Кулинария. (16 ч.) |
1 | 1-2 | Физиология питания. | Понятие о микроорганизмах, полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты, Минеральные соли и микроэлементы, их содержание в пищевых продуктах. Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма человека. Значение солей кальция, калия, натрия, железа, йода для организма человека. | Изучать основы физиологии питания человека. Применять органолептические и лабораторные экспресс-методы определения качества пищевых продуктов; знать о первой помощи при пищевых отравлениях. Иметь представление о значении минеральных веществ для здоровья человека, суточной потребности в них. Подготавливать презентацию с информацией о микроорганизмах. Выполнять практическую работу. Анализировать таблицу о значении минеральных веществ для организма человека. | | |
2 | 3-4 | Приготовление блюда из молока и кисломолочных продуктов. | Молоко. Значение молока и молочных продуктов в питании человека. Кулинарное значение молока и молочных продуктов. Питательная ценность молока. Способы определения качества молока. Способы очистки молока (процеживание, фильтрация, сепарация). Условия и сроки хранения свежего молока. Обеззараживание молока с помощью тепловой обработки Значение кисломолочных продуктов в питании человека. Ассортимент кисломолочных продуктов (простокваша, кефир, творог, сметана, варенец, ряженка, кумыс, йогурт). | Осваивать технологию приготовления молочных супов и каш из молока. Оценивать качество готовых блюд, уметь красиво подать их к столу. Знать значение кисломолочных продуктов в питании человека. Осваивать безопасные приемы мытья посуды и кухонного инвентаря. Формировать деловые уважительные культурные отношения со всеми членами бригады. Практическая работа. 1. Приготавливать молочный суп. 2. Приготавливать молочную кашу. . | | |
3 | 5-6 | Приготовление блюд из круп и бобовых изделий. | Правила варки крупяных рассыпных, вязких и жидких каш (гречневой, перловой, пшенной, овсяной и др.). Блюда из каш: запеканки, крупеники, котлеты, биточки и др. Технология приготовления котлет и биточков (варка вязкой каши, заправка каши сырыми яйцами, разделка и обжарка). Время тепловой обработки и способы определения готовности. Правила приготовления блюд из бобовых. Кулинарные приемы, обеспечивающие сохранение в бобовых витаминов группы В. | Овладевать навыками личной гигиены при приготовлении пищи. Организовывать рабочего места при кулинарной обработке продуктов. Изучать время тепловой обработки и способы определения готовности, способы механической обработки круп; соблюдать последовательность приготовления блюд по инструкционной карте. Формировать деловые уважительные культурные отношения со всеми членами бригады. Практическая работа. 1. Приготавливать рассыпчатую, вязкую или жидкую каши (по выбору). | | |
4 | 7-8 | Приготовление блюд из макаронных изделий. | Правила приготовления блюд из макаронных изделий. Способы варки макаронных изделий. Причины увеличения веса и объема при варке. Время тепловой обработки и способы определения готовности. Подача готовых блюд к столу. | Осваивать технологические приемы по приготовлению гарнира из макаронных изделий и оформлению блюд из макаронных изделий. Соблюдать безопасные приемы труда с горячими жидкостями. Формировать деловые уважительные культурные отношения со всеми членами бригады. Практическая работа. 1. Приготавливать гарнир из макаронных изделий. | | |
5 | 9-10 | Приготовление блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря. | Понятие о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря для организма человека. Условия и сроки хранения живой, свежей, мороженой, копченой, вяленой, соленой рыбы и рыбных консервов. Органолептические и лабораторные экспресс - методы определения качества рыбы. Механическая обработка рыбы (очистка, отрубание плавников, отрезание головы, потрошение, снятие кожи или удаление чешуи, промывка). | Иметь представление о пищевой ценности рыбы и морепродуктов. Изучать признаки свежести рыбы, осваивать технологические приемы по приготовлению и оформлению блюд из рыбы, овладевать санитарными нормами первичной и тепловой обработки рыбы. Формировать деловые уважительные культурные отношения со всеми членами бригады. Практическая работа. 1.Приготавливать блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря. | | |
6 | 11-12 | Сервировка стола. Этикет. | Правила сервировки стола к обеду и ужину. Праздничный стол. Украшение стола. Способы подачи блюд. «Сезонный стол». Правила этикета. | Уметь составлять меню обеда и ужина, выполнять сервировку стола к обеду, владеть навыками эстетического оформления стола. Анализировать требования к составлению меню к обеду и ужину. Участвовать в ролевой игре по применению правил этикета за праздничным столом. Формировать деловые уважительные культурные отношения со всеми членами бригады. Практическая работа. 1. Приготавливать блюдо для праздничного стола. | | |
7 | 13-14 | Приготовление обеда в походных условиях. | Расчет количества и состава продуктов для похода. Обеспечение сохранности продуктов. Соблюдение правил санитарии и гигиены в походных условиях. Посуда для приготовления пищи в походных условиях. Природные источники воды. Способы обеззараживания воды. Способы разогрева и приготовления пищи в походных условиях. Соблюдение мер противопожарной безопасности. | Осваивать способы сохранности продуктов, обеззараживания воды в походных условиях. Соблюдать меры противопожарной безопасности. Способы приготовления пищи. Формировать деловые уважительные культурные отношения со всеми членами бригады. Практическая работа. 1. Производить расчет количества и состава продуктов для похода. | | |
8 | 15-16 | Заготовка продуктов. | Квашение капусты. Процессы, происходящие при солении и квашении. Необходимые условия жизнедеятельности молочнокислых бактерий (наличие сахара в овощах, температура, стерильность тары и инвентаря). Сохранность витаминов в соленых и квашеных овощах. Механическая обработка капусты перед квашением (сортировка, очистка, удаление кочерыжек, шинкование). Подготовка тары для квашения. Укладка шинкованной капусты, соли и приправ в тару. Время ферментации (брожения) до готовности. Условия и сроки хранения квашеной капусты. Особенности засолки томатов разной степени зрелости. Условия ферментации. Хранение соленых огурцов и томатов, средства борьбы с плесенью на поверхности рассола. | Определять доброкачественность овощей по внешнему виду и при помощи индикаторов. Выполнять сортировку, мойку, очистку, промывание овощей. Отрабатывать точность и координацию движений при выполнении приемов нарезки капусты. Читать технологическую документацию. Соблюдать технологическую последовательность приготовления блюд по инструкционной карте. Изучать экономические вопросы о роли продовольственных запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. Формировать деловые уважительные культурные отношения со всеми членами бригады. Практическая работа 1. Приготавливать квашеную капусту. 2.Засаливать огурцы или томаты. | | |
Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения (38 ч) |
Элементы материаловедения. Элементы графической грамоты(2ч) |
9 | 17-18 | Элементы материаловедения. Элементы графической грамоты. | Древесина как природный конструкционный материал. Применение древесины в народном хозяйстве. Строение древесины. Породы древесины. Виды пороков древесины и их характерные признаки. Текстура древесины и ее использование. Виды пиломатериалов. Понятие о стали. Виды тонколистного металла. Его получение. Механические и технологические свойства стали. Применение в конструкциях изделий. Проволока и ее промышленное получение. Виды проволоки и ее применение. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве. Понятие о техническом рисунке, эскизе и чертеже. Главный вид, виды слева и сверху. Нанесение размеров. Правила чтения чертежа. Понятие об инструкционной технологической карте. | Изучение организации труда и оборудование рабочего места. Рациональное размещение инструмента на рабочем столе. Экономия материальных и трудовых затрат. Практические работы. 1. Изучение строения древесины. 2. Изучение свойств древесины, металла и проволоки. 3. Составление технического рисунка или эскиза детали будущего изделия. 4. Организация рабочего места и создание безопасных условий труда. | | |
Элементы машиноведения (4 ч) |
10 | 19-20 | Машина и ее роль в техническом прогрессе. | Технические достижения древнего мира, осуществленные с помощью машин (египетские пирамиды, дворцы Вавилона и т.д.) Великие изобретения (паровая машина, электрический генератор, двигатель внутреннего сгорания, автомобиль, самолет, металлообрабатывающие и другие станки, радио, телевидение, вычислительная машина и др.) и технический прогресс. | Знакомство с техническими достижениями древнего мира, великими изобретениями и техническим прогрессом. Анализировать услышанное. Практическая работа 1. Определить потребности человека, которые могут быть удовлетворены посредством проектирования и изготовления новых машин. | | |
11 | 21-22 | Понятие о машине. | Классификации устройства машин по выполняемым ими функциям: энергетические, технологические, транспортные, математические и кибернетические. Промышленные, сельскохозяйственные и бытовые машины. | Изучение классификации устройства машин по выполняемым ими функциям. Практические работы 1. Определение типов машин. 2. Зарисовка эскизов различных видов техники по выбору. | | |
Конструирование и моделирование изделий в (8 ч.) |
12 | 23-24 | Составление рисунка или эскиза. | Изучение конструкции и технических требований, предъявляемых к изготавливаемым деталям и изделию, ознакомление с технологией его изготовления: подбор заготовок и инструментов. | Изучение правил составление рисунка или эскиза. Практическая работа. 1.Зарисовка нескольких вариантов изготовления изделия. Выбор наилучшего из них. 2. Выбор размера изделия. Запись результатов измерения. | | |
13 | 25-26 | Построение чертежа выбранного изделия в М 1:4. | Условные графические изображения деталей и изделий на рисунках, эскизах, чертежах, схемах. Чертежный шрифт. Правила нанесения размеров на чертеже. | Практическая работа. 1. Построение чертежа выбранного изделия в М 1:4. | | |
14 | 27-28 | Построение чертежа выбранного изделия в натуральную величину. | Последовательность построения чертежа. Расчет конструкции. | Практическая работа. 1.Построение чертежа в натуральную величину. 2.Рассчитывать по формулам количество материалов на изделие. | | |
15 | 29-30 | Технология изготовления изделия. Моделирование. | Моделирование (форма, цвет, фактура материала, отделка). Организация рабочего места и создание безопасных условий труда. | Практическая работа. 1. Моделирование выбранного изделия. 2. Подготовка деталей изделия к вырезанию (подписать все линии чертежа, проставить припуски, выполнить моделирование на чертеже). | | |
Технология изготовления изделий в выбранной технике(14ч.) |
16 | 31-32 | Выполнение эскиза для выполнения изделия из древесины, металла или проволоки. | Конструкция изделия. Его размеры. Назначение различных деталей и технология выполнения. Подготовка материалов. Возможность замены древесины бумагой или картоном, металла – фольгой или жестью. Использование проволоки в выполнении изделия. | Чтение технологической документации. Определение способов подготовки выбранного вида материала к работе. Практическая работа. 1. Зарисовка эскиза. 2. Выполнение чертежа изделия. | | |
17 | 33-34 | Изготовление шаблонов(выкроек) по чертежу. | Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины материала. Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на материал. | Чтение технологической документации. Планирование времени и последовательности выполнения отдельных операций и работы в целом. Практическая работа. 1. Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях. 2. Вырезание шаблонов. | | |
18 | 35-36 | Обводка и вырезание деталей. | Комбинирование материалов. Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом. | Выявление дефектов материала и способы их устранения. Выполнение технологических операций. Практическая работа. 1. Раскладка выкройки и вырезание деталей. | | |
19 | 37-38 | Обработка деталей изделия. | Различные способы обработки деталей изделия. Использование лаков, красок. Правила санитарии и гигиены. Правила безопасной работы. | Выбор наиболее оптимального способа обработки деталей изделия. Практическая работа. 1. Обработка деталей изделия. | | |
20 | 39-40 | Сборка изделия. | Способы соединения деталей изделия из различных материалов. Правила сборки. Правила безопасной работы. | Чтение технологической документации. Выбор наиболее оптимального способа соединения деталей. Практическая работа. 1. Соединение деталей изделия. 2. Сборка готового изделия, отделка и обработка. | | |
21 | 41-42 | Контроль и оценка качества готового изделия. | Способы обработки готового изделия, выбор декоративных элементов. | Чтение технологической документации. Оценка качества готового изделия. Практическая работа. 1.Оформление готового изделия. | | |
22 | 43-44 | Художественная отделка изделия. | Способы обработки. Особенности художественной отделки изделий в зависимости от материала изготовления. Правила контроля и оценка качества изделия. | Чтение технологической документации. Выбор наиболее оптимального способа художественной отделки. Практическая работа. 1.Выполнение художественной отделки. 2. Оценка и самооценка. | | |
Рукоделие. Художественные ремесла (10ч.) |
23 | 45-46 | Традиционные виды рукоделия. | Знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства народов нашей страны. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области. Инструменты и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремеслах. | Изучение лучших работ мастеров декоративно-прикладного искусства. Анализ особенностей декоративного искусства народов России. Поиск информации для изучения видов народных промыслов своего региона. Проведение сравнительного анализа технологических и эстетических возможностей различных материалов, применяемых в декоративно-прикладном искусстве. Практическая работа. 1. Изготовление сувениров к праздникам. | | |
24 | 47-48 | Изготовление изделий из бумаги, древесины, металла и др. материалов. | Применение изделий декоративно-прикладного искусства в современном мире. Знакомство с современными видами изделий из бумаги, древесины, металла и проволоки. Применение различных материалов для изготовления изделий. Цветовые контрасты. Организация рабочего места. | Поиск информации для изучения видов различных декоративных изделий. Практическая работа. 1. Составление эскиза изделия с применением бумаги, древесины, металла и проволоки. 2.Зарисовка традиционных орнаментов, определение материалов. 3.Выполнение простых изделий из различных материалов. | | |
25 | 49-50 | Квиллинг. Виды квиллинга. | Выполнение статичной, динамичной, симметричной и асимметричной композиций. Материалы и инструменты. Технология выполнения. Организация рабочего места. Повторение правил безопасной работы с инструментами. | Подбор рисунков для выполнения композиции в технике квиллинга. Практическая работа. 1. Зарисовка природных мотивов с натуры и их стилизация. 2. Выполнение эскизов орнаментов. 3. Выполнение изделия в техники квиллинга. | | |
26 | 51-52 | Аппликация. Коллаж. Ассамбляж. | Технология выполнения. Правила подбора материалов. Деление на виды в зависимости от используемых материалов. Материалы и инструменты. Способы выполнения. | Выполнение изделий в технике аппликации, коллажа и ассамбляжа. Соблюдение правила ТБ. Практическая работа. 1. Выполнение образцов. 2.Выполнение простых изделий в разных техниках. | | |
27 | 53-54 | Создание композиции с изображением пейзажа для панно. | Оформление предметов интерьера в технике коллажа и ассамбляжа. Приемы выполнения. Приемы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих форм. | Выполнение композиции в выбранной технике. Соблюдение правил ТБ. Практическая работа. 1.Оформление готового изделия. | | |
Технология ведения дома (2 ч) |
28 | 55-56 | Уход за одеждой и обувью. | Выбор и использование современных средств ухода за бельевыми изделиями, одеждой и обувью. Способы удаления пятен с одежды. Способы ремонта одежды декоративными отделочными заплатами ручным и машинным способами. Выбор технологий и средств для длительного хранения обуви, шерстяных и меховых изделий. Влажная уборка дома. | Выбирать современные средства ухода и защиты одежды и обуви. Подбирать оборудование и приспособления для сухой и влажной уборки. Уметь ремонтировать одежду, удалять пятна, чистить обувь Практические работы 1. Выполнять ремонт накладной заплатой. 2. Удалять пятна с одежды. 3. Штопать с применением швейной машины. | | |
Электротехнические работы (2 ч) |
29 | 57-58 | Электромонтажные работы. | Общее понятие об электрическом токе. Виды источников тока и потребителей электрической энергии. Правила электробезопасности и эксплуатации бытовых электроприборов. Виды соединения элементов в электрических цепях. Условное графическое изображение элементов электрических цепей на электрических схемах. Электроустановочные изделия. Виды проводов. Приемы монтажа установочных изделий. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных работ. | Изучать виды источников тока и потребителей электрической энергии. Разобрать правила электробезопасности и эксплуатации бытовых электроприборов. Определять виды проводов и приемы монтажа установочных изделий. Практические работы 1. Организовать рабочее место, использовать инструменты и приспособления для выполнения электромонтажных работ. 2. Выполнять механическое оконцевание, соединение и ответвление проводов. Подключать провода к патрону электрической лампы, выключателю, вилке, розетке. | | |
Творческие проекты (12 ч.) |
30 | 59-60 | Исследовательско-подготовительный этап проекта. | Поиск проблемы. Осознание проблемной области. Выявление конкретной потребности. Определение конкретной задачи и ее формулировка Выявление традиций, тенденций. Построение «звездочки обдумывания». Выработка идей, вариантов, альтернатив. Анализ и синтез идей. Выбор оптимального варианта. Правила оформления пояснительной записки. | Анализировать услышанное. Из предложенных проблем выбирать одну, наиболее актуальную. Определять потребности человека, которые могут быть удовлетворены посредством проектирования и изготовления изделия. Определять конкретную задачу и кратко ее формулировать. Определять тему проекта. Получать, собирать, систематизировать информацию, критически оценивать и использовать ее. Составлять схематический перечень проблем для решения: материалы, инструменты, модель, размеры, форма, стиль, дизайн. Разрабатывать идеи, записывать их в виде фраз, отдельных слов, картинок, эскизов. Выбирать из многих вариантов подходящее решение, разрабатывать рабочий эскиз модели с его описанием. | | |
31 32 33 34 | 61-62 63-64 65-66 67-68 | Технологический этап. | Выбор материала. Выбор инструмента, оборудования. Разработка технологического процесса. Организация рабочего места. Соблюдение техники безопасности и культуры труда. Выполнение технологических операций. Контроль качества. Создание рекламы объекта проектирования. | Определять и записывать несколько наименований материалов, выбирать наиболее подходящие из них. Определять и записывать перечень необходимых инструментов и оборудования. Выбирать и анализировать рациональную технологию, составлять технологические карты, чертежи, эскизы, конструировать и моделировать, определять режимы работы и затраты времени, уточнять критерии контроля. Подбирать и размещать на рабочем месте материалы, инструменты, приспособления. Подбирать режимы обработки, осуществлять контроль качества обработки деталей, вносить изменения в технологический процесс, корректировать последовательность операций, режимы обработки, последовательность сборки, соблюдать технологическую и трудовую дисциплину, контролировать организацию рабочего места. Осуществлять контроль выполнения отдельных операций и готового изделия. Оценивать качество готового изделия. | | |
35 | 69-70 | Аналитический этап. | Испытание изделия в процессе использования. Разработка рекламы Оформление письменной части проекта Анализ процесса творчества. Подготовка к защите проекта. Защита проекта. | Проводить испытание изготовленного изделия в процессе использования. Владеть искусством и культурой коммуникации. Готовить рекламу, торговый знак изделия, предлагать способы реализации изделия. Оформлять проект в соответствии с установленными требованиями. Анализировать достоинства и недостатки проекта, оценивать результаты и перспективы производства. Готовить доклады, слайдовые презентации. Вести деловую дискуссию, аргументировано излагать, высказывать и отстаивать свою точку зрения. | | |
Итого: 70 часов |