Календарно – тематическое планирование |
№ ур | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата |
П | Ф |
1 | Международное значение русского языка | 1 | Функции языка (один из мировых языков, язык межнационального общения), языки родственные русскому. | Знать функции языка, языки родственные русскому. Уметь составлять письменное высказывание о языке. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для значения родного языка в жизни человека и общества. | | |
| Повторение пройденного в 5-8 класса (5+1) | | |
2 | Фонетика. Лексика и фразеология. | 1 | Орфограммы за 5-7 классы, звуковой состав слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, диалектизмы, неологизмы, устаревшие слова, заимствованные слова. Их роль в тексте. | Знать особенности звуков (как наименьшей единицы языка) и их признаки, соблюдать в практике речевого общения орфоэпические нормы литературного языка. Уметь делать фонетический разбор слова, находить их в тексте, подбирать синонимы, антонимы, определять значение устаревших слов, фразеологизмов. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для увеличения словарного запаса. | | |
3 | Морфемика и словообразование. | 1 | Морфемы, способы образования слов, словообразовательный и морфемный разбор слова. | Знать определения морфем и способы словообразования Уметь делать словообразовательный и морфемный разбор слова. | | |
4 | Морфология. | 1 | Система частей речи. Принципы выделения: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Соблюдение основных морфологических норм русского языка. | Знать грамматические признаки всех частей речи. Уметь определять часть речи по грамм. признакам, делать морфологический разбор слов. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для увеличения словарного запаса. | | |
5 | Словосочетание и простое предложение. | 1 | Словосочетание, способы связи слов в словосочетании, грамматические значения, разбор словосочетания, виды простых предложений (осложненные и неосложненные, односоставные и двусоставные), синтаксический разбор простого предложения. | Знать особенности словосочетания как основной единицы синтаксиса, основные синтаксические нормы современного русского литературного языка. Уметь выделять словосочетание из предложения, определять способ связи слов в словосочетании. | | |
6 | Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в 5-8 классах» | 1 | Правописание существительных, глаголов, наречий, предлогов, деепричастий, союзов. Члены предложения. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (между однородными членами, выделение обособленных определений, обстоятельств) | Знать основные нормы русского литер. языка (орфоэпические, грамматические, орфографические, пунктуационные). Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для сохранения чистоты русского языка как явления культуры. | | |
7 | Р. р. Текст. Средства связи частей текста. Стили текстов. | 1 | Признаки текста, типы текстов, стиль текстов, микротемы, основная мысль, тема текста, средства связи частей текста. | Знать признаки текста. Уметь определять стиль текста, аргументировать свою точку зрения и создавать тексты разных стилей и типов речи на доступные темы. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения. | | |
Сложное предложение (1+1) |
8 | Основные виды сложных предложений. Союзные сложные предложения. | 1 | Союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные сложные предложения. | Знать виды сложных предложений. Уметь выделять простые предложения в составе сложного, средства связи частей предложения. | | |
9 | Р.р. Способы сжатого изложения текста. Тезисы. Конспект. | 1 | Способы сжатого изложения текста. Виды и правила составления тезисов и конспектов. | Знать способы сжатия текста, правила составления тезисов, конспектов, их отличительные особенности. Уметь составлять тезисы и конспекты. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для развития речевой культуры. | | |
Союзные сложные предложения 30 (23+7) |
10 | Основные группы сложносочиненных предложений. | 1 | Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными, противительными союзами; знаки препинания в них. | Знать основные группы сложносочиненных предложений. Уметь отличать их друг от друга, составлять предложения по схеме. | | |
11 12 | Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. | 2 | Виды сложносочиненных предложений. Разделительные знаки препинания между частями предложений. | Знать правила постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении. Уметь определять вид сложносочиненного предложения. | | |
13 | Р. р. Рецензия на литературное произведение, кинофильм | 1 | Понятия «рецензия», «реферат». Особенности построения рецензии на литературное произведение, кинофильм, правила составления рефератов. | Знать особенности составления рецензии, рефератов. Уметь составлять рецензию. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения. | | |
14 | Строение сложноподчиненного предложения. Знаки препинания. | 1 | Главное и придаточные предложения. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Место придаточного предложения по отношению к главному. | Знать строение СПП, правила постановки знаков препинания. Уметь выделять границы предложений в СПП, определять придаточное и главное предложения. | | |
15 | Р. р. Подготовка к сжатому изложению | 1 | Содержание, основная мысль прослушанного текста с соблюдением последовательности событий, словарная работа. | Уметь выделять микротемы, излагать содержание прослушанного текста, составлять план изложения. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | | |
16 | Р. р. Сжатое изложение с элементами сочинения. | 1 | Работа в черновиках, проверка, работа в тетрадях. | Уметь излагать содержание текста, корректировать, составлять собственное высказывание по теме. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для развития речевой культуры. | | |
17 | Схемы и основные группы сложноподчиненных предложений. | 1 | Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова, их отличие друг от друга. Порядок составления схем ССП | Знать порядок составления схем СПП. Уметь составлять схемы СПП. | | |
18 | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. | 1 | Группы СПП по их значению. Особенности СПП с придаточными определительными. | Знать основные группы СПП, отличительные особенности СПП с придаточными определительными. | | |
19 | Сложноподчиненные предложения с придаточными местоименно-определительными | 1 | Вопросы СПП с придаточными определительными, местоименно –определительными, средства связи предложений в составе СПП | Знать особенности СПП с придаточными определительными и местоименно-определительными. Уметь ставить знаки препинания, объяснять вид СПП. | | |
20 | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. | 1 | Вопросы придаточных изъяснительных, схемы, средства связи. | Знать особенности СПП с придаточными изъяснительными. Уметь выделять главное и придаточное предложения. | | |
21 22 | Сложноподчиненные предложения с придаточными степени и образа действия. | 2 | Вопросы, схемы, средства связи СПП с придаточными степени и образа действия. | Уметь определять и составлять СПП с придаточными степени и образа действия. | | |
23 | Сложноподчиненные предложения с придаточными места. | 1 | Вопросы, схемы, средства связи СПП с придаточными места. Место придаточного предложения по отношению к главному. | Уметь определять и составлять СПП с придаточными места. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для расширения круга используемых грамматических средств. | | |
24 | Сложноподчиненные предложения с придаточными времени. | 1 | Вопросы, схемы, средства связи СПП с придаточными времени. | Уметь определять и составлять СПП с придаточными времени. | | |
25 | Сложноподчиненные предложения с придаточными условными. | 1 | Вопросы, схемы, средства связи СПП с придаточными условными. | Уметь определять и составлять СПП с придаточными условными | | |
26 | Р.р. Подготовка к изложению с творческим заданием. | 1 | Содержание, основная мысль прослушанного текста с соблюдением последовательности событий, составить письменное высказывание – ответ на вопрос по тексту. | Уметь излагать содержание прослушанного текста, составлять собственное высказывание по теме. | | |
27 | Р.р. Изложение с творческим заданием. | 1 | Изложение содержания прослушанного текста с соблюдением последовательности событий, составить письменное высказывание – ответ на вопрос по тексту. | Уметь излагать содержание прослушанного текста, составлять собственное высказывание по теме. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для развития речевой культуры. | | |
28 | Сложноподчиненные предложения с придаточными причины. | 1 | Вопросы, схемы, средства связи СПП с придаточными причины. | Уметь определять и составлять СПП с придаточными причины. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для расширения круга используемых грамматических средств. | | |
29 | Сложноподчиненные предложения с придаточными цели. | 1 | Вопросы, схемы, средства связи СПП с придаточными цели. | Уметь определять и составлять СПП с придаточными цели | | |
30 | Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными. | 1 | Вопросы, схемы, средства связи СПП с придаточными сравнительными. | Уметь определять и составлять СПП с придаточными сравнительными | | |
31 | Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными. | 1 | Вопросы, схемы, средства связи СПП с придаточными уступительными. | Уметь определять и составлять СПП с придаточными уступительными. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для расширения круга используемых грамматических средств. | | |
32 | Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия | 1 | Вопросы, схемы, средства связи СПП с придаточными следствия. | Уметь определять и составлять СПП с придаточными следствия | | |
33 | Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными. | 1 | Вопросы, схемы, средства связи СПП с придаточными присоединительными. | Уметь определять и составлять СПП с придаточными присоединительными | | |
34 | Обобщение знаний по теме «Сложноподчиненные предложения». | 1 | Виды придаточных предложений. Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений. | Знать и уметь определять виды придаточных предложений, составлять схемы, определять средство связи предложений. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для бережного и сознательного отношения к родному языку. | | |
35 | Контрольная работа «Виды придаточных предложений». | 1 | Виды придаточных предложений, схемы, вопросы, средства связи простых предложений в составе сложного. | Знать и уметь определять виды придаточных предложений, составлять схемы, определять средство связи предложений. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для сохранения чистоты русского языка как явления культуры. | | |
36 37 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. | 2 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них. | Уметь выделять на письме СПП с несколькими придаточными, определять вид придаточных. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для расширения круга используемых грамматических средств. | | |
38 | Р.р. Деловые документы. | 1 | Автобиография, заявление. Правило составления. | Знать правила составления автобиографии, заявления. Уметь составлять автобиографию и заявление. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения. | | |
39 | Р.р. Академическое красноречие и его виды. | 1 | Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщения на лингвистическую тему. «Роль языка в жизни человека» | Знать виды, строение, языковые особенности академического красноречия. Уметь составлять сообщения на лингвистическую тему. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения. | | |
Бессоюзные сложные предложения 9 (7 +2) |
40 | Бессоюзные сложные предложения. Запятая в бессоюзном сложном предложении. | 1 | Особенности бессоюзного сложного предложения. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | Знать особенности бессоюзного сложного предложения, правило постановки запятой в бессоюзном сложном предложении. Уметь устанавливать смысловые отношения в БСП, ставить знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | | |
41 42 | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | 2 | Правила постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении. | Знать правило постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении. Уметь ставить знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | | |
43 44 | Тире в бессоюзном сложном предложении. | 2 | Правила постановки тире в бессоюзном сложном предложении. | Знать правило постановки тире в бессоюзном сложном предложении. Уметь ставить знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | | |
45 | Обобщение знаний по теме «Бессоюзные сложные предложения» | 1 | Особенности бессоюзного сложного предложения. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. | Уметь ставить знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для бережного и сознательного отношения к родному языку. | | |
46 | Контрольный диктант по теме «Бессоюзные сложные предложения» | 1 | Правила постановки запятой, двоеточия, тире в бессоюзном сложном предложении. | Уметь ставить знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для сохранения чистоты русского языка как явления культуры. | | |
47 48 | Р.р. Сжатое изложение с творческим заданием. | 2 | Содержание, основная мысль прослушанного текста с соблюдением последовательности событий, составить письменное высказывание – ответ на вопрос по тексту. | Уметь излагать содержание прослушанного текста, составлять собственное высказывание по теме. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для развития речевой культуры. | | |
Сложные предложения с разными видами связи 9 (6+3) |
49 50 | Сложные предложения с разными видами связи. | 2 | Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания. | Знать различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью. Уметь находить сложные предложения с разными видами связи. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для расширения круга используемых грамматических средств. | | |
51 52 | Знаки препинания в предложениях с разными видами связи. | 2 | Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания. | Знать различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью. Уметь находить сложные предложения с разными видами связи. | | |
53 | Р.р. Сочинение о выборе профессии с использованием сложных предложений. | 1 | Составление высказывания с использованием разных видов сложных предложений. | Уметь писать сочинение о выборе профессии. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для развития речевой культуры. | | |
54 | Обобщение знаний по теме «Сложное предложение». | 1 | Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания. | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи. Уметь ставить знаки препинания в таких предложениях. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для бережного и сознательного отношения к родному языку. | | |
55 | Контрольный диктант по теме «Сложное предложение». | 1 | Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; знаки препинания в них. | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для сохранения чистоты русского языка как явления культуры. | | |
56 57 | Р. р. Сжатое изложение текста научного стиля. | 2 | Содержание, изложение основного содержания прослушанного текста с соблюдением последовательности событий, используя приемы сжатия текста. | Уметь выделять подтемы текста, излагать основное содержание последовательно, не искажая информацию, применяя приемы сжатия текста. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для развития речевой культуры. | | |
Общие сведения о языке (3) |
58 | Понятие о языке. Работа со словарем. Язык как исторически развивающееся явление. | 1 | Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Русский язык – первоэлемент великой русской литературы. Доклад или реферат на историко-литер. тему ( по одному источнику) | Знать особенность орфографических, толковых и др. словарей, роль языка в жизни общества, о развитии языка. Уметь работать с разными словарями, связно рассказывать о роли языка в обществе. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества. | | |
59 | Русский литературный язык и его стили. | 1 | Наука о русском языке и её разделы, видные ученые – русисты, исследовавшие русский язык. Тезисы статьи на лингвистическую тему | Знать стили и особенности стилей языка. Уметь составлять тексты разных стилей. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения. | | |
60 | Контрольный тест по программе 9 класса. | 1 | Виды придаточных предложений, знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для сохранения чистоты русского языка как явления культуры. | | |
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (8) |
61 | Фонетика. Графика. Лексика. Фразеология. Орфография. | 1 | Звуки речи, их характеристика, оглушение, озвончение в словах. Правила правописания слов. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова и неологизмы. Их правописание. | Знать основные правила по теме «Лексика». Уметь пользоваться ими в речи, производить фонетический разбор слова. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для увеличения словарного запаса. | | |
62 | Состав слова и словообразование. Орфография | 1 | Морфемы в слове, морфемный разбор слова. Способы образования слов, словообразовательный разбор. Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему. | Знать способы словообразования, состав слова. Уметь делать словообразовательный разбор слов, выписывать тезисы статьи на лингвистическую тему. | | |
63 | Морфология. Именные части речи. Орфография. | 1 | Именные части речи: существительное, прилагательное, местоимение. Грамматические признаки, правила правописания именных частей речи. | Знать грамматические признаки именных частей речи. Уметь производить морфологический разбор слова. | | |
64 | Морфология. Глагол. Наречие. Орфография. | 1 | Глагол, причастия, деепричастия. Грамматические признаки. Орфограммы в глаголах, причастиях, деепричастиях. Наречие. Грамматические признаки наречий. Правила правописания наречий. Морфологический разбор наречий. | Знать грамматические признаки глагола. Уметь правильно писать глаголы, развивать навык правописания наречий, делать морфологический разбор наречий. | | |
65 | Морфология. Служебные части речи. Орфография. | 1 | Служебные части речи. Правописание служебных частей речи. Морфологический разбор. Конспект и тезисный план литературно-критической статьи. | Уметь определять служебные части речи писать их правильно. | | |
66 | Синтаксис словосочетания и простого предложения. | 1 | Типы связи слов в словосочетании. Виды простых предложений. Синтаксический разбор предложения и словосочетания. | Уметь производить синтаксический разбор простого предложения и словосочетания. | | |
67 | Синтаксис сложного предложения. | 1 | Виды сложных предложений. Правила постановки разных знаков препинания в сложных предложениях. Разбор. | Знать виды сложных предложений. Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях. | | |
68 | Контрольная работа как допуск к ОГЭ. | 1 | | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования. | | |