СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2016-2017 учебный год Предмет – БИОЛОГИЯ Класс - 9

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

2016-2017 учебный  год

 

Предмет – БИОЛОГИЯ                                               Класс -    9 

Просмотр содержимого документа
«КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2016-2017 учебный год Предмет – БИОЛОГИЯ Класс - 9»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СВЕТЛОВСКАЯ ШКОЛА»

ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ



РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей

естественно-математического цикла

Протокол № ___

от «__» _августа_ 2016 г.

Руководитель МО

_________ Л.И.Пинчук


СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по учебно-

воспитательной работе

МОУ «Светловская школа»


__________ Н.В. Щербакова

УТВЕРЖДЕНО

Директор

МОУ «Светловская школа»

__________В.Н. Никончик

Приказ №____

от «____»____________ 2016г.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2016-2017 учебный год


Предмет – БИОЛОГИЯ Класс - 9 Учитель – Мустафаева Надежда Александровна

Количество часов в неделю- 2 Количество часов в год- 68

Плановых контрольных уроков- 4 Практических работ - 3

Лабораторных работ- 5

  • Планирование составлено на основе программы: Авторской программы: Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников. Сферы,. 5—9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. — М. Просвещение, 2011. — 144 с.)

Учебник «Биология» учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.В. Иванова, Москва, «Просвещение» 2013г


Тематическое планирование составил (а)_______________ / Мустафаева Надежда Александровна





п/п

Сроки выполнения

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты


План


Факт


Введение (2 час)


1

02.09.16


Живые системы и экосистемы. Почему важно их изучать.

Урок приобретения новых знаний

Называть живые системы и экосистемы, иллюстрировать их примерами.

Описывать свойства живых систем.

Устанавливать иерархию живых

систем и экосистем.

Обосновывать значение наук, изучающих живые системы и экосистемы

2

07.09.16


Методы биологического познания.

Комбинированный

Называть ведущие методы биологического познания.

Сравнивать наблюдение и эксперимент.

Понимать основные закономерности развития научного познания.

Использовать различные источники информации для характеристики основных методов научного

познания, предметов изучения

биологических дисциплин


Раздел 1. Организм (22 часа)


3

09.09.16


Организм —целостная саморегулирующаяся система.

Комбинированный

Называть и описывать свойства

организма как живой системы.

Устанавливать взаимосвязь компонентов организма.

Объяснять сущность процессов,

лежащих в основе поведения организма.

Обосновывать взаимосвязь организма с внешней средой, процессы саморегуляции организма

4

14.09.16


Размножение и развитие организмов.

Комбинированный

Описывать этапы эмбрионального

развития, типы постэмбрионального развития.

Сравнивать половое и бесполое

размножение, наружное и внутреннее оплодотворение, прямое и непрямое развитие.

Делать выводы об организме как

целостной живой системе

5

16.09.16


Определение пола. Половое созревание.

Комбинированный

Объяснять механизмы хромосомного определения пола.

Обосновывать причины и последствия полового созревания.

Использовать информационные

ресурсы для подготовки сообщения о факторах, способствующих

сохранению здоровья подростка во

время полового созревания

6

21.09.16


Возрастные периоды онтогенеза человека.

Комбинированный

Обосновывать необходимость ведения здорового образа жизни.

Использовать электронное приложение для подготовки сообщения о возрастных периодах развития человека

7

23.09.16



Наследственность и изменчивость — свойства организма.





Комбинированный

Определять наследственность и изменчивость как общие свойства

живых организмов, гомологичные

хромосомы, аллельные гены, гомо_

и гетерозиготы.

Сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость.

8

28.09.16


Наследственность и изменчивость — свойства организма.

9

30.09.16


Основные законы наследования признаков.

Комбинированный

Определять понятия и положения

основных законов генетики.

Объяснять наследование аллельных генов с позиций законов Менделя, наследование неаллельных генов, наследование, сцепленное с полом.

Использовать различные источники информации для подготовки сообщения о жизнедеятельности Г. Менделя

10

05.10.16


Основные законы наследования признаков.

Комбинированный

11

07.10.16


Основные законы наследования признаков.

Комбинированный

Применять знания при решении

задач на моно_ и дигибридное

скрещивание, наследование, сцепленное с полом

12

12.10.16


Практическая работа №1: Решение элементарных задач по генетике.

Комбинированный

13

14.10.16


Закономерности наследственной изменчивости.

Комбинированный

Описывать виды мутационной изменчивости, иллюстрировать их

примерами.

Выявлять источники комбинативной и мутационной изменчивости.

Оценивать роль наследственной изменчивости для эволюции живой

природы, значение искусственного

мутагенеза, влияние различных мутагенов на здоровье человека

14

19.10.16


Экологические факторы и их действие на организм.


Комбинированный

Сравнивать виды экологических

факторов и иллюстрировать их примерами.

Описывать основные закономерности

действия экологических факторов.


15

21.10.16


Проект: Действие экологического фактора. Лабораторная работа № 1

«Оценка температурного режима учебных помещений»

Комбинированный

Применять знания в процессе лабораторной работы Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

16

26.10.16


Адаптация организмов к условиям среды.

Комбинированный

Описывать и обосновывать приспособительное значение явлений скрытой жизни у растений, анабиоза, оцепенения, спячки, зимнего сна у животных.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения

об адаптации организмов

17

28.10.16


Влияние природных факторов на организм человека.

Комбинированный

Называть и описывать основные

расы человека, географические

группы людей.

Устанавливать причины появления разных рас и географических групп.

Обосновывать приспособительное

значение географических групп к

условиям обитания, правила быта,

принятые у коренных народов

18

09.11.16


Ритмичная деятельность организма. Проект: Суточные изменения некоторых физиологических показателей организма человека.

Комбинированный

Устанавливать связи между суточными ритмами и физиологическими

процессами в организме человека,

изменением длины светового дня,

сезонными изменениями в природе

и процессами жизнедеятельности.

Оценивать важность знаний о ритмичной деятельности организма для поддержания здоровья.

Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации проекта

19

11.11.16


Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. Проект: Гигиенические нормы сна подростка.

Комбинированный

Описывать и сравнивать фазы сна.

Объяснять сущность процессов, протекающих в организме во время сна.

Применять в ситуациях повседневной жизни гигиенические рекомендации по продолжительности и условиям сна.

20

16.11.16


Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс.

Комбинированный

Описывать стресс как общую реакцию организма в ответ на влияние стрессоров.

Сравнивать стадии стресса.

Прогнозировать последствия действия экстремальных факторов на стадии истощения.

Использовать метод релаксации в

повседневной жизни

21

18.11.16


Влияние курения, употребления алкоголя на организм человека. Проект:

«Вредные привычки, их влияние на организм»

Комбинированный

Объяснять последствия курения, алкоголизма на организм человека.

Доказывать необходимость ведения

здорового образа жизни.

Пользоваться различными источниками информации для подготовки

и презентации учебного проекта

22

23.11.16


Влияние наркотиков на организм человека.

Комбинированный

Объяснять последствия употребления наркотиков на организм человека.

Доказывать необходимость ведения

здорового образа жизни.

Пользоваться различными источниками информации для подготовки

и презентации учебного проекта

23

25.11.16


Обобщающий

Обобщение и систематизация знаний

Сравнивать способы размножения, особенности детей в разные возрастные периоды развития, виды наследственной изменчивости.

Прогнозировать возможные последствия влияния на организм мутагенов.

Применять знания при решении генетических задач

24

30.11.16


Контрольная работа № 1 по теме: Организм.

Урок контроля и проверки знаний




Раздел 2 Вид. Популяция. Эволюция видов (23 ч)


25

02.12.16


Вид и его критерии.

Урок приобретения новых знаний

Описывать критерии вида и применять их в процессе лабораторной работы.

Сравнивать и классифицировать

особей близких видов, используя

знания о видовых критериях.

Обосновывать важность генетического критерия, биологическую и социальную сущность человека

26

07.12.16


Популяционная структура вида.

Комбинированный

Определять вид и популяцию как

целостные живые системы.

Сравнивать популяцию, подвид и

вид.

Описывать различные формы взаимосвязей особей в популяции, приводить примеры.

Объяснять причины длительного существования популяций и видов в природе

27

09.12.16


Динамика численности популяций.

Урок приобретения новых знаний

Описывать основные свойства популяции.

Объяснять влияние рождаемости,

смертности, плодовитости на численность и плотность популяции.

Устанавливать причины падения и

взрыва численности особей в популяции

28

14.12.16


Саморегуляция численности популяций.

Комбинированный

Описывать основные способы регуляции численности популяций.

Устанавливать связь роста численности человечества с возрастанием ёмкости его среды обитания.

Приводить примеры регуляции численности особей в природных популяциях.

Использовать информационные источники для подготовки сообщения о демографических проблемах человечества

29

16.12.16


Структура популяций.

Урок приобретения новых знаний

Описывать и сравнивать простую и сложную возрастную структуры популяций.

Объяснять пирамиды возрастов.

Прогнозировать дальнейшее развитие популяции.

Обосновывать практическое значение знаний о структуре популяций

30

21.12.16


Учение Дарвина об эволюции видов.

Комбинированный

Называть ведущую идею, описывать предпосылки и основные положения учения

Ч. Дарвина.

Объяснять результаты эволюции с

позиций знаний о её движущих силах.

Использовать различные источники информации для подготовки учебного проекта

31

23.12.16


Современная эволюционная теория.

Урок приобретения новых знаний

Устанавливать взаимосвязь между понятиями «генетика» и «эволюционное учение».

Обосновывать значение популяции как единицы эволюции.


32

11.01.17


Естественный отбор, его формы.

Комбинированный

Описывать факторы эволюции с позиций СТЭ, устанавливать взаимосвязь между ними.

Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации учебного проекта о вкладе С.С. Четверикова в развитие современной эволюционной теории

33

13.01.17


Формирование приспособлений — результат эволюции. Лабораторная работа №2 «Объяснение возникновения приспособленности организмов к среде обитания»

Комбинированный

Объяснять формирование приспособлений живых организмов как результат действия факторов эволюции.

Описывать и устанавливать причины приспособлений в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы об относительном характере приспособлений.

34

18.01.17


Видообразование — результат действия факторов эволюции.

Комбинированный

Называть и описывать виды репродуктивной изоляции, этапы

географического и экологического видообразования.

Устанавливать причины возникновения новых видов на основе знаний о движущих силах эволюции.

35

20.01.17


Селекция — эволюция, направляемая человеком. Лабораторная работа№ 3 «Искусственный отбор и его критерии».

Комбинированный

Давать определение селекции как

науки.

Сравнивать естественный и искусственный отбор, понятия «сорт», «порода», «штамм», «вид».

Обосновывать значение гибридизации и искусственного отбора в процессе выполнения лабораторной работы.

36

25.01.17


Систематика и эволюция.

Комбинированный

Описывать принципы современной классификации.

Определять место человека в современной зоологической систематике.

Сравнивать искусственные классификации с естественной.

37

27.01.17


Доказательства и основные этапы антропогенеза.

Комбинированный

Приводить доказательства животного происхождения человека.

Описывать этапы антропогенеза,

сущность симиальной теории, характерные особенности предковых форм человека разумного.

Обосновывать невозможность считать прямыми предками человека современных человекообразных обезьян.

38

01.02.17


Биологические и социальные факторы эволюции человека.

Комбинированный

Объяснять ведущую роль естественного отбора на этапах формирования человека как биологического вида.

Устанавливать взаимосвязь биологических и социальных факторов в эволюции человека.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

39

03.02.17


Высшая нервная деятельность.

Комбинированный

Обосновывать вклад отечественных учёных в области изучения высшей нервной деятельности.

Описывать положения рефлекторной теории, явления взаимной индукции, доминанты.

Устанавливать взаимосвязь процессов возбуждения и торможения, анализа и синтеза раздражителей и ответной деятельности организма.

Использовать информационные

ресурсы для подготовки сообщения о жизнедеятельности отечественного учёного

А.А. Ухтомского

40

08.02.17


Особенности высшей нервной деятельности человека.

Комбинированный

Описывать и сравнивать первую и вторую сигнальные системы, подсознательные и бессознательные процессы, сознательную деятельность человека с рассудочной деятельностью животных.

Объяснять сущность и значение

динамического стереотипа, сознательной деятельности.

Определять сознание как высший

уровень развития психики.

Применять знания в практических ситуациях при выяснении закономерностей восприятия, устойчивости внимания, выработки навыков зеркального письма.

41

10.02.17


Мышление и воображение.

Комбинированный

Описывать виды мышления, стадии творческого мышления, процесс воображения.

Объяснять особенности функциональной асимметрии головного мозга.

Выявлять особенности мышления

у человека и высших животных.

Применять знания в ходе практической работы.

Соблюдать правила поведения в

кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

42

15.02.17


Речь.

Комбинированный

Называть виды речи, определять её сущность, связь речи и языка как знаковой системы.

Описывать особенности развития у детей внешней и внутренней речи.

Обосновывать врождённую способность человека к освоению речи

43

17.02.17


Память Практическая работа №2: Выявление объема смысловой памяти.

Комбинированный

Называть виды памяти, определять её сущность.

Описывать особенности и значение разных видов памяти.

Применять знания при выполнении практических работ .

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

44

22.02.17


Эмоции.

Комбинированный

Называть и описывать виды эмоций, типы эмоциональных состояний человека.

Обосновывать значение положительных эмоций для здоровья человека.

Использовать информационные

ресурсы для подготовки сообщений о культуре эмоций

45

24.02.17


Чувство любви — основа брака и семьи.

Комбинированный

Объяснять функции семьи, гендерные роли.

Доказывать на основе личного

опыта необходимость проявления взаимопонимания в семье.

Использовать личный опыт (наблюдения) и информационные ресурсы для подготовки сообщения об участии в жизни семьи отца, матери и других членов семьи

46

01.03.17


Типы высшей нервной деятельности. Практическая работа №3 «Определение типа темперамента»

Комбинированный

Сравнивать характерные особенности поведения людей с разными типами темперамента.

Называть и описывать типы ВНД по Павлову.

Определять типы темперамента и

ВНД в процессе наблюдений за сверстниками.

Применять знания в процессе выполнения практической работы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

47

03.03.17


Контрольная работа № 2 по теме: Вид. Популяция. Эволюция видов

Обобщающий.

Урок обобщения и систематизации знаний Урок контроля и проверки знаний


Раздел 3 Биоценоз. Экосистема(13 часов).


48

10.03.17


Биоценоз. Видовая и пространственная структура.

Урок приобретения новых знаний

Описывать биоценоз как самую

сложную живую систему,

устанавливать взаимосвязь составляющих его популяций разных видов.

Обосновывать значение ярусности в пространственной структуре биоценоза.

49

15.03.17


Конкуренция — основа поддержания видовой структуры биоценоза.

Комбинированный

Выявлять особенности конкурентных отношений, обосновывать их значение для жизни биоценоза.

Приводить примеры межвидовой

конкуренции, экологических ниш,

экспериментальные доказательства

принципа конкурентного отношения

50

17.03.17


Неконкурентные взаимоотношения между видами.

Комбинированный

Называть и описывать неконкурентные взаимоотношения, приводить их примеры.

Устанавливать черты взаимной приспособленности между хищниками и жертвами, паразитами, квартирантами и хозяевами; взаимосвязь между симбиотическими видами.

51

22.03.17


Разнообразие видов в природе — результат эволюции.

Комбинированный

Называть и определять доминирующие растения биоценоза, число ярусов.

Объяснять разнообразие растений с позиций эволюционной теории.

Соблюдать правила поведения в

природе

52

24.03.17


Организация и разнообразие экосистем.

Комбинированный

Называть функциональные группы организмов в экосистеме, приводить примеры организмов разных видов, входящих в состав разных функциональных групп.

Описывать разнообразие экосистем. Объяснять значение экологического разнообразия для сохранения биосферы.

53

05.04.17


Искусственные экосистемы. Лабораторная работа№ 4: Цепи питания обитателей аквариума.

Комбинированный

Применять знания в процессе выполнения лабораторной работы

оформлять результаты наблюдений.

54

07.04.17


Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме.

Комбинированный

Устанавливать взаимосвязи организмов в пищевых цепях, составлять схемы пищевых цепей.


55

12.04.17


Разнообразие и ценность естественных биогеоценозов суши.

Комбинированный

Называть и описывать естественные биогеоценозы суши, приводить примеры.

Сравнивать особенности лесных и травянистых биогеоценозов.

Объяснять значение естественных

биогеоценозов суши для биосферы.

56

14.04.17


Разнообразие и ценность естественных водных экосистем.

Комбинированный

Называть и описывать естественные водные экосистемы.

Сравнивать морские и пресноводные экосистемы.

Обосновывать значение естественных водных экосистем для биосферы.

Использовать различные источники информации для подготовки и презентации учебного проекта о разнообразии коралловых рифов, уникальности этих экосистем

57

19.04.17


Фитоценоз естественной водной экосистемы.


Наблюдать и описывать растения

водной экосистемы.

Определять и сравнивать основные экологические группы водных растений.

58

21.04.17


Развитие и смена сообществ и экосистем.

Комбинированный

Выявлять условия равновесного состояния сообщества.

Объяснять закономерности развития и смены сообществ под влиянием разнообразных причин.

Применять знания о закономерностях развития природных сообществ

в практической деятельности

59

26.04.17


Агроценоз. Агроэкосистема.

Комбинированный

Сравнивать биоценозы и агроценозы, делать выводы о высокой продуктивности и неустойчивости агроценозов.

Обосновывать необходимость чередования агроэкосистем с естественными экосистемами при планировании ландшафтов.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о разнообразии и продуктивности агроценозов родного края

60

28.04.17


Биологическое разнообразие и пути его сохранения.

Комбинированный

Называть и описывать особо охраняемые территории, иллюстрировать

их конкретными примерами, используя краеведческий материал.

Использовать информационные ресурсы для подготовки и обсуждения презентации проекта об особо охраняемых природных территориях Крыма.

61

03.05.17


Контрольная работа № 3 по теме: Биоценоз. Экосистема

Обобщающий.

Урок обобщения и систематизации знаний


Раздел 4 Биосфера (7 ч)


62

05.05.17


Среды жизни. Биосфера и её границы.

Урок приобретения новых знаний

Называть и описывать геосферы и среды жизни.

Определять биосферу и её границы.

Оценивать вклад В.И. Вернадского в развитие знаний о биосфере. Устанавливать причины неравномерного распространения живых организмов в биосфере.

63

10.05.17


Живое вещество биосферы и его функции.

Комбинированный

Описывать свойства и функции живого вещества.

Сравнивать живое и косное вещества.

Объяснять влияние живого вещества на неживую природу Земли.

64

12.05.17


Средообразующая деятельность живого вещества.

Комбинированный

Обосновывать значение средообразующей деятельности живых организмов для поддержания состава атмосферы, гидросферы, сохранения почвы.

Приводить примеры средообразующей деятельности живого вещества.

65

17.05.17


Круговорот веществ — основа целостности биосферы.

Комбинированный

Характеризовать роль круговорота веществ и экосистемной организации жизни в длительном существовании биосферы.

Обосновывать значение живого вещества в обеспечении круговорота веществ.

66






67

19.05.17


Контрольная работа №4 по теме: «Биосфера»

Урок контроля и проверки знаний

Применять знания и умения в различных познавательных и практических ситуациях, при решении генетических задач, владеть информационной компетентностью.

68

24.05.17


Итоговый урок

Обобщающий

Урок обобщения и систематизации знаний



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!