МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. РОЩИНСКИЙ
Рассмотрено: на заседании МО Руководитель МО /___/ Хисматуллина С.М. Протокол № 1 от « 20» августа 2015г. | Согласовано. Заместитель директора школы по УВР МОБУ СОШ С.Рощинский /________/ Каримова Р.З. | Утверждено. Директор МОБУ СОШ с.Рощинский /________/ Салимьянов А.А. Приказ № 79 от «22» августа 2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Физика»
9 класса
Базовый уровень
учитель физики
Хабибуллина Н.Т.
2015 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса «Физика» для 9 класса составлена на основе следующих документов:
-Федерального Закона « Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012 г.).
-Федерального государственного стандарта основного общего образования по физике (Приказ МО РФ №1089 от 5 марта 2004 года);
-Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в ОУ на 2015-2016 учебный год (приказ № 576 от 08.06.2015г) «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»; -Примерной программы основного общего образования по физике для общеобразовательных учреждений: «Физика. Астрономия. 7-11 кл». Составители В.А.Коровин, В.А.Орлов. – М.: Дрофа, 2010, с. 129.;
-авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией А. В. Грачева, В. А. Погожева, А. В. Селиверстова, – М.: Вентана-Граф, 2012г.,
в соответствии с
- Образовательной программой МОБУ СОШ с.Рощинский (приказ № 75 от 22.08.2015г);
- требованиями Положения о рабочих программах, факультативах и элективных курсах, утверждённого приказом по школе №24 от 02.04.2012;
- с учебным планом и учебным графиком, утвержденным приказом по школе №76 от 22.08. 2015г. и рассчитана на реализацию в течение 1 года.
- Реализация учебной программы обеспечивается учебным пособием: А. В. Грачев, В. А. Погожев, А. В. Селиверстов Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. М.: Вентана-Граф, 2012 г., утвержденным приказом по школе от 22.08.2015 г. № 76 в списке учебников, используемых в 2015-2016 учебном году.
Изучение физики по данной программе направлено на достижении следующие цели и задачи:
Освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказывающих определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы.
Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; оценивать достоверность естественнонаучной информации.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий.
Воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблеме естественно - научного содержания; готовности к морально - этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды. Особое внимание обращается на формирование идей, составляющих неотъемлемую часть человеческой культуры. Это обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, профессионально-трудового выбора.
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды. Приобретение учащимися практических навыков, необходимых для применения физических законов к решению конкретных задач различного уровня сложности.
Продолжить формирование навыка правильного использования лабораторного оборудования, а также справочных таблиц величин; правильного изображения векторных величин в заданном масштабе, правильной расстановки сил на чертеже.
Программа предполагает использование активных и интерактивных форм и методов работы с учащимися: обзорные и установочные лекции, учебные конференции, лабораторные и практические задания, зачеты и контрольные работы, предметные олимпиады.
Тематический контроль знаний и умений учащихся осуществляется при выполнении контрольных работ, состоящих из двух частей: заданий с выбором ответа и расчетных задач.
На изучение курса физике по предлагаемой программе отводится 65 часов за учебный год (2 часа в неделю).
Основной акцент при обучении по предлагаемой программе делается на научный и мировоззренческий аспект образования по физике.
Формы и методы обучения.
При реализации рабочей программы используется учебное пособие- А. В. Грачев, В. А. Погожев, А. В. Селиверстов Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. М.: Вентана-Граф, 2012 г., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися.
Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса.
Формы и средства контроля.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.
Общее количество часов – 66. Количество часов в неделю – 2. 7 лабораторных работ, 5 контрольных работ.
Примерное тематическое планирование к курсу.
Название главы | Количество часов | Лабораторные | Контрольные |
Кинематика. | 14 | 1 | 1 |
Динамика | 14 | 2,3 | 1 |
Импульс. Механическая работа. Энергия. Закон сохранения механической энергии. Статика. | 12 | 4 | 1 |
Колебания. | 8 | 5 | |
Оптика | 10 | 6,7 | 1 |
Физика атома и атомного ядра. | 7 | | |
Повторение. | 1 | | 1 |
Итого. | 66 | 7 | 5 |
Основное содержание.
1. Кинематика. 14 ч. Механическое движение. Система отсчёта. Способы описания механического движения. Точечное тело. Поступательное движение. Траектория. Перемещение. Путь. Относительность движения. Сложение движений. Принцип независимости движений. Скорость. Ускорение. Криволинейное движение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности. Вращательное движение. Ось вращения. Угловая скорость. Период и частота вращения. Скорость и ускорение при равномерном движении по окружности.
2. Динамика. 14 ч. Взаимодействие тел. Материальная точка. Инерция. Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Второй закон Ньютона. Силы в механике. Третий закон Ньютона. Динамика равномерного движения материальной точки по окружности. Закон всемирного тяготения. Движение планет и спутников. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
3. Импульс. Закон сохранения импульса. 2 ч. Импульс материальной точки. Изменение импульса материальной точки. Система материальных точек. Внешние и внутренние силы. Изменение суммарного импульса системы материальных точек. Закон сохранения импульса.
4. Механическая работа и энергия. Закон сохранения механической энергии. 4 ч. Механическая работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Механическая энергия. Изменение механической энергии. Закон сохранения механической энергии.
5. Статика. 6 ч. Равновесие точечного тела. Твёрдое тело. Центр масс. Центр тяжести. Момент силы. Условия равновесия твёрдого тела. Устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесие.
6. Механические колебания и волны. 5 ч. Механические колебания. Смещение. Возвращающая сила. Свободные колебания. Гармонические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Пружинный маятник. Математический маятник. Преобразование энергии при механических колебаниях. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Механические волны. Продольные и поперечные волны. Скорость волны. Длина волны. Звук. Громкость звука. Высота тона. Тембр.
7. Электромагнитные колебания и волны. 3 ч. Переменный электрический ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Преобразование энергии при электромагнитных колебаниях. Электромагнитные волны, их свойства. Шкала электромагнитных волн. Свет как электромагнитная волна.
8. Оптика. 10 ч. Источники света. Действия света. Луч света. Закон прямолинейного распространения света. Тень и полутень. Солнечное и лунное затмения. Законы отражения света. Построение изображения в плоском зеркале. Законы преломления света. Показатель преломления света. Дисперсия света. Явление полного внутреннего отражения. Собирающая и рассеивающая линзы. Тонкие линзы. Фокус и оптическая сила линзы. Построение изображений, создаваемых тонкими линзами. Формула тонкой линзы. Глаз. Зрение. Оптические приборы.
9. Физика атома и атомного ядра. 7 ч. Строение атома. Опыты Резерфорда. Поглощение и испускание света атомами. Оптические спектры. Спектроскопия. Строение атомного ядра. Зарядовое и массовое числа. Изотопы. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Дефект массы. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Альфа- и бета-распады. Правила смещения. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Термоядерные реакции. Источники энергии Солнца и звёзд. Регистрация ядерных излучений. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Дозиметрия. Экологические проблемы ядерной энергетики.
10. Обобщающие занятия, итоговый контроль, подведение итогов 1 ч.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения физики на базовом уровне в 9-м классе ученик должен знать/понимать:
сущность научного подхода к изучению природы;
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие;
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия,
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, явление -электромагнитная индукция, понятия сила тока, переменный электрический ток, способы получения переменного электрического тока.
вклад зарубежных и российских ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики: Г. Галилея, И. Ньютона, Э. Резерфорда, Д. Томсона, А. Эйнштейна, Д. Менделеева, К. Циолковского, А. Сахарова, Ж. Алфёрова, и др.
уметь
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
проводить измерения, записывать результат измерений с учётом погрешности, проводить расчеты, анализировать полученный результат, оформлять полученный результат в виде графика и таблицы.
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли, приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, электродинамики в энергетике; отличать различные виды линз, строить изображения даваемые линзой.
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Поурочное планирование.
№ | Тема урока. | Кол-во уроков | Примерная дата | Фактическая дата |
1 | 2 | 3 | 4 | |
-
| Способы описания механического движения. Система отсчёта. | 1 | 4.09 | |
-
| Прямолинейное движение | | 7.09 | |
-
| Лабораторная работа №1«Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения» | 1 | 11.09 | |
-
| Прямолинейное равномерное движение по плоскости. | 1 | 114.09 | |
-
| Перемещение при равномерном прямолинейном движении по плоскости | 1 | 18.09 | |
-
| Скорость при равномерном прямолинейном движении по плоскости | 1 | 21.09 | |
-
| Относительное движение. Сложение движений. Принцип независимости движений. | 1 | 25.09 | |
-
| Примеры решения задач на сложение движений. Решение задач | 1 | 28.09 | |
-
| Криволинейное движение. | 1 | 2.10 | |
-
| Движение тела, брошенного под углом к горизонту. | 1 | 5.10 | |
-
| Равномерное движение по окружности. Период и частота вращения. | 1 | 9.10 | |
-
| Скорость и ускорение при равномерном движении по окружности. | 1 | 12.10 | |
-
| Обобщение и повторение темы «Кинематика» | 1 | 16.10 | |
-
| Контрольная работа №1 «Кинематика» | 1 | 19.10 | |
-
| Инерциальная система отсчёта. Первый закон Ньютона. Сила. | 1 | 23.10 | |
-
| Сила. Силы в механике. Масса. Плотность. | | 26.10 | |
-
| Второй закон Ньютона. Решение задач о движении тела под действием нескольких сил | 1 | 30.10 | |
-
| Сила упругости Лабораторная работа №2 «Измерение жёсткости пружины» | 1 | .6.11 | |
-
| Второй закон Ньютона. Решение задач о движении тела под действием нескольких сил | | 9.11 | |
-
| Силы трения. Лабораторная работа № 3 «Измерение коэффициента трения скольжения». | | 13.11 | |
-
| Взаимодействие тел. Третий закон Ньютона. Решение задач на движение взаимодействующих тел | | 16.11 | |
-
| Динамика равномерного движения материальной точки по окружности | | 20.11 | |
-
| Решение задач динамики равномерного движения по окружности | | 23.11 | |
-
| Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения | | 27.11 | |
-
| Движение планет. Искусственные спутники | | 30.11 | |
-
| История развития представлений о Вселенной. | | 4.12 | |
-
| Повторение и обобщение | 1 | 7.12 | |
-
| Контрольная работа №2 «Динамика» | 1 | 11.12 | |
-
| Импульс. Изменение импульса материальной точки. Система тел. Закон сохранения импульса | 1 | 14.12 | |
-
| Применение закона сохранения импульса при решении задач | 1 | 18.12 | |
1 | Общее определение работы. Мощность. | 1 | 21.12 | |
2 | Кинетическая энергия. | 1 | 25.12 | |
3 | Потенциальная энергия. | 1 | 28.12 | |
4 | Механическая энергия системы тел.Закон сохранения механической энергии. | 1 | 15.01 | |
-
| Равновесие тела. Момент силы | 1 | 18.01 | |
-
| Условие равновесия твёрдого тела | 1 | 22.01 | |
-
| Лабораторная работа №4 «Исследование условий равновесия рычага» | 1 | 25.01 | |
-
| Применение условий равновесия при решении задач статики | 1 | 29.01 | |
-
| Законы сохранения. Статика | | 1.02 | |
-
| Контрольная работа № 3 «Законы сохранения. Статика» | | 5.02 | |
-
| Механические колебания | 1 | 8.02 | |
-
| Преобразование энергии при механических колебаниях. Вынужденные колебания | 1 | 12.02 | |
-
| Лабораторная работа №5 «Определение ускорения свободного падения» | 1 | 15.02 | |
-
| Механические волны | 1 | 19.02 | |
-
| Звук. | 1 | 22.02 | |
-
| Переменный электрический ток | 1 | 26.02 | |
-
| Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. | 1 | 29.02 | |
-
| Электромагнитные волны | 1 | 4.03 | |
-
| Источники света. Действие света. Закон прямолинейного распространения света. | 1 | 7.03 | |
-
| Закон отражения. Построение изображения в зеркалах. | 1 | 11.03 | |
-
| Закон преломления света на границе двух однородных прозрачных сред. | 1 | 14.03 | |
-
| Явление полного внутреннего отражения. Решение задач | 1 | 18.03 | |
-
| Линзы. Тонкие линзы. | 1 | 21.03 | |
-
| Тонкие линзы Лабораторная работа №6 «Определение фокусного расстояния собирающей линзы» | 1 | 4.04 | |
-
| Построение изображения, создаваемых тонкими линзами. Лабораторная работа №7 «Получение изображения с помощью собирающей линзы» | 1 | 8.04 | |
-
| Глаз и зрение. Оптические приборы. | 1 | 11.04 | |
-
| Повторение и обобщение темы | 1 | 15.04 | |
-
| Контрольная работа №4 «Оптика» | 1 | 18.04 | |
-
| Строение атома | 1 | 22.04 | |
-
| Поглощение и испускание света атомами. Оптические спектры. | 1 | 25.04 | |
-
| Строение атомного ядра. Зарядовое и массовое число | 1 | 29.04 | |
-
| Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер | 1 | 2.05 | |
-
| Закон радиоактивного распада. Альфа_ и Бета- распады. Правила смещения. | 1 | 6.05 | |
-
| Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Источники энергии Солнца и звезд. | 1 | 13.05 | |
-
| Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Дозиметрия. Экологические проблемы ядерной энергетики. | 1 | 16.05 | |
-
| Итоговая контрольная работа | 1 | 20.05 | |
Ресурсное обеспечение программы.
Основная и дополнительная литература:
1. А. В. Грачев, В. А. Погожев, А. В. Селиверстов Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. М.: Вентана-Граф, 2012 г.
2. Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2007. – 96 с. ил.
3. Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.
4. Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся.
5. А. В. Грачев, В. А. Погожев, А. В. Селиверстов Рабочая ретрадь «1,2,3 к учебнику Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. М.: Вентана-Граф, 2012 г.
6. Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон), тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова) помогут организовать самостоятельную работу школьников в классе и дома.
Основная и дополнительная литература для ученика:
::
1. А. В. Грачев, В. А. Погожев, А. В. Селиверстов Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. М.: Вентана-Граф, 2012 г
2. А. В. Грачев, В. А. Погожев, А. В. Селиверстов Рабочая ретрадь «1,2,3 к учебнику Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. М.: Вентана-Граф, 2012 г..
Рымкевич А.П. Задачник по физике для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007.
В медиатеке кабинета имеются следующие диски:
Физика. Виртуальный учебник
Физика в картинках
Электронный задачник по физике
Уроки физики
Живая физика
Открытая физика
Репетитор по физике
Лабораторные работы. Физика (7,8,9 класс).
13