СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование физики 7 класс по учебнику А.В.Грачёв, В.А. Погожев

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП уроков физики 7 класс по УМК "Алгоритм успеха" по учебнику А.В. Грачёв, В.А.Погожев. Содержит ууд по каждому уроку. Соответствует ФГОС. Используется с 2014 -2015 учебного года.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование физики 7 класс по учебнику А.В.Грачёв, В.А. Погожев»

п/п






Тема урока

Тип урока





Элементы

образовательного

содержания






Требования к уровню

подготовки


Характеристика основных видов деятельности

обучающегося

(на уровне

учебных действий)

Элементы дополнительного содержания


Вид

контроля

Дом.

задание

Дата




Физика и физические методы изучения природы (4 часа)


Предмет физики

Урок изучение нового материала, повторение

Физика – наука о природе. Физические явления. Наблюдение. Физический эксперимент – источник знаний и критерий их достоверности. Теоретическое описание физических явлений. Классификация физических явлений.

Знать: смысл понятия «физическое явление», роль и место эксперимента в процессе познания, методы изучения физических явлений.

Уметь: классифицировать физические явления, приводить примеры явлений.

Приводить примеры объектов изучения физики (физических явлений, физических тел, веществ).

Наблюдать и анализировать физические явления (фиксировать изменения свойств объектов, сравнивать их и обобщать). Познакомиться с экспериментальным методом исследования природы (воспроизводить, фиксировать изменения свойств объекта, анализировать результаты) и методом моделирования (выделять существенное и второстепенное при изучении физических явлений).




Моделирование явлений и объектов природы










§1

Вопросы (1-3)

беседа

§1



1.09

1.09

Физические величины, их единицы

Комбинированный урок

Физические термины. Физическая величина – количественная характеристика свойств физических тел, процессов и явлений. Обозначения физических величин. Единицы физических величин. Значение физической величины. Международная система единиц (СИ). Десятичные приставки для кратных и дольных величин.

Знать: понятия «физическая величина», «Международная система единиц», «приставки»для физической величины, правила записи физической величины.

Уметь: приводить примеры известных физических величин.

Объяснять смысл физических величин.

Проводить прямые измерения физических величин: длины, промежутков времени; объяснять причины появления погрешностей измерений.

.

Познакомиться с методами исследования природы и методом моделирования.

Приводить примеры практического использования знаний о природе, понимать место и роль физики в изучении законов природы, связи физики с другими естественными науками

Основные и производные величины.

§2

Вопросы (1-4)

беседа

§2


2.09

3.09

Измерение физических величин

Лабораторная работа № 1 «Измерение длины отрезка и площади плоской фигуры.»

Комбинированный урок

Измерение физической величины. Погрешности измерений. Цена деления шкалы измерительного прибора. Измерение длины и площади.

Знать смысл понятия «цена деления измерительного прибора», «погрешность измерения», её причины, правила нахождения цены деления измерительного прибора.

Уметь: определять цену деления измерительного прибора, измерять длину при помощи линейки, определять погрешность измерения и записывать полученные данные с учётом погрешности измерения, проводить расчеты, анализировать полученный результат, оформлять полученный результат в виде таблицы.

Определять основные характеристики измерительных приборов: предел измерения, цена деления шкалы.

Приводить примеры основных и производных единиц Международной системы единиц

Физические законы – отражение количественных закономерностей


Оформление работы,

Выводы, анализ

§3, Упр.(1-3)



8.09

8.09

Роль и место механики в физике.

Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел методом рядов»

Комбинированный урок

Роль физики в формировании научной картины мира. Связь физики с другими науками. Физика и техника. Роль математики в развитии физики. Предмет механики.














































Уметь приводить примеры показывающие значение физики в процессе познания окружающего мира. Самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации раскрывающей значение физики в развитии техники.



Определять основные характеристики измерительных приборов (предел измерения, цена деления шкалы).
















фронтальный опрос, беседа

§4

Повт

§1-3


9.09

10.09

Кинематика ( 20 часов)

Кинематика. Положение тела в пространстве.

Изучение нового материала

Механическое движение. Точечное тело. Критерий применимости модели «точечное тело» к физической ситуации.

Предмет кинематики. Положение тела в пространстве. Тело отсчёта. Начало отсчёта. Ось координат. Координата точки пространства. Система отсчета

Знать: понятие «точечное тела», определение механического движения, правила описания положения конкретной точки в пространстве, понятие система отсчёта.

Уметь приводить примеры механического движения, описывать положение тела в пространстве.

Понимать и объяснять смысл: механического движения, системы отсчёта; научиться выбирать систему отсчёта (тело отсчёта, систему координат).

Определять механическое движение, понятия: точечное тело, система отсчёта, равномерное прямолинейное движение, скорость равномерного прямолинейного движения.

Наблюдать и объяснять относительность механического движения.

Физическая модель.

§5

вопросы, упр.



15.09



15.09

Относительность механического движения.


Комбинированный урок

Движение в выбранной системе отсчёта. Движение в положительном и отрицательном направлении оси координат. Покой в выбранной системе отсчёта. Относительность механического движения и покоя.

Прямолинейное движение. Выбор системы отсчёта. Табличный способ описания механического движения.

Знать: смысл понятий «прямолинейное движение», «относительное движение», табличный способ описания механического движения точечного тела.

Уметь приводить примеры прямолинейного движения и относительности механического движения



Описывать механическое движение в табличном, графическом и аналитическом видах.

Определять и объяснять основные свойства прямолинейного равномерного движения.

Понимать смысл закона равномерного прямолинейного движения, определять его и представлять в различном виде.

Решать основную задачу механики для равномерного прямолинейного движения (находить положение тела в любой момент времени по заданной начальной координате и значению скорости).



§6 упр.


16.09



17.09

Описание прямолинейного движения

Комбинированный урок

Графический способ описания механического движения. Оси графика. Масштаб оси. Выбор масштаба оси графика. Определение координаты по времени. Определение времени по координате.

Уметь описывать механическое движение с помощью таблиц и графиков.

прямолинейного равномерного движения.

Понимать смысл закона равномерного прямолинейного движения, определять его и представлять в различном виде.

Решать основную задачу механики для равномерного прямолинейного движения (находить положение тела в любой момент времени по заданной начальной координате и значению скорости).


Отличие графиков в физике от графиков в математике.

Физический диктант


22.09



22.09

Прямолинейное равномерное движение

Комбинированный урок

Прямолинейное равномерное движение. Изменение координаты за равные интервалы времени. Расчёт координаты в произвольный момент времени. Закон движения тела при прямолинейном равномерном движении. Аналитический способ описания механического движения.

Знать: определение и смысл понятия «равномерное прямолинейное движение», зависимость координаты тела от времени.

Уметь приводить примеры РПД, используя зависимость координаты тела от времени определять неизвестную величину.

Наблюдать и анализировать физические явления, описывать их свойства.



§8 упр.(1-2)



23.09



24.09

Скорость прямолинейного равномерного движения

Комбинированный урок

Положительное и отрицательное изменение координаты тела с течением времени. Направление движения. Единица скорости. Положительные, отрицательные и нулевые значения скорости. Вектор скорости. Изображение вектора скорости. Модуль скорости.

Знать: понятие «векторные величины», определение скорости РПД, единицы измерения скорости.

Уметь производить перевод единиц, используя зависимость координаты тела от времени при РПД строить графики движения, объяснять направление движения, находить значение скорости РПД.

Вычислять модуль скорости равномерного прямолинейного движения.

Рассчитывать модуль средней скорости движения.



§9

Упр.

(1-4)


29.09



29.09

Лабораторная работа № 3 «Изучение прямолинейного равномерного движения».

Лабораторная работа Отработка экспериментальных и исследовательских умеумений


Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Измерение координаты, времени. Погрешности прямых и косвенных измерений. Правила проведения лабораторной работы, ТБ.












Знать: зависимость координаты тела от времени при нулевой начальной скорости.

Уметь проводить эксперимент, проводить расчеты, анализировать полученный результат, оформлять полученный результат в виде таблицы.

Моделировать равномерное прямолинейное движение.


Оформление работы,

Выводы, анализ


30.09



1.10

Решение задач кинематики: «Встреча»

Решение задач

Алгоритм решения задач кинематики. Графический способ решения. Аналитический способ решения.

Знать: понятия РПД, СО, способы описания движения, зависимость координаты тела от времени при РПД, алгоритм решения задач «Встреча».

Уметь применять полученные знания при решении задач.

Решать основную задачу механики для равномерного прямолинейного движения (находить положение тела в любой момент времени по заданной начальной координате и проекции скорости).]

Читать и строить графики зависимости проекции перемещения тела от времени, проекции скорости движения от времени при равномерном движении


§10-11

Разбор ключевых задач

Упр. (1)§10

Упр.§11 (1)


6.10


6.10

Решение задач кинематики: «Погоня»

Решение задач

Алгоритм решения задач кинематики. Графический способ решения. Аналитический способ решения.

Знать: понятия РПД, СО, способы описания движения, зависимость координаты тела от времени при РПД, алгоритм решения задач «Погоня».

Уметь применять полученные знания при решении задач.

Решать основную задачу механики для равномерного прямолинейного движения (находить положение тела в любой момент времени по заданной начальной координате и проекции скорости).]

Читать и строить графики зависимости проекции перемещения тела от времени, проекции скорости движения от времени при равномерном движении

Решение задач кинематики. Задачи в общем виде.

§12

Разбор ключевых задач

Упр (1,2)


7.10



8.10

Относительное движение

Комбинированный урок

Движение тел в различных системах отсчёта. Переход в выбранную систему отсчёта..

Иметь представление об использовании алгоритма решения задач при рассмотрении относительного движения.



Наблюдать относительность механического движения (фиксировать изменение положения тела относительно тела отсчёта). Изображать систему координат, выбирать тело отсчёта и связывать его с системой координат.








Сложение скоростей

§15

Вопросы,

Упр.(1)


13.10


13.10

Перемещение и путь

Комбинированный урок

Изменение координаты тела. Перемещение. Величина перемещения. Модуль перемещения. Путь. Единица пути.





Знать: определение пути и перемещения, единицы пути и перемещения ,различие между путём, перемещением.



Вектор перемещения

§18

вопросы, упр.



14.10



15.10

Путь при прямолинейном равномерном движении

Комбинированный урок

Путь при прямолинейном равномерном движении в положительном и отрицательном

направлении.

Знать: формулу для расчёта пройденного пути, график зависимости пути от времени.

Уметь применять знания при решении задач.

Познакомиться с понятиями: перемещение, путь при прямолинейном движении, объяснять их и указывать отличия. Сравнивать

модуль перемещения тела с пройденным им путём.


Связь с графиком зависимости скорости от времени.






§19

Вопросы

Упр (1)



20.10


20.10

Основные закономерности кинематики прямолинейного равномерного движения

Урок систематизации и обобщения знаний

Величины, характеризующие прямолинейное равномерное движение материальной точки, графическое и аналитическое представление их закономерностей, алгоритм их использования для решения задач.

Знать величины, характеризующие прямолинейное равномерное движение, способы описания этого движения.



Составл ОК.


21.10


22.10

Контрольная работа

1

«Кинематика прямолинейно

го равномерного движения»

Контроль знаний и умений

Весь материал темы «Кинематика прямолинейного равномерного движения»

Уметь применять знания по теме «кинематика прямолинейного равномерного движения» при решении задач.




27.10

27.10

Средняя скорость

Изучение нового материала

Средняя скорость при прямолинейном неравномерном движении.








Знать: определения средней путевой и средней скорости перемещения, формулы для расчёта этих скоростей, случаи .когда эти скорости равны.

Уметь определять среднюю путевую скорость и среднюю скорость.

Проводить прямые и косвенные измерения координаты тела, времени движения, скорости и ускорения при прямолинейном движении.



Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков и выявлять на их основе зависимость пути от времени движения.

.

[Проводить самостоятельный поиск информации с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, образовательных интернет-ресурсов), её обработку, анализ в целях выполнения проектных и исследовательских работ по механике]


§20

Упр. (1-2)


28.10



29.10

Мгновенная скорость, ускорение

Комбинированный урок

Средняя скорость за различные интервалы времени. Понятие о мгновенной скорости.. Изменение скорости со временем. Ускорение. Единица ускорения.

Знать: определение прямолинейного равноускоренного движения, ускорения, формулу для расчёта ускорения тела.

Уметь приводить примеры прямолинейного равноускоренного движения, определять ускорение тела за данный промежуток времени.

Вектор мгновенной скорости. Вектор среднего ускорения. Мгновенное ускорение.

§21-22

Упр.



10.11



10.11

Прямолинейное равноускоренное движение

Комбинированный урок

Прямолинейное равноускоренное движение. Скорость при прямолинейном равноускоренном движении.

Знать: определение прямолинейного равноускоренного движения, зависимость значения скорости от времени при ПРУД.

Уметь строить график зависимости скорости от времени при ПРУД, по виду графика определять знак ускорения, используя зависимость скорости от времени при ПРУД находить неизвестные величины.

Выполнять экспериментальные исследования прямолинейного равномерного и равноускоренного движений


§23

Упр.



11.11



12.11

Путь при прямолинейном равноускоренном движении в одном направлении

Комбинированный урок

Путь при прямолинейном равноускоренном движении в одну сторону. Зависимость координаты от времени при прямолинейном равноускоренном движении в одну сторону.

Знать: формулы для определения пройденного пути при ПРУД тела в положительном направлении оси Х, скорости от времени, зависимость координаты тела от времени при ПРУД, равенство пройденного телом пути и площади под графиком зависимости скорости от времени.

Уметь строить графики зависимости от времени значения скорости тела, по известным величинам характеризующим ПРУД составлять закон движения.

Определять и объяснять основные свойства прямолинейного неравномерного движения, понятия: средняя скорость, мгновенная скорость, ускорение.

Понимать смысл закона прямолинейного равноускоренного движения, определять его и представлять в различном виде.

Решать основную задачу механики для прямолинейного равноускоренного движения.


Связь с графиком зависимости скорости от времени.

§24 Упр. (1-3)


17.11



17.11.

Свободное падение тел

Комбинированный урок

Свободное падение. Условия свободного падения. Свободное падение как прямолинейное равноускоренное движение.

Знать: физический смысл понятия «свободное падение»,понятие ускорение свободного падения, значение ускорения свободного падения.

Уметь описывать свободное падение законами движения при ПРУД, использовать знания при решении задач.

Наблюдать свободное падение тел, описывать модель свободного падения тела, решать задачи о свободном падении.



§26

Вопросы (1-3),

Упр.

(1,2)


18.11



19.11

Основные закономерности кинематики прямолинейного неравномерного движения

Урок систематизации и повторение знаний

Величины, характеризующие прямолинейное равноускоренное движение материальной точки, графическое и аналитическое представление их закономерностей, алгоритм их использования для решения задач. Решение задач «Падение», «Подъём».

Знать: величины характеризующие ПРУД, закон движения, алгоритм решения задач.

Уметь обобщать и систематизировать полученные знания.

Находить проекцию ускорения тела по проекции изменения скорости его движения за данный промежуток времени, проекцию скорости равноускоренного прямолинейного движения тела по известной проекции

его начальной скорости и проекции ускорения, проекцию перемещения тела по уравнению равноускоренного прямолинейного движения.

Указывать направление вектора ускорения при равноускоренном прямолинейном движении тела.



§25

Упр. (3,4)

§24

Упр.(3)




24.11.


24.11

Контрольная работа

2 «Кинематика прямолинейного неравномерного движения».

Урок контроля знаний и умений









Весь материал темы «Кинематика прямолинейного неравномерного движения»

Уметь применять знания при решении задач по теме « Кинематика прямолинейного неравномерного движения»



Находить проекцию ускорения тела по проекции изменения скорости его движения за данный промежуток времени, проекцию скорости равноускоренного прямолинейного движения тела по известной проекции

его начальной скорости и проекции ускорения, проекцию перемещения тела по уравнению равноускоренного прямолинейного движения.

Указывать направление вектора ускорения при равноускоренном прямолинейном движении тела.















25.11

26.11

Динамика (16 часов)


Динамика Действие одного тела на другое. Закон инерции. Инерциальные системы отсчёта.

Комбинированный урок

Взаимодействие тел. Закон инерции. Понятие об инерциальных системах отсчета. Первый закон Ньютона.

Знать: признаки наличия механического действия на тело. Понятия «инерция», «ИСО», содержание закона инерции и Первого закона Ньютона. Границы применяемости Первого закона Ньютона.


Понимать и объяснять основные свойства явлений: механическое действие, движение по инерции, взаимодействие тел, инертность.

Объяснять смысл физических моделей: материальная точка, свободное тело, инерциальная система отсчёта.




§27-28

Упр.





§27



1.12

1.12

Сила. Сложение сил.

Комбинированный урок

Сила. Сложение сил, действующих вдоль одной прямой. Измерение силы.

Знать: определение силы. характеристики силы ,единицы

силы.

Уметь определять направление и значение суммы сил лежащих вдоль одной прямой.



§29-30

Вопросы (2-6)

Упр. (1-3)

§29-30



3.12

4.12

Масса и плотность

Комбинированный урок

Масса тела. Единица массы. Единица силы. Плотность вещества. Единица плотности.

Знать: смысл понятия «инертность», определение массы тела, плотности вещества, формулу для расчёта плотности вещества, единицы массы и плотности. Физический смысл 1 кг/м3. Приборы для измерения массы и объема тела.

Уметь производить перевод единиц, работать с таблицей плотностей, работать с физическими величинами входящими в формулу плотности вещества.

Понимать и объяснять основные свойства явлений: механическое действие, движение по инерции, взаимодействие тел, инертность.

Объяснять смысл физических моделей: материальная точка, свободное тело, инерциальная система отсчёта.

Выбирать инерциальную систему отсчёта, соответствующую условию задачи.

.

.

Проводить прямые и косвенные измерения физических величин: масса, плотность, сила.



§31

Упр.

(1-3)

§31



8.12

8.12



Лабораторная работа № 4,5,6 «Измерение массы, объёма твёрдого тела и плотности вещества»

Урок отработка экспериментальных и исследовательских умений


Масса. Плотность вещества. Правила проведения лабораторной работы, ТБ.

Знать: приборы для определения массы тела и объёма и правила пользования ими, формулу для расчёта плотности вещества.

Уметь проводить измерения, проводить расчеты, анализировать полученный результат, оформлять полученный результат в виде таблицы .Производить перевод единиц.

Познакомиться со способами измерения массы тел.



Оформление работы,

Выводы, анализ

§31


9.12

10.12

Второй закон Ньютона

Комбинированный урок

Ускорение тела под действием силы. Второй закон Ньютона.

Знать: формулировку и смысл Второго закона Ньютона, границы применяемости закона.

Уметь применять алгоритм решения задач по динамике.

Понимать и объяснять смысл законов Ньютона, Гука, Амонтона — Кулона; решать задачи на их использование

Ускорение в

неинерциальной системе отсчёта.

§32

Упр.

(1-4)

§32



15.12

15.12

Третий закон Ньютона

Комбинированный урок

Взаимодействие тел. Третий закон Ньютона.








Знать: формулировку и смысл Третьего закона Ньютона, границы применяемости закона.

Уметь применять алгоритм решения задач по динамике.



§33

Упр.(1-2)


§33

Обобщ. Таб


16.12

17.12

Контрольная работа

3

«Основы динамики»

Контроль знаний и умений

Весь материал темы «Основы динамики»

Уметь применять знания при решении качественных и расчётных задач.

Описывать взаимодействие тел, используя физические величины: масса, сила, ускорение; использовать единицы СИ.





22.12

22.12

Сила тяжести

Урок изучение нового материала, повторение

Сила тяжести. Связь с массой тела. Свободное падение как результат действия силы тяжести. Всемирное тяготение.

Знать: признаки механического воздействия на тело, физический смысл явления « свободного падения тела», определение силы тяжести и формулу для её1 расчёта.

Уметь рассчитывать силу тяжести, изображать её графически,, сравнивать силу тяжести действующую на различные тела, применять алгоритм решения задач по динамике.

Понимать и объяснять свойства изучаемых сил, отвечать на четыре вопроса о силе.



§34

(1.2)

§32

Упр

(1-3)


§34



23.12

24.12

Сила упругости.

Закон Гука

Комбинированный урок

Деформация тела. Упругость. Сила упругости. Зависимость силы упругости от величины деформации. Коэффициент жёсткости. Закон Гука

Знать: понятие «деформация тела», виды деформации, определение силы упругости, закон Гука.

Уметь рассчитывать силу упругости, изображать её графически, сравнивать силу упругости, действующую на различные тела, применять алгоритм решения задач по динамике.

Понимать и объяснять свойства изучаемых сил, отвечать на четыре вопроса о силе.

Изучать закон Гука (наблюдать упругую деформацию, экспериментально исследовать зависимость силы упругости от удлинения тела, анализировать результаты эксперимента, определять границы применимости закона).


Отклонения от закона Гука при больших деформациях.

§35

(1)



§33-35



13.01

14.01

Сила реакции опоры и вес тела

Комбинированный урок

Реакция опоры. Сила реакции опоры. Вес тела. Связь с силой тяжести .Невесомость.

Знать: определение веса тела, различия в понятиях «вес тела», «реакция опоры»,.

Уметь изображать графически вес тела и реакцию опоры, рассчитывать вес тела ,при описывать явление невесомости., применять алгоритм решения задач при расчёте веса тела.


Понимать и объяснять свойства изучаемых сил, отвечать на четыре вопроса о силе. Различать силу тяжести и вес тела, силы трения покоя и силы трения скольжения. Наблюдать и объяснять явления невесомости, перегрузки.




Вес тела, движущегося с ускорением. Перегрузка.

§37

Упр.(3)






§37

(1,3,4)


19.02

19.02

Лабораторная работа № 7 «Измерение силы динамометром».

Урок отработки экспериментальных и исследовательских умений


Сила. Сила упругости. Динамометр. Правила проведения лабораторной работы, ТБ.

Уметь измерять силу тяжести. Силу упругости, вес тела с помощью динамометра, проводить расчеты, анализировать полученный результат и записывать его с учётом погрешности измерения, оформлять полученный результат в виде графика зависимости силы тяжести от массы и силы упругости от удлинения .

находить равнодействующую двух сил, направленных по одной прямой в одну сторону и в разные стороны. Измерять модули сил упругости, тяжести, трения скольжения, трения покоя, а также веса покоящегося тела с помощью динамометра с учётом погрешности измерения.


Оформление работы,

Выводы, анализ

§38


(1,2,

3*,4*)


20.01

21.01

Силы трения

Комбинированный урок

Сухое трение. Силы сухого трения. Сила трения скольжения. Связь с силой реакции опоры. Коэффициент трения.

Знать: определение силы трения, виды трения, способы увеличения или уменьшения силы трения.

Уметь приводить примеры положительного и отрицательного действия силы трения, использовать алгоритм при решении задач, измерять силу трения с помощью динамометра, устанавливать зависимость силы трения от веса тела.

Понимать и объяснять свойства изучаемых сил, отвечать на четыре вопроса о силе.

Приводить примеры применения и учёта сил трения в технике и в быту.


Сила трения покоя.

§39

Упр.

(1,2)



§39



26.01

26.01

Свойства сил

Лабораторная работа №8 «Измерение сил трения с помощью динамометра»

Урок повторение, закрепление знаний

Силы тяжести, упругости, реакции опоры, веса, сухого трения.

Знать: основные законы динамики, формулы для расчёта силы тяжести, упругости, трения.

Уметь анализировать силы действующие на тело, указывать точку приложения, направление силы и определять причину возникновения этих сил.

Понимать и объяснять свойства изучаемых сил, отвечать на четыре вопроса о силе.

Измерять модули сил упругости, трения скольжения, веса тела с помощью динамометра с учётом погрешности измерения.

Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков и выявлять на их основе зависимость силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормальной реакции опоры.




§38

Упр.

(3)


§34-39

Обобщ.

табл.


27.01

28.01

Решение задач

Урок формирования умений

Законы динамики. Силы тяжести, упругости, реакции опоры, веса, сухого трения. Алгоритм решения задач по динамике.

Уметь применять полученные знания для решения задач.

[Приводить примеры практического использования знания законов динамики.]

Описывать взаимодействие тел, используя физические величины: масса, сила, ускорение; использовать единицы СИ


§34-39




§35

(8*)




2.02

2.02

Основные закономерности динамики

Урок систематизация, обобщение

знаний

Законы динамики.

Уметь систематизировать и обобщать знания о законах динамики.

[Проводить самостоятельный поиск информации с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, образовательных интернет-ресурсов), её обработку, анализ в целях выполнения проектных и исследовательских работ по механике.]


§ 37

(5)

Работа в парах

Сост.ОК по §34-39




3.02

4.02

Контрольная работа

4 «Силы в природе»

Контроль знаний и умений

Весь материал темы «Силы в природе»






Уметь применять знания при решении качественных и расчётных задач.

Выбирать инерциальную систему отсчёта, соответствующую условию задачи.

Изучать движение тела в инерциальной системе отсчёта.
[Различать инерциальные и неинерциальные системы отсчёта.]

Изучать законы Ньютона и решать задачи на их применение















9.02

9.02

Механическая работа. Энергия. Законы сохранения (9 часов)


Механическая работа

Комбинированный урок

Работа силы. Положительная и отрицательная работа. Единица работы.

Знать: понятие механическая работа, формулу для расчёта механической работы, единицы работы.

Уметь приводить примеры совершения силой работы, рассчитывать работу

Понимать и объяснять понятия: механическая работа, кинетическая энергия тела, система тел, потенциальные силы, потенциальная энергия системы тел, внутренние и внешние силы, механическая энергия системы тел, мощность; давать определения данным понятиям.



Решать задачи на вычисление работы сил, мощности, кинетической энергии тела, потенциальной энергии системы тел и на применение закона сохранения механической энергии.



§40

Вопросы (2-4)



§40

§41

(4,5)


10.02

11.02

Решение задач на вычисление работы силы.

Решение задач

Работа силы. Положительная и отрицательная работа. Единица работы.

Уметь приме6нять знания для нахождения работы силы.


§41

(1,2,3)




Повт.

§40-41



16.02

16.02

Кинетическая энергия

Комбинированный урок

Связь работы сил с изменением скорости. Кинетическая энергия. Единица кинетической энергии. Связь кинетической энергии с работой сил.

Знать: понятие кинетическая энергия, формулу для расчёта кинетической энергии, единицы кинетической энергии, способы изменения кинетической энергии.

Уметь применять знания для решения задач.



Теорема о кинетической энергии.

§42 разбор задач параграфа


§42

(1-3,5)


17.02

18.02

Потенциальная энергия

Комбинированный урок

Понятие о потенциальной энергии. Единица потенциальной энергии. Потенциальная энергия в поле тяжести. Потенциальные силы.

Знать понятие потенциальная энергия, чему равна потенциальная энергия тела массой m ,поднятое на высоту h , как ведёт себя система тел, предоставленная самой себе.

Уметь приводить примеры системы тел обладающих потенциальной энергией, применять знания при нахождении потенциальной энергии.


Потенциальная энергия сжатой пружины.

§43

Упр.

(1-4)


§43



24.02

25.02

Закон сохранения механической энергии

Комбинированный урок

Механическая энергия системы тел. Закон сохранения механической энергии. Задачи «Падение», «Подъём».

Знать: понятие механическая энергия системы тел, закон сохранения механической энергии, границы применяемости закона. алгоритм решения задач.

Уметь описывать превращения и сохранения энергии при падении тела и его движении вверх, применять знания при решении задач.

Формулировать закон сохранения механической энергии и объяснять его содержание на уровне взаимосвязи физических величин.


Изменение механической энергии системы тел.

§44

Упр.

(1,2)



§44

(1-3)


1.03

1.03

Мощность

Комбинированный урок

Мощность силы. Единица мощности.









Знать: понятие мощность, единицы мощности, формулу для расчёта мощности тела.

Уметь применять знания при решении задач.


Связь мощности со скоростью.

§45

Задачи 1 и 2,

Упр.

(1-3)



§45



2.03

3.03

Повторение темы « Механическая работа, механическая энергия»

Комбинированный урок

Импульс, работа, энергия. Превращения механической энергии.

Знать: основные понятия и формулы по теме :« Механическая работа, механическая энергия»

Использовать физические величины: механическая работа, кинетическая энергия тела, потенциальная энергия системы тел, механическая энергия для объяснения изменения механической энергии системы тел, закона сохранения механической энергии, при решении задач.


§40

(4.6,7)

§43

(7)


Обобщ. Табл

§40 -

§45




Систематизация, обобщение темы «Механическая энергия и законы их сохранения».

Комбинированный урок

Весь материал темы.












Уметь систематизировать и обобщать знания по теме: « Механическая работа, механическая энергия»

Исследовать зависимость потенциальной энергии от высоты поднятого над Землёй тела.

Объяснять условия применимости закона сохранения полной механической энергии.

Решать задачи на определение кинетической энергии тела, потенциальной энергии тела, поднятого на высоту над поверхностью Земли, на использование закона сохранения полной механической энергии


§ 43 упр.(6)

§ 45 упр.(4)

Составл. ОК.





Контрольная работа

5

«Механическая работа, механическая энергия»

Контроль знаний и умений

Весь материал темы « Механическая работа, механическая энергия»




















Уметь применять знания при решении качественных и расчётных задач.



Повт §40-§ 45





Статика. Давление жидкостей и газов (14 часов)


Статика. Равновесие тел. Момент силы.

Урок изучение нового материала

Равновесие тела. Момент силы. Единица момента. Положительный и отрицательный моменты силы.

Знать: понятие плечо силы, равновесие тела, определение момента силы, единицы момента сила, условия равновесия тела.

Уметь определять плечо силы, по формуле рассчитывать момент и знак момента силы.

Наблюдать действие простых механизмов Понимать и объяснять условия равновесия тел.

Объяснять смысл физической модели: абсолютно твёрдое тело; физических величин: плечо силы, момент силы.

Применять условия равновесия рычага для объяснения действия различных инструментов, используемых в технике и в быту.

.

Решать задачи на условия равновесия твёрдых тел, вычисление мощности и КПД простых механизмов.

Понимать и объяснять принцип действия простых механизмов, смысл «золотого правила механики».

Понимать и объяснять смысл законов Паскаля, Архимеда.

Экспериментально исследовать давление твёрдых тел, жидкостей и газов.

Измерять атмосферное давление с помощью барометра-анероида.




§46

Вопросы


§46




Применение условий равновесия твёрдого тела. Решение задач.

Решение задач

Применение условий равновесия. Рычаги первого и второго рода.

Уметь применять условия равновесия тела при решении задач.

























§48

Примеры 1.2.

Задачи

(1-3)


§48






Простые механизмы

Комбинированный урок

Простые механизмы. Неподвижный и подвижный блоки. Блок как рычаг.

Знать простые механизмы. их виды, назначение, выигрыш в силе даваемый блоком.

Уметь формулировать «золотое правило» механики, решать задачи на условия равновесия рычага.

Полиспаст. Ворот. Лебедка

§48

Упр.

(1-3)


§48




Лабораторная работа №9 «Выяснение условий равновесия рычага»

Урок повторения, закрепления знаний

Применение условий равновесия











Уметь применять условие равновесия


Выполнять экспериментальные исследования с целью: нахождения центра тяжести плоского тела, изучения условий равновесия рычага





Повт §46-

§48


Повт §46-

§48




Коэффициент полезного действия

Комбинированный урок

КПД простых механизмов. Золотое правило механики









Знать: определение коэффициента полезного действия.

Уметь рассчитывать КПД простых механизмов.



Решать задачи на условия равновесия твёрдых тел, вычисление мощности и КПД простых механизмов.



§48

Упр.

(5)

тест


§48





Гидро- и аэростатика. Сила давления. Давление

Комбинированный урок

Сила давления. Давление. Единица давления.

Знать: определение давления, единицы давления, формулу для расчёта давления.

Уметь находить величины входящие в формулу давления, производить перевод единиц давления, силы и площади.


Понимать и объяснять основные свойства явлений: атмосферное

давление, гидростатическое давление, передача давления жидкостями и газами.



§49

Упр.

(1-4)


§49




Атмосферное давление. Закон Паскаля

Комбинированный урок

Атмосфера. Давление столба воздуха. Нормальное атмосферное давление. Закон Паскаля.

Знать: понятие атмосферное давление, причину атмосферного давления, понятие нормальное атмосферное давление, закон Паскаля.

Уметь рассчитывать силу нормального атмосферного давления, производить перевод единиц.

Применять закон Паскаля для объяснения действия гидравлических механизмов.


Изучать устройство и действие технических объектов: гидравлический пресс, жидкостный манометр, барометр-анероид.























§50

Упр.

(1-3)



§50




Гидростатичес

кое давление

Комбинированный урок

Давление внутри жидкости. Гидростатическое давление. Закон Паскаля в жидкости.

Знать: понятие гидростатическое давление, формулу, определяющую гидростатическое давление. Величины, от которых зависит гидростатическое давление.

Уметь применять формулу гидростатического давления при решении задач.


§51

Упр.

(1-3)



§51




Сообщающиеся сосуды

Комбинированный урок

Сообщающиеся сосуды. Использование их в технике. Гидравлический пресс.

Знать: понятие «сообщающиеся сосуды», устройство, назначение гидравлического пресса, зависимость высоты столбов жидкостей в сообщающихся сосудах от плотности.

Уметь объяснять принцип действия, приводить примеры применения гидравлического пресса, применять знания при решении задач.

Объяснять использование свойства сообщающихся сосудов при конструировании шлюзов.

Познакомиться с опытом Торричелли.


§ 52

Упр

(1,2),


§52




Измерение давления

Комбинированный урок

Жидкостный манометр. Опыт Торричелли. Миллиметр ртутного столба. Барометр-анероид.

Знать: методы и приборы для измерения давления и атмосферного давления, зависимость атмосферного давления от высоты, устройство и принцип действия барометра-анероида.

Уметь объяснять передачу давления в жидкостях и газах, использовать приборы для измерения давления.

Изучать устройство и действие технических объектов: гидравлический пресс, жидкостный манометр, барометр-анероид.



§ 53

Упр.

(1-3)


§53




Закон Архимеда. Плавание тел

Комбинированный урок

Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Плавание тел. Условие плавания тела на поверхности жидкости.

Знать: определение силы Архимеда, направление силы Архимеда, смысл закона Архимеда, условие плавания тел.

Уметь решать задачи на закон Архимеда и условие плавания тел.

Наблюдать действие архимедовой силы.

Решать задачи на использование законов гидро- и аэростатики.

Измерять модуль архимедовой силы с помощью динамометра с учётом погрешности

[Познакомиться с примерами использования законов гидрои аэростатики (создания подводных лодок, воздушных шаров, дирижаблей и других морских и воздушных судов)]



§ 54

Упр.

(1-4)

§54




Лабораторная работа № 10 «Измерение выталкиваю

щей силы».

Урок отработки экспериментальных и исследовательских умений


Экспериментальное изучение выталкивающей силы. Правила проведения лабораторной работы, ТБ.












Уметь проводить измерения, проводить расчеты, анализировать полученный результат, оформлять полученный результат в виде таблицы.

Наблюдать действие архимедовой силы.

Решать задачи на использование законов гидро- и аэростатики.

Измерять модуль архимедовой силы с помощью динамометра с учётом погрешности


Оформление работы,

Выводы, анализ

Повт.

§54




Равновесие жидкостей, газов и твёрдых тел

Урок систематизации, обобщения

Весь материал темы «Статика, гидро- и аэростатика»

















Уметь систематизировать и обобщать знания по темам: «Статика», «давление твёрдых тел, жидкостей и газов».



§54 (8)



Сост.ОК § 46-54





Контрольная работа

6 «Статика, гидро- и аэростатика».

Контроль знаний и умений


Весь материал темы «Статика, гидро- и аэростатика»













Уметь применять знания при решении качественных и расчётных задач.







64-68

Резерв