Пояснительная записка
Программа составлена на основе:
Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. №1897;
Учебного плана МБОУ «Гимназии № 4» г. Грозного;
Примерной программы по математике 5-6 классы разработанной под редакцией С. М. Никольского, М. К. Потапова, Н. Н. Решетникова, А. В. Шевкина – 15-е издание. Просвещение, 2016.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 340 ч (из расчета 5 учебных часа в неделю) для обязательного изучения учебного предмета «Математика» на этапе основного (общего) образования. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Математика» изучается с 5-го по 6-й класс в виде следующего учебного курса: 5–6 класс – «Математика» (интегрированный предмет).
Распределение учебного времени между этими предметами представлено в таблице.
Классы | Предметы математического цикла | Количество часов на ступени основного образования |
5 | Математика | 170 |
6 | Математика | 170 |
Всего | | 340 |
Планируемые результаты
Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
В личностном направлении:
У обучающегося будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики;
понимание роли математических действий в жизни человека;
интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;
ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;
понимание причин успеха в учебе;
понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире;
ориентации на оценку результатов познавательной деятельности;
общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности;
понимания чувств одноклассников, учителей;
В метапредметном направлении :
Регулятивные:
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные:
Ученик получит возможность научиться:
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
давать определения понятиям.
Коммуникативные:
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учить критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ
Рациональные числа
Выпускник научится:
1. понимать особенности десятичной системы счисления;
2. владеть понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
3. выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
4. сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
5. выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
6. использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты.
Выпускник получит возможность:
1. познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
2. углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
3. научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Действительные числа
Выпускник научится:
1. использовать начальные представления о множестве действительных чисел;
2. владеть понятием квадратного корня, применять его в вычислениях.
Выпускник получит возможность:
1. развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в человеческой практике;
2. развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).
Измерения, приближения, оценки
Выпускник научится:
использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин-.
Выпускник получит возможность:
1. понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
2. понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.
Наглядная геометрия
Выпускник научится:
1. распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
2. распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
3. строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;
4. определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
5) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Выпускник получит возможность:
1. вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
2. углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
3. применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Требования к уровню обученности учащихся.
Предметные УУД.
Знать/понимать
• как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
• существо понятия алгоритма;
• как использовать математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
• каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждения о них, важных для практики; вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира
уметь
• выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
• использовать буквы, для записи выражений и свойств арифметических действий, составления уравнений;
• переходить от одной формы записи чисел к другой;
• пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объёма; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
• решать текстовые задачи, включая задачи, с дробями и процентами;
• строить простейшие геометрические фигуры;
• работать на калькуляторе;
• проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
• устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычислений, с использованием различных приёмов;
• описания реальных ситуаций на язык геометрии;
• решение практических задач, связанных с нахождением геометрических величин
• построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
• выстраивания аргументации при доказательстве и диалоге;
• решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объёмов, времени, скорости;
ДЛЯ ГЛУХИХ, СЛАБОСЛЫШАЩИХ, ПОЗДНООГЛОХШИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
1) формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления:
2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений:
оперирование понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность, нахождение пересечения, объединения подмножества в простейших ситуациях;
решение сюжетных задач разных типов на все арифметические действия;
применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения, интерпретация вычислительных результатов в задаче, исследование полученного решения задачи;
нахождение процента от числа, числа по проценту от него, нахождения процентного отношение двух чисел, нахождения процентного снижения или процентного повышения величины;
решение логических задач;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений:
оперирование понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число, иррациональное число;
использование свойства чисел и законов арифметических операций с числами при выполнении вычислений;
использование признаков делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и решении задач;
выполнение округления чисел в соответствии с правилами;
сравнение чисел;
оценивание значения квадратного корня из положительного целого числа;
4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат:
выполнение несложных преобразований для вычисления значений числовых выражений, содержащих степени с натуральным показателем, степени с целым отрицательным показателем;
выполнение несложных преобразований целых, дробно рациональных выражений и выражений с квадратными корнями; раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые, использовать формулы сокращенного умножения;
решение линейных и квадратных уравнений и неравенств, уравнений и неравенств сводящихся к линейным или квадратным, систем уравнений и неравенств, изображение решений неравенств и их систем на числовой прямой;
5) овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей:
определение положения точки по ее координатам, координаты точки по ее положению на плоскости;
нахождение по графику значений функции, области определения, множества значений, нулей функции, промежутков знакопостоянства, промежутков возрастания и убывания, наибольшего и наименьшего значения функции;
построение графика линейной и квадратичной функций;
оперирование на базовом уровне понятиями: последовательность, арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия;
использование свойств линейной и квадратичной функций и их графиков при решении задач из других учебных предметов;
6) овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений:
оперирование понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырёхугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар; изображение изучаемых фигур от руки и с помощью линейки и циркуля;
выполнение измерения длин, расстояний, величин углов с помощью инструментов для измерений длин и углов;
7) формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач:
оперирование на базовом уровне понятиями: равенство фигур, параллельность и перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция;
проведение доказательств в геометрии;
оперирование на базовом уровне понятиями: вектор, сумма векторов, произведение вектора на число, координаты на плоскости;
решение задач на нахождение геометрических величин (длина и расстояние, величина угла, площадь) по образцам или алгоритмам;
8) овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений:
формирование представления о статистических характеристиках, вероятности случайного события;
решение простейших комбинаторных задач;
определение основных статистических характеристик числовых наборов;
оценивание и вычисление вероятности события в простейших случаях;
наличие представления о роли практически достоверных и маловероятных событий, о роли закона больших чисел в массовых явлениях;
умение сравнивать основные статистические характеристики, полученные в процессе решения прикладной задачи, изучения реального явления;
9) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах:
распознавание верных и неверных высказываний;
оценивание результатов вычислений при решении практических задач;
выполнение сравнения чисел в реальных ситуациях;
использование числовых выражений при решении практических задач и задач из других учебных предметов;
решение практических задач с применением простейших свойств фигур;
выполнение простейших построений и измерений на местности, необходимых в реальной жизни;
10) формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
11) формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
12) развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
13) формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
14) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права;
15) для слабовидящих обучающихся:
владение правилами записи математических формул и специальных знаков рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля;
владение тактильно-осязательным способом обследования и восприятия рельефных изображений предметов, контурных изображений геометрических фигур и т.п.;
умение читать рельефные графики элементарных функций на координатной плоскости, применять специальные приспособления для рельефного черчения;
владение основным функционалом программы невизуального доступа к информации на экране ПК, умение использовать персональные тифлотехнические средства информационно-коммуникационного доступа слепыми обучающимися;
16) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
владение специальными компьютерными средствами представления и анализа данных и умение использовать персональные средства доступа с учетом двигательных, речедвигательных и сенсорных нарушений;
умение использовать персональные средства доступа».
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание 5 класс
В курсе математики 5-6 класса можно выделить следующие содержательные линии: арифметика, элементы алгебры, наглядная геометрия. Наряду с этим в содержание включены две методологические темы: множества и математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся.
• Содержание линии «Множества» служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка.
• Содержание линии «Математика в историческом развитии» способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.
• Содержание линии «Арифметика» служит фундаментом изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию вычислительных навыков, логическому мышлению, формирует умения пользоваться алгоритмом, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач , а также приобретение практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
• Содержание линии «элементы алгебры» систематизирует знания о математическом языке, показывая применение букв для обозначения чисел и записи свойств арифметических действий, а также для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.
• Содержание линии «Наглядная геометрия» способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.
1. Натуральные числа и нуль (46 ч).
Ряд натуральных чисел. Десятичная запись, сравнение, сложение и вычитание натуральных чисел. Законы сложения. Умножение, законы умножения. Степень с натуральным показателем. Деление нацело, деление с остатком. Числовые выражения. Решение текстовых задач арифметическими методами.
Основные цели - систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, об их сравнении, сложении и вычитании, умножении и делении; добиться осознанного овладения приемами вычислений с применением законов сложения и умножения; развивать навыки вычислений с натуральными числами.
При изучении данной темы вычисления выполняются сначала устно с опорой на законы сложения и умножения, на свойство вычитания, а потом столбиком. Большое внимание уделяется переместительному и сочетательному законам умножения и распределительному закону, их использованию для обоснования вычислений столбиком (на простых примерах), для рационализации вычислений. Тем самым закладывается основа осознанного овладения приемами вычислений. Вместе с тем достаточное внимание уделяется закреплению навыков вычисления столбиком, особенно в сложных случаях (нули в записи множителей или частного). Вводится понятие степени с натуральным показателем. При изучении числовых выражений закрепляются правила порядков действий.
С первых уроков начинается систематическая работа по развитию у учащихся умения решать текстовые задачи арифметическими способами. Решение задач требует понимания отношений «больше на ...», «меньше на ...», «больше в ...», «меньше в ...» и их связи с арифметическими действиями с натуральными числами, а также понимания стандартных ситуаций, в которых используются слова «всего», «осталось» и т. п. Типовые задачи на части, на нахождение двух чисел по их сумме и разности рассматриваются в отдельных пунктах. Работа с арифметическими способами решения задач, нацеленная на развитие мышления и речи учащихся, продолжится при изучении следующих тем. При наличии учебных часов рассматривается тема «Вычисления с помощью калькулятора».
2. Измерение величин (30 ч).
Прямая, луч, отрезок. Измерение отрезков и метрические единицы длины. Представление натуральных чисел на координатном луче. Окружность и круг, сфера и шар. Углы, измерение углов. Треугольники и четырехугольники. Прямоугольный параллелепипед. Площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы площади, объема, массы, времени. Решение текстовых задач арифметическими методами.
Основные цели - систематизировать знания учащихся о геометрических фибрах и единицах измерения величин; продолжить их ознакомление с геометрическими фигурами и с соответствующей терминологией.
При изучении данной темы учащиеся измеряют отрезки, изображают натуральные числа на координатном луче. Это начальный этап освоения ими идеи числа как длины отрезка, точнее - как координаты точки на координатной прямой. Здесь же они вычисляют площадь прямоугольника и объем прямоугольного параллелепипеда, измерения которых - натуральные числа.
Здесь вводятся единицы измерения длины, площади и объема, устанавливаются соотношения между единицами длины, единицами площади, единицами объема, изучаются единицы массы и времени.
Введение градусной меры угла сопровождается заданиями на измерение углов и построение углов с заданной градусной мерой.
При изучении данной темы решаются задачи на движение.
При наличии учебных часов рассматривается тема «Многоугольники».
3. Делимость натуральных чисел (19 ч).
Свойства и признаки делимости. Простые и составные числа. Делители натурального числа. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное.
Основные цели - завершить изучение натуральных чисел рассмотрением свойств и признаков делимости; сформировать у учащихся простейшие доказательные умения.
При изучении данной темы значительное внимание уделяется формированию у учащихся простейших доказательных умений. Доказательства свойств и признаков делимости проводятся на характерных числовых примерах, но методы доказательства могут быть распространены на общий случай. При этом учащиеся получают первый опыт доказательства теоретических положений со ссылкой на другие теоретические положения.
Понятия наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного вводятся традиционно, но следует учесть, что в дальнейшем не всегда требуется сокращать дробь на наибольший общий делитель ее числителя и знаменателя или приводить дроби обязательно к наименьшему общему знаменателю.
При наличии учебных часов рассматривается тема «Использование четности при решении задач».
4. Обыкновенные дроби (65 ч).
Понятие дроби, равенство дробей (основное свойство дроби). Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей. Законы сложения. Умножение дробей, законы умножения. Деление дробей. Смешанные дроби и действия с ними. Представление дробей на координатном луче. Решение текстовых задач арифметическими методами.
Основная цель - сформировать у учащихся умения сравнивать, складывать, вычитать, умножать и делить обыкновенные и смешанные дроби, вычислять значения выражений, содержащих обыкновенные и смешанные дроби, решать задачи на сложение и вычитание, на умножение и деление дробей, задачи на дроби, на совместную работу арифметическими методами.
Формирование понятия «дроби» сопровождается обучением решению простейших задач на нахождение части числа и числа по его части, а также задач, готовящих учащихся к решению задач на совместную работу. При вычислениях с дробями допускается сокращение дроби на любой общий делитель ее числителя и знаменателя (не обязательно наибольший), а также приведение дробей к любому общему знаменателю (не обязательно наименьшему). Но в том и в другом случаях разъясняется, когда вычисления будут наиболее экономными.
При изучении данной темы решаются задачи на сложение и вычитание дробей, основные задачи на дроби.
Операция умножения дробей вводится по определению, из которого получается правило умножения натурального числа на обыкновенную дробь. Особое внимание уделяется доказательствам законов сложения и умножения для дробей. Они проводятся на характерных числовых примерах с опорой на соответствующие законы для натуральных чисел, но методы доказательства могут быть распространены на общий случай.
Деление дробей вводится как операция, обратная умножению. Смешанная дробь рассматривается как другая запись обыкновенной неправильной дроби. Отдельно изучаются вычисления со смешанными дробями. На характерных числовых примерах показывается, что плоишь прямоугольника и объем прямоугольного параллелепипеда, измерения которых выражены рациональными числами, вычисляются по тем же правилам, что и для натуральных чисел.
Работу с неотрицательными рациональными числами завершает их изображение на координатном луче.
Здесь решаются задачи на умножение и деление дробей, показывается, что рассмотренные ранее задачи на дроби можно решать с помощью умножения и деления на дробь. Задачи на совместную работу выделены в отдельный пункт.
5. Повторение (12 часов)
При организации текущего и итогового повторения используются задания из раздела «Задания для повторения» и другие материалы.
Авторская программа рассчитана на 172 часов, 4 часа в 5 классе добавлены к теме «Натуральные числа и нуль» в целях формирования у учащихся вычислительных навыков с натуральными числами и 1 час на повторение курса математики для 2-хчасовой итоговой контрольной работы.
в 6 классе 5 часов добавлены к теме «Рациональные числа» для лучшего формирования вычислительных навыков с рациональными числами.
Изменения, внесенные в авторскую учебную программу и их обоснование:
Авторская программа рассчитана на 172 часов, 4 часа в 5 классе добавлены к теме «Натуральные числа и нуль» в целях формирования у учащихся вычислительных навыков с натуральными числами и 1 час на повторение курса математики для 2-хчасовой итоговой контрольной работы.
В 6 классе 5 часов добавлены к теме «Рациональные числа» для лучшего формирования вычислительных навыков с рациональными числами.
Содержание курса математики 6 класс
1. Отношения, пропорции, проценты (30 ч.)
Отношение чисел и величин. Масштаб. Деление числа в заданном отношении. Пропорции. Прямая и обратная пропорциональность. Понятие о проценте. Задачи на проценты. Круговые диаграммы. Задачи на перебор всех возможных вариантов. Вероятность события.
Основная цель – восстановить навыки работы с натуральными и рациональными числами, усвоить понятия, связанные с пропорциями и процентами.
2. Целые числа (34 ч.)
Отрицательные целые числа. Противоположное число. Модуль числа. Сравнение целых чисел. Сложение целых чисел. Законы сложения целых чисел. Разность целых чисел. Произведение целых чисел. Частное целых чисел. Распределительный закон. Раскрытие скобок и заключение в скобки. Действия с суммами нескольких слагаемых. Представление целых чисел на координатной оси.
Основная цель – научить учащихся работать со знаками, так как арифметические действия над их модулями – натуральными числами – уже хорошо усвоены.
3. Рациональные числа (38 ч.)
Отрицательные дроби. Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Сложение и вычитание дробей. Умножение и деление дробей. Законы сложения и умножения. Смешанные дроби произвольного знака. Изображение рациональных чисел на координатной оси. Уравнения. Решение задач с помощью уравнений.
Основная цель – добиться осознанного владения школьниками арифметических действий над рациональными числами.
4. Десятичные дроби (34 ч.)
Понятие положительной десятичной дроби. Сравнение положительных десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Перенос запятой в положительной десятичной дроби. Умножение положительных десятичных дробей. Деление положительных десятичных дробей. Десятичные дроби и проценты. Десятичные дроби любого знака. Приближение десятичных дробей. Приближение суммы, разности, произведения и частного двух чисел.
Основная цель – научить учащихся действиям с десятичными дробями и приближёнными вычислениями.
5. Обыкновенные и десятичные дроби (24 ч.)
Разложение положительной обыкновенной дроби в конечную десятичную дробь. Бесконечные периодические десятичные дроби. Непериодические бесконечные периодические десятичные дроби. Длина отрезка. Длина окружности. Площадь круга. Координатная ось. Декартова система координат на плоскости. Столбчатые диаграммы и графики.
Основная цель – ввести действительные числа.
6. Повторение (11 часов)
Календарно-тематический план по математике 5 класс
№ урока | Тема урока | Кол. часов | дата |
план | факт |
Повторение материала курса начальной школы (3 ч) |
1 | Вводное. Повторение. Сложение и вычитание натуральных чисел | 1 | 5.09 | |
2 | Повторение. Умножение и деление натуральных чисел. | 1 | 6.09 | |
3 | Решение текстовых задач. | 1 | 7.09 | |
1. Натуральные числа и нуль (46 ч) |
4 | 1.1. Ряд натуральных чисел | 1 | 8.09. | |
5-6 | 1.2. Десятичная система записи натуральных чисел | 2 | 9.09.,12.09 | |
7-8 | 1.3. Сравнение натуральных чисел | 2 | 13.09.,14.09 | |
9-11 | 1.4. Сложение. Законы сложения | 3 | 15.09.,16.09., 19.09 | |
12-14 | 1.5. Вычитание | 3 | 20.09.,21.09., 22.09. | |
15-16 | 1.6. Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания | 2 | 23.09.,26.09 | |
17-19 | 1.7. Умножение. Законы умножения | 3 | 27.09.,28.09., 29.09 | |
20-21 | 1.8. Распределительный закон | 2 | 30.09., 4.10. | |
22-24 | 1.9. Сложение и вычитание столбиком | 3 | 5.10,6.10., 7.10 | |
25 | Контрольная работа № 1 | 1 | 10.10 | |
26-28 | 1.10. Умножение чисел столбиком | 3 | 11.10.,12.10., 13.10 | |
29-30 | 1.11. Степень с натуральным показателем | 2 | 14.10.,17.10 | |
31-33 | 1.12. Деление нацело | 4 | 18.10., 19.10. 20.10.,21.10 | |
34-35 | 1.13. Решение текстовых задач с помощью умножения и деления | 2 | 24.10..25.10 | |
36-38 | 1.14. Задачи «на части» | 3 | 26.10.,27.10., 7.11 | |
39-41 | 1.15. Деление с остатком | 3 | 24.10.,25.10., 26.10 | |
42-43 | 1.16. Числовые выражения | 2 | 7.11.8.11 | |
44 | Контрольная работа № 2 | 1 | 11.11. | |
45-46 | 1.17. Нахождение двух чисел по их сумме и разности | 2 | 9.11.,10.11. | |
Дополнения к главе 1 |
| 1. Вычисления с помощью калькулятора | | | |
| 2. Исторические сведения | | | |
47-48 | 3. Занимательные задачи | 2 | 14.11.,15.11 | |
Глава 2. Измерение величин (30 часов) |
49-50 | 2.1. Прямая. Луч. Отрезок | 2 | 16.11.,17.11 | |
51-52 | 2.2. Измерение отрезков | 2 | 18.11.,19.11. | |
53-54 | 2.3. Метрические единицы длины | 2 | 21.11.,22.11. | |
55-56 | 2.4. Представление натуральных чисел на координатном луче | 2 | 23.11.,24.11 | |
57 | Контрольная работа № 3 | 1 | 25.11 | |
58 | 2.5. Окружность и круг. Сфера и шар | 1 | 28.11 | |
59-60 | 2.6. Углы. Измерение углов | 2 | 29.11.,30.11 | |
61-62 | 2.7. Треугольники | 2 | 1.12.,2.12 | |
63-64 | 2.8. Четырехугольники | 2 | 5.12.,6.12. | |
65-66 | 2.9. Площадь прямоугольника. Единицы площади | 2 | 7.12.,8.12. | |
67-68 | 2.10. Прямоугольный параллелепипед | 2 | 9.12.12.12 | |
69-70 | 2.11. Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема | 2 | 13.12.,14.12 | |
71 | Единицы массы | 1 | 15.12 | |
72 | Единицы времени | 1 | 16.12 | |
73-75 | Задачи на движение | 2 | 19.12.,20.12 | |
76 | Контрольная работа № 4 | 1 | 21.12 | |
Дополнения к главе 2 |
77 | 1. Многоугольники | 1 | 22.12 | |
| 2. Исторические сведения | | | |
78 | 3. Занимательные задачи | 1 | 23.12 | |
Глава 3. Делимость натуральных чисел (19 часов) |
79-80 | 3.1. Свойства делимости | 2 | 24.12.,26.12 | |
81-83 | 3.2. Признаки делимости | 3 | 9.01.,10.01., 11.01. | |
84-85 | 3.3. Простые и составные числа | 2 | 12.01.,13.01. | |
86-88 | 3.4. Делители натурального числа | 3 | 16.01.,17.01., 18.01 | |
89-91 | 3.5. Наибольший общий делитель | 3 | 19.01.,20.01., 23.01 | |
92-94 | 3.6. Наименьшее общее кратное | 3 | 24.01.,25.01, 26.01 | |
95 | Контрольная работа № 5 | 1 | 27.01 | |
Дополнения к главе 3 |
| 1. Использование четности и нечетности при решении задач | | | |
| 2. Исторические сведения | | | |
96-97 | 3. Занимательные задачи | 2 | 30.01.,31.01. | |
| Глава 4. Обыкновенные дроби (65 часов) | | | |
98 | 4.1. Понятие дроби | 1 | 1.02 | |
99-101 | 4.2. Равенство дробей | 3 | 2.02.,3.02., 7.02 | |
102-105 | 4.3. Задачи на дроби | 4 | 8.02.,9.02., 10.02.,13.02 | |
106-109 | 4.4. Приведение дробей к общему знаменателю | 4 | 14.02.,15.02., 16.02., 17.02 | |
110-112 | 4.5. Сравнение дробей | 3 | 20.02.,21.02., 22.02 | |
113-115 | 4.6. Сложение дробей | 3 | 27.02.,28.0., 1.03. | |
116-119 | 4.7. Законы сложения | 4 | 6.03., 7.03.,9.03., 10.03. | |
120-123 | 4.8. Вычитание дробей | 4 | 13.03.,14.03, 15.03.,16.03 | |
124 | Контрольная работа № 6 | 1 | 17.03 | |
125-128 | 4.9. Умножение дробей | 4 | 20.03.,21.03. 22.03.,23.03. | |
129-130 | 4.10. Законы умножения | 2 | 24.03.25.03 | |
131-134 | 4.11. Деление дробей | 4 | 3.04.,4.04., 5.04.,6.04 | |
135-136 | 4.12 Нахождение части целого и целого по его части | 2 | 7.04.,10.04 | |
137 | Контрольная работа № 7 | 1 | 11.04 | |
138-140 | 4.13. Задачи на совместную работу | 3 | 12.04.,13.04.. 14.04. | |
141-143 | 4.14. Понятие смешанной дроби | 3 | 16.04..17.04., 18.04 | |
144-146 | 4.15. Сложение смешанных дробей | 3 | 19.04.,20.04.. 21.04 | |
147-149 | 4.16. Вычитание смешанных дробей | 3 | 23.04.,25.04., 26.04 | |
150-154 | 4.17. Умножение и деление смешанных дробей | 4 | 27.04.,28.04., 30.04.,2.05. | |
155 | Контрольная работа № 8 | 1 | 3.05 | |
156-158 | 4.18. Представление дробей на координатном луче | 3 | 4.05.,5.05., 7.05. | |
159-160 | 4.19. Площадь прямоугольника. Объем прямоугольного параллелепипеда | 2 | 8.05.,10.05. | |
Дополнения к главе 4 |
| 1. Сложные задачи на движение по реке | | | |
| 2. Исторические сведения | | | |
161-162 | 3. Занимательные задачи | 2 | 11.05.,12.05. | |
Повторение (12 часов) |
163-170 | Повторение | 11 | 13.05.,14.04., 16.05.,17.05., 18.05.,19.05. 20.05.22.05., 24.05.24.05. | |
172 | Итоговая контрольная работа № 9 | | 23.05 | |
5 КЛАСС
Тематическое планирование
5 КЛАСС, МАТЕМАТИКА
№ п/п | Кол- во часов | Тема. Раздел. Содержание учебного материала |
| | Повторение материала курса начальной школы (3 ч) |
1 | 1 | Вводное. Повторение. Сложение и вычитание натуральных чисел |
2 | 1 | Повторение. Умножение и деление натуральных чисел. |
3 | 1 | Решение текстовых задач. |
| | 1. Натуральные числа и нуль (46 ч) |
4 | 1 | 1.1. Ряд натуральных чисел |
5-6 | 2 | 1.2. Десятичная система записи натуральных чисел |
7-8 | 2 | 1.3. Сравнение натуральных чисел |
9-11 | 3 | 1.4. Сложение. Законы сложения |
12-14 | 3 | 1.5. Вычитание |
15-16 | 2 | 1.6. Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания |
17-19 | 3 | 1.7. Умножение. Законы умножения |
20-21 | 2 | 1.8. Распределительный закон |
22-24 | 3 | 1.9. Сложение и вычитание столбиком |
25 | 1 | Контрольная работа № 1 |
26-28 | 3 | 1.10. Умножение чисел столбиком |
29-30 | 2 | 1.11. Степень с натуральным показателем |
31-33 | 3 | 1.12. Деление нацело |
34-35 | 2 | 1.13. Решение текстовых задач с помощью умножения и деления |
36-38 | 3 | 1.14. Задачи «на части» |
39-41 | 3 | 1.15. Деление с остатком |
42-43 | 2 | 1.16. Числовые выражения |
44 | 1 | Контрольная работа № 2 |
45-46 | 2 | 1.17. Нахождение двух чисел по их сумме и разности |
| | Дополнения к главе 1 |
| - | 1. Вычисления с помощью калькулятора |
| - | 2. Исторические сведения |
47-48 | 2 | 3. Занимательные задачи |
| | Глава 2. Измерение величин (30 часов) |
49-50 | 2 | 2.1. Прямая. Луч. Отрезок |
51-52 | 2 | 2.2. Измерение отрезков |
53-54 | 2 | 2.3. Метрические единицы длины |
55-56 | 2 | 2.4. Представление натуральных чисел на координатном луче |
57 | 1 | Контрольная работа № 3 |
58 | 1 | 2.5. Окружность и круг. Сфера и шар |
59-60 | 2 | 2.6. Углы. Измерение углов |
61-62 | 2 | 2.7. Треугольники |
63-64 | 2 | 2.8. Четырехугольники |
65-66 | 2 | 2.9. Площадь прямоугольника. Единицы площади |
67-68 | 2 | 2.10. Прямоугольный параллелепипед |
69-70 | 2 | 2.11. Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема |
71 | 1 | Единицы массы |
72 | 1 | Единицы времени |
73-75 | 3 | Задачи на движение |
76 | 1 | Контрольная работа № 4 |
| | Дополнения к главе 2 |
77 | 1 | 1. Многоугольники |
| | 2. Исторические сведения |
78 | 1 | 3. Занимательные задачи |
| | Глава 3. Делимость натуральных чисел (19 часов) |
79-80 | 2 | 3.1. Свойства делимости |
81-83 | 3 | 3.2. Признаки делимости |
84-85 | 2 | 3.3. Простые и составные числа |
86-88 | 3 | 3.4. Делители натурального числа |
89-91 | 3 | 3.5. Наибольший общий делитель |
92-94 | 3 | 3.6. Наименьшее общее кратное |
95 | 1 | Контрольная работа № 5 |
| | Дополнения к главе 3 |
| | 1. Использование четности и нечетности при решении задач |
| | 2. Исторические сведения |
96-97 | 2 | 3. Занимательные задачи |
| | Глава 4. Обыкновенные дроби (65 часов) |
98 | 1 | 4.1. Понятие дроби |
99-101 | 3 | 4.2. Равенство дробей |
102-105 | 4 | 4.3. Задачи на дроби |
106-109 | 4 | 4.4. Приведение дробей к общему знаменателю |
110-112 | 3 | 4.5. Сравнение дробей |
113-115 | 3 | 4.6. Сложение дробей |
116-119 | 4 | 4.7. Законы сложения |
120-123 | 4 | 4.8. Вычитание дробей |
124 | 1 | Контрольная работа № 6 |
125-128 | 4 | 4.9. Умножение дробей |
129-130 | 2 | 4.10. Законы умножения |
131-134 | 4 | 4.11. Деление дробей |
135-136 | 2 | 4.12 Нахождение части целого и целого по его части |
137 | 1 | Контрольная работа № 7 |
138-140 | 3 | 4.13. Задачи на совместную работу |
141-143 | 3 | 4.14. Понятие смешанной дроби |
144-146 | 3 | 4.15. Сложение смешанных дробей |
147-149 | 3 | 4.16. Вычитание смешанных дробей |
150-154 | 5 | 4.17. Умножение и деление смешанных дробей |
155 | 1 | Контрольная работа № 8 |
156-158 | 3 | 4.18. Представление дробей на координатном луче |
159-160 | 2 | 4.19. Площадь прямоугольника. Объем прямоугольного параллелепипеда |
| | Дополнения к главе 4 |
| - | 1. Сложные задачи на движение по реке |
| - | 2. Исторические сведения |
161-162 | 2 | 3. Занимательные задачи |
| | Повторение (12 часов) |
163-171 | 10 | Повторение |
172 | 2 | Итоговая контрольная работа № 9 |
Итого | 172 (часов) |
6 класс математика
№ п/п | Кол- во часов | Тема. Раздел. Содержание учебного материала |
| | 1. Отношения, пропорции, проценты (30 часов). |
1-2 | 2 | Отношения чисел и величин |
3-4 | 2 | Масштаб |
5-7 | 3 | Деление числа в данном отношении |
8-10 | 3 | Пропорции |
11-14 | 4 | Прямая и обратная пропорциональность |
15 | 1 | Контрольная работа № 1 |
16-18 | 3 | Понятие о проценте |
19-21 | 3 | Задачи на проценты |
22-23 | 2 | Круговые диаграммы |
| | Дополнения к главе 1 |
24-25 | 2 | 1. Задачи на перебор всех возможных вариантов |
26-27 | 2 | 2. Вероятность события |
| - | 3. Исторические сведения |
28-29 | 2 | 4. Занимательные задачи |
30 | 1 | Контрольная работа № 2 |
| | Глава 2. Целые числа (34 часов) |
31-32 | 2 | 2.1. Отрицательные целые числа |
33-34 | 2 | 2.2. Противоположные числа. Модуль числа |
35-36 | 2 | 2.3. Сравнение целых чисел |
37-40 | 4 | 2.4. Сложение целых чисел |
41-42 | 2 | 2.5. Законы сложения целых чисел |
43-45 | 3 | 2.6. Разность целых чисел |
46-48 | 3 | 2.7. Произведение целых чисел |
49-51 | 3 | 2.8. Частное целых чисел |
52-53 | 2 | 2.9. Распределительный закон |
54-55 | 2 | 2.10. Раскрытие скобок и заключение в скобки |
56-57 | 2 | 2.11. Действия с суммами нескольких слагаемых |
58-59 | 2 | 2.12. Представление целых чисел на координатной оси |
60 | 1 | Контрольная работа № 3 |
| | Дополнения к главе 2 |
61-62 | 2 | 1. Фигуры на плоскости, симметричные относительно точки |
| | 2. Исторические сведения |
63-64 | 2 | 3. Занимательные задачи |
| | Глава 3. Рациональные числа (38 часов) |
65-66 | 2 | 3.1. Отрицательные дроби |
67-68 | 2 | 3.2. Рациональные числа |
69-71 | 3 | 3.3. Сравнение рациональных чисел |
72-76 | 5 | 3.4. Сложение и вычитание дробей |
77-80 | 4 | 3.5. Умножение и деление дробей |
81-82 | 2 | 3.6. Законы сложения и умножения |
83 | 1 | Контрольная работа № 4 |
84-87 | 4 | 3.7. Смешанные дроби произвольного знака |
89-91 | 3 | 3.8. Изображение рациональных чисел на координатной оси |
92-95 | 4 | 3.9. Уравнения |
96-98 | 3 | 3.10. Решение задач с помощью уравнений |
99 | 1 | Контрольная работа № 5 |
| | Дополнения к главе 3 |
100 | 1 | 1. Буквенные выражения |
101 | 1 | 2. Фигуры на плоскости, симметричные относительно прямой |
| | 3. Исторические сведения |
102-103 | 2 | 4. Занимательные задачи |
| | Глава 4. Десятичные дроби (34) |
104-105 | 2 | 4.1. Понятие положительной десятичной дроби |
106-107 | 2 | 4.2. Сравнение положительных десятичных дробей |
108-110 | 3 | 4.3. Сложение и вычитание десятичных дробей |
111-112 | 2 | 4.4. Перенос запятой в положительной десятичной дроби |
113-116 | 4 | 4.5. Умножение положительных десятичных дробей |
117-120 | 4 | 4.6. Деление положительных десятичных дробей |
121 | 1 | Контрольная работа № 6 |
122-124 | 3 | 4.7. Десятичные дроби и проценты |
125-126 | 2 | 4.8. Сложные задачи на проценты |
127-128 | 2 | 4.9. Десятичные дроби любого знака |
129-131 | 3 | 4.10. Приближение десятичных дробей |
132-133 | 2 | 4.11. Приближение суммы, разности, произведения и частного двух чисел |
134 | 1 | Контрольная работа № 7 |
| | Дополнения к главе 4 |
| - | 1. Вычисления с помощью калькулятора |
| - | 2. Процентные расчеты с помощью калькулятора |
135 | 1 | 3. Фигуры в пространстве, симметричные относительно плоскости |
| | 4. Исторические сведения |
136-137 | 2 | 5. Занимательные задачи |
| | Глава 5. Обыкновенные и десятичные дроби (24 часов) |
138-139 | 2 | 5.1. Разложение положительной обыкновенной дроби в конечную десятичную дробь |
140-141 | 2 | 5.2. Периодические десятичные дроби |
142 | 1 | 5.3. Периодичность десятичного разложения обыкновенной дроби |
143-144 | 2 | 5.4. Непериодические десятичные дроби |
145 | 1 | 5.5. Действительные числа |
146-147 | 2 | 5.6. Длина отрезка |
148-149 | 2 | 5.7. Длина окружности. Площадь круга |
150-151 | 2 | 5.8. Координатная ось |
152-154 | 3 | 5.9. Декартова система координат на плоскости |
155-156 | 2 | 5.10. Столбчатые диаграммы и графики |
157 | 1 | Контрольная работа № 8 |
| | Дополнения к главе 5 |
158-159 | 2 | 1. Задачи на составление и разрезание фигур |
| | 2. Исторические сведения |
160-161 | 2 | 3. Занимательные задачи |
| | Повторение (11 часов) |
162-170 | 9 | Повторение за 5-6 классы |
171 | 2 | Итоговая контрольная работа № 9 |
Итого | 171 (часов) |
21