием, обозначаемым буквой е или и. Знать случаи написания окончаний и и е в безударном положении в единственном числе; приводить соответствующие примеры |
| | Правописание падежных форм имен существительных во множественном числе | 13.03 | | Склонение сущ., спряжение. | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Распознавать в тексте имена существительные с безударным окончанием, обозначаемым буквой е или и. Знать (уметь перечислить) случаи написания окончаний и и е в безударном положении в единственном числе; приводить соответствующие примеры |
| | Гласные в суффиксах имен существительных –ек-, -ик- | 14.03 | | Чередование гласных в корне. | Знакомиться, здравствуй, чувствовать, воображать, непреодолимый. | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Овладеть способом определения верного написания суффиксов ек, ик. Пользоваться орфографическим словарём |
| | Гласные О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имен существительных | 15.03 | | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Знать правила употребления букв о — ё в ударном положении после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях слов; уметь привести соответствующие примеры. |
| | Правописание существительных с суффиксами –чик-, -щик-. | 16.03 | | | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Тренироваться в умении обнаруживать при письме слова, в которых суффикс сливается с предшествующей частью слова; правильно определять словообразующую основу. Образовывать существительные с суффиксами -чик-, -щик- и правильно писать их. Пользоваться орфографическим словарём. |
| | НЕ с существительными. | 17.03 | | | Олицетворение, будущее, волнение, вообще, гуманизм, помощник, пропаганда, просвещение, эгоизм. Прием олицетворения. | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Знать и применять способ определения случаев, когда не является отрицанием, а когда частью слова, сопровождая свои рассуждения примерами. В пределах положительных оценок верно писать существительные с не. |
| | Р. Р. Тип речи: рассуждение. | 20.03 | | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Иметь представление о рассуждении-доказательстве как разновидности типа речи «рассуждение». Знать, на какой вопрос отвечает рассуждениедоказательство (почему?) полную схему строения текста (тезис — аргумент, примеры — вывод) и языковые средства, используемые для соединения его частей (потому что, так как; поэтому, таким образом). Уметь находить в художественном тексте и в учебной литературе фрагменты со зна чением рассуждения-доказательства. Уметь строить связные высказывания по схеме рассуждения-доказательства, отвечая на вопросы учителя: «Почему в слове пишется ...?», «Почему в предложении ... следует поставить запятую?» и т. п |
| | Р. Р. Контрольное сочинение. | 21.03 | | | | | |
| | Что такое грамматические нормы. | 22.03 | | Этикетные слова | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы в соответствии с грамматическими и лексическими нормами. Осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной речевой культуры. |
| | Комплексное повторение материала главы 6. Самостоятельная работа в парах | 23.03 | | | | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Закреплять изученные ранее орфограммы, пунктограммы. Верно писать слова, отобранные для специального заучивания. Проводить анализ текста, расставлять необходимые знаки препинания. |
| | Обучающий лингвистический анализ текста № 3 | 24.03 | | | | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Закреплять изученные ранее орфограммы, пунктограммы. Верно писать слова, отобранные для специального заучивания. Проводить анализ текста, расставлять необходимые знаки препинания. |
| | Р. Р. Современный русский литературный язык. | 03.04 | | | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Осознавать связь русского языка с культурой и историей России, находить языковые единицы с национально-культурным компонентом в изучаемых текстах. |
Имя прилагательное (6 часов) | | |
| | Имя прилагательное как часть речи. | 04.04 | | признаки прилагательного | Разиня, соня, геолог, парикмахер, адвокат, врач, шимпанзе, кенгуру, конферансье. | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Рассказывать (на основе изученного) об имени прилагательном как части речи в форме научного описания. Доказывать, что слово является именем прилагательным |
| | Разряды прилагательных по значению. | 05.04 | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Знать, на какие разряды делятся имена прилагательные. Знать признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных. Опознавать и различать в тексте им. прилаг. различных разрядов. Работать над обогащением словаря учащихся им. прилаг. различных разрядов |
| | Полная и краткая форма прилагательных. | 06.04 | | | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Различать и правильно образовывать полную и краткую форму имён прилагательных. Находить в тексте краткие имена прилагательные и определять их синтаксическую роль. Знать, что в кратких прилагательных на шипящий не пишется ь; верно писать эти слова в сопоставлении с существительными и глаголами с шипящими на конце. Использовать орфографический словарь |
| | Склонение качественных и относительных прилагательных. | 07.04 | | Способы образования. | Ненавидеть, Россия, помощник, просвещение. | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Обнаруживать в тексте словосочетания, в состав которых входит имя прилагательное с безударным окончанием. Знать смешиваемые окончания. Знать и уметь применить способ определения верного написания безударного окончания (по вопросу, за исключением слов на -ый, ий); приводить примеры. В пределах положительных оценок писать имена прилагательные с безударным окончанием с использованием орфографического словаря и без словаря |
| | Склонение притяжательных прилагательных. | 10.04 | | Род, падеж существ. | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» |
| | Морфологический разбор имени прилагательного | 11.04 | | Грамматическая основа | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Рассказывать (на основе изученного) об имени прилагательном как части речи в форме научного описания. Доказывать, что слово является именем прилагательным |
Правописание имен прилагательных (6 часов + 3 р.р. + 1 час культура речи) | | |
| | Буквы Ои Е после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных | 12.04 | | гласные после шипящих | Могучий, терпение, малыш, великолепный, добросовестный | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Знать правила употребления букв о — ё в ударном положении после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях слов; уметь привести соответствующие примеры. |
| | НЕ с прилагательными. | 13.04 | | Синонимы, переносное значение слов. | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Знать и применять способ определения случаев, когда не является отрицанием, а когда частью слова, сопровождая свои рассуждения примерами. В пределах положительных оценок верно писать прилагательные с не. |
| | Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных | 14.04 | | | Магнитофон, миллион, рассказать, отражать, раздражать, лингвистика, осторожный человек. | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Знать и применять способ определения случаев, когда пишется н-нн, , сопровождая свои рассуждения примерами. В пределах положительных оценок верно писать прилагательные с н-нн.. |
| | Правописание суффикса –СК- в именах прилагательных. | 17.04 | | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Знать и применять способ определения случаев, когда пишется суффикс – ск-, , сопровождая свои рассуждения примерами. В пределах положительных оценок верно писать прилагательные с данными суффиксами. |
| | Р. Р. Типы речи: описание предмета. | 18.04 | | | | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Иметь представление об описании предмета как о разновидности типа речи «описание». Знать, как строится текст типа описания предмета («данное» обозначает предмет и отвечает на вопрос к т о? или ч т о?, «новое» обозначает признак и отвечает на вопрос к а к о й?). |
| | Р. Р. Контрольное изложение. | 19.04 | | | | | Опознавать в «большом» тексте фрагменты со значением описания предмета, находить в них «данное» и «новое». Знать основные способы выражения «данного» и «нового» в этом фрагменте текста и применять их при создании текста. |
| | Культура речи. Употребление имени прилагательного в речи. | 20.04 | | | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Употреблять имена прилагательные, в соответствии с грамматическими и лексическими нормами. Осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной речевой культуры. |
| | Комплексное повторение материала главы 7. | 21.04 | | | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Закреплять изученные ранее орфограммы, пунктограммы. Верно писать слова, отобранные для специального заучивания. Проводить анализ текста, расставлять необходимые знаки препинания. |
| | Контрольный лингвистический анализ текста № 3. | 24.04 | | | | | |
| | Р. Р. Русский язык – государственный язык Российской Федерации. | 25.04 | | | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Осознавать связь русского языка с культурой и историей России, находить языковые единицы с национально-культурным компонентом в изучаемых текстах. |
Глагол (13 часов) | | |
| | Глагол как часть речи. | 26.04 | | морфологические признаки глагола | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Уметь рассказать (на основе изученного) о глаголе как части речи в форме научного описания. Уметь доказать, что данное слово является глаголом. Работать над обогащением словаря учащихся различными группами глаголов. Тренироваться в умении опознавать в тексте глаголы различных тематических групп |
| | Инфинитив. | 27.04 | | занимательный, могучий, пятнистый олень. | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Знать, какая форма является для глагола начальной. Опознавать неопределённую форму глагола в тексте. Знать правописание неопределённой формы глагола |
| | Виды глагола. | 28.04 | | | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Знать различие между глаголами совершенного и несовершенного вида. Иметь представление о значениях видов глагола |
| | Переходные и непереходные глаголы. | 29.04 | | косвенные падежи | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Иметь представление, какие глаголы считаются переходными и непереходными. Уметь находить в тексте переходные и непереходные глаголы и правильно использовать их в собственной речи |
| | Возвратные и невозвратные глаголы. | 02.05 | | | Воображение, выразительный, безмятежный, жужжать. | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Иметь представление, какие глаголы считаются возвратными. Уметь находить в тексте данныеглаголы и правильно использовать их в собственной речи |
| | Определение типов спряжения глагола. | 03.05 | | Орфограммы корня, правописание приставок. | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Знать, что такое спряжение глагола. Спрягать глаголы и определять окончания глаголов I и II спряжения. Определять лицо и число глаголов, данных в тексте |
| | Изменение глагола по наклонениям | 04.05 | | | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Знать, какие наклонения имеет глагол в русском языке. Иметь представление о значениях наклонений глагола |
| | Изменение глаголов по временам в изъявительном наклонении | 05.05 | | | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Знать, как образуется изъявительное наклонение. Находить в тексте глаголы в форме изъявительного наклонения. Уметь образовывать глаголы в форме изъявительного наклонения и уместно использовать их в собственной речи. |
| | Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. | 08.05 | | | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» |
| | Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем времени. | 10.05 | | | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» |
| | Условное и повелительное наклонение. | 11.05 | | | Олицетворение, будущее, волнение, вообще, гуманизм, помощник, пропаганда, просвещение, эгоизм. Прием олицетворения. | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Знать, как образуется сослагательное и повелительное наклонение. Находить в тексте глаголы в форме сослагательного наклонения. Уметь образовывать глаголы в форме сослагательного наклонения и уместно использовать их в собственной речи. Правильно писать частицу бы с соответствующими глаголами. Образовывать глаголы в форме повелительного наклонения и уместно использовать их в собственной речи. Правильно употреблять в устной и письменной речи формы глаголов повелительного наклонения, избегая ошибок типа ляжь, ложите, ехай, едьте, бройся. Использовать орфоэпический словарь для исправления подобных ошибок. |
| | Безличные глаголы | 12.05 | | | | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Иметь представление, какие глаголы считаются безличными. Уметь находить в тексте безличные (и личные в безличной форме), |
| | Морфологический разбор глагола. | 13.05 | | Род | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Знать и применять порядок и образец морфологического разбора глагола |
Правописание глаголов. (6 часов + 1 р. р. + 1 культура речи) | | |
| | НЕ с глаголами. | 15.05 | | | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Уметь применять данное правило на письме. Работать над обогащением словаря учащихся различными группами глаголов. Тренироваться в умении опознавать в тексте глаголы различных тематических групп |
| | Гласные Е – И в корнях с чередованием. | 16.05 | | | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Знать перечень корней с чередованием е/и. Владеть способом определения написания корней с чередованием. Верно писать слова с чередующимися гласными, используя правила и орфографический словарь |
| | Буква Ь после шипящих в глаголах. | 17.05 | | Морфологические признаки имени глаголов | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Знать и применять способ определения верного написания окончания глаголов, сопровождая свои действия примерами с опорой на орфографические правила |
| | Суффиксы глаголов –ова-(-ева-), -ыва-(ива-) | 18.05 | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Знать и применять способ определения верного написания суффиксов глаголов, сопровождая свои действия примерами с опорой на орфографические правила |
| | Комплексное повторение материала главы 8. | 19.05 | | | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Закреплять изученные ранее орфограммы, пунктограммы. Верно писать слова, отобранные для специального заучивания. Проводить анализ текста, расставлять необходимые знаки препинания. |
| | Контрольный диктант по теме «Правописание глаголов» | 22.05 | | | | | |
| | Р. Р. Типы речи: описание состояния. | 23.05 | | | | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | Иметь представление об описании предмета как о разновидности типа речи «описание». Знать, как строится текст типа описания состояния («данное» обозначает предмет и отвечает на вопрос к т о? или ч т о?, «новое» обозначает признак и отвечает на вопрос что происходит?). |
| | Культура речи. Употребление глаголов в речи | 24.05 | | | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | |
Повторение. Обобщение изученного материала в 5 классе. (4 ч. + 3 р. р.) | | |
| | Комплексное повторение изученного в 5 классе | 25.05 | | | | Приложение к учебнику «Русский язык 5 класс» | |