Темы разделов, тем, количество часов, отводимых на них | Основное содержание по темам | Характеристика деятельности учащихся (универсальные учебные действия)
|
Мир занимательных задач (1ч) |
Тема 1. Интеллектуальная разминка. Решение задач конкурса «Кенгуру». | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». | Планировать решение задачи. Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи. Объяснять выбор арифметических действий для решения. самостоятельно способ решения текстовых задач. Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического и арифметического характера. |
Числа. Арифметические действия. Величины (1ч) |
Тема 2. «Числовой» конструктор | Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … , 90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900. | Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задания. Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления результата. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Оценивать правильность составления числовой последовательности. |
Геометрическая мозаика (1ч) |
Тема 3. Геометрия вокруг нас | Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников | Конструировать модели геометрических фигур, преобразовывать модели. Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять их с геометрическими формами. Характеризовать свойства геометрических фигур. Классифицировать плоские и пространственные геометрические фигуры. |
Мир занимательных задач (3ч) |
Тема 4. «Волшебные переливания». Задачи на переливание. | Решение практических задач на переливание. | Планировать решение задачи. Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи. Объяснять выбор арифметических действий для решения. Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражений). Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера. |
Тема 5. «В царстве смекалки» Решение нестандартных задач. | Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
Тема 6. «В царстве смекалки» Выпуск математической газеты |
Числа. Арифметические действия. Величины (1ч) |
Тема 7. «Шаг в будущее» Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» | Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. | Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задания (при записи числового выражения, нахождении значения числового выражения и т.д.). Прогнозировать результат вычисления. Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма действия. |
Геометрическая мозаика (1ч) |
Тема 8. «Спичечный» конструктор. Построение конструкций по заданному образцу. | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. | Сравнивать фигуры по форме. Классифицировать плоские и пространственные геометрические фигуры. Конструировать геометрические фигуры (из спичек, палочек, проволоки) и их модели. |
Мир занимательных задач (1ч) |
Тема 9. «Спичечный» конструктор. Решение логических задач. | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. | Планировать решение задачи. Исследовать геометрические образы в ходе решения задачи. Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи. Объяснять выбор действий для решения. |
Числа. Арифметические действия. Величины (1ч) |
Тема 10. Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления результата, действия нахождения значения числового выражения. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Оценивать правильность составления числовой последовательности. |
Геометрическая мозаика (1ч) |
Тема 11. «Интеллектуальная разминка», электронные математические игры | Решение электронных математических игр (работа на компьютере). | Планировать решение задачи. Сравнивать геометрические фигуры по величине (размеру). Классифицировать геометрические фигуры. Находить геометрическую величину разными способами. Выбирать самостоятельно способ решения задач. |
Мир занимательных задач (1ч) |
Тема 12. «Интеллектуальная разминка». Математические головоломки, занимательные задачи. | Работа с электронными математическими играми (работа на компьютере), математическими головоломками, занимательными задачами. | Планировать решение задачи. Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи. Объяснять выбор арифметических действий для решения. Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражений). Объяснять выбор действий для решения. |
Числа. Арифметические действия. Величины (6ч) |
Тема 13. «Математические фокусы» | Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15. | Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложение, вычитание, умножение, деление). Моделировать изученные арифметические зависимости. Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задания (при записи числового выражения, нахождении значения числового выражения и т.д.). Прогнозировать результат вычисления. Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия. Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления результата, действия нахождения значения числового выражения. Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнения. Сравнивать числа по классам и разрядам. Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Оценивать правильность составления числовой последовательности. Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. Характеризовать явления и события с использованием величин. |
Тема 14. Математические игры «Математические пирамиды» | Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Вол шебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся). |
Тема 15. Секреты чисел. Числовой палиндром. | Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами . |
Тема 16. Математическая копилка. Составление математического сборника. | Составление сборника числового материала, взятого из жизни (га- зеты, детские журналы), для составления задач. |
Тема 17. Математическое путешествие | Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; вто- рой — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибав- ляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль |
Тема 18. Выбери маршрут Путешествие по «Золотому кольцу» России. | Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др.. |
Олимпиады (1ч) |
Тема 19. Математические олимпиады | Решение олимпиадных заданий по математике, в том числе и онлайн | Применять полученные знания и умения, при решении олимпиадных заданий |
Числа. Арифметические действия. Величины (2ч) |
Тема 20. Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задания (при записи числового выражения, нахождении значения числового выражения и т.д.). Прогнозировать результат вычисления. Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия. Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления результата, действия нахождения значения числового выражения. Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. Характеризовать явления и события с использованием величин. |
Тема 21. «В царстве смекалки». Сбор информации для математической газеты. | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
Мир занимательных задач (2ч) |
Тема 22. «В царстве смекалки». Выпуск математической газеты. | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. | Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложение, вычитание, умножение, деление). Моделировать изученные арифметические зависимости. Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задания. |
Тема 23. Мир занимательных задач. |
Геометрическая мозаика (2ч) |
Тема 24. «Геометрический калейдоскоп» | Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе. | Моделировать разнообразие ситуаций расположения объектов в пространстве и на плоскости. Конструировать модели геометрических фигур, преобразовывать модели. Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять их с геометрическими формами. Характеризовать свойства геометрических фигур. Сравнивать геометрические фигуры по форме. Классифицировать плоские и пространственные геометрические фигуры. Конструировать геометрические фигуры (из спичек, палочек, проволоки) и их модели. Анализировать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины (планировка, разметка). |
Тема 25. «Интеллектуальная разминка» | Работа с конструкторами, электронными математическими играми (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
Мир занимательных задач (1ч) |
Тема 26. Задачи на развитие пространственных представлений | Задачи и задания на развитие пространственных представлений. Разверни листок. | Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задания |
Числа. Арифметические действия. Величины (1ч) |
Тема 27. «От секунды до столетия» Время и его единицы. | Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. | Моделировать изученные зависимости. Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задания. Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим. |
Мир занимательных задач (1ч) |
Тема 28. «От секунды до столетия» Составление задач о возрасте. | Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников | Моделировать изученные зависимости. Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задания. Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим. |
Числа. Арифметические действия. Величины (1ч) |
Тема 29. Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро). | Моделировать изученные арифметические зависимости. Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задания. Прогнозировать результат вычисления. Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия. |
Мир занимательных задач (1ч) |
Тема 30. «Конкурс смекалки». Задачи в стихах. | Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки. | Планировать решение задачи. Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи. Объяснять выбор арифметических действий для решения. Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражений). |
Числа. Арифметические действия. Величины (3ч) |
Тема 31. Это было в старину Старинные русские меры длины и массы | Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. Работа с таблицей «Старинные русские меры длины» | Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнения. Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. Характеризовать явления и события с использованием величин. |
Тема 32. Математические фокусы. | Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения. |
Тема 33. Энциклопедия математических развлечений | Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.). | Составлять энциклопедию математических развлечений |
Мир занимательных задач (1ч) |
Тема 34. Квест «Путешествие в математическую страну» | Занимательные задания математического характера: задачи-шутки, ребусы, кроссворды, геометрический материал и т.д. | Планировать решение задачи. Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи. Объяснять выбор решения. Выбирать самостоятельно способ решения текстовых задач. Выбирать самостоятельно способ решения задачи. |