№ п/п | Тема урока | В т.ч. п/р, л/р, экскурсии | Виды деятельности обучающихся | Планируемые результаты | Формы диагностики и контроля | Дата проведения | Учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности |
предметные | метапредметные |
личностные | регулятивные | коммуникативные |
| Объекты и системы (11 часов). |
1 | Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира | Урок лекция с элементами беседы | Частично-поисковый. Репродуктивный. | общие представления о целях изучения курса информатики; общие представления об объектах окружающего мира и их признаках | Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. | целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью | фронтальный опрос | | Плакат Техника безопасности Презентация «Техника безопасности», «Объекты и их признаки» |
2 | Файлы и папки. Размер файла. Практическая работа №1 «Работаем с объектами файловой системы» | Комбинированный | Исследовательский | Научиться определять признаки объектов, выявлять объекты компьютера создание папок и файлов, действия над файлами и папками | Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности | планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. | умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос, пошаговый контроль | | Презентация «Отношения объектов». |
3 | Объекты операционной системы. Практическая работа №2 «Работаем с основными объектами операционной системы» | Комбинированный | Исследовательский | Научиться определять признаки объектов, выявлять объекты компьютера создание папок и файлов, действия над файлами и папками | Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация – умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. | инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач | визуальная проверка заданий в рабочей тетради, тестирование, фронтальный опрос, пошаговый контроль | | Презентация «Отношения объектов». |
4 | Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 1–3) | Комбинированный | Частично-поисковый | Вспомнить навыки работы в графическом редакторе представления об отношениях между объектами | Самоопределе- ние – внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к уроку. | целеполагание-преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. | управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль. | визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос, пошаговый контроль | | Презентация «Системы объектов». |
5 | Отношение «входит в состав». Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (часть 2, задания 5–6) | Комбинированный | Первичное применение знаний | представления об отношениях между объектами | понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни | целеполагание-преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. | взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию | визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос, пошаговый контроль | | Презентация «Системы объектов». |
6 | Разновидности объектов и их классификация. | Лекция с элементами беседы | Частично-поисковый, репродуктивный | представление об отношении «является разновидностью» | понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание значения логического мышления | целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. | взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию | визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос | | Презентация «Системы объектов». |
7 | Классификация компьютерных объектов. Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов» | Комбинированный | Частично-поисковый | вспомнить основные навыки работы в текстовом редакторе, основные правила набора текста Научиться форматировать по образцу текст, вспомнить навыки работы с фрагментом текста | Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | умения выбора основания для классификации | взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию | визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос, пошаговый контроль | | Презентация «Модели объектов». |
8 | Системы объектов. Состав и структура системы. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 1–3) | Комбинированный | Частично-поисковый, репродуктивный | Научиться распознавать объекты в системе. Научиться создавать векторное изображение, найти различия между векторным и растровым изображением | Нравственно-этическая ориентация – уважительное отношение к чужому мнению | прогнозирование – предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. | взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию | визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос, пошаговый контроль | | Презентация «Информационные модели» |
9 | Система и окружающая среда. Система как черный ящик. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 4–5) | Комбинированный | Частично-поисковый, репродуктивный | понятия системы, черного ящика | понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание необходимости использования системного подхода в жизни. | прогнозирование – предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. | взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию | визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос, пошаговый контроль | | Презентация «Информационные модели» |
10 | Персональный компьютер как система. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задание 6) | Комбинированный | Частично-поисковый, репродуктивный | Познакомить с средствами взаимодействия человека и компьютера | Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. | взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию | визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос, пошаговый контроль | | |
11 | Контрольная работа № 1 по теме «Объекты и системы» | Контроль знаний и умений | | Представление об объектах и системах. | Умение работать самостоятельно, оценивать свои возможности. | Применение знаний к выполнению заданий. | | итоговый контроль | | |
Человек и информация (3 часа) |
12 | Способы познания окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы» | Комбинированный | Частично-поисковый, репродуктивный | представления о способах познания окружающего мира работа с фрагментом текста, поиск, замена форматирование, редактирование как фрагмента так и всего текста | Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. | умение воспринимать информацию на слух умение слушать учителя умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи. | визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос, пошаговый контроль | | Презентация «Понятия, мышление» |
13 | Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1) | Комбинированный | Исследовательский | представление о понятии как совокупности существенных признаков объекта | Нравственно-этическая ориентация – уважительное отношение к чужому мнению | прогнозирование – предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи информационные – получать и обрабатывать информацию; общеучебные – ставить и формулировать проблемы.. | взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию | визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос, пошаговый контроль | | Презентация «Понятия, мышление» |
14 | Определение понятия. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задания 2, 3) | Практическая работа | Частично-поисковый, репродуктивный | умение определять понятия | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение логического мышления для современного человека | владение основными логическими операциями – анализ, сравнение, абстрагирование, обобщение и синтез; умение подведения под понятие | взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию | визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос, пошаговый контроль, тестирование | | Презентация «Понятия, мышление» |
Информационное моделирование (10 час). |
15 | Информационное моделирование как метод познания. Практическая работа №8 «Создаём графические модели» | Комбинированный | Репродуктивный, проблемное изложение | представления о моделях и моделировании Создание информационных моделей в графическом редакторе | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности. | оррекция – вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения действия и его результата. общеучебные – контролировать процесс и результат деятельности. | умение воспринимать информацию на слух умение слушать учителя умения выражать свои мысли | визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос, пошаговый контроль | | Презентация «Табличные информационные модели». |
16 | Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания. Практическая работа №9 «Создаём словесные модели» | Комбинированный | Репродуктивный | Создаем словесные модели, работа с фрагментом текста, поиск, замена фрагментов текста | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности. | владение знаково-символическими действиями; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; | взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию | визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос, пошаговый контроль | | Презентация «Табличные информационные модели». |
17 | Математические модели. Многоуровневые списки. Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки» | Комбинированный | Частично-поисковый, репродуктивный. | представления о математических моделях как разновидности информационных моделей; | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности. | владение знаково-символическими действиями; умение отрыва от конкретных ситуативных значений и преобразования объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта | взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию | визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос, пошаговый контроль | | Презентация «Табличные информационные модели». |
18 | Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Практическая работа №11 «Создаем табличные модели» | Комбинированный | Частично-поисковый, репродуктивный | представления о табличных моделях как разновидности информационных моделей, научиться созданию и оформлению табличных моделей | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности, понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни | умение отрыва от конкретных ситуативных значений и преобразования объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; умения смыслового чтения, извлечения необходимой информации, определения основной и второстепенной информации | взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию | визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос, пошаговый контроль | | |
19 | Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре» | Комбинированный | Частично-поисковый, репродуктивный | представления о видовом составе моделей; умение решать логические задачи табличным способом | понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни, способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение логического мышления для современного человека | умения смыслового чтения, извлечения необходимой информации, определения основной и второстепенной информации | взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию | визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос, пошаговый контроль | | |
20 | Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений. Практическая работа №13 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» (задания 1–4) | Комбинированный | Частично-поисковый | представление о диаграммах и графиках; умение строить диаграммы и графики | Научиться создавать графики и диаграммы | Преобразование табличной модели в образную и смешанную | взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения | визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос, пошаговый контроль | | Презентация «Графики и диаграммы». |
21 | Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас» | Комбинированный | Частично-поисковый, репродуктивный | представление о диаграммах и графиках; умение строить диаграммы и графики | понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни, умение слушать, высказывать свое мнение, ответственность за выполняемую работу, аккуратность при выполнении | умение смыслового чтения, нахождение и извлечение необходимой информации | взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения | пошаговый контроль | | Презентация «Графики и диаграммы». |
22 | Многообразие схем и сферы их применения. Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3) | Комбинированный | Проблемное изложение | Представление об основах графического моделирования | понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни, способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом | Умение читать схемы, строить графы в различных предметных областях | | визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос, пошаговый контроль | | Презентация «Графики и диаграммы». |
23 | Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач. Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (часть 2, задания 4, 6) | Комбинированный | Частично-поисковый | Представление об основах графического моделирования | понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни, способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом | Умение читать схемы, строить графы в различных предметных областях, строить иерархические модели (деревья) | взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения | визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос, пошаговый контроль | | Презентация «Графики и диаграммы». |
24 | Контрольная работа № 2 по теме «Информационное моделирование» | Контроль знаний и умений | | Представление об информационном моделировании. | Умение работать самостоятельно, оценивать свои возможности. | Применение знаний к выполнению заданий. | Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Итоговый контроль | | Презентация «Графы». |
Алгоритмика (10 часов) |
25 | Что такое алгоритм. | Лекция с элементами беседы | Частично-поисковый | Представление об алгоритмах, последовательности действий | Понимание значимости данной темы в жизни, умение планировать действия в жизненных ситуациях. | Умение строить и применять алгоритмы в различных предметных областях (математика, русский язык). | инициативное сотрудничество – обращаться за помощью, ставить вопросы, выполнять учебные действия | визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос | | Презентация «Алгоритм — модель деятельности исполнителя» |
26 | Исполнители вокруг нас. Работа в среде исполнителя Кузнечик | Комбинированный | Репродуктивный | Представление об исполнителях, его основных характеристиках, типах исполнителя (формальный и неформальный), представление о процессе автоматизации | Понимание значимости данной темы в жизни, умение правильно читать и исполнять алгоритмы в жизненных ситуациях. | Умение строить и применять и выполнять (т. е. быть исполнителем алгоритма) алгоритмы в различных предметных областях ( | инициативное сотрудничество – обращаться за помощью, ставить вопросы, выполнять учебные действия | визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос | | Презентация «Исполнители» |
27 | Формы записи алгоритмов. Работа в среде исполнителя Водолей | Комбинированный | Исследовательский | Представление о способах записи алгоритмов (словесный, графический, табличный, блок-схема и программа) | Понимание значимости данной темы в жизни, умение правильно читать и исполнять алгоритмы, записанные в любой форме в жизненных ситуациях, | целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. | инициативное сотрудничество – обращаться за помощью, ставить вопросы, выполнять учебные действия | визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос | | Презентация «Алгоритмы» |
28 | Линейные алгоритмы. Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию» | Комбинированный | Частично-поисковый, репродуктивный | Представление о линейном алгоритме, его блок-схеме и словесном описании. | понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни, умение планировать свои действия | целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. | взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение | визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос, пошаговый контроль | | Презентация «Алгоритмы» |
29 | Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками» | Комбинированный | Исследовательский | Представление о ветвлении, разветвляющемся алгоритме, его блок-схеме и словесном описании. Представление о гиперссылках. | понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни, умение планировать свои действия, делать выбор | целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. | взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение | визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос, пошаговый контроль | | Презентация «Алгоритмы» |
30 | Алгоритмы с повторениями. Практическая работа №17 «Создаем циклическую презентацию» | Комбинированный | Исследовательский | представление о цикле, об алгоритмах с повторениями, о зацикливании | понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни, умение планировать свои действия | целеполагание – формулировать учебную задачу; планирование – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. | инициативное сотрудничество – обращаться за помощью, ставить вопросы, выполнять учебные действия | визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос, пошаговый контроль | | Презентация «Алгоритмы» |
31 | Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником. | Комбинированный | Частично-поисковый, репродуктивный | Представление об исполнителе Чертежник, его командах, абсолютном и относительном смещении, о типах ошибок (синтаксические и логические) | Смыслообразование – мотивация учебной деятельности | целеполагание – формулировать учебную задачу; планирование – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. | инициативное сотрудничество – обращаться за помощью, ставить вопросы, выполнять учебные действия | визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос | | Презентация «Алгоритмы» |
32 | Использование вспомогательных алгоритмов. | Комбинированный | Частично-поисковый, репродуктивный | Представление о вспомогательном алгоритме, его необходимости для решения задач | Смыслообразование – мотивация учебной деятельности | целеполагание – формулировать учебную задачу; планирование – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. | инициативное сотрудничество – обращаться за помощью, ставить вопросы, выполнять учебные действия | визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос | | Презентация «Алгоритмы» |
33 | Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник. | Комбинированный | Репродуктивный, проблемное | Представление о цикле ПОВТОРИТЬ n раз | Смыслообразование – мотивация учебной деятельности | целеполагание – формулировать учебную задачу; планирование – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. | инициативное сотрудничество – обращаться за помощью, ставить вопросы, выполнять учебные действия | визуальная проверка заданий в рабочей тетради, фронтальный опрос | | Презентация «Алгоритмы» |
34 | Контрольная работа № 3 по теме «Алгоритмика» | Контроль знаний и умений | репродуктивный | Представление об алгоритмах и задачах на алгоритмизацию. | Умение работать самостоятельно, оценивать свои возможности. | Применение знаний к выполнению заданий. | выполнять учебные действия | Итоговый контроль | | |
35 | Итоговое повторение. | Обобщающий урок | Репродуктивный | Представление об объектах и системах, моделировании, алгоритмах. | Умение применять знания и навыки, полученные в жизни | Умение применять знания и навыки, полученные на уроках для решения различных задач | инициативное сотрудничество – обращаться за помощью, ставить вопросы, выполнять учебные действия | фронтальный опрос | | |