МБОУ ДОД «Дом детского творчества г. Мензелинска РТ»
Рабочая программа кружка
«3Д моделирование»
1-2 четверть
Составитель:
Салимова Гульфия Максутовна,
Учитель информатики II квалификационной категории
г.Мензелинск - 2013 год
Программа курса «3Д моделирование»
Пояснительная записка
Известно, что системный анализ – это целенаправленная творческая деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление объекта в виде системы. Процессы изучения и использования свойств системы становятся определяющими и решающими для успешной практической деятельности. Одним из современных инструментов системного анализа и синтеза систем является информационное (абстрактное) моделирование, проводимое на компьютерах. Информационные модели могут имитировать существенные черты объектов-оригиналов и достаточно точно воспроизводить их поведение.
Младший школьный возраст является началом формирования универсальных учебных действий у детей. Одним из видов УУД являются познавательные УУД, которые, в свою очередь, включают следующие действия: исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции. В 8-9-ом классе большое внимание уделяется исследованию. С этой целью учащиеся занимаются моделированием объектов, процессов, явлений из любых предметных областей в ранее освоенной программной среде.
Таким образом, одной из сильнейших сторон информатики является ее интегративный характер. Используя идеологию системного подхода, можно изучать объекты и процессы из разных предметных областей, используя для этого современные компьютерные средства и методы. Следует отметить, продуктивный характер подобной деятельности, в основу которой заложена ориентация на исследование и творчество. При этом помимо развития системного мышления может быть достигнута не менее важная цель – закрепление знаний и умений, полученных учеником на других школьных предметах.
Цель курса – научить моделированию в различных средах: Paint, MWord, MPowe Point, Adobe Photoshop подробно рассматривая каждый этап моделирования на примере большого количества задач. Основное внимание уделяется этапу формализации задач и разработке информационной модели изучаемого объекта или системы. В зависимости от типа задачи моделирование проводится в системе графического, текстового редактора, и текстового процессора учитывая возрастные особенности детей.
В основе данного курса лежит формирование теоретической базы и овладение учащимися конкретными навыками использования компьютерных технологий в различных сферах человеческой деятельности.
К теоретической базе мы относим знание общих принципов решения задач с помощью компьютера, понимание того, что значит поставить задачу и построить компьютерную модель, знание основных способов алгоритмизации. Навыки использования информационных технологий предполагают умения работать с готовыми программными средствами.
В соответствии с этим занятия делятся на теоретическую и практическую части. На теоретической части создаются компьютерные модели и алгоритмы решения задач. В ходе практических работ учащиеся пишут программы и проводят компьютерные эксперименты.
Программа курса «Компьютерного моделирования» рассчитана на 72 учебных часов: 17ч. отводится на теоретические занятия и 55 ч. – на компьютерные эксперименты.
В результате изучения курса учащиеся должны:
Знать классы задач, ориентированные на моделирование в том или ином процессоре;
Иметь представление о компьютерном конструировании;
Знать структуру информационных моделей;
Знать технологию работы в среде графического и текстового редакторов;
Уметь составлять и проводить поэтапное моделирование, осуществлять компьютерный эксперимент.
Задачи:
Обучающие:
- расширять знания, полученные на уроках информатики, и способствовать их
систематизации;
- сформировать навыки работы в графических и текстовых редакторах: MWord, MPowe Point , Paint, Adobe Photoshop;
- научить технологии создания и редактирования графических и текстовых объектов, используя
инструменты графических и текстовых программ;
- проиллюстрировать этапность работы над рисунком, текстом, дать своеобразный
графический, текстовый алгоритм.
Развивающие:
- развивать творческое воображение, фантазию, художественный вкус, графическое и текстовое
умение;
- развивать зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое отношение к
предметам и явлениям действительности, формировать творческую индивидуальность;
- способствовать развитию познавательного интереса к информатике.
Воспитывающие:
- увлечь учащихся, заинтересовать как сюжетом рисунка, так и самим творческим
процессом;
- воспитывать умение планировать свою работу;
- выработать у учащихся усидчивость, старательность в выполнении задания,
требовательность к себе;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Формы обучения
Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические, творческие работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с графикой, текстом и компьютером как инструментом обработки.
Касаясь методики обучения, следует сказать о необходимости активизации познавательной деятельности, расширения и разнообразия заданий творческого характера.
В целом же использование того или иного метода определяется характером учебного материала.
Формы работы
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
фронтальной – подача учебного материала всему коллективу учеников;
индивидуальной – самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы;
групповой - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых минигрупп или подгрупп с
учётом их возраста и опыта работы.
Примерная структура занятия
Организационный момент (2 мин).
Разбор нового материала, теоретическая часть занятия (10 мин).
Физкультминутка (3 мин).
Работа за компьютером, выполнение практических заданий (20 мин).
Подведение итогов занятия (5 мин).
Формы контроля
– текущий (наблюдение и изучение способностей ребят в процессе обучения, в ходе выполнения практических заданий);
– периодический контроль (проводится по итогам выполнения практических заданий);
– итоговый (выставка творческих работ).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие
Знакомство с компьютерным кабинетом. Правила поведения в кабинете информатики.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения.
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Защита информации от компьютерных вирусов.
Практические работы:
Классификация программного обеспечения;
Просмотр информации о параметрах папки и файла;
Работа в программе Проводник;
Выполнение стандартных действий с окнами;
Изменение параметров рабочего стола;
Проверка файлов на наличие вируса;
Обработка текстовой информации
Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстового редактора Word. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Технология работы с иллюстрациями. Печать текста.
Практические работы:
Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения.
Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.
Форматирование текстовых документов.
Вставка в документ изображений, работа с ними.
Вставка в документ формул.
Создание и форматирование списков.
Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Обработка графической информации
Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Редактирование изображения в растровом редакторе Paint. Редактирование изображения в векторном редакторе Word.Форматы графических файлов.
Практические работы:
Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.
Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования.
Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.
Сканирование графических изображений.
Мультимедийные технологии
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Использование анимации и гиперссылок в презентации.
Практические работы:
Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда.
Демонстрация презентации.
Обработка материала, монтаж информационного объекта.
Обработка числовой информации
Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.
Практические работы:
Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.
Создание и обработка таблиц.
Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.
Построение диаграмм и графиков.
Форматы графических файлов
Векторные форматы. Растровые форматы. Методы сжатия графических данных.
Сохранение изображений в стандартных форматах, а также собственных форматах
графических программ. Преобразование файлов из одного формата в другой.
Программы векторной и растровой графики
Создание иллюстраций
Введение в программу Photoshop
Рабочее окно программы Photoshop
Особенности меню. Рабочий лист. Организация панели инструментов. Панель
свойств. Палитра цветов. Строка состояния.
Эффект объема
Метод выдавливания для получения объемных изображений. Перспективные и изометрические изображения. Закраска, вращение, подсветка объемных изображений.
Перетекание
Создание технических рисунков. Создание выпуклых и вогнутых объектов.
Получение художественных эффектов.
Работа с фотографией
Сохранение и загрузка изображений в Photoshop
Особенности работы с рисунками, созданными в различных версиях программы Photoshop. Импорт и экспорт изображений в Photoshop.
Разработка итогового проекта. Конкурс работ
Программа курса «3Д моделирование»
1 четверть
| Название темы | Количество часов | дата |
Всего | Теория | Практика | 1гр | 2гр |
-
| 1. Информационные основы процессов управления. 1.1. Техника безопасности при | 2 | 2 | - | 22.09.14 | 15.09.13 |
-
| работе на компьютере. Правила поведения в компьютерном классе. Понятие модели. 1.2 Информационная модель объекта. |
-
| 2. Основы классификации объектов. 2.1. Классификация моделей. | 2 | 1 | | 24.09 | 17.09 |
-
| 2.2 Инструменты моделирования. Этапы моделирования | | | 1 |
-
| Творческая работа в графическом редакторе | 1 | | 1 | 26.09 | |
-
| 3. Моделирование в среде графического редактора 3.1 Представление о моделировании в среде графического редактора | 14 | 4 | 10 | 29.09 | 19.09 |
-
| 3.2 Моделирование геометрических операций. | | | |
-
| 3.2.1. Деление отрезка на n равных частей | | | | 1.10 | 22.09 |
-
| 3.2.2. Построение окружности, заданного радиуса и определение ее центра | | | |
-
| Творческая работа в графическом редакторе | | | 1 | 3.10 | |
-
| 3.2.3. Деление угла пополам | | | | 6.10 | 24.09 |
-
| 3.2.4. Построение равностороннего треугольника с заданной стороной | | | |
-
| 3.2.5. Построение треугольника по трем сторонам. | | | | 8.10 | 26.09 |
-
| 3.3. Конструирование- разновидность моделирования | | | |
-
| Творческая работа в графическом редакторе | | | | 10.10 | |
-
| 3.3.1. Моделирование паркета из набора геометрических объектов. | | | | 13.10 | 29.09 |
-
| 3.3.2. Конструирование из мозаики. Создание меню мозаичных форм. | | | |
-
| 3.3.3. Создание геометрических композиций из готовых мозаичных форм | | | | 15.10 | 1.10 |
-
| 3.3.4. Создание узоров для лоскутной мозаики. | | | |
-
| Творческая работа в графическом редакторе | | | 1 | 17.10 | |
-
| 3.3.5. Трехмерное конструирование из кирпичиков. | | | | 20.10 | 3.10 |
-
| Создание набора кирпичиков для конструирования. 3.3.6. Моделирование расстановки мебели 3.3.7. Создание меню строительного конструктора. Моделирование композиций с помощью строительного конструктора | | | | | |
-
| 4. Моделирование в среде текстового процессора 4.1. Словесные модели. 4.2. Моделирование составных документов. | 15 | 2 | 13 | 22.10 | 6.10 |
-
|
-
| Творческая работа в текстовом редакторе | 1 | | 1 | 24.10 | |
-
| 4.2.1. Поздравительная открытка 4.2.2. Наградной диплом 4.2.3. Афиша | | | | 27.10 | 8.10 |
-
|
-
| 4.2.4. Научный текст 4.3. Структурные модели | | | | 29.10 | 10.10 |
-
|
-
| Творческая работа в текстовом редакторе | 1 | | 1 | 31.10 | |
-
| 4.3.1. Протокол классного собрания 4.3.2. Разбор предложения с помощью составления схем | | | | 3.11 | 13.10 |
-
|
-
| 4.3.3. Создание схем классификации объектов Создание фрагмента расписания уроков | | | | 5.11 | 15.10 |
-
|
-
| Творческая работа в текстовом редакторе | 1 | | 1 | 7.11 | |
| | 35 | 9 | 26 | | |
2 четверть |
| Название темы | Количество часов | дата |
Всего | Теория | Практика | 1гр | 2гр |
| Моделирование в среде MICROSOFT POWER POINT | | |
-
| Презентации MICROSOFT POWER POINT . | 2 | 1 | 1 | 10.11 | 5.11 |
-
|
-
| Ознакомление со средой MICROSOFT POWER POINT. | 2 | 1 | 1 | 12.11 | 7.11 |
-
|
-
| Творческая работа в MPower Point | | | 1 | 14.11 | |
-
| Структура документа MICROSOFT POWER POINT. | 2 | 1 | 1 | 17.11 | 10.11 |
-
|
-
| Запуск MICROSOFT POWER POINT. | 2 | 1 | 1 | 19.11 | 12.11 |
-
|
-
| Творческая работа в MPower Point | | | 1 | 21.11 | |
-
| Создание презентации. | 2 | 1 | 1 | 24.11 | 14.11 |
-
|
-
| Вставка в программу картинок, диаграмм, добавление эффектов анимации, видео и звуковых файлов. | 2 | | 2 | 26.11 | 17.11 |
-
|
-
| Творческая работа в MPower Point | 1 | | 1 | 28.11 | |
-
| Сохранение и показ презентации. | 2 | | 2 | 1.12 | 19.11 |
-
|
-
| Создание слайд фильма «Мультфильм». | 2 | | 2 | 3.12 | 21.11 |
-
|
-
| Творческая работа в MPower Point | 1 | | 1 | 5.12 | |
-
| Графический редактор Photoshop | 20 | 3 | 17 | | |
-
| Знакомство с графическим редактором Photoshop. Основы обработки изображений. Изучение панели инструментов | 1 | 0,5 | 0,5 | 8.12 | 24.11 |
-
| Знакомство с палитрами. Закрашиваем цветом. Инструменты рисования. | 1 | | 1 |
-
| Работа с текстом. Выделение областей. Операции с областями. | 1 | 0,5 | 0,5 | 10.12 | 26.11 |
-
| Изменение масштаба. Слои. Эффекты слоя. Трансформация слоя. | 1 | 0,5 | 0,5 |
-
| Творческая работа с графическим редактором Photoshop | 1 | | 1 | 12.12 | |
-
| Текстовые слои. Комбинация изображений. Фотомонтаж. | 1 | | 1 | 15.12 | 28.11 |
-
| Создание фотомонтажа с собственным фото. | 1 | 0,5 | 0,5 |
-
| Маски и каналы. | 2 | | 2 | 17.12 | 1.12 |
-
|
-
| Творческая работа с графическим редактором Photoshop | 1 | | 1 | 19.12 | |
-
| Основы коррекции тона. Основы коррекции цвета. Рисование кривых произвольной формы. | 2 | | 2 | 22.12 | 3.12 |
-
|
-
| Фильтры. Работа с фильтрами. Коллаж. | 2 | | 2 | 24.12 | 5.12 |
-
|
-
| Творческая работа с графическим редактором Photoshop | | | | 26.12 | |
-
| Создание проекта "Открытка к празднику" | 1 | | 1 | 29.12 | 8.12 |
| | 72 | 7 | 30 | | |
Учащиеся должны знать:
возможности графического редактора Paint и назначение управляющих элементов;
основные графические объекты-примитивы, использующиеся для создания рисунков;
технологию создания и редактирования графических объектов.
назначение и возможности графического редактора Adobe Photoshop;
назначение объектов интерфейса графического редактора Adobe
Photoshop
технологию создания и редактирования графических объектов.
Учащиеся должны уметь:
работать в среде графического редактора Paint;
создавать и редактировать любой графический объект;
осуществлять действия как с фрагментом, так и с рисунком в целом;
выполнять рисунки и изображения разной степени
работать в среде графического редактора Adobe Photoshop;
работать с отсканированными и полученными цифровым фотоаппаратом
изображениями;
работать со слоями, с цветом, инструментами для рисования, с
шрифтами;
применять контуры, фильтры для получения эффектов изображения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц;
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций
информационных объектов.
Ожидаемые результаты обучения – по окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы в графических и текстовых редакторах MWord, MPowe Point, Paint и Adobe Photoshop;
умение самостоятельно применять основные инструменты и приемы, используемые в растровой компьютерной
графике при создании и редактировании графических объектов; выполнять рисунки и изображения разной степени сложности.
Список литературы:
Для педагога:
1. Николаева В.А., Сурков В.А. Использование Microsoft Office в школе // Москва. – 2002.
2. Левкович О.А. Основы компьютерной грамотности. Минск, ТетраСистемс, 2005.
3. В.Макарова, «Информатика и ИКТ», задачник по моделированию, 7-9 классы, Питер, 2001г.
4. Образовательные сайты Интернет.
5. Онлайн учебник по курсу www.dolinin-infografika.narod.ru
Интернет ресурсы:
www.metod-kopilka.ru – Методическая копилка учителя информатики
http://www.klyaksa.net/ - Информатика и ИКТ в школе. Компьютер на
уроках
http://ru.wikipedia.org/ - Википедия – свободная энциклопедия.
http://www.issl.dnttm.ru — сайт журнала «Исследовательская работа
школьника».
http://www.nmc.uvuo.ru/lab_SRO_opit/posobie_metod_proektov.htm
http://www.fsu-expert.ru/node/2251 - ИНФОРМАТИКА и ИКТ. Программа
для базового уровня (системно-информационная концепция);
http://www.5byte.ru/8/0006.php - Информатика на пять
http://go-oo.org -Cвободный пакет офисных приложений
http://www.gimp.org/ - GIMP (Гимп) — растровый графический редактор
http://www.inkscape.org/ - Inkscape Векторный графический редактор
http://www.softcore.com.ru/graphity - Программа может служить отличной
заменой стандартному графическому редактору Paint.