5 кл. (мальчики)
№ п/п | № урока | Тема урока | Основные элементы содержания | Основные виды деятельности | Дата |
план | факт |
Вводное занятие. (2ч.) |
1 | 1-2 | Предмет «Технология». Организация труда и техника безопасности в учебной мастерской. Проектная деятельность на уроках технологии. | Школьные учебные мастерские. Правила внутреннего распорядка. Организация рабочего места. Правила безопасного труда. Вводный инструктаж по технике безопасности в учебной мастерской. Учебный проект. Этапы выполнения творческого проекта. Анализ потребностей человека и их технологическое решение. Краткая формулировка цели и задач выполнения проекта. | Знакомство с правилами внутреннего распорядка, безопасного труда и организации рабочего места в кабинете «Технология». Поиск необходимой информации для выполнения творческого проекта. Анализ технологических решений потребностей человека. Соблюдение трудовой дисциплины и правильной организации труда. Практическая работа. 1.Составление схемы «Этапы выполнения творческого проекта». | | |
Кулинария. (18 ч.) |
2 | 3-4 | Физиология питания. | Понятие о процессе пищеварения и усвояемости пищи. Условия, способствующие лучшему пищеварению. Состав пищи. Пищевые питательные вещества. Роль витаминов в обмене веществ. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Здоровое питание. Основы рационального питания. Пищевая пирамида. | Изучение основ физиологии питания человека. Поиск и презентация информации о содержании в пищевых продуктах витаминов. Подготовка и презентация сообщения о последствиях для здоровья человека нехватки витаминов. Практическая работа. 1.Работа с таблицами по составу и количеству витаминов в различных продуктах. | | |
3 | 5-6 | Санитария и гигиена. | Общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены. Санитарные требования к помещению кухни и столовой, к посуде и кухонному инвентарю. Соблюдение санитарных правил и личной гигиены при кулинарной обработке продуктов для сохранения их качества и предупреждения пищевых отравлений. Правила мытья посуды и помещения. Применение моющих и дезинфицирующих средств. | Освоение знаний личной гигиены при приготовлении пищи. Организация рабочего места при кулинарной обработке продуктов. Подготовка кухонного инвентаря с помощью безопасных моющих средств. Анализ требований к соблюдению технологических процессов приготовления пищи. Освоение безопасных приемов работы кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, с горячими жидкостями. Практическая работа. 1.Определение безопасных для здоровья моющих средств для мытья посуды, стен и пола. | | |
4 | 7-8 | Интерьер кухни, столовой. Оборудование кухни. | Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере. Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Отделка интерьера произведениями декоративно-прикладного искусства. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления. | Поиск и презентация информации по истории интерьера. Знакомство с функциональными, эстетическими, санитарно-гигиеническими требованиями к интерьеру. Выполнение эскиза интерьера кухни, столовой, кухни-столовой. Выполнение эскизов элементов декоративного оформления кухни-столовой. Практические работы. 1.Мини-проект «Кухня моей мечты» (эскиз, коллаж). 2. Выполнение планировки кухни в масштабе 1:20 в тетради. | | |
5 | 9-10 | Сервировка стола к завтраку.
| Составление меню на завтрак. Оформление готовых блюд и правила подачи их к столу. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола. Складывание салфеток. Правила поведения за столом. | Анализ требований к составлению меню на завтрак. Овладение приемами сервировки стола в соответствии с меню. Участие в ролевой игре по применению правил этикета за завтраком. Соблюдение трудовой дисциплины. Практическая работа. 1.Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами. | | |
6 | 11-12 | Бутерброды. Горячие напитки. | Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Требования к качеству бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов. Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая. | Изучение видов бутербродов и горячих напитков. Составление схемы «Классификация бутербродов». Освоение технологических знаний и овладение рабочими приемами по приготовлению и оформлению бутербродов, горячих напитков. Определение сочетаний по вкусу и цвету продуктов в бутербродах ассорти на хлебе. Освоение безопасных приемов мытья посуды и кухонного инвентаря. Соблюдение технологической и трудовой дисциплины. Формирование деловых уважительных культурных отношений со всеми членами бригады. Практическая работа. 1. Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку. | | |
7 | 13-14 | Блюда из яиц. | Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Способы длительного хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления и оборудование для взбивания и приготовления блюд из яиц. Способы определения готовности блюд из яиц. Оформление готовых блюд. | Изучение способов определения свежести яиц. Освоение технологических знаний и овладение рабочими приемами по приготовлению и оформлению блюд из яиц. Изучение способов художественного оформления яиц к народным праздникам. Соблюдение технологической и трудовой дисциплины. Формирование деловых уважительных культурных отношений со всеми членами бригады. Практическая работа. 1. Приготовление блюда из яиц. | | |
8 | 15-16 | Овощи в питании человека. Приготовление блюд из сырых овощей. | Понятие о пищевой ценности овощей. Виды овощей, используемых в кулинарии. Содержание в овощах минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов и их сохранность в процессе хранения и кулинарной обработки. Содержание влаги в овощах, ее влияние на качество и сохранность продуктов. Механическая обработка овощей Санитарные условия механической обработки овощей. Назначение и правила механической обработки овощей (сортировка, мойка, очистка, промывание, нарезка). Способы и формы нарезки. Назначение и кулинарное использование различных форм нарезки овощей Приготовление блюд из свежих овощей Виды салатов. Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салатов из свежих овощей. Заправка овощных салатов. | Определение доброкачественности овощей по внешнему виду. Определение количества нитратов в овощах при помощи индикаторов. Выполнение сортировки, мойки, очистки, промывания овощей. Изучение экономических вопросов по бережному расходованию продуктов. Овладение рабочими приемами нарезки овощей соломкой, кубиками, кружочками, дольками, кольцами и др. Отработка точности и координации движений при выполнении приемов нарезки. Чтение технологической документации. Освоение технологической последовательности приготовления блюд по инструкционной карте. Формирование деловых уважительных культурных отношений со всеми членами бригады. Практическая работа 1. Приготовление салата из сырых овощей. | | |
9 | 17-18 | Приготовление блюд из вареных овощей. Оформление блюд. | Правила обработки овощей, обеспечивающих сохранение цвета и содержание в них витаминов. Приготовление блюд из вареных овощей Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, жаренье, тушение, запекание, припускание,). Вспомогательные приемы тепловой обработки (пассерование, бланширование). Способы варки овощей (в воде, на пару, при повышенном давлении, при пониженной температуре, в молоке, в растительных соках и др.). Преимущества и недостатки различных способов варки. Оборудование, посуда, инвентарь для варки овощей. Время варки овощей. Способы определения готовности. Охлаждение овощей после варки или припускания. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки. Технология приготовления блюд из вареных овощей. Принципы подбора овощных гарниров к мясу, рыбе. Требования к качеству и оформлению салатов. | Освоение безопасных приемов тепловой обработки овощей. Освоение технологических знаний и овладение рабочими приемами тепловой обработки овощей. Органолептическая оценка готовых блюд (вкус, цвет, запах, консистенция, внешний вид). Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц. Освоение безопасных приемов мытья посуды и кухонного инвентаря. Формирование деловых уважительных культурных отношений со всеми членами бригады. Практическая работа 1. Приготовление салата из вареных овощей. | | |
10 | 19-20 | Заготовка продуктов. | Роль продовольственных запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. Способы приготовления домашних запасов. Хранение запасов из свежих овощей, фруктов, ягод, кореньев, зелени, лекарственных трав. Замораживание фруктов, ягод, овощей и зелени в домашнем холодильнике. | Освоение технологических знаний о способах заготовки продуктов Выбор способов хранения пищевых продуктов, обеспечивающих минимальные потери их вкусовых качеств и пищевой ценности. Изучение экономических вопросов о роли продовольственных запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. Практическая работа. 1.Замораживание зелени в домашнем холодильнике. | | |
Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения (38 ч) |
Элементы материаловедения. Элементы графической грамоты (4ч) |
11 | 21-22 | Элементы материаловедения. | Древесина как природный конструкционный материал. Применение древесины в народном хозяйстве. Строение древесины. Породы древесины. Виды пороков древесины и их характерные признаки. Текстура древесины и ее использование. Виды пиломатериалов. Понятие о стали. Виды тонколистного металла. Его получение. Механические и технологические свойства стали. Применение в конструкциях изделий. Проволока и ее промышленное получение. Виды проволоки и ее применение. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве. | Знакомство с видами конструкционных материалов. Организация труда и оборудование рабочего места. Рациональное размещение инструмента на рабочем столе. Экономия материальных и трудовых затрат. Практические работы 1. Изучение строения древесины. 2. Изучение свойств древесины, металла и проволоки. | | |
12 | 23-24 | Элементы графической грамоты | Понятие о техническом рисунке, эскизе и чертеже. Главный вид, виды слева и сверху. Нанесение размеров. Правила чтения чертежа. Понятие об инструкционной технологической карте. | Знакомство с правилами оформления технического рисунка, эскиза и чертежа. Правила замеров. Практические работы 1. Составление технического рисунка или эскиза детали будущего изделия. 2.Организация рабочего места и создание безопасных условий труда. | | |
Ручные работы (4ч.) |
13 | 25-26 | Технология выполнения ручных работ. | Технология выполнения. Возможность замены древесины бумагой или картоном, металла – фольгой или жестью. Использование проволоки в выполнении изделия. Комбинирование материалов. Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом. | Выполнение эскиза для выполнения изделия из древесины, металла или проволоки. Практические работы 1. Зарисовка эскиза 2. Выполнение деталей изделия. | | |
14 | 27-28 | Терминология ручных работ. | Технология выполнения. Особенности обработки изделий из древесины, металла и проволоки. Правила техники безопасности. Терминология работ. Контроль качества. | Обработка деталей из древесины, металла и проволоки. Контроль качества выполненных образцов. Практическая работа 1. Изготовление деталей из различных материалов. | | |
Элементы машиноведения (6 ч) |
15 | 29-30 | Машина и ее роль в техническом прогрессе. | Технические достижения древнего мира, осуществленные с помощью машин (египетские пирамиды, дворцы Вавилона и т.д.) Великие изобретения (паровая машина, электрический генератор, двигатель внутреннего сгорания, автомобиль, самолет, металлообрабатывающие и другие станки, радио, телевидение, вычислительная машина и др.) и технический прогресс. | Знакомство с понятием о машине. Практические работы 1. Определение типов машин. 2. Зарисовка эскизов различных видов техники по выбору. | | |
16 | 31-32 | Понятие о машине. Классификация машин. | Классификация устройства машин по выполняемым ими функциям: энергетические, технологические, транспортные, математические и кибернетические. Промышленные, сельскохозяйственные и бытовые машины. | Знакомство с различными видами машин. Практическая работа 1. Выполнение эскизов машин. | | |
17 | 33-34 | Использование техники в быту. | Виды бытовой техники. Правила ее эксплуатации. | Знакомство с инструкциями по использованию бытовой техники. Правила техники безопасности. Практическая работа 1. Изучение правил эксплуатации бытовой техники. | | |
Конструирование и моделирование изделия (6 ч.) |
18 | 35-36 | Конструкция и технология изготовления изделий в разных техниках. | Изучение конструкции и технических требований, предъявляемых к изготавливаемым деталям и изделию, ознакомление с технологией его изготовления: подбор заготовок и инструментов. Составление рисунка или эскиза. Зарисовка нескольких вариантов изготовления. Выбор наилучшего из них. | Анализ основных направлений моды. Составление рисунка или эскиза. Зарисовка нескольких вариантов изготовления. Выбор наилучшего из них. Практические работы 1. Выбор размера изделия. Запись результатов измерения. | | |
19 | 37-38 | Построение чертежа изделия в масштабе. | Понятие о масштабе, чертеже и эскизе. Типы линий. Правила пользования чертежными инструментами. Последовательность построения чертежа. Построение чертежа выбранного изделия в М 1:4 и в натуральную величину. Расчет конструкции изделия. | Знакомство с типами линий, правилами пользования чертежными инструментами. Практическая работа 1.Построение чертежа выбранного изделия в М 1:4 по результатам. | | |
20 | 39-40 | Построение чертежа изделия в натуральную величину. Выбор модели и моделирование. | Последовательность построения чертежа изделия. Расчет конструкции. Виды отделки декоративных изделий (комбинирование материалов, покраска). Особенности и способы моделирования. Понятие о контрасте и форме. Моделирование (форма, цвет, фактура материала, отделка). Организация рабочего места и создание безопасных условий труда. | Знакомство с видами отделки декоративных изделий. Практическая работа 1. Построение чертежа изделия в натуральную величину по своим замерам. 2. Расчет количества материала на изделие. 3.Моделирование выбранного изделия | | |
Технология изготовления изделия(12 ч.) |
21 | 41-42 | Конструкция изделия. Его размеры. | Назначение различных деталей и технология выполнения. Подготовка материалов к работе. Раскладка выкройки на материале. Способы раскладки выкройки в зависимости от ширины материала. Инструменты и приспособления для работы с разными материалами. | Практические работы 1.Определение способа подготовки данного вида материала к обработке. 2.Планирование времени и последовательности выполнения отдельных операций и работы в целом. | | |
22 | 43-44 | Подготовка материалов. Изготовление шаблонов (выкроек) по чертежу. | Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины материала. Обводка и вырезание деталей. Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на материал. | Выполнение раскладки деталей на материале. Практическая работа. 1. Раскладка выкройки и вырезание деталей. 2. Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях. | | |
23 | 45-46 | Обработка деталей изделия. | Способы обработки деталей изделия в зависимости от выбранного материала. | Выбор наиболее оптимального способа обработки деталей. Практическая работа. 1.Обработка деталей выбранным способом. | | |
24 | 47-48 | Сборка изделия. Способы соединения деталей изделия. | Способы и технология соединения деталей изделия. Выбор наиболее оптимального способа соединения в зависимости от выбранного материала. | Соединение деталей изделия выбранным способом. Практическая работа. 1. Соединение деталей изделия. | | |
25 | 49-50 | Художественная отделка изделия. | Различные способы художественной отделки. Выбор оптимального варианта. | Практическая работа. 1. Сборка готового изделия, отделка и обработка. | | |
26 | 51-52 | Контроль и оценка качества готового изделия. | | Практическая работа. 1.Самоконтроль и оценка качества готового изделия, анализ ошибок. | | |
Художественные ремесла (6ч.) |
27 | 53-54 | Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. | Знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства народов нашей страны. Традиционные виды рукоделия. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области. Инструменты и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремеслах. | -Участие в беседе по теме; -Усвоение основных определений и понятий по теме; -Поиск информации в Интернете о народных промыслах Практическая работа 1. Зарисовка традиционных орнаментов, определение материалов. | | |
28 | 55-56 | Декоративно-прикладное искусство. Применение изделий декоративно-прикладного искусства в современном мире. | Применение различных материалов для изготовления изделий. Знакомство с современными видами изделий из бумаги, древесины, металла и проволоки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт Построение узора. Определение места и размера узора на изделии. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты. Организация рабочего места. Повторение правил безопасной работы с инструментами. | -Участие в беседе по теме; -Усвоение основных определений и понятий по теме; -Поиск информации в Интернете о видах орнаментов. Практическая работа 1. Составление эскиза изделия с применением бумаги, древесины, металла и проволоки. | | |
29 | 57-58 | Декоративно-прикладное искусство. Квиллинг. Виды квиллинга. | Материалы и инструменты. Технология выполнения. Способы скручивания деталей квиллинга. | -Участие в беседе по теме; -Усвоение основных определений и понятий по теме; -Выполнение простейших деталей квиллинга. Практическая работа 1.Выполнение простых деталей. 2. Выполнение изделия в техники квиллинга, | | |
Творческие проекты (10 ч.) |
31 | 61-62 | Исследовательско-подготовительный этап проекта. | Поиск проблемы. Осознание проблемной области. Выявление конкретной потребности. Определение конкретной задачи и ее формулировка Выявление традиций, тенденций. Построение «звездочки обдумывания». Выработка идей, вариантов, альтернатив. Анализ и синтез идей. Выбор оптимального варианта. Правила оформления пояснительной записки. | Анализировать услышанное. Из предложенных проблем выбирать одну, наиболее актуальную. Определять потребности человека, которые могут быть удовлетворены посредством проектирования и изготовления изделия. Определять конкретную задачу и кратко ее формулировать. Определять тему проекта. Получать, собирать, систематизировать информацию, критически оценивать и использовать ее. Составлять схематический перечень проблем для решения: материалы, инструменты, модель, размеры, форма, стиль, дизайн. Разрабатывать идеи, записывать их в виде фраз, отдельных слов, картинок, эскизов. Выбирать из многих вариантов подходящее решение, разрабатывать рабочий эскиз модели с его описанием | | |
32 33 34 | 63-64 65-66 67-68 | Технологический этап. | Выбор материала. Выбор инструмента, оборудования. Разработка технологического процесса. Организация рабочего места. Соблюдение техники безопасности и культуры труда. Выполнение технологических операций. Контроль качества. Создание рекламы объекта проектирования. | Определять и записывать несколько наименований материалов, выбирать наиболее подходящие из них. Определять и записывать перечень необходимых инструментов и оборудования. Выбирать и анализировать рациональную технологию, составлять технологические карты, чертежи, эскизы, конструировать и моделировать, определять режимы работы и затраты времени, уточнять критерии контроля. Подбирать и размещать на рабочем месте материалы, инструменты, приспособления. Подбирать режимы обработки, осуществлять контроль качества обработки деталей, вносить изменения в технологический процесс, корректировать последовательность операций, режимы обработки, последовательность сборки, соблюдать технологическую и трудовую дисциплину, контролировать организацию рабочего места. Осуществлять контроль выполнения отдельных операций и готового изделия. Оценивать качество готового изделия. | | |
35 | 69-70 | Аналитический этап. | Испытание изделия в процессе использования. Разработка рекламы Оформление письменной части проекта Анализ процесса творчества. Подготовка к защите проекта. Защита проекта. | Проводить испытание изготовленного изделия в процессе использования Владеть искусством и культурой коммуникации. Готовить рекламу, торговый знак изделия, предлагать способы реализации изделия. Оформлять проект в соответствии с установленными требованиями. Анализировать достоинства и недостатки проекта, оценивать результаты и перспективы производства. Готовить доклады, слайдовые презентации. Вести деловую дискуссию, уметь аргументировано излагать, высказывать и отстаивать свою точку зрения. | | |
Итого: 70 часов |