Календарно-тематическое планирование учебного курса Литературное чтение составлено на основе рабочей программы по литературному чтению 1-4 классов. Программа реализована в учебнике В.Ю.Свиридовой. Календарно-тематическое планирование соответствует учебному плану МОУ СОШ №4.
№ урока | Название темы | Кол-во часов | Период проведения уроков | Фактическая дата урока | Примечание |
1. | «Крутим барабан времени». Путешествие во времени с помощью произведений искусства: С.Я.Маршак «И поступь, и голос у времени тише…», картина М. Шагала «Часы с синим крылом». | 1 | 01.09-03.09 | | |
2. | Древнее восприятие человеком хода времени через жизнь природы. Пословицы и поговорки о времени и природе. Портрет В.И.Даля кисти В. Перова. | 1 | | | |
3. | Знакомство с народной сказкой «Иван-царевич и серый волк». Признаки волшебной сказки. | 1 | 05.09-10.09 | | |
4. | Законы волшебной народной сказки в сказке «Иван-царевич и серый волк». | 1 | | | |
5. | Художественные особенности волшебной народной сказки в сказке «Иван-царевич и серый волк». | 1 | | | |
6. | В. Васнецов «Иван-царевич на Сером волке». Сочинение о картине. | 1 | | | |
7. | Анализ сочинений. Проникновение элементов конкретного исторического времени в сказку. Русская народная сказка «Летучий корабль». | 1 | 12.09-17.09 | | |
8. | Волшебные помощники в русской народной сказке «Летучий корабль». | 1 | | | |
9. | Русская народная сказка «Летучий корабль». Испытания сказочного героя. | 1 | | | |
10. | Язык сказки. Русская народная сказка «Летучий корабль». Пословицы и поговорки о качествах человека: ум, смекалка, доброта, трудолюбие, честность. | 1 | | | |
11. | Мифы о подвигах Геракла. Скульптурное изображение Геракла. | 1 | 19.09-24.09 | | |
12. | Подвиги Геракла, героя, который постепенно освобождается от власти богов и власти Природы. Образ Кербера. | 1 | | | |
13. | Мотивы мифов, позднее отразившиеся в волшебных сказках. | 1 | | | |
14. | Подвиги русских богатырей. Знакомство с жанром былины. «Как Илья из Мурома богатырем стал». Картина В. Васнецова «Гусляры». | 1 | | | |
15. | «Как Илья из Мурома богатырем стал». Композиция и особенности языка, красота и своеобразие русской былины. | 1 | 26.09-01.10 | | |
16-18. | «Илья Муромец и Соловей- разбойник». Особенности былинного повествования. Черты древней сказки и исторические подробности в былине. Сравнительный анализ картин художников М. Врубеля «Богатырь» и В. Васнецова «Богатыри». | 3 | | | |
19. | Мотивы былины в художественном произведении А.К. Толстого «Илья Муромец». | 1 | 03.10-08.10 | | |
20. | Приметы исторического времени в былине «Никита Кожемяка». | 1 | | | |
21. | Богатыри разных народов. | 1 | | | |
22. | Жанр бытовой сказки: время возникновения, проблематика. Отличие бытовых сказок от волшебных на примере русских народных сказок «Что дальше слышно», «Как Иван-дурак дверь стерег». | 1 | | | |
23. | Мотивы бытовой сказки в художественном произведении. С.Я. Маршак «Сказка про короля и солдата». Сравнение со сказкой «Кашица из топора». | 1 | 10.10-15.10 | | |
24-25. | Особенности авторской сказки. Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». | 2 | | | |
26 | Образ стойкого солдатика в произведениях современных писателей. Сочинение-рассуждение «Кто может совершить подвиг» | 1 | | | |
27 | Образ стойкого солдатика в произведениях современных писателей. Сочинение-рассуждение «Кто может совершить подвиг» | 1 | 17.10-22.10 | | |
28. | Обобщающий урок по главе «Волшебная старина» | 1 | | | |
29. | Понятие «классическая» поэзия. Анализ портрета А.С. Пушкина работы О. Кипренского. Особенности художественного мира, созданного в стихотворении В.А. Жуковского «Там небеса и воды ясны!». | 1 | | | |
30. | Разные образы родины. А.С. Пушкин «Москва… Как много в этом звуке...». Картина А. Лентулова «Василий Блаженный». | 1 | | | |
31. | Отечественная война 1812 года в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино». | 1 | 24.10-29.10 | | |
32. | Образ рассказчика в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино». Художественные Особенности стихотворения. | 1 | | | |
33. | Позиция автора, «спрятанная» за иносказанием. Басня И.А. Крылова «Слон и Моська». | 1 | | | |
34 | Особенности жанра басни. Библиотечный урок. | 1 | | | |
35 | Особенности жанра басни. Библиотечный урок. | 1 | 07.11-12.11 | | |
36. | Выразительность поэтического образа, созданного Н.А. Некрасовым. Отрывок из поэмы «Крестьянские дети». | 1 | | | |
37-38. | Судьба твоего ровесника, жившего в XIX веке. Два мира Ваньки Жукова по рассказу А.П. Чехова «Ванька». | 2 | | | |
39. | Эмоциональный тон и характер воспоминаний о детстве лирического героя стихотворения И.А. Бунина «Детство». | 1 | 14.11-19.11 | | |
40. | Сравнительный анализ картин А. Венецианова «Жнецы» и В. Маковского «Свидание». | 1 | | | |
41. | Художественный мир рассказа Л.Н. Андреева «Петька на даче». Композиция, система героев. | 1 | | | |
42. | Два мира в рассказе Л.Н. Андреева «Петька на даче». | 1 | | | |
43. | Главный герой рассказа Л.Н.Андреева «Петька на даче»: его возрождение и возвращение. | 1 | 21.11-26.11 | | |
44. | Главный герой рассказа Л.Н.Андреева «Петька на даче»: предположительное Будущее героя. Сравнительный анализ картин М. Добужинского «Окно парикмахерской» и М. Шагала «Окно». | 1 | | | |
45. | Особое восприятие реального времени в стихотворении Ф.И. Тютчева «Смотри, как роща зеленеет...». | 1 | | | |
46. | Образ реального мира в волшебной Сказке Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». | 1 | | | |
47. | Реальное и чудесное в волшебной Сказке Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». | 1 | 28.11-03.12 | | |
48. | Особенности волшебного мира в авторской сказке. | 1 | | | |
49-50. | Наедине с книгой. Вставная «Сказка о твердом орехе» Э.Т.А.Гофмана | 2 | | | |
51. | М.Я. Бородицкая «В школу». Мир драмы. Общее представление о пьесе «Двенадцати месяцев» С.Я. Маршака. | 1 | 05.12-10.12 | | |
52-54. | Характеры героев и персонажей пьесы. | 3 | | | |
55. | Сложное чувство единения со всем миром, понимание, приятие, любовь по стихотворению Саши Чёрного «Рождественское». | 1 | 12.12-17.12 | | |
56-57. | Фантастические существа с человеческими характерами в сказке Т. Янссон «Ель». | 2 | | | |
58. | Обобщающий урок по главе «Пленительные напевы» | 1 | | | |
59. | Поэтические образы, выражающие нежные чувства, сердечную привязанность к родным местам, по стихотворению Д.Б. Кедрина «Я не знаю, что на свете проще?..». Необычный взгляд на мир. Наблюдательность художника и поэта: картина К. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт». | 1 | 19.12-24.12 | | |
60. | Особенности авторской сказки по сравнению с народной по произведению П.П. Бажова «Огневушка-Поскакушка». Основные мотивы и главная мысль. | 1 | | | |
61. | Особенности авторской сказки по произведению П.П. Бажова «Огневушка-Поскакушка». Нравственные проблемы, поднятые в произведении. | 1 | | | |
62. | Общее представление о жанре сказа (по сказу П.П. Бажова «Огневушка-Поскакушка»). Особенности авторского повествования. | 1 | | | |
63. | Особенности композиции авторских сказок в отличие от народных (по сказу П.П. Бажова «Огневушка- Поскакушка»). | 1 | 09.01.-14.01 | | |
64. | Деталь как средство выражения авторского отношения (по сказу П.П. Бажова «Огневушка-Поскакушка»). | 1 | | | |
65-66. | Творчество П.П. Бажова (библиотечный урок) | 2 | | | |
67. | Художественный мир стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога». Особенности рифмовки. | 1 | 16.01-21.01 | | |
68. | Художественные образы в стихотворении А.С. Пушкина «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...». Понятие о видах рифмы. Три вида рифм – три разных образа. | 1 | | | |
69-70. | Мир «детей» и мир «взрослых». Комическое и драматическое в рассказе А.П. Чехова «Белолобый». | 2 | | | |
71. | Красота и выразительность пушкинского стиха по стихотворению А.С. Пушкина «Зимнее утро». | 1 | 23.01-28.01 | | |
72. | Необычное восприятие мира в рассказе А.И. Куприна «Мысли Сапсана о людях, животных, предметах и событиях». | 1 | | | |
73. | Нравственные уроки рассказа А.И. Куприна «Мысли Сапсана о людях, животных, предметах и событиях». Картина Б. Кустодиева «Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой». | 1 | | | |
74. | Бережное отношение к миру в шуточной интерпретации Саши Чёрного «Что ты тискаешь утенка?..». | 1 | | | |
75. | Саша Чёрный «Дневник фокса Микки». Художественные особенности повествования. Главный герой. Его характер. | 1 | 30.01-04.02 | | |
76. | Саша Чёрный «Дневник фокса Микки». Художественные особенности повествования. Событийный план повести. | 1 | | | |
77. | Саша Чёрный и его интерпретация нравственной проблематики. Юмор в разговоре о серьезных проблемах. | 1 | | | |
78 | Исцеляющая сила мечты и любви по рассказу А.И. Куприна «Слон». | 1 | | | |
79. | Мир глазами ребенка. Взаимопонимание взрослых и детей по рассказу А.И. Куприна «Слон». | 1 | 06.02-11.02 | | |
80-81. | Обобщающий урок по произведениям А.И. Куприна | 2 | | | |
82. | Образы родной природы в картине А. Саврасова «Грачи прилетели». Сочинение по картине. | 1 | | | |
83. | Анализ сочинений. Необычный взгляд на мир. Стихотворение Н.Н. Асеева «Февраль». | 1 | 13.02-18.02 | | |
84. | Эмоциональное состояние героя. Чудесное весеннее преображение. А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…». | 1 | | | |
85. | Эмоциональное отношение к пробуждающемуся миру, готовность к открытию: рассказ М.М. Пришвина «Земля показалась». | 1 | | | |
86. | Мир семьи, истоки душевной открытости в рассказе Ю.Я. Яковлева «Мама». | 1 | | | |
87. | Сочинение-рассуждение «Родина начинается с семьи». | 1 | 20.02-25.02 | | |
88. | Искусство – мир сокровенных чувств, впечатлений, переживаний. Картины П. Филонова «Семья крестьянина», А. Матисса «Семейный портрет», стихотворение В.Д. Берестова «Семейная фотография». | 1 | | | |
89. | Библиотечный урок. Рассказы о настоящих друзьях: Л.А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания», А.П.Гайдар «Тимур и его команда», Л. Пантелеев «Честное слово», В.Гюго «Гаврош» | 1 | | | |
90. | Лирический герой В.Д. Берестова в стихотворении «Разлука». | 1 | | | |
91. | Разнообразие интонации в рассказе В.Ю. Драгунского «Сверху вниз, наискосок». | 1 | 27.02-04.03 | | |
92. | Твои сверстники, читатель. Мир дружбы, взаимопомощи, совместных приключений. Знакомство с произведением М. Твена «Приключения Тома Сойера» | 1 | | | |
93. | Юмористический рассказ Н.Н. Носова «Федина задача». | 1 | | | |
94 | Мальчишки и девчонки. Юмористические рассказы Н.Н. Носова, И.М. Пивоваровой, В.В. Голявкина. | 1 | | | |
95 | Мальчишки и девчонки. Юмористические рассказы Н.Н. Носова, И.М. Пивоваровой, В.В. Голявкина. | 1 | 06.03-11.03 | | |
96. | Обобщающий урок по главе «Огонь волшебного рассказа» | 1 | | | |
97. | Тайны поэзии. А.А. Фет «Это утро, радость эта...». | 1 | | | |
98. | Образ весны и ручья в стихотворении Н.Н.Матвеевой «В лощинах снег…». | 1 | | | |
99. | Мир авторской сказки С.Г. Козлова «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды». | 1 | 12.03-18.03 | | |
100 | Сосредоточенность на эмоциональном состоянии героя. С.Г. Козлов «Лисичка». | 1 | | | |
101 | Правда чувств в поэтических сказках С.Г. Козлов. Библиотечный урок. | 1 | | | |
102 | Секреты творчества. По стихотворению К.Д. Бальмонта «Как я пишу стихи» и картине М. Шагала «Над городом». | 1 | | | |
103 | Выражение подлинных чувств, жизненных переживаний и ярких впечатлений, которыми поэт делится с читателем по стихотворению М.И. Цветаевой «Красною кистью…», хокку японских поэтов. | 1 | 20.03-25.03 | | |
104 | Урок – праздник поэзии: читаем хокку | 1 | | | |
105 | Необычный герой и необычный мир в художественном произведении: Ю.И. Коваль «Писатель-путешественник». | 1 | | | |
106 | Портрет творческого человека. Ю.И. Коваль «Писатель-путешественник» | 1 | | | |
107 | Сложное чувство одиночества, душевного непокоя, творческого порыва в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус». | 1 | 03.04-08.04 | | |
108 | Система образов в рассказе В.П. Крапивина «Старый дом». Рождение Творческого взгляда на мир. | 1 | | | |
109 | Романтический мир современного подростка. В.П. Крапивин «Старый дом». | 1 | | | |
110 | Фантастический мир в рассказе В.П. Крапивина «Старый дом». Говорящие детали. | 1 | | | |
111-112 | Библиотечный урок. Художественный мир В.П. Крапивина. Знакомство с циклами повестей «Мальчик со шпагой», «Всадники со станции Роса» | 2 | 10.04-15.04 | | |
113 | Строим воздушные замки по стихотворениям Е.А. Баратынского «Чудный град...» и А.А. Фета «Воздушный город». | 1 | | | |
114 | Строим воздушные замки по стихотворению Б.В. Заходера «Воздушные замки» и картине М. Чюрлёниса «Корабли». | 1 | | | |
115 | Авторская сказка-повесть С.Л. Прокофьевой «Лоскутик и Облако». Проблематика и основное содержание. | 1 | 17.04-22.04 | | |
116 | Композиция и система образов в авторской сказке-повести С.Л. Прокофьевой «Лоскутик и Облако». | 1 | | | |
117 | Изобразительно-выразительные средства в авторской сказке-повести С.Л. Прокофьевой «Лоскутик и Облако». | 1 | | | |
118 | Авторская сказка-повесть С.Л. Прокофьевой «Лоскутик и Облако». Домысливание сюжета, развитие характеров героев. | 1 | | | |
119-120 | Мир сказок С.Л. Прокофьевой. Знакомство с отрывками из сказок «Желтый чемоданчик», «Волшебник Алеша». Библиотечный урок | 2 | 24.04-29.04 | | |
121 | Жизненное кредо: Н.Н. Матвеева «Я мечтала о морях и кораллах...», картина А. Матисса «Красные рыбы». | 1 | | | |
122 | Поэтическое кредо: В. Хлебников «Мне мало надо!..», Т.М. Белозеров «Кладовая ветра». | 1 | | | |
123-124 | Сочинение по картине В. Поленова «Московский дворик». | 2 | 01.05-06.05 | | |
125 | Шутя говорим о серьезном (на материале рассказа В.Ю. Драгунского «Куриный бульон»). | 1 | | | |
126 | Гуляем по просторам Интернета: знакомство с интернет-ресурсами: литературным журналом «Кукумбер», электронными библиотеками | 1 | | | |
127 | Гуляем по просторам Интернета: знакомство с интернет-ресурсами: литературным журналом «Кукумбер», электронными библиотеками | 1 | 08.05-13.05 | | |
128,129, 130 | Твое место в мире школы, города, страны (на материале фантастических произведений Е.С. Велтистова, А.И. Мошковского). | 3 | | | |
131,132 | Твое место в мире школы, города, страны (на материале фантастических произведений Е.С. Велтистова, А.И. Мошковского). | 2 | 15.05-20.05 | | |
133-134 | Сочинение «Город будущего» | 2 | | | |
135 | Размышления об истории, о времени и о себе (на материале притчи Ф.Д. Кривина «Часы, минуты, секунды»). Образ времени в скульптурах С. Дали. | 1 | 22.05-27.05 | | |
136 | Нельзя терять высоту. Духовно- нравственный урок притчи В.А. Солоухина. Стихотворение «Мерцают созвездья...». | 1 | | | |
137-138 | Резервные часы | 2 | | | |