Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование (4 класс) Интеллектика»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по интеллектике (обязательного минимума содержания основных образовательных программ, требований к уровню подготовки обучающихся), примерной программы по интеллектике начального общего образования и авторской программы для начальной школы «Планета знаний» (под общей редакцией И.А.Петровой).
Программа рекомендована Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Материал разделён на инвариантную и вариативную части. Статьи вариативной части предусматривают значительное расширение и углубление знаний учащихся. Большая часть заданий направлена на применение знаний в нестандартных ситуациях.
Планирование факультативного курса развития мыслительных способностей учащихся начальных классов составлено на основе авторской программы доктора психологических наук А.З. Зака «Интеллектика», допущенной Министерством образования Российской Федерации (М.: «Интеллект-Центр», 2007), в соответствии базисным учебным планом.
Принципиальной задачей курса выступает развитие мыслительных способностей.
Курс занятий на материале поисковых задач неучебного содержания создает благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления. Культура мышления предполагает хорошее развитие основных мыслительных способностей: совершать точный анализ содержания задач, выполнять разнообразное комбинирование поисковых действий; осуществлять далекое планирование своих шагов по реализации способа решения; проводить обоснованное рассуждение о связи полученного результата с исходными условиями.
Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует у них стремление к размышлению и поиску, вызывает чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Во время занятий по курсу «Интеллектика» происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, поскольку отметки не ставятся.
Базисный учебный план:
I четверть - 8 ч III четверть - 10 ч
II четверть - 8 ч IV четверть - 7 ч
Всего за год – 33 часа.
Учебный план - 1 час в неделю.
Литература, используемая при составлении рабочей программы:
Дидактические средства для учащихся
Интеллектика. 4 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. /Зак А.З. М.: «Интеллект-Центр», 2007.
3. Методическая литература
1. Зак А.З. Интеллектика. Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1-4 классов. Книга для учителя. М.: «Интеллект-Центр», 2007.
2. Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Популярное издание для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1998.
Календарно – тематическое планирование по интеллектике. 4 класс.
№ урока | Дата | Тема урока | Количество часов | Основные виды деятельности. Интеллектуальная игра | ЗУН учащихся к концу изучения темы |
I четверть - 8 часов |
1 | 6.09 | Входная диагностика мыслительных способностей | 1 | Методика «Белка» | -проводить обоснованное рассуждение о связи полученного результата с исходными условиями; -совершать точный анализ содержания задач; -формирование способности рассуждать; -формирование способности анализировать; -формирование способности комбинировать; -выполнять разнообразное комбинирование поисковых действий; |
2 | 13.09 | Развитие способности комбинировать | 1 | «Перестановки – 1» |
3 | 20.09 | Развитие способности анализировать | 1 | «Одинаковое, разное у двух – 1» |
4 | 27.09 | Развитие способности рассуждать | 1 | «Так же, как…» |
5 | 4.10 | Развитие способности планировать | 1 | «Шаги - 1» |
6 | 11.10 | Развитие способности комбинировать | 1 | «Передвижения – 1» |
7 | 18.10 | Развитие способности анализировать | 1 | «Одинаковое, разное у двух –2» |
8 | 25.10 | Развитие способности рассуждать | 1 | «Сходство, отличие» |
II четверть - 8 часов |
1 | 8.11 | Развитие способности планировать | 1 | «Прыжки – 1» | |
2 | 15.11 | Развитие способности комбинировать | 1 | «Перестановки – 2» | - формирование познавательных интересов; -формирование стремления к размышлению и поиску; - формирование способности планировать; -формирование способности рассуждать; -формирование способности анализировать; -формирование способности комбинировать; |
3 | 22.11 | Развитие способности анализировать | 1 | «Одинаковое, разное у двух –3» |
4 | 29.11 | Развитие способности рассуждать | 1 | «Совпадения» |
5 | 6.12 | Развитие способности планировать | 1 | «Шаги – 2» |
6 | 13.12 | Развитие способности Комбинировать | 1 | «Передвижения – 2» |
7 | 20.12 | Развитие способности планировать | 1 | «Прыжки – 2» |
8 | 27.12 | Развитие способности рассуждать | 1 | «Родственники» |
III четверть - 11 часов |
1 | 17.01 | Развитие способности планировать | 1 | «Шаги – 3» | -развитие критичности и обоснованности мышления; -формирование глубины мышления; -формирование способности анализировать; -формирование способности комбинировать; -навык самоконтроля; -осуществлять далекое планирование своих шагов по реализации способа решения; - формирование способности планировать; -формирование гибкости мышления; |
2 | 24.01 | Развитие способности комбинировать | 1 | «Перестановки – 3» |
3 | 31.01 | Развитие способности анализировать | 1 | «Одинаковое, разное у трех – 1» |
4 | 14.02 | Развитие способности рассуждать | 1 | «Больше, чем…» |
5 | 21.02 | Развитие способности планировать | 1 | «Прыжки – 3» |
6 | 27.02 | Развитие способности комбинировать | 1 | «Передвижения – 3» |
7 | 28.02 | Развитие способности анализировать | 1 | «Одинаковое, разное у трех – 2» |
8 | 6.03 | Развитие способности рассуждать | 1 | «Старше, моложе» |
9 | 13.03 | Развитие способности планировать | 1 | «Шаги, прыжки – 1» |
10 | 20.03 | Развитие способности комбинировать | 1 | «Обмены – 1» |
IV четверть - 7 часов |
1 | 3.04 | Развитие способности анализировать | 1 | «Одинаковое, разное у трёх» | - формирование способности планировать; -формирование гибкости мышления; -формирование способности рассуждать; -формирование способности анализировать; -формирование способности комбинировать; -навык самоконтроля; -осуществлять далекое планирование своих шагов по реализации способа решения |
2 | 10.04 | Развитие способности рассуждать | 1 | «Ближе, левее» |
3 | 17.04 | Развитие способности планировать | 1 | «Шаги, прыжки –2» |
4 | 24.04 | Развитие способности планировать | 1 | «Шаги, прыжки – 3» |
5 | 8.05 | Развитие способности комбинировать | 1 | «Обмены – 2» |
6 | 15.05 | Развитие способности рассуждать | 1 | «То ли одно, то ли другое» |
7 | 22.05 | Развитие способности комбинировать | 1 | «Обмены – 3» |