№ п/п | Сроки выполнения | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты |
План | Факт |
Введение (2 час) |
1 | 02.09.16 | | Живые системы и экосистемы. Почему важно их изучать. | Урок приобретения новых знаний | Называть живые системы и экосистемы, иллюстрировать их примерами. Описывать свойства живых систем. Устанавливать иерархию живых систем и экосистем. Обосновывать значение наук, изучающих живые системы и экосистемы |
2 | 07.09.16 | | Методы биологического познания. | Комбинированный | Называть ведущие методы биологического познания. Сравнивать наблюдение и эксперимент. Понимать основные закономерности развития научного познания. Использовать различные источники информации для характеристики основных методов научного познания, предметов изучения биологических дисциплин |
Раздел 1. Организм (22 часа) |
3 | 09.09.16 | | Организм —целостная саморегулирующаяся система. | Комбинированный | Называть и описывать свойства организма как живой системы. Устанавливать взаимосвязь компонентов организма. Объяснять сущность процессов, лежащих в основе поведения организма. Обосновывать взаимосвязь организма с внешней средой, процессы саморегуляции организма |
4 | 14.09.16 | | Размножение и развитие организмов. | Комбинированный | Описывать этапы эмбрионального развития, типы постэмбрионального развития. Сравнивать половое и бесполое размножение, наружное и внутреннее оплодотворение, прямое и непрямое развитие. Делать выводы об организме как целостной живой системе |
5 | 16.09.16 | | Определение пола. Половое созревание. | Комбинированный | Объяснять механизмы хромосомного определения пола. Обосновывать причины и последствия полового созревания. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о факторах, способствующих сохранению здоровья подростка во время полового созревания |
6 | 21.09.16 | | Возрастные периоды онтогенеза человека. | Комбинированный | Обосновывать необходимость ведения здорового образа жизни. Использовать электронное приложение для подготовки сообщения о возрастных периодах развития человека |
7 | 23.09.16 | | Наследственность и изменчивость — свойства организма. | Комбинированный | Определять наследственность и изменчивость как общие свойства живых организмов, гомологичные хромосомы, аллельные гены, гомо_ и гетерозиготы. Сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость. |
8 | 28.09.16 | | Наследственность и изменчивость — свойства организма. |
9 | 30.09.16 | | Основные законы наследования признаков. | Комбинированный | Определять понятия и положения основных законов генетики. Объяснять наследование аллельных генов с позиций законов Менделя, наследование неаллельных генов, наследование, сцепленное с полом. Использовать различные источники информации для подготовки сообщения о жизнедеятельности Г. Менделя |
10 | 05.10.16 | | Основные законы наследования признаков. | Комбинированный |
11 | 07.10.16 | | Основные законы наследования признаков. | Комбинированный | Применять знания при решении задач на моно_ и дигибридное скрещивание, наследование, сцепленное с полом |
12 | 12.10.16 | | Практическая работа №1: Решение элементарных задач по генетике. | Комбинированный |
13 | 14.10.16 | | Закономерности наследственной изменчивости. | Комбинированный | Описывать виды мутационной изменчивости, иллюстрировать их примерами. Выявлять источники комбинативной и мутационной изменчивости. Оценивать роль наследственной изменчивости для эволюции живой природы, значение искусственного мутагенеза, влияние различных мутагенов на здоровье человека |
14 | 19.10.16 | | Экологические факторы и их действие на организм. | Комбинированный | Сравнивать виды экологических факторов и иллюстрировать их примерами. Описывать основные закономерности действия экологических факторов. |
15 | 21.10.16 | | Проект: Действие экологического фактора. Лабораторная работа № 1 «Оценка температурного режима учебных помещений» | Комбинированный | Применять знания в процессе лабораторной работы Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием |
16 | 26.10.16 | | Адаптация организмов к условиям среды. | Комбинированный | Описывать и обосновывать приспособительное значение явлений скрытой жизни у растений, анабиоза, оцепенения, спячки, зимнего сна у животных. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения об адаптации организмов |
17 | 28.10.16 | | Влияние природных факторов на организм человека. | Комбинированный | Называть и описывать основные расы человека, географические группы людей. Устанавливать причины появления разных рас и географических групп. Обосновывать приспособительное значение географических групп к условиям обитания, правила быта, принятые у коренных народов |
18 | 09.11.16 | | Ритмичная деятельность организма. Проект: Суточные изменения некоторых физиологических показателей организма человека. | Комбинированный | Устанавливать связи между суточными ритмами и физиологическими процессами в организме человека, изменением длины светового дня, сезонными изменениями в природе и процессами жизнедеятельности. Оценивать важность знаний о ритмичной деятельности организма для поддержания здоровья. Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации проекта |
19 | 11.11.16 | | Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. Проект: Гигиенические нормы сна подростка. | Комбинированный | Описывать и сравнивать фазы сна. Объяснять сущность процессов, протекающих в организме во время сна. Применять в ситуациях повседневной жизни гигиенические рекомендации по продолжительности и условиям сна. |
20 | 16.11.16 | | Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс. | Комбинированный | Описывать стресс как общую реакцию организма в ответ на влияние стрессоров. Сравнивать стадии стресса. Прогнозировать последствия действия экстремальных факторов на стадии истощения. Использовать метод релаксации в повседневной жизни |
21 | 18.11.16 | | Влияние курения, употребления алкоголя на организм человека. Проект: «Вредные привычки, их влияние на организм» | Комбинированный | Объяснять последствия курения, алкоголизма на организм человека. Доказывать необходимость ведения здорового образа жизни. Пользоваться различными источниками информации для подготовки и презентации учебного проекта |
22 | 23.11.16 | | Влияние наркотиков на организм человека. | Комбинированный | Объяснять последствия употребления наркотиков на организм человека. Доказывать необходимость ведения здорового образа жизни. Пользоваться различными источниками информации для подготовки и презентации учебного проекта |
23 | 25.11.16 | | Обобщающий | Обобщение и систематизация знаний | Сравнивать способы размножения, особенности детей в разные возрастные периоды развития, виды наследственной изменчивости. Прогнозировать возможные последствия влияния на организм мутагенов. Применять знания при решении генетических задач |
24 | 30.11.16 | | Контрольная работа № 1 по теме: Организм. | Урок контроля и проверки знаний | |
Раздел 2 Вид. Популяция. Эволюция видов (23 ч) |
25 | 02.12.16 | | Вид и его критерии. | Урок приобретения новых знаний | Описывать критерии вида и применять их в процессе лабораторной работы. Сравнивать и классифицировать особей близких видов, используя знания о видовых критериях. Обосновывать важность генетического критерия, биологическую и социальную сущность человека |
26 | 07.12.16 | | Популяционная структура вида. | Комбинированный | Определять вид и популяцию как целостные живые системы. Сравнивать популяцию, подвид и вид. Описывать различные формы взаимосвязей особей в популяции, приводить примеры. Объяснять причины длительного существования популяций и видов в природе |
27 | 09.12.16 | | Динамика численности популяций. | Урок приобретения новых знаний | Описывать основные свойства популяции. Объяснять влияние рождаемости, смертности, плодовитости на численность и плотность популяции. Устанавливать причины падения и взрыва численности особей в популяции |
28 | 14.12.16 | | Саморегуляция численности популяций. | Комбинированный | Описывать основные способы регуляции численности популяций. Устанавливать связь роста численности человечества с возрастанием ёмкости его среды обитания. Приводить примеры регуляции численности особей в природных популяциях. Использовать информационные источники для подготовки сообщения о демографических проблемах человечества |
29 | 16.12.16 | | Структура популяций. | Урок приобретения новых знаний | Описывать и сравнивать простую и сложную возрастную структуры популяций. Объяснять пирамиды возрастов. Прогнозировать дальнейшее развитие популяции. Обосновывать практическое значение знаний о структуре популяций |
30 | 21.12.16 | | Учение Дарвина об эволюции видов. | Комбинированный | Называть ведущую идею, описывать предпосылки и основные положения учения Ч. Дарвина. Объяснять результаты эволюции с позиций знаний о её движущих силах. Использовать различные источники информации для подготовки учебного проекта |
31 | 23.12.16 | | Современная эволюционная теория. | Урок приобретения новых знаний | Устанавливать взаимосвязь между понятиями «генетика» и «эволюционное учение». Обосновывать значение популяции как единицы эволюции. |
32 | 11.01.17 | | Естественный отбор, его формы. | Комбинированный | Описывать факторы эволюции с позиций СТЭ, устанавливать взаимосвязь между ними. Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации учебного проекта о вкладе С.С. Четверикова в развитие современной эволюционной теории |
33 | 13.01.17 | | Формирование приспособлений — результат эволюции. Лабораторная работа №2 «Объяснение возникновения приспособленности организмов к среде обитания» | Комбинированный | Объяснять формирование приспособлений живых организмов как результат действия факторов эволюции. Описывать и устанавливать причины приспособлений в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы об относительном характере приспособлений. |
34 | 18.01.17 | | Видообразование — результат действия факторов эволюции. | Комбинированный | Называть и описывать виды репродуктивной изоляции, этапы географического и экологического видообразования. Устанавливать причины возникновения новых видов на основе знаний о движущих силах эволюции. |
35 | 20.01.17 | | Селекция — эволюция, направляемая человеком. Лабораторная работа№ 3 «Искусственный отбор и его критерии». | Комбинированный | Давать определение селекции как науки. Сравнивать естественный и искусственный отбор, понятия «сорт», «порода», «штамм», «вид». Обосновывать значение гибридизации и искусственного отбора в процессе выполнения лабораторной работы. |
36 | 25.01.17 | | Систематика и эволюция. | Комбинированный | Описывать принципы современной классификации. Определять место человека в современной зоологической систематике. Сравнивать искусственные классификации с естественной. |
37 | 27.01.17 | | Доказательства и основные этапы антропогенеза. | Комбинированный | Приводить доказательства животного происхождения человека. Описывать этапы антропогенеза, сущность симиальной теории, характерные особенности предковых форм человека разумного. Обосновывать невозможность считать прямыми предками человека современных человекообразных обезьян. |
38 | 01.02.17 | | Биологические и социальные факторы эволюции человека. | Комбинированный | Объяснять ведущую роль естественного отбора на этапах формирования человека как биологического вида. Устанавливать взаимосвязь биологических и социальных факторов в эволюции человека. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием |
39 | 03.02.17 | | Высшая нервная деятельность. | Комбинированный | Обосновывать вклад отечественных учёных в области изучения высшей нервной деятельности. Описывать положения рефлекторной теории, явления взаимной индукции, доминанты. Устанавливать взаимосвязь процессов возбуждения и торможения, анализа и синтеза раздражителей и ответной деятельности организма. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о жизнедеятельности отечественного учёного А.А. Ухтомского |
40 | 08.02.17 | | Особенности высшей нервной деятельности человека. | Комбинированный | Описывать и сравнивать первую и вторую сигнальные системы, подсознательные и бессознательные процессы, сознательную деятельность человека с рассудочной деятельностью животных. Объяснять сущность и значение динамического стереотипа, сознательной деятельности. Определять сознание как высший уровень развития психики. Применять знания в практических ситуациях при выяснении закономерностей восприятия, устойчивости внимания, выработки навыков зеркального письма. |
41 | 10.02.17 | | Мышление и воображение. | Комбинированный | Описывать виды мышления, стадии творческого мышления, процесс воображения. Объяснять особенности функциональной асимметрии головного мозга. Выявлять особенности мышления у человека и высших животных. Применять знания в ходе практической работы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием |
42 | 15.02.17 | | Речь. | Комбинированный | Называть виды речи, определять её сущность, связь речи и языка как знаковой системы. Описывать особенности развития у детей внешней и внутренней речи. Обосновывать врождённую способность человека к освоению речи |
43 | 17.02.17 | | Память Практическая работа №2: Выявление объема смысловой памяти. | Комбинированный | Называть виды памяти, определять её сущность. Описывать особенности и значение разных видов памяти. Применять знания при выполнении практических работ . Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием |
44 | 22.02.17 | | Эмоции. | Комбинированный | Называть и описывать виды эмоций, типы эмоциональных состояний человека. Обосновывать значение положительных эмоций для здоровья человека. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о культуре эмоций |
45 | 24.02.17 | | Чувство любви — основа брака и семьи. | Комбинированный | Объяснять функции семьи, гендерные роли. Доказывать на основе личного опыта необходимость проявления взаимопонимания в семье. Использовать личный опыт (наблюдения) и информационные ресурсы для подготовки сообщения об участии в жизни семьи отца, матери и других членов семьи |
46 | 01.03.17 | | Типы высшей нервной деятельности. Практическая работа №3 «Определение типа темперамента» | Комбинированный | Сравнивать характерные особенности поведения людей с разными типами темперамента. Называть и описывать типы ВНД по Павлову. Определять типы темперамента и ВНД в процессе наблюдений за сверстниками. Применять знания в процессе выполнения практической работы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием |
47 | 03.03.17 | | Контрольная работа № 2 по теме: Вид. Популяция. Эволюция видов | Обобщающий. | Урок обобщения и систематизации знаний Урок контроля и проверки знаний |
Раздел 3 Биоценоз. Экосистема(13 часов). |
48 | 10.03.17 | | Биоценоз. Видовая и пространственная структура. | Урок приобретения новых знаний | Описывать биоценоз как самую сложную живую систему, устанавливать взаимосвязь составляющих его популяций разных видов. Обосновывать значение ярусности в пространственной структуре биоценоза. |
49 | 15.03.17 | | Конкуренция — основа поддержания видовой структуры биоценоза. | Комбинированный | Выявлять особенности конкурентных отношений, обосновывать их значение для жизни биоценоза. Приводить примеры межвидовой конкуренции, экологических ниш, экспериментальные доказательства принципа конкурентного отношения |
50 | 17.03.17 | | Неконкурентные взаимоотношения между видами. | Комбинированный | Называть и описывать неконкурентные взаимоотношения, приводить их примеры. Устанавливать черты взаимной приспособленности между хищниками и жертвами, паразитами, квартирантами и хозяевами; взаимосвязь между симбиотическими видами. |
51 | 22.03.17 | | Разнообразие видов в природе — результат эволюции. | Комбинированный | Называть и определять доминирующие растения биоценоза, число ярусов. Объяснять разнообразие растений с позиций эволюционной теории. Соблюдать правила поведения в природе |
52 | 24.03.17 | | Организация и разнообразие экосистем. | Комбинированный | Называть функциональные группы организмов в экосистеме, приводить примеры организмов разных видов, входящих в состав разных функциональных групп. Описывать разнообразие экосистем. Объяснять значение экологического разнообразия для сохранения биосферы. |
53 | 05.04.17 | | Искусственные экосистемы. Лабораторная работа№ 4: Цепи питания обитателей аквариума. | Комбинированный | Применять знания в процессе выполнения лабораторной работы оформлять результаты наблюдений. |
54 | 07.04.17 | | Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. | Комбинированный | Устанавливать взаимосвязи организмов в пищевых цепях, составлять схемы пищевых цепей. |
55 | 12.04.17 | | Разнообразие и ценность естественных биогеоценозов суши. | Комбинированный | Называть и описывать естественные биогеоценозы суши, приводить примеры. Сравнивать особенности лесных и травянистых биогеоценозов. Объяснять значение естественных биогеоценозов суши для биосферы. |
56 | 14.04.17 | | Разнообразие и ценность естественных водных экосистем. | Комбинированный | Называть и описывать естественные водные экосистемы. Сравнивать морские и пресноводные экосистемы. Обосновывать значение естественных водных экосистем для биосферы. Использовать различные источники информации для подготовки и презентации учебного проекта о разнообразии коралловых рифов, уникальности этих экосистем |
57 | 19.04.17 | | Фитоценоз естественной водной экосистемы. | | Наблюдать и описывать растения водной экосистемы. Определять и сравнивать основные экологические группы водных растений. |
58 | 21.04.17 | | Развитие и смена сообществ и экосистем. | Комбинированный | Выявлять условия равновесного состояния сообщества. Объяснять закономерности развития и смены сообществ под влиянием разнообразных причин. Применять знания о закономерностях развития природных сообществ в практической деятельности |
59 | 26.04.17 | | Агроценоз. Агроэкосистема. | Комбинированный | Сравнивать биоценозы и агроценозы, делать выводы о высокой продуктивности и неустойчивости агроценозов. Обосновывать необходимость чередования агроэкосистем с естественными экосистемами при планировании ландшафтов. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о разнообразии и продуктивности агроценозов родного края |
60 | 28.04.17 | | Биологическое разнообразие и пути его сохранения. | Комбинированный | Называть и описывать особо охраняемые территории, иллюстрировать их конкретными примерами, используя краеведческий материал. Использовать информационные ресурсы для подготовки и обсуждения презентации проекта об особо охраняемых природных территориях Крыма. |
61 | 03.05.17 | | Контрольная работа № 3 по теме: Биоценоз. Экосистема | Обобщающий. | Урок обобщения и систематизации знаний |
Раздел 4 Биосфера (7 ч) |
62 | 05.05.17 | | Среды жизни. Биосфера и её границы. | Урок приобретения новых знаний | Называть и описывать геосферы и среды жизни. Определять биосферу и её границы. Оценивать вклад В.И. Вернадского в развитие знаний о биосфере. Устанавливать причины неравномерного распространения живых организмов в биосфере. |
63 | 10.05.17 | | Живое вещество биосферы и его функции. | Комбинированный | Описывать свойства и функции живого вещества. Сравнивать живое и косное вещества. Объяснять влияние живого вещества на неживую природу Земли. |
64 | 12.05.17 | | Средообразующая деятельность живого вещества. | Комбинированный | Обосновывать значение средообразующей деятельности живых организмов для поддержания состава атмосферы, гидросферы, сохранения почвы. Приводить примеры средообразующей деятельности живого вещества. |
65 | 17.05.17 | | Круговорот веществ — основа целостности биосферы. | Комбинированный | Характеризовать роль круговорота веществ и экосистемной организации жизни в длительном существовании биосферы. Обосновывать значение живого вещества в обеспечении круговорота веществ. |
66 | | | | | |
67 | 19.05.17 | | Контрольная работа №4 по теме: «Биосфера» | Урок контроля и проверки знаний | Применять знания и умения в различных познавательных и практических ситуациях, при решении генетических задач, владеть информационной компетентностью. |
68 | 24.05.17 | | Итоговый урок | Обобщающий | Урок обобщения и систематизации знаний |