Месяц, день | Название тем | Теория | Время (мин.) | Практика | Время (мин.) | Общее время | Средства обучения | Литература |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. |
1 раздел. Вводное занятие. Диагностика музыкально-слуховых данных. Анатомия и гигиена голосового аппарата (2 ч). |
| Тема № 1. «И Муза вечная со мной!» Вводное занятие. | Муза, композитор, исполнитель, слушатель, оркестр, дирижёр, звуки музыкальные и шумовые. Инструктаж по технике безопасности № 43, № 28. | 45 мин. | Слушание музыки. Хоровое пение. Звуковая «Угадай-ка!». Диагностика звуко-высотного, ритмического слуха. | 45 мин. | 1 ч 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны. | Инструкции по технике безопасности № 43, № 28. |
II раздел. Устранение мышечных, психических зажимов. Формирование правильных установок и ощущений дыхания (18 ч) |
| Тема № 2. «Повсюду музыка слышна…». | Композитор, импровизация | 30 мин. | Ролевая игра «Играем в композитора» | 60 мин. | 1 ч 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. |
| Тема № 3. «Душа музыки – мелодия». | Мелодия, марш, танец, песня, образ, характер, настроение. | 30 мин. | Слушание музыки. Пластические импровизации. Эстрадное пение. | 60 мин. | 1 ч 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. |
| Тема № 4. «Музыка осени» | Образцы вокальных композиций об осени. | 30 мин. | Слушание музыки. Чтение стихов. Разучивание песен. | 60 мин. | 1 ч 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010 |
| Тема № 5. «Сочини мелодию». | Импровиации учащихся на стихотворения А.Барто, Н.Михайловой. | 30 мин. | Ролевая игра «Играем в композитора» | 60 мин. | 1 ч 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
| Тема № 6. «Музыка вокруг нас». | Мелодия, аккомпанемент; композитор, исполнитель, слушатель. | 30 мин. | Фронтальный опрос, слушание музыки и эстрадное пение. | 60 мин. | 1 ч 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г.. |
| Тема № 7. «Музыкальные инструменты». | Знакомство с понятием «профессиональная музыка», с музыкальными инструментами. | 30 мин. | Слушание музыки. Эстрадное пение. Ролевая игра «Играем в композитора» | 60 мин. | 1 ч 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
| Тема № 8. «Разыграй песню». | Слушание вокальных композиций с мотивами животного мира. Беседа о содержании, характере музыки.. | 30 мин. | Выразительное исполнение музыкальных композиций по выбору учащихся. | 60 мин. | 1 ч 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
| Тема № 9. «Край, в котором ты живёшь». | Родина, родной край (малая родина), родная природа, народ. Слушание музыкальных композиций о Сахалине. | 30 мин. | Исполнение песен о Сахалине. | 60 мин. | 1 ч 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
| Тема № 10. «Детский музыкальный коллектив». | Аудио-видео урок по изучению современных детских вокальных коллективов. | 30 мин. | Пение: а) распевание «Громко – тихо запоём»; б) знакомство со скороговоркой; в) разучивание песни гр. Непоседы «Подари улыбку миру». | 60 мин. | 1 ч 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
III раздел. Развитие вокально-технических и исполнительских качеств. Работа над координацией слуха, интонацией. (44ч) |
| Тема № 11. «Пластическое интонирование». | Знакомство с понятием «Сценическое движение» и «сценическая пластика» | 30 мин. | Просмотр видео записи-примера эстрадно-вокальной композиции с включением хореографических элементов. Раскрытие понятия «пластическое пение» т.е пение с движением. | 60 мин. | 1 ч 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
| Тема № 12. «Гимн России». | Гимн России – главная песня нашей Родины. Символ России. Столица | 30 мин. | а) Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных; б) знакомство с новой песней «Мечтай». Коллективное и сольное исполнение. | 60 мин. | 1 ч 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
| Тема № 13. «Великий унисон». | Знакомство с понятием «унисон» - одноголосовое исполнение. | 30 мин. | Пение: а) распевание, развитие певческого голоса, становление правильного дыхания; б) Упражнения на правильное интонирование; в) Разучиваение новой музыкальной композиции «Хорошее настроение» | 60 мин. | 1 ч 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
| Тема № 14. «Все в движении». | Выразительность и изобразительность музыки. Контраст. сравнительный анализ произведений А.Пугачевой и Л.Долиной | 30 мин. | Пение: а) распевка «Лесенка»; б) исполнение музыкальных композиций по выбору учащихся. Слушание музыки. Интонационно-образно сравнительный анализ. | 60 мин. | 1 ч 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
| Тема № 15. «Музыка учит понимать друг друга». | Песня. Танец. Марш. Композитор-иполнитель-слушатель. Творчество И. Крутого | 30 мин. | Пение: а) распевка «Лесенка»; б) исполнение музыкальных композиций по выбору учащихся. в) Изучение музыкальной композиции «Ангел». г) Слушание музыки. Интонационно-образно сравнительный анализ.). | 60 мин. | 1 ч 30 мин | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
| Тема № 16. «Образ матери в музыке, вокальном искусстве». | Слушание музыки: «Мама» А.Цой, «Мама» С.Лазаревой, «Мама» О.Газманова. Беседа о содержании, характере прослушанного материала. | 30 мин. | Пение: а) распевка «Лесенка»; б) исполнение музыкальных композиций по выбору учащегося Слушание музыки. Изучение музыкальной композиции «Баллада о матери» | 60 мин. | 1 ч 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
| Тема № 17. «Певцы русской и отечественной эстрады». | Беседа по теме. | 30 мин. | Просмотр видеоклипов и прослушивание песен исполнителей российской и отечественной эстрады. Распевание и постановка певческого голоса «Там нет меня» (исп.Севара); сольное пение песни «Мечтай». | 60 мин. | 1 ч 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
| Тема № 18. «В современных ритмах». | Знакомство с жанром мюзикл. Мюзикл Жерара Пресгюрвика «Ромео и Джульетта». Особенности содержания, музыкального языка, исполнения. | 45 мин. | распевание «Колыбельная» и «Лесенка», мелодии разного характера, пропевание протяжное и лёгкое); Слушание и исполнение фрагментов из мюзиклов. | 45 мин. | 1 ч 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
| Тема № 19. «Музыкальное состязание». | Знакомство с жанром инструментального концерта. Мастерство исполнителей и композиторов. | 30 мин. | Пение: а) распевание и постановка певческого голоса: работа над дикцией; б) изучение музыкальной композиции «Звездопад» | 60 мин. | 1 ч 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
| Тема № 20. «Джаз-музыка XXI века». | Джаз-музыка XXI века. Особенности ритма и мелодий. Импровизация. Известные джазовые музыканты и исполнители. | 30 мин. | Пение. Развитие певческого голоса, работа над дикцией и дыханием в) групповое исполнение музыкальной композиции «Подари улыбку миру» | 60 мин. | 1 ч 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
| Тема № 21. «Вокальная маска». | Знакомство с понятием «Вокальная маска». Поиск ощущения «зевка» и «мягкого нёба» | 30 мин. | Интонирование с резонированием голоса певца в носовой и придаточных полостях, то есть в верхней части лица. Пение, распевание и совершенствование вокально-слуховой координации: а) исполнение музыкальной композиции «Хорошее настроение»; б) знакомство с новой музыкальной композицией «Плакала звезда» | 60 мин. | 1 ч. 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г.. |
| Тема № 22. «Первый снег, зимнее утро зимний вечер». | Образ времени года в поэзии поэтов-песенников М Танича, Р.Рождественского, Л. Дербенев | 45 мин. | Слушание музыки и песен в исполнии певцов российской эстрады: Валерия, Гагарина, Г. Лепс, А.Пугачевой, Л. Долина. Пение, распевание, развитие слуха и звуко-высотные восприятия: а) попевка «на гласные» б) разучивание новой песни «Музыка звучит» | 45 мин. | 1 ч 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
| Тема № 23. «Вторая Жизнь песни, Remix». | Беседа по теме, понятие ремикс его значение. Слушание вокальных композиций в жанре ремикс. | 30 мин. | Пение, подпевание, развитие певческого голоса, работа над дикцией: а) «Там не меня» (исп. Севара); б) знакомство с новой музыкальной композицией «Шурочка» в) работа над музыкальной композицией «Плакала звезда»; г) повторение музыкальной композиции «Мечта» | 60 мин. | 1 ч. 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Исаева И.О. Эстрадное пение экспресс-курс развития вокальных способностей.- М.: 2006г |
| Тема № 24. «Этнические мотивы». | Беседа по теме «этнические элементы в различных стилях современной поп-музыке» | 10 | Упражнение «Свеча» Пение: а) распевка «Кантилена»; б) разучивание новой музыкальной композиции «Семь печальных нот»», работа над дыханием, дикцией; в) исполнение музыкальных композиций по выбору учащихся. | 20 | 30 | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Исаева И.О. Эстрадное пение экспресс-курс развития вокальных способностей.- М.: 2006г |
| Тема № 25. «Образы романсов и песен русских композиторов». | Расширение представлений о жанре романса. Взаимосвязь разговорных и музыкальных интонаций в романсах. Триединство «композитор-исполнитель- слушатель» | 30 мин. | Слушание музыкальных композиций А. Малинина. А Пугачевой, Валерии. Упражнение на развитие восприятия музыки, её ритмического рисунка Пение - развитие слуха и певческого голоса, интереса к пению: а) распевка «Гласные» | 60 мин. | 1 ч 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
| Тема № 26. «Уноси моё сердце в звенящую даль». | Творчество С. Ротару, Э. Пьеха. Знакомство с миром вымышленных образов в музыке исполнителей. Роль мелодии и аккомпанемента. Исполнительские интерпретации | 45 мин. | Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Упражнение на развитие ритмики, музыкальной памяти: «Бег по клавишам» Пение – развитие слуха и голоса, повторение музыкальных композиций по выбору учащихся. | 45 мин. | 1 ч. 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
| Тема № 27. «Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения». | Знакомство с вокальным стилем бельканто. Освоение вокального и инструментального жанров - «баркаролы» -(песни на воде). Знакомство с выдающимися именами исполнителей бельканто, отечественными и зарубежными. | 45 мин. | Беседа. Интонационно-образный анализ музыки. Коллективное исполнение вокальных композиций по выбору учащихся. Сопоставление, нахождение сходства и различий в исполненных песнях. | 45 мин. | 1 ч. 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
| Тема № 28. «Авторская песня прошлое и настоящее». | История развития авторской песни. Жанры, особенности и исполнители авторской песни. Знакомство с Сахалинскими поэтами песенниками В.Панфилова, М.Мухина | 30 мин. | Слушание песен бардов Сахалинской области. Упражнение с мячом для развития ритмики, силы рук, умения согласовывать движения с музыкой. Пение: распевание «Семь печальных нот»; повторение зимних и новогодних песен. | 60 мин. | 1 ч 30 мин | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
| Тема № 29. «Вечные темы искусства и жизни». | Единая основа всех искусств-жизнь. Виды музыкальных произведений по способу исполнения и условиям исполнения восприятия. Программная и непрограмная музыка. Принципы музыкального развития (повтор, контраст, вариационность) | 45 мин. | Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Распевка «кантилена» Сольное исполнение песен по выбору учащихся. | 45 мин. | 1 ч. 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
| Тема № 30. «Ночной пейзаж». | Жанр камерной музыки- ноктюрн. Образы «ночной музыки» Музыка- выражение личных чувств исполнителя. | 45 мин. | Беседа. Слушание музыки. Музыкально-ритмические движения. Пение – развивать певческие слуховые и голосовые данные: а) распевка «Качели» повторение музыкальных композиций по выбору и желанию детей. | 45 мин. | 1 ч 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
| Тема № 31. «Музыка космоса». | Знакомство учащихся с новым «звуковым миром» Выразительные возможности электромузыкальных инструментов. Создание компьютерной музыки. | 30 мин. | Беседа о создании компьютерной музыки с помощью программы Cubase. Пение-развитие певческого голоса и слуха: а) попевка «Качели»; знакомство с музыкальной композицией «Зурбаган» . Исполнение вокальных композиций по выбору учащихся. | 60 мин. | 1 ч 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Исаева И.О. Эстрадное пение экспресс-курс развития вокальных способностей.- М.: 2006г |
| Тема № 32. «Рок-опера Э.Л. Уэббера «Иисус Христос-супер звезда». | Углубление знакомства с рок-оперой. Вечные темы в искусстве. Драматургия рок-оперы, конфликтное противостояние. Музыкальные образы главных героев. | 45 мин. | Прослушивание вокальных коспозиций рок-оперы «Иисус Христос- суперзвезда» Пение – развитие звуко-высотного слуха и певческого голоса. Исполнение вокальных композиций по выбору учащихся. | 45 мин. | 1 ч 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Исаева И.О. Эстрадное пение экспресс-курс развития вокальных способностей.- М.: 2006г |
| Тема №33 «Избавимся от фальши». | Понятие и виды контроля над слуховым аппаратом. Свободная беседа по теме. | 30 мин. | Упражнения на совершенствование певчевского тембра. Его корректировка. Распевание в свободном стиле. | 60 мин. | 1 ч 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Исаева И.О. Эстрадное пение экспресс-курс развития вокальных способностей.- М.: 2006г |
IVОсновные принципы пения в академической , речевой, эстрадно-джазовой манере. (10 ч) |
| Тема № 34. «Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. | Развитие вокальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного. Музыкальные образы духовной музыки. Вокальные истоки восточной (православной) и западной (каталической) церквей. Знаменитый распев и хорал. | 30 мин. | Беседа. Устный опрос. Слушание музыки. Пение – развитие певческого голосового аппарата: а пропевка «Лиса по лесу ходила» (русская народная мелодия) | 60 мин. | 1 ч 30 мин | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Исаева И.О. Эстрадное пение экспресс-курс развития вокальных способностей.- М.: 2006г |
| Тема № 35. «Cover-композиция» | «Cover-композиция» - переложение вокальных произведений«Cover-композиция» - наиболее популярный жанр концертно-виртуозных произведений. | 45 мин | Устный и письменный контроль. Слушание музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Определение формы вокальной композиции. Пение – совершенствовать слуховую координацию: попевка «Лиса по лесу ходила», Исполнение вокальных композиций по выбору учащихся. Изучение и коллективное исполнение песни «stop people» | 45 мин | 1 ч 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Исаева И.О. Эстрадное пение экспресс-курс развития вокальных способностей.- М.: 2006г |
| Тема № 36. «Народные мотивы». | Слушание музыки: «Камаринская» (музыка П. Чайковского) в исполнении симфонического оркестра, беседа о композиторе, инструментах, характере произведения. | 45 мин. | Музыкально-ритмическое упражнение «Учись плясать по-русски!» (вариации на русские народные мелодии). Пение – формировать певческие навыки, развивать песенный музыкальный вкус. Повторение песен по желанию и выбору учащихся. Групповое исполнение. | 45 мин. | 1 ч. 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
| Тема 37. «Камерные и оперные певцы». | Беседа о камерных и оперных певцах. Основные специфические особенности камерного и оперного исполнения. | 30 мин. | Слушание вокальных композиций. Просмотр видео-файлов . Интонационно-образный анализ. Пение, распевание: «Качели» - развивать звуко-высотный слух; знакомство с музыкальной композицией «Здравствуй это я» | 60 мин. | 1 ч 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
| Тема № 38. «Jazz-band» Мюзикл всех времён. | Беседа об основных приёмах джазового исполнение. «Импровизация-основа джазового исполнения» Основные специфические особенности. | 45 мин. | Просмотр видео-файлов. Беседа. Пение: распевание и развитие певческого голоса, упражнение для правильного диафрагмотическо-межрёберного дыхания. Исполнение песнен по выбору учащихся. | 45 мин. | 1 ч 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
V Артикуляция и дикция (20 ч) |
| Тема № 39. «Блюз» | Беседа о стиле Блюз. Знакомство с творчеством американских композиторов. Сравнительный анализ характера произведений. | 30 мин. | Упражнения для внутренней артикуляции. Работа над дыханием; б) знакомство с музыкальной композицией «Не волнуйся папа» Коллективное исполнение музыкальных композиций по выбору учащихся. | 60 мин. | 1 ч 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
| Тема № 40. «Танцевальная музыка прошлого и настоящего» | Особенности музыкального языка танцевальной музыки прошлого и настоящего. | 30 мин. | Устный опрос. Выявление средств музыкальной выразительности различных танцев. Слушание музыки. Интонационно-сравнительный характер музыкальных композиций. Распевка. Упражнение «Скороговорки» Повторение музыкальной композиции «Не волнуйся папа» Исполнение музыкальных композиций по выбору учащихся. | 60 мин. | 1 ч 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
| Тема № 41. « Развитие танцевальной музыки» | Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке. | 45 мин. | Беседа. Устный опрос. Интонационно-образный анализ музыки. Самостоятельная поисковая работа. Упражнения «Бег по клавишам», «свеча» Исполнение песни «Подари улыбку миру» Сольное исполнение вокальных композиций по выбору учащихся. | 45 мин. | 1 ч 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
| Тема № 42. «Взаимосвязи вокального творчества с другими видами искусства». | Комплексное занятие, объяснение педагога. Беседа по теме. | 45 мин. | Слушание музыки. Просмотр видео-клипов, документальных материалов по теме. Определение характера произведений, сравнительный анализ. Упражнение «артикуляция внешняя» Распевка. Исполнение музыкальной композиции «Звездопад» | 45 мин. | 1 ч. 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
| Тема № 43. «Традиция и новаторство музыке» | Жанровое многообразие музыки. Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: Прошлое настоящее будущее. | 30 мин. | Устный опрос. Слушание музыки. Свободная беседа. Распевание, развитие певческого голосового аппарата, работа над дикцией и дыханием. Коллективное исполнение музыкальных композиций по выбору учащихся. | 60 мин. | 1 ч. 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
| Тема № 44. «Народная песня как средство развития и постановки голоса» | Беседа по теме. | 30 мин | Устный опрос. Слушание музыки. Свободная беседа. Распевание, развитие певческого голосового аппарата, работа над дикцией и дыханием. Коллективное исполнение песен по выбору учащихся. Изучение вокальной композиции «Доброе утро» | 60 мин | 1 ч. 30 | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
| Тема № 45. «Зима, холода, всё как будто изо льда» | Беседа по теме. | 30 мин. | Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ песен. Самостоятельная поисковая работа. Пение, распевание: «Качели» - развивать звуко-высотный слух; Исполнение песни «Доброе утро» Изучение вокальных композиций о зиме. | 60 мин. | 1 ч. 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
| Тема № 46. «Дом который звучит» | Комплексное занятие. Объяснение педагога. Свободная беседа по теме. | 30 мин. | Музыкальная викторина. Инструментальное музицирование. Пластическое интонирование, устный опрос. Распевание. Упражнение «Артикуляция внешняя» Коллективное исполнение песен о зиме по выбору учащихся. | 60 мин. | 1 ч. 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
| Тема № 47. « Обобщение пройденного» | Составление художественных композиций, в которых могут сочетаться пение, пластическое интонирование музыкального музицирования. | 30 мин. | Слушание музыки. Просмотр видео-файлов Пение; постановка певческого голоса, развитие звуко-высотного слуха Коллекстивное и сольное исполнение вокальных композиций по выбору педагога. | 60 мин. | 1 ч 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
| Тема № 48. «Колыбельная» | Беседа по теме. | 30 мин. | Слушание музыки. Интонационно-сравнительный характер песен. Музыкально-ритмическое упражнение «Хлопки в ладоши» Пение: распевание «Лесенка», Исполнение песни «Колыбельная» П. Гагариной. | 60 мин. | 1 ч. 30 | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
VI Выравнивание голоса (тембр). Развитие чувства певческой опоры ( 46 ч) |
| Тема № 49. «Понятие и сущность тембра» | Беседа по теме | 30 мин. | Устный опрос. Слушание музыки. Свободная беседа. Распевание, развитие певческого голосового аппарата, работа над дикцией и дыханием. Коллективное исполнение песен по выбору учащихся. | 60 мин. | 1 ч. 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
| Тема № 50. «Атака звука» | Комплексное занятие. Объяснение педагога. Свободная беседа по теме. | 30 мин. | Слушание музыки. Интонационно сравнительный анализ музыкальных композиций. Устный опрос (индивидуальный групповой) Распевка «музыкальные качели» Распевка «атака звука» Исполнение вокальных композиций по выбору педагога. | 60 мин. | 1 ч. 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Исаева И.О. Эстрадное пение экспресс-курс развития вокальных способностей.- М.: 2006г |
| Тема № 51. «Анна Герман- любви не громкие слова» | Комплексное занятие. Объяснение педагога. Свободная беседа по теме. | 30 мин. | Слушание музыки. Интонационно сравнительный анализ музыкальных композиций. Устный опрос (индивидуальный групповой) Распевка «музыкальные качели» Распевка «атака звука» Исполнение вокальных композиций по выбору учащихся. | 60 мин. | 1 ч. 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Исаева И.О. Эстрадное пение экспресс-курс развития вокальных способностей.- М.: 2006г |
| Тема № 52. «Робертино Лоретти- Миф и реальность» | Комплексное занятие. Объяснение педагога. Свободная беседа по теме. | 30 мин. | Слушание музыки. Интонационно сравнительный анализ музыкальных композиций. Устный опрос (индивидуальный групповой) Распевка «музыкальные качели» Распевка «атака звука» Изучение вокальной композиции «Сто сорок» | 60 мин. | 1 ч. 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Исаева И.О. Эстрадное пение экспресс-курс развития вокальных способностей.- М.: 2006г |
| Тема № 53. «Диаманда Галас – Титановые связки» | Беседа по теме. | 30 мин. | Слушание музыки. Беседа. Устный опрос. Интонационно-образный анализ музыки. Упражнения «Бег по клавишам» , «свеча» Исполнение вокальной композиции «Сто сорок» | 60 мин. | 1 ч 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Исаева И.О. Эстрадное пение экспресс-курс развития вокальных способностей.- М.: 2006г |
| Тема № 54. «Фредди Меркьюри – «сделано на небесах» | Комплексное занятие. Объяснение педагога. Свободная беседа по теме. | 30 мин | Слушание музыки. Беседа. Устный опрос. Интонационно-образный анализ музыки. Упражнения «Бег по клавишам» , «свеча» Исполнение вокальных композиций «Зурбаган», «stop peоple» | 60 мин. | 1 ч 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Исаева И.О. Эстрадное пение экспресс-курс развития вокальных способностей.- М.: 2006г |
| Тема № 55. «Сергей Пенкин- «принц Серебряный» | Комплексное занятие, объяснение педагога. Беседа по теме. | 30 мин | Слушание музыки. Беседа. Устный опрос. Интонационно-образный анализ музыки. Упражнения «Бег по клавишам» , «свеча» Исполнение вокальных композиций. Изучение вокальной композиции «Помолимся за родителей» | 60 мин. | 1 ч 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Исаева И.О. Эстрадное пение экспресс-курс развития вокальных способностей.- М.: 2006г |
| Тема № 56. « Подгруппы классификации голосов» | Беседа по теме. | 30 мин | Просмотр видео-клипов Слушание музыки. Беседа. Устный опрос. Интонационно-образный анализ музыки. Упражнения «Бег по клавишам», «свеча» Исполнение вокальной композиции «Помолимся за родителей». Сольное исполнение вокальных композиций по выбору учащихся. | 60 мин. | 1 ч 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Исаева И.О. Эстрадное пение экспресс-курс развития вокальных способностей.- М.: 2006г |
| Тема № 57. «Сказка будет впереди» Музыкальный диалог» | «Сказки гуляют по свету» Беседа по теме | 30 мин | Просмотр документального фильма. Слушание музыки. Устный опрос. Распевка «Бег по нотам» «Пропоём скороговорки» Сольное исполнение вокальных композиций по выбору педагога. Изучение вокальной композиции «Любовь моя Россия» | 60 мин. | 1 ч 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Исаева И.О. Эстрадное пение экспресс-курс развития вокальных способностей.- М.: 2006г |
| Тема № 58. «Все в движении» | История создания эстрадного жанра «хореография+ вокал» Беседа по теме. | 30 мин | Беседа. Распевание: упражнение: «Лёгкий бег»; «Пружинки» Распевка с вободном стиле . Сольное и коллективное исполнение вокальных композиций по выбору учащихся. Исполнение вокальной композиции «Любовь моя Россия» | 60 мин | 1 ч 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Исаева И.О. Эстрадное пение экспресс-курс развития вокальных способностей.- М.: 2006г |
| Тема № 59. «Виват Россия! Наша слава- Русская держава. | Жанровое многообразие песен о России. | 30 мин | Просмотр видео-клипов. Слушание музыки. Устный опрос. Интонационно-образный анализ музыки. Самостоятельная поисковая работа. Упражнения «Бег по клавишам» , «свеча» Изучение песни «Звезда». Сольное исполнение вокальных композиций по выбору учащихся. | 60 мин. | 1 ч. 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
| Тема № 60 «Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек» | Особенности украшения человеческого начала в языке вокального искусства. | 30 мин | Просмотр документального фильма. Слушание музыки. Устный опрос. Распевка «Бег по нотам» «Пропоём скороговорки» Сольное исполнение вокальных композиций по выбору педагога. Исполнение вокальной композиции «Звезда» | 60 мин. | 1 ч 30 мин | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
| Тема № 61. «Мелодия. Ты запой мне эту песню» | Комплексное занятие, объяснение педагога. Беседа по теме. | 30 мин. | Просмотр видео-клипов Слушание музыки. Беседа. Устный опрос. Интонационно-образный анализ музыки. Упражнения « Бег по клавишам» , «свеча» Исполнение вокальной композиции «Мечта». Сольное исполнение вокальных композиций по выбору учащихся. | 60 мин. | 1 ч 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
| Тема № 62. «Чего не выразишь словами. Как сложили песню» | Беседа по теме. | 30 мин. | Просмотр документального видеофрагмента. Беседа. Устный опрос. Слушание музыки. Распевка «слоги + согласные» Повторение вокальной композиции «Любовь моя Россия» | 60 мин. | 1 ч 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
| Тема № 63. «Приют спокойствия, трудов и вдохновения…» | Комплексное занятие. Объяснение педагога. Свободная беседа по теме. Изучение жанрового многообразия релаксационной музыки. | 30 мин | Изучение творчества группы Gregorian. Прослушивание музыкальных композиций. Просмотр видеоклипов. Устный опрос. Исполнение вокальной композиции «Помолимся за родителей» | 60 мин. | 1 ч. 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
| Тема № 64. «Мастерство исполнителя» | Беседа по теме. | 30 мин. | Просмотр видео-клипов Слушание музыки. Беседа. Устный опрос. Интонационно-образный анализ музыки. Упражнения «Бег по клавишам» , «свеча» Исполнение вокальной композиции «Мечта». Сольное исполнение вокальных композиций по выбору учащихся, педагога. | 60 мин. | 1 ч 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
| Тема № 65 «Вокальная музыка. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…» | Комплексное занятие, объяснение педагога. Беседа по теме. | 30 мин. | Беседа. Распевание: упражнение: «Лёгкий бег»; «Пружинки» Распевка в свободном стиле. Сольное и коллективное исполнение вокальных композиций по выбору учащихся. | 60 мин. | 1 ч 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
| Тема № 66 «О подвигах, о доброте, о славе. О тех, кто уже не придёт никогда! | Комплексное занятие. Объяснение педагога. Свободная беседа по теме. | 30 мин. | Слушание музыки. Просмотр видео файлов.Беседа. Распевание: упражнение: «Лёгкий бег»; «Пружинки» Распевка в свободном стиле. Сольное и коллективное исполнение вокальных композиций по выбору учащихся. | 60 мин. | 1 ч. 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
| Тема № 67 «Музыка в отечественном кино» | Беседа по теме. | 30 мин. | Слушание музыки. Просмотр видеофайлов. Беседа. Распевание: упражнение: «Лёгкий бег»; «Пружинки» Распевка в свободном стиле. Сольное и коллективное исполнение вокальных композиций по выбору учащихся | 60 мин. | 1 ч. 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
| Тема № 68 «Лейтмотив» | Комплексное занятие. Объяснение педагога. Свободная беседа по теме. | 30 мин. | Просмотр видеофайлов. Слушание музыки. Беседа. Устный опрос. Интонационно-образный анализ музыки. Упражнения «Бег по клавишам», «свеча» Исполнение вокальной композиции «Звездопад». Сольное исполнение вокальных композиций по выбору учащихся, педагога. | 60 мин. | 1 ч 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сигарева А.П., Сидорова С.Н. Музыка.-М.: Учитель 2010. Иванов А.П. Искусство пения. -М.: 2008г. Григорьев В.Ю. Исполнитель и Эстрада.-М.: 2006г. |
| Тема № 69 «Музыка нас связала…» | Свободная беседа по теме. | 30 мин. | Распевка в свободном стиле. Сольное и коллективное исполнение вокальных композиций по выбору учащихся | 60 мин. | 1 ч. 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сценарий Белоноговой Л.Г. |
| Тема № 70 «Итоговое занятие» | Подведение итогов. Беседа. | 30 мин. | Распевка в свободном стиле. Сольное и коллективное исполнение вокальных композиций по выбору педагога. | 60 мин. | 1 ч. 30 мин. | Синтезатор, музыкальная аппаратура, ПК, Акустическая система. Микрофоны | Сценарий Белоноговой Л.Г. |