СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Календарно-тематическое планирование 7 класс История России
программа
Основного общего образования
По истории 5-9 классы
Пояснительная записка
Программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования по истории МО РФ 2004 г.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы учителей.
Структура документа
Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков; требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования.
Основные содержательные линии примерной программы в V-IX классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции примерная программа устанавливает примерное распределение учебного времени в рамках трех этапов (V-VI, VII-VIII и IX классы) и крупных тематических блоков.
Классы | Объем учебного времени (федеральный компонент) | Разделы программы | Резерв учебного времени | |
История России | Всеобщая история | |||
V | 70 |
| История Древнего мира (68 ч) | 2 ч |
VI | 70 | История России (с древности до XVI в.) (38 ч) | История Средних веков (30 ч) | 2 ч |
VII | 70 | История России (XVII-XVIII вв.) (42 ч) | История Нового времени (XVI – XVIII вв.) (26 ч.) | 2 ч |
VIII | 70 | История России (XIX в) (43 ч) | История Нового времени (XIX в) (25 ч) | 2 ч |
IX | 70 | История России (XX в) (43 ч) | Новейшая и современная история (XX в) (25 ч) | 2 ч |
За счет учебного времени из регионального (национально-регионального) компонента предполагается изучение особой содержательной линии «История родного края». Эта содержательная линия предусмотрена государственным стандартом общего образования и в обязательном минимуме содержания стандарта отмечена курсивом, то есть ориентирована на обязательное изучение, но не подлежит включению в требования к уровню подготовки выпускников основной общей школы.
Цели
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования. в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Результаты обучения
Результаты изучения предмета «История» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися (содержательный компонент примерной программы построен с учетом двухуровневой модели обязательного минимума содержания стандарта исторического образования – курсивом обозначена та часть учебного материала, которая обязательна для изучения, но не является объектом контроля и оценки знаний учащихся).
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих целям исторического образования и психолого-возрастным особенностям учащихся на ступни основного общего образования (в том числе: рассказывать, показывать, выявлять, сравнивать, определять, объяснять).
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке (в том числе: для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности).
Формы текущего и итогового контроля
Для текущего и итогового контроля используются такие формы, как самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя, тестирование, самостоятельные, контрольные, творческие работы, зачеты, контрольно-измерительные материалы.
7 КЛАСС
Основное содержание
ИСТОРИЯ РОССИИ (42 Ч)
Введение (1ч)
Тема 1. Россия на рубеже XVI-XVII вв. (4 ч).
Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов.Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский.
Тема 2. Россия в XVII веке. (10 ч).
Россия в первой половине XVII в.Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых.Первые Романовы.Царь Михаил Федорович.Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война.
Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.
Россия во второй половине XVII в. Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г.Центральное и местное управление.Приказная система.Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества.Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада.Вхождение Левобережной Украины в состав Россиина правах автономии. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири.
Русская культура XVII в. Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси.Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы.Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна.
Повторение. Контрольная работа.
Тема 3. Россия в 1/4 XVIII века (9 ч).
Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи. Воцарение Петра I. Азовские походы.Создание флота и регулярной армии.Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Восстание К.Булавина. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству.Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии.
Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли.Европеизация быта и нравов.Роль петровских преобразований в истории страны.
Повторение. Контрольная работа.
Тема 4. Россия в 1725-1762 гг. (4 ч).
Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина.Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права.Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.
Тема 5. Россия в 1762 -1800 гг. (12 ч).
Россия во второй половине XVIII в.Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев.Критика самодержавия и крепостничества. А.Радищев.ПавелI. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине.Россия в войнах второй половины XVIII века.Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение новых территорий: Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии.Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.
Контрольная работа.
Русская культура второй половины XVIII в. Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан.
Итоговое повторение (2ч)
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Контрольные работы |
1 | Раздел 1. Мир в начале Нового времени. | 12 |
|
2 | Раздел 2. Ранние буржуазные революции. Международные отношения. | 3 |
|
3 | Раздел 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований | 7 |
|
4 | Раздел 4. Колониальный период в Лат. Америке. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации | 3 |
|
| Итоговое повторение | 1 | 1 |
| итого | 26 | 1 |
5 | Введение | 1 |
|
6 | Тема 1. Россия на рубеже XVI-XVII вв.(4 ч) | 4 |
|
7 | Тема 2. Россия в XVII веке. (10 ч) | 10 | 1 |
8 | Тема 3. Россия в 1/4 XVIII века ( 9 ч) | 9 | 1 |
9 | Тема 4. Россия в 1725-1762 гг. (4 ч) | 4 |
|
10 | Тема 5. Россия в 1762 -1800 гг. (12 ч) | 12 | 1 |
| Итоговое повторение | 2 | 1 |
| Итого | 42 | 4 |
| ИТОГО за год | 68 + 2* | 5 |
Учебно-тематический план индивидуального обучения
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Контрольные работы |
1 | Раздел 1. Мир в начале Нового времени. | 12 | 6 |
2 | Раздел 2. Ранние буржуазные революции. Международные отношения. | 3 | 2 |
3 | Раздел 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований | 7 | 3 |
4 | Раздел 4. Колониальный период в Лат. Америке. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации | 3 | 2 |
| Итоговое повторение | 1 | 1 |
| итого | 26 | 14 |
5 | Введение | 1 |
|
6 | Тема 1. Россия на рубеже XVI-XVII вв. (4 ч) | 4 | 2 |
7 | Тема 2. Россия в XVII веке. (10 ч) | 10 | 5 |
8 | Тема 3. Россия в 1/4 XVIII века (9 ч) | 9 | 4 |
9 | Тема 4. Россия в 1725-1762 гг. (4 ч) | 4 | 2 |
10 | Тема 5. Россия в 1762 -1800 гг. (12 ч) | 12 | 6 |
| Итоговое повторение | 2 | 1 |
| Итого | 42 | 20 |
| ИТОГО за год | 68 + 2* | 34+1* |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ 7 КЛАССА
В результате изучения курса учащиеся должны:
Называть хронологические рамки нового времени: даты важнейших событий в истории мира и России в XVII-XVIII вв., крупнейших государственных деятелей.
называть даты важнейших событий, социальных выступлений, военных походов и компаний; называть места и обстоятельства этих событий, выступлений походов, крупнейших государственных деятелей, военачальников, ученых, представителей культуры;
показывать на исторической карте рост территории, крупнейшие центры торговли, промышленности;
описывать положение и образ жизни основных сословий;
составлять описание памятников, предметов труда, зданий, произведений искусства;
соотносить общие факты и процессы становления абсолютизма, закрепощения крестьян, социальных движений;
называть характерные и существенные черты экономического, социального, духовного и политического развития;
объяснять значение основополагающих понятий курса: смута, абсолютизм, дворцовые перевороты, просвещенный абсолютизм, крепостничество, мелкотоварное производство, всероссийский рынок, мануфактура, церковный раскол;
сравнивать социально-экономическое развитие, положение сословий, результаты войн и крестьянских выступлений;
излагать суждения о причинах и последствиях;
приводить оценки реформ, деятельности Петра, Никона, Екатерины Великой.
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Критерии оценки по истории являются следующие за устные ответы:
Оценка «5» — материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.
Оценка «4» — в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.
Оценка «3» — в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.
Оценка «2» — основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.
За письменные работы:
Оценка «5″ — 91-100% выполненных заданий
Оценка «4″ — 61-90%
Оценка «3″ — 41-60%
Программа реализуется с помощью УМК:
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XVII-XVIII вв.: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь по истории России XVII-XVIII вв.: пособие для уч-ся. – М.: Просвещение.
Ресурсное обеспечение программы
История России:
Настенные исторические карты
Крестьянская война в России в начале 17 века. Борьба с интервенцией польских и шведских феодалов.
Русское государство в 17 веке.
Россия с конца 17 в. до 60-х годов 18 века. Северная война.
Российское государство в 18 веке (европейская часть).
Российская империя 2\2 18 века.
Видеофильмы:
Царь Борис Годунов.
Первый император России.
От Екатерины Iдо Екатерины II.
Императрица Екатерина II.
Император Павел I.
Видеохрестоматия «Ожившая история» часть 2:
Избрание Годунова царем московским. 1598.
Лжедмитрий I. 1604.
Призыв Минина к созыву земского ополчения. 1611.
Освобождение Москвы от польских интервентов. 1612.
Битва под Желтыми водами.1648.
Патриарх Никон. 1658.
Медный бунт. 1662.
Стрелецкий бунт 1682.
Видеохрестоматия «Ожившая история» часть 3:
Второй стрелецкий бунт. 1698.
Полтавская битва. 1709.
Реформа высших органов власти при Петре 1.
Дело царевича Алексея. 1718.
Воцарение Екатерины 1. 1725.
Арест Меншикова. 1727 г.
Битва при Кунерсдорфе. 1759 г.
Дворцовый переворот 1762 г.
Начало русско-турецкой войны 1768 г
Манифест Пугачева яицким казакам. 1773 г
Ставка Пугачева под Оренбургом
Дело о заговоре против Екатерины II. 1775 г
Воцарение Павла 1. 1796 г
Военный парад в Гатчине. 1797 г."
Суворов в приемной Павла 1
Сражение за Чертов мост.1799
Дворцовый переворот. 1801 г
Электронные пособия:
Энциклопедия истории России 862-1917 гг. - «Коминфо», 2002.
Энциклопедия. История России. Аванта+
История искусства. Электронное пособие учебного назначения. - ООО «Кирилл и Мефодий», 2003. (2 СД).
Энциклопедия изобразительного искусства. -ИДДК, 2005
Шедевры русской живописи.- «Кирилл и Мефодий», 2002.
Хрестоматия по истории России IX – XVI вв. – ООО «Мультимедийные образовательные системы», г. Калуга, 2007.
История России, Часть 2.С середины XVI века до конца XVIIIвека. - ООО «1С-Паблишинг», 2008.
Великое наследие: власть, политики, события.(2 СД). Энциклопедическое электронное издание. - ООО «ИД «Равновесие»,2004
Тематическое планирование по Истории России с конца XVI в. по XVIII в. 2015 – 2016 уч.год
Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. «История России с конца XVI до конца XVIII века», 7 класс - М.: Просвещение, 2013. 7 класс – 42 часа Учитель:
Тематическое планирование составлено на основе:
- федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования («Сборник нормативных документов. История», М., 2013 г.),
-Примерной программой Основного общего образования по истории,
-рабочей программы по истории для 7 кл.
- Авторской программы «История России 6-11 кл.» А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2013.
1. Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века, 7 класс - М.: Просвещение, 2013.
2.А. А.Данилов, Л.Г. Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: Просвещение, 2013.
3. Методические пособия: История России. Конец XVI – XVIII века.7 класс: Поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной/ авт.-сост. Н.Ю. Колесниченко. – Волгоград: Учитель, 2005.
4.История России. 7 класс. Часть 1 и 2 : Поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной История России/ сост. М.Н. Назаренко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003.
5.Серов Б.Н., Гаркуша Л.М. Поурочные разработки по истории Россиис конца XVIl до конца XVIII века. 7 класс: к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. – М.: ВАКО, 2003.
6.Симонова Е.В. Методическое пособие к учебнику А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной. – М.: Дрофа, 2003.
7. Колесниченко Н.Ю. История России с древнейших времен до конца 16 века. Поурочные планы к учебнику Данилова А.А. Косулиной Л.Г.. – Волгоград: «Учитель», 2008.
8.Тесты: История России. Конец XVI – XVIIIвв. 7 класс: дидактический материал (контрольные задания, тесты, кроссворды)/ авт.-сост. Н.Ю. Колесниченко. – Волгоград: Учитель, 2005.
9.Контрольно-измерительные материалы. История России: 7 класс. Первое и второе полугодие. / сост. К.В. Волкова – М.: ВАКО, 2010.
10.Симонова Е.В. Тесты по истории России: 7 класс: к учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной. – М.: Экзамен, 2010.
Пояснительная записка
Данное тематическое планирование по курсу «Истории России с конца XVI в. по XVIII в.» предназначено для учащихся 7 класса основной общеобразовательной школы. Тематическое планирование выстроено на основе Примерной программы курса «История России с конца XVI до конца XVIII вв.». В планировании учтено прохождение обязательного минимума содержания и соответствие программе по истории для основной средней школы. Тематическое планирование рассчитано на 42 часа.
В планировании учтены различные формы урока: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с помощью подготовленных учениками докладов, а также различные формы контроля: самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы.
Тематическое планирование составлено в соответствии со структурой учебника.
Цели курса:
- формирование целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории,
- формирование патриотичности, гражданственности, целостности в восприятии мира, гармоничного и разностороннего развития личности,
- стимулировать желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины,
- способствовать более прочному усвоению знаний, выработке практических умений для реализации самообразования,
- способствовать развитию аналитического мышления, устной и письменной речи.
Умения:
- называть даты важнейших событий, социальных выступлений, военных походов и компаний;
- называть места и обстоятельства этих событий, выступлений походов, крупнейших государственных деятелей, военачальников, ученых, представителей культуры;
- показывать на исторической карте рост территории, крупнейшие центры торговли, промышленности;
- описывать положение и образ жизни основных сословий;
- составлять описание памятников, предметов труда, зданий, произведений искусства;
- соотносить общие факты и процессы становления абсолютизма, закрепощения крестьян, социальных движений;
- называть характерные и существенные черты экономического, социального, духовного и политического развития;
- объяснять значение основополагающих понятий курса: смута, абсолютизм, дворцовые перевороты, просвещенный абсолютизм, крепостничество, мелкотоварное производство, всероссийский рынок, мануфактура, церковный раскол;
- сравнивать социально-экономическое развитие, положение сословий, результаты войн и крестьянских выступлений;
- излагать суждения о причинах и последствиях; приводить оценки реформ, деятельности Петра, Никона, Екатерины Великой.
Тематическое планирование по Истории России с конца XVI в. по XVIII в. 2015 – 2016 уч.год
Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. «История России с конца XVI до конца XVIII века», 7 класс - М.: Просвещение, 2013. 7 класс – 42 часа Учитель:
№ | Тема | Содержание | Знания и умения | Понятия | Формы контроля | Тип урока | Контроль знаний |
Тема 1. Россия на рубеже XVI – XVII вв. (4 ч) | |||||||
1 Введение | |||||||
2 | Правление Бориса Годунова. Начало Смуты
| 1.Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного 2.Правление Федора Иоанновича и Борис Годунов 3.Угличская драма 4.Избрание на царство Б.Годунова 5. Обострение социально-экономических противоречий | Знать особенности внутренней и внешней политики царя Фёдора Ивановича, выделять последствия пресечения династии Рюриковичей. Иметь представление о торговых и культурных связях России со странами Западной Европы на рубеже веков, определять причины обострения социально – экономических противоречий в начале XVII в. Охарактеризовать цели, которые преследовали Польша и Швеция, вторгаясь на территорию России. Знать причины установления в России новой династии. Определять последствия для России выступлений двух самозванцев. Давать характеристику двух ополчений. Уметь: свободно оперировать основными понятиями раздела, выделять причинно – следственные связи, давать характеристику исторических личностей, работать с исторической картой, решать проблемные задачи, заполнять таблицу, выделять в тексте и рассказе учителя главное.
| Смута кризис власти, Б.Годунов Патриаршество крепостное право «урочные лета» «заповедные лета» угличская драма |
Работа с контурной картой
Фронтальный опрос
Заполнить таблицу
Решение проблемных задач
С. Р.
| Урок изучения нового материала ИКТ | §1 , заполнение таблицы
|
3-4 | Самозванцы на Руси | 1.Причины и суть смутного времени 2.Правление Лжедмитрия 1 3.Воцарение В.Шуйского 4.Восстание И.Болотникова 5. Появление Лжедмитрия 2 | Самозванцы: Лжедмитрий 1 и 2, «тушинский вор», интервенция, В. Шуйский, И. Болотников, гражданская война | Комбинированный урок ИКТ | §2 заполнение таблицы
| ||
5 | Окончание Смутного времени
| 1.Интервенция на Руси 2.Семибоярщина 3.Формирование народных ополчений 4.Освобождение Москвы 5.Земский собор 1613 года | Народное ополчение К. Минин, Д. Пожарский, «семибоярщина» М. Романов, И. Сусанин | Комбинированный урок ИКТ | §3 заполнение таблицы
| ||
Тема 2. Россия в XVII в. (10 ч.) | |||||||
6 | Экономическое развитие России в 17в. | 1.Последствия Смуты 2.Новые явления в экономике 3.Формирование всероссийского рынка | Знать процесс усиления самодержавной власти. Иметь представление о возросшей роли государственного аппарата и армии. Определять влияние Смутного времени на социально – экономическое положение страны, выделять последствия перехода к мелкотоварному производству. Иметь представление о процессе постепенного усиления роли дворянства в жизни страны, объяснять причины и особенности народных волнений, иметь представление о процессе освоения Сибири, выделять характерные черты во взаимоотношениях церкви и государства. Знать причины, ход и итоги внешней политики России в XVII. Иметь представление о характерных чертах светской культуры. Знать повседневный быт и обычаи крестьян. Уметь: свободно оперировать основными термина раздела, выделять причинно – следственные связи, давать характеристику исторических личностей, работать с исторической картой, решать проблемные задачи, заполнять таблицу, выделять в тексте и рассказе учителя главное, развивать коммуникативные умения работать в группе, составлять мини-проекты, отстаивать свою точку зрения, аргументировано доказывать.
| Барщина, оброк, мелкотоварное производство, мануфактура, меркантилизм, ярмарка, всероссийский рынок, бобыль | Работа по карточкам
Работа в группах
Заполнить таблицу
Работа по карточкам
Решение проблемных задач
Составление опорной схемы
Работа по карточкам
Составление опорной схемы
Работа с исторической картой
Работа в группах
Заполнить таблицу
Работа в группах
| Урок изучения нового материала
| §4 Задания в рабочей тетради |
7 | Сословия российского общества | 1.Усиление позиций дворянства 2.Основные категории городского населения 3.Духовенство 4.Казачество 5.Окончательное закрепощение крестьян | Сословия, барщина, оброк, Крепостные, приказные люди, волость, «приборные» служилые люди, предприниматели, наемные работники, вотчина, поместье | Урок лабораторное занятие | §5 Заполнение таблицы | ||
8 | Политическое развитие России в 17в. Первые Романовы | 1.Первые Романовы: усиление самодержавной власти 2.Ослабление роли Земских соборов и Боярской Думы 3. Возрастание роли государственного аппарата и армии 4.Соборное Уложение 1649 года | Самодержавие, думные дьяки, воеводство, система приказов, челобитная, полки «иноземного строя», Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Боярская дума Земский собор Соборное уложение | Комбинированный урок ИКТ | §6 Рабочая тетрадь | ||
9 | Самодержавие и церковь в 17в. Церковный раскол | 1.Церковь после Смуты 2.Патриарх Филарет 3. Патриарх Никон и церковная реформа 4.Церковный раскол 5.Церковный собор 1666-1667 гг.
| Раскол, старообрядчество, протопоп Аввакум, патриарх Никон | Комбинированный урок ИКТ | §7 Рабочая тетрадь | ||
10-11 | «Бунташный век» | 1.Причины и особенности народных волнений 2. Соляной бунт 3.Медный бунт 4.Восстание С.Разина 5. Волнения старообрядцев | Крепостное право, старообрядчество Соборное уложение, «белые» слободы, крестьянская война, Медный бунт, Соляной бунт С. Разин | Комбинированный урок ИКТ | §8 Рабочая тетрадь | ||
12 | Внешняя политика России в 17в. | 1.Смоленская война 2.Присоединение Левобережной Украины 3.Русско-польская война 1653-1667 гг. 4.Русско-турецкая война 1676-1681 гг. 5.Крымские походы | Рада, Смоленская война, «Азовское сидение», Ясак освоение Сибири, присоединение Украины | Комбинированный урок ИКТ | §9 Рабочая тетрадь | ||
13-14 | Русская культура в 17в | 1.Усиление светского характера культуры 2.Образование и наука 3.Русские первопроходцы 4.Литература 17 века 5.Зодчество и церковная архитектура 6. Живопись 7. Сословный быт. Обычаи и нравы | Парсуна Славяно-греко-латинская академия, «обмирщение» культуры, образование, литература, зодчество, живопись Сатирические повести Автобиографические повести Шатровый стиль | Комбинированный урок ИКТ | §10-11 Рабочая тетрадь | ||
15 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в 17в.» |
|
|
К/Р
| Контрольно-обощающий урок |
| |
Тема 3. Россия в первой четверти XVIII в. (9 ч.) | |||||||
16 | Предпосылки Петровских преобразований | 1.Проникновение запада в Россию 2.Симеон Полоцкий 3. Реформаторская деятельность Ордин-Нащокина 4. В.В.Голицын | Знать особенности положения России на рубеже XVII – XVII вв. Иметь представление о процессе усиления иностранного влияния на Россию, выделять характерные черты реформ В. В. Голицына и А. Л. Ордин-Нащокина. Объяснять предпосылки прихода Петра I к власти. Выделять причины войны, охарактеризовать ход и итоги Северной войны. Называть основные направления экономических преобразований на рубеже веков. Знать основные реформы Петра I в области государственного переустройства. Выделять характерные черты народных восстаний первой четверти XVIII в. и их причины. Иметь представление о процессе насаждения в России западноевропейской культуры. Уметь свободно оперировать основными понятиями раздела, выделять причинно – следственные связи, давать характеристику исторических личностей, работать с исторической картой, решать проблемные задачи, заполнять таблицу, выделять в тексте и рассказе учителя главное, развивать коммуникативные умения работать в группе, составлять мини-проекты, отстаивать свою точку зрения, аргументировано доказывать. | Предпосылки Реформа | Работа с текстом учебника
Работа в группах
Заполнить таблицу
Работа по карточкам
Заполнение схем
Составление опорной схемы
Решение проблемных задач
Заполнить таблицу
Работа по карточкам
Тест
| Урок изучения нового материала | §12 Рабочая тетрадь |
17 | Начало царствования Петра 1 | 1.Детсво Петра. Личность Петра 1 2.Азовские походы 3. Великое посольство | Регент, Софья, стрелецкие бунты, Петр 1 немецкая слобода Азовские походы, строительство флота, Великое посольство | Комбинированный урок ИКТ | §13 Рабочая тетрадь | ||
18-19 | Внешняя политика Петра 1 | 1.Причины Северной войны 2.Нарфская конфузия 3.Полтавская битва 4.Прустский поход 5.Морские сражения русского флота 6.Ништадтский мир | Северная война стр- во Петербурга А. Меньшиков, гетман Мазепа, рекрут, Ф.Апраксин | Комбинированный урок ИКТ | §14 Рабочая тетрадь | ||
20-21 | Преобразования Петра 1 | 1.Реформирование государственных органов 2.Указ о единонаследии 3. Табель о рангах 4.Утверждение абсолютизма 5.Губернская реформа 6.Церковная реформа 7.Реформирование экономики 8.Цена и последствия реформ Петра 1 | Абсолютизм, реформа Коллегия прокурор, губерния, Синод, фискалы, регламент, бюрократия, магистраты, Сенат, император «Табель о рангах», протекционизм, экспорт, импорт, ревизия, мануфактура, подушная подать приписные, посессионные кр-не, рекрут | Комбинированный урок ИКТ | §15-16 Рабочая тетрадь | ||
22 | Восстания в царствование Петра 1 | 1.Причины народных восстаний 2.Астраханское восстание 3. Восстание К.Булавина 4.Башкирское восстание 5.Религиозные выступления 6.Восстания работных людей | Отходники, астраханское, булавинское восстания «дело царевича Алексея» Прелестные письма | Комбинированный урок ИКТ | §17 Рабочая тетрадь | ||
23 | Развитие культуры в царствование Петра 1 | 1.Распространение просвещения, научных знаний 2.Развитие техники 3.Создание первых музеев 4.Архитектура эпохи Петра 5.Изобразительное искусство 6.Изменения в быту | Академия наук, ассамблеи барокко, классицизм, Кунсткамера, навигационные науки, Изменения в быту, распространение просвещения, научных знаний | Комбинированный урок ИКТ | §18-19 Рабочая тетрадь | ||
24 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Эпоха Петра 1» |
|
|
| К/Р
| Контрольно-обобщающий урок |
|
Тема 4. Россия в 1725-1762 гг. (4 ч.) | |||||||
25-26 | Дворцовые перевороты | 1.Дворцовые перевороты: причины, сущность 2.Приход Екатерины 1 3. Правление Петра 2 4.Время Анны Иоанновны, Ивана 6 Антоновича 5. Приход к власти Елизаветы Петровны 6.Правление Петра 3 7. Приход к власти Екатерины 2 | Выделять основные причины и последствия дворцовых переворотов. Иметь представление об изменении системы местного самоуправления в изучаемый период. Знать особенности внутренней и внешней политики во время дворцовых переворотов.
Уметь свободно оперировать основными понятиями раздела, выделять причинно – следственные связи, давать характеристику исторических личностей, работать с исторической картой, решать проблемные задачи, заполнять таблицу, выделять в тексте и рассказе учителя главное, развивать коммуникативные умения работать в группе, составлять мини-проекты, отстаивать свою точку зрения, аргументировано доказывать
| Дворцовый переворот конституционная монархия Верховный тайный совет, временщики, кондиции Екатерина 1, Петр 2, Анна Иоанновна Иван Антонович Елизавета, Петр 3, Екатерина 2 А. Меньшиков | Работа по карточкам
Заполнение таблицы
Составление опорной схемы
Работа с текстом учебника Работа по карточкам
Составление опорной Схемы
Заполнение таблицы
С/Р
| Урок изучения нового материала ИКТ | §20-21 Рабочая тетрадь |
27 | Внутренняя политика России 1725-1762 гг. | 1.Изменения системы центрального управления 2.Расширение привилегий дворянства 3.Ужесточение политики в отношении крестьянства | Бироновщина, расширение привилегий дворянства, фаворитизм Дворянский банк Дворянские монополии | Комбинированный урок ИКТ | §22 Рабочая тетрадь | ||
28 | Внешняя политика России 1725-1762 гг. | 1.Основные направления внешней политики 2.Русско-турецкая война 1735-1739 гг. 3.Русско-шведская война 1741-1742 гг. 4.Семилетняя война 1757-1762 гг. | Семилетняя война, П. Румянцев П.С.Салтыков русско-турецкая война | Комбинированный урок ИКТ | §23 Рабочая тетрадь | ||
Тема 5. Россия в 1762 – 1800 гг. (12 ч.) | |||||||
29-30 | Екатерина 11. Внутренняя политика Екатерины | 1.Политика просвещенного абсолютизма 2.Уложенная комиссия 3.Золотой век российского дворянства 4.Борьба с вольнодумством 5.Ужесточение внутренней политики в 70-90 гг.18 в. 6.Ужесточение крепостничества | Называть особенности внутренней политики во времена Екатерины II. Иметь представление о причинах, характере и итогах крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачёва, выделять особенности разложения феодально – крепостнической системы. Иметь представление о процессах проникновения либеральных идей в Россию. Знать характерные черты во внутренней и внешней политике при Павле I. Определять основные направления внешней политики при Екатерине II. Давать характеристику личности Павла I, раскрывать характерные черты российского образования в XVIII в. Называть особенности развития художественной культуры в конце XVIII в. Знать политику русских властей в отношении нерусских народов.
Уметь свободно оперировать основными понятиями раздела, выделять причинно – следственные связи, давать характеристику исторических личностей, работать с исторической картой, решать проблемные задачи, заполнять таблицу, выделять в тексте и рассказе учителя главное, развивать коммуникативные умения работать в группе, составлять мини-проекты, отстаивать свою точку зрения, аргументировано доказывать, систематизировать и обобщать исторические явления.
| Екатерина 11, просвещенный абсолютизм, Секуляризация, Конституция Уложенная комиссия, уезд жалованные грамоты дворянству и городам Н. Новиков А. Радищев вольнодумство |
Работа по карточкам
Составление опорной схемы
Решение проблемных задач
Работа с текстом учебника
Работа по карточкам Решение проблемных задач
Работа по карточкам
Заполнить таблицу
Работа с текстом учебника
Решение проблемных задач
| Комбинированный урок ИКТ | §24 Рабочая тетрадь |
31 | Крестьянская война под пред. Е. Пугачева | 1.Причины войны 2.Пугачев и его программа 3.Основные этапы борьбы 4.Значение и последствия войны | Е. Пугачев, крестьянская война, самоуправление | Комбинированный урок ИКТ | §25 Рабочая тетрадь | ||
32-33 | Экономическое развитие России во 2 половине 18в. | 1.Начало разложения феодально-крепостнической системы 2.Развитие с\х 3.Развите промышленности 4.Итоги экономического развития | Отходники, денежный оброк, месячина, барщина, мануфактура, предпринимательство торгово-промышленные компании | Урок лабораторное занятие | §26 Рабочая тетрадь | ||
34-35 | Внешняя политика Екатерины 11 | 1.Русско-турецкие войны 2.Присоединение Крыма 3.Греческий проект Екатерины 2 4.Участие России в разделах Речи Посполитой 5.Русско-шведская война 1787-1791 гг. 6.Борьба с революционной Францией | Русско-турецкие войны разделы Речи Посполитой, «греческий проект», нейтралитет П. Румянцев, А. Суворов, Г.Потемкин, А.Орлов, присоединение Крыма | Комбинированный урок ИКТ | §27-28 Рабочая тетрадь | ||
36 | Русское военное искусство | 1П. Румянцев 2 А.Суворов 3 Ф Ушаков |
|
|
| ||
37 | Россия при Павле 1 | 1.Личность Павла 1 2.Внутренняя политика Павла 1 3.Внешняя политика Павла1 4.Заговор против Павла 1
| Павел 1, А.Суворов, Ф.Ушаков | Комбинированный урок ИКТ | §29 Рабочая тетрадь | ||
38-39 | Культура России во 2 половине 18в. | 1.Развитие образования 2.Становление отечественной науки 3.Академические экспедиции 4.Литература во 2 половине 18в. 5.Развитие театра 6.Музыка во 2 половине 18в. 7.Изобразительное искусство во 2 половине 18в. 8.Архитектура во 2 половине 18в.
| Общеобразовательная школа Солдатская школа воспитательный дом, духовная семинария, университет паровая машина ода, барокко классицизм, классическая архитектура, патриотизм реализм, идеология, космополитизм, М.Ломоносов | Работа с учебником и дополнительными наглядными пособиями
| Комбинированный урок ИКТ | §30-32 Рабочая тетрадь | |
40 | Быт и нравы во 2 половине 18 века | 1 Дворянская усадьба 2.Перемены в жизни крестьян и горожан |
|
| Работа с учебником и дополнительными наглядными пособиями
| Комбинированный урок ИКТ |
|
41 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия во 2 половине 18 в.» |
| Актуализация знаний по курсу, повышение интереса к предмету, развивать коммуникативные умения при работе в группе УМЕТЬ: устанавливать причинно-следственные связи, готовить сообщения, решать познавательные задания, аргументировано доказывать свою точку зрения, сравнивать и обобщать исторические явления, выделять особенные отличительные черты. |
| Итоговая контрольная работа
| Контрольно-обобщающий урок |
|
42 | Итоговое повторение за курс История России 17-18вв. |
| Актуализация знаний по курсу, повышение интереса к предмету, развивать коммуникативные умения при работе в группе УМЕТЬ: устанавливать причинно-следственные связи, готовить сообщения, решать познавательные задания, аргументировано доказывать свою точку зрения, сравнивать и обобщать исторические явления, выделять особенные отличительные черты. |
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Контрольно-обобщающий урок |
|
Итоговая контрольная работа по истории России 7 класс
Первый вариант
Выберите правильный ответ.
1. Указ об «урочных летах»:
а) запрещал свободный переход крестьян от одно-
го хозяина к другому
б) устанавливал пятилетний срок сыска беглых
крестьян
в) определял переход крестьян к другому помещику только в Юрьев день
г) установил бессрочный розыск беглых крестьян
2.Началом конца Смутного времени можно считать:
а) освобождение Москвы от интервентов
б) избрание Земским собором на царствование Михаила Романова
в) возращение из плена Филарета и становление соправителем при Михаиле Романове
г) вступление на престол Алексея Михайловича
3. Главное направление внешней политики России
на протяжении всего XVII в.:
а) борьба за выход в Балтийское море
б) получение выхода в Черное море
в) отношения с Речью Посполитой
г) отношения с Турцией
4. О каком событии идет речь в строках А. С. Пушкина?
Суровый был в науке славы
Ей дан учитель: не один
Урок нежданный и кровавый
Задал ей шведский паладин
а) о выходе Дании из войны со Швеции
б) о снятии осады польскими войсками Риги
в) о поражении русских войск под Нарвой
г) о Прутском походе
5. Высший церковный орган при Петре I:
а) Монастырский приказ
б) Главный магистрат
в) Правительствующий сенат
г) Синод
6. Россия стала империей после:
а) Азовского похода
б) подавления восстания под предводительством К. А. Булавина
в) Прутского похода
г) Северной войны
7. Усиление роли дворянской гвардии в 1725—1762 гг.
в государственных делах:
а) способствовало укреплению самодержавия
б) стало одной из причин легкости и частоты дворцовых переворотов
в) привело к ограничению абсолютной власти российских императоров
г) привело к конфликтам и потрясениям
8. Все привилегии, данные дворянству после смерти
Петра I, были подтверждены в правление:
а) Елизаветы Петровны в) Екатерины II
б) Петра III г) Павла I
9. Усиление власти и произвола помещиков над
крестьянами в период царствования Екатерины II
привели к:
а) Медному бунту
б) восстанию под предводительством К. А. Булавина
в) восстанию под предводительством С. Разина
г) крестьянской войне под предводительством
Е. И. Пугачева
Выберите правильные ответы.
10.Из перечисленных мероприятий относятся царствованию ЕкатериныII:
а) секуляризация церковных земель
б) отмена указа о единонаследии
в) восстановление полномочий Правительствующего сената
г) «Жалованная грамота дворянству»
д) губернская реформа
е) «Манифест о вольности дворянства»
ж) «Жалованная грамота городам»
з) образование Канцелярии тайных розыскных дел
и) введение свободы предпринимательства
к) созыв Уложенной комиссии
11. Установите правильное соответствие:
1632—1634 гг. а) русско-турецкая война
1700—1721 гг. б) участие России в войне за
«польское наследство»
1733—1735 гг. в) Смоленская война
1768—1774 гг. г) Северная война
12. Установите правильное соответствие:
Б. Годунов а) Крымские походы
Алексей Михайлович б) Прутский поход
в)Азовские походы
В. В. Голицын г) учреждение патриаршества
Петр I д) воссоединение Украины с Россией
е) Соборное уложение
13. Установите правильное соответствие:
Симон Ушаков а) архитектор
А. Ф. Зубов б) поэт
А. П. Сумароков в) иконописец
Г. Р. Державин г) портретист
Ф. С. Рокотов д) мастер гравюры
М. Ф. Казаков е) автор трагедий и комедий
14.Укажите , в каком хронологическом порядке правили Россией преемники Петра 1 :
1) Петр 3 ,
2) Анна Иоанновна ,
3) Петр 2 ,
4) Елизавета Петровна
5) Екатерина I
Второй вариант
Выберите правильный ответ.
1. В период Смутного времени в Россию вторглись войска:
а) Османской империи, Крымского ханства
б) Пруссии и Дании
в) Польши и Швеции
г) Саксонии и Пруссии
2. Соборное уложение утвердило:
а) полное право феодала на землю и зависимых крестьян
б) право помещика ссылать крестьян в Сибирь и на каторгу
в) 15-летний сыск беглых крестьян
г) прикрепление к земле государственных крестьян
3. Необходимость обновления церковных книг и обрядов стало одной из причин:
а) конфликта между патриархом Никоном и Алексеем Михайловичем
б) церковной реформы середины XVII в.
в) упразднения патриаршества
г) секуляризации церковных земель
4. Главной отличительной чертой развития культуры XVII в. стало:
а) активное проникновение и насаждение западноевропейских образцов
б) возрождение и дальнейшее развитие каменного
зодчества
в) значительное расширение системы образования
г) начало процесса уменьшения зависимости отечественной культуры от церкви
5. При Петре I армия формировалась на основе:
а) всеобщей воинской повинности
б) сбора дворянского ополчения
в) рекрутской повинности
г) наемного войска
6. Основное значения «Табели о рангах» заключалось в:
а) ликвидации местничества
б) подтверждении принципа знатности и родовитости при продвижении по службе
в) определении правил поведения чиновников
г) возможности служебного роста служивому человеку вне зависимости от его происхождения
7. Основное значение победы русской армии под
Полтавой:
а) изгнание шведов с территории России
б) восстановление Северного союза
в)присоединение к Северному союзу Пруссии
г)перелом в войне в пользу России
8.Попытка ограничить абсолютную власть российского монарха была предпринята при вступлении на престол:
а) Екатерины I
б) Анны Иоанновны
в) Елизаветы Петровны
г) Екатерины II
9. К политике « просвещенного абсолютизма» в период правления Екатерины II относится:
а) созыв Уложенной комиссии
б) генеральное межевание земли
в) губернская реформа
г) указ о единонаследии
Выберите правильные ответы:
10. Из перечисленных мероприятий к царствованию Петра I относятся:
а) роспуск Верховного тайного совета
б) учреждение Сената
в) отказ от вынесения смертных приговоров
г) создание системы коллегий
д) созыв Уложенной комиссии
е) принятие «Табели о рангах»
ж) установление подушной подати
з) создание Кабинета министров
и) разделение страны на губернии
к) учреждение Святейшего Правительствующего синода
Установите правильное соответствие.
11. 1) 1654—1667 гг. а) участие России в Семилетней войне
1741—1743 гг. б) русско-турецкая война
1757—1762 гг. в) русско-польская война
1787—1781 гг. г) русско-шведская война
12.Установите правильное соответствие.
1) Алексей Михайлович а) « Манифест о вольности дворянства»
2) Петр I б) раскол русской православной церкви
3) Петр III в) Смоленская война
4) Екатерина II г) Гангутское сражение
д) присоединение к России Крыма
е) Великое посольство в страны Западной
Европы
13.Установите соответствие между деятелем культуры и сферой его творчества.
И. Н. Никитин а) композитор
Д. Трезини б) скульптор
Н. М. Карамзин в) портретист
Д. И. Фонвизин г) историк, писатель
Э. М. Фальконе д) драматург, автор комедий
Д. С. Бортнянский е) архитектор
14. Расположите в хронологическом порядке события, относящиеся ко времени царствования Петра1 :
1) Азовские походы,
2) «Великое посольство»
3) регентство царевны Софьи
4) заключение Северного союза
5) провозглашение России империей