| | Русский язык как один из индоевропейских языков. | 01.09 | | Речь, письмо, роль языка в мире | беспринципный, президиум, родственник, некто | | Иметь элементарные представления о месте русского языка в кругу индоевропейских языков, роли старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка. |
Закрепление и углубление изученного в 6 классе (9 часов) | |
| | Фонетика. Сильная и слабая позиция звуков | 02.09 | | звуки, классификация звуков, виды ударения, слоги, правила переноса, интонация. | прилив, довоенный, выигрыш, неологизм | Русский язык. 7кл. Мультимедийное приложение к учебнику Шмелева. 1С D Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Пользоваться основными понятиями фонетики. Проводить фонетический анализ слова. Иметь представление о сильной и слабой позиции в слове для гласных и согласных звуков. |
| | Виды морфем. | 06.09 | | генетика, термометр, хронометр, термос | Осознавать роль морфем в процессах формо- и словообразования. Опознавать морфемы и их варианты, с чередованием гласных и согласных звуков; членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав. |
| | Морфологические способы словообразования. | 07.09 | | способы образования слов, правописание сложных слов | аэродинамика, гидродинамика | Различать изученные способы словообразования слов различных частей речи; составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; характеризовать словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов. Определять род сложносокращённых слов. Использовать морфемный, словообразовательный словари. Осуществлять устный и письменный морфемный и словообразовательный анализ. |
| | Сложение как способ образования | 08.09 | | авиатор, аэропорт, космодром |
| | Сращение. | 09.09 | | |
| | Переход слов из одной части речи в другую | 13.09 | | диктант, дикция, окулист, симметрия |
| | Именные части речи. | 14.09 | | Морфология | симфония, синхронный | Не смешивать понятия «склонение» и «спряжение». Знать, что имена существительные имеют род, а имена прилагательные изменяются по родам. Тренироваться в умении определять слово как часть речи. Учиться опознавать слова некоторых частей речи по набору окончаний |
| | Глагол и его формы | 15.09 | | основные виды орфограмм в корне, приставке, суффиксе, окончании. | хронометр, автомобиль, субтропики | Учиться строить устное и письменное рассуждение при определении слова как части речи. Тренироваться в умении устно и письменно определять слово как часть речи |
| | Глагол и его формы | 16.09 | | интернациональный, физика, география | Модуль ОМС Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» |
Правописание (7 часов) | |
| | Правописание окончаний прилагательных и причастий. | 20.09 | | типы речи | аквапарк, мобильный, симметрия | Таблица Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Обнаруживать в тексте словосочетания, в состав которых входит имя прилагательное, причастие с безударным окончанием, имя существ. Знать смешиваемые окончания. Знать и уметь применить способ определения верного написания безударного окончания |
| | Правописание суффиксов существительных | 21.09 | | О –Ё в корне, суффиксе, окончаний разных частей речи | параллелепипед, федерация, одиннадцать, одноклассник | Модуль ОМС Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова; |
| | Р. Р. Текст. Беседа и спор. | 22.09 | | текст, стили, типы речи | первопроходец, несовершеннолетний | Сборник, содержащий правила и задания по рус. яз. CD-RОM (Фраза) Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Знать признаки текста, определять тему, основную мысль текста. Находить ключевые слова, составлять текст по ключевым словам. Определять способы развития темы в тексте; виды связей предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста. |
| | Р. Р. Обучающее сочинение. | 23.09 | | микротема | | |
| | Условия речевого общения | 27.09 | | речевая ситуация | перекати-поле, национальный, физиономия, физиотерапия, транскрипция, семиклассник | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Сравнивать образцы диалогической и монологической речи. Сочетать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение) в соответствии с нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения. Владеть разными видами диалога. |
| | Повторение главы 1. | 28.09 | | корни с чередованием | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Закреплять изученные ранее орфограммы, пунктограммы. Верно писать слова, отобранные для специального заучивания. Проводить анализ текста, расставлять необходимые знаки препинания. |
| | Контрольный проверочный диктант. | 29.09 | | | | | Проверка уровня сформированности умений в области орфографии, пунктуации и синтаксиса |
Лексика. (8 часов) | |
| | Происхождение лексики русского языка. | 30.09 | | Лексикология, значение слова. | эллиптический, семидневка, религиоведение, энциклопедический | Модуль ОМС Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Овладеть основными понятиями лексикологии; знать общие принципы классификации словарного состава русского языка. Наблюдать за использованием устаревших слов и неологизмов в языке художественной литературы, разговорной речи.. Характеризовать слова с точки зрения их принадлежности к активному и пассивному запасу, сферы употребления и стилистической окраски. |
| | Однозначные и многозначные слова. | 04.10 | | части речи, морфологический разбор | Модуль ОМС Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» |
| | Группы слов в лексике языка | 05.10 | | тема, основная мысль текста, средства и способы связи в тексте | дежурный, военный, мороженое, данные, чайный | Русский язык. 7кл. Мультимедийное приложение к учебнику Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» |
| | Активный и пассивный запас лексики. | 06.10 | | исконно-русские и заимствованные слова | территория, адаптация, компьютер, субботний, фонарь | Овладеть основными понятиями лексикологии; знать общие принципы классификации словарного состава русского языка. Наблюдать за использованием устаревших слов и неологизмов в языке художественной литературы, разговорной речи.. Характеризовать слова с точки зрения их принадлежности к активному и пассивному запасу, сферы употребления и стилистической окраски. |
| | Старославянизмы | 07.10 | | чередования в корне | Русский язык. 7кл. Мультимедийное приложение к учебнику Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» |
| | Архаизмы, историзмы. | 11.10 | | полногласия, неполногласия | фарфор, искусственный, искусный, опубликованный | Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей устаревших слов и использовать ее в различных видах деятельности. Различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, Уместно использовать обороты в речи |
| | Неологизмы. | 12.10 | | |
| | 4. Р. Р. Обучающее изложение по рассказу Ю. Казакова «Арктур – гончий пес». | 13.10 | | текст, стили, типы речи. | | Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Проверка уровня сформированности умений в области лексики, текста, орфографии, пунктуации и синтаксиса |
Правописание. Культура речи. Текст. (13часов) | |
| | Правописание корней с чередованием | 14.10 | | | фойе, индекс, портмоне, коттедж | Модуль ОМС Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Знать условия (правила) употребления данных корней и уметь привести соответствующие примеры. Знать наиболее употребительные слова с данными корнями и верно их писать. Пользоваться орфографическим словарём |
| | Правописание двойных согласных | 18.10 | | спряжение глагола, морфологические признаки глагола | Модуль ОМС Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» |
| | Гласные после шипящих и Ц. | 19.10 | | кашне, макраме, реквием, эссе, гипербола, лирический | Таблица Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» |
| | Правописание Н-НН в разных частях речи. | 20.10 | | Таблица Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Иметь представление об орфографии как о системе правил. Обладать орфографической и пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. |
| | Н-НН в прилагательных и причастиях. | 21.10 | | прич. и дееприч. оборот | Модуль ОМС Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» |
| | Н-НН в существительных. | 25.10 | | морфологические признаки причастий, деепричастий | пальто, шоссе, каучук, эссе, группы, суверенный | Русский язык. 7кл. Мультимедийное приложение к учебнику Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» |
| | Слитное, раздельное, дефисное написание слов. Контрольный словарный диктант № 1. | 26.10 | | Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова; |
| | Слитное, раздельное, дефисное написание слов. | 27.10 | | правописание местоимений через дефис | равносторонний, театральный, французский, национальный | Русский язык. 7кл. Мультимедийное приложение к учебнику Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» |
| | Р. Р. Текст. Конспект. | 28.10 | | сложные слова | обладать, трепетать, поникнуть, исцелять | Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного, тезисного), конспекта, аннотации. |
| | Изобразительные средства языка. | 01.11 | | тропы и фигуры речи | Наблюдать за использованием слов в художественной и разговорной речи; публицистических и учебно-научных текстах, в языке художественной литературы. Характеризовать слова с точки зрения сферы употребления и стилистической окраски. Осуществлять выбор лексических средств и употреблять их в соответствии со значением и сферой общения. |
| | Изобразительные средства языка. Лингвистический анализ текста | 02.11 | | Модуль ОМС Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» |
| | Повторение главы 2. | 10.11 | | | Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Закреплять изученные ранее орфограммы, пунктограммы. Верно писать слова, отобранные для специального заучивания. Проводить анализ текста, расставлять необходимые знаки препинания. |
| | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 11.11 | | | | | Проверка уровня сформированности умений в области орфографии, пунктуации и синтаксиса |
Наречие и слова категории состояния (14 часов) | |
| | Русский язык в круг славянских языков. | 15.11 | | прилагательное, глагол | летописец, здание, безработица, здоровье, однофамилец, этикет, победа, шепот | Сборник, содержащий правила и задания по рус. яз. CD-RОM (Фраза) Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Иметь элементарные представления о месте русского языка в кругу индоевропейских языков, роли старосла-вянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка. |
| | Наречие как часть речи. | 16.11 | | разряды местоимений, главные и второстепенные члены предложения | Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки наречия, определять его синтаксическую функцию. Распознавать наречия разных разрядов; приводить соответствующие примеры. |
| | Словообразование наречий. | 17.11 | |
| | Разряды наречий. | 18.11 | | |
| | Степени сравнения наречий. | 22.11 | | степени сравнения прилагательных | праславянский язык, языковое явление, старославянский, серебряный | Правильно образовывать и употреблять в речи наречия сравнительной степени. Различать слова категории состояния и наречия. Различать грамматические омонимы |
| | Морфологические признаки наречий. | 23.11 | | | Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки наречия, определять его синтаксическую функцию Правильно образовывать и употреблять в речи наречия сравнительной степени. Различать слова категории состояния и наречия. |
| | Слова категории состояния. | 24.11 | |
| | Р. Р. Контрольное сочинение. | 25.11 | | НЕ с разными частями речи | | | Проверка уровня сформированности умений в области орфографии, пунктуации и синтаксиса |
Правописание. Культура речи. Текст. (16 часов) | |
| | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | 29.11 | | О – Ё после шипящих | топонимы, омонимы, паронимы, омофон, троллейбус, жонглер, режиссер, гардероб, винегрет, желе | Сборник, содержащий правила и задания по рус. яз. CD-RОM (Фраза) Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Правила правописания Ь после шипящих на конце наречий Личностные: Осознают, что владение русским языком является важным показателем культуры человека. Регулятивные: высказывают предположения на основе наблюдений; самостоятельно делают выводы; осуществляют познавательную и личностную рефлексию Познавательные: используют энциклопедию и Интернет для получения новой информации |
| | Буквы о-е после шипящих на конце наречий. | 30.11 | | Личностные: Осознавать себя как культурную личность, стремящуюся совершенствовать особенности своей письменной речи через знание законов и правил русской орфографии и пунктуации. Регулятивные: осуществляют познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные: работают в парах, группах, договариваются о совместной деятельности, отстаивают свою точку зрения |
| | Буквы О-А в конце наречий | 01.12 | | Ь после шипящих |
| | Правописание н-нн в наречиях | 02.12 | | Н-НН в прилагательных | Модуль ОМС Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Правила правописания Н и НН в наречиях Осознают важность учения и познания Регулятивные: осуществляют самоконтроль Написание НЕ и НИ в отрицательных наречиях Осознают красоту, богатство и выразительность русского литературного языка. Регулятивные: высказывают предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы; Коммуникативные. Работают в группах, парах, договариваться о совместной деятельности, слушать и слышать друг друга |
| | Правописание не с наречиями. | 06.12 | | НЕ с разными частями речи | баскетбол, митинг, мармелад, афиша, актер, театр, спортсмен, хоккей, лидер, парламент, вокзал | Модуль ОМС Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» |
| | Правописание отрицательных наречий. | 07.12 | | рассуждение | Сборник, содержащий правила и задания по рус. яз. CD-RОM (Фраза) Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» |
| | Употребление дефиса в наречиях. | 08.12 | | правописание приставок, сложных слов | Правила слитного, дефисного и раздельного написания наречий Осознают важность орфографической грамотности для культурного человекаРегулятивные: в диалоге с учителем определяют цель и задачи учебной деятельности. Познавательные: самостоятельно работают с текстами учебника и отбирают необходимую информацию для решения предметной задачи Коммуникативные: работают в группах, строят монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами |
| | Употребление дефиса в наречиях. | 09.12 | |
| | Слитное и раздельное написание наречий. | 13.12 | |
| | Слитное и раздельное написание наречий. | 14.12 | | Н – НН в суффиксах прилагательных и причастий | бойкот, клуб, балет, ария, виолончель | Русский язык. 7кл. Мультимедийное приложение к учебнику Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» |
| | Р. Р. Текст. Отзыв. | 15.12 | | тема, микротема, публицистический стиль | макароны, тенор, пианино, жилет | Устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Писать отзыв |
| | Р. Р. Контрольное сочинение. | 16.12 | | | | Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам. |
| | Р. Р. Текст. Использование наречий в текстах разных типов. | 20.12 | | | караул, фонарь, паром, янтарь, халат, квадрат, директор, сарафан, свирепый | Сборник, содержащий правила и задания по рус. яз. CD-RОM (Фраза) Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств |
| | Употребление наречий в речи | 21.12 | | | Употребление наречий в живом общении и на письме. Овладеть основными нормами русского литературного языка при употреблении наречий Коммуникативные: соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности, в случае необходимости корректировать речевые высказывания. |
| | Повторение главы 3. | 22.12 | | |
| | Контрольный диктант. | 23.12 | | | | | Проверка уровня сформированности умений в области орфографии, пунктуации и синтаксиса |
Служебные части речи (11 часов) | |
| | Отражение в языке культуры и истории народа. | 27.12 | | виды словарей | касса, ванна, аллея, можжевельник | Русский язык. 7кл. Мультимедийное приложение к учебнику Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Осознавать связь русского языка с культурой и историей России, проявляют уважение к истории, культурным и историческим памятникам, традициям страны. Регулятивные: формулируют учебную проблему совместно с учителем Коммуникативные: организуют учебное взаимодействие к паре, группе |
| | Предлог как часть речи. | 28.12 | | синонимы, художественно-изобразительные средства | лидер, парламент, митинг, лицей, гимназия, экзамен, оркестр, тенор | Производить морфологический анализ предлога. Распознавать предлоги разных разрядов, отличать производные предлоги от слов самостоятельных (знаменательных) частей речи. Познавательные: вычитывают разные виды текстовой информации, преобразовывают её в схему. Коммуникативные: договариваются о совместной деятельности, работают в паре |
| | Производные и непроизводные предлоги | 13.01 | | самостоятельные части речи | баллада, оперетта, новелла, колонна | Таблицы Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Различают предлог, союз, частицу. Знают морфологические признаки предлога. Осознают важность учения и познания. Регулятивные: определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев Познавательные: извлекают информацию из разных источников, преобразовывают её в таблицу Коммуникативные: слушают и слышат друг друга |
| | Морфологический разбор предлогов. | 17.01 | | фонетический разбор, правописание предлогов с существ. местоимениями | | ММП к УМК 7 Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Различать предлог, союз, частицу. Производить морфологический анализ предлога. Распознавать предлоги разных разрядов, отличать производные предлоги от слов самостоятельных (знаменательных) частей речи. |
| | Союз как часть речи | 18.01 | | гимназия, классический, десятибалльный, кристалл, кристальный | Таблица Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Производить морфологический анализ союза. Распознавать союзы разных разрядов по значению и по строению. Осознают важность использования орфографического словаря для формирования орфографической зоркости. Регулятивные: определяют опознавательные признаки орфограмм, выстраивают алгоритм выбора написания. Коммуникативные: в совместной работе комментируют выбор написания слов с орфограммой, прислушиваются к мнению одноклассников |
| | Разряды союзов | 19.01 | | | Таблица Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Производить морфологический анализ союза. Распознавать союзы разных разрядов по значению и по строению. Конструировать предложения по заданной схеме с использованием указанных союзов. Употреблять в речи союзы в соответствии с их значением и стилистическими особенностями. |
| | Сочинительные союзы. Контрольный словарный диктант № 2 | 20.01 | | | | интерактивная флеш-таблица Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» |
| | Подчинительные союзы. | 24.01 | | порядок слов в предложении | тренажер, мажор, трущоба, чопорный, шофер, жонглер | Таблица Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Знают правила написания союзов, Умеют находить и объяснять орфограммы в словах Занимаются самовоспитанием как личности грамотной, ответственной за изменения в языке, за чистоту русской речи Регулятивные: вырабатывают навык письма с аудиопрослушиванием осуществляют самопроверку текстов |
| | Простые и составные союзы | 25.01 | | чередование гласных в корне | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» |
| | Морфологический разбор союза. | 26.01 | | | интерактивная флеш-таблица Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Производить морфологический анализ союза. Распознавать союзы разных разрядов по значению и по строению. Конструировать предложения по заданной схеме с использованием указанных союзов. Употреблять в речи союзы в соответствии с их значением и стилистическими особенностями. |
| | Частица как часть речи. | 27.01 | | способы словообразования | труженик, предшественник, путешественник | Распознавать частицы разных разрядов по значению, употреблению и строению. Определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки. Правильно употреблять частицы для выражения отношения к действительности и передачи различных смысловых оттенков. Познавательные: ориентируются в системе знаний и осознают необходимость нового знания |
| | Разряды частиц по значению и употреблению | 31.01 | | | Русский язык. 7кл. Мультимедийное приложение к учебнику Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» |
| | Морфологический разбор частиц. | 01.02 | | правописание личных окончаний глагола | Владеют умением различать эту часть речи в тексте. Производят морфологический анализ частицы Имеют эстетические потребности, ценности и чувства Регулятивные: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса; понимают причину своего неуспеха. Познавательные: ориентируются в системе знаний и осознают необходимость нового знания |
| | Междометия | 02.02 | | морфологические признаки изученных частей речи. | точь-в-точь, бок о бок, честь честью | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Определяют грамматические особенности междометий. Распознают междометия разных семантических разрядов. Различают грамматические омонимы Имеют эстетические потребности, ценности и чувства Регулятивные: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса; понимают причину своего неуспеха. Познавательные: наблюдают за использованием междометий и звукоподражательных слов в разговорной речи и языке художественной литературы. |
| | Звукоподражательные слова | 03.02 | | Таблица Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» |
| | 16. Р. Р. Контрольное изложение публицистического стиля № 1. | 07.02 | | | | | Создавать и редактировать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста |
Правописание. Культура речи. Текст.(14 часов) | |
| | Правописание предлогов. | 08.02 | | роль служебных частей речи в предложении | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Знать основные правила письма под диктовку, правила при написании тестов разного типа, вырабатывать навык письма с аудиопрослушиванием. Орфографические правила, связанные со слитным, дефисным и раздельным написанием слов Заниматься самовоспитанием как личности грамотной, ответственной за изменения в языке, за чистоту русской речи. Осознавать себя как культурную личность, стремящуюся совершенствовать особенности своей письменной речи через знание законов и правил русской орфографии и пунктуации. Вырабатывать орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность. Регулятивные: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класс |
| | Правописание предлогов. | 09.02 | | в общем, вообще, на слух, вслух, в одиночку | интерактивная флеш-таблица Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» |
| | Правописание союзов | 10.02 | | | поодиночке, во время, вовремя | Русский язык. 7кл. Мультимедийное приложение к учебнику Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» |
| | Правописание союзов | 14.02 | | | поистине, воистину |
| | Правописание частиц не-ни. | 15.02 | | правописание местоимений | донельзя, издавна, насмарку, невзначай |
| | Употребление частиц не-ни. | 16.02 | | не, ни с разными частями речи | невпопад, наизусть, без оглядки, настороже | Русский язык. 7кл. Мультимедийное приложение к учебнику Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Знать основные правила письма под диктовку, правила при написании тестов разного типа, вырабатывать навык письма с аудиопрослушиванием. Орфографические правила, связанные со слитным, дефисным и раздельным написанием слов Заниматься самовоспитанием как личности грамотной, ответственной за изменения в языке, за чистоту русской речи. Осознавать себя как культурную личность, стремящуюся совершенствовать особенности своей письменной речи через знание законов и правил русской орфографии и пунктуации. Вырабатывать орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность. Регулятивные: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класс |
| | Слитное и раздельное написание не-ни. | 17.02 | | Не-ни с разными частями речи | вследствие, в течение, в продолжение |
| | Раздельное и дефисное написание частиц. | 18.02 | | ввиду, наряду с, вместо, несмотря на |
| | Правописание междометий. | 21.02 | | | невзирая на, в отличие, в заключение | интерактивная флеш-таблица Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» |
| | Р. Р. Текст. Служебные части речи как средство связи предложений в тексте. | 22.02 | | описание и его виды, особенности строения текста | в связи с, в соответствии | интерактивная флеш-таблица Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Умеют правильно использовать в речи самостоятельные и служебные части речи. Осознают важность вдумчивого и бережного отношения к слову Коммуникативные: Создавать и редактировать собственные письменные тексты по воображению и реальным событиям в разных стилях и жанрах. |
| | Р. Р. Текст. Статья. | 24.02 | | Простые и сложные предложения. | иметь в виду | Сборник, содержащий правила и задания по рус. яз. CD-RОM (Фраза) Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» |
| | Р. Р. Обучающее сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка» | 28.02 | | как бы то ни было, во что бы то ни стало | Создавать и редактировать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста |
| | Стилистическая роль служебных частей речи. Повторение главы 4. | 01.03 | | предлоги | то же самое, одно и то же, в то же время | Русский язык. 7кл. Мультимедийное приложение к учебнику Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Овладевают основными нормами русского литературного языка при употреблении изученных частей речи; Осознают важность соблюдения языковых норм для культурного человека. Коммуникативные: анализируют и оценивают соблюдение основных норм русского языка в чужой и собственной речи; |
| | Контрольный диктант с грамматическим заданием № 3. | 02.03 | | | | | Проверка уровня сформированности умений в области орфографии, пунктуации и синтаксиса |
Синтаксис. Словосочетание. (6 часов) | |
| | Роль церковнославянского языка в формировании русского литературного языка. | 03.03 | | | | Модуль ОМС Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Умеют назвать факты в доказательство того, что русский язык прошёл длинный путь развития. Понимают особенности формирования русского литературного языка. Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя. |
| | Словосочетание как единица синтаксиса | 07.03 | | Правописание форм глагола в повелительном и сослагательном наклонении. | откуда ни возьмись, ни при чем, не один (много) | Русский язык. 7кл. Мультимедийное приложение к учебнику Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Знают теоретические сведения синтаксиса словосочетания и простого предложения. Овладевают основными понятиями синтаксиса. Осознают роль синтаксиса в формировании и выражении мысли. Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем осуществляют проверку Познавательные: осуществляют информационную переработку текста, разрабатывают алгоритмы учебных действий |
| | Основные признаки словосочетания. | 09.03 | | не раз (много), ни разу (никогда) |
| | Виды связи слов в словосочетании | 10.03 | | | как будто, все-таки, все ж таки, неужели | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Знают виды подчинительной связи в словосочетании; Группируют и моделируют словосочетания по заданным признакам Объясняют положительные и отрицательные оценки поступков с позиции общечеловеческих и национальных гражданских ценностей Регулятивные: работая по собственному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства. Коммуникативные: слушают и слышат других, приходят к общему решению в совместной деятельности |
таблица |
| | Нормы сочетания слов | 11.03 | | | | Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Умеют осуществлять выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного. Осознают роль синтаксиса в формировании и выражении мысли. Регулятивные: определяют цель и задачи учебной деятельности Познавательные: осуществляют информационную переработку текста, разрабатывают алгоритмы учебных действий |
| | Нечленимые словосочетания. | 14.03 | | Сослагательное наклонение глагола | интерактивная флеш-таблица Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Различают свободные сочетания слов и фразеологизмы, фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. Осуществляют поиск своей позиции в многообразии общественных и мировоззренческих позиций Регулятивные: работая по собственному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства. Коммуникативные: слушают и слышат других, приходят к общему решению в совместной деятельности |
Правописание. Культура речи. Текст (8 часов) | |
| | Употребление прописных и строчных букв. Контрольный словарный диктант № 3. | 15.03 | | Собственные имена существительные | недоумевать, увещевать, подозревать, обуревать, обозревать | Сборник, содержащий правила и задания по рус. яз. CD-RОM (Фраза) Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Знают правила правописания Осознают мотивы учебой деятельности Регулятивные: осуществляют самопроверку и взаимопроверку Вырабатывают умение проводить самоконтроль, работать в паре, в группе. |
| | Правописание суффиксов глаголов. | 16.03 | | НЕ с разными частями речи | намереваться, застревать, затмевать, продлевать | Модуль ОМС Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Знают правила правописания Заниматься самовоспитанием как личности грамотной, ответственной за изменения в языке, за чистоту русской речи. |
| | Суффиксы причастий. | 17.03 | | правописание приставок | тире, дефис, кавычки, метафора, метонимия, интонация, гипербола, эпитет, эпитет, литота | Сборник, содержащий правила и задания по рус. яз. CD-RОM (Фраза) Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Знают правила правописания Заниматься самовоспитанием как личности грамотной, ответственной за изменения в языке, за чистоту русской речи. |
| | Повторение главы 4. | 21.03 | | | Знают правила правописания Заниматься самовоспитанием как личности грамотной, ответственной за изменения в языке, за чистоту русской речи. |
| | Контрольная работа по теме «Словосочетание» | 22.03 | | | | Русский язык. 7кл. Мультимедийное приложение к учебнику Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Знают теоретические сведения синтаксиса словосочетания и простого предложения. Овладевают основными понятиями синтаксиса. Осознают роль синтаксиса в формировании и выражении мысли. |
| | Р. Р. Текст. Деловые бумаги. | 23.03 | | | репортаж, интервью, публицистика | Определять способы развития темы в тексте; виды связей предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста. Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста. |
| | Синтаксические нормы употребления словосочетаний. | 24.03 | | | Синтаксические нормы и обороты речи. Осознавать важность соблюдения языковых норм для культурного человека |
| | Р. Р. Обучающее изложение. | 04.04 | | | | | Создавать и редактировать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста |
Синтаксис. Предложение. (11 часов) | |
| | Исторические изменения в русском языке. | 05.04 | | | языкознание, лексикография, этимология | интерактивная флеш-таблица Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Уметь определять историзмы и архаизмы в речи, знать примеры неологизмов Осознавать важность соблюдения языковых норм для культурного человека |
| | Предложение – основная единица синтаксиса. | 06.04 | | Однородные члены предложения. | недоумевать, увещевать, подозревать, обуревать, обозревать | Русский язык. 7кл. Мультимедийное приложение к учебнику Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Определяют границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Осознают роль синтаксиса в формировании и выражении мысли. Познавательные: сравнивают однокоренные слова с вариантами морфем, классифицируют, обобщают. Коммуникативные: корректируют интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания |
| | Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске. | 07.04 | | Виды сложных предложений | откуда ни возьмись, ни при чем, не один (много) | Анализируют и характеризуют синтаксическую структуру простых двусоставных предложений. Осознают роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, Познавательные: сопоставляют морфемную структуру слова и способ его образования, делают обобщение |
| | Простое двусоставное предложение с | 11.04 | | стили речи | не раз (много), ни разу (никогда) | Русский язык. 7кл. Мультимедийное приложение к учебнику Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Распознают главные и второстепенные члены предложения. Определяют способы выражения подлежащего Осознают роль синтаксиса в формировании и выражении мысли Познавательные: осуществляют информационную переработку текста в схему, разрабатывают алгоритмы учебных действий |
| | Морфологические способы выражения подлежащего. | 12.04 | | виды словарей | как будто, все-таки, все ж таки, неужели | Определяют способы выражения подлежащего. Осуществлять выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного. Осознают роль синтаксиса в формировании и выражении мысли. Регулятивные: осуществляют самопроверку письменных текстов Познавательные: осуществляют информационную переработку текста в схему, разрабатывают алгоритмы учебных действий |
| | Виды сказуемого. | 13.04 | | синонимы, | вследствие, в течение, в продолжение | Определяют виды сказуемого и способы его выражения. Осознают роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, Коммуникативные: слушают и слышат друг друга, осуществляют самоконтроль в паре, группе |
| | Простое глагольное сказуемое. | 14.04 | | самостоятельные части речи | ввиду, наряду с, вместо, несмотря на | Модуль ОМС Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Различают виды сказуемых, знают особенности их образования Осознают роль синтаксиса в формировании и выражении мысли. Познавательные: осуществляют информационную переработку текста в схему, разрабатывают алгоритмы учебных действий |
| | Составное глагольное сказуемое. | 18.04 | | фонетический разбор, правописание предлогов с существ. местоимениями | невзирая на, в отличие, в заключение | Русский язык. 7кл. Мультимедийное приложение к учебнику Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» |
| | Составное именное сказуемое. | 19.04 | | художественно-изобразительные средства | в связи с, в соответствии |
| | Способы выражения составного именного сказуемого. | 20.04 | | | иметь в виду |
| | Р. Р. Контрольное изложение. | 21.04 | | | как бы то ни было | | Создавать и редактировать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста |
Правописание. Культура речи. Текст. (6 часов) | |
| | Употребление знаков препинания в предложении. | 25.04 | | правописание предлогов | во что бы то ни стало | Русский язык. 7кл. Мультимедийное приложение к учебнику Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Знают правила пунктуации, умеют использовать их при письме Понимают важность соблюдения пунктуационных норм в письменной речи Регулятивные: составляют план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера Познавательные: осуществляют информационную переработку текста в схему |
| | Тире между подлежащим и сказуемым. | 26.04 | | правописание частиц | кашне, макраме, реквием, | Осваивают содержание изученных пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Знают правила постановки тире между подлежащим и сказуемым, умеют делать синтаксический разбор предложений. Знают правила пунктуации и умеют применять эти правила при звуковом письме под диктовку Осознавать себя как культурную личность, стремящуюся совершенствовать особенности своей письменной речи через знание законов и правил русской пунктуации. Познавательные: осуществляют информационную переработку текста (схема, алгоритм), используют справочники по правописанию для решения пунктуационных проблем, делают вывод |
| | Отсутствие тире между подлежащим и сказуемым. | 27.04 | | правописание союзов | эссе, гипербола, лирический |
| | Р. Р. Текст. Цитирование. | 28.04 | | | | Модуль ОМС Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Выявлять особенности стиля речи. Устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). |
| | Выбор формы сказуемого в предложении Повторение главы 6 | 02.05 | | | пальто, шоссе, каучук, эссе, группы, суверенный | интерактивная флеш-таблица Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Правильно согласовывают глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращённым словом. Осознают роль синтаксиса в формировании и выражении мысли. Коммуникативные: договариваются о совместной деятельности, используют в речи синонимические варианты выражения подлежащего и сказуемого. |
| | Контрольный диктант по теме: «Предложение» | 03.05 | | | | | Умеют воспринимать текст на слух, безошибочно его воспроизводить, выполнять дополнительные задания по главе 3 Принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения Познавательные: ориентируются в системе своих знаний и осознают необходимость нового знания. Коммуникативные: грамотно оформляют свою письменную речь |
Синтаксис. Второстепенные члены предложения. (13 часов). | |
| | Выдающиеся отечественные лингвисты. Контрольный словарный диктант № 4. | 04.05 | | Прямая речь | обладать, трепетать, поникнуть, исцелять | Модуль ОМС Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | История изучения языка. Понимают особенности формирования русского литературного языка. Коммуникативные: строят продуктивное речевое взаимодействие в группе, выражают мысли точно и ясно и оценивают чужие. |
| | Второстепенные члены предложения | 05.05 | | Дефисное написание слов разных частей речи. | | Сборник, содержащий правила и задания по рус. яз. CD-RОM (Фраза) Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Разграничивать и сопоставлять предложения распространённые и нераспространённые, полные и неполные Коммуникативные: Вырабатывают умение проводить самоконтроль, работать в паре, в группе |
| | Дополнение. | 10.05 | | | | Определяют виды второстепенных членов предложения и способы их выражения. Анализируют и характеризуют синтаксическую структуру простых двусоставных предложений. Принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения Регулятивные: проводят самоконтроль Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация необходима для решения предметной учебной задачии Коммуникативные: работают в паре, в группе. |
| | Определение | 11.05 | | стили речи | | Таблица Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Определяют виды второстепенных членов предложения и способы их выражения. Осознают роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; Познавательные: пользуются разными видами словарей, преобразовывают информацию из одной формы в другую (схему, план) Коммуникативные: строят продуктивное речевое взаимодействие в паре, точно и ясно выражают мысли |
| | Приложение. | 12.05 | | типы сказуемого | театр, спортсмен, хоккей, лидер, парламент, вокзал | Русский язык. 7кл. Мультимедийное приложение к учебнику Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Определяют виды второстепенных членов предложения и способы их выражения. Осознают роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон; Познавательные: пользуются разными видами словарей, извлекают нужную информацию Коммуникативные: обсуждают в группе, паре. |
| | Обстоятельство. | 13.05 | | разряды наречий | баскетбол, митинг, мармелад, афиша, актер, | Определяют виды второстепенных членов предложения и способы их выражения. Замечают и признают расхождения своих поступков с заявленными позициями, взглядами, мнениями Регулятивные: работая по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ) |
| | Дефисное и раздельное написание приложений. | 16.05 | | правописание наречий | | Сборник, содержащий правила и задания по рус. яз. CD-RОM (Фраза) Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Знают основные правила письма под диктовку, правила при написании тестов разного типа, вырабатывают навык письма с аудиопрослушиванием. Осознают себя как культурную личность, стремящуюся совершенствовать особенности своей письменной речи через знание законов и правил русской орфографии и пунктуации. Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем Познавательные: выполняют универсальные логические действия: анализ (выделение признаков) Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом выделяют все виды текстовой информации |
| | Синтаксические нормы управления и согласования. | 17.05 | | Самостоятельные и служебные части речи | |
| | Повторение главы 7. Лингвистический анализ текста. | 18.05 | | | | Русский язык. 7кл. Мультимедийное приложение к учебнику Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» |
| | Итоговый контрольный диктант | 19.05 | | Омонимы, синонимы. | бойкот, клуб, балет, ария, виолончель | Умеют воспринимать текст на слух, безошибочно его воспроизводить, выполнять дополнительные задания по главе 3 Принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения Познавательные: ориентируются в системе своих знаний и осознают необходимость нового знания. Коммуникативные: грамотно оформляют свою письменную речь |
| | Р. Р. Текст. Способы связи предложений в тексте. | 23.05 | | Правописание Ъ | макароны, тенор, пианино, жилет | Уметь выстраивать композиционную схему, определять смысловые части, работать с планом. Принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения Познавательные: создают собственные тексты с учетом требований к построению связного текста; |
| | Синтаксические нормы управления и согласования. | 24.05 | | | | интерактивная флеш-таблица Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Овладеют основными синтаксическими нормами русского литературного языка; соблюдают их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной Осознают важность соблюдения языковых норм для культурного человека, готовности к самообразованию и самовоспитанию Познавательные: используют нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка. Коммуникативные: Анализируют и оценивают соблюдение основных норм русского языка в чужой и собственной речи; корректируют собственную речь |
| | Повторение главы 7. | 25.05 | | | | Модуль ОМС Электронное приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» Приложение к учебнику «Русский язык 7 класс» | Оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учёбы и познания нового. Познавательные: пользуются разными видами словарей; преобразовывают информацию из одной формы в другую Коммуникативные: строят продуктивное речевое взаимодействие в группе |